Рыбный Мурман. 1988 г. Июль.

о * интересы общества, коллектива., личности 5 1 Да в ай т е посчитаем Письма о хозяйственном расчете С ТАТЬЯ «ЗАРПЛАТА РЫБА­ КА» главного экономиста ВРПО «Севрыба» Н. И. Хуснет- динова, переданная в море в факсимильной газете «Рыбный Мурман», поставила больше вопросов, чем дала ответов. Непонятно, каким образом Н. И. Хуснетдинов вел расче­ ты, если у него получается, что при «значительном перевыпол­ нении плана по выпуску про ­ дукции улучшенного ассорти­ мента» флоту нечем будет пла­ тить экипажу? Даже при вы­ пуске только разделанной ры ­ бопродукции экипаж будет иметь лучшие показатели по сравнению с экипажем, выпус­ кающим неразделанную, так как сумма от реализации 10 тонн неразделанной или ж е 6 тонн разделанной, например, за вахту, примерно одинакова, а расходы на 6 тонн разделан­ ной в целом ниже. В ы п у с к разделанной ры б о п р о ­ д у к ц и и по звол и т нам с о кр а ти т ь по требность в т р а н с п о р т а х в полтора раза . А это разве не резерв? Далее. В статье поднимается разговор о каком -то «судовом хозрасчете», когда «суда не будут... платить в полном объ­ еме за материальные ценности и услуги.., зато судовой хоз ­ расчет подразумевает корен ­ ные перемены в принципах оплаты труда». Кто ж е будет в этом случае платить за мате­ риальные ценности и услуги? Может быть, они будут нам падать с неба? Или Н. И. Хус­ нетдинов станет платить из своего кармана и эти расходы не будут учитываться в себе­ стоимости продукции? А к а к и е п р и н ц и п и а л ь ны е и з­ менения в оплате тр уд а пред ­ ла гаю тся? Поставить за р а б о то к - м о р я ка в за в и сим о с ть не о т тр уд о в о го в клада , а о т стоим о ­ с ти то в ар н ой п р о д у к ц и и , со­ зд анно й в течение рейса . А где ж е п р о ти в о за тр а тны й механизм? Почему в д р у г сначала « н а п р а ­ вил ф и кс и р о в а н ны е о тчисления в госбю дж е т» , а потом вы я сн я ­ е тся , ч то нет дене г пла ти ть э к и п а ж у ? Ф и к с и р о в а н ны е пла ­ т е ж и , а не о тчи сл ения вносятся в го сбю дж е т и з п р и бы л и , а за ­ работная плата входи т в себе­ с тоим ос ть . Н еужели э ти х вещей не з н аю т ни то т, к то давал ин ­ тервью» ни то т, к т о записы вал э т у беседу? Из статьи можно сделать вы­ вод, что повышения заработ­ ной платы можно добиваться за счет каких-то ухищрений ра ­ ботников отдела труда и зара­ ботной платы, за счет введе­ ния новых нормативов и сти­ мулов. А ведь все отлично по- н о ж о м , д а ж е с двух с то р о н з а ­ то че н ны м , б у д у т нам о б р а б а ­ тывать ры б у , то н и к а к и е у х ищ ­ р е н и я не п о м о г у т повы сить зарплату . Для по выш е ния эфф е кти вно ­ сти работы флота необходим анали з с т р у к т у р ы себестоимо ­ сти п р о д у к ц и и , и зарабо тная плата , ко тор а я составляет 12,5 п роцен та себестоимости , не т а к у ж и влияет на нее. А вот с н и ж е н и е затрат на т р а н с п о р т и р о в к у н е р а зд е л а н ­ ной р ы б о п р о д у к ц и и (сейчас о т ­ ходы вы брасы ваю тся , а не идут в переработку); совершенство­ вание организации производ ­ ства в районе промысла • (что­ бы исключить вы грузку рыбм у ­ ки на один транспорт, м о р ож е ­ ной — на другой, а потом еще сутки тратить на бункеровку топливом); совершенствование планирования (в первом кеар- тале 1988 года нашему экипа­ ж у при 60 сутках промысла за­ планировано добыть 3005 тонн рыбы, т. е. по 50 тонн в сутки при рейсовом задании 45 тони, заморозить пищевой 1167 тонн, т. е. по 19,5 тонны в сутки при суточных нагрузках 28,2 тонны) может позволить повысить эф­ фективность работы флота и уже на этой основе можно бу ­ дет достигнуть повышения за­ работной платы, но никак не наоборот. В. ТАГИНЦЕВ, первый помощник капитана - БМРТ «Константин Фомчен- ко» объединения «Мурман­ рыбпром». извиваться ОТ СТЕРЕОТИПОВ прошлого нимают: для того чтобы хоро­ шо получать, необходимо хо­ рошо работать, а для того чтобы хорошо работать, надо ручной труд переложить на плечи машин. Что же говорит на этот счет тов. Хуснетдинов? «Совсем необязательно ждать поступления новых машин. На современных больших м о р о ­ зильных траулерах экипаж большой. На рыбофабрике есть транспортеры и малая м е ­ ханизация, но сейчас редко за сутки выдается больше 15 тонн». Как говорится: приплы­ ли! Дальше ехать некуда! Всегда счи талось и счи тае т ­ ся , что реш ающ им фантором сн иж е н и я и зд е рж е к прои звод ­ ства является ро с т прои звод и ­ тельно сти тр уда , ко т о р ы й мо­ ж е т бы ть д о с т и гн у т тольно на основе н а у ч н о -те х н и ч е с ко го пр о гре сса , путем создания но ­ вой, более эфф ективной ры б о ­ разделочной т е х н и к и . А нас п р и зы в а ю т не ж д а ть т е х н и к и . В статье говорится, что э ки ­ паж большой. Нет бы, прежде чем говорить, взять да посчи­ тать. После сокращения экипа­ жей рыбообработчиков оста­ лось на судне 19 человек. А что ж е остальные? Остальные призваны обеспечивать бе з ­ опасность мореплавания, рабо­ ту машин и механизмов, добы ­ чу рыбы, бытовое обслужива­ ние. И если мы этим 19 чело­ векам не дадим в руки техни­ ку, а будем надеяться, что они М Ы ПОПРОСИЛИ ОТВЕТИТЬ на эти острые вопросы автора ко р ­ респонденции в факсимильной газете Н. И. Хуснетдинова. Экономику надо знать в СВЯЗИ с ПЕРЕХОДОМ с 1 января 1988 года пред ­ п р и я ти й ры бной о тра сли на ра ­ боту в у сл о в и я х полно го х о з я й ­ с твенно го расчета очень остро встал вопрос управл ения одним из о сн о в ны х по каза телей го с у ­ дар с твенно го за ка за — п р и ­ былью . Особенно обострится э то т во­ прос п р и переходе пред прия тий ры бной о трасли на в то р ую мо­ дель хо зяй с тв е н н о го расчета , ногда прибы л ь с тане т един ­ ственным и с то ч н и ком ф и на н ­ сирования всех видов деятель­ ности пр ед п р и я ти й — в п р о и з ­ водственной и социальной сфе­ рах. С этой целью тв о р ч е с ко й гр у п п о й ведущ их специалистов у пр авл ени й флотов с привлече ­ нием к а п и та н о в судов была р а з ­ работана п р и н ц и п и а л ь н а я схе ­ ма судово го хо зя й с тв е н н о го расчета , ко тора я по зволи т обес­ печить взаимосвязь м еж д у по ­ ка за тел ям и работы флота в це­ лом и к о н к р е т н о го э к и п а ж а . В результа те работы опреде ­ лены п р и н ц и п ы х о зяй с тв ен н о го расчета для след ующ и х типо в судов : с за ко н ч е н ны м ц и клом обрабо тки , п р омы сл о вы х э к с п е ­ д иц ий (плавбазы при совмест­ ной работе с судами -ловцами ); п р и е м о тр а н с п о р тны х реф риж е ­ раторов . Для в ы ш е у к а з а н ны х судов м о гу т прим ен я ть ся две модели хо зя й с тв е н н о го расчета : с обра ­ зованием фонда зарабо тной пла ­ ты по н о рм а ти в у о т стоимости то варной п р о д у кц и и и д ополни ­ тельным премированием Э кипа ­ ж а за эноном ию к о н к р е т н ы х видов м а те р и а л ь ны х ресурсов , а т а кж е с образованием фонда опла ты э к и п а ж а по н о рм а тив у о т валово го дохода э к и п а ж а . Вторая модель является бо ­ лее пр о гр е с си вно й и наиболее полно о тр аж а е т п р о ти во за тр а т ­ ны й м ехани зм . Первая являе т­ ся переходной для о траб о тки механи зм а расчета . В обоих моделях п р и н ц и п и ­ ально новым является поряд о к образования фонда заработной пла ты (фонда опла ты ) по у тв е рж д е н ном у норм а тив у . Это предусм о трено в целях у с тр а ­ нения слож ивш е го ся пр о ти во р е ­ чия м еж д у поряд ком образова ­ ния и поряд ком расходования фонда зарабо тной пла ты . А в то р у письм а в данном сл у ­ чае следует перей ти о т у т в е р ж ­ дения на о сновании « прим ер ­ ны х» подсчетов к анали зу р а з ­ л и ч ны х вариан тов . Незнание В. Д. Та гинцевым о сн о в ны х полож е ни й судово го хо зра сче та , а т а кж е о тсу тс твие поним а ния ра зл ичи й м еж ду х о ­ зяй с тв е н ны м расчетом , к о л л е к ­ ти в ны м и арендным подрядом и привод и т к н е ко р р е к т н ы м у тв е рж д е н и ям . Та к, автор р а з ­ личает по ня ти я <*фиксирован- ные отчисления» и «ф и кси ро ­ ванны е пла тежи» в го с уд а р с т ­ венны й бю дже т. Следует отме ­ ти ть , что это одно и то же . Ф и к ­ сированны е пла теж и , или о тч и с ­ ления , прои зводя тся от прибы ли пр е д пр и я ти я , не зависим о от массы пол уче нной прибы ли . В настоящ ее время на Север­ ном бассейне проводи тся более 10 рейсов по обеим моделям хо зра сче та . На о сновании по л у ­ ч е н ны х ре зул ь та то в будет п р и ­ ня то реш ение о внедрении то й или иной модели судово го х о з ­ расчета . Далее В. Д. Т а гинцев счи тае т, что повыш ение зарабо тной пла ­ ты д олж но прои звод и ться то л ь ­ к о за счет внедрения средств м е хани зации . Данное у тв е рж д е ­ ние тож е неверно . Средства ме­ х а н и за ц и и внедряю тся для по ­ выш ения пр ои звод и тел ь но с ти труда , увеличения объема вы ­ п у с ка ем о й п р о д у к ц и и п р и те х ж е м е н ьш и х т р у д о за тр а та х . В то ж е время р о с т зарабо тной пла ты п р о и с х о д и т за счет по ­ выш ения и н те н си в но с ти тр уда п р и н е и зм е н ны х ор уд и я х тр уда . Безусловно , м е ха ни за ц и я ведет к увеличению зарабо тной пла ­ ты , но тем пы п р и р о с та ее ниж е роста прои звод и тел ь но с ти т р у ­ да. Н. ХУСНЕТДИНОВ, главный экономист отдела организации труда и зара­ ботной рыба». платы ВРПО «Сев- l l РЯД ЛИ ТОВ. ТАГИНЦЕВ СОГЛАСИТСЯ с этим ответом. В са- u мом деле, получается несуразица: морякам не выгодно выпус­ кать продукцию улучшенного ассортимента. Что ж, по-прежнему возить рыбьи головы и хвосты за тысячи миль? Но вряд ли II тов. Хуснетдинов может предложить сегодня иное. Поэтому подождем возвращения судов, действующих по обеим моделям хозрасчета, проанализируем их работу. Практика — лучший критерии истины. демократии ЧЕЛОВЕКА мощник сознательно спрово­ цировал экипаж плавбазы. Надо посмотреть, куда по­ сылать его теперь, только на плавбазы не посылать. Мы вам 13 суток скорректирова­ ли (к этому мы еще вернем- ся — И . Б .). Получите зар- ‘ плату и мизерную премию. 10. М. Лебедев, замести­ тель начальника флота: — За время моей работы это впервые, что моряки вле­ зают в полемику. С. И. Коньшина, начальник ООТиЗ: — Премию надо зарабо­ тать. А. С. Свистунов, обраща­ ясь к первому помощнику: — Вы завоевываете у мо­ ряков дешевый авторитет. Лучше приходите ко мне и спросите: «Как мне говорить морякам?» Признаюсь, неловко я себя чувствовала на этом собра­ нии: было стыдно за умных, грамотных людей с огромным морским стажем, на своей, как говорится, шкуре знаю­ щих, почем в море фунт ли­ ха. Ведь в свое время, на­ верное, сами жаждали спра­ ведливости, объективности, понимания. Куда-то все это ушло, осталось лишь то, что называется административно- командным методом руковод­ ства. Конечно, любого человека можно понять, в какой-то ме­ ре оправдать. Мол, тяжелое положение в экономике фло­ та, руководство голову лома­ ет, как бы справиться с бес­ численными проблемами. Что в сравнении с флотом 200 человек одной плавбазы? Но ведь — человек, а не бочек. Резким диссонансом зву­ чат такие фразы с возрож­ дением в стране демократии и гласности. К счастью для экипажа (думаю, и для флота), были на разборе рейса и иные вы­ ступления. На собрание при­ шел бывший начальник «Сев- • рыбхолодфлота» И. Ф . Ва­ нюшкин. Мягко упрекнул экипаж, что, мол, можно бы­ ло накапливать рыбу в моро­ женом виде, похвалил кол­ лектив за то, что в трудных условиях добивались успехов. Выступил начальник произ­ водственного отдела, пред­ седатель совета трудового коллектива флота А. И. Ти­ мофеев: — Экипаж принимал все меры, чтобы выполнить план. Я там был, знаю: си­ туация очень сложная, рыба калянусная, что из нее мож­ но сделать? Капитан ходил впервые в этой должности и надо не ругать его, а послу­ шать. И моряков слушать на­ до, они пришли в управле­ ние, чтобы узнать ответ имен­ но от управления. Чем откры- тей мы будем говорить с ними, тем лучше. Ведь поня­ ли же они нас, когда мы про­ сили о продлении рейса... Здесь А. С. Свистунов оборвал: — Вы тратите время, по­ вторяетесь. Попытка Александра Иль­ ича продолжить не удалась. И еще одно выступление хочу процитировать. Гово­ рит Ф . М. Щанкин, предсе­ датель партийной комиссии флота: — Надо экипажу сказать большое спасибо за работу. Считаю, что управление до­ пустило ошибку, неточно сде­ лав планирование, а коррек­ тировку — по приходе суДг на. Тем болеё на плавбазе во время работы на промысле находились сотрудники уп­ равления. Экипаж должен иметь задание для каждого района. И совершенно не со­ гласен с Альбертом Филип­ повичем, что Корнева надо наказывать. И обращаясь, к морякам: — Экипаж имеет претен­ зии к первому помощнику? Дружный хор: — Нет. А. Ф. Леванов повышает голос: — А почему вы меня ли­ шаете права иметь собствен­ ное мнение? Федор Михайлович про­ должает: — Я считаю, что эти воп­ росы надо решать с экипа­ жем. От моральной обстанов­ ки, дисциплины зависит слишком многое. ' Пора, наверное, объяснить, почему накалились, страсти на этом собрании. Перед выходом в рейс мо­ рякам обещали установить на палубе (а именно там идет посол рыбы и упаковка бо­ чек) укрытия от дождя и ветра, а также устройство для оттайки рыбы. Не сдела­ но. Моряки сделали сами. 11,5 суток не было бочек, экипаж потерял около мил­ лиона рублей из-за этого (со­ ответственно, и недостающее до плана количество тонн со­ леной рыбы). На плавбазе нет охлаждае­ мого бункера, а значит, мно­ го рыбы не запасешь. Рыба шла калянусная. Сортировка отнимала уйму, времени и сил. Да еще и безрыбье то и дело, а промысловикам горя мало: им на берег сдавать рыбу даже выгодней, чем на советскую плавбазу. И это горестное перечисление мож­ но еще продолжать. Так разве моряки винова­ ты, что недотянули план по соленой продукции (осталь­ ные показатели успешно вы­ полнены)? Нет. Виновато уп­ равление флота? Да нет. по­ жалуй. Отсутствие бочек объ­ ясняется <?перебором > их в первом квартале, и тарный комбинат не смог «закрыть» такое количество. И по дру­ гим моментам можно найти объяснение. Суть в другом. До каких пор моряки будут расплачи­ ваться из собственного кар­ мана за чужие ошибки? Ну, пусть не ошибки, пусть труд­ ности (назовем так) руковод­ ства флота. Говорят: такова система рыбной отрасли. Ду­ мается, не совсем верно. Да и если уж действитель­ но ничего практического не могло сделать руководство флота, если уж «такова си­ стема», наверное, надо не кричать на моряков, а мягко, уважительно — я подчерки­ ваю, уважительно, они этого вполне заслуживают — объ­ яснить ситуацию, поблагода­ рить за труд. Небольшое отступление. В прошлом году в «Севрыбхо- лодфлоте» было столько крупных конфликтов экипа­ жей с руководством, так это лихорадило флот, что во всех высоких инстанциях ди­ ву давались: ни на одном флоте такого не было. И ведь причина та же: оскор­ бительный для моряков ад­ министративно - командный тон А. Ф. Леванова, А. С. Свистунова, С. И. Коиьши- ной... Правда, тогда винова­ тых нашли на стороне... Как видно, во флоте не сделали выводов из прошло­ годнего опыта. Жаль. Но перестройка необрати­ ма. И. БЕРЕЗЮК. 21 шля 1108 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz