Рыбный Мурман. 1988 г. Июль.

г Страница-плакат П е р е с т р о й к а : к о н к р е т н ы е ш а г и Из опыта работы моряков плавбазы «Виктор Кингисепп » 1 * З А К Р Е П И Т Ь х о р о ­ ших специалистов за одним судном — меч­ та любого капитана. Н о как это сделать? Рейс длится несколько меся­ цев, подходит время от­ пусков, да и мало ли ка ­ кие события происходят па земле за время отсут­ ствия моряка ! Н а флотах пытались разными путя­ ми решить эту проблему, добивались определенных успехов. И все-таки в каждом из вариантов оставалось нерешенным множество вопросов. Н а плавбазе «Виктор Кингисепп» пошли иным путем. НА СНИМКЕ (слева направо): судовой со­ вет плавбазы «Виктор Кингисепп»: главный механик Вячеслав Николаевич Вагин, старший рефмеханик Павел Григорьевич Манжос, старший механик технологического оборудо ­ вания Яков Львович Корнеев, капитан-дирек­ тор Николай Александрович Гаврилов, второй рефмеханик Владимир Ильич^ Воробьев, вто­ рой дизельный механик Лембит Алексеевич Пальмик, системный механик Владимир Ива­ нович Глебов. Фото В. КОРЕЦКОГО. Цифры и факты © Экипаж плавбазы «Вик­ тор Кингисепп» в 1987 году за­ нял второе место по флоту за лучшую постановку рацио­ нализаторской работы. 0 В первом квартале 1988 года моряки плавбазы награж­ дены переходящим вымпелом ВРПО «Севрыба» и ЦК отрас­ левого профсоюза. 0 Обязуясь на 400 тонн пе­ рекрыть план квартала по вы­ пуску пищевой продукции, эки­ паж выработал дополнительно 1300 тонн. 0 Рационально используя сырье, моряки плавбазы вы­ полнили задание по выпуску рыбмуки на 157 процентов. 0 Сверх квартального пла­ на экипажем получена прибыль 1 миллион 48 тысяч рублей. 0 За квартал сэкономлено 77,8 тонны условного топлива. ПРОЧНОСТЬ СТАБИЛЬНОГО Что такое 132 процента? Подсчитали: количество моряков на плавбазе должно составлять 132 процента экипажа.' Это — с учетом отгулов, выходных дней и отпусков. Поначалу предполагали замену эки­ пажа производить по окончании рей­ са. Но расчеты показали, что правиль­ нее будет меняться каждые четыре месяца. Именно столько времени за­ нимают отпуска, выходные дни и пе­ реезды. Заранее определенная дата заме­ ны экипажа избавит моряков от маеты неопределенности, от «доставания» би­ летов на самолет, от неизвестности, куда направят после отпуска. Зная, что период безрыбья на про­ мысле наступает в январе, апреле и августе, можно совершенно безболез­ ненно для производства именно в эти дни зайти в порт и сменить 70 чело­ век, то есть треть экипажа. И полу­ чится, что каждая из трех смен будет работать восемь месяцев и четыре отдыхать. Коси, коса, пока роса — была такая русская поговорка, смысл ее в следующем: надо горячо работать, пока есть условия. На плав­ базе тоже не всегда требуется трудить­ ся с полной самоотдачей. За два-три дня в неделю, пока на судне принима­ ют рыбу, можно перевыполнить не­ дельное задание, а потом работать без особого напряжения сил. ^ Так и сделали на плавбазе «Виктор Кингисепп». Пример: 8 января при­ няли 310 тонн. В подвахтах прини­ мал участие весь экипаж без исключе­ ния. Выпуск мороженой в тот день составил 418 процентов, соленой — 361, выполнение суточного задания по выпуску пищевой — 345, товар­ ной — 348, по прибыли — 658 про­ центов. И если в сутки на пай прихо­ дится 4 рубля 36 копеек, то в этот день заработали 11 рублей 60 копеек. Следующий день был таким же, только прибыль составила уже 679 процентов, 10 января — 645 процен­ тов. А потом наступило безрыбье. На рыбофабрике занялись выпуском пре­ сервов. Подвахт не вызывали, моря­ ки, отстояв вахту, отдыхали несколь­ ЭКИПАЖА ко дней, чтобы не жалея сил обрабо­ тать «большую» рыбу. Как организовать подвахту? Обычно подвахты назначаются с 8 утра до 0. А на плавбазе «Виктор Кингисепп» они круглосуточные. И работают все: штурманы, радисты, механики. Очень важно для ритмичного труда, чтобы командиры в начале смены про­ думанно распределили моряков на операциях, кому что лучше, быстрей удается делать. Для решения опера­ тивных производственных вопросов собраний не организуют, а прямо во время перекуров старшие командиры выясняют, у кого какие проблемы, и стараются сразу же их решить. И чтобы командир записал какой-либо вопрос, а потом забыл о нем, такого не бывает. Поэтому не накапливаются — от собрания до собрания — обиды и нерешенные проблемы. А в конечном итоге на судне царит доброжелательная атмосфера, нет ме­ ста конфликтам. II это самым на­ илучшим образом сказывается на про­ изводстве, ведь известно, что по при­ казанию люди и делают «от сих до сих», а по предложению — вдвое больше. Планы и жизнь Как известно, при планировании заданий рейса никогда не учитывает­ ся, что в какие-то дни будет мало ры­ бы или не будет совсем. В этом рейсе из 140 суток экипаж плавбазы «Виктор Кингисепп» 20 су­ ток был на голодном пайке, в тече­ ние 66 суток рыбу вообще не прини­ мали. И даже в этих условиях моряки выработали дополнительно 1120 тонн пищевой продукции, 1 миллион 698 тысяч условных банок пресервов, бо­ лее 220 тонн жира, около 132 тонн рыбмуки (вся из отходов- сырья). Умудрился экипаж и в этих сверх­ сложных условиях не только выпол­ нить план по прибыли, но и полу­ чить 6 тысяч рублей сверх задания. Вместо 654 рублей по плану на пай моряки получили 854 рубля. Придумай и сделан сам Надо сказать, повезло экипажу на капитана. Николай Александрович Гаврилов, кавалер орденов «Знак По­ чета» и Трудового Красного Знамени, человек на" Северном бассейне изве­ стный. И прежде всего поистине творческим отношением к делу. Ог­ ромнейший опыт работы капитана- директора, доброта позволяют ему с полуслова понимать каждого челове­ ка, с полувзгляда видеть, где что не так. А чаще всего «не так» бывает там, где господствует ручной труд. Видит Николай Александрович, что моряк, выбиваясь из сил, крутит в руках бочку с рыбой, заколачивая ее. Надо что-то придумать. И он ставит на эту операцию того, кто в силах ее меха­ низировать. «Ставленник» помучает­ ся день-другой — готово рацпредло­ жение. Таким образом родились только в этом рейсе 14 новых идей. Одна из них решала проблему распределения свежья на рыбофабрике: поставили дополнительные транспортеры, и обезглавленная рыба потекла по че­ тырем направлениям. Суточную нор­ му стали выполнять на 360 процен­ тов. Нерешенные вопросы Главное, что достигается путем со­ здания стабильного экипажа, пример­ но на 10 процентов возрастает произ­ водительность труда, кроме того, на­ много улучшается техническое состоя­ ние судна, поскольку для моряков именно это судно становится родным на многие годы. Но для того чтобы стабильный экипаж добивался успеха и чтобы ус­ пехи эти росли от рейса к рейсу, на­ до управлению флота решить некото­ рые вопросы. Во-первых, необходимо менять си­ стему оплаты труда, не боясь пере­ платить морякам. Если экипаж вы­ пускает разделанную продукцию, от­ дает предпочтение новым видам рыб­ ных товаров, это должно оплачивать­ ся. Если моряки своими силами ре­ монтируют судно, спасая флот от ог­ ромных затрат при ремонте в порту, за это тоже надо платить. Тогда лю­ ди будут сами стараться побольше сделать. Если человек придумывает техническое новшество, которое из­ бавляет экипаж от ручного труда и приносит флоту сотни тысяч рублей, пусть автор получит не 15— 20 руб­ лей, а, скажем, 10 тысяч рублей. И, наконец, от сверхплановой прибыли экипажу надо * перечислять хотя бы пять процентов. В связи с четко определенными да­ тами сменяемости экипажа потребу­ ется оценивать его работу каждые .че­ тыре месяца. Хотя бы для той тре­ ти коллектива, которая идет отды­ хать. Но если расчет будет для всех, ничего страшного, деньги сохранятся до прихода. Правда, здесь придется побольше поработать службам управ­ ления. И еще. Стабильный экипаж будет меняться то ли на Балтике, то ли в инпорту или в море, но не в Мурман­ ске ^далеко). Что касается иниорта, то надо разрешить заход не на два дня, а на 3— 4 суток. Ведь это обяза­ тельно произойдет в период безрыбья (как и планируются замены), пусть же экипаж отдохнет как следует. По­ том это время наверстается с лихвой. II последнее. Стабильный экипаж бу­ дет более эффективен при 41-часовой рабочей неделе. Причем подсчитано, что как раз при такой численности и такой системе заменяемости накопив­ шиеся выходные дни хорошо «вписы­ ваются» в четырехмесячный отпуск. А . ЗИМОВЕЙСКОВ, начальник лаборатории научной о р ­ ганизации труда управления «Сев- рыбхолодфлот», И. БЕРЕЗЮК, корреспондент «Рыбного Мурмана». РЫБНЫЙМУРМАН 1 июля 1988 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz