Рыбный Мурман. 1988 г. Июнь.

о финансовая деятельность береговых предприятий Беседа за небольшим столом ВЕДУЩИЙ: — Научная про­ дукция стала товаром. Отрас­ левая наука должка теперь са- г.:а себя «прокормить». В то же время и потребители, перейдя на хозрасчет, стали тщательнее считать деньги. «Кормить» за просто так не будут. Значит, в бюро должны были прейти ка- ниё-то радикальные перемены. Г. И. Мараков: — О них го ­ ворить преждевременно. Прак­ тически производственно-тема­ тический план на этот год формировался в прежних ус­ ловиях. Существенных измене­ ний нет и не могло быть. Ведь кроме постановлений и прика­ зов о переводе на полный хозрасчет и самофинансирова- ние, никаких практических ре­ комендаций не было. Э коно ­ мические нормативы получи­ ли з первом квартале, да и они потом менялись. Перевод проводился в таком «пожарном» тем­ пе, что ни осмыслить, ни «пощупать» новые условия было просто некогда. Л. И. Калюжный: — При­ мерно так ж е скороспело про ­ ходила кампания по сокраще­ нию штато-з. С 1983 года со­ кращено почти полтысячи че- лезек. ВЕДУЩИЙ: — Наверное сы­ грало свою роль стереотипное мнение: «Они там в ЦПКТБ ни­ чего не делают». Л. И. Калюжный: — Скорее есс го . Но ведь при непроду­ манной ломке люди были взвинчены д о предела. Мы по­ теряли многих замечательных специалистов. Прикрыли фили­ ал в Архангельске — теперь его впору вновь открывать. ^ 60 человек ушли от нас — 5 * р е ш л и в «Г ипрорыбфлот». С зой оперативный отдел пе­ редели судоверфи — нет те- пеоь этого отдела. ВЕДУЩИЙ: — Но сокраще­ ние численности теперь всяче­ ски стимулируется. К. Н. Лебедева: — За каж ­ дого, кто работает в бюро, мы перечисляем в бюджет 300 рублей. Это и есть плата за трудовые ресурсы. Так что, на первый взгляд, сокращать численность — прямой резон. Но (упрощаю ситуацию до примитивизма) так ведь и до нуля можно дойти. Выгодно же ! Позволю, однако, напом­ нить, что во многом из-за не­ внимания к научному потен- ^ЕГОДНЯ НАШИ СОБЕСЕДНИКИ — работ- ^ ннки Центрального проектно -конструк­ торского и технологического бюро (ЦПКТБ). Представляем их: гласный инженер Гурий Иванович Мараков, заместитель заведующего планово-экономическим отделом Кира Нико­ лаевна Лебедева, секретарь парткома Леонид Иванович Калюжный, председатель проф ко ­ ма Александр Леонидович Первухин. На распутье 9 Ш В циалу мы вынуждены сегодня покупать оборудование япон­ ское, немецкое, финское и лрочее, и прочее. Поскольку уж я взяла сло­ во, то замечу, так сказать, вдогонку Гурию Ивановичу. Да, радикальных перемен по­ ка не видно. Они будут. Но существенным, основопола­ гающим для нас является уже то, что теперь мы имеем план по прибыли. Раньше прибыль для нас вообще была чуть ли не криминалом. Заработал де­ сятку — изволь истратить столько же. Ни в коем случае не девять рублей — накажут. Теперь нам определен уро­ вень рентабельности в 21 про­ цент. А это значит, что госу­ дарству (и себе) мы ежегодно должны давать миллион при­ были. ВЕДУЩИЙ: — Следовательно, теперь эту прибыль вы будете выжимать из потребителя вся­ ческими правдами и неправда­ ми. К. Н. Лебедева: — Только правдами. Те же флоты не очень-то разбегутся финанси­ ровать невыгодные темы. Ска­ жем, уже сейчас видно, что план на 1989 год набирается очень трудно. ВЕДУЩИЙ: — А не может получиться так, что вам «пе­ ребегут дорогу» научные си­ лы, скажем, из Калининграда? Ведь цену за свои разработки они берут без полярных над­ бавок. Г. И. Мараков: — Но им же надо платить командировоч­ ные. Поэтому так на так и получится. Сложность в дру­ гом. Недавно мы по­ лучили письмо из тралфлота, в котором однозначно сказа­ но: «В новых условиях хозяй­ ствования флот не предусмат­ ривает перечисление средств проектным организациям из фонда .материального поощре­ ния». Речь идет о уже завер­ шенных работах, за которые неизвестно кто теперь будет с нами расплачиваться. В об ­ щем, ситуация непредсказуе­ ма и неизвестно, что нас ждет. Кстати, на распутье мы и в плане определения дальней­ шей судьбы организации. Раз­ говоров много. И о создании научно-производственного объ­ единения, и о слиянии с «Гип- рорыбфлотом». Мы обеими руками за концентрацию науч­ ных сил, но не пора ли от слов к делу переходить? А. Л. Первухин: — Тем бо­ лее что из-за такой неопреде­ ленности мы не можем ре­ шать вопрос о переходе на новые тарифные ставки и ок­ лады. ВЕДУЩИЙ: — Отсутствие та­ кой информации сказывается и на социальных сторонах жиз­ ни коллектива. А. Л. Первухин: — Безуслов­ но. Со своей стороны мы вся­ чески стремимся убирать гра­ ницы гласности и демократии. Нас долго учили не высовы­ ваться, иначе голова может слететь. С трудом , с холод­ ком по спине, но эта психоло­ гия переламывается. Л. И. Калюжный: — В этом плане сейчас совершенно по- иному проводятся Дни партко­ ма и идеологические планер­ ки. И если кто-то из присутст­ вующих руководителей «за­ жмет» полученную информа­ цию от коллектива, то доста­ нется ему крепко. ВЕДУЩИЙ: — Я знакомился с материалами вашей п роф со ­ юзной конференции, недавнего партийного собрания, с итога­ ми анкетирования. Перемены видны во всем. Хотелось бы узнать о перспективных на­ правлениях будущей работы. Г. И. Мараков: — Они зало­ жены в Основных направлени­ ях научно-технического прог­ ресса в рыбном хозяйстве Се­ верного бассейна на период до 2010 года. Коротко : мы взяли курс на непрерывную модернизацию судов. Эта ра­ бота ставится во главу угла. Большое значение придаем внедрению автоматизирован­ ных систем управления. И, ко ­ нечно, не будем скидывать со счетов то, что на бассейне нас называют «скорой по­ мощью». ВЕДУЩИЙ: — Благодарю за беседу! участок: « за » к т о т » -jJkCPT-M «Иткуль» и СРТ-р '<Верхнедвинск», принадле­ жащие колхозу «Северная звезда», ремонтируются сей- методом коллективного :юдряда на СРЗ-2 объедине­ ния «Мурманская судо­ верфь». Н. И. Воскобойников, мор­ ской инспектор колхоза «Се­ верная звезда»: — Считаю, что ПХУ не продуман до конца, нет на­ стоящей взаимной заинтере­ сованности. Например, тра­ диционный саморемонт сей­ час включен в заказ ПХУ. Колхоз за эти объемы выпла­ тит СРЗ-2 58,5 тысячи руб­ лей, а если бы эти работы выполнялись экипажем по старой системе, цена была бы только 2 тысячи 956 рублей. Мне кажется, тем са­ мым искусственно раздуты объем и сроки ремонта. Н. Н. Свиридов, началь­ ник механико-судовой служ- . бы: — Раньше у нас ни один корабль вовремя из ремонта не выходил. Конечно, при ремонте методом ПХУ стои­ мость работ существенно воз­ росла, но все затраты оку­ пятся в случае досрочного выхода из ремонта. З а месяц работы на промысле СРТ-м покроет все расходы на пре­ мии, правда, это зависит и от обстановки на промысле. Ю . Г. Дунин, директор СРЗ-2: — Коллектив завода со ­ гласно плану должен на су­ дах типа СРТ-м достигать суточной отработки 350 смет­ ных часов. Старыми метода­ ми мы вырабатываем только 60 процентов от этой нормы. И только применение ПХУ дает нам возможность дости­ гать требуемой суточной от­ работки. Вот здесь-то и «зарыта со­ бака». Становится ясно, по­ чему завод заставляет кол­ хоз-судовладелец ставить суда в ремонт только мето­ дом ПХУ. Заводчанам необ­ ходимо «давать план». И решают управленцы свои проблемы за счет судовла­ дельца да и своих же рабо­ чих: создали ПХУ, достигли плановой выработки и успо­ коились. В. В. Новиков, слесарь ПХУ-40: — Когда создавали ПХУ, агитировали нас: «Идите ту­ да, заводу это нужно». Со­ гласились. Директор сказал: «Большое вам спасибо, что вы отважились». И все. Обе­ щали помощь, а выделили в трубопроводном цехе уго­ лок, так и тот ЗИПом дру­ гих бригад завален. Показательно и другое. ПХУ-40 создавался для ре­ монта СРТ-р «Верхне­ двинск», а когда к заводской стенке встал СРТ-м «Ит­ куль» (того же колхоза), руко­ водство СРЗ-2 решило: чего мудрить, расширим участок, пусть ремонтирует оба суд­ на. И навязали решение не­ смотря на сопротивление и членов ПХУ (и судовых, и заводских), и руководства колхоза «Северная звезда». И хотя решение об укруп­ нении бригады было пра­ вильным, рациональным, его «силовое» внедрение во мно­ гом подорвало веру в реаль­ ную самостоятельность у многих членов подрядного коллектива. И последнее: коллектив­ ный подряд в судоремонте зародился в объединении «Керчьрыбпром» и имеет одну маленькую, но сущест­ венную деталь — проводят там в основном МРТО , при­ чем суда ремонтируются на базах технического обслу­ живания своего же флота, то есть деньги за ремонт пе­ рекладываются хоть и боль­ шие, но из одного флотского кармана в другой — тоже флотский. П. БОЛЫЧЕВ, наш корр . = 9 сях : iggr : язе. гдад: жада ив ЯП г г в МУРМАНСКОМ рыбном порту планомерно осуществляется перевод работников на новые ус­ ловия оплаты труда. Расчеты показали: если ввести новые тарифные ставки н долж­ ностные оклады, порту необходи­ ма добавка к фонду заработной платы не менее пяти миллионов рублей. Где их взять, не выходя из границ заработанных средств? Решили выделить каждому подраз­ делению порта свой фонд зарпла­ ты и предоставить самостоятель­ но отыскивать резервы в своем коллективе. В каждом подразделе­ нии и в порту были созданы ко­ миссии, которые руководили всей работой по переходу на новые тарифные ставни и оклады. В с о ­ став комиссий входят трудящие­ ся, представители партийной и профсоюзной организации, воз­ главляет их руководитель данного подразделения. По указанию парткома порта вопрос о переходе на новые усло­ вия оплаты труда обсуждался не­ однократно на партийных собра ­ ниях наждого цеха, в партийных группах. Проводилась экономиче­ ская учеба среди руководителей и ИТР подразделений порта. Коммунисты повели широкую разъяснительную работу. Была обеспечена широкая гласность. Для экономии средств было признано необходимым использо­ вать следующие пути. Сокраще­ ние численности работников, пе­ ресмотр норм выработки и других норм трудовых затрат. Тарифика­ ция рабочих мест. сокращение выплат в виде надбавок, доплат, в ряде случаев относительное уменьшение премиальных, повы­ шение производительности тру­ да за счет сокращения персона­ ла и совмещения профессий, р а с ­ ширение зон обслуживания. К апрелю на новую систему оп­ латы труда перешли навигацион­ ная камера, портовая мастерская, третий грузовой район, ПСМ «Кольская». В принципе готовы к этому энергохозяйство, цех обслу­ живания, первый грузовой район. Но не все идет гладко. Привычка работать по-старому, непонимание смысла происходящих перемен, консерватизм мышления в ряде случаев вызывают негативную ре­ акцию. Отдельные работники стараются воспрепятствовать внедрению но­ вых форм оплаты труда. Много жалоб и недовольств вы­ зывает тарификация рабочих мест, в результате которой у ряда работ­ ников понижается разряд. Действи­ тельно, все время человек рабо ­ тал, имея пятый разряд, а тут вдруг ему присваивают четвер­ тый. Но дело в том, что, согласно новому справочнику, разряд работ­ ника зависит от вида выполняе­ мых работ, требования к кото­ рым, согласно этому же справоч­ нику, ужесточены. Однако поднята тарифная ставка, причем таким образом, что тариф нового, ска­ жем, четвертого разряда, выше, чем у старого пятого. Особенно инерция мышления проявилась при пересмотре норм времени на ' погрузочно-разгрузоч- ных работах. Первая реакция рабочих на это предложение: «Ес­ ли повысят норму времени, то упадет расценка, а значит, и з а ­ работок». Но дело в том, что, по­ вышая норму времени, админи­ страция одновременно повышает и тариф. В результате расценка за тонну груза увеличивается, а значит, и заработок докера — то­ же, так как он получает не за выполнение нормы, а за количе­ ство выгруженных тонн. Тем са ­ мым повышается роль тарифа как основы заработка рабочих. Система премирования также ориентируется на выполнение пла­ новых заданий, а не норм. Чтобы объяснить все это, при­ шлось немало потрудиться. Но окончательно убедить рабочих не удалось. Привычка мыслить по- старому: «Взял норму — зар аб о ­ тал», оказалась сильнее всяних разъяснений. Зародилось подозрение, что руководство порта просто хочет внедрить высокие нормы и тем самым ущемить рабочих, а за их счет перевести на новые оклады работников управления. Но это в норне не так. Большие трудности ожидаются при переходе на новые оклады р а ­ ботников управления. Здесь глав­ ным резервом для отыскания средств является сокращение чи­ сленности персонала. Предполага­ ется сократить не менее 30 про­ центов работников управления. И. РЫЧКОВ, секретарь парткома морс ­ кого рыбного порта. Ьаишзщдйши 3 июня 1888 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz