Рыбный Мурман. 1988 г. Июль.

/ о Путевые заметки (часть третья) С ЕГОДНЯ МЫ заканчиваем публи­ кацию путевых заметок нашего спе­ циального корреспондента Виктора ГЕ­ ОРГИ, принявшего участие в научно- пропагандистской экспедиции «Помор­ ский коч», организованной журналом ЦК ВЛКСМ «Вокруг света». В этот поход по Белому морю вышли энтузиасты из Карелии, Мурманска, Коми АССР. Оста­ вив за кормой воды Онежско го озера и шлюзы Беломорканала, Соро кскую гу ­ бу и Кемские шхеры, экипаж новодела старинного парусно-весельного коча «Помор» достиг Соловецких островов. Маршрутом Ночь с 12 на 13 июня. Ветер юго- западный, шелонин. Скорость коча около четырех с половиной узлов. Стоять у руля и держать курс по ком­ пасу трудно — слишком шибкий ход для нашего коча. Раньше поморы в таких случаях бросали с кормы пла­ вучий якорь: обвязывали бревно с двух сторон и таким образом гасили скорость. Видимость хорошая. Справа Заметен Жижгинский маяк, значит, проходим Соловецкую салму. К кон­ цу вахты открылся Двинский залив. 13 июня. Идем голоменно, то есть открытым морем. Моросит мелкий П оп ут ный в е т е р и поднятый на двенадцатиметровой грот- мачте парус, который поморы по пра­ ву называли «прямой благодатью», сделали свое дело — мы вошли в фарватер гавани Благополучия. Одна­ ко последние несколько сот метров пришлось попотеть на веслах: отлив­ ное течение пыталось отбросить коч от желанной цели. Желанной для нас в тот вечер, хотя уже на вторые и третьи сутки вынужденной стоянки на Соловках мы все* чаще посматривали на гонимые полуночником тучи, с на­ деждой ожидая попутных южных вет­ ров. На Соловках, как я уже писал в своих заметках, нынешним летом при­ ступила к работе комплексная экспе­ диция Академии наук СССР , состав­ ляя каталог-свод древних памятников Беломорья. Как мне рассказали сами ученые, 90 тысяч рублей отпущено им для этих целей в текущем году. Если разобраться, то это мизерная сум­ ма по сравнению с теми средствами, что тратятся не для учета и сохране­ ния, а для промышленной эксплуата­ ции* природных богатств заповедного архипелага. Есть в том и доля просто- напросто узколобого мышления от­ дельных горе-руководителей. Приведу лишь один случай, свидетелем которо­ го был сам. В поселке решили восстановить дей­ ствовавший когда-то на Соловках во­ допровод. Для этого вырыли экскава­ тором канаву и стали выдирать из земли диковинные трубы-бревна. И лишь ученым, прибывшим с нами на остров, удалось прекратить это вар­ варство — трубы-то оказались дейст­ вительно уникальными. Почти метро­ вого диаметра осиновые стволы были Ж д р е в н мореходов удивительным образом просверлены или прожжены по сердцевине. И слу­ жили они монахам, наверное, не одну сотню лет. И еще могли бы послужить при умелом ремонте-реставрации на­ много дольше, чем современные, сталь­ ные. Вот вам и Соловки, вот вам и государственный историко-архитектур­ ный и природный музей-заповедник союзного значения.., Но не будем драматизировать слу­ чившееся. Как с легкой руки писалось в старые застойные времена, «есть на Соловках и положительные примеры». Кстати, ученый секретарь музея Юрий Михайлович Крицкий с большим ува­ жением отозвался о нашем мурман­ ском писателе Игоре Чеснокове, со­ здавшем правдивую и интересную кни­ гу «Гавань Благополучия» о славном прошлом поморов. Ну а нашему кочу «Помор» предстояло пройти самый сложный участок маршрута: через все Белое море к Мурманскому берегу. И в середине июня была предпринята первая попытка пробиться через Бе­ ломорское горло. Перелистну несколько страниц сво- дождь. В старину такую погоду назы­ вали кратко — «бухмара». Как ка­ шель простуженного кормщика. Ветер скисает. Неужели правы поморы, го­ воря: «У шелоника женка красива — к вечеру стихнет»? Слева по курсу по­ казался Терский берег. Ночь е 13 на 14 июня. Изменили курс — идем в Архангельск. Не хва­ тило каких-то 12— 18 часов попутного ветра, чтобы достичь горла моря. Обидно. Но при набирающем силу по- бережнике, этом северо-западном- вет­ ре, больше деваться некуда. У коча мотора нет — носом на волну не встанешь. Мы как перекати-поле: всег­ да в пути, пока не зацепимся-укроем- ся в надежной бухте. Скорость около трех узлов. Качки почти нет — это когда упадут паруса да подымется зыбь, то муторно становится внутри и вокруг. Ближе к полуночи стал виден Зимний берег. 14 июня. На траверзе остров Мудь- юг. Вошли в створ фарватера. Волна ржавая, с белым гребнем. Нам еще повезло — входим в Двину во время прилива. К вечеру на полных парусах подлетели прямо к городской набе­ режной, ошвартовались в Архангель­ ском яхт-клубе. ЫТАК, маршрут изменен, в судо- “ вом журнале зафиксирована не­ запланированная стоянка. Вынужден­ ная, но довольно-таки плодотворная для команды коча. Во-первых, интере­ сен сам город — красивый, не в при­ мер Мурманску имеющий свою непов­ торимую архитектуру. Во-вторых, местные комсомольцы помогли орга­ низовать для экипажа экскурсию в Малые Корелы — своеобразный му­ зей деревянного зодчества под откры­ тым небом. Правда, ярких впечатле­ ний он не оставил. Как-то уж слиш­ ком мертво выглядят все эти собран­ ные в одном месте с бору по сосенке старые до.ма и мельницы. Уж если со­ хранять, то сохранять их надо, на мой взгляд, в «живых» еще деревнях. По­ тому что как человек без Родины, так и эти дома — сироты на новом месте при вее?л кажущемся благополучии. Так, наверное, выглядел бы и наш коч где-нибудь у Черноморского побе­ режья. Ведь вся конструкция судна, от ышангоутов-«опруг» до бушприта- «накозьи», выверена и, как костюм хо­ рошим портным, подогнана к походам по Беломорыо, а не по южным мо­ рям... U ОДИН И З ДНЕЙ я позвонил Ксении Петровне Гемп, спро­ сил разрешения встретиться с ней команде коча. Удивительный человек эта девяностотрехлетняя женщина! Не­ унывающая, с цепкой памятью и эн­ циклопедическими знаниями. Вся ка­ кая-то светлая, приподнятая, хотя по квартире ходит с костылями — го­ ды... И рассказала нам Ксения Петровна о своих встречах с легендарными те­ перь уже полярными исследователями Георгии Седове и Владимире Русано­ ве. О взаимоотношениях этих двух от­ важных мореходов, о том, какого цве­ та глаза были у Седова: если споко­ ен — серые, а когда злится — зеле­ ные... О том, как хлопотала она, что­ бы повысили пенсию вдове Седова, получавшей 18 рублей в месяц. А ее уже в наши, 60-е годы, один чи­ новник от власти спрашивает: «А кто такой этот ваш Седов и при чем здеЖ его вдова?» «А я ему отвечаю, —- волнуясь вспоминает Ксения Петров­ на, — Георгий Яковлевич был таким человеком, каким вы никогда не ста­ нете...» ГкДНАКО дни шли, а метеорологи ” даже в долгосрочных прогнозах не обещали южных ветров. И тогда на общем собрании экипажа все же было решено еще раз пробиваться че­ рез горло к Мурманскому берегу. К сожалению, и эта попытка вновь была безрезультатна... Что 'ж , пора подвести итог. Марш­ рут команда не выдержала. Не по своей вине — но все же... В эти дни на коче сменился экипаж — в Петро­ заводск его ведут курсанты Мурман­ ского высшего инженерного морского училища. И пора мне ответить на за­ данный в этих путевых заметках не­ простой вопрос: «Что влечет нас, лю­ дей конца XX века, пускаться в пла­ вания на самодельных деревянных судах? Что заставляет годами гото­ виться к подобным походам и осуще­ ствлять их, используя для этого ку­ цые отпускные недели?» Наверное, у каждого в жизни дол;**, на быть своя дорога. Бесконечный путь к большой и желанной цели. Это главное. И не важно, догадывается ли кто-нибудь о тех усилиях, что были предприняты тобой для осуществле­ ния даже неудачной экспедиции. У Бориса Шергина есть маленькая новелла под названием «София Новго­ родская». Приведу ее почти целиком. «...Сорок лет мерил Гостев Иван неизмерное море. Сочти этот путь и труд человеческий! Уже честная седина пала в бороду Гостева, и тут прямой его ум искази­ ла поперечная дума: «Кому надобны неиссчетные версты моих путеплава- ний? Кто сочтет морской путь и мор­ ской труд?» ...Перед глазами бескрайнее море, волны рядами-грядами. И видит Го­ стев: у середовой мачты стоит не­ взрачная девица. У нее огненные крылья и венец, на ней багряница, истканная молниями. Она что-то счи­ тает вслух и счет записывает в золо­ тую книгу. — Кто ты, о госпожа? — ужаснул­ ся Гостев. — Что ты считаешь и ч'ф пишешь? ^ Ответ ее был как бы говор многих вод: — Я считаю версты твоего морско­ го хода... — Ежели так, о госпожа, — воск­ ликнул Гостев, — то и дальше даль­ них берегов пойду и пути лбдей моих удвою!» Н А Д О ЛИ что-нибудь добавлять к сказанному? Я уверен, что не через год, так через два экипаж коча «Помер» под руководством председа­ теля клуба «Полярный Одиссей» Вик­ тора Дмитриева дойдет не только до Мурманска, но и до Шпицбергена. Что уж этим летом клуб пополнится не только новыми судами, но и новыми членами. Что будут заключены новые договоры не только с Академией на­ ук, но и Минрыбхозом ли страны или с «Мосфильмом»... . Уверен, что делу, начатому энтузи­ астами, не будет конца. Как неиссчет- ны версты морские, так неиссякаема жажда новых открытий. Жажда, кото­ рая прокладывает маршруты древних, сегодняшних и будущих мореходов. НА СНИМКАХ: экипаж коча «Помор в гостях у Ксении Петровны Гемп; на- палубе после шторма; экскурсия в Ма­ лые Корелы. 29 июля1988 года рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz