Рыбный Мурман. 1988 г. Июль.
8 Резонанс Мнения А если это похищенн М ЕНЯ ВОЗМУЩАЕТ по зиция норвежских вла стей. Почему они прячут на шего моряка? Может, его там пичкают наркотиками и раз ными другими препаратами, чтобы сломить его волю? Сколько таких случаев нам известно! Он пришел за мед помощью, ему вполне могли сделать укол. Только какой? Если он элементарно удрал, — туда и дорога. Тогда чего об этом молчать? Молчание- то и настораживает. Надо потребовать от норвежских властей встречи с Алексее вым. Официально потребо вать и добиться этой встре чи/ И. ЛУЦЕНКО, матрос, траловый флот. Виной— равнодушие В ПРОШЛОМ ГОДУ я работал в одной вахте с Борисом Алексеевым на ППР «Буссоль». В море человек познается быстро, а если еще рука об руку с ним стоишь на вахте, — тем более. Поэтому я не могу поверить в то, что Бо рис сбежал. Не для него — умного, грамотного, честного — та кой шаг. О чем только не говорят моряки во время ра боты! И о недостатках, кото рые есть в нашей жизни, — вполне откровенно. И никог да Борис не уходил от раз говора, никогда не вздыхал о том, что за границей лучше. Нет, не могу я поверить в то, что он изменил Родине... Весь экипаж, не только я, от носился к нему хорошо, а в море притвориться невозмож но. О то.м, что с ним на самом деле, — никто не знает, да, как мне показалось, до этого и дела нет никому. Тралфлот, такая солидная организация, могла бы сра зу выйти на наше правитель ство, сделать все, чтоб найти моряка. С ним могло случиться все что угодно. Даже допускаю, что и похитить могли. Вот так и думаешь: пока работаешь, ты флоту нужен, случилось что, и будто бы моряка не было! Самое стра шное для нас — чиновничье безразличие. Оно нигде не терпимо, тем более на флоте, тем более сегодня. Я вот думаю, почему так- равнодушно отнеслись к судь бе Алексеева мы сами, мо ряки? Почему лично я не по шел в тот же профком? По нимал ведь, что надо что-то делать. Но сработала вырабо тавшаяся привычка! При ду, мол, а мне на дверь пока жут: не твое дело. Приучи лись мы без подсказки свы ше не делать ничего. Прекрасно знаю, что таким равнодушием к судьбе това рища я да и все мы создаем прецеденты. Случись что со мной, тоже ник-го палец о па лец не ударит... Фанис АБДРАФИКОВ, матрос ППР «Буссоль». 22 июля 1988 года В МАТЕРИАЛЕ «Беглец пли жертва», в частности, кри тиковался профком тралфлота за бездействие и рав нодушие к судьбе моряка. Наконец, спустя полтора месяца после исчезновения Б. Алексеева, состоялось собрание сове та трудового коллектива флота совместно с профкомом, на котором было решено направить письмо на имя министра иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе с просьбой по мочь в поисках моряка. Публикуем это письмо с сокращением той информации, ко торая уже известна читателям но статье «Беглец или жерт ва». «Просим разобраться н сделать все возможное для выяс нения судьбы моряка Мурманского тралового флота Алексе ева Бориса Александровича, пропавшего в норвежском порту Ботс-Фьорд 25 мая 1988 года при невыясненных обстоятель ствах. По общему признанию моряков, ЧП для всех было пол ной неожиданностью, никаких внешних причин н обстоя тельств для совершения такого поступка у Алексеева Б. А. не было. Возникают вопросы, на которые бы мы хотели получить ответы. Почему полиция не призналась сразу, что Алексеев у них? Почему его держали втайне полдня, а потом переправили в Кнркенес и следом в Осло? Почему не предоставили встречу с Алексеевым капитану, первому помощнику капитана, общественности судна, чтобы они могли убедиться в том, что Алексеев действительно по просил политического убежища? Почему такая встреча не предоставлена до сих пор ни пос лу Советского Союза, ни консулу? Почему мы не знаем, где сейчас находится Алексеев и что мы можем ответить жене, детям и родителям?» Коллектив флота должен знать ответы на эти вопросы, чтобы развеять чувство неопределенности: по собственному ли желанию ушел Алексеев и попросил политического убе жища или же он жертва спецслужб? Для того чтобы определить свое отношение к происшед шему, необходима встреча с Алексеевым, и если он решил покинуть Родину, пусть об этом скажет прямо и честно. Коллектив флота просит оказать содействие в выяснении судьбы тов. Алексеева Б. А. По поручению совета трудового коллектива Ю . ЗАТОРСКИЙ, председатель СТК, Б. АЛЕКСЕЕВ, председатель профкома. !! Беглец или жертва?" . 24 июня |«РМ» № 21) мы рассказали, что в тельствах исчез матрос ПСТ-1352 тралфлота. норвежском порту при загадочных обстоя- Публикуем отклики на это выступление. Видеть за инструкцией человека О ПРОБЛЕМАХ М О РЯ КОВ, работающих в самых экстремальных и са мых ограниченных в прост ранстве условиях, какие су ществуют среди сотен про фессий, пнсано-переписано. Вопросы эти поднимаются и в центральной прессе. Но публикации носят локальный и ограниченный: характер, журналисты идут по прото ренным предшественниками дорожкам. Статья «Беглец или жерт ва» в новом ракурсе раскры вает внутреннюю динамику процессов, происходящих в среде моряков за железобе тонной стеной непререкаемых инструкций. Работают капитаны и их первые помощники постоянно под давлеющим над ними «как бы чего не вышло», хо тя в душе против многого восстают. Да это и понятно. Процесс демократизации всех сфер нашей жизни, всколых нувший души людей, объек тивно входит в противоречие с создавшимися и укоренив шимися положениями и ин струкциями. Привыкали к ним десятилетиями и считали, что так и должно быть. «Рыб ный Мурман» восстает не мысленно, а публично, тем и сильна острота статьи. Автор совершенно права в своих размышлениях, основанных на анализе конкретной ситуа ции на судне. В новом видении предста ла профсоюзная роль в битве за человека. Действительно, нет человека и нет, «будто не человек пропал, а желез ка в море скатилась». Моряк нужен профсоюзу лишь для того. чтобы взносы всю жизнь платить. А где основ-’ ной, гуманный принцип «дой ти до каждого»? Человек ис чез не за кордоном, а за спи ной бюрократических догм. Вполне согласен с автором и в том, что «грешно и не достойно великой нашей стра ны цепляться за портки убе гающих в райские кущи З а пада». Я не ратую за то, чтобы все врата были открыты и все инструкции отменены. Нет. Но с каждым годом за костенелая система работы с теми же молодыми моряками должна совершенствоваться, должны быть поиски новых путей приобщения людей к ценностям своего. русского народа, чтобы они не смот рели на «землю обетован ную», раскрыв рот. Все внешние прелести моряк дол жен видеть и у себя, а не только в витринах супермар кетов и на прилавках «Аль батроса». Моряк в конце концов должен почувствовать на своей собственной шкуре заботу о нем, о его семье, а не бояться бюрократов, обло жившихся инструкциями. Уверен, что ваша статья вызовет и негативную реак цию со стороны определен ных кругов. В. ПРОСТИХИН, редактор газеты «Арктиче ская звезда», член Союза журналистов СССР. Мнения От имени д е т е й К АК ЭТО ТАК: просто взять и уйти с судна? Сложно представить. А вдруг он сознание потерял? Или что другое? Если уж моряк решил изменить Родине, что ему бояться встречи с нашими? Конечно, за границей кра сиво. Роскошная жизнь и все такое. Позавидовать это му можно. Но остаться там навсегда — совсем другое. А семья? А дети? Экипаж сделал все, чтоб найти Бориса. И искали его, и в полицию звонили, и в по сольство обращались. А вот норвежская сторона — поче му они его сразу приняли и спрятали? Да они первым де лом должны были устроить ему встречу с нашими, чтобы серьезность его намерений испытать. От имени тралфлотовцев у меня просьба к нашему по сольству в Норвегии: разы скать Алексеева, добиться встречи с ним и от него, именно от него узнать, что же конкретно случилось. Прошу об этом не только от имени моряков тралфло та, но и от имени семьи Бо риса Алексеева и его детей. М. ВАВИЛОВ, матрос, траловый флот. Ы С Ч Е З ЧЕЛОВЕК в чу- жом порту, вдали от Родины. Пропажу обнаружи ли, сообщили в полицию.* Че рез четыре часа из полиции сказали, что он попросил по литического убежища. Проще, если примерить на шу формулировку, убежал. А может, нет? Ведь с экипажем он не говорил. Еще не известно, что с пар нем, а выводы уже сделаны. Наказали капитана и первого помощника. За что страдает капитан? Эту интересную, тяжелую профессию у рыбаков превра тили в ремесло, лишив эле ментов творчества. А капи тан — это творец, в одном лице совмещающий наделен ного неограниченной властью владыку корабля, дипломата, хозяйственника, профессиона ла в области судовождения и просто человека, от порядоч ности которого зависят наст роение и здоровье всего эки пажа. Но систе.ма подготовки специалиста и дальнейшая работа превращают творца в ремесленника. Мало кто из Г д е ты, Б о р и с ? капитанов способен на посту пок. После случившегося мож но ведь было дать совместно с посольством заявление в прессу Норвегии, потребовать встречи с Алексеевым. Ну а если уходим без ответа, то надо бы оставить представи теля месткома для дальней шего выяснения. (Понимаю, это предложение вызовет смех и иронию, но ведь надо, чтобы было так, давно но ра!) Или об этом даже ду мать боимся? Недоверие, по дозрительность, наверное, так вбиты в нас, что мы все невольно чувствуем себя как бы стоящими на страже ка кой-то неведомой нам тай ны. Еще одна у нас беда: редко мы смотрим в корень проблемы. Для начальника отдела кадров ВРПО «Сев- рыба» А. С. Васильева все дело в плохой организации вахты, значит, «нечего им делать за границей ». Как все просто. Первый помощник В. Ар хипов, подумав, докопался до истины: только свободный выезд в любую страну дает гарантию от подобных ЧП. А кадровики предлагают обнести судно усиленными нарядами... Такие упреки эки пажу порождают ненависть к «сбежавшему •>, из-за которо го сорвался валютный рейс. И идет это все по цепочке: капитан боится укоров и по следствий на берегу, кадро вики — нагоняя сверху. Так и веру можно потерять в пе рестройку: на словах одно, на деле другое. Где ты, Борис Алексеев? Что с тоббй? Ты ведь наш гражданин, и нам не безраз лична твоя судьба. Я. напри мер, хочу знать. Ушел? Не пойму. Буду осуждать, но предположения в этом случае неуместны. Но ведь было: выходили книги на лощеной бумаге, в которых нам рассказывали о диссиденте и клеветнике ака демике Сахарове, предателе — режиссере Тарковском, а уж рядовой моряк — это яс но — отщепенец, продавший Родину и старушку-мать, польстившись на заморские портки... Почему моряки других стран не носятся стайками по уцененным магазинам? Не боятся вступать в контак ты?' Почему нашим морякам до сих пор”можно общаться • с иностранцами только через помполита? Говорить об этом надо че стно и открыто, не считая, что дело это касается только компетентных органов. Ю. БЕСПАЛОВ, судоводитель. г. Мурманск. РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz