Рыбный Мурман. 1988 г. Июль.
12 Социальная сфера К ОГДА на собраниях в трудовых коллективах обсуждается новая структура управления нашим рыбопро мышленны:»! бассейном, то не редко возникает вопрос: «А как она, эта структура, отра зится на удовлетворении со циальных запросов людей? Что изменится?» Вот об этом и хотелось бы сегодня расска зать. Уже па начальном этапе проработки было определено, что одним из основных тре бований к новой структуре уп равления должно быть уча стие в производственном про цессе творческих личностей. Людей, умеющих выдвинуть и поддержать свежую, ориги нальную идею, на каком бы посту они ни трудились, — от матроса до начальника флота. Но ведь развитие творческого потенциала кол лектива невозможно без со ответствующих социальных условий. Попросту говоря, до изобретений ли человеку, ког да у него голова болит со всем о другом —- о жилье, о здоровье или, например, о месте для ребенка в детском саду? Для изучения возникаю щих вопросов была создана специальная группа из работ ников предприятий, предста вителей партийных и проф союзных органов, ветеранов производства. Эта группа за нималась анализом социаль ных процессов, протекающих в трудовых коллективах, мас штабов их управляемости, оп ределяла пути решения проб лем. Результаты со Есей на глядностью показали, что на предприятиях, в бассейне в целом сколько-нибудь строй ной системы управления со циальными процессами нет, что должное взаимодействие между хозяйственными и об щественными органами в этих вопросах отсутствует. Мы не имеем комплексной про граммы удовлетворения за просов работников в жилье, отдыхе, культурном и фнзи- лечение людей, создавать не обходимые условия для отды ха. Нет целенаправленной работы с ветеранами произ водства. О них заботятся только когда сами они обра тятся за помощью. Вряд ли стоит перечислять прочие аспекты социальной сферы, которые были рас смотрены. Тем более что, ра зумеется, для моряков в этих комплексную программу ре шения острых проблем. Для того чтобы этими про цессами можно было эффек тивно управлять, а значит, и предвидеть назревающие трудности, вовремя прини мать меры для их устране ния, группа предложила со здать социальную службу объединенного флота. Основ ные се задачи: использование --- Фирма «Север». Какой ей быть? --- ВМЕСТЕ БУДЕТ ПРОЩЕ ческом развитии. 'Отсюда большая текучесть кадров, отсутствие стимулов для про фессионального развития и преемственности в труде, по вышение затрат на подготов ку и переподготовку работни ков. Отсюда, в конце концов, — падение престижа труда на предприятиях рыбной от расли. Группа проанализировала ситуацию в четырех мурман ских флотах. Цифры показа ли, что у каждого четвертого моряка нет нормальных усло вий для жизни на берегу. Нехватка мест в дошкольных учреждениях, базах летнего отдыха не позволяет активно привлекать женщин к произ водственной деятельности, осложняет организацию оздо ровления детей, их воспита ние. Недостаток мест в боль ницах, поликлиниках и оздо ровительных учреждениях мешает успешно проводить профилактику заболеваний, сведениях нет ничего нового. Очередь на жилье (около девяти тысяч по четырем флотам), очередь на детские дошкольные учреждения — все это видно невооружен ным глазом. Но группа оценивала ситуа цию с двух точек зрения. Как проще решать пробле мы: каждому ныне сущест вующему флоту в отдельно сти — или же, объединив усилия, в рамках одного флота? Вывод в общем та ков: вместе будет проще. Объединение средств, фондов предприятий обеспечит необ ходимую перспективу в уве личении строительства жилья, объектов лечебного и куль турно бытового назначения, позволит более последователь но проводить принцип соци альной справедливости в удовлетворении запросов лю дей. Объединение позволит создать систему управления социальными процессами, Факт и комментарий Портрет МЖК в интерьере Н ЕДАВНО государ ственная номиссия пр и н я л а два де в я т и э т а ж н ы х дома в 403-м м и к рорайоне . Они ничем не выделяю тся в ин терьере д р у г и х домов. И все ж е они — не обы чны е . Возво дили и х бойцы с трои тел ьно го о тряда МЖ К . С ко л ь ко туда въедет семей, к а к о в и х состав, а т а кж е и о многом дру гом ра с с ка зы в а е т председатель М у р м а н с ко го МЖК Михаил ПАЙНИН. — Каждый дом имеет по 72 квартиры. Это ровно столько, сколько нужно нашим бойцам. У нас их 144 человека. У каждого (почти у каждо го ) — семья. Вместе с домочадцами — нас около 500 человек. Без исключения, все бойцы на пол тора года (а столько времени возводились эти дома) «пере квалифицировались» в строи телей. Средний возраст семьи — 28 лет. По 1—2 ребенка, причем второй ребенок у мно гих появился в период строи тельства. Одна семья — с тре мя детьми. Есть у нас и холо стяки, 8 человек. Квартиры 1—2-комнатные. Трехкомнатных, к сожалению, нет. Следовательно, семьи с двумя ребятишками поедут в двухкомнатные квартиры, а с одним — в однокомнатные, что, конечно, немного омрача ет радость. Но люди идут и на это. У нас даже есть семьи, пожелавшие жить в одно ком натной квартире с двумя ре бятишками. В следующих двух домах (а молодежно-жилищный ком п лекс включает в себя четыре дома и общественно-культур ный центр) уже будем строить 2—3-комнатные квартиры. С места события Что касается культурного центра (кстати, на него уйдет половина всех денег, предназ наченных для комплекса), то там будут универсальный спор тивный зал с трибунами, еще два спортзала, сауна с бассей ном, зрительный зал на 500 мест, кафе, бар, видеосалон и многое другое... Отряд представляют три крупные организации: ВРПО «Севрыба», «Главмурманск- строй» и морское пароходст во. Из 144 человек — полови на севрыбовцев. Это все че тыре (траловый, объединение «Мурманрыбпром», управления «Севрыбхолодфлот» и «Сев- рыбпромразведка») флота, су доверфь, рыбокомбинат и рыбный порт. То есть — са мые крупные предприятия. Все организации предоставили на строительство МЖК более 11 миллионов рублей. Половина из них — из ВРПО «Севрыба». Хотим закончить весь комп лекс к июлю 1990 года. З в у ч а т г а р м о н и ! D ПОМОРСКОМ МУЗЕЕ го- рода Колы я случайно оказался свидетелем состяза ния гармонистов и певцов на родных частушек и плясок, ор ганизованного отделом куль туры колян. Что мы знаем сегодня о рус ской гармонии? На этот вопрос ответили организаторы культ- мероприятия Т. С. Новикова, Н. Н. Королева и Н. В. Алист ратова: — Завезена гармонь в Рос сию из Европы. Вельможи вы езжали на отдых со своими слугами. Однажды Иван Сизов из Тулы увидел гармонь на яр марке, не пожалел червонца, купил ее... Это из истории. Бо лее двадцати последних лет молчали запертые в чехлы гармони. Разбудили гармони стов братья Александр и Ген надий Заволокины — собира тели фольклора и композито ры. ...И вот начался праздник. За играли гармони и аккордеоны в Поморском музее. Старина и современность, связь вре мен... Веселые напевы и ча стушки под гармони и баян. Даже балалайка прозвучала задорно, соперничая в удаль стве. Совсем молодые и пожи лые певуньи подпевали зали хватским гармонистам. Более часа сплошного веселья. И слу шателей было немало. Нако нец, итог — вручение призов. В их числе гармонист из М ур - машей В. А. Кузнецов, И. М. Сержанова и ее дочь Оля из села Тулома, самая маленькая участница, трехгодовалая Маша Романова и ее бабушка В. А. Озерцова и другие... И конеч но же , виртуозная игра О. М. Москаленко — лауреата Первого и Второго Всесоюз ных фестивалей народного творчества — отличалась вы соким профессионализмом. Увиденное и услышанное в Поморском музее вернуло ме ня в далекое детство. М урман ские финны организовывали Летние праздники. Проводи лись они в дни, когда солнце в Заполярье не садится. В фин ском городе Рованиеми, кото рый расположен на Полярном круге , такой праздник прово дится испокон веков. Предпринимались попытки в довоенные годы проводить такие праздники и на Коль ском полуострове. Об этом свидетельствуют архивные до кументы. С. ЛОККО, наш внешт. корр . социальных резервов для по вышения производительности труда, изучение проблем — в том числе психологических — производства, быта и от дыха, разработка путей ре шения этих проблем. Короче говоря — улучшение усло вий труда и быта рыбаков и их семей. В составе службы преду сматриваются четыре отдела. Во-первых, отдел социально- психологических исследова ний. Так сказать, разведка, которая должна будет свое временно давать «информа цию к размышлению». З а тем жилищно-бытовой отдел с двумя секторами: учета и распределения жилья, а так же использования жилищного фонда, детских дошкольных учреждений, домов отдыха и гостиниц. Отдел социальной заботы с четырьмя сектора ми, которые будут занимать ся ветеранами труда (пен сионерами), детьми работни ков, членов экипажей судов в районах промысла, быто выми услугами морякам ка берегу. И еще один отдел — обеспечения здоровья, включающий два сектора: медицинского лечения и оз доровительной работы. Все го в социальной службе, предполагается, будет заня то 55 человек. Кто-нибудь, возможно, скажет: ну вот, еще 55 на хлебников, еще один орган управления... Мало ли их и без того! Но, надеюсь, по пятно, что новый орган пред лагается создать не для то го, чтобы отгородиться от моряков. Наоборот: сотруд ники социальной службы обязаны будут заниматься самыми что ни на есть го рячими для каждого челове ка житейскими вопросами. Думаю, создание единой ч социальной службы пред приятия (а предлагаемая на ми схема годится и для бе реговых коллективов) — яв ление, необходимое и законо мерное. Современное пред приятие должно заниматься не только выпуском продук ции. Оно обязано целена правленно и комплексно ре шать проблемы, с которыми труженик сталкивается и за проходной. Без этого нельзя говорить о воспитании чело века, творчески относящего ся к своему делу. А хоз расчет, в свою очередь, не мыслим без труженика-твор- ца. Повторюсь: на любом месте. А. ВАСИЛЬЕВ, начальник отдела кадров к учебных заведений ВРПО «Севрыба». Слух не подтвердился П ом и ри ть ся бы с ж и л ь ц а м и . . . *1 8 июля 1988 года Г ОЛОС был скорее жалоб ным, • чем гневным: «Сколько будет продолжаться это безобразие? У нас в О к тябрьском районе, напротив магазина «Колос», закрыли пункт приема стеклопосуды. Повесили объявление о сносе — и все. А куда теперь посу ду сдавать?» Думаю , что каждый мурман чанин поймет недоумение на шего читателя по этому, на первый взгляд, весьма незна чительному поводу. Пункты приема стеклопосуды в М ур манске, что называется, «боль ное место», Их очень мало, да и часы работы не самые удоб ные. Люди вынуждены вы страиваться в огромные очере ди, чтобы сдать посуду. И в такой ситуации не открывается новый, а закрывается действо вавший приемный пункт! В чем же дело? ...Серый сарайчик произвел на меня, прямо скажем, уны лое впечатление. Наглухо за колоченные окна, двери, через несколько шагов начинается стройка. Чувствуется, что жизнь здесь давно затихла. «Пункт закрывается ввиду ликвидации. На основании постановления от 7.05.88 г. № 255-р „О сносе приемного пункта"», — гласит объявление на дверях. И боль ше никаких объяснений. «Ясность» внесла Г. А. Зори на, директор магазина «Ко лос», к котором у прикреплен приемный пункт. — Уже неделю пункт прие ма работает по другом у адре су. На бывшей территории трест «Мурманскморстрой» со бирается строить дом . При шлось выехать. Правда, все это было очень неожиданно, «явоч ным» порядком : «Чтобы до 15 июня вас здесь не было!» Срочно нашли помещение, пе реехали, а сарайчик наш как стоял, так и стоит. Непонят но, к чему была такая спешка. Сейчас нам отдали помеще ние бывшего склада горпище- торга. Хорошее, просторное помещение, но в подъезде ж и лого дома. Жильцы, естествен но, недовольны, жалуются. Я по-человечески их понимаю: жить в одном подъезде с пунктом приема стеклопосуды — приятного мало. Но раз уж так получилось, нужно же быть хоть немного терпимее. Доходит до того, что сдатчи ков оскорбляют, кричат, срьи вают объявления о р а б о т * приемного пункта... Помещение это — временное, на год-пол- тора. Как закончится строи тельство нового дома, мы по лучим там специальное поме щение. Если вы ждете описания субъектов сомнительного вида, стоящих в длиннющей очере ди сдавать бутылки, надеетесь увидеть пирамиду из пустых ящиков, то должна вас о го р чить — ничего подобного не было. Обычный подъезд обыч ного дома. Очередь — 3 че ловека, все находятся в поме щении. Если бы не знала, что приемный пункт именно здесь, — вряд ли бы нашла. — Мы несколько раз вешали объявление о работе приемно го пункта — срывают, — гово рит мне Галина Алексеевна. — Но вы можете успокоить чи тателей. Приемный пункт рабо тает — пусть приходят. Новый адрес: улица Октябрьская, дом № 30. ^ Б. СТЕПАНОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz