Рыбный Мурман. 1988 г. Июнь.

На гастролях в Заполярье L • . L i_i _ П _ . l i L i ; ‘ l i в i шил Б ЛАГОЕ ДЕЛО — ЛЕ1НИЕ *ГАС^Р01ИИ, тЬб1<телям< Театра праздник. В город приезжает новый театр, и на привычной сцене М урманского драмтеатра совсем другие актеры, совсем непривычные спектакли. При современной нивелировке театра, когда 5—6 пьес нещад­ но тиражируются по всей стране, искреннее уважение вызывает репертуар театра из Белоруссии. Не обошлось, конечно, без Л. Разумовской и А. Галина — самых популярных на сегодняшний день драматургов, но не первый год идет «Макбет» Шекспира, а еще среди авторов — Реньяр, Олби, Булгаков, Розов, Быков. Театр актерской правды [ГАСТРОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМ. М. ГОРЬКОГО В МУРМАНСКЕ, ИЮНЬ 1988 ГОДА) С ПЕКТАКЛЬ «ЗНАК БЕДЫ» создан по повести В. Бы- кова. Военная тема, местный автор — как часто эти понятия отодвигают на второй план ис­ кусство театра. Этот же спек­ такль интересен вниманием к человеку, к его поступкам, ло­ гике поведения и реакции на меняющуюся действительность. Все внимание сосредоточено на простых крестьянах Степа­ ниде и ее муже . Заслуженным артистам БССР О. Клебанович и А. Ткаченку удалось создать истинно народные образы. «Макбет» поставлен Б. Лу­ ценко с определенной ориен­ тацией на индивидуальность Р. Янковского, играющего за­ главную роль. Действие вра­ щается вокруг Макбета, в центр поставлен именно он, а не леди Макбет, как это часто бывает. Но при этом очевидны издержки — другие герои ото­ шли в тень, сливаются с фо­ ном, а фоном служит пантоми­ ма, разыгрываемая в проемах сценической конструкции. Макбет Янковского, безус­ ловно, незаурядная личность, с истинной страстью стремя­ щаяся к королевскому трону, он по-человечески мучается той ценой, которой приходится оплачивать этот путь. Но есть .-V ли то, ради чего стоит лить по- 1 токи крови? Тщательность постановки от­ личает «Все в саду» американ­ ско го драматурга Э. Олби. Ре­ жиссер В. Маслюк ставит спек­ такль о нравах общества и уровне нравственности, как ме­ риле его духовного состояния. Семейный мир Ричарда (засл. арт. РСФСР А. Брухацкий) и Дженни (3. Асмолова) весь построен в кредит — за любое удобство, а тем более — ро ­ скошь, нужно платить. Чем больше денег, тем больше комфорта и счастья. Эта про­ стая философия имеет логи­ ческое завершение — будут деньги и не будет никаких проблем, если закрыть глаза на некоторые детали — что эти деньги зарабатывает ж ен * в доме свиданий... Ричард, искренне протестую­ щий против подобного позо­ ра, свыкается с этим очень быстро, узнав, что все жены его приятелей подрабатывают в заведении миссис Туз. А приняв участие в убийстве со­ седа Джека — художника-вы- пивохи, доброго малого и слу­ чайного миллионера (интерес­ ная работа актера А. Яковле­ ва), неизбежно становится ак­ тивным пособником этого при­ быльного дела. Отсюда вывод: там, где деньги — бог, нет места нравственности. Пьеса была написана моло­ дым драматургом лет двад­ цать назад, но театр поставил ее как психологическую дра­ му в традициях театра Ибсена. Олби — из поколения абсур­ дистов, и влияние театра аб­ сурда четко прослеживается в структуре пьесы. Очень жаль, что режиссер этого не почувст­ вовал. Не так давно нам стало из­ вестно, что проститутки есть не только на Западе. А. Галин написал пьесу «Звезды на ут­ реннем небе» об отечествен­ ных представительницах древ­ нейшей профессии. Для режиссера М. Абрамова важно провести грвницу меж ­ ду парадной жизнью , где зву­ чит ликующая музыка, и суще­ ствованием тех, мимо которых проходит эстафета олимпий­ ского огня и кому нет места в столице, превращаемой на время Олимпиады в «образцо­ вый коммунистический город». Режиссер не взывает к на­ шему состраданию к заблуд­ шим душам, не занимается смакованием прежде запрет­ ной темы. В лучших традициях русской литературы (вспомним Соню Мармеладову и Катю Маслову) театр обращает вни­ мание на корни этого явле­ ния... В обществе, в котором име­ ются две стороны — парад­ ная и теневая, возникает и двойная мораль. Исследова- ниЮ 'этого | ^ш^ения -посвящен спектакль по пьесе Л. Разу­ мовской «Ночные карлики и Антигона», более известный как «Дорогая Елена Сергеев­ на». Эта пьеса широко идет по стране после многолетнего за-; прета, вызывает жаркие дис­ куссии. Многие видели спектакль М урманского драмтеатра. В заформализованном, полном малообъяснимой режиссерской символики спектакле мурман­ чан действуют заведомые под­ лецы, злобно издевающиеся над учительницей. В спектакле белорусского те­ атра четверо десятиклассников не страдают психической па­ тологией. Обыкновенные дети, правда, с развращенными ду ­ шами, которые, не случись об­ стоятельства или сдайся учи­ тельница раньше, ничем бы не отличались от остальных. По­ этому этот спектакль не о ком-то далеком (как кажется после просмотра спектакля мурманчан), а о наших детях. Вина за происходящее ложит­ ся на каждого из нас. Вот только несколько работ интереснейшего коллектива из столицы Белоруссии. Из от­ дельных спектаклей создается образ театра. Первое, что бро­ сается в глаза, — это театр крепко го мастерства, в первую очередь, актерского, основан­ ного на высоком профессио­ нализме труппы. Здесь недо­ пустима ставшая привычной на сцене халтура, игра «с холод­ ным глазом». Ведущий актер театра народный артист СССР Р. Янковский не блещет оди­ нокой звездой на пустынном небосклоне, а поддержан це­ лым созвездием мастеров среднего поколения, и, что оставляет самое благоприятное впечатление, молодые актеры не отстают от них. Главный режиссер театра Валерий Маслюк умело исполь­ зует возможности актеров, так­ тично не заслоняет их режис ­ серскими изысками, решая спектакли в основном в пла­ не психологическом. Отдельного разговора требу­ ют инсценировка по роману М. Булгакова «Мастер и Маргари­ та» и новая пьеса В. Дударева «И был день», премьера кото­ рой состоялась в Мурманске. Театр серьезно говорит о серь­ езных вещах, это подкупает и находит отклик у зрителей. Мурманчане, как будто изго­ лодавшись по крепком у про­ фессиональному театру, каж ­ дый вечер полностью заполня­ ют зрительный зал — пустых мест нет. В. ПЕТРУКОВИЧ, председатель секции крити­ ки Мурманской организа­ ции Союза театральных деятелей РСФСР. В гостях у муз Ш КОЛ ЬНЫЙ ОРКЕСТР. Фото В. СЕМАКОВА. Юбилеи Флаги времени К SO-ЛЕТ)1Ю СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МУРМАНСКОГО ПИСАТЕЛЯ II. II. БЛШЮВА Е СТЬ ЛЮДИ , чьи имена не­ возможно не вспоминать, говоря или думая о Мурман­ ске, это они — судьба и исто­ рия нашего города. Среди них моряк и писатель Николай Николаевич Блинов, 80-летие со дня рождения которого бы­ ло отмечено недавно мурман­ чанами. 16 июня состоялся вечер па­ мяти писателя в областной на­ учной библиотеке. Так счастли­ во совпало, что вся писатель­ ская семья собралась в этот день в Мурманске. Александра Серапионовна Хрусталеиа, вдова Н. Н. Блинова. незадолго до этого встретила вернувшегося из рейса младшего сына, тоже моряна и писателя, Бориса Ни­ колаевича Блинова; к этому дню приехал из Моснвы Нико­ лай Николаевич, старший сын, тоже писатель, профессор , док­ тор технических наук, специа­ лист по медицинской радиаци­ онной технике. Пришли на вечер мурман­ ские писатели, друзья, те, ко ­ му доро г Николай Николаевич деятельной своей любовью к нашему морскому городу и его людям ; добротой и гуман­ ностью своих книг. И это был действительно вечер памяти старейшего мурманского пи­ сателя, всегда отличавшегося добрым отеческим вниманием к тем, кто его окружал, к мо ­ лодому литературному подро ­ сту. Об этом говорили и вспо­ минали писатели-мурманчане В. С. Маслов, В. Л. Тимофеев, В. П. Семенов, Л. А. Крейн, В. А. Смирнов, преподаватель высшего мореходного учили­ ща, литератор О. В. Мальцев, редактор Мурманского книж ­ ного издательства А. Б. Тимо­ феев; пришли в библиотеку и коллеги Николая Николаевича по училищу, преподаватели, и его ученики, и нынешние к у р ­ санты среднего мореходного училища. Все собравшиеся со­ гласились с Леонидом Алек ­ сандровичем Крейном, поддер­ жали его предложение о том, что хорошо было бы, если в Мурманском мореходном учи­ лище имени Месяцева появи­ лась мемориальная доска Ни­ колая Николаевича Блинова, а одна из библиотек города зва­ лась бы его именем. Гостям вечера посчастливи­ лось увидеть уникальную вы­ ставку, подготовленную Алек­ сандрой Серапионовной и сы­ новьями Борисом Николаевичем и Николаем Николаевичем. Ста­ рые фотографии времен архан ­ гельской молодости, более позд­ ние, мурманские уже; докумен­ ты, альбом с газетными и ж у р ­ нальными вырезками-публика­ циями о литературной работе Блиновых. Но главное на вы­ ставке — книги, все книги пи­ сательской семьи Блиновых. Среди них и новые: только что вышедшее второе издание кни­ ги Н. Н. Блинова «Судьбы. Лю­ ди под палубой» и книга-Еоспо- минание А. С. Хрусталевой «Здесь мой причал». Ко време­ ни пришлись они, по-настоя­ щему согрели и порадовали. Есть еще одна книга Н. Н. Блинова, которая вышла чуть раньше, в 1987 году, в москов­ ском издательстве «Молодая гвардия». Это повесть «Костер и парус», продолженная и рас­ ширенная Николаем Блииовым- младшим, сыном, появившаяся с новым названием — «Флаг на грот-мачте». Написана повесть целиком на жизненном материале, впе­ чатлениях, воспоминаниях Ни­ колая Николаевича-старшего. Это его пионерская пора, его друзья, старшие товарищи. «В этой книге я кое-что выдумал, — пишет Н. Н. Блинов, — из­ менил некоторые имена, но главное осталось без измене­ ний. Главное — это первый городской отряд, первые пио­ неры Архангельска...» Какие они, давние сверстни­ ки нынешних мальчишек и дев­ чонок, что их отличает, что роднит с сегодняшними пионе­ рами? Похожи они страстью к приключениям, тайнам, шало­ стям, вечным детским любо­ пытством. Но есть в них и то, что заставляет еще раз обра­ титься к прошлому, подивить­ ся и порадоваться их стрем­ лению найти свое настоящее дело, участвовать по мере сил в той большой, серьезной ра­ боте, которая была зарожде ­ нием социализма, порадовать­ ся ясности — в определении своего места в сложной жизни страны; желанию быть похо­ жими на своих старших това- рищей-коммунистов и ком со ­ мольцев, громадной потребно­ сти учиться, овладевать культу­ рой, самостоятельности мыс­ лей и поступков. Главное в книге — время. Нелегкое, противоречивое, ре ­ волюционное. Но чистыми и светлыми, устремленными вдаль, в будущее были мысли людей этой поры, не предпо­ лагавших о том, какие слож ­ ности и жестокие испытания придется пережить. Наше «сегодня» мы тоже называем временем револю ­ ционных преобразований, вре­ менем обновления, надежд: мы так же верим в лучшее бу­ дущее. Сегодня нам нужна книга Николая Николаевича Блинова «Флаг на грот-матче», чтобы знать, что позади годы трудной и прекрасной жизни, чтобы укрепиться в надеждах, почерпнуть новые силы в этом светлом, добром, роллантиче- с к и - Б о з в ы ш е н н о м повество­ вании. Е. РОЖКОВА. Г о с т и с ЦТ Стихи в салоне корабля D ОБЕДЕННЫЙ ПЕРЕРЫВ на борту большого морозильного рыболовного траулера «Град» царило оживление: к эки­ пажу с творческим отчетом о своей работе пришли дикторы Гос- телерадио СССР Софья Ивановна Токарская и Евгений Василье­ вич Леонов. Они хорошо знакомы рыбакам по передачам Цент­ рального телевидения и Всесоюзного радио. И вот встреча на палубе траулера... С. Токарская и Е. Леонов увлекательно, порой с мягким юм о ­ ром, рассказали о своей работе и творческой деятельности кол­ лег, не обошли молчанием и курьезные случаи из своей прак­ тики. А потом в салоне корабля для экипажа звучали под ак­ компанемент семиструнной гитары песни на слова Сергея Есе­ нина, стихи поэта. Непродолжительный обеденный перерыв можно использовать для интересного досуга. «Для этого нужны инициатива и крепкие контакты с культбазой плавсостава», — выразил свое мнение рефмеханик И. Харитон. И моряки судна с ним единодушны. Г. ЮДЕНКО, первый помощник капитана БМРТ «Градз». 24 июня 198 года &

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz