Рыбный Мурман. 1988 г. Июль.

Идеологическая работа: проблемы , поиски, раздумья 3 Курсом X IX Всесоюзной партконференции Считаю необходимым... Н е м е д л е н н о з а к р ы ВАТЬ ППАППЛИОТЙО предприятия, наносящие вред экологиче­ ской среде, до устранения от­ рицательных " последствий. Впредь строить предприятия с безотходной технологией производства, экологически безвредные. В. БАРКОВ, боцман. К АЖДОЙ ОТРАСЛИ на­ родного хозяйства раз­ работать и вынести на ши­ рокое обсуждение перспекти­ вы развития отрасли на бли­ жайший год. Провести Все- Начали Г НАЧАЛА Я РЕШИЛ , ^ что мои коллеги шу­ тят: взрослые люди стоят по­ среди дороги и оживленно объ­ ясняются на английском. Оказалось, нет. На лицах са­ мое серьезное выражение, и слова звучат об уважении, об успехах, о следующей, хоть и не скорой, но приятной встрече. Мои новые знакомые прощались по окончании кур­ са обучения языку. Для них за время, проведенное вместе, общение на английском ста­ ло естественным и уместным. Тридцать дней подряд каж­ дое утро они, капитаны и штурманы промысловых су­ дов, спешили в заочную шко­ лу моряков. Приходили сю­ да, конечно, не за тем, что­ бы прослушать лекции по ^тем атике и химии. Каждый 1 V 3 них в свое время закончил обучение в высшем или сред­ нем мореходном училищах. Здесь, в здании школы, нахо­ дится отделение факультета повышения квалификации МВИМУ — курсы иностран­ ных языков. Тринадцать человек пред­ ставили на курсах все фло- союзные партийно-хозяйст­ венные конференции по от­ раслям. И. ГРИГОРЕНКО, навигатор. ВЫ Д ВИЖ ЕН И Е РУКО- ВОДИТЕЛЕЙ на адми­ нистративную, хозяйствен­ ную. общественную работу проводить путем выдвижения кандидатур первичными тру­ довыми коллективами (уча­ сток, бригада, цех), затем должен быть конкурсный от­ бор в соответствии с законом. Важно, чтобы у руководства стояли компетентные, беско- Если ты — моряк с алфавита ты Северного бассейна. -Пер­ вое занятие преподаватель на­ чал с... алфавита. Очень не­ легко оказаться в роли уче­ ника после пяти— десяти лет плавания. Нередко приходи­ лось допоздна засиживаться за домашним заданием, встречать удивленные глаза детей: «Папа ходит в шко­ лу». Результаты не сразу, но сказались. К концу заня­ тий судоводители довольно бойко вели беседу с «иност­ ранными лоцманами», «пред­ ставителями агентирующих фирм», «таможенным офице­ ром». Именно эти темы были вынесены на экзамен. Старший помощник капи­ тана В. И. Боженко, работа­ ющий в Мурманском рыбак- колхозсоюзе, показал отлич­ ные знания. Капитан СРТ «Снежногорск» Архангель­ ского рыбакколхозсоюза А. К. Чернущенко и старший помощник капитана «Сев- рыбхолодфлота» В. Д. Пе­ рунков получили оценку «хо­ рошо». Но даже им. имею­ щим твердые знания, не приходится расслабляться, поскольку занятия на месяч- рыстные люди ленинского ти­ па. Выдвижение кандидатур на награждение государствен­ ными наградами и знаками .отличия должно производить­ ся первичными трудовыми коллективами, а представле­ ние на награждение утверж­ даться советом трудового коллектива. Для системы партийной, комсомольской учебы в ближайшее время необходимо издать полный курс действи­ тельной истории КПСС и ис­ тории ВЛКСМ, а также хре­ стоматии по этим дисципли­ нам. Б. ЯУЗАН, первый помощник капита­ на БМРТ «Семен Лапшен- ков». ных курсах — не самоцель, а лишь часть большой про- гпам 1 ы последовательного изучения языка моряками рыбопромысловых флотов. Для учащихся трехгодичных заочных курсов дни совмест­ ной учебы считаются устано­ вочной сессией: повторив грамматику, узнав много но­ вых слов, моряки получили главное — навыки самостоя­ тельного изучения языка. Те­ перь иа пути заочников бо­ лее сложная задача: освоение делового английского языка по тренировочным материа­ лам, учебникам. Вероятнее всего, делать это они будут в море, где сравнить ответы, правильность записей не у кого. Лишь один раз в пол- года, в сроки, предусмотрен­ ные учебным планом, моря­ ки будут приходить сюда, на курсы. Сдавать зачеты, за­ щищать выполненные конт­ рольные работы, консульти­ роваться. Счастливый финал ждет настойчивых только в девяностом году. Сейчас учебные классы не пустуют, их заняла очеред­ ная группа судоводителей. За три года курсы иностран­ ного языка пройдут более восьмисот человек... в. СОКОЛОВ, штурман. П ОСЛЕ окончания Архангельского ры ­ бопромышленного тех­ никума, 16 лет назад, пришел в траловый флот Виктор Никитович Шеян. За эти годы стал он классным специалистом, вырос до помощника ка ­ питана по производст­ ву. Человек по нату­ ре своей творческий, Виктор Никитович ста­ рается облегчить труд рыбака. На ППР «Пав­ лово» он, например, разработал и внедрил нож , типа мясорубки, для обрезки плавников. Около десяти лет Ш е ­ ян избирался председа­ телем профсоюзного к о ­ митета судна. Он много работает с молодежью , является пропаганди­ стом экономической учебы. Накануне Дня рыбак» кандидатура В. Н. Шеяна выдвинута на флотскую Доску почета. В. КОНОНОВ. Возвращаясь к напечатанному Не могу согласиться! п РИ ВСЕМ УВАЖЕНИИ к* автору материала «ТОЛЬКО СТЫД И СО ­ ВЕСТЬ МИЛЛИОНОВ» («РМ> № 20), известному мурманскому поэту В. Тимо­ фееву, не могу не высказать своих возражений на некото­ рые его размышления. На мой взгляд, в позиции автора просматривается опре­ деленное противоречие. Он прав, утверждая, что для ус­ пеха перестройки необходи­ мо, чтобы «стыд, совесть и достоинство миллионов нача­ ли действовать». Но какими же методами предлагается этого добиваться? Их смысл хорошо всем известен по пе­ риоду застоя и сводится к выражениям: держать! запре­ щать! не пущать! Принятие бесконечного чи­ сла целевых законов (В. Т. предлагает — закон о сфере духовной жизни и закон об экологии культур народов СССР) навряд ли поможет перестройке. Главным гаран­ том явятся демократизация и гласность. Законным же дол­ жно считаться все, что не противоречит духу перестрой­ ки и не тормозит прогресс нашего общества. Предлагаемые «постанов­ ка под сомнение тайны вкла­ да в сберкассе» и «запреще­ ние. как вредной, развращаю­ щей, деятельности всех лоте­ рей» не сулят ничего, кроме вреда. Неужели автор счита­ ет, что лучше, когда деньги укрываются в мешках.и сун­ дуках, а люди вместо без­ обидных лотерей играют на деньги в карты, бильярд, шахматы, наперстки и т. п.? А. КЛЮШИН, мурманчанин. / пропагандист v ЭКОНОМИЧЕСКИМВСЕОБУЧ: ПЕРВЫЕШАГИ Г 'ЕГОДНЯ, как никогда ^ за последние годы, большое внимание уделяется компетентности специалистов. Об этом нее, в принципе, го­ ворит и постановление ЦК КПСС «О перестройке систе­ мы политической и экономи­ ческой учебы трудящихся». Оно определило основные на­ правления работы по обнов­ лению содержания учебы, по укреплению ее связи с н^цзныо. С учетом этого до- ^Йшяются, конкретизируют­ ся, в соответствии со специ­ фикой работы флота, учеб­ ные планы изучаемых курсов. В текущем году совет по экономическому образованию будет переименован в совет по производственно-экономи­ ческому обучению. Преду­ сматривается создание школ социалистического хозяйство­ вания, производственно-эко­ номических семинаров. В одном из последних рей­ сов экипаж БМРТ «Никель» в качестве эксперимента за­ нимался в школах новых форм учебы. Судовые спе­ циалисты учились в произ­ водственно - экономическом семинаре, где пропагандистом был капитан-директор В. И. Баранов. В школе социали­ стического хозяйствования за­ нимались моряки рядового состава. На занятиях рассмат­ ривались технические, эконо­ мические, профессиональные вопросы. Эксперимент зало- >*ил определенную основу для соединения профессиональной учебы с экономической. За прошедший учебный год через систему профессиональ­ ного обучения с обязатель­ ным изучением экономики прошли 2627 моряков рядо­ вого состава. 961 специалист учился в институтах повыше­ ния квалификации Минрыб- хоза. на факультетах повы­ шения квалификации при ву­ зах и различных курсах. Использовались и другие формы учебы. Например, бы­ ли созданы три группы каче­ ства: на Б АТ «Командарм Щербаков», БМРТ «Верхо- вина *. ПСТ «Краснокгменск». Работают на флоте и три творческие группы, столь не­ обходимые в условиях хоз­ расчета: «Совершенствование структуры управления» (ру­ ководитель — зам. началь­ ника флота О. А. Никитин), «Совершенствование хозрас­ чета» (зам. начальника флота Ю. А. Зииьков). «Совершен­ ствование структуры механи­ ко-судовой службы» (глав­ ный инженер 10. И. Коно- шенко). Суть эксперимента заклю­ чается и в том, что состав­ ной частью учебных про­ грамм различных курсов под­ готовки повышения мастерст­ ва моряков рядового состава стали разделы экономических знаний.' В ходе перестройки уче­ бы больше внимания стало уделяться информированию флотских пропагандистов. Продолжает функциониро­ вать справочно-информацион­ ный центр. Он систематиче­ ски обновляется. Появились новые официальные материа­ лы с детальным анализом ра ­ боты флота. Перед активом постоянно выступают руко­ водители флота, специалисты экономических служб. Члены методсовета строят свою деятельность с учетом специфики работы Флота. Пропагандисты имеют воз­ можность всегда получать не- обходим ую помощь. При проведении консульта­ нт! с актизом особое внима­ нием обращается на вопросы применения в работе со слу­ шателями активных форм коллективного обсуждения: дискуссий, сопоставлений раз­ личных точек зрения, диспу­ тов, проблемного метода Ц т. д. При этом ставится за ­ дача — добиться, чтобы со ­ временные формы обучения прочно вошли в жизнь. Подобный опыт есть в кол­ лективах БАТ «Генерал Чи­ стяков», ППР «Ковдор», ПСТ «Зеленокумск», руково­ димых капитанами В. И. Бак­ лановым, В. М. Цымбалюком, Н. А. Ляпиным. Совет по экономическому образованию проявляет забо­ ту о совершенствовании ме­ тодов работы со слушателя­ ми. В частности, планируем к концу пятилетки перейти на решение конкретных произ­ водственных ситуации и ор ­ ганизацию деловых игр в школах и семинарах системы производственно - экономиче­ ского обучения. Для этого заключили договор о содру­ жестве с МВИМУ. Актуальная проблема мно­ готысячного коллектива тра­ лового флота — продолже­ ние работы по новым услови­ ям оплаты труда, хозрасчет и самофинансирование. По­ этому учебным планом преду­ смотрено изучение названных тем. С выходом в свет поста­ новления «О перестройке си­ стемы политической и эконо­ мической учебы трудящихся» качественно улучшилась ра­ бота с предложениями слуша­ телей. Члены методсовета при оказании помощи пропа­ гандистам обращали особое внимание на оперативное рас­ смотрение й принятие мер по реализации предложений слушателей по совершенство­ ванию производственно-фи1 нансовой деятельности, на систематическое информиро­ вание людей о принимаемых мерах. С начала года подано 267 предложений, 238 из ко­ торых внедрены. Но впереди много дел и.забот. Развивать, творческую инициативу, под­ держивать и помогать реали­ зовывать полезные идеи — в этом видят одну из основ­ ных задач пропагандисты, ор-‘ ганизаторы учебы. Проведена определенная' работа по подготовке к ново­ му учебному году. Рассмот­ рен на заседании совета воп­ рос структуры производствен­ но-экономического обучения, дана заявка на учебную ли­ тературу, произведены неко­ торые расчеты по оплате тру­ да преподавателей системы производственно - экономиче­ ской учебы. А. ШАБУНИН, зав. общественным кабине­ том по экономическому об ­ разованию тралфлота, пер­ вый помощ ник капитана.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz