Рыбный Мурман. 1988 г. Июнь.
д ЕСТЬ О ЧЕН М Ы, ЧЛЕНЫ ЭКИПАЖА ле- докольно - спасательного судна «Стахановец», прочитав заметки Морозова и редакци онную статью в газете «Рыб ный Мурман» № 11 от 25.03.88 г., касающиеся первых помощников капитансз, реши ли высказать свое коллектив ное мнение по этому вопросу. Мы не согласны с тем, что первый помощник необходим на каждом судне, в том числе и на нашем. Его функции смо гут выполнить командный со став, партийная, профсоюзная и комсомольская организации. При обсуждении на партийном и общесудовом собраниях вари антов сокращения экипажа за то, чтобы сократить долж ность первого помощника, про голосовали все, кроме его с а мого и капитана. Вот такое со отношение. Кроме нашего суд на, такое же решение приняли экипажи спасательных морских буксиров «Смелый» и «Пур га». На других спасателях также большинство было за сокращение, но первые помощ ники и капитаны информиро вали руководство только о чис ленности сокращаемых долж ностей, не указывая конкрет но. Мы уверены, что подавляю щее большинство моряков име ют такое же мнение. Поэтому для нас оскорбителен тон, в котором написана редакцион ная заметка, дескать, дискути ровать о том, что нужен или не нужен первый помощник, нет необходимости, а надо только решить, каким ему быть. И еще, нам не нравится то, что в редакционной замет ке автор пытается создать впе чатление у непосвященного чи тателя, будто мнения по обсуж даемому вопросу разделились поровну. Не нужно лицеме рить. Давайте при условиях гласности и демократии с по мощью, скажем, референдума выясним мнение хотя бы мо ряков Северного бассейна. При глашаем редакцию газеты «Рыбный Мурман» вместе, мо жет быть, с горкомом партии организовать такое обсуждение в судовых коллективах. Тем не менее, не соглаша ясь с такой постановкой воп роса в редакционной заметке, мы предлагаем езой вариант, каким быть помполиту. Глазное сегодня — самофи нансирование. Пусть функции первого помощника капитана выполняет один из наиболее сознательных специалистов, ко торому дезеряе-г партийный комитет. При численности на шего экипажа 30 человек (до сокращения 39) содержать штатную единицу, не занимаю щуюся производственной ра ботой, с окладом 300 рублей, в условиях хозрасчета наклад но, и наше мнение — ничем не оправдано. Кстати, то, что институт помполитоз необхо дим и оправдан на судах, ни какими конкретными доводами не обосновано в заметке М о розова. Можно привести много при меров, когда наши суда-спаса тели ходили в море без пер вого помощника капитана, да же в ремонте в Финляндии обошлись без него в течение 6 месяцев. В рейсе мы решили сокра тить должность первого по мощника, а когда пришли в порт, нам сказали, что эту должность руководство и парт ком сокращать не собираются. У членов экипажа сразу воз ник вопрос: «Почему мы со кращаем численность экипа жа, берем на себя дополни тельные обязанности, подхо дим к этому вопросу созна тельно, а для первого помощ ника круг обязанностей оста ется прежним при существен ном увеличении оклада?» И еще одно обстоятельство нас тревожит. Если пераый по мощник капитана останется в штате и начнет совершенстзо- вать политико-воспитательную работу, то это может вылить ся в изнурительное сидение после работы или вахты на всевозможных лекциях, собра ниях, политинформациях, за нятиях с школах, которые он будет организовывать, дабы опраздать езою необходи мость. Это при том, что нам и так придется из-за сокраще ния работать более 8 часов в день. От имени коллектива запи сал заместитель секретаря партийной организации А. ДОЛГОВ. П ОЛЕМИКА о том, ка ким быть первому по мощнику капитана, не утиха ет. Первопричина этого — возросшая требовательность моряков к своим командирам, которые, к сожалению, дале ко не всегда являют собой пример. Далее — сокраще ние экипажей привело к по вышению окладов, в том чис ле и у помполитов. Но если у всех на судне нагрузка за метно возросла, то работы у первого помощника вроде не прибавилось. Так ли это? Нет! — говорят А. Зиканов и Н. Яковенко (см. стр. 4 н 5). Если комиссар на своем месте, если он компетентен. Флотские комиссары: разговор продолжается авторитетен, если он — на стоящий проводник в массы норм, принципов и идей пар тии, то сегодня объем бго работы неизмеримо возраста ет, и не только в количест венном отношении. Об этом говорится в Тезисах ЦК КПСС. «В полной мере воз родить атмосферу открыто сти, дискуссий, критики и самокритики, партийного то варищества и дисциплины...», покончить с административ ными, волевыми методами — вот первостепенная за дача сегодня наших идеоло гических работников, а зна чит, и помполитов. Итак, на обсуждение пред лагается все тот же вопрос: каким должен стать флот ский комиссар? Комиссар в условиях перестройки, демо кратизации общества. Я- за объективность А НАЛ И3 И РУ Я причину пристального внимания к должности флотского по литработника, нужно отме тить, что в результате серь езных ошибок прошлого на флотах накопилось много проблем, которые быстро решены быть не могут. Оста точные явления этих проб лем отрицательно влияют на морально - психологический климат в экипажах. Определенное недовольст во бесхозяйственностью, ошибками берега моряки ф о кусируют на фигуре флот ского политработника, и если последний не обладает необходимыми качествами, то становится, можно прямо сказать, «козлом отпущения» за многое. Это, кстати, очень удобно и для администрации, т. к. на первого помощника легче свалить многие прома хи берега, отдельных стар ших командиров. Объективности ради нуж но сказать, что в стране нет специального учебного заве дения, которое готовило бы политработников для флота. Поэтому среди них есть лю- ли, которые и не думали быть политработниками. Очень часто в основу подбо ра положен анкетный прин цип. Немного об особенностях работы политработника на судне. Он один из немногих, кто не стоит вахту, и когда нет подвахты, то его деятельность можно рассмат ривать в зависимости от на мерения, цели. Здесь нужно обратить внимание объектив ного читателя на то, что пер вый помощник в своей рабо те применяет в основном только метод убеждения. А внешне это выглядит так: с кем-то разговаривает, что-то пишет, что-то читает, что-то организовывает и т. п. И если все хорошо: • выполнен план, нет нарушений за рейс, получена большая премия — то и первый помощник у нас толковый, значит, то пи сал, то говорил и даже пра вильно кому-то записал в характеристике, что у того неуживчивый характер. Но если нет плана, — все наобо рот. Я не призываю все упро щать или усложнять, но, в конце концов, каждый спе циалист должен делать свое дело и делать квалифициро ванно, ответственно и уж тем более не по совместительст ву на нолставки. Многие на ши беды именно от упрощен чества, от дилетантства. В письме А. А. Долгова вместе с должностью первого помощника предлагается ис ключить из жизни партий ной, профсоюзной и комсо мольской организаций такие формы идеологической рабо ты, как занятия в школах экономического образования, партийных школах, политин формации и даже собрания. Такая позиция члена партии более чем странна. Хотя в письме можно най ти и ответ на нее. « Главное — самофинансирование», — пишет Долгов. Только для ко го главное? Нужно разоб раться. Если только ради меркантильных интересов, то уж извините... В письме есть и прямая подтасовка фактов: спасате ли «Пурга» и «Смелый» давно работают без первых^ помощников, так как направ ляются только в Баренцево море. Здесь будет уместно отме тить специфику работы су дов-спасателей, которые, в отличие от рыбопромысло вых, за один рейс осуществ ляют до 10— 15 заходов в разные инпорты. Думаю, при этих условиях не следует пояснять необходимость про ведения организаторской, идейно-воспитательной рабо ты с личным составом на профессиональном уровне. В заключение хочется вы сказать следующее. Все не достатки в нашей жизни принято как-то объяснять не доработками на идеологиче ском фронте. И в нарушени ях дисциплины, пьянстве, рвачестве, низкой активности в основном усматривалась ви на идеологических работни ков. Такой вывод оказался поверхностным, опасным. Воспитательную нагрузку -то большой степени должна не сти хозяйственная функция, т. е. улучшение условий р а боты в море, отдыха и др. Однако здесь нельзя ска тываться на позиции ожида ния. Достижение нового ка чественного состояния обще ства предполагает дальней шее упрочение в сознании моряков социалистической идеологии. На что и направ лена деятельность флотских политработников и коммуни стов судов. в. КЛЕОПИН, капитан-наставник по рабо те с моряками загранпла- вания рыбного порта. ГОЛОВА-ХОРОШО. в ш П НА СТО ЯЩ ЕЕ В РЕМ Я ** на флотах «Севрыбы» работает 471 политработник, большинство нз них имеют высшее образование, многие — морское отраслевое. Проведенные М ВИМ У соц- исследования в Мурманском тралфлоте на тему «Полити ческая культура руководя щих кадров плавсостава «Севрыбы» показали, что уровень идейно-политической подготовки многих первых помощников не отвечает сов ременным требованиям, и по политическим знаниям они не всегда соответствуют своему статусу. Так, например, 75 процентов из опрошенных по литработников не смогли вы делить основные достижения социалистического образа жизни, только половина пра вильно определила главное направление политического развития советского общест ва. Выводы социсследования говорят о том, что по своему теоретическому потенциалу большинство протестируемых первых помощников не спо собны кардинальным образом воздействовать на сознание моряков. Такой уровень под готовки приводит к форма лизму в идейно-воспитатель- ной работе на судах, погоне за количеством мероприятий. Тревожит и то, что полит работники считают, что их деятельность не может вли ять на производственный про цесс. Неумение, а иногда и ‘ нежелание первых помощни ков работать с полной отда чей приводят к различным ЧП , созданию нездорового климата в коллективе. Так, бывший первый по мощник ББГЛ С. С. Хлю- пин во время ремонта СТМ «Б . Кенен» в инпорту Штральзунд в своей бесприн ципности дошел до того, что, участвуя в уборке сахарного завода, имел совесть полу чить за это деньги. Первый помощник судна «Стахановец» (рыбный порт) В. И. Евсеев до того увлекся написанием диссертации, что члены экипажа, столкнувшись с его бездеятельностью, по ставили вопрос вообще о це лесообразности нахождения политработника на судне. Кстати, и партком рыбного порта не смог убедительно от ветить на письмо рыбаков (оба письма опубликованы на этой странице), доказать им свою точку зрения. Иначе, и с моей точки зре ния правильно, поступили в Мурманском тралфлоте и «Севрыбхолодфлоте». Здесь пошли на эксперимент, попы тавшись на ПСТ и танкерах обойтись без должностей пер вых помощников. Кто прав — покажет время. Согласен, многое в решении вопроса: быть или не быть помполиту на судне с малым экипажем? — зависит от многих причин, в том числе и от зрелости самого коллектива. Знаю случай, когда после рейса на ПСТ без первого по мощника капитан категорич но заявил, что готов пойти в море без любого специалиста, только пусть останется пом- полит. Ибо все его «невиди мые» обязанности легли в рейсе на плечи комсостава, и тот понял, что не готов эти задачи выполнять не в ущерб и производству, и людям. Да, первые помощники бы вают разные. Одни позволя ют себе устраивать попойки на глазах экипажа, Другие, дабы прослыть «отцами род ными», стараются «при крыть» нарушителей. И то и другое не на пользу делу. Какие здесь могут быть вы воды? Первое — надо обеспе чить целенаправленную, систе матическую работу с резервом на выдвижение на должность первого помощника. И постоян но учить этих людей, не упус кать из виду. Надо пересмотреть составы советов первых помощников, четко спланировать их работу, закрепить помполитов за кон кретными судами, использовать их только по назначению. Сейчас уже пересматрива ется программа 9-месячных курсов подготовки первых по мощников при МВИМ У , что бы приблизить ее к практи ке. В Мурманском тралфлоте совместно с группой социоло гов М ВИМ У совершенству ется анкета для определения политкультуры кандидатов на должность первого помощ ника капитана. ^ Конечно, это лишь первый и далеко не все шаги. И вполне возможно, что они, как и в целом мой ответ, не удовлетворят сегодня экипаж «Стахановца». Однако и их предложение вообще отка заться от института полит работников на судах — се годня нереально. Думаю, этот вопрос надо рассматривать в каждом конкретном случае и не бояться идти на экспери менты. Уверен, что разговор о флотских политработниках еще не закончен. Хотелось бы услышать мнение по затро нутым вопросам комсостава, партийных работников. Х о рошо, если бы своим опытом поделились товарищи из тралфлота и «Севрыбхолод- флота». Как говорится, одна голова — хорошо, а две — лучше. А. ЗИКАНОВ, зам. руководителя группы по работе с моряками за- гранплавания ВРПО «Севры- ба». ^ Z3B 10 ИЮНЯ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz