Рыбный Мурман. 1988 г. Июнь.
т Хозяйственный механизм перестройки е Острый вопрос j j C J III В П РОШ ЛЫ Е ГОДЫ промысловые флоты, как правило, принимали все зависящие от них меры по выполнению договорных поставок, то в этом году, то есть после перехода всех флотов на новые условия хозяйствова ния и самофинансирования, как ни парадоксально, стало по- другому. По заявлению промфлотов, им лучше заплатить нашему флоту штраф за недопоставки сырья, чем выполнять план поставок. В итоге, начиная с апреля, Мурманский траловый флот практически отключил все свои промсуда (кроме одного ПСТ) от работы с плавбазами и подключил их к своим производственным судам ППР «Ван Дейк» и «Навигатор», которые, вместо выполнения своей основной функции — добычи, превратились в чисто приемные су да. Развяжите нам руки! В Р Е ЗУЛ ЬТ А Т Е такой «политики» наши плавбазы, работающие в Ба ренцевом море, практически находятся на голодном пай ке, работать приходится только с судами Архангель ского рыбопромышленного объединения. В связи с этим группы, закрепленные за плавбазами, малочисленные. И, как результат, падает выработка. Если в прошлом году в апреле среднесуточ ная выработка готовой про дукции у плавбаз, работаю щих в Баренцевом море на донных породах, составляла 87 тонн, то в этом году она в апреле составила всего 26 тонн (правда, и промобста- новка была хуже). В итоге план апреля по выпуску пищевой нами вы полнен всего на 50 процен тов, по товарной — почти на 5 миллионов рублей недода ли продукции, и впереди по ка просветов не видно. На все наши обращения в ВРПО «Севрыба» в основ ном отвечают: «В новых ус ловиях вы рыбу ищите са ми». Ну что ж, сами так сами. Есть у нас сейчас хорошие предложения по работе плав баз на сельди через фирму «Скарус» , но в том-то наша и беда, что самим нам ниче го не разрешают, мы зави сим от «Соврыбфлота», ко торый непосредственно за ключает контракты с ино фирмами, а мы являемся по сторонними наблюдателями. Соизволит «Соврыбфлот» за ключить контракт, значит, мы сможем отправить свои базы, не соизволит —- мы «трещим по всем швам». Спрашивается, где же пря мые контакты с инофирмами — только на бумаге? А в действительности, как было раньше, так и осталось: пол ная зависимость от «дяди». Попутно еще один пара докс. На 1988 год, согласно госзаказу, мы обязаны выра ботать 22 тысячи тонн рыб ной муки и 5 тысяч тонн рыбжнра. Для выполнения этого заказа нам необходимо получить от промсудов опре деленное количество сырья. Однако планом, спущенным нам В РП О , всего по догово рам планируется поставка сырья лишь около 54 про центов от нужного количе ства. Спрашивается, за счет чего нам выполнять план по муке и жиру? Но это еще не все. В пер вом квартале в районе ЦВА у нас работали РМ Б «Рига» и «Северодвинск». Естествен но, они стремились как можно больше выработать муки и жира, а для этого не обходимо поступление сырья. Однако из-за многочислен ных указаний «сверху» сырье для наших РМ Б вы делялось только в последнюю очередь, то, что оставалось, то есть практически обе ба зы находились в простое и, как результат, план по вы пуску муки у нас идет с большим отставанием. Я от лично понимаю, что главная задача — выпуск пищевой продукции, и мы для этого прилагаем максимум усилий, но, спрашивается, зачем тог да нам спускают явно невы полнимый план по муке и жиру? То есть заведомо ста вят нас в задолжники. Коллектив флота продол жает искать различные пути для выполнения плана, но без действенной помощи со стороны наших смежников, В РП О «Севрыба», «Соврыб флота» и Минрыбхоза С СС Р нам, конечно, будет трудно, так как самое главное то, что мы пока не можем пол ностью самостоятельно ре шать наши насущные задачи без разрешения «сверху». Иными словами, как и рань ше, практически связаны по рукам и ногам. И вот недавний пример. «Соврыбфлот» уведомил нас, что заключены контракты с двумя фирмами. Вышли две плавбазы: «Виктор Кинги сепп» — на обработку путас су и «Григорий Лысенко» — в район промысла хека. А когда плавбаза «Виктор Кин гисепп» прибыла на .место, выяснилось, что фирма ниче го не знает о заключении контракта, директор фирмы в отпуске. В результате эки паж потерял 10 суток. Плав база «Григорий Лысенко», потратив 12 суток на пере ход, пришла в район про мысла. С ней начали рабо тать промысловики двух ма леньких канадских судов, ко торые до того никогда обло вом хека не занимались и о передаче улова бесконтакт ным способом не имели пред ставления. И вскоре совсем прекратили работу. В итоге сорван не только план двух экипажей, но и задание фло та на май. В связи с этим нам посто янно приходится пробивать брешь в стене, чтобы решить тот или иной вопрос, и за частую стена остается не пробиваемой, но мы все же надеемся, что в недалеком будущем сможем наши воп росы решать сами. А. СОЙКИС, капитан-наставник управ ления «Севрыбхолодфлот». Хозрасчет на судне ЭКСПЕРИМЕНТ С НАТЯЖКОЙ Т РАНСПОРТНЫЙ рефрижератор «Кольский залив» вернул ся из экспериментального рейса. Наш корреспондент И. Березюк встретилась с капитаном -директором судна Виктором Ивановичем ПИСЬМЕННЫМ. — Виктор Иванович, в чем суть эксперимента! — Вообще-то, планировался обычный рейс, но при выпол нении заданий экипаж полу чал 0,567 процента от плано вой и 2 процента от сверхпла новой прибыли. Но вместо од ного района промысла нам пришлось побывать в трех. Ес тественно, изменились у нас экономические показатели, причем не в лучшую сторону. — Тем не менее вы верну лись с трудовой победой, как и положено инициатору сорев нования. — Да, наш экипаж выступил с почином: план полугодия — к дню открытия XIX Всесо юзной партийной конференции. Конечно, старались не подка чать. И справились с обяза тельствами досрочно: за пол тора месяца до открытия фо рума. Сверх плана привезли в порт около 300 тонн продук ции. — И в первом квартале ваш экипаж занял первое ме сто на флоте? — Да причем е том рейсе удалось сэкономить 10 суток и в этом — четверо. Теперь у нас в запасе почти путь до промысла или, в переводе на деньги, более 220 тысяч руб лей. — За счет чего удалось д о биться таких результатов* — Только благодаря высо чайшему мастерству моряков. Конечно, большую роль сыгра ло правильное размещение груза, от начала работы на промысле до конца работали на четыре точки. Все судовые механизмы действовали без отказно. Избегали мы встреч со штормам'.', чтобы выдер жать плансБую скорость. Но глазное — за счет интенсив ной обработки судов. — У вас стабильный экипаж! — Стабильный. И этот фак тор плюс, как я сказал, высо кая квалификация моряков , по зволяют выполнять суточные нормы на 190—200 процентов. Вот, например, лучшая смена во главе с Дим уром Николае вичем Минашв или: Владимир Николаевич Сафонов, Сергей Гарибозич Хачатуров, Алек сандр Васильевич Бадьин, Станислав Михайлович Яныч. В машинном отделении победи телями соревнования призна ны четвертый механик Влади мир Николаевич Агеев, мото ристы Николай Борисович Куз нецов, Владимир Александро вич Федоренко , электрики Александр Кириллович Кобб, Андрей Леонидович Жереб цов, среди штурманов — Ан дрей Владимирович Зыбин и Владимир Иванович Милев ский, повар Николай Аркадье вич Васильев — всех назвать невозможно. — Вы сказали, что измене ние рейса не лучшим образом отразилось на показателях. Почему! — Дело в том, что при шлось перевозить от промыс ловиков экспортную продук цию. Ее обычно на судах вы рабатывают небольшими пар тиями и нередко, ожидая транспорт, закладывают д р у гой продукцией. Поэтому уходит время в ожидании, по ка достанут. Но еще хуже, когда часть этой продукции в инпорту забракуют. Приходит ся грузить ее опять в трюм . Вот так и получилось у нас в этом рейсе, в результате по теряли мы около четырех су ток. — А чья была продукция ! — Одного из судов М ур манского тралового флота. — Виктор Иванович, вернем ся к началу нашего разговора, к так называемому экспери менту. Новшество в оплате труда — хорошо это или пло хо! — Убежден, что заинтере сованность экипажа в скорей шей загрузке судна, в увели чении экономических показа телей и повышении заработка должны быть теснейшим об разом увязаны. По экспери менту мы получаем около 40 рублей. Учитывая наши «по толки» в зарплате, выходит, что эти 30—40 рублей пойдут в заработок без начисления коэффициента и полярок. Прямо скажем, маловато за столь интенсивный труд! От радно хоть то, что добились мы снижения почти на две тысячи рублей показателя до хода судна на сутки. Значит, в следующий приход можно будет рассчитывать на чуть больший заработок, ведь 0,567 процента исчисляются из дохода судна за рейс. — Иными словами, экспери ментом это мероприятие м о ж но назвать лишь с большой натяжкой! — Видимо, у руководства флота была цель приблизить нашу работу к хозрасчетным параметрам, заинтересовать моряков в более эффективном труде. Только до подлинного хозрасчета у нас, как говорит ся, дистанция огромно го раз мера. Г" ВАШЕ МНЕНИЕ Экспресс-аналнз итогов анкетирования, которое проходило недавно среди работников ЦПКТБ. Ответы на анкету дал 61 специалист из проектно-конст рукторских отделов. оде L i Вопрос. Как вы оцениваете состояние перестройки ! 48 процентов опрашиваемых находят незначительные поло жительные изменения как в стране в целом, так и в трудо вом коллективе. 38,9 процента в своем тру довом коллективе перемен не чувствуют. • В стране в целом перемен не видят 29,6 процен та. Незначительное число анке тируемых считают, что поло жительные сдвиги заметны. Вопрос. Считаете ли вы, что перестройка, развитие дем о кратизации и гласности идут беспрепятственно или что-то тормозит этот процесс! В ответах мнения раздели лись таким образом . Ни один отвечающий не считает, что процесс идет беспрепятствен но как в обществе в целом, так и в Мурманске. Но есть один оптимист, который ника ких препятствий для пере стройки не видит в родном уч реждении. 89 процентов считают, что есть серьезные и труднопре олимые препятствия в об ществе. 65 процентов думают, что такие же преграды на пу ти прогрессивных процессов есть в городе, 54 — в своем трудовом коллективе. Вопрос. Если вы станете ра ботать больше, Баш заработок увеличится! «Вряд ли», — считают 61 процент анкетируемых. «Да», — возражают им 28 процен тов. «Не увеличится», — бес компромиссны 9 процентов. А один опрашиваемый пожал плечами. Вопрос. Могли бы трудиться с большей отдачей! «Да», — друж но воскликну ли 28 процентов. «Нет», — возразило им рав ное количество голосов. А чуть менее половины по думали и ответили: «Вероятно, могли бы». 65 процентов практически ежедневно следят за полити ческими событиями в стране, 45 — в мире. 22 процента до вольно часто (2— 3 раза в не делю) берутся за газету. И нет таких, которых бы ничего не интересовало. Это обнаде живает... А вот насчет качества полу ченной информации дело по сложнее. Информацией в «По лярной правде» вполне удов летворены шесть процентов, на областном телевидении — 7 процентов. Речь, естественно, идет о материалах, посвящен ных перестройке. А вот пол ностью не удовлетворены, со ответственно, 45 и 22 процента. Как говорится, информация к размышлению. - в Вопрос. Скоро состоите* XIX Всесоюзная партийная кон ференция. Каково ваше лич ное отношение к этому собы тию ! 30 процентов анкетируемых с большим интересом ожидают партконференцию, обязатель но будут следить за ходом ее работы. 46 процентов ответи ли, что это событие вызывает у них определенный интерес. По возможности с ее материа лами и решениями познако мятся. Для 15 процентов опра шиваемых особого интереса партконференция не представ ляет, как и ее материалы и решения. 4 процента следить за ходом партконференции не собираются. Вопрос. Какие положитель ные изменения м ож но отме тить о работе парторганизации вашего коллектива! «Никаких», — считают 35 процентов отвечающих. «Затрудняюсь ответить», —- присоединяются к ним еще 39* процентов. 24 июня 1988 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz