Рыбный Мурман. 1988 г. Июль.
Хозяйственный механизм — Фирма «Север». Какой ей быть? Путем референдума С НАЧАЛА 1988 года на страницах «РМ» идет об суждение будущего рыбного хозяйства Севера. Особенно волнует всех, какой будет структура управления отраслью. Это естественно, ведь за «квадратиками» структурной схемы судьбы десятков тысяч людей. Все уже понимают, что наше благосостояние в наших ж е ру ках. Но как все ж е управлять этим огромным хозяйством, чтобы оно работало наиболее эффективно? Известно, что Северный бас сейн находится, можно сказать, в уникальных условиях. Во- первых, почти вся его деятель ность сосредоточена в одном порту. Во-вторых, под бо ком у нас, хоть и оскудевшее в по следние десятилетия, Баренце во море . Да и другие промыс ловые районы от нас не даль ше, чем для рыбаков других бассейнов. Мы располагаем, по мнению многих компетентных специалистов, одним из лучших в отрасли корпусом инжене ров. Наши рыбаки, судоремонт ники, рыбообработчики — цвет рабочего класса рыбного хо зяйства. У нас мощный рыбо ловный флот. Проблемы, конеч но, есть, но в то же время есть все для того, чтобы наше хо зяйство не только жило , но и процветало. Это убедительно прозвучало в интервью М. И. Каргина («РМ», 1988, № 1). На прошедшем в декабре партхозактиве обсуждалась структура управления рыбной отраслью Севера, которую в принципе одобрил Минрыбхоз СССР. Но последнее слово должно быть за трудовыми коллективами. А ведь они, не в обиду им будет сказано, из- за слабой информированности не очень хорошо разбираются в существе дела. В результате в газетной полемике участвуют в основном управленцы ВРПО и предприятий. И здесь не труд но догадаться, кто за что рату ет. Мне понятны чувства Г. М. Бородулина, первого начальни ка «Севрыбхолодфлота». Он предлагает оставить этот флот самостоятельным.- Но жизнь на протяжении всего времени су ществования «Севрыбхолод- флота» многократно демонст рировала ситуации, когда инте ресы СРХФ не совпадали с интересами других партнеров: добывающих флотов, «Севрыб- сбыта». И вообще, если внима тельно посмотреть на взаимо отношения предприятий, входя щих в ВРПО «Севрыба», не трудно обнаружить множество трещин или даже «оврагов» в этом, на первый взгляд еди ном целом. А с вступлением в силу Закона о государственном предприятии этот раздрай в интересах увеличивается. Ведь в конце концов мы все сообща решаем одну задачу — обеспечение людей рыбной продукцией . Я далек от мысли предлагать осуществление ма- лопродуманных проектов. Со гласен, что в опубликованных схемах и материалах не все ясно и бесспорно (говорю это с позиции человека беспри страстного). Я считаю, что ра но или поздно объединяться все равно придется. Объеди няться — то есть работать на .один конечный результат. Для всех нас это значит получать зарплату и другие блага от суммы реализованной рыбной продукции . Сразу в один день или даже год это сложно осу ществить, но и откладывать нельзя, так как жизнь на ме сте не стоит. Так почему я за объедине ние? Работая в ЦПКТБ, мы с 1975 года занимались вопро сами совершенствования ма териально-технического снаб жения, в том числе и его централизацией. Объективные предпосылки в «Севрыбе» для этого — лучше не придума ешь! Все сосредоточено в од ном порту. Выгода очевидная. По самым скромным подсче там, мож но экономить более 700 тысяч рублей в год. Появляется возможность спе циализировать склады, а без этого не решить на современ ном уровне вопросы механиза ции и автоматизации складских работ. М ож но было бы хоро шо организовать агентирование стоящих в порту судов и осво бодить экипажи от беготни, дать им возможность нормаль но отдохнуть. И главное — безусловно улучшится обеспе ченность производства мате риальными ресурсами. И чего ж е мы за эти годы добились? Практически ничего. Уж е в прошлом году мы под готовили еще один вариант централизованного снабжения флотов. И опять убедились в том, что при отсутствии у парт неров общей заинтересованно сти ничего не получится. Я при вел этот пример не потому, что с созданием фирмы * «Се вер» будут реализованы в той или иной мере наши разработ ки. Я хотел подчеркнуть, что мы теряем миллионы из-за от сутствия взаимной заинтересо ванности. И это касается не только снабжения, но и осталь ных сфер деятельности — до бычи, обработки, сбыта, судо ремонта и т. п. Что сулит предлагаемая структура фирмы «Север» ос новному участнику — рыбаку? Увеличение заработка, улучше ние жилищных условий и так далее, то есть улучшение ж и з ни. Через что? Через лучшее хозяйствование. Что это такое? Максимальная выручка от про данной рыбопродукции при минимальных затратах. Но это возможно только в том случае, когда все участники будут по лучать свои блага от одного конечного результата, а не так, как сейчас, когда этот конеч ный результат у каждо го свой. В связи с этим хотел бы ска зать, что на страницах газеты не выступали рядовые моряки потому, что мало знают о тех выгодах, которые им сулит объединение в фирму. Нужно подготовить сборник статей специалистов, участвовавших в разработке структуры и в ви де брошюры разослать ее в достаточном количестве на каждое судно. Надо ежене дельно организовывать в ДКиТ им. С. М. Кирова встречи ры баков стоящих в порту судов со специалистами. Надо, нако нец, подготовить фильм на эту тему. Во всем этом должны уча ствовать и оппоненты фирмы. Тогда, думается, моря ки будут иметь возможность составить себе обоснованное мнение по этому вопросу. И не только. Уверен, многое будет ими и предложено. В результате мы должны получить структуру уп равления, ко торую поддержи вают трудовые коллективы. А это залог ее жизнеспособно сти. Выразить ж е свое мнение каждый работник «Севрыбы» должен или путем анкетирова ния, или голосованием. И. МИНЦ, главный конструктор про екта ЦПКТБ. Пятидневка .* «за» и «против» В УСЛОВИЯХ развивающей ся демократии, гласно сти не может длительное вре мя оставаться нерешенным вопрос: почему подавляющее большинство советских людей, в том числе плавсостав тор го вого флота, работает по пяти дневке, а рыбаки — по шести дневке. Налицо — элемент со циальной несправедливости. Имеется мнение, что пере вод на пятидневку повлечет увеличение численности плав состава, снижение заработной платы, производительности тру да и так далее. Все это вер но, если решать проблему по- старому. Необходим новый подход, предусматривающий поиск внутренних резервов в первую очередь, следует учесть истощение сырьевой базы, старение флота. Надо от казаться от эксплуатации су дов, невыгодных в экономиче ском плане. Представляется возможным постановка части флота на консервацию, отстой в период наиболее неблагоприятного рыболовства, предоставляя в это время плавсоставу во зм ож ность использовать конституци- Против социальной несправедливости онное право на отдых в пол ной мере. Д ру гой резерв — значитель ное сокращение управленче ско го аппарата, работающего с двумя выходными днями в неделю. Вместе с тем предоставление плавсоставу двух выходных дней в неделю не вызовет сто процентного использования этого права. Значительная часть моряков , в особенности молодежь, будет брать денеж ную компенсацию . Далее. Снижение должност ных окладов на часть, необхо димую для оплаты второго дня отдыха в неделю, не тре бует значительного увеличе ния фонда заработной платы при условии обязательного оставления за работниками права на денежную компенса цию за неиспользованные вы ходные дни. Далеко за таким опытом ходить не надо. Он есть в Министерстве м орско го флота. Наука, обслуживающая^ рыб ную отрасль, в который раз выдает желаемое за действи тельное. Так, одно из морей прославилось среди моряков невыполнимостью рейсовых планов, и к настоящему време ни его сырьевая база подорва на, та ж е наука подтверждает это по целому ряду причин. С таким отношением к природе, к рыбным запасам будем вы нуждены в скором времени осваивать разве что лунные моря . Нерешенность в о п р о с ^ } , двух выходных дней в неделю — это лишь один выделенный из целой серии вопросов, ко торые нам необходимо решать. Г. ДЕНИСОВ, первый помощ ник капита на (по поручению экипажа БМРТ «Торос» «М урманрыб- прома»). А если повысить цены? Уважаемая редакция! Вызы вает недоумение односторон няя информация и необъектив ность выводов, изложенных в заметке «Пятидневка: «за» и «против» («РМ» N2 16, 6 мая). Из нее получается, что пере вод плавсостава на пятидневку возможен только при увеличе нии вылова рыбы, снижении заработка моряков . Ясно, что интенсифицировать добычу в настоящее время не возможно . Тому причины слабая промысловая обстанов ка практически во всех райо нах, ухудшение технического состояния флота. Но ведь есть и другие пути. Почему бы не поднять цены на рыбопродукцию? Ведь в последние годы они повыси лись почти на все, кром е ры бы. Почему бы не снизить стои мость услуг порта, судоверфи и других обеспечивающих флот организаций? Разве это дело, что стоимость одного сметного часа на верфи со ставляет почти 10 рублей? Неоправданно велики расхо ды на содержание таких дор о гостоящих организаций, как ЦПКТБ, «Севрыбфлотинспек- ция». Да мало ли еще «лазеек», «утечек», «кормушек» , ликви дировав которые, вполне м ож но снизить затраты и покрыть расходы, связанные с перево дом плавсостава на пятиднев- ку. Ну а если руководство Мин- рыбхоза и «Севрыбы» не спо собно отстоять интересы мо ряков, следует ставить вопрос о переводе всех работников отрасли на шестидневку, чтобы не было разницы между мо рем и берегом. А. МАКСИМОВ. УПС «Борис Сафонов». Дать слово врачам Предлагаю рядом с расчета ми экономистов по пятидневке поставить исследования тера певта, невропатолога, психоло га, социолога. И на основании их выводов обсчитать произ водительность труда отдохнув шего и уставшего человека. Наше мнение однозначно: мы только за пятидневку. Этот вопрос надо рассматри вать с позиции — человек и фонд зарплаты, а не наоборот. Н. БАДЯЕВ. ТР «Изумрудный берег». Коллективный К О Э Ф Ф И Ц И Е Н Т О ХО ЗРА С Ч ЕТ НЫ Х УЧАСТКАХ , созданных .на Мур- — майской судоверфи, еженедельник информировал чита телей Сейчас, пожалуй, с повестки дня уже снята дилемма «за» или «против». И хотя проходившее на судоверфи сове щание, посвященное этому методу, носило дискуссионный ха рактер, тем не менее новшество само по себе jOi-жденных противников не имело. Г МЫСЛ МЕТОДА ^ ПРОСТ: на бассейне ощущается значительный де фицит судоремонта, а потому не лучше ли будет объеди нить в одной бригаде силы экипажей и судоремонтников? И объединили. Навалились, что называется, всем миром, отремонтировали несколько кораблей, за счет досрочного окончания ремонта сэкономи ли сотни тысяч рублей. Такой коллективный под- особенно на первых по- стал некой палочкой- выручалочкой. Будущее же судоремонтники связывают с технологическими потоками, с агрегатным методом ремон та. Но и в будущем, думает ся, рядом с более прогрессив ными технологиями коллек тивный подряд, хозрасчетные участки должны занять до стойное место. Такова вкратце преамбу- ряд рах ла. Еще раз хочется подчерк нуть: антагонистов у хозрас четных участков нет. Однако же, поскольку дело это но вое, идеальные на бумаге взаимоотношения судовла дельцев и судоремонтников на практике стали .пробуксо вывать. Причины здесь раз ного характера — • и объек тивные и субъективные. К первым, скажем, относится недостаток опыта. Иллюстра цией ко вторым, к субъек тивным, могут послужить цифры, названные начальни ком механико-судовой служ бы тралового флота Н. Н. Мошковым: — Сначала, когда пошла речь о ремонте ВАТ «Гене рал Родимцев» производст венным хозрасчетным участ ком, я был горячим сторонни ком этого. После ремонта от ношение изменилось. Во-пер вых, непомерно высока цена 22 июля 1988 года ремонта. Во-вторых, увели чение договорного срока на 15 суток. Это — наши поте ри в” тысяч рублей. Ко личество труда не перешло в его качество. А потому — 12 суток нестабильной работы на промысле из-за неполЗ(цок. Сумма потерь возросла до 200 тысяч рублей. И последнее. Ремонт вели все вместе, одной бригадой. Моряки и судоремонтники. Поскольку моряки включа ются в штат судоверфи, то и зарплату получали там же. Каковы же суммы? Сначала У судоремонтников. У элект росварщика месячный зара боток 310 руб. 87 коп., I электромонтажника и у еле саря 3-го разряда — 27( руб. 66. коп., у судокорпус ника — 310 рублей. Tenepi заработок моряков, подчерки ваю, состоящих в одной под рядной бригаде. • У электро газосварщика — 167 руб. l j коп., у моториста первой класса — 160 руб. 14 коп. у матроса — 153 руб. И коп., у электромеханика - 221 руб. 06 коп. Итак, котел в бригад* один, а ложки, как вщцш, ; РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz