Рыбный Мурман. 1988 г. Июнь.
На гастролях в Заполярье L • . L i_i _ П _ . l i L i ; ‘ l i в i шил Б ЛАГОЕ ДЕЛО — ЛЕ1НИЕ *ГАС^Р01ИИ, тЬб1<телям< Театра праздник. В город приезжает новый театр, и на привычной сцене М урманского драмтеатра совсем другие актеры, совсем непривычные спектакли. При современной нивелировке театра, когда 5—6 пьес нещад но тиражируются по всей стране, искреннее уважение вызывает репертуар театра из Белоруссии. Не обошлось, конечно, без Л. Разумовской и А. Галина — самых популярных на сегодняшний день драматургов, но не первый год идет «Макбет» Шекспира, а еще среди авторов — Реньяр, Олби, Булгаков, Розов, Быков. Театр актерской правды [ГАСТРОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМ. М. ГОРЬКОГО В МУРМАНСКЕ, ИЮНЬ 1988 ГОДА) С ПЕКТАКЛЬ «ЗНАК БЕДЫ» создан по повести В. Бы- кова. Военная тема, местный автор — как часто эти понятия отодвигают на второй план ис кусство театра. Этот же спек такль интересен вниманием к человеку, к его поступкам, ло гике поведения и реакции на меняющуюся действительность. Все внимание сосредоточено на простых крестьянах Степа ниде и ее муже . Заслуженным артистам БССР О. Клебанович и А. Ткаченку удалось создать истинно народные образы. «Макбет» поставлен Б. Лу ценко с определенной ориен тацией на индивидуальность Р. Янковского, играющего за главную роль. Действие вра щается вокруг Макбета, в центр поставлен именно он, а не леди Макбет, как это часто бывает. Но при этом очевидны издержки — другие герои ото шли в тень, сливаются с фо ном, а фоном служит пантоми ма, разыгрываемая в проемах сценической конструкции. Макбет Янковского, безус ловно, незаурядная личность, с истинной страстью стремя щаяся к королевскому трону, он по-человечески мучается той ценой, которой приходится оплачивать этот путь. Но есть .-V ли то, ради чего стоит лить по- 1 токи крови? Тщательность постановки от личает «Все в саду» американ ско го драматурга Э. Олби. Ре жиссер В. Маслюк ставит спек такль о нравах общества и уровне нравственности, как ме риле его духовного состояния. Семейный мир Ричарда (засл. арт. РСФСР А. Брухацкий) и Дженни (3. Асмолова) весь построен в кредит — за любое удобство, а тем более — ро скошь, нужно платить. Чем больше денег, тем больше комфорта и счастья. Эта про стая философия имеет логи ческое завершение — будут деньги и не будет никаких проблем, если закрыть глаза на некоторые детали — что эти деньги зарабатывает ж ен * в доме свиданий... Ричард, искренне протестую щий против подобного позо ра, свыкается с этим очень быстро, узнав, что все жены его приятелей подрабатывают в заведении миссис Туз. А приняв участие в убийстве со седа Джека — художника-вы- пивохи, доброго малого и слу чайного миллионера (интерес ная работа актера А. Яковле ва), неизбежно становится ак тивным пособником этого при быльного дела. Отсюда вывод: там, где деньги — бог, нет места нравственности. Пьеса была написана моло дым драматургом лет двад цать назад, но театр поставил ее как психологическую дра му в традициях театра Ибсена. Олби — из поколения абсур дистов, и влияние театра аб сурда четко прослеживается в структуре пьесы. Очень жаль, что режиссер этого не почувст вовал. Не так давно нам стало из вестно, что проститутки есть не только на Западе. А. Галин написал пьесу «Звезды на ут реннем небе» об отечествен ных представительницах древ нейшей профессии. Для режиссера М. Абрамова важно провести грвницу меж ду парадной жизнью , где зву чит ликующая музыка, и суще ствованием тех, мимо которых проходит эстафета олимпий ского огня и кому нет места в столице, превращаемой на время Олимпиады в «образцо вый коммунистический город». Режиссер не взывает к на шему состраданию к заблуд шим душам, не занимается смакованием прежде запрет ной темы. В лучших традициях русской литературы (вспомним Соню Мармеладову и Катю Маслову) театр обращает вни мание на корни этого явле ния... В обществе, в котором име ются две стороны — парад ная и теневая, возникает и двойная мораль. Исследова- ниЮ 'этого | ^ш^ения -посвящен спектакль по пьесе Л. Разу мовской «Ночные карлики и Антигона», более известный как «Дорогая Елена Сергеев на». Эта пьеса широко идет по стране после многолетнего за-; прета, вызывает жаркие дис куссии. Многие видели спектакль М урманского драмтеатра. В заформализованном, полном малообъяснимой режиссерской символики спектакле мурман чан действуют заведомые под лецы, злобно издевающиеся над учительницей. В спектакле белорусского те атра четверо десятиклассников не страдают психической па тологией. Обыкновенные дети, правда, с развращенными ду шами, которые, не случись об стоятельства или сдайся учи тельница раньше, ничем бы не отличались от остальных. По этому этот спектакль не о ком-то далеком (как кажется после просмотра спектакля мурманчан), а о наших детях. Вина за происходящее ложит ся на каждого из нас. Вот только несколько работ интереснейшего коллектива из столицы Белоруссии. Из от дельных спектаклей создается образ театра. Первое, что бро сается в глаза, — это театр крепко го мастерства, в первую очередь, актерского, основан ного на высоком профессио нализме труппы. Здесь недо пустима ставшая привычной на сцене халтура, игра «с холод ным глазом». Ведущий актер театра народный артист СССР Р. Янковский не блещет оди нокой звездой на пустынном небосклоне, а поддержан це лым созвездием мастеров среднего поколения, и, что оставляет самое благоприятное впечатление, молодые актеры не отстают от них. Главный режиссер театра Валерий Маслюк умело исполь зует возможности актеров, так тично не заслоняет их режис серскими изысками, решая спектакли в основном в пла не психологическом. Отдельного разговора требу ют инсценировка по роману М. Булгакова «Мастер и Маргари та» и новая пьеса В. Дударева «И был день», премьера кото рой состоялась в Мурманске. Театр серьезно говорит о серь езных вещах, это подкупает и находит отклик у зрителей. Мурманчане, как будто изго лодавшись по крепком у про фессиональному театру, каж дый вечер полностью заполня ют зрительный зал — пустых мест нет. В. ПЕТРУКОВИЧ, председатель секции крити ки Мурманской организа ции Союза театральных деятелей РСФСР. В гостях у муз Ш КОЛ ЬНЫЙ ОРКЕСТР. Фото В. СЕМАКОВА. Юбилеи Флаги времени К SO-ЛЕТ)1Ю СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МУРМАНСКОГО ПИСАТЕЛЯ II. II. БЛШЮВА Е СТЬ ЛЮДИ , чьи имена не возможно не вспоминать, говоря или думая о Мурман ске, это они — судьба и исто рия нашего города. Среди них моряк и писатель Николай Николаевич Блинов, 80-летие со дня рождения которого бы ло отмечено недавно мурман чанами. 16 июня состоялся вечер па мяти писателя в областной на учной библиотеке. Так счастли во совпало, что вся писатель ская семья собралась в этот день в Мурманске. Александра Серапионовна Хрусталеиа, вдова Н. Н. Блинова. незадолго до этого встретила вернувшегося из рейса младшего сына, тоже моряна и писателя, Бориса Ни колаевича Блинова; к этому дню приехал из Моснвы Нико лай Николаевич, старший сын, тоже писатель, профессор , док тор технических наук, специа лист по медицинской радиаци онной технике. Пришли на вечер мурман ские писатели, друзья, те, ко му доро г Николай Николаевич деятельной своей любовью к нашему морскому городу и его людям ; добротой и гуман ностью своих книг. И это был действительно вечер памяти старейшего мурманского пи сателя, всегда отличавшегося добрым отеческим вниманием к тем, кто его окружал, к мо лодому литературному подро сту. Об этом говорили и вспо минали писатели-мурманчане В. С. Маслов, В. Л. Тимофеев, В. П. Семенов, Л. А. Крейн, В. А. Смирнов, преподаватель высшего мореходного учили ща, литератор О. В. Мальцев, редактор Мурманского книж ного издательства А. Б. Тимо феев; пришли в библиотеку и коллеги Николая Николаевича по училищу, преподаватели, и его ученики, и нынешние к у р санты среднего мореходного училища. Все собравшиеся со гласились с Леонидом Алек сандровичем Крейном, поддер жали его предложение о том, что хорошо было бы, если в Мурманском мореходном учи лище имени Месяцева появи лась мемориальная доска Ни колая Николаевича Блинова, а одна из библиотек города зва лась бы его именем. Гостям вечера посчастливи лось увидеть уникальную вы ставку, подготовленную Алек сандрой Серапионовной и сы новьями Борисом Николаевичем и Николаем Николаевичем. Ста рые фотографии времен архан гельской молодости, более позд ние, мурманские уже; докумен ты, альбом с газетными и ж у р нальными вырезками-публика циями о литературной работе Блиновых. Но главное на вы ставке — книги, все книги пи сательской семьи Блиновых. Среди них и новые: только что вышедшее второе издание кни ги Н. Н. Блинова «Судьбы. Лю ди под палубой» и книга-Еоспо- минание А. С. Хрусталевой «Здесь мой причал». Ко време ни пришлись они, по-настоя щему согрели и порадовали. Есть еще одна книга Н. Н. Блинова, которая вышла чуть раньше, в 1987 году, в москов ском издательстве «Молодая гвардия». Это повесть «Костер и парус», продолженная и рас ширенная Николаем Блииовым- младшим, сыном, появившаяся с новым названием — «Флаг на грот-мачте». Написана повесть целиком на жизненном материале, впе чатлениях, воспоминаниях Ни колая Николаевича-старшего. Это его пионерская пора, его друзья, старшие товарищи. «В этой книге я кое-что выдумал, — пишет Н. Н. Блинов, — из менил некоторые имена, но главное осталось без измене ний. Главное — это первый городской отряд, первые пио неры Архангельска...» Какие они, давние сверстни ки нынешних мальчишек и дев чонок, что их отличает, что роднит с сегодняшними пионе рами? Похожи они страстью к приключениям, тайнам, шало стям, вечным детским любо пытством. Но есть в них и то, что заставляет еще раз обра титься к прошлому, подивить ся и порадоваться их стрем лению найти свое настоящее дело, участвовать по мере сил в той большой, серьезной ра боте, которая была зарожде нием социализма, порадовать ся ясности — в определении своего места в сложной жизни страны; желанию быть похо жими на своих старших това- рищей-коммунистов и ком со мольцев, громадной потребно сти учиться, овладевать культу рой, самостоятельности мыс лей и поступков. Главное в книге — время. Нелегкое, противоречивое, ре волюционное. Но чистыми и светлыми, устремленными вдаль, в будущее были мысли людей этой поры, не предпо лагавших о том, какие слож ности и жестокие испытания придется пережить. Наше «сегодня» мы тоже называем временем револю ционных преобразований, вре менем обновления, надежд: мы так же верим в лучшее бу дущее. Сегодня нам нужна книга Николая Николаевича Блинова «Флаг на грот-матче», чтобы знать, что позади годы трудной и прекрасной жизни, чтобы укрепиться в надеждах, почерпнуть новые силы в этом светлом, добром, роллантиче- с к и - Б о з в ы ш е н н о м повество вании. Е. РОЖКОВА. Г о с т и с ЦТ Стихи в салоне корабля D ОБЕДЕННЫЙ ПЕРЕРЫВ на борту большого морозильного рыболовного траулера «Град» царило оживление: к эки пажу с творческим отчетом о своей работе пришли дикторы Гос- телерадио СССР Софья Ивановна Токарская и Евгений Василье вич Леонов. Они хорошо знакомы рыбакам по передачам Цент рального телевидения и Всесоюзного радио. И вот встреча на палубе траулера... С. Токарская и Е. Леонов увлекательно, порой с мягким юм о ром, рассказали о своей работе и творческой деятельности кол лег, не обошли молчанием и курьезные случаи из своей прак тики. А потом в салоне корабля для экипажа звучали под ак компанемент семиструнной гитары песни на слова Сергея Есе нина, стихи поэта. Непродолжительный обеденный перерыв можно использовать для интересного досуга. «Для этого нужны инициатива и крепкие контакты с культбазой плавсостава», — выразил свое мнение рефмеханик И. Харитон. И моряки судна с ним единодушны. Г. ЮДЕНКО, первый помощник капитана БМРТ «Градз». 24 июня 198 года &
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz