Рыбный Мурман. 1988 г. Июль.
п 1 21 июля т года пока две задачи. Первая — укрепить архитектурные кадры в городе. Ва кантных должностей архитекторов только в институте «Мурманскграж- данпроект» — двадцать пять. Двад цать пять! Столько специалистов нам- не хватает. Пока хвастать особенно нечем. Наши ряды пополнились всего двумя опытными специалистами: на отсутствующую ранее должность глав ного архитектора в институте «Мур- манскгражданпроект» приглашен Гри горий Николаевич Береза. А его же на Маргарита Васильевна возглавит проектную группу управления. Корр.: — Простите, перебыо. Вы были знакомы с ними раньше? Емельянова: — Да, я училась с Ритой в одной группе, мы даже жили в одной комнате общежития. Я очень верю в этих ребят... Вторая задача на сегодня — созда ние полноценной проектно-сметной группы, той самой, которую возглавит Маргарита Васильевна. Туда войдут архитекторы, дизайнеры, озеленители, художники. Они займутся всем тем, что называется «малая архитектура», лицом города. Не косметику наводить, хотя и ее тоже, а постепенно делать косметика—пластическая операция нужна Мурманску — так считает главный архитектор города З НАКОМИМСЯ: Наталья Геннадьев на Емельянова. Главный архитек тор Мурманска. Приятная молодая ж ен щина, разве что взгляд напряженный да ру ки сжаты. Оно и понятно, когда договаривались о встрече, я сказала: «Вы человек в М урманске новый. Вас мало кто знает. Тем более ка к архи тектора. Предлагаю знакомство с чи тателем через газету». Она согласилась. Итак, предлагаю вашему вниманию бе седу с главным архитектором М урман ска. Корр.: — Как вы стали тем, кем вы стали? Где работали до назначе ния на эту должность? Емельянова: — Закончила я архи тектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного ' института. ЛИСИ . По распределению попала в Мончегорск. Начинала в филиале ин ститута «Гнпроннкель». Мне повезло: это был дружный коллектив. Своим первым учителем я считаю главного архитектора этого института Марка Тевелевича Горелика. В Мурманск я приехала из Кандалакши, где прора ботала главным архитектором города семь лет. Долго...- Кандалакша — сложный город, $ большим количеством заказчиков, у которых ограниченные средства. Для нас лучше бы наоборот: одни, но «сильный» заказчик. А так — ср6Д: ства распыляются, кто хочет строить, кто не хочет. Получалось в итоге один-два объекта в пятилетку, да и то строительство на низком уровне. К тому же я была триедина (и даже больше) в одном лице: и главный ар хитектор, и главный инженер, и глав ный художник, да еще госархстрой- контроль осуществляла. Корр,: — "Что вам удалось за эти семь лет? Емельянова: — Создать службу единого заказчика — ОКСа облиспол кома. Это давалось с боями. С по мощью института «Ленгипрогор» раз работали проект детальной планиров ки центра. Организовали дружную производственную группу. Кое-что сде лали в художественном оформлении города, но мало. Что характерно для Кандалакши — это активное стремление заказчи ков (как правило, это промышленные предприятия) возвести объект без соц культбыта. Стремление это понятно. Жалко тратить деньги, фонды. Тем не менее мы всячески старались най ти общий язык. А в итоге в городе появились книжный магазин, хорошая аптека, библиотека... Иногда что-то по лучалось, иногда — нет. Силы были неравные. Корр.: — Проще говоря, Кандалак ша закалила вас как специалиста и в Мурманск вы попали не новичком. Емельянова: — Как сказать. Но вичком, не новичком. Когда предло жили перейти сюда, сомнений было много. Но когда я села в это кресло и огляделась, то — как будто и не было тех семи лет. Все приходится начинать сначала. За девять послед них лет я четвертый главный архи тектор Мурманска. Разве можно что- то успеть за два-три года? Началом работы стало утверждение генераль ного плана развития города. Он рас сматривался (трудно себе даже пред ставить) девять лет. Почти две пяти летки блуждал по инстанциям. Уста рел. Его приняли, слегка подкоррек тировав. Потом вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР по Мурманской области. А первый этап его выполнения — это разме щение запланированных предприятий и объектов. И этим мы сейчас зани маемся. Двадцать дней отработала в Мурманске сводная группа из спе циалистов различных центральных ин ститутов: обследовали перспективные территории застройки, намечали, где что будет строиться, — ведь генплан предусматривает все в общем. И на самолете летали, и на теплоходе по Заливу ездили, разве что ла вездехо де не пробовали. Корр.: — Мне представлялось, что люди вашей профессии меньше всего «катаются» на вездеходах и самоле тах, напротив, вся работа сконцентри рована в кабинете, у кульмана. Не тот образ получается: боюсь вас оби деть, но вы более походите на чинов ника, нежели на творца. Емельянова: — В чем-то вы правы. Современный архитектор, в большин стве своем, не тот художник, не тот универсал, что был, скажем, еще 30 лет назад. В архитектуре господству ет специализация профессий. Архи тектор ДСК — крупнопанелыцик. А р хитектор города — скорее админист ратор или чиновник, как вы вырази лись. Есть архитекторы-планировщи ки, есть — объемщики... Архитекто ров городов никто, ни одно учебное заведение, не готовит. А надо бы. В Кандалакше я только два года раз биралась в делах. Помню, вначале установила в кабинете кульман. Но потом его убрала. Некогда было чер тить — надо заниматься вводом объ ектов. Корр.: — С чего вы начали свою деятельность в Мурманске? Емельянова: — Передо мной стоят «пластическую операцию», менять лик города в лучшую сторону. Корр.: —- Вижу, что пока вы гото вите фундамент для воплощения ка ких-то своих замыслов, идей. Есть ли у вас свои сверхзадачи? Каким вы представляете себе северный город? Емельянова: — Почему «сверх», если не решены первостепенные? Я отвечу вам просто. Хочу, чтобы за стройка Мурманска была комплекс ная, удобная и красивая. Начну с по следнего. По идее надо бы, чтобы тон в красоте города задавали не архи текторы, да-да, не архитекторы-про ектировщики, а домостроители. Чтобы с первой цепочки, еще с момента раз работки (панелей, учитывалось ее оформление. Сейчас наши панельщи- ки работают не мобильно. Десятиле тиями идут одни и те же серии. Ма ло высотных домов. Практически нет индивидуальных. На чем нам строить свои сверхзадачи? Палитра у архитек тора скудна. Северный город я представляю се бе... ярким. Планируя Мурманск, мы не должны забывать, что живем и ра ботаем в тяжелых условиях, Неяркие краски, довольно суровый ландшафт, полярная ночь — все это может вы зывать порой чувство угнетения. Плот ная связь с Союзом художников, а особенно с художниками-монумента- листамн — вот чего нам не хватает. Это и панно, и цветовое решение не только отдельных домов, но и целых кварталов, это глазурование плит прямо на ДСК. Кстати, сейчас там работает всего один специалист в этом направлении. Нужна группа раз работчиков. Пусть идет одна серия на потоке — но с разным цветовым ре шением. Эта 93-я серия, знаменитая, до сих пор без глазурования по ступает на стройки. Сначала дома казались нам новыми и интересными, а сейчас они так же обыденны, как пяти- и девятиэтажки. Что касается тезиса «застройка должна быть удобной», то здесь «удобно» даже не в общепринятом смысле — приемлемо, а... Представ ляю себе такие варианты, о которых даже не мечталось. Попытаюсь *объ яснить. Всем известна знаменитая крытая галерея напротив «Океана». Удобно? Пожалуй. Тепло. Есть кры ша над головой. Но и только... Ошиб ку проектировщиков попытались ис править организацией лоточной тор говли. Ошибки учтены, и уже в 406-м микрорайоне мы строим лестницу в виде вертикального подъемника. Сначала вы пройдете по лестнице до лифтов. Лифты вознесут вас на вы соту пятиэтажного дома. Выходя, вы попадаете в свой район. Ново? Да. Оригинально? Тоже. Удобно людям? Надо только чуть-чуть отойти от ре альности. Не пугаться того, что так- еще нигде не делали. Что касается «комплексной» за стройки, то здесь комментарии не нужны. Корр.: — Они, конечно, не нужны жителям новых районов, где, к их ве ликой радости, почти на каждый дом приходится вставка либо с магазином, либо с прачечной, либо с парикмахер ской, ну и так далее. А вот тем, кто живет в Первомайском районе, в свое время застроенном не комплексно, ин тересно узнать, встречаются ли сей час на этом пути трудности? Емельянова: — Тут я с вами не со гласна. Лично я считаю, что эти вставки — от нашей бедности и не дальновидности. Ну скажите, легко ли человеку карабкаться по сопкам от овощного магазина к хлебному, от туда — к гастроному, а если надо — и в хозяйственный? Устанешь. Да еще зимой, по холоду. Нет, вставки — это наше латание дыр. Нужен в центре микрорайона (или при подхо де к нему) огромный торговый комп лекс, где бы вы нашли сразу все, что нужно. Столкнулись мы с трудностями и много порядка. Обозначим их условно: архитектор-строитель. Я уже гово рила о дефиците архитектурных кад ров. В этих условиях различные кон курсы приобретают особое значение. Проект готовится во внерабочее вре мя, есть несколько вариантов, дух со стязательности рождает интересные замыслы. Я еще думала, как к этому подступить, как Главмурманскстрой объявил проектный конкурс на ре ставрацию стадиона «Строитель». От кликнулись шесть человек. Работали по ночам. И вдруг мы узнаем, что тот же главк уже отказался от работ конкурсантов и заказал чертежи про ектному институту. Каково тем, кто «клюнул» на призыв главка? Наши ар хитекторы выступили в прессе по этому поводу. Удивительно, но ни пар тийные, ни советские органы никак на эту историю не реагируют. А по существу — подорвана вера архитек торов йвозможность и нужность ини циативы, в смысл работы...- В следующем таком конкурсе при нял участие всего один человек. Вот вам печальные итоги. А я мечтаю об укреплении архитектурных кадров. Корр.: — Не будем заканчивать на такой грустной ноте. Думаю, руково дящие органы разберутся с этим пре цедентом. Удачи вам. Желаю, чтобы у вас хватило сил противостоять трудностям и чтобы в конце концов вам удалось все то, о чем вы со сво ими единомышленниками мечтаете. Беседу вела С. САВИНА. Фото В. КОРЕЦКОГО и В. ТЕРЗЯНА. 13 Еженедельник представляет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz