Рыбный Мурман. 1988 г. Июль.
4 Хозяйственный механизм перестройка: Централизм и самоуправление* «Развяжите нам руки !» — так называлась статья капитана-на- ставника управления «Севрыбхолодфлот» А. Сойкиса {«РМ» № 21, 24 июня), в которой автор писал: «Необходимы прямые кон такты флота с иностранными фирмами, минуя «Соврыбфлот». Редакция получила ответ из этой внешнеторговой организации Минрыбхоза СССР. «Самостоятельность -не поддерживаем» «Мы внимательно изучили корреспонденцию А. Сойкиса «Развяжите нам руки!», опуб ликованную в вашем ежене дельнике. В принципе он правильно излагает трудную ситуацию, сложившуюся в управлении «Севрыбхолодфлот» в связи с переходом на новые усло вия хозяйствования. Однако автор или не понимает, или искажает причины, привед шие к такому положению. Мы не будем касаться во просов компетенции ВРПО «Севрыба». Попытаемся от ветить на вопросы, относя щиеся к «Соврыбфлоту». Являясь внешнеторговой организацией Минрыбхоза СССР , «Соврыбфлот» имеет задание закупить в текущем году у иностранных рыбаков сотни тысяч тонн свежей ры бы для всей отрасли, т. е. для приемо - перерабатывающего флота четырех бассейнов, а именно: «Дальрыбы», «Сев- рыбы», «Запрыбы» и «Азчер- рыбы». Указанный объем опреде лялся двумя факторами. Первым — наличием у на ших судовладельцев валют, ных средств. На 1 января 1988 года «Севрыбхолод флот» располагал средства ми, на которые можно заку. пить несколько тысяч тонн свежей рыбы, т. е. обеспе чить работой одну плавбазу в течение месяца. Всего же у «Севрыбхолодфлота» имеется 13 плавбаз. Кроме того, за купка свежей рыбы у ино странных рыбаков является вспомогательной операцией, и было бы неправильно ориен тировать весь приемо-перера- батывающий флот на работу на импортном сырье. Вторым — иностранные рыбаки, продающие свежую рыбу, строго ограничены кво тами, выдаваемыми им прави тельствами, а в зоне Норве гии и Англии — рыболовной комиссией Европейского эко номического сообщества. Так, в зоне Англии годовая квота вылова рыбы колеблется в пределах 150— 180 .тысяч тонн, которая продается су довладельцам Голландии, Да нии, Нигерии, ГДР, Польши, Болгарии и СССР . «Соврыб флот» закупил в зоне Англии свежую рыбу в прошлом году и, если не бу дет помех, возможно, сохра нит эти объемы в текущем году. Ограниченные объемы за купаемой свежей рыбы в Ан глии и Норвегии «Соврыб флот» обязан, согласно плану, разделить между. 14 судо владельцами «Севрыбы», «Запрыбы» и «Азчеррыбы». Суточная потребность «Сев рыбхолодфлота» в свежей ры бе составляет 1000— 1500 тонн. Даже.еслл мы отдадим всю закупаемую в зоне Ан глии рыбу этому управлению, то плавбазам ее будет мало. А что же будут делать при- емо-перерабатывающие суда других управлений? А. Сойкис ставит вопрос о «прямых контактах» с ино странными фирмами, кото рые, «не разрешает устанав ливать «Соврыбфлот». Ска жем больше: не только «Сов рыбфлот», но л другие совет ские судовладельцы не под держивают эту идею, так как помимо раздела, согласно пла новым заданиям ограниченной квоты между управлениями, есть еще проблема цены на закупаемую рыбу. В настоящее время «Сов рыбфлот» ведет переговоры с английскими рыбаками о це не на импортируемые сельдь и скумбрию. Англичане пы таются поднять цены на 10 процентов по сравнению с 1987 годом. «Соврыбфлот» при этом согласует уровень цен не только с советскими судовладельцами, но и с ГДР, НРБ , ПНР. Если каж дый участник этой: операции получит право на самостоя тельные «прямые контакты», то при ограниченной квоте и высоком спросе на сырье, «самостоятельный» покупа тель будет определять цену, не заботясь об интересах дру гих участников операции. «Соврыбфлот», концентри руя в своих руках импортные операции, учитывая интере сы всех управлений, обеспе чивает раздел квоты соглас но государственному плану и удерживает закупочные цены на уровне, позволяющем по лучить наивысший экономи ческий эффект для рыбной отрасли. Г. ЖИГАЛОВ, генеральный директор Все сою зного объединения «Соврыбфлот». От редакции. Мы уважительно относимся к любой точке зре ния, если она и не совпадает с мнением редакции. И все же не можем не высказать некоторых соображений. Генеральный ди ректор «Соврыбфлота» отвергает идею самостоятельности пред приятий, ратуя за монополию и централизацию контактов с ино фирмами. Возможно, сверху и виднее. Но как же быть тогда с оаконом о предприятии, где говорится о расширении его прав, в том числе и внешнеэкономических? Еще. Как дальше жить «Севрыбхолодфлоту»? Как «Соврыб флот» будет обеспечивать бесперебойную работу всех плавбаз? Ведь от этого зависит не только благополучие северян, но и са мого «Соврыбфлота». И последнее. А. Сойкис говорил в статье о промахах, ошиб ках внешнеторговой организации Минрыбхоза. Но этого тоже по чему-то не заметил (или не захотел заметить) генеральный ди ректор. О режиме труда и отдыха плавсостава Учтены ли предложения моряков? в О ВРЕМЯ проходившего в Мурманске многостороннего семинара стран Североатлантического бассейна наш кор респондент И. Березюк взяла интервью у заведующей отде лом производственных работ и заработной платы ЦК проф союза работников рыбного хозяйства Г. С. Шаповаловой. Напомним, что Галина Сергеевна долго работала в Мур манске заместителем начальника управления *Севрыбхолод флот» по экономике. ЖШШ — Галина Сергеевна, во вре мя обсуждения проекта поло жения о режиме рабоче го времени и времени отдыха плавсостава мы получили сотни писем и радиограмм с предло жениями : ка к привести это по ложение в соответствие с Кон ституцией страны, с требова ниями органов здравоохране ния и т. д. ЦК отраслевого профсоюза в ответ на публи кации предложений в нашей газете отвечал нам, что все они будут учтены. — Положение вступит в си лу с 1 января 1989 года. Сей час оно находится на согласо вании в Министерстве здраво охранения СССР. И все конст руктивные предложения моря ков нашли в нем отражение. — Значит, еще полгода ждать. Давайте пока коснемся наиболее острых вопросов, о которых чаще всего пишут в редакцию моряки . Например, о страстном желании их пе рейти на пятидневную рабо чую неделю. Какова ваша точка зрения ! — Работать по пяти- или ше стидневке — право выбора предоставлено судовладельцу. То есть решение принимает на чальник флота после согласо вания с профсоюзным комите том и советом трудового кол лектива. А еще — с исполко мом Совета народных депута тов (ведь изменение режима труда потребует увеличения численности флота, изменения режима транспорта и многого другого). Но обязательно надо учесть, что фонд заработной платы остается неизменным, значит, компенсируя допол нительный выходной день, при дется флотам снижать уровень доплат. Замечу, что сейчас не которые экипажи проводят та кие эксперименты. Время пока жет, что лучше. — Галина Сергеевна, будучи на совещании капитанов в Се вастополе, я задавала вопрос заместителю министра рыбного хозяйства СССР Е. Д . Ширяеву: нельзя ли отменить нормиро вание фонда заработной пла ты, предоставив право распре делять его судовладельцу! От вета не получила. — Сейчас мы готовим пись мо о том, чтобы дать право судовладельцу распоряжаться этим фондом. То есть, в зави симости от технического со стояния судна, задач рейса и так далее капитан и начальник флота могли бы установить о к лады экипажу, не выходя, ко нечно, за пределы фонда за работной платы. — А ведь все эти проблемы возникли в связи с сокраще нием штатов экипажей. — Наша позиция в этом во просе такова: не надо давить сверху, не нужно четкое нор мирование. Пусть судовладелец с капитаном решают вопрос штатного расписания экипажа, увязывают его оплату так, как я уже сказала, в каждом кон кретном случае. — Есть ли перспектива в ре шении вопроса о «потолках»! — Дело в том, что пробле ма эта касается не только мо- ряков-северян, но и тружени ков моря всей страны. Сложен этот вопрос еще и потому, что у разных предприятий различ ные коэффициенты. И, поясню, речь идет не о заработной плате, а об оплате за условия проживания. В настоящее вре мя прорабатывается концепция по районному регулированию заработной платы, в ней, види мо, будут учтены и пожелания ЦК профсоюза об увеличении «потолка» до 450 рублей. — И, наконец, несколько слов о пенсиях плавсостава, "w- — Сейчас готовится закон. В его подготовке будут учтены мнения ЦК профсоюза и Мин рыбхоза. Безусловно, пенсии будут выше, но пока конкрет но ничего не мо гу сказать. — Спасибо, Галина Сергеев на, за интервью. Учиться Ш ЕЛ РА ЗБО Р рейса плав базы «Даурия» управ ления «Севрыбхолодфлот». И по времени, и по географии, и экономически рейс оказал ся разделенным надвое. При чем первая его часть была для моряков безрадостной: приемка составляла всего 30 процентов планового количе ства, выпуск готовой продук ции __ чуть больше полови ны плана. А вторая позволи ла намного увеличить показа тели. И все-таки в целом за рейс так и не удалось экипа жу добраться д о . заветной цифры по улучшенному ас сортименту: выпуск соленой — 85 процентов. Соответст венно, невыполненной оказа лась прибыль. Знали ли моряки об этом, подходя к родному порту? Нет, не знали. Дело в том, что экипаж постоянно сверял каждый шаг с рейсовым за данием. А как иначе? Но по рейсовому заданию моряки должны были работать на треске и кильке, но по не за висящим от них причинам работали на сельди. Разные стоимостные показатели? Ко нечно. Но рейсовое задание экипажу скорректировали... в день прихода в порт! Сразу выяснилось несовпадение пла новых и фактических цифр, и вместо удовлетворения от добросовестно выполненного плана — поселилась горечь в душах людей, не справивших ся с заданием. Наверное, вопрос: можно УВАЖАТЬ ли было скорректировать рей совое задание раньше? про звучит риторически. Если не думать о морянах, а только о том, как жить себе спокой ней. Конечно, экипаж знаком с арифметикой и, подсчитывая доходы, проставлял цену не трески, а сельди. И, перевы полнив задание по прибыли, перевел дух: наконец-то, не смотря на все муки, справи лись! Ан нет, в управлении считают по-своему. Не учи тывая разницу между жир ной и обычной сельдыо. Не будем вдаваться в глубины расчетов, может быть, управ ление подсчитало правильно. Но почему объявляют резуль таты выполнения фактиче ски не существующего рейсо вого задания в порту? Этот вопрос задал на раз боре рейса первый помощник капитана «Даурии» Игорь Михайлович Корнев. А потом сказал: — Получилось, что я об манул моряков, сказав, что план мы выполнили, что бу дет им премия. Но обманул не по собственной вине. Ведь если корректировка по сель ди, давайте же учитывать разницу в ее стоимости. Мы столько работали на подвах- тах, отбирая наиболее жир ную рыбу. А сколько мы про стояли, когда не было бочек, — 11,5 суток! Разбор рейса вел испол няющий обязанности началь ника флота А. С. Свистунов. И тут он оборвал ИгоряДЫи- хайловича: — Вы первый помощник или помощник по производст ву? Говорите, как вы наце ливали экипаж на выполне ние плана. Тон А. С. Свистунова был резким и категоричным. И не только по отношению к Игорю Михайловичу. Так же он обрывал матросов, пы тавшихся высказать претен зии к управлению: «Кто кого заслушивает сегодня, мы вас или вы нас? Не превращайте разбор рейса в базар. После анализа будет проведена оценка рейса, тогда и будете реагировать». В общем-то, в этом стиле начался разбор рейса, в таком же продолжался и чуть было на таком же и не закончил ся. Позволю себе несколько цитат из выступлений руко водителей флота. А. Ф . Леванов, замесш- тель начальника флота: — Считаю, что первый по- 20 июля 1188 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz