Рыбный Мурман. 1988 г. Июль.

10 Путевые заметки (часть первая) В НАЧАЛЕ ИЮНЯ в Петрозаводске стартовала экспедиция «Помор­ ский коч», организованная журналом ЦК ВЛКСМ «Вокруг света». Ее участни­ ки предполагали пройти маршрутом древних мореходов и достичь берегов Кольского залива, оставив за кормой воды О нежско го озера и Кемские шхе­ ры, Соловецкие острова и горло Белого моря. Впрочем, главной особенностью пла­ нируемого плавания был не сам марш­ рут, а судно, на котором вышли в море энтузиасты из Карелии, Мурманска и Коми АССР. Восемь лет потребовалось членам научно-спортивного клуба «По­ лярный Одиссей» при Карельском отде­ ле Северного филиала Географического общества СССР, составившим основной экипаж, чтобы не только во ссо зд ав утраченные чертежи, но и построить но ­ водел средневекового коча. Судна, на котором поморы в XV—XVI веках совер­ шали арктические плавания. Одним из участников экспедиции был наш корреспондент Виктор ГЕОРГИ. Предлагаем вашему вниманию его путе­ вые заметки. Маршрутом д р е в тельные суда-инроги, украшенные го­ левой лося, в каменных рисунках Бе­ сова носа. До 24-х гребцов можно на­ считать на их судах, а нас на «П о­ море» почти в два раза меньше — одиннадцать. Да и то сказать — мно­ говато. На подобных ночах экипажем в 4— 6 человек ходили поморы на Матку — Новую Землю, на Ба­ тюшку Грумант — Шпицберген. Учи­ тывали все — чтобы скорость была и В морях арктических не сгинуть, что­ бы было куда добытые моржовый зуб, рыбу и зверя сложить. И самим от­ дохнуть-сосиуть часок-другой... Обстоятельства диктовали древнему мастеру выбор формы судна. В старо­ давние времена в арктических походах почти неизбежно приходилось зимо­ вать на необитаемых островах. И ма­ лая осадка, плоскодонность кочей по- С КАЖУ СРАЗУ : осуществить за­ думанное нам не удалось. Триж­ ды экипаж пытался пройти Беломор­ ское горло — трижды встречные се­ верные ветры играючи отбрасывали коч назад, в море. Упрямый и злой норд-ост заставлял менять курс, ухо- дить-прятаться за скалистым Зимним берегом Двинской губы. Обидно. И как здесь не вспомнить многовековой опыт поморов, записавших в своих книгах-лоциях такие слова: «Веспою и летом наибольшую непогоду в Бе­ лом море разводит ветер-полуночник. Из океана ударит в горловину, что в трубу, вырвется, катит взводень...». Но одно дело читать эти строки в ти­ ши городских библиотек, и совсем другое — испытать на себе преврат­ ности плавания, когда под ногами тон­ кая дощатая палуба двенадцатиметро­ вого коча, а не стальной корпус сов­ ременного судна с загнанными внутрь тысячами «лошадьми» послушного во­ ле человека дизеля. Когда над голо­ вой не освещенные электрическим све­ том надежные переборки каюты, а лишь постанывающая, испытываемая на прочность мачта со звенящим от натуги парусом. И это еще полбеды: при очередной попытке пробиться на коче в Баренцево море волной вырва­ ло и унесло перо руля — вот когда положение действительно было крайне сложным. Однако отданный во власть ветров и течений, перехлестываемый с борта на борт, наш «Помор» все же выдержал натиск стихии, полностью доказав преимущества своей конструк­ ции. Без киля, при всего метровой осадке яйцевидная форма коча позво­ лила ему, скользя и крутясь между гребнями волн, удержаться на пла­ ву... Не стану забегать вперед. Думаю, что читателям «Рыбного Мурмана» будет небезынтересно вместе с эки­ пажем пройти Онежским озером, на одном из островов которого взметнула к небу все свои двадцать две главы Спасо-Преображенская церковь, этот уникальный памятник не только рус­ ского деревянного зодчества, но и на­ шей духовной культуры. Кстати ска­ зать, среди участников экспедиции был и мастер-реставратор музея «Ки­ жи» Юрий Наумов. Правда, на коче он выполнял более прозаические обя­ занности начпрода... Или побывать на удивительных Ку­ зовах — небольших живописных ост­ ровах в Кемских шхерах, где разбро­ саны таинственные языческие капи­ ща — «сейды». Или вместе с сотрудниками Инсти­ тута археологии и НИИ культуры Академии наук СССР приступить к составлению свода памятников Соло­ вецкого архипелага. Для этих целей на островах было оставлено для помо­ щи ученым второе судно нашей экспе­ диции — малый рыболовный бот «Ис­ катель». Или погостить у Почетного гражда­ нина Архангельска девяностотрехлет­ ней Ксении Петровны Гемп, которая рассказала экипажу коча о своих встречах с легендарными первооткры­ вателями Арктики Георгии Седове и Владимире Русанове. Или... Главное же, мне хочется са­ мому себе ответить на один отнюдь не простой вопрос: «Что влечет нас, людей конца XX века, пускаться в плавания на самодельных деревянных судах? Что заставляет годами гото­ виться к подобным походам и осуще­ ствлять их, используя куцые отпуск­ ные недели?» Трудно ответить однозначно. Для этого надо бы рассказать о каждом, кто составил команду, а если уж еле- Ж довать старой терминологии, то дру­ жину, ватагу, артель коча «Помор» под руководством его капитана-корм- щика Виктора Дмитриева. Выпуск­ ник физико-математического факуль­ тета Петрозаводского пединститута, он несколько лет работал в различ- мореходов ных научных организациях, а послед­ нее время полностью посвятил себя моделированию маршрутов старинных поморских судов, будучи преподавате­ лем Карельского республиканского До­ ма техники системы профтехобразо­ вания. По внутрисудовому расписа­ нию мне, гребцу-веселыцику экспе­ диции, довелось вместе с Дмитрие­ вым нести «капитанскую» вахту — с 12 до 16 часов и с 0 до 4 утра. Так что времени для обстоятельного раз­ говора было предостаточно. И ТАК, в первых числах нюня за кормой коча «Помор» осталась Петрозаводская губа Онежского озе­ ра. А вместе с ней напряженные дни и месяцы подготовки к экспедиции. Вернее — годы, потому что вот уже десять лет подряд выходят ребята в Беломорье, чтобы не только вдоволь хлебнуть морской романтики, но еще и еще раз на практике проверить по крупицам собранные секреты утрачен­ ного было мастерства поморских судо­ строителей и мореплавателей. На озере штиль. И если на широте Мурманска хозяйничает полярный день, то здесь в полночь раскаленный диен солнца на глазах сползает к ед­ ва различимому берегу, над которым провисли легкие длинные облака. И кажется, что это не солнце вошло в облака, а современный авиалайнер по­ шел на посадку и через минуту уже скрылся, оставив на горизонте лишь причудливо изогнутые облака- крылья../ Интересно, а с чем сравнили бы этот закат древние мореходы? С го­ рящим в последних лучах светила крылом чайки? Или со спинным плав­ ником сопровождающей судно белу- ови? Где-то там, на северо-западном по­ бережье, остался по курсу Олене- островский могильник, донесший до наших времен следы материальной культуры неолитических охотников Беломорья. Людей, которые несколь­ ко тысячелетий назад вот так же шли на байдарах по Онежскому озеру-мо­ рю от одного его берега к другому, запечатлев свои довольно-таки вместн- зволяли выволакивать их на лед, од­ нако при переходе по чистой воде вы­ являли и ряд неудобств — валкость, плохую управляемость при крупной зыби. Этот недостаток мореходных свойств, как утверждают специалисты, неизбежен для всех судов, приспособ­ ленных для ледового плавания. В ПЕРВЫХ Ж Е по ход а х по Бело- м ор ью мы по няли , что н е во зм ож ­ но будет воссоздать д ре вний ко ч , не у я с н и в до мелочей не т о л ь ко условия плавания , но и бы т, ж и з н ь поморов , — р а с с ка зы в а е т В и к т о р Дм и три ев . — По­ на чал у дум али , что л иш ь в Беломорсне и А р х а н ге л ь с к е с тр ои л и с ь р ан ьш е боль ­ шие м ор с ки е суда . Но оназалось , ч то по всему побереж ью ш и ли сь и ш н я н и , и лодьи , и ёлы . И в наж дой деревне ма ­ стер пр и в н о сил свои не по в торимы е эле ­ менты в это древнее ремесло . Разработали девять вариан тов чер те ­ ж е й . О становились на одном , но я не м о гу у тв е рж д а т ь н а в е р н я ка , что им енно тан , а не иначе вы глядел п ом о р с ки й к о ч . Хотя на уче ном совете И н с ти ту та ар хе о ло ги и А ка д ем и и н а у к СССР, где мне довелось вы с т у п а т ь , работа кл уб а пол учила в ы с о к ую о ц е н к у специалистов . В о -первы х , удалось собра ть воедино ценны е для н а у к и м атериалы , составлен ­ ные и з а р х и в н ы х д а н ны х , из во спом ина ­ ний с та р ож ил о в , из анали за п о д н я ты х с м о р с ко го дна останнов судов . В о -в торы х , воссоздали о б л и к с та р и н н о го ко ч а , сде­ лали не модель, а е го новодел. В -тре ть ­ и х , мы провели м ор с ки е и с пы та н и я и в с л о ж ны х п о го д ны х у с л о в и я х пр ош л о го года д о ка за ли о тлич ны е мореходные к а ­ чества ко ча . С ке п ти ка м ж е м о гу с ка з а т ь одно : по ­ пр об уй те п о в т о р и т ь у ж е пройде нны й на ­ ми п у ть . И тольно то гда , выйдя в море на д в у х с т а р и н н ы х с уд а х , м ож но будет с р а в н и ть , о це н и ть — у к о го по л учило сь лучш е ... Дмитриев рассказывает, а я вспо­ минаю наш поход по Беломорью двух­ годичной давности, когда, оставив па­ русно-моторное судно «Полярный Одиссей» на Терском берегу, было ре­ шено сушей добраться до Варзуги. По пути остановились на речной тоне Колониха, посмотрели, как колхозни­ ки выбирают из невода очередной улов. Там же встретились и с одним из варзужских рыбаков, который как раз в то лето в свободное от работы время шил себе карбас. Помню, что капитана крайне заинтересовали мно­ гие мелкие подробности строительст­ ва лодки, однако особого внимания к технологии работ он не проявил. Де­ ло в том, что карбас, как я уже сей­ час понимаю, шился гладью, то есть доски клались ребром к ребру, а у коча обшивка идет внакрой — кромка на кромку. Благодаря это­ му на Белом море и возник совершенно новый, нигде не извест­ ный ранее тип корабля — ледовое судно с прочным яйцевидным корпу­ сом и срезанными в виде салазок но­ сом и кормой. Следует заметить, что шить гладью было в несколько раз проще и бы­ стрее. Именно поэтому Петр I в свое время издал указ, в котором запре­ тил строительство кочей — все новые суда сжигались, а ослушники выпла­ чивали в казну штрафы. Царю нуж­ но было за несколько лет обзавестись значительным количеством боеспособ­ ных фрегатов и галиотов... Так за два с половиной столетия были утеряны секреты древних мастеров. Почти на­ всегда — если бы не энтузиасты из Карелии. Хотя до XV III века на кочах «бежали под парусом» и «ходили гребью» по неласковым северным во­ дам карелы и русские — отважные мореходы, искусно строившие надеж­ ные и прочные суда. Повсеместно на Руси знали об изумительном потомст­ венном искусстве "поморов. Например, англичанин Стивен Бэрроу, посетив­ ший Русский Север в середине XV I века, написал: «Русские — смелые и хорошие мореходы, и у них были су­ да, которые шли скорее английских». Кстати сказать, в отличие от тех­ нологии работ оснастка коча чрезвы­ чайно проста. Даже мне, в общем-то /далекому от практического мореплава­ ния и не увлекающемуся парусным спортом человеку, удавалось вполне сносно выполнять команды кормщика. О ДНАКО вернемся на борт се­ годняшнего коча «Помор», пересекающего Онежское озеро, что­ бы войти в шлюзы Беломорканала. K j концу нашей первой ночной «-капитан­ ской» вахты, к четырем часам утра, над горизонтом вновь показался яр­ кий, наливающийся краснотой диск солнца — теперь уже над северо-во­ сточным побережьем. К этому време­ ни мы успели заполнить холодной онежской водой питьевой бак — во­ дой свежей и вкусной, в чем не раз пришлось убедиться за недели плава­ ния. И «завести» единственный на борту «паровой двигатель» — судо­ вой самовар. Можно было будить сле­ дующую вахту, а самим спускаться в кубрик-кухарню, названную так по­ морами за устроенную в ней печь, ис­ пользуемую как для приготовления пи­ щи, так и для обогрева команды. В уютную, пахнущую смолой и свежим деревом кухарню с подвешенным по­ середине на железных цепях общим столом. Нам всем еще предстоит убе­ диться в разумности даже таких ме­ лочей —- при качке кружка с горячим чаем стояла на столе как приклеен­ ная... НА СНИМКАХ: коч «Помор» (про­ ходит в узкости между остро­ вами); кормщик Виктор Дмитриев. (П род олж е ние следует). 8 мюля 1988 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz