Рыбный Мурман. 1988 г. Июль.
о % Фантастика стала явью Подводные лодки ч -i города, и затонувшие с не сметными сокровищами ко рабли... Сегодня туристы мо гут посмотреть, как все вы глядит под водой «в самом деле»,. Первая лодка, спущенная на воду фирмой «Лайватеол- л-исуус» в городе Турку отде лением всемирно известного судостроительного концерна «Вяртсиля Марин», уже хо рошо освоилась среди ска зочных чудес коралловых ри фов Средиземноморья, у бе регов Испании. Вторая в мае этого года проследовала сначала сушей к одному из живописных и хрустально-чистых озер Лап ландии, в водах которого сей час и удивляет пассажиров своей уникальной конструк цией, а туристы под водой любуются красотами озерной живности. Третью планируется ис пользовать в Японии. Чет вертая, поговаривают, «соби- «Дорогой Жюль Верн! Ог ромное спасибо за идею, под сказанную финским корабе лам, построившим первую в мире туристическую субма рину, на которой я совершил недавно — не во сне, а на яву — путешествие в подвод ный космос!» Такое письмо получил недавно музей вели кого фантаста Жюля Вер на во Франции от юного не поседы и искателя приклю чений Джорджа Андерсена, родители которого отважи лись вместе с ним и еще с сорока тремя пассажирами на погружение и двухчасо вое плавание на подводной туристической лодке. Мальчик не случайно упо требил словосочетание «под водный космос»: в царстве для... туристов Нептуна ничуть не меньше загадок и тайн, чем в страто сфере и космическом прост ранстве. В этом мнении еди нодушны и ученые. Но если дорога к звездам открыта по ка для избранных, то визу альное знакомство с фауной и флорой морских глубин стало с этого года доступным рядовым любителям путе шествий. А какие картины «подвод ного царства» рисует наше воображение, каждый знает с детства: и диковинные обита тели глубин, и разрушенные рается» в пучины таинствен ного озера Лох-Несс. Вот тут уж не «догадки», основанные на показаниях «свидетелей» и даже электронной аппарату ры, а обыкновенный обзор глубин озера из иллюминато ра приоткроет завесу тайны, много лет будоражившей мир. Итак, 71 процент поверх ности Земли, покрытой во дой, представляют собой но вую область развития туриз ма. И подводные лодки фин ской компании дают возмож ность обычным отдыхающим почувствовать себя исследо-* вателями морских глубин с комфортом и в полной без опасности. — Эти подводные лодки отвечают требованиям, предъ являемым стандартами Аме риканского Бюро Корабле строения, — сказал управля ющий торговым отделом фир мы Т ш о Сиирила, — и на них системы безопасности вдвое надежнее тех, что ус тановлены на американских военных или торговых судах того же класса. Создание подводных лодок для туристских районов — дело сравнительно новое. На чать его позволило то, что у «Лайватеоллисууса» накоп лен большой опыт строитель ства плавсредств для океано графических исследований. — Кажется, сейчас в про изводстве пассажирских под водных лодок наступил на стоящий бум, — говорит Ти- мо Сиирила. добавляя, что он надеется получить новые за казы. В частности из СССР. В нашей стране можно ор ганизовать немало увлека тельнейших маршрутов под водного туризма: вдоль бере гов жемчужины Сибири — Байкала, по «самому синему в мире» — Черному .морю, вокруг знаменитых Соловец ких островов, возле изоби лующего горячими ключами побережья Камчатки... Сло вом, кораблям с подводны ми «Робинзонами» стоять на якоре будет некогда. А ин тенсивная эксплуатация их станет, кроме того, и допол нительным источником валю ты. С. БРАТУХИН, наш eh t шт. корр . Фото автора. Зовут Соловецкие острова П ЯТНИЦА, суббота, воскре сенье... Всего-то три дня, а какими яркими впечатления ми они наполнены! Именно это обстоятельство продлевает пу тешествие на Соловецкие острова в памяти, остается в душе на всю жизнь. Более 270 туристов со всех концов страны собрались на теплоходе «Вацлав Боровский», чтобы совершить увлекатель ное путешествие из Архангель ска на загадочные, манящие Соловецкие острова. Многие приехали с детьми, и это от радно. Вечер «Будем знакомы», с которого началась культурная программа на теплоходе, по существу, продолжался два дня. Группы приготовили эмб лемы, девизы, песни и расска зы о своих городах, предприя тиях, училищах. Активности бы ло хоть отбавляй. «Морская» викторина привлекла внимание и детей, и взрослых, ведь главной наградой победителю была... тельняшка! И сколько же радости было у детей и у их мам, когда при подведе нии итогов оказалось, что лучше знают географию и морские загадки, а также бы стрее соображают — дети! Да, было о чем задуматься присутствующим работникам печати, докторам важных наук, студентам М осковского педин ститута да и вообще взрос лым с инженерными диплома ми! ...Утром на фоне неба тор жественно отпечатался Соло вецкий монастырь. Здесь мы разделились: одни группы по шли сначала в монастырь, а затем — к пристани, к лод кам, на которых одолели не сколько озер, соединенных ка налами, прошли через ботани ческий сад и вернулись вновь к монастырю, чтобы осмот реть еще и старинное посе ление, а другие шли им на встречу, осматривая все в об ратном порядке. Казалось бы, усталость сва лит с ног и у Е е д е т ко сну. Но нет, наши туристы, полные энтузиазма и энергии, продол жили вечер «Будем знакомы» и во второй день, посмотре ли кинофильм «Завтра была война», с большим интересом участвовали в литературно музыкальной Еикторине, книж ной лотерее, и конечно же — танцевали на дискотеке. А утром Архангельск госте приимно встретил хорошей по годой, вовремя поданными к к причалу автобусами. Некото рые из туристов сразу поспе шили в аэропорт, а кто-то — еще на экскурсию . Н. САРСАКОВА. Кроссворд « Флотский» ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 4. Совет- сний флотоводец. 9. Военный п а р у с ны й корабль . 10. Подвес- на зе ни тно го пулемета . 13. Боевой корабль . 14. Прием мор с к о го боя. 15. Один из первы х с то рож е вы х кораблей в составе Северного флота. 17. А р к т и ч е с к и й пор т . 18. Элемент морено го боя. 19. Зодиа кальное со звездие. 20; Ры хлы й лед. 21. Первый в мире ледокол . 23. О с т р о * в К о л ь с ком заливе . 25. Команда на о т к ры т и е стрельбы . 28. Поселок на побережье Ба ренцева моря . 29. Р у с с ки й фло товодец . 32. Ч е рном ор с кий порт. 33. Л е гендарны й корабль , по се ти вш ий М у р м а н с к в 1925 году . 35. Подводник-северомо рец , Герой Советско го Союза. ПО ВЕРТИКАЛИ : 1. Встреча кораблей в назначенное время в обусловленной то ч ке . 2. Один из гл а в н ы х румбов . 3. Остров в Средиземном море, у ко то р о го п р и в зя тии кр е п о с ти Корф у одержал победу р у с с к и й флот под командованием Ф . У ш а к о ва. 5. Один и з К о м о р с к и х о с тро вов. 6. М ор с кая б ур я . 7. Гидро гр аф и че с ки й з н а к . 8. Командир К р а сно знам е нно го по л ка мор с ко й авиации Северно го флота в годы Великой Отечественной войны . 11. Гидро те хниче ское со о р уж е ни е . 12. М ор с кая н а у ка . 15. Краснофлотец -североморец , Герой С оветско го Союза. 16. Подразделение на боевом к о рабле. 22. В ерхняя одежда. 24. П ор товы й п у н к т на побережье пол уо строва Кам ча тна . 26. Севе роморец , Герой Советско го Со ю за . 27. О гнестрельное о р уж и е . 30. Командир Красно знам енной бри гады то р п е д ны х ка тер о в Се верно го флота в годы Великой О течественной войны . 31. К р а с но знам енны й э с ка д р е н ны й ми ноносец Северно го флота. 34. Морское о р уж и е . Составил Г. ЮДЕНКО. ОТВЕТЫ НА ЧАЙНВОРД «В МИРЕ ИСКУССТВА», ОПУБЛИКОВАННЫЙ В № 24 1. «Б о га ты р с ка я» . 2. «Яблоч но». 3. О черк. 4. «Колобок» . 5. Клоунада . 6. «А р и с то кр а т ка » . 7. «Алмаст» . 8. «Тачанка» . 9. «А п пассиона та» . 10. А л иш . 11. «Ш ахсенем» . 12. «Мечтатели». 13. «Ионыч» . 14. Чапаев. 15. Ва нин . 16. «Нашествие» . 17. Ер шов . 18. В и н о к у р . 19. «Раймон да». 20. А н и к у ш и н . 21. Нину- лин . 22. Н а тю рм ор т . 23. Танн. 24. «Комм унист» . 25. Темп. 26. «Прозаседавшиеся» . 27. «Ята ган» . 28. Нилин . 29. «Н а кануне» . 30. Е ро п ки н . 31. Н а п р а в н и к . 32. «Квартет» . 33. Т р и п т и х . 34. «Хлеб». 35. «Б р у с ки » . 36. И кр а ми. 37. Иванов. 38. Вальс. 39. «Светлана». 40. «Аэро град» . 41. «Дороги» . 42. Ильина . 43. А р т у р . 44. Рид. 45. «Двенадцать» . Журнал «Рыбное хозяйство» № 7 № ЮЛЬСКИЙ НОМЕР от раслевого журнала от крывается беседой министра рыбного хозяйства СССР Нико лая Исааковича Котляра с со трудником издания. «На курсе перестройка» — так озаглавлен этот материал, который, не сомненно, привлечет внимание читателей. Отвечая на вопро сы журнала, министр раскрыва ет суть многих злободневных проблем. Так, говоря о том, что отрасль план первых двух лет пятилетки по общему объ ему завершила 5 ноября 1987 года, Н. И. Котляр называет такие цифры: из 350 предприя тий и объединений 79 не вы полнили плана товарной про дукции с учетом договоров, недопоставили продукции на сумму 116 миллионов рублей. Среди отстающих есть и кол лективы предприятий Северно го бассейна. В беседе указаны резервы отрасли, пути ее развития, в частности, обновления флота, береговой базы, работы пред приятий и организаций в новых условиях хозяйствования, глас ности и демократии. Шла речь и о коллективных формах о р ганизации труда, бригадном и семейном подряде, о решении жилищной проблемы, остро стоящей в отрасли. Министр поздравил читате лей журнала, всех тружеников, ветеранов, ушедших на заслу женный отдых, с профессио нальным праздником — Днем рыбака. Секретарь партийного ком и тета министерства рыбного хо зяйства СССР О. В. Петров рассказывает в журнале о том, как идет в штабе отрасли пе рестройка в духе современных требований. Важнейший м о мент, считает автор статьи «Партком министерства: основ ные задачи», — перестройка кадровой политики. А главное звено перестройки — цеховые парторганизации. Г. М. Соколов (Минрыбхоз СССР) выступает со статьей «Передовые коллективы» (по итогам 1987 года). Среди луч ших названы коллективы М у р манского рыбного порта, объ единения «Мурманская судо верфь». Но автор указал и на неритмичность работы, в част ности, ВРПО «Севрыба», М ур манского тралового флота, «Мурманрыбпрома», «Севрыб- холодфлота». В журнале немало материа лов, в которых раскрываются темы, одинаково важные для коллективов всех рыбопромыш ленных бассейнов. Это статьи: «Стабильные экипажи — осно ва перестройки на флоте», «Психологические аспекты без опасной работы моряков», «О рациональном сочетании кр уп ных, средних и мелких пред приятий». Интересен опыт за рубежных рыбаков, в том чис ле наших соседей из Скан динавских стран — по внедре нию компьютеров. Об этом пи шет J1. В. Брухис (ЦНИИТЭИРХ). По традиции, в июльском но мере «Рыбного хозяйства» вы ступают и северяне. В. Я. Ро ж о к и А. Ю. Седов (М урман ский траловый флот) — авторы статьи «Анализ производствен ной радиоинформации», В. А. Дементьев (Мурманское отде ление института Гипрорыбфлот) рассказывает об отечественных средствах автоматизации для ТСМ типа «Орленок». Под рубрикой «Страницы ис тории» читатели познакомятся с интересным очерком С. И. Белкина «Тайна «Святой Анны». РЫБНЫЙМУРМАН 29 июля1988 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz