Рыбный Мурман. 1988 г. Июнь.
о финансовая деятельность береговых предприятий Беседа за небольшим столом ВЕДУЩИЙ: — Научная про дукция стала товаром. Отрас левая наука должка теперь са- г.:а себя «прокормить». В то же время и потребители, перейдя на хозрасчет, стали тщательнее считать деньги. «Кормить» за просто так не будут. Значит, в бюро должны были прейти ка- ниё-то радикальные перемены. Г. И. Мараков: — О них го ворить преждевременно. Прак тически производственно-тема тический план на этот год формировался в прежних ус ловиях. Существенных измене ний нет и не могло быть. Ведь кроме постановлений и прика зов о переводе на полный хозрасчет и самофинансирова- ние, никаких практических ре комендаций не было. Э коно мические нормативы получи ли з первом квартале, да и они потом менялись. Перевод проводился в таком «пожарном» тем пе, что ни осмыслить, ни «пощупать» новые условия было просто некогда. Л. И. Калюжный: — При мерно так ж е скороспело про ходила кампания по сокраще нию штато-з. С 1983 года со кращено почти полтысячи че- лезек. ВЕДУЩИЙ: — Наверное сы грало свою роль стереотипное мнение: «Они там в ЦПКТБ ни чего не делают». Л. И. Калюжный: — Скорее есс го . Но ведь при непроду манной ломке люди были взвинчены д о предела. Мы по теряли многих замечательных специалистов. Прикрыли фили ал в Архангельске — теперь его впору вновь открывать. ^ 60 человек ушли от нас — 5 * р е ш л и в «Г ипрорыбфлот». С зой оперативный отдел пе редели судоверфи — нет те- пеоь этого отдела. ВЕДУЩИЙ: — Но сокраще ние численности теперь всяче ски стимулируется. К. Н. Лебедева: — За каж дого, кто работает в бюро, мы перечисляем в бюджет 300 рублей. Это и есть плата за трудовые ресурсы. Так что, на первый взгляд, сокращать численность — прямой резон. Но (упрощаю ситуацию до примитивизма) так ведь и до нуля можно дойти. Выгодно же ! Позволю, однако, напом нить, что во многом из-за не внимания к научному потен- ^ЕГОДНЯ НАШИ СОБЕСЕДНИКИ — работ- ^ ннки Центрального проектно -конструк торского и технологического бюро (ЦПКТБ). Представляем их: гласный инженер Гурий Иванович Мараков, заместитель заведующего планово-экономическим отделом Кира Нико лаевна Лебедева, секретарь парткома Леонид Иванович Калюжный, председатель проф ко ма Александр Леонидович Первухин. На распутье 9 Ш В циалу мы вынуждены сегодня покупать оборудование япон ское, немецкое, финское и лрочее, и прочее. Поскольку уж я взяла сло во, то замечу, так сказать, вдогонку Гурию Ивановичу. Да, радикальных перемен по ка не видно. Они будут. Но существенным, основопола гающим для нас является уже то, что теперь мы имеем план по прибыли. Раньше прибыль для нас вообще была чуть ли не криминалом. Заработал де сятку — изволь истратить столько же. Ни в коем случае не девять рублей — накажут. Теперь нам определен уро вень рентабельности в 21 про цент. А это значит, что госу дарству (и себе) мы ежегодно должны давать миллион при были. ВЕДУЩИЙ: — Следовательно, теперь эту прибыль вы будете выжимать из потребителя вся ческими правдами и неправда ми. К. Н. Лебедева: — Только правдами. Те же флоты не очень-то разбегутся финанси ровать невыгодные темы. Ска жем, уже сейчас видно, что план на 1989 год набирается очень трудно. ВЕДУЩИЙ: — А не может получиться так, что вам «пе ребегут дорогу» научные си лы, скажем, из Калининграда? Ведь цену за свои разработки они берут без полярных над бавок. Г. И. Мараков: — Но им же надо платить командировоч ные. Поэтому так на так и получится. Сложность в дру гом. Недавно мы по лучили письмо из тралфлота, в котором однозначно сказа но: «В новых условиях хозяй ствования флот не предусмат ривает перечисление средств проектным организациям из фонда .материального поощре ния». Речь идет о уже завер шенных работах, за которые неизвестно кто теперь будет с нами расплачиваться. В об щем, ситуация непредсказуе ма и неизвестно, что нас ждет. Кстати, на распутье мы и в плане определения дальней шей судьбы организации. Раз говоров много. И о создании научно-производственного объ единения, и о слиянии с «Гип- рорыбфлотом». Мы обеими руками за концентрацию науч ных сил, но не пора ли от слов к делу переходить? А. Л. Первухин: — Тем бо лее что из-за такой неопреде ленности мы не можем ре шать вопрос о переходе на новые тарифные ставки и ок лады. ВЕДУЩИЙ: — Отсутствие та кой информации сказывается и на социальных сторонах жиз ни коллектива. А. Л. Первухин: — Безуслов но. Со своей стороны мы вся чески стремимся убирать гра ницы гласности и демократии. Нас долго учили не высовы ваться, иначе голова может слететь. С трудом , с холод ком по спине, но эта психоло гия переламывается. Л. И. Калюжный: — В этом плане сейчас совершенно по- иному проводятся Дни партко ма и идеологические планер ки. И если кто-то из присутст вующих руководителей «за жмет» полученную информа цию от коллектива, то доста нется ему крепко. ВЕДУЩИЙ: — Я знакомился с материалами вашей п роф со юзной конференции, недавнего партийного собрания, с итога ми анкетирования. Перемены видны во всем. Хотелось бы узнать о перспективных на правлениях будущей работы. Г. И. Мараков: — Они зало жены в Основных направлени ях научно-технического прог ресса в рыбном хозяйстве Се верного бассейна на период до 2010 года. Коротко : мы взяли курс на непрерывную модернизацию судов. Эта ра бота ставится во главу угла. Большое значение придаем внедрению автоматизирован ных систем управления. И, ко нечно, не будем скидывать со счетов то, что на бассейне нас называют «скорой по мощью». ВЕДУЩИЙ: — Благодарю за беседу! участок: « за » к т о т » -jJkCPT-M «Иткуль» и СРТ-р '<Верхнедвинск», принадле жащие колхозу «Северная звезда», ремонтируются сей- методом коллективного :юдряда на СРЗ-2 объедине ния «Мурманская судо верфь». Н. И. Воскобойников, мор ской инспектор колхоза «Се верная звезда»: — Считаю, что ПХУ не продуман до конца, нет на стоящей взаимной заинтере сованности. Например, тра диционный саморемонт сей час включен в заказ ПХУ. Колхоз за эти объемы выпла тит СРЗ-2 58,5 тысячи руб лей, а если бы эти работы выполнялись экипажем по старой системе, цена была бы только 2 тысячи 956 рублей. Мне кажется, тем са мым искусственно раздуты объем и сроки ремонта. Н. Н. Свиридов, началь ник механико-судовой служ- . бы: — Раньше у нас ни один корабль вовремя из ремонта не выходил. Конечно, при ремонте методом ПХУ стои мость работ существенно воз росла, но все затраты оку пятся в случае досрочного выхода из ремонта. З а месяц работы на промысле СРТ-м покроет все расходы на пре мии, правда, это зависит и от обстановки на промысле. Ю . Г. Дунин, директор СРЗ-2: — Коллектив завода со гласно плану должен на су дах типа СРТ-м достигать суточной отработки 350 смет ных часов. Старыми метода ми мы вырабатываем только 60 процентов от этой нормы. И только применение ПХУ дает нам возможность дости гать требуемой суточной от работки. Вот здесь-то и «зарыта со бака». Становится ясно, по чему завод заставляет кол хоз-судовладелец ставить суда в ремонт только мето дом ПХУ. Заводчанам необ ходимо «давать план». И решают управленцы свои проблемы за счет судовла дельца да и своих же рабо чих: создали ПХУ, достигли плановой выработки и успо коились. В. В. Новиков, слесарь ПХУ-40: — Когда создавали ПХУ, агитировали нас: «Идите ту да, заводу это нужно». Со гласились. Директор сказал: «Большое вам спасибо, что вы отважились». И все. Обе щали помощь, а выделили в трубопроводном цехе уго лок, так и тот ЗИПом дру гих бригад завален. Показательно и другое. ПХУ-40 создавался для ре монта СРТ-р «Верхне двинск», а когда к заводской стенке встал СРТ-м «Ит куль» (того же колхоза), руко водство СРЗ-2 решило: чего мудрить, расширим участок, пусть ремонтирует оба суд на. И навязали решение не смотря на сопротивление и членов ПХУ (и судовых, и заводских), и руководства колхоза «Северная звезда». И хотя решение об укруп нении бригады было пра вильным, рациональным, его «силовое» внедрение во мно гом подорвало веру в реаль ную самостоятельность у многих членов подрядного коллектива. И последнее: коллектив ный подряд в судоремонте зародился в объединении «Керчьрыбпром» и имеет одну маленькую, но сущест венную деталь — проводят там в основном МРТО , при чем суда ремонтируются на базах технического обслу живания своего же флота, то есть деньги за ремонт пе рекладываются хоть и боль шие, но из одного флотского кармана в другой — тоже флотский. П. БОЛЫЧЕВ, наш корр . = 9 сях : iggr : язе. гдад: жада ив ЯП г г в МУРМАНСКОМ рыбном порту планомерно осуществляется перевод работников на новые ус ловия оплаты труда. Расчеты показали: если ввести новые тарифные ставки н долж ностные оклады, порту необходи ма добавка к фонду заработной платы не менее пяти миллионов рублей. Где их взять, не выходя из границ заработанных средств? Решили выделить каждому подраз делению порта свой фонд зарпла ты и предоставить самостоятель но отыскивать резервы в своем коллективе. В каждом подразделе нии и в порту были созданы ко миссии, которые руководили всей работой по переходу на новые тарифные ставни и оклады. В с о став комиссий входят трудящие ся, представители партийной и профсоюзной организации, воз главляет их руководитель данного подразделения. По указанию парткома порта вопрос о переходе на новые усло вия оплаты труда обсуждался не однократно на партийных собра ниях наждого цеха, в партийных группах. Проводилась экономиче ская учеба среди руководителей и ИТР подразделений порта. Коммунисты повели широкую разъяснительную работу. Была обеспечена широкая гласность. Для экономии средств было признано необходимым использо вать следующие пути. Сокраще ние численности работников, пе ресмотр норм выработки и других норм трудовых затрат. Тарифика ция рабочих мест. сокращение выплат в виде надбавок, доплат, в ряде случаев относительное уменьшение премиальных, повы шение производительности тру да за счет сокращения персона ла и совмещения профессий, р а с ширение зон обслуживания. К апрелю на новую систему оп латы труда перешли навигацион ная камера, портовая мастерская, третий грузовой район, ПСМ «Кольская». В принципе готовы к этому энергохозяйство, цех обслу живания, первый грузовой район. Но не все идет гладко. Привычка работать по-старому, непонимание смысла происходящих перемен, консерватизм мышления в ряде случаев вызывают негативную ре акцию. Отдельные работники стараются воспрепятствовать внедрению но вых форм оплаты труда. Много жалоб и недовольств вы зывает тарификация рабочих мест, в результате которой у ряда работ ников понижается разряд. Действи тельно, все время человек рабо тал, имея пятый разряд, а тут вдруг ему присваивают четвер тый. Но дело в том, что, согласно новому справочнику, разряд работ ника зависит от вида выполняе мых работ, требования к кото рым, согласно этому же справоч нику, ужесточены. Однако поднята тарифная ставка, причем таким образом, что тариф нового, ска жем, четвертого разряда, выше, чем у старого пятого. Особенно инерция мышления проявилась при пересмотре норм времени на ' погрузочно-разгрузоч- ных работах. Первая реакция рабочих на это предложение: «Ес ли повысят норму времени, то упадет расценка, а значит, и з а работок». Но дело в том, что, по вышая норму времени, админи страция одновременно повышает и тариф. В результате расценка за тонну груза увеличивается, а значит, и заработок докера — то же, так как он получает не за выполнение нормы, а за количе ство выгруженных тонн. Тем са мым повышается роль тарифа как основы заработка рабочих. Система премирования также ориентируется на выполнение пла новых заданий, а не норм. Чтобы объяснить все это, при шлось немало потрудиться. Но окончательно убедить рабочих не удалось. Привычка мыслить по- старому: «Взял норму — зар аб о тал», оказалась сильнее всяних разъяснений. Зародилось подозрение, что руководство порта просто хочет внедрить высокие нормы и тем самым ущемить рабочих, а за их счет перевести на новые оклады работников управления. Но это в норне не так. Большие трудности ожидаются при переходе на новые оклады р а ботников управления. Здесь глав ным резервом для отыскания средств является сокращение чи сленности персонала. Предполага ется сократить не менее 30 про центов работников управления. И. РЫЧКОВ, секретарь парткома морс кого рыбного порта. Ьаишзщдйши 3 июня 1888 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz