Рыбный Мурман. 1988 г. Июнь.
12 Социальная сфера К АК УЖЕ СООБЩАЛОСЬ в ПЕЧАТИ, в областном комитете партии состоялась встреча, посвященная вопросам совер шенствования информационно-пропагандистской работы и куль турного обслуживания рыбаков и моряков . В ней приняли уча стие руководители ВРПО «Севрыба» и М урманского м орско го пароходства, средств массовой информации, идеологических уч реждений, творческих союзов, деятели культуры. Предлагаем вам познакомиться с некоторыми мыслями, замечаниями и предложениями, высказанными во время беседы, продолжав шейся несколько часов. Встреча в обкоме К П С С ОТКРЫВАЯ ВСТРЕЧУ, второй секретарь обкома партии С. Л. Серокуров отметил, что в Мурманске, где проживают 435 тысяч жителей, около трех сот тысяч тем или иным обра зом связаны с морем . Боль шую часть стоимости про мышленной продукции дает ВРПО «Севрыба)>, самый круп ный профсоюз — работников рыбной промышленности. И в то же время рыбацкая, морс кая тема не является ведущей на страницах газет, в деятель ности творческих союзов, да леко не адекватное внимание уделяют морякам учреждения культуры города. За многие годы областной театр поставил лишь один спектакль, посвя щенный труженикам моря, — «Кола». Не организуются кон курсы среди композиторов или писателей на лучшее произве дение о городе, о моряках, нет конкурсов на приз како го- либо флота. Эпизодически про водятся встречи творческих работников в трудовых коллек тивах. С. Л. Серокуров обратил внимание собравшихся на не которые нерешенные экономи ческие и социальные вопросы, которые отрицательно влияют на престиж морских профес сий. Так, средний заработок до ярки — около пятисот рублей, а рыбака со всеми доплата ми — около восьмисот. Допла ты далеко не окупаю т те фи зические и психологические нагрузки, которые приходится выдерживать во время мно го месячных рейсов. Да и нельзя все мерять деньгами, как, на пример, семейные проблемы, часто возникающие у моряков. Остро стоит и вопрос куль7 турного обслуживания г море, где люди испытывают настоя щий голод на сзежую инфор мацию, общение с творчески ми работниками. Необходимо предпринять новые усилия, чтобы повысить влияние идео логической, культурной работы на воспитание труженикоз мо ря, всех мурманчан в духе пат риотизма, преданности слав ным трудовым традициям, на ход перестройки в трудовых коллективах. Перзый заместитель началь ника ВРПО «Севрыба» Э. К. Наумов поделился экономиче скими и социальными пробле мами, волнующими тружени ков объединения. В частности, было высказано мнение, что перевод на хозрасчет рыбной отрасли, отрасли сырьевой, за висящей от очень многих фак торов, был сделан преждевре менно, не во всем обдуманно. Ухудшилась сырьевая база, увеличились затраты на добы чу и переработку продукции, не решен вопрос ценообразо вания. Сейчас бассейн стоит на пороге перехода к судово му хозрасчету. Однако в газе тах не появилось ни одно го материала на эту важную те му. Вообще переход подраз делений ВРПО на новые мето ды хозяйствования, причины ждут современную технику, современные методы замороз ки, отсутствие которых сдер живает повышение производи тельности труда. Многое м о г ло бы дать и возвращение к прибрежному лову, который сейчас развит слабо. Важная проблема — уваже ние к личности и человеческо му достоинству рыбаков. Б. Н. Блинсз привел пример, когда в одном из инпортов представи тели женской организации по просили провести для них экс курсию на советском судне, на плавбазе. Капитан и его первый помощник не нзшли ничего лучшего, чем запереть экипаж, двести человек, в ка ютах и прозести экскурсию вдвоем. На следующий день местные газеты вышли с ехид ными заголовками по этому поводу. Начальник тралового флота Г. В, Тишков согласился, что рыбакам необходимы и новые орудия лова, и новые промрай- оны. В то ж е время он отме тил, что мурманские писатели венный секретарь областной писательской организации В. Л. Тимофеев, это бессрочный д о говор о творческом содруже стве. За год мы посылаем 5— 6 агитбригад в Баренцево м о ре, а могли бы больше и на больший срок, если найдем по нимание со стороны руководст ва рыбаков. Что касается по становок в театре на темы ры бацкой жизни, то ей посвяще но практически все творчество Бориса Блинова, много о мо ряках написал и Борис Рома нов. Но, похоже, наши режис серы этих произведений не чи тали, о том, что их мож но ин сценировать, не думали. В вы ступлении были затронуты так ж е некоторые социальные про блемы рыбацкого труда, по ставлен врпрос об учрежде нии в Мурманске м орско го университета, открытии мор ско го журнала. О проблемах кинообслужи вания рыбаков говорил на чальник областного управления кинофикации В. Ф . Матвеен- ков. Морская контора кино- с з а б о т о й о р ы б а к а х отставания социально-культур- ной сферы освещаются в прес се слабо. Необходимо через газеты, другие средства массо вой информации поднимать ав торитет капитана. Важные за дачи — продумать меры по уменьшению психологических нагрузок, падающих на моря ков,. заниматься организацией полноценного отдыха рыбаков на берегу. О ходе перестройки в транс портном флоте, проблемах, стоящих перед моряками, рас сказал начальник Мурман ско го морско го пароходства В. В. Белецкий. Касаясь куль турного обслуживания судовых экипажей, он отметил, что у пароходства завязались твор ческие контакты с мурмански ми писателями и художника ми, но они чаще носят эпизо дический характер. Слово взял член Союза пи сателей Б. Н. Блинов, которо му хорошо известна рыбац кая жизнь: он до сих пор ходит электромехаником на су дах «Севрыбхолодфлота». По мнению писателя, руководите лям рыбной отрасли пора всерьез задуматься о совер шенствовании орудий лоза. Нужны новые, щадящие ору дия, нужно всерьез занимать ся развитием ярусного лоза, который ныне применяется лишь на одном судне. Моряки недостаточно внимания уделя ют рыбакам, отображению их труда. Он предложил литера торам сходить вместе с рыба ками в дальние районы про мысла и на основе полученных впечатлений написать пьесу для облдрамтеатра или сцена рий фильма. Новые, интерес ные произведения о тружени ках моря могли бы стать хо рошим вкладом в повышение престижа рыбацкой профессии в глазах юного поколения. Е. В. Закондырин, заведую щий отделом пропаганды и а ги тации о б к о м а КПСС, пред ложил ВРПО «Севрыба» совме стно с писательской организа цией прозести конкурс на луч шую пьесу о рыбаках, затро нул также вопрос развития со трудничества группы молодых художников «Арктика» и мор ского пароходства. В своем выступлении глав ный режиссер облдрамтеатра В. М. Саранчук рассказал о проблемах творческого коллек тива. Говоря о контактах с рыбаками и моряками, он от метил, что театр может чаще посылать в море небольшие агитгруппы для выступления перед экипажами. Программа совместной дея тельности мурманских лите раторов и ВРПО «Севрыба» существует, отметил ответст проката получает в год около 2 тысяч фильмокопий, а нужно, по крайней мере, 2,5 тысячи. Причем 20 процентов лент списывается из-за плохой сох ранности, небрежного отно шения в море. По 2—3 года суда плавают в дальних райо нах с неотремонтированной проекционной аппаратурой. Медленно в ВРПО развивается видео, которое поможет ре шить названные проблемы. По ка на судах имеется всего око ло двадцати видеоаппаратов. А видеопрокат может предло жить 1,5 тысячи видеофильмов, к концу года их будет уже 2 тысячи. Пора улучшить усло вия работы морско го кино- проката, который размещается в неприспособленном помеще нии, очень далеко от порта. Необходимо перевести конто ру поближе к морякам . Заместитель председателя первичной организации Сою за архитектороз А. Г. Ш ур , в частности, отметил, что в М ур манске, в м орском городе, нет ни одного памятника морякам , за исключением памятного зна ка в честь погибших в годы войны рыбакоз тралового фло та, что находится на улице Шмидта. Уровень работ, пред ставленных участниками кон курса на лучший проект па мятника Ждущей, оказался не высоким. Однако его следова ло довести до конца, а кон курс практически оказался не завершенным. Возникающие проблемы не обходимо решать собственны ми силами, подчеркнул член Союза композиторов Г. А. Ка линин. Как можно говорить, что М урманску нужна песня, если таких песен местными композиторами создано мно жество. Другое дело, что их не публикуют газеты, переста ла передавать радиостанция «Атлантика». У Мурманской секции самодеятельных ком позиторов довольно неплохая связь с рыбацкими культбаза- ми, ведется совместная рабо та, на базе Дворца культуры и техники имени С. М. Кирова действует «Музыкальный са лон» для рыбаков. Но чтобы тема Мурманска, тема морско го труда зазвучала шире, не обходимо издать сборник пе сен, выпустить пластинку о на шем городе, которая могла бы стать хорошим сувениром. Все мы понимаем, в каком городе живем , отметил началь ник областного управления культуры О. И. Вязовский, по нимаем, что он создан благо даря труду рыбаков и моря ков. Но одной песней или пье сой названных сегодня проб лем не решить. Необходим комплекс мер. В выступлении, в частности, прозвучало пред ложение создать единый ко ор динационный центр, который бы планировал и организовы вал идеологическую и культур ную работу среди рыбаков и моряков в комплексе, объеди нил для этой цели усилия творческих союзов и учрежде ний культуры. На встрече также выступи ли первый секретарь М урман ско го гор кома партии В. П. Харченко, редактор газеты «Полярная правда» А. П. Ба выкин, писатель Л. А. Крейн, председатель областной орга низации Союза художников B. Н. Бубенцов, председатель областной организации Союза театральных деятепей А. И. Журавлева, директор Дворца культуры и техники имени C. М. Кирова Т. С .П ере в ер зе - ва, заведующая отделом об кома профсоюза работников рыбной промышленности Т. Н. Кубарева. Итоги беседы под вел второй секретарь обкома партии С. Л. Серокуров. Предложения, высказанные во время встречи, будут рас смотрены в об коме и гор коме КПСС, в М урманском горис полкоме. Возвращаясь к напечатанному Приятной новости не получилось Я не поверила своим глазам. Здесь, на самом верху Восточ ного микрорайона, плавно ка тится маршрутное такси. На лобовом стекле номер 29. Ма шина тормозит, подбирает на свободные места счастливчи ков и едет вниз... Что это? Ведь в ответе нам на статью «Надеяться на ле вака!» от 15.01.1988 года на чальник автоколонны В. Ф . Дзида ни слова не написал о маршрутках. Начальник таксо парка Т. С. Лютова тоже не утешала наших читателей. А тут — такое... Звоню начальнику пассажир ских перевозок объединения «Мурманскавтотранс» А. Л. Носову: — Какие вы молодцы : на шли возможность продлить маршрутку с улицы Старости на до улицы Мира, как проси ли жители Восточного района... Чувствую, на том конце про вода — замешательство. Прав да, очень довольный новостью Александр Леонидович пытает ся меня успокоить. — Я сам только .что из ко мандировки. Об этих ново введениях ничего не знаю. На верное, это таксопарк изыскал возможность . Всегда рады по мочь! И, довольные д р у г другом , мы кладем трубки . Все, чита тель. Отныне закончена наша эпопея по поводу 29-го марш рута. Если вы житель улиц Маклакова, Скальной, Мира, то вы — в курсе. Если же нет, — немного истории. Не раз еженедельник высту пал с публикациями и письма ми о том, как тяжело уехать на 29-м автобусе. Перепол ненный, он превращает нас в сухопутных пиратов, ежесе кундно готовых к абордажу. Устами наших читателей и в материалах мы предлагали не сколько вариантов облегчить проблему. Один из них — маршрутное такси. И вот, ко г да дело сделано, — самое время известить об этом всех. — Что вы! — изумляется Т. П. Черепкина, заместитель начальника таксопарка. — Маршрутка как ходила от «Волны» к улице Старостина, так и ходит! Нет-нет, мы ни чего не меняли. Знаю, что в автоколонне собирались ис пользовать «пазики» для марш рутных такси. Сами понимаете, наши маломестные «рафики» в час пик дела не решат... — Да, — отвечает мне ра ботник отдела эксплуатации автоколонны № 1118 В. М. Рыжоз. — Мы пустим малень кие автобусы осенью, когда доро ги в том районе будут го товы. А какая там маршрутка сейчас ходит, — не знаю... Прямо детектив какой-то. Кто-то незримый помогает но воселам на горе. Но кто же он? Так хочется сказать спа сибо. Спустя несколько дней поисков, судьба свела меня с инструктором по транспорту горисполкома О. В. Медведе вым. — Знаю, знаю я этих «по мощников». Это организация «Мурманскстройтранс». С на шего разрешения в свободное от работы время они шлют туда свои «рафики». Кстати, они облегчают путь домой не только жителям Восточного района, но и Первомайского: свободные машины иногда пускают по маршруту № 10, № 2 и даже № 106. Вот так наша транспортная проблема повернулась и вы светилась еще одной гранью. Оказывается, даже незначи тельные перемены в хозяйст венной деятельности способны заставить руководителей, с од ной стороны, помогать городу, с другой — наживать себе ма ленькую, но прибыль. Только напрашивается вопрос, неуже ли только у одно го «Мур- манскстройтранса» случаются свободные от работы маши ны? Неужели в М урманске нет больше предприятий, имеющих солидный автопарк? Сколько автобусов (в том числе и ми ни- и микроавтобусов) проста ивают зря... И пока в городе наблюдается ещё транспорт ный дефицит, спешите им вос пользоваться. Что касается Восточного района, то начальник автоко лонны № 1118 В. Ф . Дзида со общает, что в сентябре-октяб ре на укороченном плече улиц Мира — Ленинградская пойдет полуэкспрессом авто бус марки «Икарус». Что ж , задумки неплохие, но вот бе да: перекресток улиц Макла кова и Скальной реконструи руется медленно да и разво ротное кольцо в 404-м м и кро районе не обустроено. А сен тябрь не за горами... С. САВИНА. 10 июня 1938 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz