Рыбный Мурман. 1988 г. Июль.
о * интересы общества, коллектива., личности 5 1 Да в ай т е посчитаем Письма о хозяйственном расчете С ТАТЬЯ «ЗАРПЛАТА РЫБА КА» главного экономиста ВРПО «Севрыба» Н. И. Хуснет- динова, переданная в море в факсимильной газете «Рыбный Мурман», поставила больше вопросов, чем дала ответов. Непонятно, каким образом Н. И. Хуснетдинов вел расче ты, если у него получается, что при «значительном перевыпол нении плана по выпуску про дукции улучшенного ассорти мента» флоту нечем будет пла тить экипажу? Даже при вы пуске только разделанной ры бопродукции экипаж будет иметь лучшие показатели по сравнению с экипажем, выпус кающим неразделанную, так как сумма от реализации 10 тонн неразделанной или ж е 6 тонн разделанной, например, за вахту, примерно одинакова, а расходы на 6 тонн разделан ной в целом ниже. В ы п у с к разделанной ры б о п р о д у к ц и и по звол и т нам с о кр а ти т ь по требность в т р а н с п о р т а х в полтора раза . А это разве не резерв? Далее. В статье поднимается разговор о каком -то «судовом хозрасчете», когда «суда не будут... платить в полном объ еме за материальные ценности и услуги.., зато судовой хоз расчет подразумевает корен ные перемены в принципах оплаты труда». Кто ж е будет в этом случае платить за мате риальные ценности и услуги? Может быть, они будут нам падать с неба? Или Н. И. Хус нетдинов станет платить из своего кармана и эти расходы не будут учитываться в себе стоимости продукции? А к а к и е п р и н ц и п и а л ь ны е и з менения в оплате тр уд а пред ла гаю тся? Поставить за р а б о то к - м о р я ка в за в и сим о с ть не о т тр уд о в о го в клада , а о т стоим о с ти то в ар н ой п р о д у к ц и и , со зд анно й в течение рейса . А где ж е п р о ти в о за тр а тны й механизм? Почему в д р у г сначала « н а п р а вил ф и кс и р о в а н ны е о тчисления в госбю дж е т» , а потом вы я сн я е тся , ч то нет дене г пла ти ть э к и п а ж у ? Ф и к с и р о в а н ны е пла т е ж и , а не о тчи сл ения вносятся в го сбю дж е т и з п р и бы л и , а за работная плата входи т в себе с тоим ос ть . Н еужели э ти х вещей не з н аю т ни то т, к то давал ин тервью» ни то т, к т о записы вал э т у беседу? Из статьи можно сделать вы вод, что повышения заработ ной платы можно добиваться за счет каких-то ухищрений ра ботников отдела труда и зара ботной платы, за счет введе ния новых нормативов и сти мулов. А ведь все отлично по- н о ж о м , д а ж е с двух с то р о н з а то че н ны м , б у д у т нам о б р а б а тывать ры б у , то н и к а к и е у х ищ р е н и я не п о м о г у т повы сить зарплату . Для по выш е ния эфф е кти вно сти работы флота необходим анали з с т р у к т у р ы себестоимо сти п р о д у к ц и и , и зарабо тная плата , ко тор а я составляет 12,5 п роцен та себестоимости , не т а к у ж и влияет на нее. А вот с н и ж е н и е затрат на т р а н с п о р т и р о в к у н е р а зд е л а н ной р ы б о п р о д у к ц и и (сейчас о т ходы вы брасы ваю тся , а не идут в переработку); совершенство вание организации производ ства в районе промысла • (что бы исключить вы грузку рыбм у ки на один транспорт, м о р ож е ной — на другой, а потом еще сутки тратить на бункеровку топливом); совершенствование планирования (в первом кеар- тале 1988 года нашему экипа ж у при 60 сутках промысла за планировано добыть 3005 тонн рыбы, т. е. по 50 тонн в сутки при рейсовом задании 45 тони, заморозить пищевой 1167 тонн, т. е. по 19,5 тонны в сутки при суточных нагрузках 28,2 тонны) может позволить повысить эф фективность работы флота и уже на этой основе можно бу дет достигнуть повышения за работной платы, но никак не наоборот. В. ТАГИНЦЕВ, первый помощник капитана - БМРТ «Константин Фомчен- ко» объединения «Мурман рыбпром». извиваться ОТ СТЕРЕОТИПОВ прошлого нимают: для того чтобы хоро шо получать, необходимо хо рошо работать, а для того чтобы хорошо работать, надо ручной труд переложить на плечи машин. Что же говорит на этот счет тов. Хуснетдинов? «Совсем необязательно ждать поступления новых машин. На современных больших м о р о зильных траулерах экипаж большой. На рыбофабрике есть транспортеры и малая м е ханизация, но сейчас редко за сутки выдается больше 15 тонн». Как говорится: приплы ли! Дальше ехать некуда! Всегда счи талось и счи тае т ся , что реш ающ им фантором сн иж е н и я и зд е рж е к прои звод ства является ро с т прои звод и тельно сти тр уда , ко т о р ы й мо ж е т бы ть д о с т и гн у т тольно на основе н а у ч н о -те х н и ч е с ко го пр о гре сса , путем создания но вой, более эфф ективной ры б о разделочной т е х н и к и . А нас п р и зы в а ю т не ж д а ть т е х н и к и . В статье говорится, что э ки паж большой. Нет бы, прежде чем говорить, взять да посчи тать. После сокращения экипа жей рыбообработчиков оста лось на судне 19 человек. А что ж е остальные? Остальные призваны обеспечивать бе з опасность мореплавания, рабо ту машин и механизмов, добы чу рыбы, бытовое обслужива ние. И если мы этим 19 чело векам не дадим в руки техни ку, а будем надеяться, что они М Ы ПОПРОСИЛИ ОТВЕТИТЬ на эти острые вопросы автора ко р респонденции в факсимильной газете Н. И. Хуснетдинова. Экономику надо знать в СВЯЗИ с ПЕРЕХОДОМ с 1 января 1988 года пред п р и я ти й ры бной о тра сли на ра боту в у сл о в и я х полно го х о з я й с твенно го расчета очень остро встал вопрос управл ения одним из о сн о в ны х по каза телей го с у дар с твенно го за ка за — п р и былью . Особенно обострится э то т во прос п р и переходе пред прия тий ры бной о трасли на в то р ую мо дель хо зяй с тв е н н о го расчета , ногда прибы л ь с тане т един ственным и с то ч н и ком ф и на н сирования всех видов деятель ности пр ед п р и я ти й — в п р о и з водственной и социальной сфе рах. С этой целью тв о р ч е с ко й гр у п п о й ведущ их специалистов у пр авл ени й флотов с привлече нием к а п и та н о в судов была р а з работана п р и н ц и п и а л ь н а я схе ма судово го хо зя й с тв е н н о го расчета , ко тора я по зволи т обес печить взаимосвязь м еж д у по ка за тел ям и работы флота в це лом и к о н к р е т н о го э к и п а ж а . В результа те работы опреде лены п р и н ц и п ы х о зяй с тв ен н о го расчета для след ующ и х типо в судов : с за ко н ч е н ны м ц и клом обрабо тки , п р омы сл о вы х э к с п е д иц ий (плавбазы при совмест ной работе с судами -ловцами ); п р и е м о тр а н с п о р тны х реф риж е раторов . Для в ы ш е у к а з а н ны х судов м о гу т прим ен я ть ся две модели хо зя й с тв е н н о го расчета : с обра зованием фонда зарабо тной пла ты по н о рм а ти в у о т стоимости то варной п р о д у кц и и и д ополни тельным премированием Э кипа ж а за эноном ию к о н к р е т н ы х видов м а те р и а л ь ны х ресурсов , а т а кж е с образованием фонда опла ты э к и п а ж а по н о рм а тив у о т валово го дохода э к и п а ж а . Вторая модель является бо лее пр о гр е с си вно й и наиболее полно о тр аж а е т п р о ти во за тр а т ны й м ехани зм . Первая являе т ся переходной для о траб о тки механи зм а расчета . В обоих моделях п р и н ц и п и ально новым является поряд о к образования фонда заработной пла ты (фонда опла ты ) по у тв е рж д е н ном у норм а тив у . Это предусм о трено в целях у с тр а нения слож ивш е го ся пр о ти во р е чия м еж д у поряд ком образова ния и поряд ком расходования фонда зарабо тной пла ты . А в то р у письм а в данном сл у чае следует перей ти о т у т в е р ж дения на о сновании « прим ер ны х» подсчетов к анали зу р а з л и ч ны х вариан тов . Незнание В. Д. Та гинцевым о сн о в ны х полож е ни й судово го хо зра сче та , а т а кж е о тсу тс твие поним а ния ра зл ичи й м еж ду х о зяй с тв е н ны м расчетом , к о л л е к ти в ны м и арендным подрядом и привод и т к н е ко р р е к т н ы м у тв е рж д е н и ям . Та к, автор р а з личает по ня ти я <*фиксирован- ные отчисления» и «ф и кси ро ванны е пла тежи» в го с уд а р с т венны й бю дже т. Следует отме ти ть , что это одно и то же . Ф и к сированны е пла теж и , или о тч и с ления , прои зводя тся от прибы ли пр е д пр и я ти я , не зависим о от массы пол уче нной прибы ли . В настоящ ее время на Север ном бассейне проводи тся более 10 рейсов по обеим моделям хо зра сче та . На о сновании по л у ч е н ны х ре зул ь та то в будет п р и ня то реш ение о внедрении то й или иной модели судово го х о з расчета . Далее В. Д. Т а гинцев счи тае т, что повыш ение зарабо тной пла ты д олж но прои звод и ться то л ь к о за счет внедрения средств м е хани зации . Данное у тв е рж д е ние тож е неверно . Средства ме х а н и за ц и и внедряю тся для по выш ения пр ои звод и тел ь но с ти труда , увеличения объема вы п у с ка ем о й п р о д у к ц и и п р и те х ж е м е н ьш и х т р у д о за тр а та х . В то ж е время р о с т зарабо тной пла ты п р о и с х о д и т за счет по выш ения и н те н си в но с ти тр уда п р и н е и зм е н ны х ор уд и я х тр уда . Безусловно , м е ха ни за ц и я ведет к увеличению зарабо тной пла ты , но тем пы п р и р о с та ее ниж е роста прои звод и тел ь но с ти т р у да. Н. ХУСНЕТДИНОВ, главный экономист отдела организации труда и зара ботной рыба». платы ВРПО «Сев- l l РЯД ЛИ ТОВ. ТАГИНЦЕВ СОГЛАСИТСЯ с этим ответом. В са- u мом деле, получается несуразица: морякам не выгодно выпус кать продукцию улучшенного ассортимента. Что ж, по-прежнему возить рыбьи головы и хвосты за тысячи миль? Но вряд ли II тов. Хуснетдинов может предложить сегодня иное. Поэтому подождем возвращения судов, действующих по обеим моделям хозрасчета, проанализируем их работу. Практика — лучший критерии истины. демократии ЧЕЛОВЕКА мощник сознательно спрово цировал экипаж плавбазы. Надо посмотреть, куда по сылать его теперь, только на плавбазы не посылать. Мы вам 13 суток скорректирова ли (к этому мы еще вернем- ся — И . Б .). Получите зар- ‘ плату и мизерную премию. 10. М. Лебедев, замести тель начальника флота: — За время моей работы это впервые, что моряки вле зают в полемику. С. И. Коньшина, начальник ООТиЗ: — Премию надо зарабо тать. А. С. Свистунов, обраща ясь к первому помощнику: — Вы завоевываете у мо ряков дешевый авторитет. Лучше приходите ко мне и спросите: «Как мне говорить морякам?» Признаюсь, неловко я себя чувствовала на этом собра нии: было стыдно за умных, грамотных людей с огромным морским стажем, на своей, как говорится, шкуре знаю щих, почем в море фунт ли ха. Ведь в свое время, на верное, сами жаждали спра ведливости, объективности, понимания. Куда-то все это ушло, осталось лишь то, что называется административно- командным методом руковод ства. Конечно, любого человека можно понять, в какой-то ме ре оправдать. Мол, тяжелое положение в экономике фло та, руководство голову лома ет, как бы справиться с бес численными проблемами. Что в сравнении с флотом 200 человек одной плавбазы? Но ведь — человек, а не бочек. Резким диссонансом зву чат такие фразы с возрож дением в стране демократии и гласности. К счастью для экипажа (думаю, и для флота), были на разборе рейса и иные вы ступления. На собрание при шел бывший начальник «Сев- • рыбхолодфлота» И. Ф . Ва нюшкин. Мягко упрекнул экипаж, что, мол, можно бы ло накапливать рыбу в моро женом виде, похвалил кол лектив за то, что в трудных условиях добивались успехов. Выступил начальник произ водственного отдела, пред седатель совета трудового коллектива флота А. И. Ти мофеев: — Экипаж принимал все меры, чтобы выполнить план. Я там был, знаю: си туация очень сложная, рыба калянусная, что из нее мож но сделать? Капитан ходил впервые в этой должности и надо не ругать его, а послу шать. И моряков слушать на до, они пришли в управле ние, чтобы узнать ответ имен но от управления. Чем откры- тей мы будем говорить с ними, тем лучше. Ведь поня ли же они нас, когда мы про сили о продлении рейса... Здесь А. С. Свистунов оборвал: — Вы тратите время, по вторяетесь. Попытка Александра Иль ича продолжить не удалась. И еще одно выступление хочу процитировать. Гово рит Ф . М. Щанкин, предсе датель партийной комиссии флота: — Надо экипажу сказать большое спасибо за работу. Считаю, что управление до пустило ошибку, неточно сде лав планирование, а коррек тировку — по приходе суДг на. Тем болеё на плавбазе во время работы на промысле находились сотрудники уп равления. Экипаж должен иметь задание для каждого района. И совершенно не со гласен с Альбертом Филип повичем, что Корнева надо наказывать. И обращаясь, к морякам: — Экипаж имеет претен зии к первому помощнику? Дружный хор: — Нет. А. Ф. Леванов повышает голос: — А почему вы меня ли шаете права иметь собствен ное мнение? Федор Михайлович про должает: — Я считаю, что эти воп росы надо решать с экипа жем. От моральной обстанов ки, дисциплины зависит слишком многое. ' Пора, наверное, объяснить, почему накалились, страсти на этом собрании. Перед выходом в рейс мо рякам обещали установить на палубе (а именно там идет посол рыбы и упаковка бо чек) укрытия от дождя и ветра, а также устройство для оттайки рыбы. Не сдела но. Моряки сделали сами. 11,5 суток не было бочек, экипаж потерял около мил лиона рублей из-за этого (со ответственно, и недостающее до плана количество тонн со леной рыбы). На плавбазе нет охлаждае мого бункера, а значит, мно го рыбы не запасешь. Рыба шла калянусная. Сортировка отнимала уйму, времени и сил. Да еще и безрыбье то и дело, а промысловикам горя мало: им на берег сдавать рыбу даже выгодней, чем на советскую плавбазу. И это горестное перечисление мож но еще продолжать. Так разве моряки винова ты, что недотянули план по соленой продукции (осталь ные показатели успешно вы полнены)? Нет. Виновато уп равление флота? Да нет. по жалуй. Отсутствие бочек объ ясняется <?перебором > их в первом квартале, и тарный комбинат не смог «закрыть» такое количество. И по дру гим моментам можно найти объяснение. Суть в другом. До каких пор моряки будут расплачи ваться из собственного кар мана за чужие ошибки? Ну, пусть не ошибки, пусть труд ности (назовем так) руковод ства флота. Говорят: такова система рыбной отрасли. Ду мается, не совсем верно. Да и если уж действитель но ничего практического не могло сделать руководство флота, если уж «такова си стема», наверное, надо не кричать на моряков, а мягко, уважительно — я подчерки ваю, уважительно, они этого вполне заслуживают — объ яснить ситуацию, поблагода рить за труд. Небольшое отступление. В прошлом году в «Севрыбхо- лодфлоте» было столько крупных конфликтов экипа жей с руководством, так это лихорадило флот, что во всех высоких инстанциях ди ву давались: ни на одном флоте такого не было. И ведь причина та же: оскор бительный для моряков ад министративно - командный тон А. Ф. Леванова, А. С. Свистунова, С. И. Коиьши- ной... Правда, тогда винова тых нашли на стороне... Как видно, во флоте не сделали выводов из прошло годнего опыта. Жаль. Но перестройка необрати ма. И. БЕРЕЗЮК. 21 шля 1108 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz