Рыбный Мурман. 1988 г. Июнь.
К 1000'Летшо крещения Руси Очередной июнь» сний номер журнала «Наука и религия», посвященный 1000-ле тию нрещения Руси, отнрывает интервью с писателем и истори ком Андреем Леонидо вичем Никитиным. А. Л. НИКИТИН не один раз выступал на страницах «Рыбного Мурмана». Его статьи о славянской пись менности, публицисти ческие заметки о се годняшни?: делах и заботах жителей Бе ломорского побережья получили широкий ре зонанс читателей. Мы предлагаем ва шему вниманию под готовленный специаль но для нашего еже недельника материал Андрея Никитина о взаимоотнсшен и я х церкви и обществен ного сознания в ру с ской истории. Креще ние и церковь автор прямо связывает с грамотностью и куль турой на Руси. ----------------------------------- | ------------------------------------ ...Врезалось в детскую память однажды увиден ное: золото одеяний, алмазная россыпь искр на мит рах в пряном дыму кадил, слитные звуки хора и молящихся... В маленькой тесной церкви в Соколь никах — торжественное богослужение в рождест венскую ночь 1942 года. Все мы измучены холо дом, голодом, войной, бомбежками, смертью близ ких. И больше пышности облачений поражает меня вдруг ощущение единения незнакомых людей, За неразличимыми словами песнопений мне слышится уверенность в победе — над врагом, над войной, над злом, —■то самое, чем мы все жили тогда. И из того вечера на все последующие годы сохраня ется острый интерес к феномену религии и церкви: а что это такое? В самом деле, что: болезнь сознания, пережиток язычества, рудимент давно ушедших общественных формаций? Но как объяснить тогда растущий авто ритет русской православной церкви, неоднократно подтверждаемый Советским правительством? Как объяснить тот парадокс, что в государстве, фило софской базой которого является исторический и диалектический материализм, церковь, утверждаю щая, казалось бы, давно отжившие идеалистические представления, привлекает к себе внимание людей, которых нельзя заподозрить в приверженности к об ряду и наивной вере в персонифицированного Бога? Сейчас, в период перестройки нашего сознания, когда анализу подпадают многие явления нашей жизни, о которых раньше мы или стыдливо умалчи вали, делая вид, что их нет, или обходили в силу негласных запретов, взаимоотношения церкви и об щества должны стать темой серьезного разговора. История православной церкви на Руси так же бо гата событиями, как и сама русская история. В ней взлеты и падения, духовные порывы и черное пре дательство, самопожертвование и фанатичный об скурантизм. В ней есть высокое служение людям и каменные мешки застенков, даже — костры инкви зиции. Ее загадкам и тайнам посвящены специаль ные исследования светских и церковных историков. Они позволяют проследить драматический путь воз вышения церкви в Московском государстве, начи ная от первых веков крещения Руси, сквозь темные годы ордынского ига, вплоть до середины X V I I ве ка, когда началось постепенное «низведение» церк ви до уровня «департамента духовных дел», и но вый подъем уже в конце X IX века. Вот почему я вернусь к самому началу — к язы честву и христианству, — без понимания которых нельзя оценить тот путь, который они прошли ру ка об руку на Руси за истекшее тысячелетие. -------------- 2 --------------- Напрасно думать, что юбилей «крещения Руси» готовили только церковники. Гораздо больше в этом плане сделали историки, филологи, археологи и ис кусствоведы. Исследования и публикации произведений древне русской литературы и произведений искусства, де монстрация материалов раскопок и борьба с ванда лизмом современных разрушителей способствовали возврату в наш обиход духовного наследства пред шествующих веков, «примирив» с церковью наше воинствующее сознание. Но вместе с церковью нау ка открывала и ее «антагониста» — древнерусское язычество, которое по традиции считается неизбеж ным соперником христианства. Никто не задавался вопросом: а было ли противостояние? — может быть, потому, что язычество многим казалось желанной (а главное — романтической) альтернативой церк ви, скомпрометировавшей себя в глазах общества невежеством, нетерпимостью и инквизицией за два тысячелетия своей истории. Повинны в этом не только представители науки, увлеченные новыми открытиями. Идеализация про шлого неизбежно сопутствует экономическому и с о циальному кризису в действительной жизни. Стрем ление убежать от реальности в страну сказок и ле генд рисует язычество институтом жреческих колле гий с развитой наукой, мировоззрением, идеалами и философией. На самом деле ничего этого не было. В отличие от христианства, т. е. монотеистической религии, язычество Древней Руси проявлялось ис ключительно в обряде, как магическом акте. Око было не философией, не мировоззрением, а «оытом» — так можно кратко сформулировать суть многочисленных обрядов и поверий, которые отнюдь не закончили свое существование в 988 году с при нятием христианства Владимиром, а дожили до на ших дней в церковных службах и многочисленных суевериях крестьянской жизни. Вот почему язычест во было глубоко индивидуалистично, если не ска зать антисоциально, становясь препятствием на пу ти сложения общества и науки. Наоборот, первоначально христианство представа ло исключительно этической проноведыо братства людей и равенства их перед неким Абсолютом, име нуемым Богом с большой буквы. Разница оказывалась принципиальной. Как сказа ли бы сейчас, язычество и христианство занимали- в сознании человека средневековья разные «эколо гические ниши». Сама этическая проповедь христи анства была громадным шагом вперед на пути раз вития общественного сознания. Она несла мысль о равенстве людей независимо от их социального про исхождения, мысль об ответственности каждого чело века перед обществом за свои личные поступки. Этим она утверждала идею о роли личности в ми ровой истории, о тесной связи личности и общества и их взаимных обязательствах друг перед другом. ДИАЛОГ Христианство принесло новый взгляд на мир и на человека. Идея представала «костяком», который мог обрастать обрядами, символами, институтами, вбирая в себя все, вплоть до языческих богов, если это не вступало в явное противоречие с начальными постулатами. В самом деле, первые христиане не знали ни крестного знамения, ни торжественной ли тургии, ни ритуалов церковных служб, ни икон, ни многого другого. Все это было взято позднее из языческих культов и способствовало срастанию «но вой веры» с прежним языческим бытом, который, за исключением кровавых жертвоприношений и ог ненного погребения, не претерпел существенных пе ремен. Но кроме этической проповеди и смысла жизни, вынесенного за пределы земной жизни, христианство принесло на Русь грамотность, хотя она появилась здесь гораздо раньше 988 года. Можно утверждать, что само принятие христианства Русью явилось ре зультатом распространения в Поднепровье славян ской письменности, принесенной из Болгарии учени ками школы Кирилла и Мефодия. Сейчас никто не спорит, что кириллическое пись мо, которым мы пользуемся и теперь, было широко распространено в Восточной Европе уже к середине X века. Об этом говорят такие факты, как древней шая надпись на корчаге из кургана под Смоленском, многочисленные костяные, железные и бронзовые «писала», с помощью которых писали па бересте, наконец, дошедшие до нас в «Повести временных лет» тексты договоров Руси с греками, древнейший из которых датирован 907 годом. Больше того, византийские источники свидетель ствуют, что впервые какая-то часть «руссов» была крещена еще в 60-х годах IX века: «русская епис- копия» упоминается в списках византийских епар хий I X — X веков. Таким образом, ни княгиня Оль га, ни Владимир Святославич не были первыми хри стианами на Руси. И если мы до сих пор не зна ем, как и в силу каких конкретных причин произо шло принятие Русыо византийской церкви как госу дарственной организации общества, то нам извест но, что она с собой принесла: новый взгляд на лич ность и общество, мощный инструмент культурного развития, как письменность, а вместе с тем и новые оковы, которые предопределены были характером ви зантийской культуры. ---------------- — 3 --- ------------------- Если христианство, как я сказал, несло с собой проповедь человечности и путь к знаниям, то сов сем в ином свете предстала на Руси византийская церковь, во власть которой был отдан новообращен ный народ. Митрополиты-греки, назначавшиеся на Русь до середины XV века Константинополем, оста вались проводниками чужеземной политики, пресле дующей интересы Византин. Но главной опасностью оказалось другое. Характерной чертой восточной церкви является та роль, которую играло в ней черное духовенство, занимающее все ступени иерархической лестницы. Фанатичное, замкнутое в своих интересах, противо поставляющее себя обществу как «миру», византий ское монашество заботилось только о распростране нии своего влияния на князей, о приумножении бо гатств и земель 6 «рабами», утверждая все это проповедью отказа от «мирских забот». Его идеалом была аскеза и мученичество. Вот почему первыми национальными русскими святыми стали Борис и Глеб — князья, позволившие себя без сопротивле- йия зарезать наемным убийцам. С точки зрения лю бого феодального общества это был нонсенс, позор, а не пример для подражания. Для народа же, встав шего на путь самостоятельного развития, проповедь смирения означала духовную дезориентацию. Ката строфа произошла в середине X I I I века, когда цер ковь оказалась неспособной организовать свою паст ву рд я отпора захватчикам и, по существу, предала ее, пойдя на соглашение с татаро-монголами. «Нейтралитет» русской церкви был оплачен ха нами неприкосновенностью ее владений. Со своей стороны, церковь выступала как бы «гарантом» благонадежности князей и получила на откуп посред ничество между Ордой и Константинополем. Вот по чему и позднее к лику святых был ею причтен князь Михаил Черниговский, позволивший зарезать* себя «за веру», а не Евпатий Коловрат, поднявший знамя борьбы с захватчиками. Похоже, что Евпа- тия с церковью примирила только его мученическая смерть... . Было и другое обстоятельство, коренившееся в особенности культуры Византии. Восхищаясь блеском внешней культуры, которую мы находи.лг в Константинополе, ‘ мы забываем об удивительно застойном ее характере. Начальных школ было крайне мало, домашнее образование ог раничивалось грамотой, умением читать, писать и считать, а подавляющее большинство населения оставалось неграмотным. Образование для имущих классов общества заключалось в грамматике, ариф метике, начатках геометрии и музыке; «высшее» об: разование прибавляло сюда историю, риторику* юриспруденцию и начала астрономии. Но над всем господствовало и все вытесняло схоластическое бо гословие. Из обихода были изгнаны работы грече ских и римских, тем более арабских «натурфилосо фов», а чтение Аристотеля если и не запрещалось, то не поощрялось. Но даже эту культуру на Руси получили не в полном объеме, а в «адаптированном» славянском виде. ^ Ученики Кирилла и Мефодия, передавшие на Русь письменность и богослужение на славянском языке, сделали куда больше, чем только открыли путь просвещению. Фактически они подготовили воз можность возникновения третьего христианского ми ра , предполагающего известное противостояние двум существующим: миру восточному, греческому, и миру западному, римскому. На греческом и на ла тыни распространялось священное писание, велось богослужение и было записано все культурное насле дие античности и средних веков. Огромный славян ский мир был пока «ничейным», за его присоедине ние одинаково боролись Рим и Константинополь'. Обладая собственным «священным языком», он мог превратиться в самостоятельную мировую империю, если бы у славян оказался собственный духовный центр, подобно Риму или Константинополю. Но это? го не случилось. Больше того. Волею исторических судеб славянская литургия сохранилась только па Руси, окруженной с севера и запада рнмско-католиг ческим миром, а с юга и востока — мусульманским. Маленький островок славяноязычной церкви замк нулся в себе самом на много веков. Этому способ ствовало и монашество, заинтересованное в сохране нии максимального невежества парода. Положение усугубилось и тем, что в середине X I века произошло «разделение церквей», в резуль тате чего человек, принадлежавший к римско-католи ческой церкви, представлялся каждому «православ ному» более мерзким и зловредным язычником, че.д&^ просто иноверец. Другими словами, языковый барь ер, воздвигнутый славянской письменностью и ли тургией, будучи укреплен церковным расколом, на много веков отгородил русское общество от возмож ности каких-либо творческих контактов с западным миром. Характерна такая деталь: еще в XV I веке, принимая европейских послов, московский царь де монстративно мыл руки, чего не делал, принимая послов мусульманских. Таким образом, русское духовенство и маленькая горстка «интеллигенции» из бояр и дьяков вынуж дены были довольствоваться той «библиотекой», пе реведенной с греческого, которая была получена в X — X I I веках из Византин через Болгарию и тогда же приумножена трудами русских переводчиков. Но она являла в большинстве своем весьма специфиче скую выборку из сочинений отцов церкви, житий ной литературы книг исторического и богословско го содержания, причем, как правило, не современ ных авторов, а преимущественно древних. Русская богословская мысль изначально была обречена на повторение <азов», давно пройденных и в Византии, и на Западе, а потому укреплялась в убеждении, что только она является _ подлинным хранителем «древлего благочестия», погибшего в остальном ми ре. И это, с одной стороны, определяло тот жесткий контроль над духовной жизнью общества, который осуществляло на Руси черное духовенство, а с ДРУ- 4 гой — воспитывало в обществе обскурантизм, нетер пимость к инакомыслию и просто невежество. Ре зультатом явился затяжной социальный и духовный кризис, потрясавший русское общество и государст во на протяжении второй половины XV I и всего X V I I века. -------------------- 4 -------------------- Многовековая изоляция Руси от соприкосновения с культурным развитием Западной Европы от науки и просто образованности, ограничение просвещения умением читать и писать (к началу X V I века, по словам новгородского архиепископа Геннадия, толь ко немногие из священников были грамотны) при вели к тому, что до середины X V I I I века людей, обладавших научно-практическими знаниями — ар хитекторов, инженеров, врачей, ювелиров, корабель ных мастеров, навигаторов, пушкарей, военных спе циалистов, аптекарей, металлургов, рудознатцев, даже огородников, — на Русь приходилось выписы вать из-за границы. Национальная длительная отста лость, которую пришлось преодолевать в X V I I I ве ке, возникла не столько в результате татаро-мон гольского ига, на которое мы так привыкли списы вать собственные грехи, сколько в результате же сточайшей духовной цензуры и деградации русской церкви, поскольку заблуждениям она следовала столь же неуклонно, как и преследованию еретиков, костры которых горели на Руси с начала X V I и до конца 30-х годов X V I I I века. (Окончание следует.) 3 июня 1988 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz