Рыбный Мурман. 1988 г. Июнь.
Обсуждаем Тезисы Ц К КПСС 3 Не ущемлять права Советов П ЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ ют меня депутатом, и все эти годы я возглавляю посто янную комиссию по промыш ленности М урманского горсо вета. М о гу сказать, что многие наши беды от того, что прав у местных Советов недостаточ но, зато обязанностей у де путатов — выше головы. Чем мы только ни занимаемся: пробиваем ремонт крыш, за мену труб, проверяем состоя ние дворов и т. п., и т. д. По средам, как заранее за планировано, у нас заседание постоянной депутатской комис сии. И бывает так, что ни наш генеральный директор В. Ф , Зеленский, ни директор тар4 ного комбината С. А. Липниц* кий прийти не могут — В этот день они должны быть на пленуме райкома. Так уж по велось, что мероприятия, про водимые партийными органа ми, важнее тех, которые про* водят Советы. Думаю , что пар тийные органы обязаны стро ить свою работу так, чтобы не ущемлять права Советов, а поднимать их авторитет. А кого у нас иногда выбира ют депутатами! Тех, нтб тихо сидит, со всеми соглашается, на конфликт не идет. Следова тельно, он и человек хороший. Человек — не знаю. Но депу тат тихим быть не имеет пра ва, у него должна быть чет ная гражданская позиция. Немало у нас в Советах и «свадебных генералов.» — ру ководителей, у которых слиш- ном много всевозможных на- грузон помимо депутатских обязанностей. Разве это пра- избира-вильный подход?. Надо, чтобы депутат был действующим, р а ботающим. И второй вопрос: по накому принципу у нас порой выбира ют в депутаты (кстати, точно так же и награждают ордена ми)? Спуснается на завод р а з нарядка: представить три кан дидатуры. Условия: чтобы бы ла замужем и семья — непре менно образцовая, раньше име ла награды... И добавить здесь, как говорится, нечего: пороч ная эта практика. Предлагаю освобожденных партийных работников ставить на учет в парторганизации тех предприятий, кто их выдвигал. Может, тогда они будут бли же к народу, его проблемам, И не надо будет выстаивать к ним на прием громадные оче реди. Далеки от народа стали наши областные и городские руководители. Ветераны рыбо комбината хорошо помнят Н. Л. Коновалова — секретаря обкома партии, А. А. Родина г - секретаря горкома КПСС. Они часто бывали у нас, знали людей. Думаю , что и$ опыта прошлых лет современным ру ководителям надо брать луч шее, использовать в своей ра боте. И еще. Настолько научились мы приспосабливаться к усло виям, отмалчиваться на собра ниях, а приносить все свое не высказанное, наболевшее д о мой, что пожинаем горькие плоды сейчас в своих детях. Да, они стали инертными, пас сивными, ленивыми. А почему? На нас с вами смотрят, наш «ценный» опыт «как бы чего не вышло» перенимают. В этом, думаю, одна из причин того , что третий год мы бод ро говорим о перестройке, а сдзигов-то намного меньше, чем хотелось бы. Потому и в интонации у нас все больше тревожных ноток. 4 июня был объявлен очеред ной городской субботник. И опять призыв прийти на него люди не услышали. Почему? Да привыкли, как раньше: столько-то человек на дружи ну, стольно — на субботник, столько-то — на соревнования. Вот и ждут, когда команда прозвучит. А совесть, «подби тая» приказами да распоряже ниями, молчит. Трудно поднимать народ и потому, что долгие годы мы все «решали» одни и те же вопросы. А воз и ныне там. Условия труда на рыбономби» нате, на том же холодильнике улучшаются медленно. Обору дование старое, запчастей нет. Вот и гаснут надежды на луч шее завтра, тем более что завтра многие наши девчата уже уйдут на пенсию. А кто придет им на смену? Я — почти коренная м ур манчанка, вся жизнь здесь прошла, и так хочется, чтобы наш город -герой имел все, что заслужил: чтобы жилье люди получа ли по формуле: N2+1 ; чтобы в погожие выходные дни могли погулять по краси вой набережной; чтобы, когда захотят, могли поплавать в бассейне, по париться в сауне; чтобы музы ку можно было послушать в прекрасном кон цертном зале и посмотреть выставку-передвижку в кар тинной галерее; чтобы... Многого у нас еще нет. И я хорошо понимаю, что и ' это моя депутатская боль и забо та. Н. ШИХОВА, главный технолог холодиль ного завода рыбокомбина та, депутат городско го Со вета народных депутатов. Сельская школа. Четвертый , класс — шумная аудитория. После большой перемены у нас любимый уро к : история. Д ружба великая нынешних дней, а распри-раздоры — Русь изначальная... И на страницу — портреты вождей, на полстраницы — военачальников. Только затих шаловливый класс, Сказала Полина Сергеевна: — Раскройте учебники, К ответу! станем сейчас врагов народа заклеивать. Плотно губами зажав языки — старание детское здорово , — жали измазанные клеем листки на лица Блюхера и Егорова. На их имена не жалели чернил, строчки в учебниках делая куцыми.., Детской р у кою гений творил злодейскую экзекуцию . Ему в угоду льстец и подлец делали дело хитрое: из памяти нашей, из наших сердец навечно хотели вытравить. Время — судья неподкупен и строг — слово сказало веское и подвело беспристрастный итог* к ответу за дело злодейское! А. РАЗУМОВ, строитель Я про тив сокращений Д УМАЮ , что поборники со кращения партийного ап парата не имеют полного пред ставления о специфике этой работы, автоматически прово дят параллель с чисто управ ленческой деятельностью во обще. В ряде случаев ими движет справедливое негодо вание негативными фактами в деятельности отдельных пар тийных органов, конкретных людей, которые и сегодня ра ботают в стиле застойных лет. Допустим, точка зрения мо их оппонентов победит на партийной конференции, по следующих съездах. Будет со кращен значительно и без то го не очень большой аппарат партработников. Но готовы ли первичные парторганизации, их лидеры и коммунисты в условиях хозрасчета уделять достаточно времени политико пропагандистской работе в коллективе? Имеется в виду ра бота не с «бумагой», а с людь ми. Несмотря на все старания, секретаря не покидает неудов летворенность от сделанного и не сделанного, жизнь его про ходит в «цейтноте» собраний, совещаний, мероприятий и Т. п. Стоит ли удивляться, что любой добросовестный акти вист через 3—5 лет начинает поднимать вопрос о снятии с него ответственных поручений?! бот почему я ратую не за сокращение партийного аппа рата, а за более совершенную его расстановку. Прежде всего, на мой взгляд, следует увели чить число освобожденных партработников в первичных организациях. Резервы для этого могут быть найдены при создании более рациональных структур областных и город ских комитетов КПСС. Кроме этого, стоит значительно уменьшить и инструкторскую «прослойку» на всех уровнях. Процессы демократизации внутрипартийной жизни немыс лимы без предоставления большей самостоятельности в решении кадровых вопросов районной парторганизации, ее комитету. У нас в «Севрыб- промразведке» из четырех ра ботников парткома трое зани маются вопросами идеологии. Вместе с тем самая крупная цеховая парторганизация аппа рата управления, в которой на учете состоят свыше 100 ком мунистов, требует более при стального внимания. Здесь был бы нужен освобожденный сек ретарь. Районная парторгани зация сама, за счет внутрен них резервов, должна решать, как расставлять работников. То есть у нас, например, можно было бы сократить одного штатного идеолога и выбрать освобожденного секретаря це ховой парторганизации. В масштабах района, по-мое му, действенным мог бы ока заться механизм горизонталь ного движения освобожденных секретарей первичных партор ганизаций. Что я имею | ви« ду? В малочисленных партор* ганизациях, а их большинство, годами накапливаются хрони ческие недостатки, устранение которых без профессионально* го вмешательства нереально. Суть этого предложения I том, чтобы, объединяя ети организации по чисто террито# риальному (месту жительстве) или производственному при знаку (учебные заведения, про ектно-конструкторские орга низации), предоставлять им право периодически поочеред но выбирать секретаря на 2 —3 года. Предлагаю обсудить на кон ференции вопрос О создании профессиональных информа ционно - пропагандистских групп при районных комитетах партии, парткомах по анало гу с лекторской группой об кома КПСС. Причем этот ап парат со временем должен, на мой взгляд, увеличиваться. Иначе будет опасность идей ного шатания и разброда е условиях дискуссий, широкого обмена мнениями. Н. ОСЕТРОВА, работник парткома управ ления «Севрыбпромразвед- ка». ГЮДДЕРЖИВАЯ основные положения, идеи Тези сов ЦК КПСС к XIX парткон ференции, хочу отметить, что нашей стране необходимы, на мой взгляд, более радикаль ные, принципиальные измене ния в обществе, чем в предло женных Тезисах. 1. Необходимо значительное, не менее 50 процентов, сокра щение платного, освобожден ного партийного аппарата. Это пойдет на пользу партийному бюджету, позволит освободить деньги на другие нужды. Здо ровые, творческие партийные кадры, думается, лучше всего переориентировать на работу в Советы, профсоюзы, на про изводство, по месту жительст ва. Предлагаю изменить статью № 23 Устава КПСС и передать зопросы структуры, штатов, за работной платы и пр. из ком петенции ЦК КПСС в компетен цию съезда. На мой взгляд, эти вопросы надо решать глас но. 2. В настоящее время необо снованно огромное количест во документов засекречивает ся, хотя никакой тайны в них нет. Даже на планах расшире ния базы культуры стоит гриф «секретно», как и на Нужны радикальные изменения проектах документов, выноси мых на заседание бю ро о б ко ма, горкомов , райкомов КПСС}, Й Устав КПСС необходимо ■ключить, возможно , отдель ную статью о партийной тайне и особенно о рассекречивании партийных материалов и д о ку ментов через некоторое вре мя. Коммунисты имеют право знать все о своей партии. 3. Практика выдвижения и выборов делегатов на XIX Все союзную партконференцию го ворит о необходимости выра ботки нового механизма фор мирования выборных партий ных органов. Инструкция ЦК КПСС о проведении выборов руководящих партийных ор ганов догматична, содержит множество бюрократических, устаревших положений, в нее необходимо внести изменения. Считаю необходимым обна родовать Инструкцию о прове дении выборов Центральных органов КПСС. 4. В рамках концепции со циалистического правового го сударства один из важных воп росов — законодательное ре гулирование деятельности о р ганов КГБ. Конституция СССР 1924 года содержала IX главу «Об Объ единенном Государственном Политическом Управлении», в трех статьях ноторой были з а фиксированы основные прин ципы деятельности ОГПУ. Но в Конституциях 1936-го и 1977 го* дов уже нет статей о деятель? ности органов государственной безопасности, нет, разумеется, и упоминания о необходимости специальных положений о их деятельности, утверждаемых в законодательном порядке. А ведь еще в первые годы Советсной власти ЦК РКП на своем заседании 25 октября 1918 года определенно высна зался против мнения некото рых чекистов о нецелесообраз ности строгой правовой регла ментации деятельности ЧК (см Ленин и ВЧК, М., Политиздат 1975, с. 111 —113). 28 онтяб ря 1918 года Президиум ВЦИК принял Положение о Всероссийской и местных чрез вычайных комиссиях, в кото ром отмечалось, что ВЧК яв ляется органом СНК и «раб о тает в тесном контакте с на* родными комиссариатами внут ренних дел и юстиции», что ♦Смета ВЧК утверждается Сов* наркомом» (см. там >ке, i . 112 -113). Необходимо признание служ бы безопасности в нашей стра не гражданским законодатель ством, необходимо гласное по лучение денежных средств на содержание аппаратов.. Воз можна постановка и вопроса о подотчетности КГБ не только руководителям КПСС, Верховно го Совета СССР, Совмина СССР, но и высшему законода тельному органу Союза ССР — Верховному Совету СССР. 5. Предлагаю обсудить на XIX партконференции вопросы гарантирования социально-по литических и культурных прав личности. Трудно не согласиться с мнением т. Павловского, кото рый в статье «Человек имеет право» («XX век и мир», 1988, № 4, с. 35—43) утверж дает, что «сегодня понятие «прав гражданина» абсолютно чуждо большинству советских людей». Многие ищут себе «божков», «начальников», так как просто не доросли до гражданских демократических свобод. Недоверие, которое пропи тало многие стороны нашей жизни, является и основой для всевозможных, как правило, тайных инструкций и положе ний, касающихся общения граждан СССР с зарубежными странами. В. Загладин в статье «Не надо бояться сходства» («Мо сковские новости, 1988, 2$ мая, 6) справедливо отмечает необходимость со вершенствования системы по ездок наших граждан за р у беж и иностранных гостей к нам. Для этого нужен крити ческий анализ существующих инструкций. Предлагаю обна родовать, например: положе ние о визировании для рабо ты на судах загранплавания, положение о выездах в капи талистические страны по тури стическим путевкам. Эти ин струкции не должны быть сек ретными. Предлагаю, рассмот реть демократическое положе ние о праве на путешествие, в том числе и зарубежное. О. АНДРЕЕВ, преподаватель. гтг~ "ЧСг31ШГЛ рыбный МУРМАН 24 июня 198 года 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz