Рыбный Мурман. 1988 г. Июнь.

о П ОСЛЕДНЕЕ В Р ЕМ Я много стали говорить и писать о роли первого по­ мощника на судне: кто он, что он и зачем? Как его уже только ни обозвали: и до­ полнительной рабсилой на подвахте, и ретроградом, и массовиком-затейником, и ... бездельником. Судно плохо сработало на промысле — виноват первый помощник, плохо организовал, значит, соцсоревнование. Хромает дисциплина — конечно, он: не разъяснил, не провел, не довел до сознания. Нагляд­ ная агитация бледная, спорт не на высоте, Розенбаума мо­ ряки слушают, повар борщ пересолил — вали на пер­ вого помощника, почему сла­ бо проводит воспитательную работу? З а время работы на фло­ те я редко, честно призна­ юсь, слышал лестные слова от моряков в адрес своих коллег. О хороших молчат, хотя их немало, чаще вспо­ минают плохих, зачастую од­ ни и те же фамилии называ­ ют. Политработник обманул человека, необязательным оказался, другой — оскор ­ бил моряка, третий свел сче­ ты властью. Таких единицы, а обида и зло на всех. Нам и самим стыдно, когда кол­ лега наш в инпорту напился или весь рейс в каюте про­ сидел, или от моряков пря­ чется, чтобы вопросами не досаждали. Обидно нам, клеймо-то общее, на всех. ...В море часто замечаешь, как к середине рейса меня­ ются люди: говорливый ста­ новится молчаливым, весель­ чак засмурнел, а кто и рань­ ше в флегматиках ходил, на­ чинает философствовать о бытие, о земных благах, ко­ торых ему недостает, о жизни, которая дается толь­ ко раз. Наступает момент, когда хочется выговориться, просто порассуждать, и идет f t тогда моряк не к кому-ни­ будь, а к первому помощни­ ку. И уж поверьте, каких только исповедей не наслу­ шаешься за рейс. Впрочем, могут возразить, есть, мол, первые помощники, с кото­ рыми никто не станет де­ литься своим сокровенным. Согласен. Н о ведь есть и инженеры, которые не умеют работать, и повара, не умею­ щие вкусно готовить. Однако никто не станет утверждать, что инженеры и повара нам вообще не нужны. Быоают дни, что и в свою каюту зайти некогда, то сам к морякам идешь, то они к се­ бе зовут — у них спор воз­ ник: чем отличается пропаган­ да от агитации или политика от идеологии, а то и вовсе не­ предвиденное, например, как размножаются осьминоги? К капитану, конечно, с такими вопросами не подойдешь, не оттого, что он не ответит, а потому что для этого у него есть первый помощник, к не­ му можно запросто. А слухи? Шутки ради пустил кто-нибудь Ш «утну» — рейс задерживается ^ или судно на поставку пойдет в Африку — и взбудоражится экипаж, но за окончательной истиной опять же идут к пер­ вому помощнику. Я уже не го­ ворю о собраниях, лекциях, политучебе, вопросах быта и отдыха, личностных взаимоот­ ношениях — все это в ведении первого помощника капитана. Но я о другом хочу сказать. D Н АШ Е Й РА БОТ Е не может быть мелочей. Все важно: и то, как к тебе относятся люди, и то, к че­ му ты их призываешь. Мно­ гое стало меняться вокруг нас за последние годы. Ме­ няется что-то и в человече­ ской фактуре. Не замечать этого нельзя, так же, как нельзя приучать людей к на­ шей профессиональной не­ ряшливости. Было время, когда мы говорили одно, а вокруг делалось другое. Но мы, казалось нам, исполняя свой долг, внушали людям незыблемые принципы ком­ мунистической морали. Убеж- ^ дали в непогрешимости иа- шнх идей и устремлений. Мы хотели, чтобы нам верили и всячески добивались этого. Сегодня, когда обществен­ ное мнение стало гласным и откровенным, в какой-то ме­ ре неуютно почувствовали себя и политработники. То в одном коллективе, то в дру­ гом им высказываются уко­ ры: вот, мол,' раньше говори­ ли так, сейчас эдак, плакаты развешивали, лозунги, с транспарантами на празд­ ничные *демонстрации води­ ли — «ура-ура!» кричали. Правильно. Справедливо. Корни недоверия обнажи­ лись. Они вылезли из тех вре­ мен, когда насаждалась атмо­ сф е р а благополучия, когда из года в год мы творили себе ку­ мира, когда «бурные, продол­ жительные аплодисменты, пе­ реходящие в овации», выхола­ щивали из нас здравый смысл собственного мнения. Даже байка ходила о приказе, в ко­ тором «§ 1. Руководитель всег­ да прав. § 2. Если руководитель не прав, читай § 1». Оркестры играли бравурные марши, сред­ ства массовой информации, культуры и искусства, весь наш ленционно-пропагандист- сний арсенал внушали людям «философию оптимизма» при- швартовки, выгрузку снаб­ жения из трюмов, которое уже мешает приемке рыбо­ продукции. Промсудно у бор­ та простаивает, ждет. Там нервничают, а нам деваться некуда. Чуть-чуть расчистились, снова пошла рыба в трюм. Через вахту-другую опять подперло, снова расчища­ емся. Капитан МБ-0008 не вытерпел, радиограмму Коз­ лову направил: плохо-де р а ­ ботает транспорт. Начальник промрайона, не разобрав­ шись, дублирует ее в В РП О «Севрыба» — свалил с боль­ ной головы на здоровую. К вечеру прилетает на промы­ сел «срочная» зам. начальни­ ка В РП О Э. К. Наумова: «Если нормальная работа эки­ пажем транспорта не будет обеспечена, отпустите от его борта все промысловые суда, поставьте на отстой для от­ работки действий за свой счет(?!)... немедленно разо ­ браться, принять меры». Удивились мы столь «муд- завоевывать доверие? А это не так просто и не сразу по­ лучается. Первым помощни­ кам, тем, кто поопытнее, и то трудно, а что говорить о молодых политработниках? Да еще если он не по при­ званию, а по разнарядке с девятимесячных курсов М ВИМ У пришел на судно? Был раньше, может быть, он неплохим механиком, а те­ перь вот — помполит. Дру­ гой уровень, другие требо­ вания, но подготовка не та, опыта в работе с людьми маловато. И растерялся он. Или заигрывает с экипажем, или «давит» на пего, чтобы признавали. И то и другое плохо. И то и другое • дис­ кредитирует политработника, больше— раздражает людей. Теперь они не молчат и права свои знают лучше, ы и ? Перв Первый ! зывали, «не жалея сил, спе­ шить в светлое будущее». А между тем, и это понимали люди, вокруг все трещало по швам. И эта трещина между словом и делом разрасталась в пропасть, угодить в которую никому не хотелось. Молчали, не принято было возражать. Так появился дефицит. Снача­ ла дефицит товаров, потом де­ фицит доверия. С первым спра­ виться легче, в конце концов, жизнь научит пироги с салом есть. А вот с доверием труд­ нее... Разве поверит моряк то­ му, что все, что делается, — делается к лучшему, если по-прежнему условия труда его и жизни остаются без ощутимых изменений, если по-прежнему нет того, нет этого. А ему хочется видеть конкретные результаты не только того, что сотворил сам, но и того, что сотвори­ ли ему. И сразу! В МАРТЕ , например, ушли в рейс с сокра­ щенным штатом, так сказать, по велению времени решили работать в новых условиях хозяйствования. С трудом согласился на это экипаж: дел на судне, как на барском дворе, а рабочих рук стало меньше, но все же настрои­ лись, сознательность прояви­ ли. Пришли на промысел, и началась чехарда: разнаряд­ ки о постановке судов под выгрузку начальник пром­ района А. А. Козлов не да­ ет, сколько чего будет, — не­ известно. Наш капитан В. П. Кузнецов просит в первую очередь дать суда, которым больше всего доставлено промвооружения, чтобы о с ­ вободить трюмы. — Выгружайте на палубу, — советует А. А. Козлов. — Уже некуда, — отвеча­ ет капитан. — Ну ничего, как-нибудь выкрутитесь. Начали работать. Поста­ вили с правого борта судно под выгрузку рыбопродук­ ции, с левого одно за другим принимаем БМ РТ для выда­ чи снабжения с палубы, по пять-шесть тонн. А те, для которых в трюмах лежит по тридцать — пятьдесят тонн, не подходят. Их Козлов пла­ нирует «подогнать» к нам в конце выгрузки. Трое суток прошло. Погода посвежела, работа идет медленно. По­ стоянно приходится отвле­ каться на швартовки-от- П рому» решению. Почему-то вышестоящий начальник все­ гда считает себя умнее тех, кто ниже чином. Откуда это у нас? О-о, этот доперестро­ ечный стиль еще долго будет икаться нам. Вот такая получилась ситуа­ ция. Только на восьмые сут­ ки мы вышли на нормальный режим работы, претерпев все неудобства, созданные нам на промысле. Кто прислушался и нашему мнению, кто помог? Скажете, ведомственность. Ка­ ждый считает только свой рубль и только свою при­ быль? Если будем так рассуж ­ дать, мы никогда не решим проблемы. Для того и создан штаб промрайона, чтобы коор ­ динировать действия и интере­ сы флотов. А если не спосо­ бен, так извините-подвиньтесь. Могут возразить: мне ли су­ дить об этом? А почему бы и нет, а кому же тогда? Не они, а мы с капитаном выслушива­ ли горькие упреки моряков, отвечали на их непростые во­ просы. [ЕРЕСТРОИКА , демо­ кратизация оздоро­ вили общественную жизнь, но отнюдь не упростили ее. Когда люди начинают гово­ рить своими словами, они не говорят хором. Надо на­ учиться слушать, научиться не перебивать. Ломать сте­ реотипы надо тоже умеючи, чтобы не сидеть потом среди обломков, в растерянности. Слишком долго и чересчур пристально мы сосредотачи­ вали усилия на борьбе: «ис­ коренять», «изживать», «не допускать» — а чего доби­ лись? Боролись за идеологи­ ческую чистоту, а получили стереотип мышления. Б оро ­ лись за общественно-социаль­ ную активность, а получили инертность. Боролись за эко­ номику, а она скукожилась и перестала быть экономи­ кой. Пололи сорняки, но что посеяли? Коллективную без­ ответственность, комчванст- во, переросшее в угодниче­ ство и соглашательство. Не­ важно, что мораль преврати­ лась в бдительность и учила не доверять, брать на замет­ ку, доводить до сведения — мы боролись!.. Наступил предел. Насытились. Время требует сегодня строить новые взаимоотно­ шения, новый стиль обще­ ния. Кто должен взяться за это на флоте? Опять же по­ литработники, в первую оче­ редь. Все начинать сначала, чем обязанности. «Эй, служивые, рассту­ пись, гегемон идет!» — слы­ хали? Голос у него басо­ витый, уверенный. Он уже имущий, наш гегемон, вид у него респектабельный: им­ портная куртка, «варенки», «химки», часы «Кассио» или «Ориент», кроссовки «Ади­ дас». Фирмовым стал наш флотский гегемон, чего уж тут! Какие там идейки пом­ полит толкает? О вещизме? Ну-ну, пусть поговорит. Но все равно, встречают-то но одежде, а что до ума, так была бы денег сума. Вот и все мировоззрение... А пе- реубеждать-то надо, не хле­ бом ведь единым... Есть и другие ценности. Какие ценности? Ерун­ да все это. Хоть говорят кругом о честности, но че­ ловек так устроен: на слова — мастак, в деле — про­ стак, чужое гребу, своего жаль. — Ну и философ ля! — Нормальная филосо­ фия, материальная. Десять лет на флоте, и ни хаты, ни зарплаты путевой. З а что р а ­ ботаем? У начальства не просить надо, а требовать. С нас требуют, вот и мы... У нас теперь демократия... — Спросить можно? Вот вы про «загнивающий» рас ­ сказывали. А чего ж они, такие-сякие, живучие, никак отмирать не хотят? И все у них есть, ну, что хочешь. Мы на «Алексее Венециано­ ве» в Лас-Пальмасе в ремон­ те стояли, на стапелях фир­ мы «Астикан». Так там, о чем ни спроси, на все один ответ: «Н оу проблем!» А в прошлом году «Отто Гроте­ воль» на Мурманской судо­ верфи ремонтировался — это же умора! Еще рта рас­ крыть не успееешь, а тебе уже отвечают: «Нету!». Кор­ пус в двадцатиградусный мо­ роз красили, прямо по инею. «Не станет краска, — гово­ рим, — напрасный труд». «Тебе напрасный, — отвеча­ ют, — а нам деньги запла­ тят». А сколько еще всего! И каких только суждений не услышишь. Одних беспоко­ ит, почему на судах не внед­ ряется НТП, других — поче­ му не сокращают управлен­ ш ш ческий аппарат, третьи забо­ тятся о жилье и зарплате, а четвертым вообще ни до че­ го. Им, видите ли, «труд — не радость, а тяжкое наказа­ ние за грехи Адама и Евы>. Есть среди моряков и такие, кому, на манер салтыково- щедринского героя, хочется чего-то, но не знают чего: «то ли осетринки с хреном, то ли Конституции». Наследие застойных лет досталось нам, прямо ска­ жем, не очень радостное. Но, обнажив одни проблемы, мы невольно порождаем но­ вые: гласность и демокра­ тию людям дали, а пользо­ ваться ими они не научи­ лись. Последнее время много пре­ тензий и упренов приходится выслушивать в адрес работни­ ков управления флота. Напри­ мер, диспетчерская служба назначает перешвартовку на 18 часов, а буксир приходит ночью, пока туда-сюда — ут­ ро . По чьей милости отсидели люди на судне, когда у них каждая минута, проведенная с семьей, на вес золота? Снаб­ женцы на 80 процентов не удовлетворяют заявки моря­ ков. Хоть кто-нибудь из них наказан за это? До смешного доходит: в позапрошлую стоян­ ку за час до отхода снабжен­ цы доставили на судно пу­ стой, вместо полного, баллон с ацетиленом. Главный меха­ ник В. И. Василенно отказал­ ся идти в рейс, пока не выпол­ нят его заявку. Выполнили, но наказали его же, главного ме­ ханика. за... вынужденный простой судна, денежным на­ четом «отблагодарили» за чью- то безответственность. Знай, мол, сверчок, свой шесток и впредь не высовывайся. В прошлую стоянку история с ацетиленом повторилась. Но на этот раз наказали не Ва­ силенко, а нашли причину на­ казать старпома. На судне больше года дей­ ствует внедренная судовыми специалистами водоэмульсион­ ная установка, которая позво­ ляет при эксплуатации глав­ ного двигателя экономить за рейс (з?. рейс, подчеркиваю) десять процентов топлива, это примерно 150 тонн. Столько и за год не каждая плавбаза сэкономит. Может, кто-нибудь из механико-судовой службы флота заинтересовался этой установкой, чтобы внедрить ее и на других судах? Нет. Легко ли первому помощ­ нику теперь убедить главно- го механика и мотористов в том, что экономия — дело общегосударственное? Убеж­ дения в человеке вырабаты­ ваются не только в резуль­ тате осознания идей, но и всей практикой жизни. И нет более легкого способа ослабить и даже подорвать их, чем расхождение между тем, к чему призывают лю­ ден, и тем, с чем им прихо­ дится сталкиваться. Бесхо­ зяйственность, как черво­ точина, разъедает душу. Нужен ли первый помощ­ ник экипажу? Вопрос не праздный. В нем скрыт не вы­ сказанный смысл не только нашей профессиональной значимости, но и нашей про­ фессиональной умелости. Не­ простая эта работа, и не ка­ ждый может понять смысл ее и значение. Непроста и сама жизнь. Иной раз в се­ бе трудно разобраться... Мы ничего не достигнем, если не сумеем дать экипа­ жам политработников, толко­ вых, умеющих слушать и от­ вечать, обратить сомнение в веру, а надежду — в исти­ ну.. Нужны внутренняя куль­ тура, *образованность, собст­ венная убежденность в том, что проповедуешь и к чему призываешь. Вот когда сможем и ког­ да нам поверят, тогда и отпа­ дет сам собой вопрос: «Ну­ жен ли первый помощник экипажу?» Н. ЯКОВЕНКО, первый помощник капита­ на ТР «Пролив Надежды» управления «Севрыбхолод- флот», член Союза журна ­ листов СССР. 10 июня 108 года о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz