Рыбный Мурман. 1988 г. Июнь.

д ЕСТЬ О ЧЕН М Ы, ЧЛЕНЫ ЭКИПАЖА ле- докольно - спасательного судна «Стахановец», прочитав заметки Морозова и редакци­ онную статью в газете «Рыб­ ный Мурман» № 11 от 25.03.88 г., касающиеся первых помощников капитансз, реши­ ли высказать свое коллектив­ ное мнение по этому вопросу. Мы не согласны с тем, что первый помощник необходим на каждом судне, в том числе и на нашем. Его функции смо­ гут выполнить командный со ­ став, партийная, профсоюзная и комсомольская организации. При обсуждении на партийном и общесудовом собраниях вари­ антов сокращения экипажа за то, чтобы сократить долж­ ность первого помощника, про­ голосовали все, кроме его с а ­ мого и капитана. Вот такое со ­ отношение. Кроме нашего суд­ на, такое же решение приняли экипажи спасательных морских буксиров «Смелый» и «Пур­ га». На других спасателях также большинство было за сокращение, но первые помощ­ ники и капитаны информиро­ вали руководство только о чис­ ленности сокращаемых долж­ ностей, не указывая конкрет­ но. Мы уверены, что подавляю­ щее большинство моряков име­ ют такое же мнение. Поэтому для нас оскорбителен тон, в котором написана редакцион­ ная заметка, дескать, дискути­ ровать о том, что нужен или не нужен первый помощник, нет необходимости, а надо только решить, каким ему быть. И еще, нам не нравится то, что в редакционной замет­ ке автор пытается создать впе­ чатление у непосвященного чи­ тателя, будто мнения по обсуж­ даемому вопросу разделились поровну. Не нужно лицеме­ рить. Давайте при условиях гласности и демократии с по­ мощью, скажем, референдума выясним мнение хотя бы мо­ ряков Северного бассейна. При­ глашаем редакцию газеты «Рыбный Мурман» вместе, мо­ жет быть, с горкомом партии организовать такое обсуждение в судовых коллективах. Тем не менее, не соглаша­ ясь с такой постановкой воп­ роса в редакционной заметке, мы предлагаем езой вариант, каким быть помполиту. Глазное сегодня — самофи­ нансирование. Пусть функции первого помощника капитана выполняет один из наиболее сознательных специалистов, ко ­ торому дезеряе-г партийный комитет. При численности на­ шего экипажа 30 человек (до сокращения 39) содержать штатную единицу, не занимаю­ щуюся производственной ра­ ботой, с окладом 300 рублей, в условиях хозрасчета наклад­ но, и наше мнение — ничем не оправдано. Кстати, то, что институт помполитоз необхо­ дим и оправдан на судах, ни­ какими конкретными доводами не обосновано в заметке М о ­ розова. Можно привести много при­ меров, когда наши суда-спаса­ тели ходили в море без пер­ вого помощника капитана, да­ же в ремонте в Финляндии обошлись без него в течение 6 месяцев. В рейсе мы решили сокра­ тить должность первого по­ мощника, а когда пришли в порт, нам сказали, что эту должность руководство и парт­ ком сокращать не собираются. У членов экипажа сразу воз ­ ник вопрос: «Почему мы со­ кращаем численность экипа­ жа, берем на себя дополни­ тельные обязанности, подхо­ дим к этому вопросу созна­ тельно, а для первого помощ ­ ника круг обязанностей оста­ ется прежним при существен­ ном увеличении оклада?» И еще одно обстоятельство нас тревожит. Если пераый по­ мощник капитана останется в штате и начнет совершенстзо- вать политико-воспитательную работу, то это может вылить­ ся в изнурительное сидение после работы или вахты на всевозможных лекциях, собра­ ниях, политинформациях, за­ нятиях с школах, которые он будет организовывать, дабы опраздать езою необходи­ мость. Это при том, что нам и так придется из-за сокраще­ ния работать более 8 часов в день. От имени коллектива запи­ сал заместитель секретаря партийной организации А. ДОЛГОВ. П ОЛЕМИКА о том, ка­ ким быть первому по­ мощнику капитана, не утиха­ ет. Первопричина этого — возросшая требовательность моряков к своим командирам, которые, к сожалению, дале­ ко не всегда являют собой пример. Далее — сокраще­ ние экипажей привело к по­ вышению окладов, в том чис­ ле и у помполитов. Но если у всех на судне нагрузка за­ метно возросла, то работы у первого помощника вроде не прибавилось. Так ли это? Нет! — говорят А. Зиканов и Н. Яковенко (см. стр. 4 н 5). Если комиссар на своем месте, если он компетентен. Флотские комиссары: разговор продолжается авторитетен, если он — на­ стоящий проводник в массы норм, принципов и идей пар­ тии, то сегодня объем бго работы неизмеримо возраста­ ет, и не только в количест­ венном отношении. Об этом говорится в Тезисах ЦК КПСС. «В полной мере воз­ родить атмосферу открыто­ сти, дискуссий, критики и самокритики, партийного то­ варищества и дисциплины...», покончить с административ­ ными, волевыми методами — вот первостепенная за­ дача сегодня наших идеоло­ гических работников, а зна­ чит, и помполитов. Итак, на обсуждение пред­ лагается все тот же вопрос: каким должен стать флот­ ский комиссар? Комиссар в условиях перестройки, демо­ кратизации общества. Я- за объективность А НАЛ И3 И РУ Я причину пристального внимания к должности флотского по­ литработника, нужно отме­ тить, что в результате серь­ езных ошибок прошлого на флотах накопилось много проблем, которые быстро решены быть не могут. Оста­ точные явления этих проб­ лем отрицательно влияют на морально - психологический климат в экипажах. Определенное недовольст­ во бесхозяйственностью, ошибками берега моряки ф о ­ кусируют на фигуре флот­ ского политработника, и если последний не обладает необходимыми качествами, то становится, можно прямо сказать, «козлом отпущения» за многое. Это, кстати, очень удобно и для администрации, т. к. на первого помощника легче свалить многие прома­ хи берега, отдельных стар­ ших командиров. Объективности ради нуж­ но сказать, что в стране нет специального учебного заве­ дения, которое готовило бы политработников для флота. Поэтому среди них есть лю- ли, которые и не думали быть политработниками. Очень часто в основу подбо­ ра положен анкетный прин­ цип. Немного об особенностях работы политработника на судне. Он один из немногих, кто не стоит вахту, и когда нет подвахты, то его деятельность можно рассмат­ ривать в зависимости от на­ мерения, цели. Здесь нужно обратить внимание объектив­ ного читателя на то, что пер­ вый помощник в своей рабо­ те применяет в основном только метод убеждения. А внешне это выглядит так: с кем-то разговаривает, что-то пишет, что-то читает, что-то организовывает и т. п. И если все хорошо: • выполнен план, нет нарушений за рейс, получена большая премия — то и первый помощник у нас толковый, значит, то пи­ сал, то говорил и даже пра­ вильно кому-то записал в характеристике, что у того неуживчивый характер. Но если нет плана, — все наобо­ рот. Я не призываю все упро­ щать или усложнять, но, в конце концов, каждый спе­ циалист должен делать свое дело и делать квалифициро­ ванно, ответственно и уж тем более не по совместительст­ ву на нолставки. Многие на­ ши беды именно от упрощен­ чества, от дилетантства. В письме А. А. Долгова вместе с должностью первого помощника предлагается ис­ ключить из жизни партий­ ной, профсоюзной и комсо­ мольской организаций такие формы идеологической рабо­ ты, как занятия в школах экономического образования, партийных школах, политин­ формации и даже собрания. Такая позиция члена партии более чем странна. Хотя в письме можно най­ ти и ответ на нее. « Главное — самофинансирование», — пишет Долгов. Только для ко­ го главное? Нужно разоб­ раться. Если только ради меркантильных интересов, то уж извините... В письме есть и прямая подтасовка фактов: спасате­ ли «Пурга» и «Смелый» давно работают без первых^ помощников, так как направ­ ляются только в Баренцево море. Здесь будет уместно отме­ тить специфику работы су­ дов-спасателей, которые, в отличие от рыбопромысло­ вых, за один рейс осуществ­ ляют до 10— 15 заходов в разные инпорты. Думаю, при этих условиях не следует пояснять необходимость про­ ведения организаторской, идейно-воспитательной рабо­ ты с личным составом на профессиональном уровне. В заключение хочется вы­ сказать следующее. Все не­ достатки в нашей жизни принято как-то объяснять не­ доработками на идеологиче­ ском фронте. И в нарушени­ ях дисциплины, пьянстве, рвачестве, низкой активности в основном усматривалась ви­ на идеологических работни­ ков. Такой вывод оказался поверхностным, опасным. Воспитательную нагрузку -то большой степени должна не­ сти хозяйственная функция, т. е. улучшение условий р а ­ боты в море, отдыха и др. Однако здесь нельзя ска­ тываться на позиции ожида­ ния. Достижение нового ка­ чественного состояния обще­ ства предполагает дальней­ шее упрочение в сознании моряков социалистической идеологии. На что и направ­ лена деятельность флотских политработников и коммуни­ стов судов. в. КЛЕОПИН, капитан-наставник по рабо­ те с моряками загранпла- вания рыбного порта. ГОЛОВА-ХОРОШО. в ш П НА СТО ЯЩ ЕЕ В РЕМ Я ** на флотах «Севрыбы» работает 471 политработник, большинство нз них имеют высшее образование, многие — морское отраслевое. Проведенные М ВИМ У соц- исследования в Мурманском тралфлоте на тему «Полити­ ческая культура руководя­ щих кадров плавсостава «Севрыбы» показали, что уровень идейно-политической подготовки многих первых помощников не отвечает сов­ ременным требованиям, и по политическим знаниям они не всегда соответствуют своему статусу. Так, например, 75 процентов из опрошенных по­ литработников не смогли вы­ делить основные достижения социалистического образа жизни, только половина пра­ вильно определила главное направление политического развития советского общест­ ва. Выводы социсследования говорят о том, что по своему теоретическому потенциалу большинство протестируемых первых помощников не спо­ собны кардинальным образом воздействовать на сознание моряков. Такой уровень под­ готовки приводит к форма­ лизму в идейно-воспитатель- ной работе на судах, погоне за количеством мероприятий. Тревожит и то, что полит­ работники считают, что их деятельность не может вли­ ять на производственный про­ цесс. Неумение, а иногда и ‘ нежелание первых помощни­ ков работать с полной отда­ чей приводят к различным ЧП , созданию нездорового климата в коллективе. Так, бывший первый по­ мощник ББГЛ С. С. Хлю- пин во время ремонта СТМ «Б . Кенен» в инпорту Штральзунд в своей бесприн­ ципности дошел до того, что, участвуя в уборке сахарного завода, имел совесть полу­ чить за это деньги. Первый помощник судна «Стахановец» (рыбный порт) В. И. Евсеев до того увлекся написанием диссертации, что члены экипажа, столкнувшись с его бездеятельностью, по­ ставили вопрос вообще о це­ лесообразности нахождения политработника на судне. Кстати, и партком рыбного порта не смог убедительно от­ ветить на письмо рыбаков (оба письма опубликованы на этой странице), доказать им свою точку зрения. Иначе, и с моей точки зре­ ния правильно, поступили в Мурманском тралфлоте и «Севрыбхолодфлоте». Здесь пошли на эксперимент, попы­ тавшись на ПСТ и танкерах обойтись без должностей пер­ вых помощников. Кто прав — покажет время. Согласен, многое в решении вопроса: быть или не быть помполиту на судне с малым экипажем? — зависит от многих причин, в том числе и от зрелости самого коллектива. Знаю случай, когда после рейса на ПСТ без первого по­ мощника капитан категорич­ но заявил, что готов пойти в море без любого специалиста, только пусть останется пом- полит. Ибо все его «невиди­ мые» обязанности легли в рейсе на плечи комсостава, и тот понял, что не готов эти задачи выполнять не в ущерб и производству, и людям. Да, первые помощники бы­ вают разные. Одни позволя­ ют себе устраивать попойки на глазах экипажа, Другие, дабы прослыть «отцами род­ ными», стараются «при­ крыть» нарушителей. И то и другое не на пользу делу. Какие здесь могут быть вы­ воды? Первое — надо обеспе­ чить целенаправленную, систе­ матическую работу с резервом на выдвижение на должность первого помощника. И постоян­ но учить этих людей, не упус­ кать из виду. Надо пересмотреть составы советов первых помощников, четко спланировать их работу, закрепить помполитов за кон­ кретными судами, использовать их только по назначению. Сейчас уже пересматрива­ ется программа 9-месячных курсов подготовки первых по­ мощников при МВИМ У , что­ бы приблизить ее к практи­ ке. В Мурманском тралфлоте совместно с группой социоло­ гов М ВИМ У совершенству­ ется анкета для определения политкультуры кандидатов на должность первого помощ­ ника капитана. ^ Конечно, это лишь первый и далеко не все шаги. И вполне возможно, что они, как и в целом мой ответ, не удовлетворят сегодня экипаж «Стахановца». Однако и их предложение вообще отка­ заться от института полит­ работников на судах — се­ годня нереально. Думаю, этот вопрос надо рассматривать в каждом конкретном случае и не бояться идти на экспери­ менты. Уверен, что разговор о флотских политработниках еще не закончен. Хотелось бы услышать мнение по затро­ нутым вопросам комсостава, партийных работников. Х о ­ рошо, если бы своим опытом поделились товарищи из тралфлота и «Севрыбхолод- флота». Как говорится, одна голова — хорошо, а две — лучше. А. ЗИКАНОВ, зам. руководителя группы по работе с моряками за- гранплавания ВРПО «Севры- ба». ^ Z3B 10 ИЮНЯ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz