Рыбный Мурман. 1988 г. Июнь.
о Обсуждаем Тезисы Ц К КПСС или «избранные»? м Ы ПУБЛИКУЕМ в сокращенном варианте письмо коммуни стов ЦПКТБ. На некоторые вопросы, поднимаемые ими, 31 мая уже ответила «Полярная правда». Однако ряд предложений по обсуждению Тезисов ЦК КПСС, на наш взгляд, заслуживает того, чтобы с ними познакомились читатели и рыбацкой газеты. Р ЕД С Т О ЯЩ А Я парт конференция воспри нимается всеми как съезд, потому что по представите ть- ству и важности решаемых вопросов ничем ему не усту пает. Однако решения по вопросу подготовки и выбо ров делегатов на X IX Все союзную партконференцию были отданы обкомам КПСС и ЦК Компартий союзных республик. Поэтому и полу чилось так, что в выборах делегатов * приняло участие весьма ограниченное число коммунистов. Что же имеем в результате? Среди делегатов области — значительный процент но менклатурных работников. Некоторые фамилии вообще не названы в прессе. Каждый член КПСС, гото вясь- к партконференции, обдумывал свое отношение к перестройке и готовился вы сказать свои поже!ания и предложения на конферен ции, но его лишили возмож ности участвовать в выборе делегатов. И опять получает ся, что на всепартпйпый ф о рум едут не выбранные, а «избранные». Кроме того, многолетняя привычка делать все по ука занию «сверху», не проявляя инициативу на местах, при вела к тому, что процесс вы бора делегатов был органи зован и проведен в предель но короткий срок — за не делю. Формальный подход к делу поставил большинство коммунистов вне подготовки и влияния на ход X IX парт конференции. Почему с нашим мнени ем не хотят считаться? Почему не изжита практи ка «распределения» номенк латурных работников при выборах куда-либо? Эти вопросы видятся нам в ряду важнейших в деле расширения внутрипартийной демократии. Предлагаем также внести в Устав КПСС следующие положения: 1. Делегатов (кандидатов в делегаты) на съезды и всесоюзные конференции КПСС выбирать на собрани ях первичных партийных о р ганизаций, на районных, го родских, областных и рес- публикаиск их партийных конференциях. 2. Все члены выборных партийных органов (райко мов, горкомов, обкомов и ЦК) должны состоять на уче те в первичных партийных организациях предприятий, учреждений, колхозов, на партийных собраниях кото рых должны отчитываться о своей работе. 3. Проводить выборы сек ретарей районных город ских, областных, республи канских партийных комите тов, а также Генерального секретаря ЦК КПСС путем выбора из нескольких кан дидатур голосованием всех членов КПСС в своих пер вичных организациях. Кан дидатуры эти выдвигаются на соответствующих партий ных конференциях (съездах) из членов вновь выбранного бюро. Члены КПСС Центрального проектно - конструкторско го и технологического бю р о ВРПО «Севрыба» (79 коммунистов). Д ВУМ Я РУК АМ И ГОЛО СУЮ за положение в Тезисах ЦК КПСС о том, что «в серьезнейший тормоз превра тились командно-административные методы управления». Взять хотя бы последнее совещание по безопасности мо реплавания. На нем мы еще раз убедились, что изменений в стиле и методах работы некоторых руководителей ^Сев- рыбы» нет и не предвидится. Сохранились тот же диктат, те 5 ке выступления по бумажке, тот же окрик. О какой крити ке может быть речь, если даже высказывание выступающи ми мыслей и предложении, не совпадающих с мнением ру ководителя, прерывается и в последующем безапелляционно комментируется. тот же диктат Требовательность и гласность М Ы, МОРЯКИ РПК-4 М урманского тралозо- го флота, предлагаем: — сократить аппарат партийных органов, упразднить Мурманский гор ком партии, сде лать подчинение райкомов городско го типа непосредственно об ком у КПСС; JGr — коммунистов, скомпрометировавших се- ^ *б я в партии, в коллективе, также и тех, кто занимает руководящие должности, но не обеспечивает выполнение Госплана и разви тия социальной сферы коллектива в течение двух лет, освобождать от занимаемой долж ности исключать из номенклатуры; — подготовку резерва кадров номенкла турных р а б о тн и ко в вести гласно с обязатель ным обсуждением на собраниях коллектива, парторганизации. Ежегодно коро*- ктирозать резерв таким же образом ; — в профсоюзные органы, как в партийные и советские, человек может быть избран не более чем на два срока; — прием граждан по личным вопросам вы борными партийными, советскими, профсоюз ными руководителями должен проводиться ежедневно во внерабочее время при свобод ном допуске граждан; — всех партийных, советских, профсоюз ных, хозяйственных руководителей и их семьи исключить из спецобслуживания (медицинско го, торгового, транспортного). Сдепать равны ми условия обслуживания всех трудящихся района, города, области, республики, страны; — увеличить количество депутатских мест во всех Советах непосредственно для выбо ра рабочих, их должно быть не менее 75 про центов. Любой советский, профсоюзный, хо зяйственный руководитель должен быть де путатом только одного Совета. От имени экипажа первый помощник капи тана Д. ПОТАШЕВ. П ОВЕДЕНИЕ иных ру ководителей «Севры- бы» нисколько не отличает ся от поведения их бывшего коллеги К. Н. Шаповалова, который подобные мероприя тия проводил ежеквартально, с постоянным нагнетанием обстановки, Угрозами, поучи тельством. Действенность подобных мероприятий была и остается нулевой. Представ ленное на совещании сниже ние аварийности в истекшем году, как заслуга деятельно сти руководства «Севрыбы», оснований для удовлетворе ния, тем более для хвастов ства, не дает, поскольку, ес ли из показателей аварийно сти прошлых лет вычесть аварийные случаи, происшед шие в период мойвенных пу тин, которых в 1987 году не было, то результат окажет ся не в пользу истекшего года. Фактическое же положе ние таково, что командный состав судрв положением дел не удовлетворен, потерял уверенность в завтрашнем дне, работа на флоте не при влекает молодежь. Об этом говорит хотя бы текучесть кадров комсостава на фло тах, а она составляет 10— 12%, и это в основном млад ший командный состав. Пришлось с сожалением убедиться, что такое положе ние дел руководство ВРПО мало волнует. Об этом мож но судить по их выступлени ям. Рассуждения о том, что недостатка в командных кадрах не оудет и взамен ушедших придут другие, не соответствуют реальностям сегодняшнего дня. Многие еще наши руково дители мыслят категориями 60-х годов, от фактического положения дел на флоте они далеки и не имеют представ ления, какой контингент сей час младших командиров и с каким настроением они ра ботают. После мероприятий, про водимых в свое время Ш апо валовым, приходилось слы шать рекомендации команди ров старшего поколения мо лодежи: «Бегите, ребята, из этой конторы, пока не позд но». С таким же настроени ем, видимо, вышли участни ки и с этого совещания. Оценку нужности и действен ности мероприятия очень яр ко продемонстрировала мо лодежь — после перерыва их как ветром сдуло. В зале остались только те, кому «бежать» уже поздно или не куда. Правильно сказано в Тези сах о том, что многие наши недостатки в экономике кро ются в «консервативном, от сталом мышлении части на ших хозяйственников.., в стремлении цепляться за привычные приемы и мето ды жить и работать по ста ринке». Совещание по без опасности мореплавания — убедительное тому подтверж дение. А. ДЕМИДЕНКО, моряк. В ТЕЗИСАХ ЦК КПСС гово рится о необходимости совершенствования советской избирательной системы. Один из путей здесь — критический анализ сложившейся практи ки, отход от стереотипов мышления, пересмотр некото рых устаревших и иевыпол- няющихся положений дейст- „ вующих законов, принятие но- ^ • в ы х законодательных актов и ~ комментариев. На мой взгляд, надо крити чески осмыслить, перерабо тать Законы РСФСР о выбо рах в местные Советы народ ных депутатов и Верховный Совет РСФСР, так как мно гие принципиальные их поло жения сложились в 30-е годы при известных авторитарных услсзиях. Думается, демократичнее будет предоставить каждому гражданину право непосредст венного, участия в подготовке и проведении выбороз. А не так, как записано в статье 9, что граждане РСФСР прини мают участие в выборах че рез общественные организа ции, трудовые коллективы, со брания военнослужащих по воинским частям, предвыбор ные собрания избирателей. Надо дополнить ст-чью 55 и предостасить право выдвиже ния кандидатов в депутаты не только организациям. трудо вым коллективам, собраниям военнослужащих, но и отдель- ъ ным гражданам. А на предвы борных собраниях наждый В интересах избирателей должен иметь право не только «...участвовать в обсуждении кандидатур, поддерживать предлагаемые кандидатуры, либо вносить предложения об их отводе», но и выдвигать другие кандидатуры. В этой же статье было бы разумно предоставить каждо му гражданину РСФСР право выдвижения своей ' кандидату ры. К сожалению, у нас такой шаг считается крайне нескром ным, вызывающим. Надо ло мать старые представления. Нет ничего плохого в том, что инициативный человек, имею щий свою программу действий, чувствующий в себе силы, имеющий коммунистические убеждения, предлагает свои услуги обществу. На мой взгляд, статья 36 бюрократична, не дает про стора для волеизъявления на рода. Согласно ей, организа ции могут выступать в под держ ку кандидатур, выдвину тых другими организациями, но не имеют права выступить против этих кандидатур и вы двинуть свои. В статьи 10-ю и 41-ю пред лагаю внести. дополнение: «Каждый кандидат в депутаты должен иметь программу дей ствий в интересах избирате лей, которую должен довести до сведения граждан на пред выборных собраниях». А из биратели, в свою очередь, да ют наказы депутатам. Но не наоборот, когда на основа нии наказов после выборов избранный уже депутат начи нает составлять и определять программу своих действий. К сожалению, на практике имен но так и получается. Депутаты не видят перспективы в сво ей работе, это определяет платный аппарат, который по сути дела руководит большин ством депутатов. В этой же статье 10 граж данам РСФСР гарантируется право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, ра дио. Однако в жизни это пра во трактуется только как вы ступление в поддерж ку кан дидата, и ни в коем случае не допускаются в эфир, на стра ницы газет противоположные мнения, особенно по руково дящим партийным, советским работникам. Надо бы допол нить право агитации как в поддержку , так и против кан дидата в депутаты. И записать это не только в 10-й, но и в 42-й статье. Статья 47 не имеет подкреп ления на практике, так как в бюллетени для тайного голо сования вносится только одна кандидатура. Для большего выбора, волеизъявления на рода предлагаю, чтобы на со браниях по выдвижению кан дидатов в депутаты не только рассматривали несколько кан дидатур по одному избира тельному округу , но и имели право выдвижения не одного, а нескольких кандидатов. В предвыборную кампанию кандидатам в депутаты нужны особая, тщательная подготов ка и квалифицированная по мощь. Следует освобождать от служебных обязанностей с сохранением среднего зара ботка кандидатов в депутаты местных Созетоа и Верховного Совета РСФСР не только на время проведения встреч с избирателями, выступлений на предвыборных собраниях, но и для подготовки предвыбор ной программы, анализа теку щих событий и положения дел в организациях сроком на 2— 3 недели. И последнее. Думается. что демократичнее будет избирать первых лиц (и их первых за местителей) руководящих с о ветских органов различного уровня всем населением, а не только по каному-тр одному избирательному окру! у. Пред седателей гор-, рай-, обл-, край исполкомов. а также и пред седателя Верхосно !о Совета РСФСР и их первых замести телей надо избирать всем на родом. Тогда будет меньше бю рократизма, многоступенчато сти власти и больше непосред ственной, прямой демократии. К эксперименту с проведе нием выборов по многоман датным округам я отношусь настороженно. По-моему,, эта система голосования не дает необходимой состязательно сти, здорового соперничества в предвыборный период, не способствует выработке каж дым кандидатом в депутаты своей позиции, своих планов на предлагаемый срок избра ния. Посудите сами, сколько же человек должны вычерк нуть, голосовать против --ка н дидата в депутаты, насколько он должен быть отрицатель ным, чтобы его не избрали. Мне думается, • эта система также представляет автомати ческое избрание в депутаты всех выдвинутых кандидатами в депутаты. А это несправед ливо, необходимы выбор и со стязательность, тогда не будет услозий для застоя и спячки. Разумнее считать депутатом только того, кто получкл боль шее количество грлосоз. Хо тя, с другой стороны, идея резервных депутатов хороша, не надо преходить дополни тельные выборы з связи с вы бытием депутата в до у 'ой район. О. ДНД?г.£3, заведующий кабинетом воспитательной работы Мурманского областного ийститута усовершенствова ния учителей. рыбный мурман 3 июня 198В года a
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz