Рыбный Мурман. 1988 г. Июль.
1 0 Путевые заметки (часщъ вторая) В ИЮНЕ этого года одиннадцать эн тузиастов из Карелии, Мурманска й Коми АССР вышли в Белое море на ((орту новодела старинного парусно-ве- Сельного коча «Помор». В экспедиции, организованной журналом ЦК ВЛКСМ «Вокруг света», принял участие и наш корреспондент Виктор ГЕОРГИ. Сегодня мы продолжаем публиковать его путе вые заметки. Маршрутом д р е в Ранним утром, пройдя многочислен ные шлюзы 227-километрового Бело морканала, соединившего онежский Повенец и Сорокскую бухту Белого моря, коч пришвартовался к причалу торгового порта Беломорска. Здесь нас уже ждали моторные боты Мур манского высшего инженерного мор ского училища, с экипажами которых предстояло совершить переход до Со ловков, доставив туда сотрудников Института археологии и НИИ куль туры Академии наук СССР для со ставления свода рукотворных памят ников этих заповедных мест. В первые же часы состоялась и од на незапланированная встреча — ря дом у причала стояли два мурманских СРТ — «Юпитер» и «Меркурий». Как вскоре выяснилось, суда эти купили у «Мурманрыбпрома» одесские колхоз ники и теперь перегоняли их к себе на Черное море. Любознательные и об щительные, одесситы стали первыми гостями на борту «Помора». Однако далеко не все они высказывали слова удивления и одобрения, совершив ко роткую экскурсию по кочу, длина ко торого чуть превышает расстояние от вратаря до бьющего пенальти футбо листа, а ширина, согласно многовеко вому опыту поморских судостроите лей, равна одной трети длины. Слышались и такие речи: «И куда только государство смотрит, выбрасы вая деньги на ветер? Это ж надо — построить никому не нужную деревян ную игрушку! Иной моряк годами ра ботает, а крышу перекрыть в роди тельском доме все денег не хватает. А здесь — целое судно!» Чем возразить на столь резкие вы сказывания? Во-первых, если уж быть откровенным до конца, то государство при существующей у нас лимитно фондовой системе распределения, да леко не охотно идет на подобные рас ходы. Да, строительство коча велось на одном из петрозаводских заводов, руководители которого помогли до стать необходимые для этой цели ма териалы. Спасибо им. Но практически все делалось руками самих ребят из научно-спортивного клуба «Полярный Одиссей» в вечерние часы. И дела лось действительно на совесть, не счи таясь с личными затратами и време нем. Для чего? На этот вопрос мне еще предстоит ответить. А пока хочу хоть -немного рассказать о тех, кто составил экипаж нашего коча, о том, как нашли они друг друга. Возьмем кока команды Тараса Тюп- ко. Живет он в Медвежьегорске, где работал и строителем, и электромон тером на гидроэлектростанциях. Но год назад увидел по карельскому те левидению передачу об очередном арктическом плавании энтузиастов клуба. Кстати, передачу критическую, почти разгромную. Увидел и разыскал председателя клуба Виктора Дмитрие ва, предложил ему свои услуги. Прой дя испытательный срок, "был включен в состав экспедиции. И -не зря — ма стеровые руки, кулинарные способно сти, а главное, неунывающий характер Тараса не раз выручали экипаж в самых различных ситуациях. Печорец Владимир Королев, на мой взгляд, просто-напросто не мог не по пасть на коч. Капитан-механик траль щика, он совершил немало самостоя тельных походов, которые описал в своих очерках. Человек увлеченный, Владимир целенаправленно ищет еди номышленников не только в Коми рес публике. И находит их по всей стра не. Или взять Юрия Наумова — ра ботника специальных научно-реставра ционных мастерских музея «Кижи». Как раз перед началом нашей экспе диции общественность Карелии высту пила против скоропалительного реше ния коллегии Министерства культуры Р С Ф С Р о немедленной переборке кижской Спасо-Преображе-нской церк ви. Чиновники из Москвы посчитали этот способ единственно возможным для сохранения древнего храма. Ак тивное участие в развернувшейся по лемике принял и Юрий. А вы б посмотрели, как он владе ет топором! Во время одной из стоя нок местные мужики специально при ходили понаблюдать за работой совре менного кижского умельца. Он же знай себе приговаривал: «Топором те сать — не пером писать». То есть на мекал, что сначала надо решить, по думать, а потом только всегда можно будет задуманное выполнить своими руками. Было бы желание. * Присказку эту Юрий повторил еще раз, услышав мой рассказ о том, что вот уже два года, как расшили нашу варзугскую церковь Успения, да так и оставили гнить на берегу реки. По вторил и добавил: «Не знал я, что до сих пор, пусть даже на периферии, делается подобная глупость...» О многих членах нашего экипажа, с кем сдружился я за месяц плавания, можно было бы рассказать. Да боюсь утомить читателя на первый взгляд незначительными подробностями. Главное — не случайные ребята со брались на коче. И не по воле случая нашли они друг друга. И не прогулоч ное путешествие по Беломорыо пред стояло нам совершить, как может по казаться отдельным скептикам. Впро чем, пора от слов переходить к делу: отдавать швартовные концы и брать курс в открытое море, оставив за кор мой воды Онежского озера и шлюзы Беломорканала. Шлюзы, которые ра нят душу гнетущим осадком. Уж слишком массивны, тяжелы и бессчет ны загнанные в их стены деревянные брусы. Страшно подумать, как и ка ким трудом достался нам этот канал, построенный 55 лет назад. И это чув ство испытал не я один. «Все же Беломорканал был нужен стране и давно окупил затраты на свое строительство», — высказал кто- то, казалось бы, разумную мысль. «Пе ревози по нему еще сотню лет кораб ли, груженные только золотом, — все равно ничем нельзя искупить загуб ленные здесь жизни тысяч людей * в те бесправные тридцатые годы», — возразил боцман коча, рабочий Ка рельской комплексной геологоразве дочной экспедиции Николай Ляпихов. И он, по-моему, прав. Вот так получается в наше пере ломное время — пишешь путевые, по чти жанровые заметки, хочешь рас сказать об увлекательных встречах и открытиях — ан все равно нет-нет да и затронешь актуальную, болезненную, как бьющие током оголенные прово да, тему... ТАК, в день выхода на Солозяш дул отнюдь не попутный для нас северо-восточный ветер. Поэтому решили пробиваться сначала на север Кемскими шхерами, где остановиться на ночевку на Кузовах — этих уди вительных по своей красоте неболь ших островах между материком и за поведным архипелагом. Соловецкие монахи считали их языческими, так как здесь сохранились древние капи ща саамов, установивших на одной из пологих вершин свои святилища — каменные сейды. О них-то я и хочу сейчас рассказать. Немецкий остров системы Кузовов, в уютной бухте которого бросил якорь X щемся беспорядке камни не что иное, как... театр теней. Что приходить в священную -долину надо, как в. .театр на вечерний спектакль, когда заходя щее солнце тянет от камней четкие длинные тени. И только тогда, как утверждают старожилы, можно уви деть в оживших тенях фантастиче ские фигуры-контуры прошедших сто летий. Не знаю. Может, мне не повезло, но ничего особенного я в тех тенях увидеть не смог, даже дождавшись за ката. А вот вид, который открывается с вершины острова, действительно ве ликолепен: в лучах солнца шелестит- переливается ласковое штилевое мо ре, а в колышущемся мареве, значи тельно приближающем отдаленные предметы, различимы купола Кремля. Центра некогда единовластного хо зяина всего Беломорья — Соловец кого монастыря. Согласимся хотя бы после празднования тысячелетия кре щения Руси, что монахи были рачи- мореходов наш «Помор», назван так в память об одном из нашествий шведов на здеш ние места. Издали он, остров, чем-то схож со знаменитой Аюдаг — крым ской Медведь-горой. Там, у Черного моря, при большей . доле фантазии можно представить себе хозяина ле сов, вышедшего на берег испить со леной водицы. Здесь же, на Белом мо ре, Немецкий остров сравним с тюле нем, выползающим из воды на берег погреться в лучах щедрого на свет, но скупого на тепло северного солн ца. Так вот по спине этого каменного «тюленя» мы и взобрались на его те мечко-вершину, достигнув долины сей- дов. И как ни готовил я себя к пред стоящей встрече с древйим святили щем, но внезапно открывшийся вид заставил остановиться, замереть от безотчетного чувства тревоги и вос хищения. Кет, не грандиозностью строений потрясает эта долина, а скорее много численностью, даже можно сказать, скученностью усеявших ее сейдов. Наверное, и египетские пирамиды лишь сначала восхищают зрителя ве личием, а после первого восприятия все же угнетают взор своей бессмыс ленностью, налрасностью титаниче ского труда, потраченного на их воз ведение. Я думаю, что по мысли со здателей языческого святилища такое же впечатление должна была произво дить и эта долина с хаотично разбро санными по ней сотнями крупных и мелких камней. И не верится, что камни эти смогли столетия простоять на открытом всем ветрам плато... О сеидах, о их культовом предна- значенин написано немало популярной литературы. Я же, побывав на Кузо вах, склоняюсь к одной романтичной, что ли, версии. Суть ее в том, что поставленные друг на друга в кажу- тельными хозяевами, заботившимися -Д не только о материальном, но и о духовном в человеке. И разве той за ботой и той смекалкой, с которой они вплетали в свою хозяйственную дея тельность легкоранимую северную природу, нельзя не восхищаться? Это ли не упрек всем нам, на десятиле тия упрятавшим соборные маковки в строительные леса и продолжающим варварски эксплуатировать природные богатства Соловков, выдирая со дна заповедных бухт морскую капусту вместе с налипшими на ее листьях ик ринками морских рыб? Небезызвестный для мурманчан шведский ученый первой половины XV I века Олаус Магнус, первым на несший на свою «Морскую карту» Кольский полуостров, сообщал в «Истории северных народов» о Белом море: «...оно очень длинное и широ кое и так богато рыбой, что даже не смотря на огромное количество рыба ков, которые туда приезжают, оно не может никоим образом быть исчер пано». Где сейчас та рыба и те рыба ки? Да и ие только в Белом — в Ба ренцевом море? За все утро до выхо да «Помора» на Соловки лично мне удалось поймать лишь несколько кер- чаков — этих сорных лупоглазых морских бычков, годных разве что на корм скоту, да и то в вареном виде... Однако рассвет торопит. Подняли паруса. Кормщик, прежде чем взять ся за правило, поскреб мачту, драз- ня-вызывая попутный ветер: в море не до шуток — станешь суеверным. И коч пошел-побежал навстречу всплывшему над горизонтом берегу. НА СНИМКАХ: штурман коча «По мор» печорец Владимир Королев: доли на сейдов на Немецком острове и вид па систему Кузовов. (Окончание следует.) И » -у-у'- ш ш ж m m m m
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz