Рыбный Мурман. 1988 г. Июль.
/ о Путевые заметки (часть третья) С ЕГОДНЯ МЫ заканчиваем публи кацию путевых заметок нашего спе циального корреспондента Виктора ГЕ ОРГИ, принявшего участие в научно- пропагандистской экспедиции «Помор ский коч», организованной журналом ЦК ВЛКСМ «Вокруг света». В этот поход по Белому морю вышли энтузиасты из Карелии, Мурманска, Коми АССР. Оста вив за кормой воды Онежско го озера и шлюзы Беломорканала, Соро кскую гу бу и Кемские шхеры, экипаж новодела старинного парусно-весельного коча «Помор» достиг Соловецких островов. Маршрутом Ночь с 12 на 13 июня. Ветер юго- западный, шелонин. Скорость коча около четырех с половиной узлов. Стоять у руля и держать курс по ком пасу трудно — слишком шибкий ход для нашего коча. Раньше поморы в таких случаях бросали с кормы пла вучий якорь: обвязывали бревно с двух сторон и таким образом гасили скорость. Видимость хорошая. Справа Заметен Жижгинский маяк, значит, проходим Соловецкую салму. К кон цу вахты открылся Двинский залив. 13 июня. Идем голоменно, то есть открытым морем. Моросит мелкий П оп ут ный в е т е р и поднятый на двенадцатиметровой грот- мачте парус, который поморы по пра ву называли «прямой благодатью», сделали свое дело — мы вошли в фарватер гавани Благополучия. Одна ко последние несколько сот метров пришлось попотеть на веслах: отлив ное течение пыталось отбросить коч от желанной цели. Желанной для нас в тот вечер, хотя уже на вторые и третьи сутки вынужденной стоянки на Соловках мы все* чаще посматривали на гонимые полуночником тучи, с на деждой ожидая попутных южных вет ров. На Соловках, как я уже писал в своих заметках, нынешним летом при ступила к работе комплексная экспе диция Академии наук СССР , состав ляя каталог-свод древних памятников Беломорья. Как мне рассказали сами ученые, 90 тысяч рублей отпущено им для этих целей в текущем году. Если разобраться, то это мизерная сум ма по сравнению с теми средствами, что тратятся не для учета и сохране ния, а для промышленной эксплуата ции* природных богатств заповедного архипелага. Есть в том и доля просто- напросто узколобого мышления от дельных горе-руководителей. Приведу лишь один случай, свидетелем которо го был сам. В поселке решили восстановить дей ствовавший когда-то на Соловках во допровод. Для этого вырыли экскава тором канаву и стали выдирать из земли диковинные трубы-бревна. И лишь ученым, прибывшим с нами на остров, удалось прекратить это вар варство — трубы-то оказались дейст вительно уникальными. Почти метро вого диаметра осиновые стволы были Ж д р е в н мореходов удивительным образом просверлены или прожжены по сердцевине. И слу жили они монахам, наверное, не одну сотню лет. И еще могли бы послужить при умелом ремонте-реставрации на много дольше, чем современные, сталь ные. Вот вам и Соловки, вот вам и государственный историко-архитектур ный и природный музей-заповедник союзного значения.., Но не будем драматизировать слу чившееся. Как с легкой руки писалось в старые застойные времена, «есть на Соловках и положительные примеры». Кстати, ученый секретарь музея Юрий Михайлович Крицкий с большим ува жением отозвался о нашем мурман ском писателе Игоре Чеснокове, со здавшем правдивую и интересную кни гу «Гавань Благополучия» о славном прошлом поморов. Ну а нашему кочу «Помор» предстояло пройти самый сложный участок маршрута: через все Белое море к Мурманскому берегу. И в середине июня была предпринята первая попытка пробиться через Бе ломорское горло. Перелистну несколько страниц сво- дождь. В старину такую погоду назы вали кратко — «бухмара». Как ка шель простуженного кормщика. Ветер скисает. Неужели правы поморы, го воря: «У шелоника женка красива — к вечеру стихнет»? Слева по курсу по казался Терский берег. Ночь е 13 на 14 июня. Изменили курс — идем в Архангельск. Не хва тило каких-то 12— 18 часов попутного ветра, чтобы достичь горла моря. Обидно. Но при набирающем силу по- бережнике, этом северо-западном- вет ре, больше деваться некуда. У коча мотора нет — носом на волну не встанешь. Мы как перекати-поле: всег да в пути, пока не зацепимся-укроем- ся в надежной бухте. Скорость около трех узлов. Качки почти нет — это когда упадут паруса да подымется зыбь, то муторно становится внутри и вокруг. Ближе к полуночи стал виден Зимний берег. 14 июня. На траверзе остров Мудь- юг. Вошли в створ фарватера. Волна ржавая, с белым гребнем. Нам еще повезло — входим в Двину во время прилива. К вечеру на полных парусах подлетели прямо к городской набе режной, ошвартовались в Архангель ском яхт-клубе. ЫТАК, маршрут изменен, в судо- “ вом журнале зафиксирована не запланированная стоянка. Вынужден ная, но довольно-таки плодотворная для команды коча. Во-первых, интере сен сам город — красивый, не в при мер Мурманску имеющий свою непов торимую архитектуру. Во-вторых, местные комсомольцы помогли орга низовать для экипажа экскурсию в Малые Корелы — своеобразный му зей деревянного зодчества под откры тым небом. Правда, ярких впечатле ний он не оставил. Как-то уж слиш ком мертво выглядят все эти собран ные в одном месте с бору по сосенке старые до.ма и мельницы. Уж если со хранять, то сохранять их надо, на мой взгляд, в «живых» еще деревнях. По тому что как человек без Родины, так и эти дома — сироты на новом месте при вее?л кажущемся благополучии. Так, наверное, выглядел бы и наш коч где-нибудь у Черноморского побе режья. Ведь вся конструкция судна, от ышангоутов-«опруг» до бушприта- «накозьи», выверена и, как костюм хо рошим портным, подогнана к походам по Беломорыо, а не по южным мо рям... U ОДИН И З ДНЕЙ я позвонил Ксении Петровне Гемп, спро сил разрешения встретиться с ней команде коча. Удивительный человек эта девяностотрехлетняя женщина! Не унывающая, с цепкой памятью и эн циклопедическими знаниями. Вся ка кая-то светлая, приподнятая, хотя по квартире ходит с костылями — го ды... И рассказала нам Ксения Петровна о своих встречах с легендарными те перь уже полярными исследователями Георгии Седове и Владимире Русано ве. О взаимоотношениях этих двух от важных мореходов, о том, какого цве та глаза были у Седова: если споко ен — серые, а когда злится — зеле ные... О том, как хлопотала она, что бы повысили пенсию вдове Седова, получавшей 18 рублей в месяц. А ее уже в наши, 60-е годы, один чи новник от власти спрашивает: «А кто такой этот ваш Седов и при чем здеЖ его вдова?» «А я ему отвечаю, —- волнуясь вспоминает Ксения Петров на, — Георгий Яковлевич был таким человеком, каким вы никогда не ста нете...» ГкДНАКО дни шли, а метеорологи ” даже в долгосрочных прогнозах не обещали южных ветров. И тогда на общем собрании экипажа все же было решено еще раз пробиваться че рез горло к Мурманскому берегу. К сожалению, и эта попытка вновь была безрезультатна... Что 'ж , пора подвести итог. Марш рут команда не выдержала. Не по своей вине — но все же... В эти дни на коче сменился экипаж — в Петро заводск его ведут курсанты Мурман ского высшего инженерного морского училища. И пора мне ответить на за данный в этих путевых заметках не простой вопрос: «Что влечет нас, лю дей конца XX века, пускаться в пла вания на самодельных деревянных судах? Что заставляет годами гото виться к подобным походам и осуще ствлять их, используя для этого ку цые отпускные недели?» Наверное, у каждого в жизни дол;**, на быть своя дорога. Бесконечный путь к большой и желанной цели. Это главное. И не важно, догадывается ли кто-нибудь о тех усилиях, что были предприняты тобой для осуществле ния даже неудачной экспедиции. У Бориса Шергина есть маленькая новелла под названием «София Новго родская». Приведу ее почти целиком. «...Сорок лет мерил Гостев Иван неизмерное море. Сочти этот путь и труд человеческий! Уже честная седина пала в бороду Гостева, и тут прямой его ум искази ла поперечная дума: «Кому надобны неиссчетные версты моих путеплава- ний? Кто сочтет морской путь и мор ской труд?» ...Перед глазами бескрайнее море, волны рядами-грядами. И видит Го стев: у середовой мачты стоит не взрачная девица. У нее огненные крылья и венец, на ней багряница, истканная молниями. Она что-то счи тает вслух и счет записывает в золо тую книгу. — Кто ты, о госпожа? — ужаснул ся Гостев. — Что ты считаешь и ч'ф пишешь? ^ Ответ ее был как бы говор многих вод: — Я считаю версты твоего морско го хода... — Ежели так, о госпожа, — воск ликнул Гостев, — то и дальше даль них берегов пойду и пути лбдей моих удвою!» Н А Д О ЛИ что-нибудь добавлять к сказанному? Я уверен, что не через год, так через два экипаж коча «Помер» под руководством председа теля клуба «Полярный Одиссей» Вик тора Дмитриева дойдет не только до Мурманска, но и до Шпицбергена. Что уж этим летом клуб пополнится не только новыми судами, но и новыми членами. Что будут заключены новые договоры не только с Академией на ук, но и Минрыбхозом ли страны или с «Мосфильмом»... . Уверен, что делу, начатому энтузи астами, не будет конца. Как неиссчет- ны версты морские, так неиссякаема жажда новых открытий. Жажда, кото рая прокладывает маршруты древних, сегодняшних и будущих мореходов. НА СНИМКАХ: экипаж коча «Помор в гостях у Ксении Петровны Гемп; на- палубе после шторма; экскурсия в Ма лые Корелы. 29 июля1988 года рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz