Рыбный Мурман. 1988 г. Июль.

о % Фантастика стала явью Подводные лодки ч -i города, и затонувшие с не­ сметными сокровищами ко­ рабли... Сегодня туристы мо­ гут посмотреть, как все вы­ глядит под водой «в самом деле»,. Первая лодка, спущенная на воду фирмой «Лайватеол- л-исуус» в городе Турку отде­ лением всемирно известного судостроительного концерна «Вяртсиля Марин», уже хо­ рошо освоилась среди ска­ зочных чудес коралловых ри­ фов Средиземноморья, у бе­ регов Испании. Вторая в мае этого года проследовала сначала сушей к одному из живописных и хрустально-чистых озер Лап­ ландии, в водах которого сей­ час и удивляет пассажиров своей уникальной конструк­ цией, а туристы под водой любуются красотами озерной живности. Третью планируется ис­ пользовать в Японии. Чет­ вертая, поговаривают, «соби- «Дорогой Жюль Верн! Ог­ ромное спасибо за идею, под­ сказанную финским корабе­ лам, построившим первую в мире туристическую субма­ рину, на которой я совершил недавно — не во сне, а на­ яву — путешествие в подвод­ ный космос!» Такое письмо получил недавно музей вели­ кого фантаста Жюля Вер­ на во Франции от юного не­ поседы и искателя приклю­ чений Джорджа Андерсена, родители которого отважи­ лись вместе с ним и еще с сорока тремя пассажирами на погружение и двухчасо­ вое плавание на подводной туристической лодке. Мальчик не случайно упо­ требил словосочетание «под­ водный космос»: в царстве для... туристов Нептуна ничуть не меньше загадок и тайн, чем в страто­ сфере и космическом прост­ ранстве. В этом мнении еди­ нодушны и ученые. Но если дорога к звездам открыта по­ ка для избранных, то визу­ альное знакомство с фауной и флорой морских глубин стало с этого года доступным рядовым любителям путе­ шествий. А какие картины «подвод­ ного царства» рисует наше воображение, каждый знает с детства: и диковинные обита­ тели глубин, и разрушенные рается» в пучины таинствен­ ного озера Лох-Несс. Вот тут уж не «догадки», основанные на показаниях «свидетелей» и даже электронной аппарату­ ры, а обыкновенный обзор глубин озера из иллюминато­ ра приоткроет завесу тайны, много лет будоражившей мир. Итак, 71 процент поверх­ ности Земли, покрытой во­ дой, представляют собой но­ вую область развития туриз­ ма. И подводные лодки фин­ ской компании дают возмож­ ность обычным отдыхающим почувствовать себя исследо-* вателями морских глубин с комфортом и в полной без­ опасности. — Эти подводные лодки отвечают требованиям, предъ­ являемым стандартами Аме­ риканского Бюро Корабле­ строения, — сказал управля­ ющий торговым отделом фир­ мы Т ш о Сиирила, — и на них системы безопасности вдвое надежнее тех, что ус­ тановлены на американских военных или торговых судах того же класса. Создание подводных лодок для туристских районов — дело сравнительно новое. На­ чать его позволило то, что у «Лайватеоллисууса» накоп­ лен большой опыт строитель­ ства плавсредств для океано­ графических исследований. — Кажется, сейчас в про­ изводстве пассажирских под­ водных лодок наступил на­ стоящий бум, — говорит Ти- мо Сиирила. добавляя, что он надеется получить новые за­ казы. В частности из СССР. В нашей стране можно ор ­ ганизовать немало увлека­ тельнейших маршрутов под­ водного туризма: вдоль бере­ гов жемчужины Сибири — Байкала, по «самому синему в мире» — Черному .морю, вокруг знаменитых Соловец­ ких островов, возле изоби­ лующего горячими ключами побережья Камчатки... Сло­ вом, кораблям с подводны­ ми «Робинзонами» стоять на якоре будет некогда. А ин­ тенсивная эксплуатация их станет, кроме того, и допол­ нительным источником валю­ ты. С. БРАТУХИН, наш eh t шт. корр . Фото автора. Зовут Соловецкие острова П ЯТНИЦА, суббота, воскре ­ сенье... Всего-то три дня, а какими яркими впечатления­ ми они наполнены! Именно это обстоятельство продлевает пу­ тешествие на Соловецкие острова в памяти, остается в душе на всю жизнь. Более 270 туристов со всех концов страны собрались на теплоходе «Вацлав Боровский», чтобы совершить увлекатель­ ное путешествие из Архангель­ ска на загадочные, манящие Соловецкие острова. Многие приехали с детьми, и это от­ радно. Вечер «Будем знакомы», с которого началась культурная программа на теплоходе, по существу, продолжался два дня. Группы приготовили эмб­ лемы, девизы, песни и расска­ зы о своих городах, предприя­ тиях, училищах. Активности бы­ ло хоть отбавляй. «Морская» викторина привлекла внимание и детей, и взрослых, ведь главной наградой победителю была... тельняшка! И сколько же радости было у детей и у их мам, когда при подведе­ нии итогов оказалось, что лучше знают географию и морские загадки, а также бы­ стрее соображают — дети! Да, было о чем задуматься присутствующим работникам печати, докторам важных наук, студентам М осковского педин­ ститута да и вообще взрос­ лым с инженерными диплома­ ми! ...Утром на фоне неба тор­ жественно отпечатался Соло­ вецкий монастырь. Здесь мы разделились: одни группы по­ шли сначала в монастырь, а затем — к пристани, к лод­ кам, на которых одолели не­ сколько озер, соединенных ка­ налами, прошли через ботани­ ческий сад и вернулись вновь к монастырю, чтобы осмот­ реть еще и старинное посе­ ление, а другие шли им на­ встречу, осматривая все в об­ ратном порядке. Казалось бы, усталость сва­ лит с ног и у Е е д е т ко сну. Но нет, наши туристы, полные энтузиазма и энергии, продол­ жили вечер «Будем знакомы» и во второй день, посмотре­ ли кинофильм «Завтра была война», с большим интересом участвовали в литературно­ музыкальной Еикторине, книж ­ ной лотерее, и конечно же — танцевали на дискотеке. А утром Архангельск госте­ приимно встретил хорошей по­ годой, вовремя поданными к к причалу автобусами. Некото­ рые из туристов сразу поспе­ шили в аэропорт, а кто-то — еще на экскурсию . Н. САРСАКОВА. Кроссворд « Флотский» ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 4. Совет- сний флотоводец. 9. Военный п а р у с ны й корабль . 10. Подвес- на зе ни тно го пулемета . 13. Боевой корабль . 14. Прием мор ­ с к о го боя. 15. Один из первы х с то рож е вы х кораблей в составе Северного флота. 17. А р к т и ч е ­ с к и й пор т . 18. Элемент морено ­ го боя. 19. Зодиа кальное со­ звездие. 20; Ры хлы й лед. 21. Первый в мире ледокол . 23. О с т р о * в К о л ь с ком заливе . 25. Команда на о т к ры т и е стрельбы . 28. Поселок на побережье Ба­ ренцева моря . 29. Р у с с ки й фло­ товодец . 32. Ч е рном ор с кий порт. 33. Л е гендарны й корабль , по се ти вш ий М у р м а н с к в 1925 году . 35. Подводник-северомо ­ рец , Герой Советско го Союза. ПО ВЕРТИКАЛИ : 1. Встреча кораблей в назначенное время в обусловленной то ч ке . 2. Один из гл а в н ы х румбов . 3. Остров в Средиземном море, у ко то р о го п р и в зя тии кр е п о с ти Корф у одержал победу р у с с к и й флот под командованием Ф . У ш а к о ­ ва. 5. Один и з К о м о р с к и х о с тро ­ вов. 6. М ор с кая б ур я . 7. Гидро ­ гр аф и че с ки й з н а к . 8. Командир К р а сно знам е нно го по л ка мор ­ с ко й авиации Северно го флота в годы Великой Отечественной войны . 11. Гидро те хниче ское со­ о р уж е ни е . 12. М ор с кая н а у ка . 15. Краснофлотец -североморец , Герой С оветско го Союза. 16. Подразделение на боевом к о ­ рабле. 22. В ерхняя одежда. 24. П ор товы й п у н к т на побережье пол уо строва Кам ча тна . 26. Севе­ роморец , Герой Советско го Со­ ю за . 27. О гнестрельное о р уж и е . 30. Командир Красно знам енной бри гады то р п е д ны х ка тер о в Се­ верно го флота в годы Великой О течественной войны . 31. К р а с ­ но знам енны й э с ка д р е н ны й ми ­ ноносец Северно го флота. 34. Морское о р уж и е . Составил Г. ЮДЕНКО. ОТВЕТЫ НА ЧАЙНВОРД «В МИРЕ ИСКУССТВА», ОПУБЛИКОВАННЫЙ В № 24 1. «Б о га ты р с ка я» . 2. «Яблоч­ но». 3. О черк. 4. «Колобок» . 5. Клоунада . 6. «А р и с то кр а т ка » . 7. «Алмаст» . 8. «Тачанка» . 9. «А п ­ пассиона та» . 10. А л иш . 11. «Ш ахсенем» . 12. «Мечтатели». 13. «Ионыч» . 14. Чапаев. 15. Ва­ нин . 16. «Нашествие» . 17. Ер­ шов . 18. В и н о к у р . 19. «Раймон ­ да». 20. А н и к у ш и н . 21. Нину- лин . 22. Н а тю рм ор т . 23. Танн. 24. «Комм унист» . 25. Темп. 26. «Прозаседавшиеся» . 27. «Ята­ ган» . 28. Нилин . 29. «Н а кануне» . 30. Е ро п ки н . 31. Н а п р а в н и к . 32. «Квартет» . 33. Т р и п т и х . 34. «Хлеб». 35. «Б р у с ки » . 36. И кр а ­ ми. 37. Иванов. 38. Вальс. 39. «Светлана». 40. «Аэро град» . 41. «Дороги» . 42. Ильина . 43. А р т у р . 44. Рид. 45. «Двенадцать» . Журнал «Рыбное хозяйство» № 7 № ЮЛЬСКИЙ НОМЕР от­ раслевого журнала от­ крывается беседой министра рыбного хозяйства СССР Нико ­ лая Исааковича Котляра с со­ трудником издания. «На курсе перестройка» — так озаглавлен этот материал, который, не­ сомненно, привлечет внимание читателей. Отвечая на вопро­ сы журнала, министр раскрыва­ ет суть многих злободневных проблем. Так, говоря о том, что отрасль план первых двух лет пятилетки по общему объ­ ему завершила 5 ноября 1987 года, Н. И. Котляр называет такие цифры: из 350 предприя­ тий и объединений 79 не вы­ полнили плана товарной про ­ дукции с учетом договоров, недопоставили продукции на сумму 116 миллионов рублей. Среди отстающих есть и кол ­ лективы предприятий Северно­ го бассейна. В беседе указаны резервы отрасли, пути ее развития, в частности, обновления флота, береговой базы, работы пред­ приятий и организаций в новых условиях хозяйствования, глас­ ности и демократии. Шла речь и о коллективных формах о р ­ ганизации труда, бригадном и семейном подряде, о решении жилищной проблемы, остро стоящей в отрасли. Министр поздравил читате­ лей журнала, всех тружеников, ветеранов, ушедших на заслу­ женный отдых, с профессио­ нальным праздником — Днем рыбака. Секретарь партийного ком и ­ тета министерства рыбного хо­ зяйства СССР О. В. Петров рассказывает в журнале о том, как идет в штабе отрасли пе­ рестройка в духе современных требований. Важнейший м о ­ мент, считает автор статьи «Партком министерства: основ­ ные задачи», — перестройка кадровой политики. А главное звено перестройки — цеховые парторганизации. Г. М. Соколов (Минрыбхоз СССР) выступает со статьей «Передовые коллективы» (по итогам 1987 года). Среди луч­ ших названы коллективы М у р ­ манского рыбного порта, объ­ единения «Мурманская судо ­ верфь». Но автор указал и на неритмичность работы, в част­ ности, ВРПО «Севрыба», М ур ­ манского тралового флота, «Мурманрыбпрома», «Севрыб- холодфлота». В журнале немало материа­ лов, в которых раскрываются темы, одинаково важные для коллективов всех рыбопромыш ­ ленных бассейнов. Это статьи: «Стабильные экипажи — осно­ ва перестройки на флоте», «Психологические аспекты без­ опасной работы моряков», «О рациональном сочетании кр уп ­ ных, средних и мелких пред­ приятий». Интересен опыт за­ рубежных рыбаков, в том чис­ ле наших соседей из Скан­ динавских стран — по внедре­ нию компьютеров. Об этом пи­ шет J1. В. Брухис (ЦНИИТЭИРХ). По традиции, в июльском но­ мере «Рыбного хозяйства» вы­ ступают и северяне. В. Я. Ро­ ж о к и А. Ю. Седов (М урман ­ ский траловый флот) — авторы статьи «Анализ производствен­ ной радиоинформации», В. А. Дементьев (Мурманское отде­ ление института Гипрорыбфлот) рассказывает об отечественных средствах автоматизации для ТСМ типа «Орленок». Под рубрикой «Страницы ис­ тории» читатели познакомятся с интересным очерком С. И. Белкина «Тайна «Святой Анны». РЫБНЫЙМУРМАН 29 июля1988 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz