Рыбный Мурман. 1988 г. Июль.

1 АСТЕР любил эти предут­ ренние часы. Любил за '•’х особую , ле гкую тишину, очень не похож ую на ночную. ...М я г к и й , ч у т ь сине ва ты й во зд у х словно о к у ты в а л де­ рев ья . делая и х о че р та ния р а з ­ м ы ты м и , не я сны м и и за га д о ч ­ ны м и . Х орош о з н а к о м ы й , с та в ­ ш и й родным лес, ка зал ся в та ­ ки е ча сы необы чны м . «Все с к а з ­ к и р ож д аю т с я , наверное , имен ­ но в это время — на гр а н и ц е ночи и дня, тем но ты и света, добра и зла !» — подумал Ма­ стер . Тьма о т с т у п ал а медленно , словно не ж елая о тдава ть свои права . Но вот где-то у само го неба, в гу с том перепле тении ветвей деревьев, по я ви ли сь не­ больш ие пр о све ты . В этой веч­ ной битве тьм а снова по тер пе ­ ла п о раж е н и е . Д р о гн у л т я ж е ­ лы й занавес ночи . Над лесом всходило солнце... Г* НАЧАЛА ОН МНЕ ПОКА - ^ ЗАЛСЯ немного стран­ ным. Громкий, даже резкий голос ,- говорит — почти не обращая внимания на собесед­ ника, суетливые движения. Пожалела даже, что взялась за этот материал. А он, словно не замечая моего состояния: <jMожете считать, что вам по­ везло. Такие люди, как я, ред ­ ко встречаются...» Мания ве­ личия? Нахальство? Поза? Слов­ но угадав мои сомнения, он спросил: «Вы видели мои ра­ боты? Нет?! Идемте!» Мы вошли в фойе гостини­ цы «Арктика» и первое, что . бросилось ■ глаза, — белый медведь, а точнее — медве­ дица с двумя симпатичными медвежатами. Малыши с не­ доумением смотрели на го­ стей М урманска и словно спра­ шивали: «Куда это мы попали?» Думаю , не стоит дальше интри­ говать читателя, конечно, мед­ веди не настоящие. Они — персонажи одной из картин народного резчика Виталия Зо- симовича Луценко. Так состоя­ лось мое знакомство с этим необыкновенным человеком . ...Ко гда М а стеру было т я ж е ­ ло , он у хо д и л в лес. «Отогре ­ в а ть ся д уш о й » . Лес у с п о к а и ­ вал, во звращ ал силы . «А ведь верно го в о р я т — челове к в ле­ с у молодеет!» — д ум ал Ма­ сте р . Для не го лес — в торой Д е тс тво здесь прош ло , ю но с ть . В зрелы е годы , после с амы х д а л е ки х п у т еш е с т в и й . Мастер с тр ем ил ся п р и й т и в лес. Лес под с ка за л ем у сю ж е ты м но ­ г и х к а р т и н . Однажды в Бело­ в е ж с к о й п ущ е он увидел з у б ­ ров . Гордые , сил ь ны е ж и в о т н ы е п о р а зи л и е го то гд а своей к р а ­ со той , см ело стью . Н астоящ ие ц а р и п ущ и ! Эх, сум е ть бы сде­ ла ть та ко го ... И ТАК, НАРОДНЫЙ РЕЗЧИК * * по дереву Виталий Зоси- мович Луценко. В моем пред­ ставлении — этакий Данила-ма- стер, скромный и простой, со­ здающий рукотворные «диЕа». «Себе на славу, людям на уте­ ху...» Но Луценко явно не у к ­ ладывался в эти рамки. С кромным его не назовешь. Ваше свободное время О себе может говорить гчаса- . четыре картины, почти на 30 ми, благо биография по зволя -' 5 тысяч рублей!» Цена вдохнове- ет. Партизанское детство, ра­ бочая юность, был моряком , офицером и журналистом , много путешествовал, даже книгу написал. Так что с кром ­ ность здесь, пожалуй, и ни к чему. И вдруг при вопросе о кар ­ тинах неожиданная, почти мальчишеская застенчивость. Прикоснулись к самому завет­ ному? Ведь для него, как для всякого художника, каждая ра­ бота — целый этап жизни. ния? Пытаюсь удержать бесе­ ду на «материальных рельсах»: «Кооператив организовать не пробовали? Большие деньги мож но заработать!» В ответ холодный взгляд: «За двадцать лет я ни одной картины не продал... Картины можно толь­ ко дарить!» ...П оч ти два года Мастер со ­ здавал э с к и з своей «Песни о Зубре» . Д аж е во сне о х о т у ви ­ дел. Порой ка зал о сь , ч то вот оно... Но потом понимал , что не то . У Г у с с о в с ко го о х о т н и к и «До оснований, до корней, до сердцевины» Глядя на картины, Луценко мо ­ жет рассказать, о чем думал, чем жил в те дни. К каждой — отношение особое. «Мечта моей юности» — память о детстве, «Беловежская пуща» — посвящена родной Белорус­ сии, Северный цикл отражает его сегодняшнее настроение. Но, пожалуй, больше других работ любит Виталий Зосимо- вич «Песню о Зубре». ...М астер у ка зал о сь , что он попал под влияние к а к и х - т о не ­ ведомы х чар , совсем по терял голову ... К то бы м о г подум а ть , ч то в этой к н и г е он пр о ч те т свои мы сли . Сын б е л о р у с с ко го ле сниче го , Н и ко л ай Г у с со в с ки й , ав тор по эмы , н а пи са н н о й дав­ но -давно на л а ти н с ком я зы к е и к а к и м -т о чудом с о х р а н и вш е й ­ ся до н аш и х дней , словно под­ сл уш ал е го п е р еж и в а н и я . «Че­ л о в е к — сы н п р и р о ды . И он д олж ен беречь свою мать , п о ­ м о га ть ей. Ж е с то ко с ть , зло сть , а л чн о с ть м о г у т пр и в е с ти не то л ь ко к гибели пр и р оды , но и к гибели человека !..» Нет, он должен создать свою «Песню о Зубре» . Л УЦЕНКО ВДОХНОВЕННО ГОВОРИТ о творческом процессе, описывает чудо р о ж ­ дения картины. И вдруг рез­ ко, почти без перехода — о ее цене. Нет, не о моральном удовлетворении, которое обыч­ но получает художник после работы, речь — о деньгах. О рублях и копейках. В «през­ ренном металле» Виталий Зо- симович может оценить к а ж ­ дую свою работу. С гордостью сообщает: «Я подарил городу поб еж д аю т зуб ра , а он не мог п ред с та ви ть себе по ве рж е нны м э то гордое ж и в о тн о е . Д ол го м у ­ чил ся , и с кал ... Помо гли — его у ч е н и к и . «Мастер , п у с т ь на ва­ шей к а р т и н е не будет стрел . О х о тн и ки до гнали зуб ра , но это еще ниче го не зн а ч и т , неизве ­ стно , к о м у повезет...» — с к а ­ зал один из н и х . А д р у го й , ма­ л е н ь ки й , во с тро гл а зы й , л у к а в о добавил : «Ведь вы ж е сами го ­ ворили — добро д олж н о побе ­ дить !» I f ОГДА ВИТАЛИЙ ЗОСИМО- “ ВИЧ начал говорить о своих учениках, я вдруг неож и ­ данно увидела совершенно дру го го человека. По-моему, он даже внешне изменился, мягче стал, спокойнее. «Если бы видели моих мальчишек!» «Мальчишки» — члены само­ деятельной студии при СПТУ- 12, которую уже несколько лет возглавляет Луценко. Шесть­ десят мальчишек — шестьде­ сят характеров. О каждом из них Луценко знает практиче­ ски все: начиная от привычек, привязанностей и кончая на­ званиями любимых ансамблей. И тут я поймала себя на том, что завидую этим мальчишкам. Ведь Луценко учит их не толь­ ко резьбе по дереву, он учит их чувствовать и понимать кра­ соту, учит доброте. «Не м о гу слышать, когда на­ ши «педагоги» взахлеб руга ­ ют подростков, обвиняют их в жестокости, черствости, без­ духовности. Неправда это! В большинстве своем эти маль­ чишки добрее и мягче многих из нас. В душе ребенка скры ­ ты огромные сокровища луч­ ших человеческих качеств. Нужно только суметь увидеть их... Нет бездарных детей! Ка­ ждый из них — Пушкин и Ми ­ келанджело, Леонардо да Вин­ чи, Рафаэль, вообще — худож ­ ник, создатель, творец. Глав­ ное — помочь молодом у че­ ловеку самому понять это». Пожалуй, он прав. Сейчас, в погоне за «экономической пе­ рестройкой», мы забываем о человеке, о душе, забываем, что каждый из нас — это пла­ нета, загадочная, новая, неот­ крытая, а не только «состав­ ляющая» человеческого факто­ ра. М ожно передать молодому человеку определенную сумму профессиональных знаний, м о ­ жно научить его прекрасно работать. Но если душа у не­ го будет пуста, вряд ли он ста­ нет Человеком. Самая сложная машина, требующая постоянно­ го изучения, — это мы с вами. А начинать нужно с детства, чтобы потом всю жизнь не простоять в «ремонте». ...М астер последний раз п р и ­ к о с н у л с я резцом к по ве р хн о с ти к а р т и н ы . К а ж е т с я , готово !..* Де­ тал ь но пр од ум а на к о м п о з к и и я . с т р о г и соверш енен р и с у н о к , с т о ч к и зрения и сп о л н и те л ь ­ с ко й т е х н и к и все бе зупре чно . Но не об этом он сейчас д ум а ­ ет. Сумел ли он . Мастер , пере ­ дать в сБоей работе то , что вол­ новало? Не у в и д я т ли зри тели в к а р т и н е л иш ь п р е кр а сн ое добавление к и н те р ьер у ... Хотя ведь к а ж д ы й вид и т го , что х о ­ чет... Для ко го -т о — это па нно на о х о тн и ч ью тем у , а для ко го -то — к а р ти н а -п р е д у п р е ж д е н и е . Че­ л о в е к п о ко р и л зуб ра , победил п р и р од у . Но вы и гр ал ли он? К а р т и н у обрам ляе т рама с и с ­ к у с н о вы по л н е нны м и и зо б р аж е ­ н и ям и ж и в о т н ы х , о б и тающ и х в Б елор уссии . Б ол ьш ин с тво из н и х сейчас уж е занесено в К р а с н ую к н и г у . Смог ли Мастер донести все это до д уш челове ­ ч е с к и х , «до о снова ний , до к о р ­ ней, до сердцевины?..» Т АК КТО ЖЕ ОН, этот Лу­ ценко? Талантливый ху­ дожник, незаурядный резчик по дереву, победитель многих Всесоюзных смотров, созда­ тель великолепных картин, во­ спитатель молодежи, простак- «бессребреник» и «расчетли­ вый делец»... Вряд ли на этот вопрос можно ответить одно ­ значно. Такие люди, как Лу­ ценко, могут нравится и, на­ оборот, могут раздражать. Или очаровывать. Вызывать недо­ умение. Но холодно к ним от­ носиться нельзя. По-моему, очень точно написал в книге отзывов один из зрителей: «Вы — неравнодушный человек, и поэтому мимо ваших картин нельзя пройти. В них есть глав­ ное — свое видение мира, красоты, о кружающ ей нас... Без высоких слов. Виталий Зосимо- вич, вы — настоящий Мастер!» Е. СЕНИЧЕВА. I Реклама I магазин-салон «Орбита» I предлагает большой выбор бытовой радиоэлектронной аппаратуры отечественного производства. I Здесь можно приобрести телевизоры цветного изобра­ жения с размером экрана 61 и 51 см. марок: «Горизонт- 61ТЦ-305», « Радуга-61ТЦ- 304», «Альфа Ц-280-Д-1», «Рубин-208», «Весна-276Д», «Таурас»-Ц-276Д», «Фотон- Ц-381Д», телевизоры черно­ белого изображения размером экрана 61 и 40 см, марок «Каскад-230», «Рассвет-307», «Кварц-306-1». Катушечные магнитофоны: « Астра-110», «Орбита-10», кассетные магнитофоны, маг­ нитофоны-приставки « Виль- ма-104, 312», «Маяк-233», «Нота-225», «Соната-216», «Беларусь 302», «Орбита- 201», nJiefiep «Кром-стерео». Карманные радиоприемни­ ки: «Олимпик», «Ирень», но­ симые радиоприемники «Океан-214», «Меридиан- 246», «ВЭФ-206», «Уфа-210», «Альпинист-321», эквалайзер «Орбита-002С», громкогово рители, 3-программные громкоговорители, стереона­ ушники, комнатная телевизи­ онная антенна. Телевизоры и радиоаппа­ ратура продаются в кредит без первого взноса. Магазин использует про­ грессивные формы торговли: продажу товаров по образ­ цам, доставку и установку те­ левизоров специалистами по указанному адресу. В течение гарантийного срока эксплуатации обслужи­ вание телевизоров произво­ дят квалифицированные спе­ циалисты техноторгового центра. Адрес магазина-салона «Орбита»: ул. Старостина, 45. Вре.мя работы: с 11.00 до 20.00, перерыв — с 15.00 до 16.00, выходной — воскре­ сенье. I Проезд автобусом № 29 до остановки «Скальная». J Чайнворд «В мире искусства» 1. Симф ония А . Бородина . 2. М а тр о с с ки й та н ец . 3. Р а зновид ­ но с ть р а с с ка за . 4. Р у с с ка я на ­ родная с к а з к а . 5. Цирновой ж а н р . 6. Р а с с ка з М. З ощ е н ко . 7. Опера А . Спендиарова . 8. К а р ти н а М. Гре кова . 9. М у зы ­ кальное прои зведение — одно из лю б им ы х В. И. Л е ни ны м . 10. А в то р сб о р н и ка р а с с ка зо в «Кля тва» , с о р а т н и к М усы Д ж а ­ лиля . 11. Опера Р. Глиэра . 12. Оперетта К . Л и с то ва . 13. По­ весть А . П. Ч ехова . 14. Герой прои зведения Д . Ф урм ан о в а . 15. Н ародны й а р т и с т СССР, с н я в ­ ш ийся в фильме «С е кре тарь р ай ком а» . 16. Д рам а Л. Л еоно ­ ва. 17. А в т о р с к а з н и « К оне к - го р б у н о к » . 18. А р т и с т эс трады , парод и с т . 19. Балет А . Г ла зуно ­ ва. 20. С к у л ь п т о р , создатель ме_ м ориала «Герои че с ким з ащ и т ­ н и кам Л е ни н града» . 21. Герой прои зведения Л. Соболева. 22. Ж а н р с та н ко в о й ж и в о п и с и . 23. А в тор по эмы « Я н у к Сялиба». 24. К иноф ил ьм р еж и с сер а Ю. Рай змана . 25. Пьеса Н. П о годи ­ на . 26. С ти хо тво ре ние В. Мая­ к о в с к о го . 27. Повесть Н. Павло ­ ва. 28. А в тор пове с ти «Ж есто ­ ко с ть » . 29. Роман И. Т ур генева . 30. П е р сонаж со ве тс кой к и н о ­ комедии «Близнецы » . 31. Ком ­ по зи то р оперы «Д уб р о вс ки й » . 32. Басня И. К ры ло в а . 33. Три прои зведения и с к у с с т в а , объе ­ дине нны е одним замы слом . 34. С к у л ь п т у р а В. М у х и н о й . 35 Ро­ ман Ф . Парфенова . 36. Т а д ж и к ­ с к и й со в е т с ки й пи са тель , а в тор ром ана «Дочь о гня» . 37. Персо­ н а ж прои зведения К . Симонова «Ж ивые и мертвые» . 38. Баль ­ ны й танец . 39. Баллада В. Ж у ­ к о в с к о го . 40. Ф и л ьм р еж и с с е ­ ра А . Д о в ж е н к о . 41. Песня А. Н о ви ко ва . 42. С о ве тс ки й г р а ­ ф и к , а в тор с та н ко в о й серии «М а терин с тво» . 43. Герой теле ­ ви зи о н н о го фильма «Долгая до ­ ро га в дю на х» . 44. А в т о р к н и г и «Десять дней , ко то ры е п о тр я с ­ ли мир» . 45. Первая сове тская по зма о револю ци и . Составил Н. НЕКРАСОВ. ОТВЕТЫ НА КРОССЧАЙНВОРД , ОПУБЛИКОВАННЫЙ В № 23 ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 5. Сейнер. 6. Рыбодел. 7. Лосось . 9. «Трал- флот». 10. « Т р уж е н и к » . 11. «КИМ» . 14. Канада . 18. Т арань . 20. Р еа кто р . 21. Топ . 22. Ион. 23. В и км а н . 24. «Персей» . 25. Ф о к . 27. Лещ . 29. Л инеме т. 30. Остов. 32. К о с я к . 36. С танови ­ ще. 37. Е горов . 38. Ваер . 39. Ш к е р щ и к . 40 . К о че га р . 41. «Ро­ л и к» . ПО ВЕРТИКАЛИ : 1. Ветеран . 2. А р тел ь . 3. Кли ве р . 4. У с т р и ­ ца . 8. Т р е с ка . 12. С ка т . 13. В ью н . 15. Демидов . 16. М е х а н и к . 17. «Кош еле к» . 19. А н к е р о к . 25. Ф лот. 26. Тендер . 28. Щ у н а . 31. Т и т о в ка . 33. Средний . 34. А ва ­ р и я . 35. Причал . Фразы Если жизнь удачно скла­ дывается, она не занимает много места. Чем советовать, как стро­ ить жизнь, лучше подсказать, из чего. Занимал разные насижен­ ные места. Последним стала скамья подсудимых. Не потому ли сейчас так трудно убить зайца, что раньше гонялись сразу за двумя? Неопытному туристу одной спичкой легче зажечь лес, чем костер. Согласился жить своим умом. Но на родительские деньги. Подал идею, а в ответ: «В подачках не нуждаемся!» Близнецов, чтобы не пу­ тать, лучше всего назвать одинаковыми именами. М. КОНДРАШОВ. Нигде не проявляется столько прыти, как в попыт­ ках уйти от ответегвенности. . Обязательна ли явка на су­ де потомства? Бьют в литавры те, кто не жалеет засучить рукава. А. ЗИБОРОВ. рыбныймурман 22 июля 1988 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz