Рыбный Мурман. 1988 г. Март.

Мурманск и мурманчанки 1 У ...Стрелка настенных ча­ сов чуть дрогнула и еле за­ метным движением пододви­ нулась. 8 часов 18 минут. «Успела», — облегченно вздохнула Вера. И так каж ­ дый день. Сына — в школу. Дочку — в садик. И в 8.18, будь добра, сама явись. Ни минутой позже. 8.19 — уже опоздание. Слава богу. за последние десять лет их не было... Пока Вера Афанасьевна Дворникова, секретарь гене­ рального директора объеди­ нения «Мурманская судо­ верфь», пошла в канцелярию за почтой, введу читателей в курс дела. Сейчас в стране исполняют обязанности секретарей более гдвух с половиной миллионов человек. В основном это женщины. Что мы знаем о их работе? То, что им над­ лежит отвечать на звонки и не «пущать» к начальнику. Чувствую. напрашивается встречный вопрос: «А разве что-то еще?» Я тоже не знала об этом «что-то», пока не пообщалась с профессиональным секрета­ рем, пока не «поработала» немного рядом. В.место отве­ та предлагаю вам стать на время секретарем. У пего 40 абонентов прямых, кроме моих, телефонов. Как ни зайду — все говорит, го­ ворит. или пишет что-то. У него дел — уйма. А в при­ емную звонят все. И всем надо Иванова. Говорят, когда нет началь­ ника, дело в конторе идет своим чередом, когда нее от­ сутствует секретарь, его не могут заменить и десять муд­ рейших начальников. На мо­ мент моего прихода на судо­ верфь четко сбывалась- пер­ вая половина шутки. Жизнь в конторе била ключом, не­ смотря ни на что. ...Принимает телефоно­ грамму: — Несмотря на наши те­ лефонограммы... Постойте, когда это вы нам их посыла­ ли, чт(>-то не припомню. А кто принимал? Капухин? Странно. Ладно. диктуйте дальше. Вера Афанасьевна в раз­ думье кладет трубку и гля­ дит в окно. Уже светло. Пол­ день. Снежок- валит... Наби­ рает номер: — Кто у вас Напухни? Нет такого? А была телефо­ нограмма чистить пути? Со станции Мурманск. Там по­ дали вагоны, а пути не рас ­ чищены. Простой, говорят, за ваш счет. Значит, нет. Лад­ но, поищем. Снова набирает номер: ' ■ / ТАТАК. ПОЧТЛ НА СТОЛЕ. * * «Генерала» ( так сослу­ живцы в шутку называют гене­ рального директора судоверфи &$ориса Дмитриевича Иванова) ждут два довольно срочных письма. Ничего, подождут — через день вернется из коман­ дировки. А вот с главным ин­ женером посложнее. Впрочем, он же звонил. Обещал вырвать­ ся. На «больничном», а все равно — работа... •Е Р А А Ф А Н А С Ь Е В Н А В ЗД РО ГН УЛ А . Толь­ ко подумала, как открылась дверь, и зашел Корейский. Начал с ходу: «Вера , я док­ лад пишу, разыщи-ка мне...» И пошло-поехало... «Вера, Храпов не здесь?» (Влади­ мир Евгеньевич Храпов, зам. по производству, замещает Иванова на время команди­ ровки.) «Вера , может, Румян­ цев подпишет?» «Вера , р а ­ бочие класть линолеум не приходили?» И звонки, звон­ ки, звонки... Вот один из них. Вера Афанасьевна берег трубку. — Приемная. Здравст­ вуйте. А вы по какому воп­ росу? Ну почему не хотите говорить, мне легче будет вас направить. Нет, Иванов в командировке. Кран течет? — Долго слушает. В это время звонит другой аппарат, бро­ сив во вторую телефонную трубку «Минуточку!», Вера Афанасьевна, видимо, преры­ вает собеседника. — Извини­ те. а вы купите тогда кран, и пусть вам его поставят. Вы имеете в виду ремонт всей отопительной системы? Запи­ сывайте: 7-24-50. Помощник генерального по быту. Нико­ лай Африканович. До свида­ ния. И тут же в другую трубку: *П риемная, здра вствуйте...» Честно говоря, уже при­ мерно через час я ошалела от посетителей и звонков. Захотелось уйти в тихий, шуршащий бумажками, каби­ нет. Делюсь впечатлениями с Верой Афанасьевной. Она сдержанно улыбает-ся. Она вообще сдержанна. — Разве это работа? Гене­ ральный в командировке. Ко­ рейский болеет... Я не рабо­ таю — отдыхаю. Мы еще с ва.ми чаю попьем. Ну, это блинсе к обеду. Сейчас — не дела, а так... разминка. Oil, чуть не забыла. Набирает номер телефона. — Николай Африканович! Вас завтра исполком пригла­ шает.. Слушают вопрос но выполнению наказов избира­ телей. Я знаю, что телефонограм­ ма пришла на имя Иванова^ Секретарь сняла с него эту заботу. Это уже не первое и не второе самостоятельное решение, выбранное ею за утро. Практически она принима­ ет их постоянно. Именно с а ­ мостоятельные решения. По стандартам Международной ассоциации секретарей, сегод­ ня квалифицированный ее представитель обязан сбере­ гать до 40 процентов време­ ни руководителя. Для этого он должен лично разрешать примерно половину телефон­ ных запросов, четверть пере­ адресовывать другим, давать необходимый ответ или ин­ формацию каждому четверто­ му посетителю. Если б Иванов, был сегод­ ня на месте — все равно бы ни один из "вопросов, которые раздавались в приемной, его бы не коснулся. Впрочем, к этим прибавилось бы втрое больше других. — Какой самый тяжелый день недели? — Вера А ф а ­ насьевна отвечает сразу же, — пятница. Конечно, пятни- -ца, причем вторая ее поло­ вина. А если «повезет», то когда пятница выпадает на последний день месяца. До­ мой прихожу и не могу гово­ рить. И не хочется говорить. В такие минуты думаю; «Как хорошо, что у меня нет теле­ фона». Ибо, если б только услышала снова звонок, ду­ маю. не пережила бы. Смеется. Трещит телефон. Я заметила, что Вера А ф а ­ насьевна обычно не сразу снимает трубку, даже если не занята чем-то срочным. При­ выкла к звонкам. А вообще она, наверное, не типичный секретарь. Или наоборот... Уж слишком мы критичны по отношению к представительницам э гой профессии. Причем, вроде бы, поделом. Как ни посмотришь какой-нибудь художествен­ ный фильм, где на втором плане гуляет секретарша, так осадок остается: бесконечный «треп» по телефону, немыс­ лимые одежды, килограммо­ вый слой косметики. Вот он. образ. Одна героиня Лии Ахеджаковой в «Служебном романе» чего стоит. А в 'жизни? Таких я встречала редко, хотя но роду журна­ листской деятельности при­ шлось побывать во многих приемных. — Я думаю, что такие де­ вочки все-таки есть еще... — эт-о мнение генерального ди­ ректора судоверфи Бориса Дмитриевича Иванова. — Да. есть. Там. где бестолковое хозяйство, бестолковый руко­ водитель. Приемная — лицо предприятия. Какой вас встретит секретарь, как нач­ нет с вами работать, — ясно, что там за руководитель. Так типична Вера А ф а ­ насьевна или нет? Если счи­ тать за тип тот, что мы опи­ сали, то — нет. Минимум косметики. Неброский наряд. Только типичны ли «очаро- вашки» сейчас, вот в чем де­ ло... Наверное, тоже нет. Сейчас, когда предприятие борется за выживаемость в жестком и бурном море хоз­ расчета, самофинансирова­ ния. других экспериментов, на карту ставится все, в том числе и толковый помо­ щник «главного» в лице сек­ ретаря. С этой точки зрения Вера Афанасьевна типична. Я спросила ее __ не страшно ли самой принимать решения, может, стоит посоветоваться с кем-нибудь из первых пер­ сон? Она удивилась: — А зачем тогда я буду нужна? Я — как фильтр, пропускаю только то, что ну­ жно директору. Но при этом, конечно, дела «не стопорю». В — Алло, Аня? Здравст­ вуй. Кто такой Капухин? Диспетчер, должен быть. Ин­ тересно... Кому же телефо­ нограмму дали? Соедини-ка с Батарепым. Александр Юрьевич! Минуточку! Не уезжайте! У меня телефоно­ грамма со станции 'Мур­ манск-... Через час выяснили, что эта телефонограмма должна была поступить не к ним. а на С Р З ММФ . Ошибочка вы­ шла. И никакого Канухина здесь нет все правильно. |СЯ КО БЫВАЕТ. Обычное дело. А вот когда брига­ да вваливается в приемную... Разгоря чейные. недовольныс рабочие. Сразу к генерально­ му. Надо отдать должное Ива­ нову: когда он бывал на месте, никогда не затягивал конфликт. Другой начал бы: «А вы поче­ му не на рабочем месте?», то да се. Нет, Иванов сразу к се­ бе приглашает. Что интересно. В последние годы такого нет. Раньше при­ ходили, и часто. Теперь — нет. Теперь на месте вопросы реша­ ют. А чаще всего — и сами. Что ни говори, а отражается на работе секретаря жизнь предприятия. Раньше, когда шел прием по личным вопросам, зайдет человек, мнется, стесня­ ется, слова не скажет, будет стоять, пока раза два не ска­ жешь: «Да садитесь же. в но­ гах правды нет». Сейчас — безо всякой робости, как у се­ бя дома. Пли те же иностран­ цы. Зачастили в последнее вре­ мя. Выходим на прямые связи. Иванов не куда-нибудь, а в ГДР уехал. Контакты с фир­ мами налаживает. Американцы приезжают. Идет жизнь, меня­ ется. КАБИНЕТЕ У В Р А ­ ЧА знакомая медсест­ ра заполняет карточку. — Вера! Ты работу не сменила? — Нет, там же. — И не надоело тебе на побегушках быть? • Обратно шла домой пеш­ ком и думала. Может, зря все? З р я радовалась интерес­ ной работе. И вообще — то­ В му, что все так удачно сло­ жилось. — Единственное. что удивляет, пришлось столк­ нуться с недоверием. Многие из посетителей (незнакомых, конечно) приходят сразу же настроенными против меня. Воспринимают как помеху. К этому нужно привыкнуть. — Вера Афанасьевна улыбает­ ся. — А я. наоборот, хочу помочь. Ну скажу человеку «проходите», а у генераль­ ного совещание. Кому хуже будет? — Но неужели ни разу не приходилось говорить неправ­ ду? Ведь наверняка были си­ туации. когда нежелательно отвлекать, а посетителю — надо? — Н-нет. Честно. Иногда и хорошо бы соврать, и хо­ чется. Но не умею. Ей-богу. Специалисты подсчитали: секретарь только 10 процен­ тов своего времени тратит на бумаги. Остальное — обще­ ние с людьми. Практически весь день. Когда тебя люди понимают, — великое дело. — Не знаю, владеет ли Вера Афанасьевна основами психологии, но знание струк­ туры производства, характе­ ров управленцев — этого у нее не отнять. Какая-то ин­ туиция помогает ей запросто решать конфликты и преду­ преждать их. — Это мнение Б. Д. Иванова. — Она мой главный помощник. — ...Приемная. Здравст­ вуйте. А телеграмму на чье имя посылали? Я думаю, что она «ушла» в производствен­ ный отдел. Странно, должны отреагировать. Хорошо, я им позвоню и напомню. До сви­ дания. Вера Афанасьевна чта-то записывает в блокноте. Пояс­ няет: Стараюсь нее записы­ вать. Раньше без шпаргалок обходилась. DAHbU IE ... Раньше в род- * ном Курске после школы сразу попала в приемную пред­ седателя райисполкома. Случай­ но. Тоже мне, секретарь была. Ничего не умела. Одним паль­ цем на машинке стучала. Уеха­ ла в Мурманск за романти­ кой. Ни знакомых, ни родни. Так. рискнула. Здесь было трудно с работой. Как и сей­ час, впрочем, женщине. Хоро­ шо,, специальность была, в книжке трудовой записано: секретарь-машинистка. Вакансий нет, начальник от­ дела кадров (тогдашний) Па­ вел Тимофеевич Золотавин зво­ нил куда-то, пытался найти место. Хотя не плакалась, не просилась отчаянно. Нету в ха­ рактере этого. Кому какое де­ ло, что жить негде? Короче, не нашел тогда Павел Тимофее­ вич ничего, отправил: «Прихо­ ди попозже». Ушла. А куда ид­ ти? Снова через несколько дней пришла. I I все молчком. Плюнул он и взял временно на другую должность. Через два месяца одна из секретарей-ма- шинисток в декрет уходит. Взяли. Правда, временно. Но через год другая машинистка уволилась. Теперь на ее место. Так и осталась здесь. Вот уже пятнадцать лет. В общежитии и судьбу свою встретила. По­ женились, муж тоже на верфи работает. Максим родился. Сейчас ему 12 лет. Потом доч­ ка Анюта. Время летит. О СТЫЛ ЧАЙНИК за разговором. Уехал «добаливать» свое главный инженер. Затишье. Правда, временное, обеденное. Сей­ час придет Храпов, всё на­ чнется сначала. А пока звонит телефон. Ве­ ра Афанасьевна снимает трубку и произносит: «При­ емная, здравствуйте...» С. САВИНА. Фото В. КОРЕЦКОГО. рыбный мурман 4 марта 1988 года о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz