Рыбный Мурман. 1988 г. Июнь.
n К 47-летию начала Великой Отечественной М н и Н А В СЮ Ж И З Н Ь запомнилось мне майское утро сорок первого года. В тот день к перрону же лезнодорожного вокзала Мурманска подошел пасса жирский поезд дальнего следования. На нем на древ нюю Кольскую землю прибыла большая группа крас нофлотцев из учебного отряда Северного флота. Большинство из нас ступило на эту землю впервые. От небольшого деревянного здания вокзала поднялись на привокзальную площадь. С нее мы рассматривали го род и Кольский залив. По Заполярью шагала весна. Го род и сопки были залиты добрым, весенним солнцем. Т о л ь к о плохо оно прогревало воздух и землю, мало да вало тепла. Было прохладно. Вершины сопок еще покры ты нестаявшими островами снега. В то майское утро небо было мирным. Ничто еще не напоминало о гряду щей беде. А она была рядом, вплотную приближалась н нашим границам. Как говорится, в воздухе пахло по. рохом. С привокзальной площади нам не удалось рас смотреть город. С нее мы видели только ^двухэтаж ные деревянные здания и одноэтажные бараки, а чуть южнее площади Пяти Углов — многоэтажные каменные дома. — Не огорчайтесь, ребята! — успокоил нас Ми хаил Барышников. — Послужим с годик, дадут увольнение. Тогда как следует город и посмотрим. Все мы в тот день еще не могли знать, что через месяц резко изменится наша жизнь. А через год заполярный город Мурманск будет разрушен, сож жен фашистской авиацией. Некоторые из находив шихся на площади отдадут свои жизни в боях за Родину. В числе их окажется и Михаил Павлович Барышников. Он погибнет в мае (снова май!) сорок четвертого. Михаил был воздушным стрелком на са молете-торпедоносце 0-го гвардейского минно-торпед ного полка. 17, 22, 29 ИЮ Н Я Распределили нас по полкам. Меня и Дмитрия Шалагинова направили в морской разведыватель ный полк. Утром мы сидели в кабинах гидросамоле тов МБР-2 и проверяли на них авиационные прибо ры. Вместе со всеми готовили машины к мирным, учебным полетам. Только в мирных условиях нам прослужить довелось совсем немного... 17 июня сорок первого был солнечный и теплый день. Ни кто из нас тогда не допускал и мысли о том, что в мирном не бе может появиться фашист ский самолет-разведчик. А он пролетел. На небольшой высо те — над Кольским заливом и базами флота. Мы видели х о рош о его — вестника беды... В последующие дни в небе Запо лярья не один раз появлялись фашистские самолеты. Мы сле дили за их провокационными полетами. Некоторые из нас в тот час хотели быть летчиками, чтобы подняться в воздух и уничтожить «нарушителей». А рано утром двадцать вто рого июня вдруг раздался прон зительный рев воздушных си рен. Беловатое заполярное небо покрылось грязно-серыми нлочь- ями разрывов зенитных снаря дов и содрогнулось от рева мо торов, грохота пушек и пулеме тов. В этот день зенитчики береговых батарей флота от ражали первые воздушные налеты фашистской авиации на военно-морские и военно-воздушные базы флота, го род Мурманск, другие населенные пункты Заполярья. С мыса, где мы расположились, были видны в небе в районе Полярного фашистские бомбардиров щики. Они делали попытку нанести бомбовый удар по главной базе. Но огонь береговых батарей и ко раблей помешал фашистам сбросить бомбы на го род. Воины Северного флота во всеоружии встрети ли фашистов. Война не застала их врасплох! Летчики нашего 118-го морского разведыватель ного полка тоже были в полной боевой готовности. Они с первых же дней войны начали выполнять бое вые задания командования и вели разведку в Барен цевом море, занимаясь поиском фашистских надвод ных кораблей и подводных лодок. 29 июня — в день начала наступления фашистов на сухопутном фронте на Мурманском направлении — третья эскадрилья гидросамолетов под командо ванием капитана Константина Дмитриевича Погоди на сбросила бомбы на склады горючего в порту Ли- инахамари. Летчики выполнили задание. В порту на блюдались большие пожары. По нашим МБР-2 фашистская зенитная артиллерия вела огонь. Затем их атаковали более десятка истребителей ME 109. Экипажи гидросамолетов отбивали атаки истребите лей врага, дрались до последнего патрона. Но слиш ком неравными были силы. Огневая мощь гидроса молетов значительно слабее огня немецких истреби телей. И скорость ниже почти в три раза. В тот день в жестоком бою погибли четыре гидросамолета и вместе с ними два экипажа (дна вернулись в полк — им помогли моряки-катерники и наземные вой ска). Отдали свои жизни в бою с врагами летчики лейтенанты М. И. Чалов и Скоробогатов, адъютант командира эскадрильи старший лейтенант Е. И. Тиш- ков, штурман лейтенант А. П. Волков, воздушные стрелки-радисты младшие сержанты С. Ф . Фролов и П. В. Максименко... Двадцать девятого июня рев и гул авиационных мото ров в «огненном» небе Заполярья не прекращался круг лые сутки. Один за другим раздавались сигналы воз душных тревог. Вот высоко в небе появились фашист ские бомбардировщики. Они шли курсом на сухопутный аэродром авиации флота. Открыли огонь зенитчики. Навстречу фашистам устремились три наших истреби теля — «чайки». Они с ходу атакоеали бомбардировщи ков, не дав им возможности сбросить смертоносный груз на головы наших товарищей. Один из бомбарди ровщиков врага задымил, показалось пламя, а затем на наших глазах он рухнул в заполярные сопки. Первый налет отбит! Но фашисты не оставили мысли уничтожить русские самолеты на земле, а аэродром разрушить. «Юнкерсы» большой группой снова устремились к этой цели. « Чайки» — им на встречу! Завязался воздушный бой. Но силы были неравными — часть бомбардировщиков прорвалась к цели. Загрохотали бомбы, мы видели, как на аэро дроме что-то загорелось... Опыта боевого у наших летчиков практически не было, а фашистские пилоты в небе Западной Евро пы уже «набили руку». Тем не менее, как нам поз же сообщил комиссар эскадрильи Н. Ф . Пискарев, во время первых двух полетов летчики-истреби тели 72-го смешанного авиаполка «свалили» восемь «юнкерсов». И у нас есть потери... В июле— августе сорок первого небо в Заполярье было жарким: до 18 налетов в сутки! Ад на земле и в воздухе. В нашем 118-м полку было много классных летчиков, штурманов, стрелков-радистов. В первые же дни войны прекрасными воздушными бойцами проявили себя В. Н. Васильев, К. Д. Погодин, В. И. Бойко, В. М. Сечкин, Л. И. Ельнин, А. 3. Стоянов, В. Н. Воробьев, В. С. Голубев, Н. В. Талалихин, А. А. Коваль, Н. Ф. Писнарев и многие другие. Б РА Т Ь Я ТА Л А Л И ХИ НЫ В общем ряду лучших летчиков я назвал фами лию Талалихина. Фамилия известная и сейчас, спустя 47 лет после событий грозного сорок первого, по" литературным источникам, по документальным кадрам кинохроники даже молодые читатели и зри тели знают о ночном таране в небе Москвы, который совершил Виктор Талалихин, — младший брат на шего боевого товарища. З а этот подвиг Виктор был удостоен звания Героя Советского Союза. На встре чах с мурманчанами я рассказываю об этом, а в ли тературе, периодической печати упоминания о фак те участия в войне двух летчиков Талалихиных не встречал. Возможно, многие, читая эти строки, узна ют о «династии» впервые. Был у нашего старшего политрука Писнарева друг — командир экипажа «ГСТ» Николай Васильевич Талали хин. В июле его гидросамолет не вернулся с боевого за дания. Тяжело переживал потерю друга Николай Федо рович — тезки были знакомы еще с времен учебы в Ей ском военно-морском авиационном училище. И воевать начали мастерски, храбро , не жалея себя в схватках с врагом. Войны без потерь не бывает — эта «формула» тогда была хоть наким-то «оправданием» потерь. Толь- но сердце сжимало болью... На Северный флот Н. В. Талалихин прибыл после учебы в 1937 году. Упорно осваивал и изучал суро вый заполярный театр возможных боевых действий. А это не Приазовье и Черное море, где приходилось учиться летать. Одни капризы северной погоды че го стоят! З а три года, летая на тихоходном самоле те, он зарекомендовал себя отличным летчиком, при обрел большой опыт. В 1940 году в полк прибыли морение дальние развед чики «ГСТ». В короткий срок Николай Васильевич осво ил и этот новый двухмоторный гидросамолет, стал командиром экипажа тяжелей машины. А шесть чело век — целый летный ноллектив. С первых дней войны он считался одним из лучших морских разведчинов авиации Северного флота. Все знали: заслуга в этом принадлежит Н. В. Талалихину — коммунисту, умелому командиру, волевому и мужественному человеку. И нет ничего удивительного в том, что именно ему 11 июля 1941 года было дано ответственное задание: в тылу вра га высадить группу разведчинов. Выполнить это задание, когда в воздухе почти бес прерывно находились быстроходные и с сильным во оружением фашистские истребители, было не просто. Но не зря четвертый год «утюжил» заполярное небо Н. В. Талалихин — он умело провел в тыл к егерям, рвавшимся к Мурманску, свой тяжелый гидросамолет, приводнил его на одном из озер. Разведчики, поблаго дарив за такую скорую и безопасную доставку «в го сти к фашистам», ушли выполнять свою очень нужную в те дни боевую работу — командование ждало их до несений. А Николай Васильевич по своему опыту знал, порой одно сообщение разведки о численности, направ лении движения вражеских сил позволяло своевремен но подготовиться if их атанам, сорвав наступление, со хранить жизнь многим и многим нашим бойцам. Успешно доставив разведчиков, экипаж «ГСТ» сам по пал в беду — фашисты сбили самолет в районе реки Западная Лица, где на земле и в воздухе шли жестокие бои. Это была одна из самых горестных потерь полка в начале войны. Из разговоров тезок мы знали, что у Н. В. Тала лихина есть брат Виктор — тоже летчик. Истреби тель. Училище закончил в 1938 году. Участвовал в боях во время советско-финского конфликта. З а бое вые успехи награжден в 1940 году орденом Крас ной Звезды. Тоже воевал, но подробностей о его схватках в воздухе с фашистами мы не знали. Враг рвался к Москве. Ночами на подступах к ней небо раскалывалось от бешеного зенитного огня, преграждавшего путь фашистским бомбардировщи ка?^. В бой вступали и наши истребители. И вот в ночь на 7 августа Виктор Талалихин таранил своим «ястребком» вражескую машину. Об этом подвиге узнала вся страна, в том числе и мы, сослуживцы старшего брата Виктора. З а ночной таран — первый в истории авиации! — В. В. Талалихину было при своено звание Героя Советского Союза. Но и Виктору не суждено было дожить до Победы — храбрый воин погиб в бою с фашистами 27 онтября 1941 года. * * * В ходе боев росло мастерство наших летчиков. Не смотря ни на потери, ни на превосходство врага в воз духе, они верили, все мы верили в нашу победу! А тут еще произошло событие, которое придало нам, попросту говоря, бодрости, уверенности в переменах к лучшему — в воздухе появились истребители, превосходившие вражеские. РУ С СК ИЙ «К О РОЛ Ь ВО ЗД УХА » Это был «МиГ-3». В июле сорок первого авиация Северного флота пополнилась эскадрильей этих но вых высотных скоростных истребителей, не имевших в мире равных себе. Максимальная скорость 650 километров в час, вооружение: пушка, два крупнока либерных пулемета, позже еще и шесть реактивных снарядов (типа «катюш»). З а считанные минуты он набирал высоту до 12 тысяч метров. Вскоре немцы заговорили о русском «короле воздуха».. Самолет этот был, несомненно, сгустком инженерной мысли, плодом ученых, техников, рабочих, нороче — детищем советской авиационной промышленности. Но «королем» он стал в руках смелых и умелых летчиков. Таких, как Алексей Кухаренко, Дмитрий Соколов, Захар Сорокин, Николай Толстиков, Аленсей Яковенко, Андрей Шевченно. «МиГи» обслуживали воентехники второго ранга Таджиев и Дубровкин, младший воентехник Роди онов, младшие авиаспециалисты Панкрашин, Дмитриев, Громов, Горячев и другие. Всех их знал, видел в работе, так как осенью того же года, распростившись с гидро самолетами и товарищами по полку, прибыл в отряд «МиГов». Скоростные высотные истребители использовались и в бомбардировочном варианте. Так, еще в конце июля Две пары «МиГов» нанесли бомбовый удар по объектам в порту Кирненес. Первыми сбросили бомбы Кухаренко и Соколов, через четверть часа — Яковенко и Шевчен ко. Фашисты вели сильный зенитный огонь. Оснолкогдв снаряда тяжело ранило молодого летчика Андрея Шев- - ченко, но он упорно вел машину на свой аэродром. Его прикрывал Алексей Яковенко от двух увязавшихся бы ло «мессеров». Прикрывал успешно, но Андрей терял силы. До дому оставалось рукой подать, как его маши на стала падать и скрылась в водах Кольсного залива... Имя Андрея Шевченко сегодня носит одна из улиц Мур манска. Героически дрались с врагом летчики-миговцы. в боях отличились А. Н. Кухаренко, 3. А. Сорокин, Д. Г. Соколов, А. И. Яковенко, Н. Толстиков. Все они были отмечены наградами Родины. К началу октября отряд миговцев сбил более двух десятков вражеских машин, потеряв четыре. Только Зах ар Сорокин сбил пять само летов. Скоростные истребители наводили ужас на фаши стов. Они «шерстили» эскадры фашистских бомбарди ровщиков от головы к хвосту — увернуться от их огня было невозможно. «МиГ» мог догнать и перехватить лю бой самолет противника, поль зуясь большим преимуществом в скорости. Не зря его сами враги окрестили «королем воз духа»... З А Х А Р СОРОКИН Рано утром 25 октября старшие" лейтенанты Дмит рий Соколов и Захар С оро кин вылетели на перехват группы МЕ-110, которая шла курсом на Мурманск. Явно — с бомбами. Быст «мессеров», наши летчики внезапно атаковали их и сби ли но машине. Начался с р А ротечный воздушный бон. л враг был- опытен и хитер. Кончился боезапас у Сороки на, и тут он увидел, что по Соколову вот-вот ударит подкравшийся фашист. З а хар, мгновенно оценив обстановку, бросился на вы ручку, срубил винтом хвостовое оперение «мессе ра» ... Сорокину удалось посадить машину — и с погну тыми лопастями винта она еще слушалась его. Соко лов запомнил место посадки. Вернувшись на свой аэродром, доложил о случившемся. ...Бой, начавшийся в воздухе, продолжался на зем ле. Оказалось, что подбитый Сорокиным «мессер- шмитт» приземлился рядом — на озере. У фашист ских летчиков была в кабине собака. Раненный еще в ходе воздушного боя, Захар , собрав в кулак волю, все свои силы, вступил в единоборство с врагом. Убил бросившуюся на него собаку. Собачью смерть нашли и ее хозяева. ...Семь суток — по заснеженным ущельям и обледене лым сопкам, через незамерзшие ручьи и речки — доби рался летчик до своих. Врачи сделали все возможное, чтобы спасти Захару жизнь.- Мы знали об этом, надея лись на лучшее. Но вот пришла недобрая весть: ступни пришлось ампутировать. Сорокин эвакуирован в тыло вой госпиталь. Пришла весна сорок второго. На тихоходном «У-2» Дмитрий Соколов вылетел на поисни соронинского «Ми Га». И нашел его! Вскоре в тундру направилась группу из четырех человек. Самолет лежал на перешейке менЧ ду озерами. «Мессера» не было видно. Вероятно, его по глотило озеро... «МиГ» Захара Сорокина доставили на аэродром. Разобрали «по косточкам», привели в порядок. Каждая машина в отряде была на счету. И летчики, владевшие в совершенстве этой машиной. Но вот пришел день, когда их осталось всего двое, — Дмит рий Соколов и Николай Толстиков. А «МиГов» — четыре. И летали наши герои с адской нагрузкой: вернутся с боевого задания, а их уже ждет пол ностью готовая к полету другая пара машин. Чуть отдохнут Дмитрий с Николаем — и снова в небо! ...Механики ремонтировали машину Сорокина, а сам он готовился... вернуться в строй. Врачи не ве рили в это, а он верил и вернулся! Довел свой бое вой счет до 18 сбитых вражеских машин (из них 12, летая с протезами). Стал Героем Советского Союза. * * * Я ни разу еще в ходе своего рассказа не назвал имени Бориса Феоктистовича Сафонова. А видеть, разговаривать с ним мне доводилось. Летал он ма стерски на машинах разных типов — отечественных и иностранных. Дал высокую оценку «МиГу-3», опробовав его весной 42-го, когда наш отряд вклю чили в его полк: Была у нас мысль: полетел бы он в тот полет, 224-й, ставший последним, не на «ино странце», вернулся бы, как было до этого, — с победой, живой и невредимый. jl В. ДОРИЧЕВ ветеран войны и труда. 24 июня Ш8 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz