Рыбный Мурман. 1988 г. Июнь.

т Хозяйственный механизм перестройки е Острый вопрос j j C J III В П РОШ ЛЫ Е ГОДЫ промысловые флоты, как правило, принимали все зависящие от них меры по выполнению договорных поставок, то в этом году, то есть после перехода всех флотов на новые условия хозяйствова­ ния и самофинансирования, как ни парадоксально, стало по- другому. По заявлению промфлотов, им лучше заплатить нашему флоту штраф за недопоставки сырья, чем выполнять план поставок. В итоге, начиная с апреля, Мурманский траловый флот практически отключил все свои промсуда (кроме одного ПСТ) от работы с плавбазами и подключил их к своим производственным судам ППР «Ван Дейк» и «Навигатор», которые, вместо выполнения своей основной функции — добычи, превратились в чисто приемные су ­ да. Развяжите нам руки! В Р Е ЗУЛ ЬТ А Т Е такой «политики» наши плавбазы, работающие в Ба­ ренцевом море, практически находятся на голодном пай­ ке, работать приходится только с судами Архангель­ ского рыбопромышленного объединения. В связи с этим группы, закрепленные за плавбазами, малочисленные. И, как результат, падает выработка. Если в прошлом году в апреле среднесуточ­ ная выработка готовой про­ дукции у плавбаз, работаю­ щих в Баренцевом море на донных породах, составляла 87 тонн, то в этом году она в апреле составила всего 26 тонн (правда, и промобста- новка была хуже). В итоге план апреля по выпуску пищевой нами вы­ полнен всего на 50 процен­ тов, по товарной — почти на 5 миллионов рублей недода­ ли продукции, и впереди по­ ка просветов не видно. На все наши обращения в ВРПО «Севрыба» в основ­ ном отвечают: «В новых ус­ ловиях вы рыбу ищите са ­ ми». Ну что ж, сами так сами. Есть у нас сейчас хорошие предложения по работе плав­ баз на сельди через фирму «Скарус» , но в том-то наша и беда, что самим нам ниче­ го не разрешают, мы зави­ сим от «Соврыбфлота», ко­ торый непосредственно за­ ключает контракты с ино­ фирмами, а мы являемся по­ сторонними наблюдателями. Соизволит «Соврыбфлот» за­ ключить контракт, значит, мы сможем отправить свои базы, не соизволит —- мы «трещим по всем швам». Спрашивается, где же пря­ мые контакты с инофирмами — только на бумаге? А в действительности, как было раньше, так и осталось: пол­ ная зависимость от «дяди». Попутно еще один пара­ докс. На 1988 год, согласно госзаказу, мы обязаны выра­ ботать 22 тысячи тонн рыб­ ной муки и 5 тысяч тонн рыбжнра. Для выполнения этого заказа нам необходимо получить от промсудов опре­ деленное количество сырья. Однако планом, спущенным нам В РП О , всего по догово­ рам планируется поставка сырья лишь около 54 про­ центов от нужного количе­ ства. Спрашивается, за счет чего нам выполнять план по муке и жиру? Но это еще не все. В пер­ вом квартале в районе ЦВА у нас работали РМ Б «Рига» и «Северодвинск». Естествен­ но, они стремились как можно больше выработать муки и жира, а для этого не­ обходимо поступление сырья. Однако из-за многочислен­ ных указаний «сверху» сырье для наших РМ Б вы­ делялось только в последнюю очередь, то, что оставалось, то есть практически обе ба­ зы находились в простое и, как результат, план по вы­ пуску муки у нас идет с большим отставанием. Я от­ лично понимаю, что главная задача — выпуск пищевой продукции, и мы для этого прилагаем максимум усилий, но, спрашивается, зачем тог­ да нам спускают явно невы­ полнимый план по муке и жиру? То есть заведомо ста­ вят нас в задолжники. Коллектив флота продол­ жает искать различные пути для выполнения плана, но без действенной помощи со стороны наших смежников, В РП О «Севрыба», «Соврыб­ флота» и Минрыбхоза С СС Р нам, конечно, будет трудно, так как самое главное то, что мы пока не можем пол­ ностью самостоятельно ре­ шать наши насущные задачи без разрешения «сверху». Иными словами, как и рань­ ше, практически связаны по рукам и ногам. И вот недавний пример. «Соврыбфлот» уведомил нас, что заключены контракты с двумя фирмами. Вышли две плавбазы: «Виктор Кинги­ сепп» — на обработку путас­ су и «Григорий Лысенко» — в район промысла хека. А когда плавбаза «Виктор Кин­ гисепп» прибыла на .место, выяснилось, что фирма ниче­ го не знает о заключении контракта, директор фирмы в отпуске. В результате эки­ паж потерял 10 суток. Плав­ база «Григорий Лысенко», потратив 12 суток на пере­ ход, пришла в район про­ мысла. С ней начали рабо­ тать промысловики двух ма­ леньких канадских судов, ко­ торые до того никогда обло­ вом хека не занимались и о передаче улова бесконтакт­ ным способом не имели пред­ ставления. И вскоре совсем прекратили работу. В итоге сорван не только план двух экипажей, но и задание фло­ та на май. В связи с этим нам посто­ янно приходится пробивать брешь в стене, чтобы решить тот или иной вопрос, и за­ частую стена остается не­ пробиваемой, но мы все же надеемся, что в недалеком будущем сможем наши воп­ росы решать сами. А. СОЙКИС, капитан-наставник управ­ ления «Севрыбхолодфлот». Хозрасчет на судне ЭКСПЕРИМЕНТ С НАТЯЖКОЙ Т РАНСПОРТНЫЙ рефрижератор «Кольский залив» вернул­ ся из экспериментального рейса. Наш корреспондент И. Березюк встретилась с капитаном -директором судна Виктором Ивановичем ПИСЬМЕННЫМ. — Виктор Иванович, в чем суть эксперимента! — Вообще-то, планировался обычный рейс, но при выпол­ нении заданий экипаж полу­ чал 0,567 процента от плано­ вой и 2 процента от сверхпла­ новой прибыли. Но вместо од ­ ного района промысла нам пришлось побывать в трех. Ес­ тественно, изменились у нас экономические показатели, причем не в лучшую сторону. — Тем не менее вы верну­ лись с трудовой победой, как и положено инициатору сорев­ нования. — Да, наш экипаж выступил с почином: план полугодия — к дню открытия XIX Всесо­ юзной партийной конференции. Конечно, старались не подка­ чать. И справились с обяза­ тельствами досрочно: за пол­ тора месяца до открытия фо­ рума. Сверх плана привезли в порт около 300 тонн продук­ ции. — И в первом квартале ваш экипаж занял первое ме ­ сто на флоте? — Да причем е том рейсе удалось сэкономить 10 суток и в этом — четверо. Теперь у нас в запасе почти путь до промысла или, в переводе на деньги, более 220 тысяч руб ­ лей. — За счет чего удалось д о ­ биться таких результатов* — Только благодаря высо­ чайшему мастерству моряков. Конечно, большую роль сыгра­ ло правильное размещение груза, от начала работы на промысле до конца работали на четыре точки. Все судовые механизмы действовали без­ отказно. Избегали мы встреч со штормам'.', чтобы выдер­ жать плансБую скорость. Но глазное — за счет интенсив­ ной обработки судов. — У вас стабильный экипаж! — Стабильный. И этот фак­ тор плюс, как я сказал, высо­ кая квалификация моряков , по­ зволяют выполнять суточные нормы на 190—200 процентов. Вот, например, лучшая смена во главе с Дим уром Николае­ вичем Минашв или: Владимир Николаевич Сафонов, Сергей Гарибозич Хачатуров, Алек ­ сандр Васильевич Бадьин, Станислав Михайлович Яныч. В машинном отделении победи­ телями соревнования призна­ ны четвертый механик Влади­ мир Николаевич Агеев, мото­ ристы Николай Борисович Куз ­ нецов, Владимир Александро­ вич Федоренко , электрики Александр Кириллович Кобб, Андрей Леонидович Жереб­ цов, среди штурманов — Ан ­ дрей Владимирович Зыбин и Владимир Иванович Милев­ ский, повар Николай Аркадье­ вич Васильев — всех назвать невозможно. — Вы сказали, что измене­ ние рейса не лучшим образом отразилось на показателях. Почему! — Дело в том, что при­ шлось перевозить от промыс­ ловиков экспортную продук­ цию. Ее обычно на судах вы­ рабатывают небольшими пар­ тиями и нередко, ожидая транспорт, закладывают д р у ­ гой продукцией. Поэтому уходит время в ожидании, по­ ка достанут. Но еще хуже, когда часть этой продукции в инпорту забракуют. Приходит­ ся грузить ее опять в трюм . Вот так и получилось у нас в этом рейсе, в результате по­ теряли мы около четырех су­ ток. — А чья была продукция ! — Одного из судов М ур ­ манского тралового флота. — Виктор Иванович, вернем­ ся к началу нашего разговора, к так называемому экспери­ менту. Новшество в оплате труда — хорошо это или пло­ хо! — Убежден, что заинтере­ сованность экипажа в скорей ­ шей загрузке судна, в увели­ чении экономических показа­ телей и повышении заработка должны быть теснейшим об ­ разом увязаны. По экспери­ менту мы получаем около 40 рублей. Учитывая наши «по­ толки» в зарплате, выходит, что эти 30—40 рублей пойдут в заработок без начисления коэффициента и полярок. Прямо скажем, маловато за столь интенсивный труд! От­ радно хоть то, что добились мы снижения почти на две тысячи рублей показателя до ­ хода судна на сутки. Значит, в следующий приход можно будет рассчитывать на чуть больший заработок, ведь 0,567 процента исчисляются из дохода судна за рейс. — Иными словами, экспери­ ментом это мероприятие м о ж ­ но назвать лишь с большой натяжкой! — Видимо, у руководства флота была цель приблизить нашу работу к хозрасчетным параметрам, заинтересовать моряков в более эффективном труде. Только до подлинного хозрасчета у нас, как говорит­ ся, дистанция огромно го раз­ мера. Г" ВАШЕ МНЕНИЕ Экспресс-аналнз итогов анкетирования, которое проходило недавно среди работников ЦПКТБ. Ответы на анкету дал 61 специалист из проектно-конст­ рукторских отделов. оде L i Вопрос. Как вы оцениваете состояние перестройки ! 48 процентов опрашиваемых находят незначительные поло­ жительные изменения как в стране в целом, так и в трудо­ вом коллективе. 38,9 процента в своем тру ­ довом коллективе перемен не чувствуют. • В стране в целом перемен не видят 29,6 процен­ та. Незначительное число анке­ тируемых считают, что поло­ жительные сдвиги заметны. Вопрос. Считаете ли вы, что перестройка, развитие дем о ­ кратизации и гласности идут беспрепятственно или что-то тормозит этот процесс! В ответах мнения раздели­ лись таким образом . Ни один отвечающий не считает, что процесс идет беспрепятствен­ но как в обществе в целом, так и в Мурманске. Но есть один оптимист, который ника­ ких препятствий для пере­ стройки не видит в родном уч­ реждении. 89 процентов считают, что есть серьезные и труднопре­ олимые препятствия в об ­ ществе. 65 процентов думают, что такие же преграды на пу­ ти прогрессивных процессов есть в городе, 54 — в своем трудовом коллективе. Вопрос. Если вы станете ра­ ботать больше, Баш заработок увеличится! «Вряд ли», — считают 61 процент анкетируемых. «Да», — возражают им 28 процен­ тов. «Не увеличится», — бес­ компромиссны 9 процентов. А один опрашиваемый пожал плечами. Вопрос. Могли бы трудиться с большей отдачей! «Да», — друж но воскликну­ ли 28 процентов. «Нет», — возразило им рав­ ное количество голосов. А чуть менее половины по­ думали и ответили: «Вероятно, могли бы». 65 процентов практически ежедневно следят за полити­ ческими событиями в стране, 45 — в мире. 22 процента до­ вольно часто (2— 3 раза в не­ делю) берутся за газету. И нет таких, которых бы ничего не интересовало. Это обнаде­ живает... А вот насчет качества полу­ ченной информации дело по­ сложнее. Информацией в «По­ лярной правде» вполне удов­ летворены шесть процентов, на областном телевидении — 7 процентов. Речь, естественно, идет о материалах, посвящен­ ных перестройке. А вот пол­ ностью не удовлетворены, со­ ответственно, 45 и 22 процента. Как говорится, информация к размышлению. - в Вопрос. Скоро состоите* XIX Всесоюзная партийная кон ­ ференция. Каково ваше лич­ ное отношение к этому собы­ тию ! 30 процентов анкетируемых с большим интересом ожидают партконференцию, обязатель­ но будут следить за ходом ее работы. 46 процентов ответи­ ли, что это событие вызывает у них определенный интерес. По возможности с ее материа­ лами и решениями познако­ мятся. Для 15 процентов опра­ шиваемых особого интереса партконференция не представ­ ляет, как и ее материалы и решения. 4 процента следить за ходом партконференции не собираются. Вопрос. Какие положитель­ ные изменения м ож но отме­ тить о работе парторганизации вашего коллектива! «Никаких», — считают 35 процентов отвечающих. «Затрудняюсь ответить», —- присоединяются к ним еще 39* процентов. 24 июня 1988 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz