Рыбный Мурман. 1988 г. Июль.

п 1 21 июля т года пока две задачи. Первая — укрепить архитектурные кадры в городе. Ва­ кантных должностей архитекторов только в институте «Мурманскграж- данпроект» — двадцать пять. Двад­ цать пять! Столько специалистов нам- не хватает. Пока хвастать особенно нечем. Наши ряды пополнились всего двумя опытными специалистами: на отсутствующую ранее должность глав­ ного архитектора в институте «Мур- манскгражданпроект» приглашен Гри­ горий Николаевич Береза. А его же­ на Маргарита Васильевна возглавит проектную группу управления. Корр.: — Простите, перебыо. Вы были знакомы с ними раньше? Емельянова: — Да, я училась с Ритой в одной группе, мы даже жили в одной комнате общежития. Я очень верю в этих ребят... Вторая задача на сегодня — созда­ ние полноценной проектно-сметной группы, той самой, которую возглавит Маргарита Васильевна. Туда войдут архитекторы, дизайнеры, озеленители, художники. Они займутся всем тем, что называется «малая архитектура», лицом города. Не косметику наводить, хотя и ее тоже, а постепенно делать косметика—пластическая операция нужна Мурманску — так считает главный архитектор города З НАКОМИМСЯ: Наталья Геннадьев­ на Емельянова. Главный архитек­ тор Мурманска. Приятная молодая ж ен ­ щина, разве что взгляд напряженный да ру ки сжаты. Оно и понятно, когда договаривались о встрече, я сказала: «Вы человек в М урманске новый. Вас мало кто знает. Тем более ка к архи­ тектора. Предлагаю знакомство с чи­ тателем через газету». Она согласилась. Итак, предлагаю вашему вниманию бе­ седу с главным архитектором М урман­ ска. Корр.: — Как вы стали тем, кем вы стали? Где работали до назначе­ ния на эту должность? Емельянова: — Закончила я архи­ тектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного ' института. ЛИСИ . По распределению попала в Мончегорск. Начинала в филиале ин­ ститута «Гнпроннкель». Мне повезло: это был дружный коллектив. Своим первым учителем я считаю главного архитектора этого института Марка Тевелевича Горелика. В Мурманск я приехала из Кандалакши, где прора­ ботала главным архитектором города семь лет. Долго...- Кандалакша — сложный город, $ большим количеством заказчиков, у которых ограниченные средства. Для нас лучше бы наоборот: одни, но «сильный» заказчик. А так — ср6Д: ства распыляются, кто хочет строить, кто не хочет. Получалось в итоге один-два объекта в пятилетку, да и то строительство на низком уровне. К тому же я была триедина (и даже больше) в одном лице: и главный ар­ хитектор, и главный инженер, и глав­ ный художник, да еще госархстрой- контроль осуществляла. Корр,: — "Что вам удалось за эти семь лет? Емельянова: — Создать службу единого заказчика — ОКСа облиспол­ кома. Это давалось с боями. С по­ мощью института «Ленгипрогор» раз­ работали проект детальной планиров­ ки центра. Организовали дружную производственную группу. Кое-что сде­ лали в художественном оформлении города, но мало. Что характерно для Кандалакши — это активное стремление заказчи­ ков (как правило, это промышленные предприятия) возвести объект без соц­ культбыта. Стремление это понятно. Жалко тратить деньги, фонды. Тем не менее мы всячески старались най­ ти общий язык. А в итоге в городе появились книжный магазин, хорошая аптека, библиотека... Иногда что-то по­ лучалось, иногда — нет. Силы были неравные. Корр.: — Проще говоря, Кандалак­ ша закалила вас как специалиста и в Мурманск вы попали не новичком. Емельянова: — Как сказать. Но­ вичком, не новичком. Когда предло­ жили перейти сюда, сомнений было много. Но когда я села в это кресло и огляделась, то — как будто и не было тех семи лет. Все приходится начинать сначала. За девять послед­ них лет я четвертый главный архи­ тектор Мурманска. Разве можно что- то успеть за два-три года? Началом работы стало утверждение генераль­ ного плана развития города. Он рас­ сматривался (трудно себе даже пред­ ставить) девять лет. Почти две пяти­ летки блуждал по инстанциям. Уста­ рел. Его приняли, слегка подкоррек­ тировав. Потом вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР по Мурманской области. А первый этап его выполнения — это разме­ щение запланированных предприятий и объектов. И этим мы сейчас зани­ маемся. Двадцать дней отработала в Мурманске сводная группа из спе­ циалистов различных центральных ин­ ститутов: обследовали перспективные территории застройки, намечали, где что будет строиться, — ведь генплан предусматривает все в общем. И на самолете летали, и на теплоходе по Заливу ездили, разве что ла вездехо­ де не пробовали. Корр.: — Мне представлялось, что люди вашей профессии меньше всего «катаются» на вездеходах и самоле­ тах, напротив, вся работа сконцентри­ рована в кабинете, у кульмана. Не тот образ получается: боюсь вас оби­ деть, но вы более походите на чинов­ ника, нежели на творца. Емельянова: — В чем-то вы правы. Современный архитектор, в большин­ стве своем, не тот художник, не тот универсал, что был, скажем, еще 30 лет назад. В архитектуре господству­ ет специализация профессий. Архи­ тектор ДСК — крупнопанелыцик. А р ­ хитектор города — скорее админист­ ратор или чиновник, как вы вырази­ лись. Есть архитекторы-планировщи­ ки, есть — объемщики... Архитекто­ ров городов никто, ни одно учебное заведение, не готовит. А надо бы. В Кандалакше я только два года раз­ биралась в делах. Помню, вначале установила в кабинете кульман. Но потом его убрала. Некогда было чер­ тить — надо заниматься вводом объ­ ектов. Корр.: — С чего вы начали свою деятельность в Мурманске? Емельянова: — Передо мной стоят «пластическую операцию», менять лик города в лучшую сторону. Корр.: —- Вижу, что пока вы гото­ вите фундамент для воплощения ка­ ких-то своих замыслов, идей. Есть ли у вас свои сверхзадачи? Каким вы представляете себе северный город? Емельянова: — Почему «сверх», если не решены первостепенные? Я отвечу вам просто. Хочу, чтобы за­ стройка Мурманска была комплекс­ ная, удобная и красивая. Начну с по­ следнего. По идее надо бы, чтобы тон в красоте города задавали не архи­ текторы, да-да, не архитекторы-про­ ектировщики, а домостроители. Чтобы с первой цепочки, еще с момента раз­ работки (панелей, учитывалось ее оформление. Сейчас наши панельщи- ки работают не мобильно. Десятиле­ тиями идут одни и те же серии. Ма­ ло высотных домов. Практически нет индивидуальных. На чем нам строить свои сверхзадачи? Палитра у архитек­ тора скудна. Северный город я представляю се­ бе... ярким. Планируя Мурманск, мы не должны забывать, что живем и ра­ ботаем в тяжелых условиях, Неяркие краски, довольно суровый ландшафт, полярная ночь — все это может вы­ зывать порой чувство угнетения. Плот­ ная связь с Союзом художников, а особенно с художниками-монумента- листамн — вот чего нам не хватает. Это и панно, и цветовое решение не только отдельных домов, но и целых кварталов, это глазурование плит прямо на ДСК. Кстати, сейчас там работает всего один специалист в этом направлении. Нужна группа раз­ работчиков. Пусть идет одна серия на потоке — но с разным цветовым ре­ шением. Эта 93-я серия, знаменитая, до сих пор без глазурования по­ ступает на стройки. Сначала дома казались нам новыми и интересными, а сейчас они так же обыденны, как пяти- и девятиэтажки. Что касается тезиса «застройка должна быть удобной», то здесь «удобно» даже не в общепринятом смысле — приемлемо, а... Представ­ ляю себе такие варианты, о которых даже не мечталось. Попытаюсь *объ­ яснить. Всем известна знаменитая крытая галерея напротив «Океана». Удобно? Пожалуй. Тепло. Есть кры­ ша над головой. Но и только... Ошиб­ ку проектировщиков попытались ис­ править организацией лоточной тор­ говли. Ошибки учтены, и уже в 406-м микрорайоне мы строим лестницу в виде вертикального подъемника. Сначала вы пройдете по лестнице до лифтов. Лифты вознесут вас на вы­ соту пятиэтажного дома. Выходя, вы попадаете в свой район. Ново? Да. Оригинально? Тоже. Удобно людям? Надо только чуть-чуть отойти от ре­ альности. Не пугаться того, что так- еще нигде не делали. Что касается «комплексной» за­ стройки, то здесь комментарии не нужны. Корр.: — Они, конечно, не нужны жителям новых районов, где, к их ве­ ликой радости, почти на каждый дом приходится вставка либо с магазином, либо с прачечной, либо с парикмахер­ ской, ну и так далее. А вот тем, кто живет в Первомайском районе, в свое время застроенном не комплексно, ин­ тересно узнать, встречаются ли сей­ час на этом пути трудности? Емельянова: — Тут я с вами не со­ гласна. Лично я считаю, что эти вставки — от нашей бедности и не­ дальновидности. Ну скажите, легко ли человеку карабкаться по сопкам от овощного магазина к хлебному, от­ туда — к гастроному, а если надо — и в хозяйственный? Устанешь. Да еще зимой, по холоду. Нет, вставки — это наше латание дыр. Нужен в центре микрорайона (или при подхо­ де к нему) огромный торговый комп­ лекс, где бы вы нашли сразу все, что нужно. Столкнулись мы с трудностями и много порядка. Обозначим их условно: архитектор-строитель. Я уже гово­ рила о дефиците архитектурных кад­ ров. В этих условиях различные кон­ курсы приобретают особое значение. Проект готовится во внерабочее вре­ мя, есть несколько вариантов, дух со ­ стязательности рождает интересные замыслы. Я еще думала, как к этому подступить, как Главмурманскстрой объявил проектный конкурс на ре­ ставрацию стадиона «Строитель». От­ кликнулись шесть человек. Работали по ночам. И вдруг мы узнаем, что тот же главк уже отказался от работ конкурсантов и заказал чертежи про­ ектному институту. Каково тем, кто «клюнул» на призыв главка? Наши ар ­ хитекторы выступили в прессе по этому поводу. Удивительно, но ни пар­ тийные, ни советские органы никак на эту историю не реагируют. А по существу — подорвана вера архитек­ торов йвозможность и нужность ини­ циативы, в смысл работы...- В следующем таком конкурсе при­ нял участие всего один человек. Вот вам печальные итоги. А я мечтаю об укреплении архитектурных кадров. Корр.: — Не будем заканчивать на такой грустной ноте. Думаю, руково­ дящие органы разберутся с этим пре­ цедентом. Удачи вам. Желаю, чтобы у вас хватило сил противостоять трудностям и чтобы в конце концов вам удалось все то, о чем вы со сво­ ими единомышленниками мечтаете. Беседу вела С. САВИНА. Фото В. КОРЕЦКОГО и В. ТЕРЗЯНА. 13 Еженедельник представляет

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz