Рыбный Мурман. 1988 г. Июль.

12 Социальная сфера К ОГДА на собраниях в трудовых коллективах обсуждается новая структура управления нашим рыбопро­ мышленны:»! бассейном, то не­ редко возникает вопрос: «А как она, эта структура, отра­ зится на удовлетворении со­ циальных запросов людей? Что изменится?» Вот об этом и хотелось бы сегодня расска­ зать. Уже па начальном этапе проработки было определено, что одним из основных тре­ бований к новой структуре уп­ равления должно быть уча­ стие в производственном про­ цессе творческих личностей. Людей, умеющих выдвинуть и поддержать свежую, ориги­ нальную идею, на каком бы посту они ни трудились, — от матроса до начальника флота. Но ведь развитие творческого потенциала кол­ лектива невозможно без со­ ответствующих социальных условий. Попросту говоря, до изобретений ли человеку, ког­ да у него голова болит со­ всем о другом —- о жилье, о здоровье или, например, о месте для ребенка в детском саду? Для изучения возникаю­ щих вопросов была создана специальная группа из работ­ ников предприятий, предста­ вителей партийных и проф­ союзных органов, ветеранов производства. Эта группа за­ нималась анализом социаль­ ных процессов, протекающих в трудовых коллективах, мас­ штабов их управляемости, оп­ ределяла пути решения проб­ лем. Результаты со Есей на­ глядностью показали, что на предприятиях, в бассейне в целом сколько-нибудь строй­ ной системы управления со­ циальными процессами нет, что должное взаимодействие между хозяйственными и об­ щественными органами в этих вопросах отсутствует. Мы не имеем комплексной про­ граммы удовлетворения за­ просов работников в жилье, отдыхе, культурном и фнзи- лечение людей, создавать не­ обходимые условия для отды­ ха. Нет целенаправленной работы с ветеранами произ­ водства. О них заботятся только когда сами они обра­ тятся за помощью. Вряд ли стоит перечислять прочие аспекты социальной сферы, которые были рас­ смотрены. Тем более что, ра­ зумеется, для моряков в этих комплексную программу ре­ шения острых проблем. Для того чтобы этими про­ цессами можно было эффек­ тивно управлять, а значит, и предвидеть назревающие трудности, вовремя прини­ мать меры для их устране­ ния, группа предложила со­ здать социальную службу объединенного флота. Основ­ ные се задачи: использование --- Фирма «Север». Какой ей быть? --- ВМЕСТЕ БУДЕТ ПРОЩЕ ческом развитии. 'Отсюда большая текучесть кадров, отсутствие стимулов для про­ фессионального развития и преемственности в труде, по­ вышение затрат на подготов­ ку и переподготовку работни­ ков. Отсюда, в конце концов, — падение престижа труда на предприятиях рыбной от­ расли. Группа проанализировала ситуацию в четырех мурман­ ских флотах. Цифры показа­ ли, что у каждого четвертого моряка нет нормальных усло­ вий для жизни на берегу. Нехватка мест в дошкольных учреждениях, базах летнего отдыха не позволяет активно привлекать женщин к произ­ водственной деятельности, осложняет организацию оздо­ ровления детей, их воспита­ ние. Недостаток мест в боль­ ницах, поликлиниках и оздо­ ровительных учреждениях мешает успешно проводить профилактику заболеваний, сведениях нет ничего нового. Очередь на жилье (около девяти тысяч по четырем флотам), очередь на детские дошкольные учреждения — все это видно невооружен­ ным глазом. Но группа оценивала ситуа­ цию с двух точек зрения. Как проще решать пробле­ мы: каждому ныне сущест­ вующему флоту в отдельно­ сти — или же, объединив усилия, в рамках одного флота? Вывод в общем та­ ков: вместе будет проще. Объединение средств, фондов предприятий обеспечит необ­ ходимую перспективу в уве­ личении строительства жилья, объектов лечебного и куль­ турно бытового назначения, позволит более последователь­ но проводить принцип соци­ альной справедливости в удовлетворении запросов лю­ дей. Объединение позволит создать систему управления социальными процессами, Факт и комментарий Портрет МЖК в интерьере Н ЕДАВНО государ ственная номиссия пр и н я л а два де­ в я т и э т а ж н ы х дома в 403-м м и к ­ рорайоне . Они ничем не выделяю тся в ин терьере д р у г и х домов. И все ж е они — не обы чны е . Возво­ дили и х бойцы с трои тел ьно го о тряда МЖ К . С ко л ь ко туда въедет семей, к а к о в и х состав, а т а кж е и о многом дру гом ра с с ка зы в а е т председатель М у р м а н с ко го МЖК Михаил ПАЙНИН. — Каждый дом имеет по 72 квартиры. Это ровно столько, сколько нужно нашим бойцам. У нас их 144 человека. У каждого (почти у каждо го ) — семья. Вместе с домочадцами — нас около 500 человек. Без исключения, все бойцы на пол­ тора года (а столько времени возводились эти дома) «пере­ квалифицировались» в строи­ телей. Средний возраст семьи — 28 лет. По 1—2 ребенка, причем второй ребенок у мно ­ гих появился в период строи­ тельства. Одна семья — с тре­ мя детьми. Есть у нас и холо­ стяки, 8 человек. Квартиры 1—2-комнатные. Трехкомнатных, к сожалению, нет. Следовательно, семьи с двумя ребятишками поедут в двухкомнатные квартиры, а с одним — в однокомнатные, что, конечно, немного омрача­ ет радость. Но люди идут и на это. У нас даже есть семьи, пожелавшие жить в одно ком ­ натной квартире с двумя ре ­ бятишками. В следующих двух домах (а молодежно-жилищный ком п ­ лекс включает в себя четыре дома и общественно-культур­ ный центр) уже будем строить 2—3-комнатные квартиры. С места события Что касается культурного центра (кстати, на него уйдет половина всех денег, предназ­ наченных для комплекса), то там будут универсальный спор ­ тивный зал с трибунами, еще два спортзала, сауна с бассей­ ном, зрительный зал на 500 мест, кафе, бар, видеосалон и многое другое... Отряд представляют три крупные организации: ВРПО «Севрыба», «Главмурманск- строй» и морское пароходст­ во. Из 144 человек — полови­ на севрыбовцев. Это все че­ тыре (траловый, объединение «Мурманрыбпром», управления «Севрыбхолодфлот» и «Сев- рыбпромразведка») флота, су­ доверфь, рыбокомбинат и рыбный порт. То есть — са­ мые крупные предприятия. Все организации предоставили на строительство МЖК более 11 миллионов рублей. Половина из них — из ВРПО «Севрыба». Хотим закончить весь комп ­ лекс к июлю 1990 года. З в у ч а т г а р м о н и ! D ПОМОРСКОМ МУЗЕЕ го- рода Колы я случайно оказался свидетелем состяза­ ния гармонистов и певцов на­ родных частушек и плясок, ор ­ ганизованного отделом куль­ туры колян. Что мы знаем сегодня о рус­ ской гармонии? На этот вопрос ответили организаторы культ- мероприятия Т. С. Новикова, Н. Н. Королева и Н. В. Алист­ ратова: — Завезена гармонь в Рос­ сию из Европы. Вельможи вы­ езжали на отдых со своими слугами. Однажды Иван Сизов из Тулы увидел гармонь на яр­ марке, не пожалел червонца, купил ее... Это из истории. Бо­ лее двадцати последних лет молчали запертые в чехлы гармони. Разбудили гармони­ стов братья Александр и Ген­ надий Заволокины — собира­ тели фольклора и композито ­ ры. ...И вот начался праздник. За­ играли гармони и аккордеоны в Поморском музее. Старина и современность, связь вре­ мен... Веселые напевы и ча­ стушки под гармони и баян. Даже балалайка прозвучала задорно, соперничая в удаль­ стве. Совсем молодые и пожи ­ лые певуньи подпевали зали­ хватским гармонистам. Более часа сплошного веселья. И слу­ шателей было немало. Нако­ нец, итог — вручение призов. В их числе гармонист из М ур - машей В. А. Кузнецов, И. М. Сержанова и ее дочь Оля из села Тулома, самая маленькая участница, трехгодовалая Маша Романова и ее бабушка В. А. Озерцова и другие... И конеч­ но же , виртуозная игра О. М. Москаленко — лауреата Первого и Второго Всесоюз­ ных фестивалей народного творчества — отличалась вы­ соким профессионализмом. Увиденное и услышанное в Поморском музее вернуло ме­ ня в далекое детство. М урман­ ские финны организовывали Летние праздники. Проводи­ лись они в дни, когда солнце в Заполярье не садится. В фин­ ском городе Рованиеми, кото ­ рый расположен на Полярном круге , такой праздник прово­ дится испокон веков. Предпринимались попытки в довоенные годы проводить такие праздники и на Коль­ ском полуострове. Об этом свидетельствуют архивные до ­ кументы. С. ЛОККО, наш внешт. корр . социальных резервов для по­ вышения производительности труда, изучение проблем — в том числе психологических — производства, быта и от­ дыха, разработка путей ре­ шения этих проблем. Короче говоря — улучшение усло­ вий труда и быта рыбаков и их семей. В составе службы преду­ сматриваются четыре отдела. Во-первых, отдел социально- психологических исследова­ ний. Так сказать, разведка, которая должна будет свое­ временно давать «информа­ цию к размышлению». З а ­ тем жилищно-бытовой отдел с двумя секторами: учета и распределения жилья, а так­ же использования жилищного фонда, детских дошкольных учреждений, домов отдыха и гостиниц. Отдел социальной заботы с четырьмя сектора­ ми, которые будут занимать­ ся ветеранами труда (пен­ сионерами), детьми работни­ ков, членов экипажей судов в районах промысла, быто­ выми услугами морякам ка берегу. И еще один отдел — обеспечения здоровья, включающий два сектора: медицинского лечения и оз­ доровительной работы. Все­ го в социальной службе, предполагается, будет заня­ то 55 человек. Кто-нибудь, возможно, скажет: ну вот, еще 55 на­ хлебников, еще один орган управления... Мало ли их и без того! Но, надеюсь, по­ пятно, что новый орган пред­ лагается создать не для то­ го, чтобы отгородиться от моряков. Наоборот: сотруд­ ники социальной службы обязаны будут заниматься самыми что ни на есть го­ рячими для каждого челове­ ка житейскими вопросами. Думаю, создание единой ч социальной службы пред­ приятия (а предлагаемая на­ ми схема годится и для бе­ реговых коллективов) — яв­ ление, необходимое и законо­ мерное. Современное пред­ приятие должно заниматься не только выпуском продук­ ции. Оно обязано целена­ правленно и комплексно ре­ шать проблемы, с которыми труженик сталкивается и за проходной. Без этого нельзя говорить о воспитании чело­ века, творчески относящего­ ся к своему делу. А хоз­ расчет, в свою очередь, не­ мыслим без труженика-твор- ца. Повторюсь: на любом месте. А. ВАСИЛЬЕВ, начальник отдела кадров к учебных заведений ВРПО «Севрыба». Слух не подтвердился П ом и ри ть ся бы с ж и л ь ц а м и . . . *1 8 июля 1988 года Г ОЛОС был скорее жалоб­ ным, • чем гневным: «Сколько будет продолжаться это безобразие? У нас в О к ­ тябрьском районе, напротив магазина «Колос», закрыли пункт приема стеклопосуды. Повесили объявление о сносе — и все. А куда теперь посу­ ду сдавать?» Думаю , что каждый мурман­ чанин поймет недоумение на­ шего читателя по этому, на первый взгляд, весьма незна­ чительному поводу. Пункты приема стеклопосуды в М ур ­ манске, что называется, «боль­ ное место», Их очень мало, да и часы работы не самые удоб­ ные. Люди вынуждены вы­ страиваться в огромные очере­ ди, чтобы сдать посуду. И в такой ситуации не открывается новый, а закрывается действо­ вавший приемный пункт! В чем же дело? ...Серый сарайчик произвел на меня, прямо скажем, уны­ лое впечатление. Наглухо за­ колоченные окна, двери, через несколько шагов начинается стройка. Чувствуется, что жизнь здесь давно затихла. «Пункт закрывается ввиду ликвидации. На основании постановления от 7.05.88 г. № 255-р „О сносе приемного пункта"», — гласит объявление на дверях. И боль­ ше никаких объяснений. «Ясность» внесла Г. А. Зори ­ на, директор магазина «Ко­ лос», к котором у прикреплен приемный пункт. — Уже неделю пункт прие­ ма работает по другом у адре­ су. На бывшей территории трест «Мурманскморстрой» со­ бирается строить дом . При­ шлось выехать. Правда, все это было очень неожиданно, «явоч­ ным» порядком : «Чтобы до 15 июня вас здесь не было!» Срочно нашли помещение, пе­ реехали, а сарайчик наш как стоял, так и стоит. Непонят­ но, к чему была такая спешка. Сейчас нам отдали помеще­ ние бывшего склада горпище- торга. Хорошее, просторное помещение, но в подъезде ж и ­ лого дома. Жильцы, естествен­ но, недовольны, жалуются. Я по-человечески их понимаю: жить в одном подъезде с пунктом приема стеклопосуды — приятного мало. Но раз уж так получилось, нужно же быть хоть немного терпимее. Доходит до того, что сдатчи­ ков оскорбляют, кричат, срьи вают объявления о р а б о т * приемного пункта... Помещение это — временное, на год-пол- тора. Как закончится строи­ тельство нового дома, мы по­ лучим там специальное поме­ щение. Если вы ждете описания субъектов сомнительного вида, стоящих в длиннющей очере­ ди сдавать бутылки, надеетесь увидеть пирамиду из пустых ящиков, то должна вас о го р ­ чить — ничего подобного не было. Обычный подъезд обыч­ ного дома. Очередь — 3 че­ ловека, все находятся в поме­ щении. Если бы не знала, что приемный пункт именно здесь, — вряд ли бы нашла. — Мы несколько раз вешали объявление о работе приемно­ го пункта — срывают, — гово­ рит мне Галина Алексеевна. — Но вы можете успокоить чи­ тателей. Приемный пункт рабо­ тает — пусть приходят. Новый адрес: улица Октябрьская, дом № 30. ^ Б. СТЕПАНОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz