Рыбный Мурман. 1988 г. Июнь.
о П ОСЛЕДНЕЕ В Р ЕМ Я много стали говорить и писать о роли первого по мощника на судне: кто он, что он и зачем? Как его уже только ни обозвали: и до полнительной рабсилой на подвахте, и ретроградом, и массовиком-затейником, и ... бездельником. Судно плохо сработало на промысле — виноват первый помощник, плохо организовал, значит, соцсоревнование. Хромает дисциплина — конечно, он: не разъяснил, не провел, не довел до сознания. Нагляд ная агитация бледная, спорт не на высоте, Розенбаума мо ряки слушают, повар борщ пересолил — вали на пер вого помощника, почему сла бо проводит воспитательную работу? З а время работы на фло те я редко, честно призна юсь, слышал лестные слова от моряков в адрес своих коллег. О хороших молчат, хотя их немало, чаще вспо минают плохих, зачастую од ни и те же фамилии называ ют. Политработник обманул человека, необязательным оказался, другой — оскор бил моряка, третий свел сче ты властью. Таких единицы, а обида и зло на всех. Нам и самим стыдно, когда кол лега наш в инпорту напился или весь рейс в каюте про сидел, или от моряков пря чется, чтобы вопросами не досаждали. Обидно нам, клеймо-то общее, на всех. ...В море часто замечаешь, как к середине рейса меня ются люди: говорливый ста новится молчаливым, весель чак засмурнел, а кто и рань ше в флегматиках ходил, на чинает философствовать о бытие, о земных благах, ко торых ему недостает, о жизни, которая дается толь ко раз. Наступает момент, когда хочется выговориться, просто порассуждать, и идет f t тогда моряк не к кому-ни будь, а к первому помощни ку. И уж поверьте, каких только исповедей не наслу шаешься за рейс. Впрочем, могут возразить, есть, мол, первые помощники, с кото рыми никто не станет де литься своим сокровенным. Согласен. Н о ведь есть и инженеры, которые не умеют работать, и повара, не умею щие вкусно готовить. Однако никто не станет утверждать, что инженеры и повара нам вообще не нужны. Быоают дни, что и в свою каюту зайти некогда, то сам к морякам идешь, то они к се бе зовут — у них спор воз ник: чем отличается пропаган да от агитации или политика от идеологии, а то и вовсе не предвиденное, например, как размножаются осьминоги? К капитану, конечно, с такими вопросами не подойдешь, не оттого, что он не ответит, а потому что для этого у него есть первый помощник, к не му можно запросто. А слухи? Шутки ради пустил кто-нибудь Ш «утну» — рейс задерживается ^ или судно на поставку пойдет в Африку — и взбудоражится экипаж, но за окончательной истиной опять же идут к пер вому помощнику. Я уже не го ворю о собраниях, лекциях, политучебе, вопросах быта и отдыха, личностных взаимоот ношениях — все это в ведении первого помощника капитана. Но я о другом хочу сказать. D Н АШ Е Й РА БОТ Е не может быть мелочей. Все важно: и то, как к тебе относятся люди, и то, к че му ты их призываешь. Мно гое стало меняться вокруг нас за последние годы. Ме няется что-то и в человече ской фактуре. Не замечать этого нельзя, так же, как нельзя приучать людей к на шей профессиональной не ряшливости. Было время, когда мы говорили одно, а вокруг делалось другое. Но мы, казалось нам, исполняя свой долг, внушали людям незыблемые принципы ком мунистической морали. Убеж- ^ дали в непогрешимости иа- шнх идей и устремлений. Мы хотели, чтобы нам верили и всячески добивались этого. Сегодня, когда обществен ное мнение стало гласным и откровенным, в какой-то ме ре неуютно почувствовали себя и политработники. То в одном коллективе, то в дру гом им высказываются уко ры: вот, мол,' раньше говори ли так, сейчас эдак, плакаты развешивали, лозунги, с транспарантами на празд ничные *демонстрации води ли — «ура-ура!» кричали. Правильно. Справедливо. Корни недоверия обнажи лись. Они вылезли из тех вре мен, когда насаждалась атмо сф е р а благополучия, когда из года в год мы творили себе ку мира, когда «бурные, продол жительные аплодисменты, пе реходящие в овации», выхола щивали из нас здравый смысл собственного мнения. Даже байка ходила о приказе, в ко тором «§ 1. Руководитель всег да прав. § 2. Если руководитель не прав, читай § 1». Оркестры играли бравурные марши, сред ства массовой информации, культуры и искусства, весь наш ленционно-пропагандист- сний арсенал внушали людям «философию оптимизма» при- швартовки, выгрузку снаб жения из трюмов, которое уже мешает приемке рыбо продукции. Промсудно у бор та простаивает, ждет. Там нервничают, а нам деваться некуда. Чуть-чуть расчистились, снова пошла рыба в трюм. Через вахту-другую опять подперло, снова расчища емся. Капитан МБ-0008 не вытерпел, радиограмму Коз лову направил: плохо-де р а ботает транспорт. Начальник промрайона, не разобрав шись, дублирует ее в В РП О «Севрыба» — свалил с боль ной головы на здоровую. К вечеру прилетает на промы сел «срочная» зам. начальни ка В РП О Э. К. Наумова: «Если нормальная работа эки пажем транспорта не будет обеспечена, отпустите от его борта все промысловые суда, поставьте на отстой для от работки действий за свой счет(?!)... немедленно разо браться, принять меры». Удивились мы столь «муд- завоевывать доверие? А это не так просто и не сразу по лучается. Первым помощни кам, тем, кто поопытнее, и то трудно, а что говорить о молодых политработниках? Да еще если он не по при званию, а по разнарядке с девятимесячных курсов М ВИМ У пришел на судно? Был раньше, может быть, он неплохим механиком, а те перь вот — помполит. Дру гой уровень, другие требо вания, но подготовка не та, опыта в работе с людьми маловато. И растерялся он. Или заигрывает с экипажем, или «давит» на пего, чтобы признавали. И то и другое плохо. И то и другое • дис кредитирует политработника, больше— раздражает людей. Теперь они не молчат и права свои знают лучше, ы и ? Перв Первый ! зывали, «не жалея сил, спе шить в светлое будущее». А между тем, и это понимали люди, вокруг все трещало по швам. И эта трещина между словом и делом разрасталась в пропасть, угодить в которую никому не хотелось. Молчали, не принято было возражать. Так появился дефицит. Снача ла дефицит товаров, потом де фицит доверия. С первым спра виться легче, в конце концов, жизнь научит пироги с салом есть. А вот с доверием труд нее... Разве поверит моряк то му, что все, что делается, — делается к лучшему, если по-прежнему условия труда его и жизни остаются без ощутимых изменений, если по-прежнему нет того, нет этого. А ему хочется видеть конкретные результаты не только того, что сотворил сам, но и того, что сотвори ли ему. И сразу! В МАРТЕ , например, ушли в рейс с сокра щенным штатом, так сказать, по велению времени решили работать в новых условиях хозяйствования. С трудом согласился на это экипаж: дел на судне, как на барском дворе, а рабочих рук стало меньше, но все же настрои лись, сознательность прояви ли. Пришли на промысел, и началась чехарда: разнаряд ки о постановке судов под выгрузку начальник пром района А. А. Козлов не да ет, сколько чего будет, — не известно. Наш капитан В. П. Кузнецов просит в первую очередь дать суда, которым больше всего доставлено промвооружения, чтобы о с вободить трюмы. — Выгружайте на палубу, — советует А. А. Козлов. — Уже некуда, — отвеча ет капитан. — Ну ничего, как-нибудь выкрутитесь. Начали работать. Поста вили с правого борта судно под выгрузку рыбопродук ции, с левого одно за другим принимаем БМ РТ для выда чи снабжения с палубы, по пять-шесть тонн. А те, для которых в трюмах лежит по тридцать — пятьдесят тонн, не подходят. Их Козлов пла нирует «подогнать» к нам в конце выгрузки. Трое суток прошло. Погода посвежела, работа идет медленно. По стоянно приходится отвле каться на швартовки-от- П рому» решению. Почему-то вышестоящий начальник все гда считает себя умнее тех, кто ниже чином. Откуда это у нас? О-о, этот доперестро ечный стиль еще долго будет икаться нам. Вот такая получилась ситуа ция. Только на восьмые сут ки мы вышли на нормальный режим работы, претерпев все неудобства, созданные нам на промысле. Кто прислушался и нашему мнению, кто помог? Скажете, ведомственность. Ка ждый считает только свой рубль и только свою при быль? Если будем так рассуж дать, мы никогда не решим проблемы. Для того и создан штаб промрайона, чтобы коор динировать действия и интере сы флотов. А если не спосо бен, так извините-подвиньтесь. Могут возразить: мне ли су дить об этом? А почему бы и нет, а кому же тогда? Не они, а мы с капитаном выслушива ли горькие упреки моряков, отвечали на их непростые во просы. [ЕРЕСТРОИКА , демо кратизация оздоро вили общественную жизнь, но отнюдь не упростили ее. Когда люди начинают гово рить своими словами, они не говорят хором. Надо на учиться слушать, научиться не перебивать. Ломать сте реотипы надо тоже умеючи, чтобы не сидеть потом среди обломков, в растерянности. Слишком долго и чересчур пристально мы сосредотачи вали усилия на борьбе: «ис коренять», «изживать», «не допускать» — а чего доби лись? Боролись за идеологи ческую чистоту, а получили стереотип мышления. Б оро лись за общественно-социаль ную активность, а получили инертность. Боролись за эко номику, а она скукожилась и перестала быть экономи кой. Пололи сорняки, но что посеяли? Коллективную без ответственность, комчванст- во, переросшее в угодниче ство и соглашательство. Не важно, что мораль преврати лась в бдительность и учила не доверять, брать на замет ку, доводить до сведения — мы боролись!.. Наступил предел. Насытились. Время требует сегодня строить новые взаимоотно шения, новый стиль обще ния. Кто должен взяться за это на флоте? Опять же по литработники, в первую оче редь. Все начинать сначала, чем обязанности. «Эй, служивые, рассту пись, гегемон идет!» — слы хали? Голос у него басо витый, уверенный. Он уже имущий, наш гегемон, вид у него респектабельный: им портная куртка, «варенки», «химки», часы «Кассио» или «Ориент», кроссовки «Ади дас». Фирмовым стал наш флотский гегемон, чего уж тут! Какие там идейки пом полит толкает? О вещизме? Ну-ну, пусть поговорит. Но все равно, встречают-то но одежде, а что до ума, так была бы денег сума. Вот и все мировоззрение... А пе- реубеждать-то надо, не хле бом ведь единым... Есть и другие ценности. Какие ценности? Ерун да все это. Хоть говорят кругом о честности, но че ловек так устроен: на слова — мастак, в деле — про стак, чужое гребу, своего жаль. — Ну и философ ля! — Нормальная филосо фия, материальная. Десять лет на флоте, и ни хаты, ни зарплаты путевой. З а что р а ботаем? У начальства не просить надо, а требовать. С нас требуют, вот и мы... У нас теперь демократия... — Спросить можно? Вот вы про «загнивающий» рас сказывали. А чего ж они, такие-сякие, живучие, никак отмирать не хотят? И все у них есть, ну, что хочешь. Мы на «Алексее Венециано ве» в Лас-Пальмасе в ремон те стояли, на стапелях фир мы «Астикан». Так там, о чем ни спроси, на все один ответ: «Н оу проблем!» А в прошлом году «Отто Гроте воль» на Мурманской судо верфи ремонтировался — это же умора! Еще рта рас крыть не успееешь, а тебе уже отвечают: «Нету!». Кор пус в двадцатиградусный мо роз красили, прямо по инею. «Не станет краска, — гово рим, — напрасный труд». «Тебе напрасный, — отвеча ют, — а нам деньги запла тят». А сколько еще всего! И каких только суждений не услышишь. Одних беспоко ит, почему на судах не внед ряется НТП, других — поче му не сокращают управлен ш ш ческий аппарат, третьи забо тятся о жилье и зарплате, а четвертым вообще ни до че го. Им, видите ли, «труд — не радость, а тяжкое наказа ние за грехи Адама и Евы>. Есть среди моряков и такие, кому, на манер салтыково- щедринского героя, хочется чего-то, но не знают чего: «то ли осетринки с хреном, то ли Конституции». Наследие застойных лет досталось нам, прямо ска жем, не очень радостное. Но, обнажив одни проблемы, мы невольно порождаем но вые: гласность и демокра тию людям дали, а пользо ваться ими они не научи лись. Последнее время много пре тензий и упренов приходится выслушивать в адрес работни ков управления флота. Напри мер, диспетчерская служба назначает перешвартовку на 18 часов, а буксир приходит ночью, пока туда-сюда — ут ро . По чьей милости отсидели люди на судне, когда у них каждая минута, проведенная с семьей, на вес золота? Снаб женцы на 80 процентов не удовлетворяют заявки моря ков. Хоть кто-нибудь из них наказан за это? До смешного доходит: в позапрошлую стоян ку за час до отхода снабжен цы доставили на судно пу стой, вместо полного, баллон с ацетиленом. Главный меха ник В. И. Василенно отказал ся идти в рейс, пока не выпол нят его заявку. Выполнили, но наказали его же, главного ме ханика. за... вынужденный простой судна, денежным на четом «отблагодарили» за чью- то безответственность. Знай, мол, сверчок, свой шесток и впредь не высовывайся. В прошлую стоянку история с ацетиленом повторилась. Но на этот раз наказали не Ва силенко, а нашли причину на казать старпома. На судне больше года дей ствует внедренная судовыми специалистами водоэмульсион ная установка, которая позво ляет при эксплуатации глав ного двигателя экономить за рейс (з?. рейс, подчеркиваю) десять процентов топлива, это примерно 150 тонн. Столько и за год не каждая плавбаза сэкономит. Может, кто-нибудь из механико-судовой службы флота заинтересовался этой установкой, чтобы внедрить ее и на других судах? Нет. Легко ли первому помощ нику теперь убедить главно- го механика и мотористов в том, что экономия — дело общегосударственное? Убеж дения в человеке вырабаты ваются не только в резуль тате осознания идей, но и всей практикой жизни. И нет более легкого способа ослабить и даже подорвать их, чем расхождение между тем, к чему призывают лю ден, и тем, с чем им прихо дится сталкиваться. Бесхо зяйственность, как черво точина, разъедает душу. Нужен ли первый помощ ник экипажу? Вопрос не праздный. В нем скрыт не вы сказанный смысл не только нашей профессиональной значимости, но и нашей про фессиональной умелости. Не простая эта работа, и не ка ждый может понять смысл ее и значение. Непроста и сама жизнь. Иной раз в се бе трудно разобраться... Мы ничего не достигнем, если не сумеем дать экипа жам политработников, толко вых, умеющих слушать и от вечать, обратить сомнение в веру, а надежду — в исти ну.. Нужны внутренняя куль тура, *образованность, собст венная убежденность в том, что проповедуешь и к чему призываешь. Вот когда сможем и ког да нам поверят, тогда и отпа дет сам собой вопрос: «Ну жен ли первый помощник экипажу?» Н. ЯКОВЕНКО, первый помощник капита на ТР «Пролив Надежды» управления «Севрыбхолод- флот», член Союза журна листов СССР. 10 июня 108 года о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz