Рыбный Мурман. 1988 г. Июль.
г Страница-плакат П е р е с т р о й к а : к о н к р е т н ы е ш а г и Из опыта работы моряков плавбазы «Виктор Кингисепп » 1 * З А К Р Е П И Т Ь х о р о ших специалистов за одним судном — меч та любого капитана. Н о как это сделать? Рейс длится несколько меся цев, подходит время от пусков, да и мало ли ка кие события происходят па земле за время отсут ствия моряка ! Н а флотах пытались разными путя ми решить эту проблему, добивались определенных успехов. И все-таки в каждом из вариантов оставалось нерешенным множество вопросов. Н а плавбазе «Виктор Кингисепп» пошли иным путем. НА СНИМКЕ (слева направо): судовой со вет плавбазы «Виктор Кингисепп»: главный механик Вячеслав Николаевич Вагин, старший рефмеханик Павел Григорьевич Манжос, старший механик технологического оборудо вания Яков Львович Корнеев, капитан-дирек тор Николай Александрович Гаврилов, второй рефмеханик Владимир Ильич^ Воробьев, вто рой дизельный механик Лембит Алексеевич Пальмик, системный механик Владимир Ива нович Глебов. Фото В. КОРЕЦКОГО. Цифры и факты © Экипаж плавбазы «Вик тор Кингисепп» в 1987 году за нял второе место по флоту за лучшую постановку рацио нализаторской работы. 0 В первом квартале 1988 года моряки плавбазы награж дены переходящим вымпелом ВРПО «Севрыба» и ЦК отрас левого профсоюза. 0 Обязуясь на 400 тонн пе рекрыть план квартала по вы пуску пищевой продукции, эки паж выработал дополнительно 1300 тонн. 0 Рационально используя сырье, моряки плавбазы вы полнили задание по выпуску рыбмуки на 157 процентов. 0 Сверх квартального пла на экипажем получена прибыль 1 миллион 48 тысяч рублей. 0 За квартал сэкономлено 77,8 тонны условного топлива. ПРОЧНОСТЬ СТАБИЛЬНОГО Что такое 132 процента? Подсчитали: количество моряков на плавбазе должно составлять 132 процента экипажа.' Это — с учетом отгулов, выходных дней и отпусков. Поначалу предполагали замену эки пажа производить по окончании рей са. Но расчеты показали, что правиль нее будет меняться каждые четыре месяца. Именно столько времени за нимают отпуска, выходные дни и пе реезды. Заранее определенная дата заме ны экипажа избавит моряков от маеты неопределенности, от «доставания» би летов на самолет, от неизвестности, куда направят после отпуска. Зная, что период безрыбья на про мысле наступает в январе, апреле и августе, можно совершенно безболез ненно для производства именно в эти дни зайти в порт и сменить 70 чело век, то есть треть экипажа. И полу чится, что каждая из трех смен будет работать восемь месяцев и четыре отдыхать. Коси, коса, пока роса — была такая русская поговорка, смысл ее в следующем: надо горячо работать, пока есть условия. На плав базе тоже не всегда требуется трудить ся с полной самоотдачей. За два-три дня в неделю, пока на судне принима ют рыбу, можно перевыполнить не дельное задание, а потом работать без особого напряжения сил. ^ Так и сделали на плавбазе «Виктор Кингисепп». Пример: 8 января при няли 310 тонн. В подвахтах прини мал участие весь экипаж без исключе ния. Выпуск мороженой в тот день составил 418 процентов, соленой — 361, выполнение суточного задания по выпуску пищевой — 345, товар ной — 348, по прибыли — 658 про центов. И если в сутки на пай прихо дится 4 рубля 36 копеек, то в этот день заработали 11 рублей 60 копеек. Следующий день был таким же, только прибыль составила уже 679 процентов, 10 января — 645 процен тов. А потом наступило безрыбье. На рыбофабрике занялись выпуском пре сервов. Подвахт не вызывали, моря ки, отстояв вахту, отдыхали несколь ЭКИПАЖА ко дней, чтобы не жалея сил обрабо тать «большую» рыбу. Как организовать подвахту? Обычно подвахты назначаются с 8 утра до 0. А на плавбазе «Виктор Кингисепп» они круглосуточные. И работают все: штурманы, радисты, механики. Очень важно для ритмичного труда, чтобы командиры в начале смены про думанно распределили моряков на операциях, кому что лучше, быстрей удается делать. Для решения опера тивных производственных вопросов собраний не организуют, а прямо во время перекуров старшие командиры выясняют, у кого какие проблемы, и стараются сразу же их решить. И чтобы командир записал какой-либо вопрос, а потом забыл о нем, такого не бывает. Поэтому не накапливаются — от собрания до собрания — обиды и нерешенные проблемы. А в конечном итоге на судне царит доброжелательная атмосфера, нет ме ста конфликтам. II это самым на илучшим образом сказывается на про изводстве, ведь известно, что по при казанию люди и делают «от сих до сих», а по предложению — вдвое больше. Планы и жизнь Как известно, при планировании заданий рейса никогда не учитывает ся, что в какие-то дни будет мало ры бы или не будет совсем. В этом рейсе из 140 суток экипаж плавбазы «Виктор Кингисепп» 20 су ток был на голодном пайке, в тече ние 66 суток рыбу вообще не прини мали. И даже в этих условиях моряки выработали дополнительно 1120 тонн пищевой продукции, 1 миллион 698 тысяч условных банок пресервов, бо лее 220 тонн жира, около 132 тонн рыбмуки (вся из отходов- сырья). Умудрился экипаж и в этих сверх сложных условиях не только выпол нить план по прибыли, но и полу чить 6 тысяч рублей сверх задания. Вместо 654 рублей по плану на пай моряки получили 854 рубля. Придумай и сделан сам Надо сказать, повезло экипажу на капитана. Николай Александрович Гаврилов, кавалер орденов «Знак По чета» и Трудового Красного Знамени, человек на" Северном бассейне изве стный. И прежде всего поистине творческим отношением к делу. Ог ромнейший опыт работы капитана- директора, доброта позволяют ему с полуслова понимать каждого челове ка, с полувзгляда видеть, где что не так. А чаще всего «не так» бывает там, где господствует ручной труд. Видит Николай Александрович, что моряк, выбиваясь из сил, крутит в руках бочку с рыбой, заколачивая ее. Надо что-то придумать. И он ставит на эту операцию того, кто в силах ее меха низировать. «Ставленник» помучает ся день-другой — готово рацпредло жение. Таким образом родились только в этом рейсе 14 новых идей. Одна из них решала проблему распределения свежья на рыбофабрике: поставили дополнительные транспортеры, и обезглавленная рыба потекла по че тырем направлениям. Суточную нор му стали выполнять на 360 процен тов. Нерешенные вопросы Главное, что достигается путем со здания стабильного экипажа, пример но на 10 процентов возрастает произ водительность труда, кроме того, на много улучшается техническое состоя ние судна, поскольку для моряков именно это судно становится родным на многие годы. Но для того чтобы стабильный экипаж добивался успеха и чтобы ус пехи эти росли от рейса к рейсу, на до управлению флота решить некото рые вопросы. Во-первых, необходимо менять си стему оплаты труда, не боясь пере платить морякам. Если экипаж вы пускает разделанную продукцию, от дает предпочтение новым видам рыб ных товаров, это должно оплачивать ся. Если моряки своими силами ре монтируют судно, спасая флот от ог ромных затрат при ремонте в порту, за это тоже надо платить. Тогда лю ди будут сами стараться побольше сделать. Если человек придумывает техническое новшество, которое из бавляет экипаж от ручного труда и приносит флоту сотни тысяч рублей, пусть автор получит не 15— 20 руб лей, а, скажем, 10 тысяч рублей. И, наконец, от сверхплановой прибыли экипажу надо * перечислять хотя бы пять процентов. В связи с четко определенными да тами сменяемости экипажа потребу ется оценивать его работу каждые .че тыре месяца. Хотя бы для той тре ти коллектива, которая идет отды хать. Но если расчет будет для всех, ничего страшного, деньги сохранятся до прихода. Правда, здесь придется побольше поработать службам управ ления. И еще. Стабильный экипаж будет меняться то ли на Балтике, то ли в инпорту или в море, но не в Мурман ске ^далеко). Что касается иниорта, то надо разрешить заход не на два дня, а на 3— 4 суток. Ведь это обяза тельно произойдет в период безрыбья (как и планируются замены), пусть же экипаж отдохнет как следует. По том это время наверстается с лихвой. II последнее. Стабильный экипаж бу дет более эффективен при 41-часовой рабочей неделе. Причем подсчитано, что как раз при такой численности и такой системе заменяемости накопив шиеся выходные дни хорошо «вписы ваются» в четырехмесячный отпуск. А . ЗИМОВЕЙСКОВ, начальник лаборатории научной о р ганизации труда управления «Сев- рыбхолодфлот», И. БЕРЕЗЮК, корреспондент «Рыбного Мурмана». РЫБНЫЙМУРМАН 1 июля 1988 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz