Рыбный Мурман. 1988 г. Июль.
10 Путевые заметки (часть первая) В НАЧАЛЕ ИЮНЯ в Петрозаводске стартовала экспедиция «Помор ский коч», организованная журналом ЦК ВЛКСМ «Вокруг света». Ее участни ки предполагали пройти маршрутом древних мореходов и достичь берегов Кольского залива, оставив за кормой воды О нежско го озера и Кемские шхе ры, Соловецкие острова и горло Белого моря. Впрочем, главной особенностью пла нируемого плавания был не сам марш рут, а судно, на котором вышли в море энтузиасты из Карелии, Мурманска и Коми АССР. Восемь лет потребовалось членам научно-спортивного клуба «По лярный Одиссей» при Карельском отде ле Северного филиала Географического общества СССР, составившим основной экипаж, чтобы не только во ссо зд ав утраченные чертежи, но и построить но водел средневекового коча. Судна, на котором поморы в XV—XVI веках совер шали арктические плавания. Одним из участников экспедиции был наш корреспондент Виктор ГЕОРГИ. Предлагаем вашему вниманию его путе вые заметки. Маршрутом д р е в тельные суда-инроги, украшенные го левой лося, в каменных рисунках Бе сова носа. До 24-х гребцов можно на считать на их судах, а нас на «П о море» почти в два раза меньше — одиннадцать. Да и то сказать — мно говато. На подобных ночах экипажем в 4— 6 человек ходили поморы на Матку — Новую Землю, на Ба тюшку Грумант — Шпицберген. Учи тывали все — чтобы скорость была и В морях арктических не сгинуть, что бы было куда добытые моржовый зуб, рыбу и зверя сложить. И самим от дохнуть-сосиуть часок-другой... Обстоятельства диктовали древнему мастеру выбор формы судна. В старо давние времена в арктических походах почти неизбежно приходилось зимо вать на необитаемых островах. И ма лая осадка, плоскодонность кочей по- С КАЖУ СРАЗУ : осуществить за думанное нам не удалось. Триж ды экипаж пытался пройти Беломор ское горло — трижды встречные се верные ветры играючи отбрасывали коч назад, в море. Упрямый и злой норд-ост заставлял менять курс, ухо- дить-прятаться за скалистым Зимним берегом Двинской губы. Обидно. И как здесь не вспомнить многовековой опыт поморов, записавших в своих книгах-лоциях такие слова: «Веспою и летом наибольшую непогоду в Бе лом море разводит ветер-полуночник. Из океана ударит в горловину, что в трубу, вырвется, катит взводень...». Но одно дело читать эти строки в ти ши городских библиотек, и совсем другое — испытать на себе преврат ности плавания, когда под ногами тон кая дощатая палуба двенадцатиметро вого коча, а не стальной корпус сов ременного судна с загнанными внутрь тысячами «лошадьми» послушного во ле человека дизеля. Когда над голо вой не освещенные электрическим све том надежные переборки каюты, а лишь постанывающая, испытываемая на прочность мачта со звенящим от натуги парусом. И это еще полбеды: при очередной попытке пробиться на коче в Баренцево море волной вырва ло и унесло перо руля — вот когда положение действительно было крайне сложным. Однако отданный во власть ветров и течений, перехлестываемый с борта на борт, наш «Помор» все же выдержал натиск стихии, полностью доказав преимущества своей конструк ции. Без киля, при всего метровой осадке яйцевидная форма коча позво лила ему, скользя и крутясь между гребнями волн, удержаться на пла ву... Не стану забегать вперед. Думаю, что читателям «Рыбного Мурмана» будет небезынтересно вместе с эки пажем пройти Онежским озером, на одном из островов которого взметнула к небу все свои двадцать две главы Спасо-Преображенская церковь, этот уникальный памятник не только рус ского деревянного зодчества, но и на шей духовной культуры. Кстати ска зать, среди участников экспедиции был и мастер-реставратор музея «Ки жи» Юрий Наумов. Правда, на коче он выполнял более прозаические обя занности начпрода... Или побывать на удивительных Ку зовах — небольших живописных ост ровах в Кемских шхерах, где разбро саны таинственные языческие капи ща — «сейды». Или вместе с сотрудниками Инсти тута археологии и НИИ культуры Академии наук СССР приступить к составлению свода памятников Соло вецкого архипелага. Для этих целей на островах было оставлено для помо щи ученым второе судно нашей экспе диции — малый рыболовный бот «Ис катель». Или погостить у Почетного гражда нина Архангельска девяностотрехлет ней Ксении Петровны Гемп, которая рассказала экипажу коча о своих встречах с легендарными первооткры вателями Арктики Георгии Седове и Владимире Русанове. Или... Главное же, мне хочется са мому себе ответить на один отнюдь не простой вопрос: «Что влечет нас, людей конца XX века, пускаться в плавания на самодельных деревянных судах? Что заставляет годами гото виться к подобным походам и осуще ствлять их, используя куцые отпуск ные недели?» Трудно ответить однозначно. Для этого надо бы рассказать о каждом, кто составил команду, а если уж еле- Ж довать старой терминологии, то дру жину, ватагу, артель коча «Помор» под руководством его капитана-корм- щика Виктора Дмитриева. Выпуск ник физико-математического факуль тета Петрозаводского пединститута, он несколько лет работал в различ- мореходов ных научных организациях, а послед нее время полностью посвятил себя моделированию маршрутов старинных поморских судов, будучи преподавате лем Карельского республиканского До ма техники системы профтехобразо вания. По внутрисудовому расписа нию мне, гребцу-веселыцику экспе диции, довелось вместе с Дмитрие вым нести «капитанскую» вахту — с 12 до 16 часов и с 0 до 4 утра. Так что времени для обстоятельного раз говора было предостаточно. И ТАК, в первых числах нюня за кормой коча «Помор» осталась Петрозаводская губа Онежского озе ра. А вместе с ней напряженные дни и месяцы подготовки к экспедиции. Вернее — годы, потому что вот уже десять лет подряд выходят ребята в Беломорье, чтобы не только вдоволь хлебнуть морской романтики, но еще и еще раз на практике проверить по крупицам собранные секреты утрачен ного было мастерства поморских судо строителей и мореплавателей. На озере штиль. И если на широте Мурманска хозяйничает полярный день, то здесь в полночь раскаленный диен солнца на глазах сползает к ед ва различимому берегу, над которым провисли легкие длинные облака. И кажется, что это не солнце вошло в облака, а современный авиалайнер по шел на посадку и через минуту уже скрылся, оставив на горизонте лишь причудливо изогнутые облака- крылья../ Интересно, а с чем сравнили бы этот закат древние мореходы? С го рящим в последних лучах светила крылом чайки? Или со спинным плав ником сопровождающей судно белу- ови? Где-то там, на северо-западном по бережье, остался по курсу Олене- островский могильник, донесший до наших времен следы материальной культуры неолитических охотников Беломорья. Людей, которые несколь ко тысячелетий назад вот так же шли на байдарах по Онежскому озеру-мо рю от одного его берега к другому, запечатлев свои довольно-таки вместн- зволяли выволакивать их на лед, од нако при переходе по чистой воде вы являли и ряд неудобств — валкость, плохую управляемость при крупной зыби. Этот недостаток мореходных свойств, как утверждают специалисты, неизбежен для всех судов, приспособ ленных для ледового плавания. В ПЕРВЫХ Ж Е по ход а х по Бело- м ор ью мы по няли , что н е во зм ож но будет воссоздать д ре вний ко ч , не у я с н и в до мелочей не т о л ь ко условия плавания , но и бы т, ж и з н ь поморов , — р а с с ка зы в а е т В и к т о р Дм и три ев . — По на чал у дум али , что л иш ь в Беломорсне и А р х а н ге л ь с к е с тр ои л и с ь р ан ьш е боль шие м ор с ки е суда . Но оназалось , ч то по всему побереж ью ш и ли сь и ш н я н и , и лодьи , и ёлы . И в наж дой деревне ма стер пр и в н о сил свои не по в торимы е эле менты в это древнее ремесло . Разработали девять вариан тов чер те ж е й . О становились на одном , но я не м о гу у тв е рж д а т ь н а в е р н я ка , что им енно тан , а не иначе вы глядел п ом о р с ки й к о ч . Хотя на уче ном совете И н с ти ту та ар хе о ло ги и А ка д ем и и н а у к СССР, где мне довелось вы с т у п а т ь , работа кл уб а пол учила в ы с о к ую о ц е н к у специалистов . В о -первы х , удалось собра ть воедино ценны е для н а у к и м атериалы , составлен ные и з а р х и в н ы х д а н ны х , из во спом ина ний с та р ож ил о в , из анали за п о д н я ты х с м о р с ко го дна останнов судов . В о -в торы х , воссоздали о б л и к с та р и н н о го ко ч а , сде лали не модель, а е го новодел. В -тре ть и х , мы провели м ор с ки е и с пы та н и я и в с л о ж ны х п о го д ны х у с л о в и я х пр ош л о го года д о ка за ли о тлич ны е мореходные к а чества ко ча . С ке п ти ка м ж е м о гу с ка з а т ь одно : по пр об уй те п о в т о р и т ь у ж е пройде нны й на ми п у ть . И тольно то гда , выйдя в море на д в у х с т а р и н н ы х с уд а х , м ож но будет с р а в н и ть , о це н и ть — у к о го по л учило сь лучш е ... Дмитриев рассказывает, а я вспо минаю наш поход по Беломорью двух годичной давности, когда, оставив па русно-моторное судно «Полярный Одиссей» на Терском берегу, было ре шено сушей добраться до Варзуги. По пути остановились на речной тоне Колониха, посмотрели, как колхозни ки выбирают из невода очередной улов. Там же встретились и с одним из варзужских рыбаков, который как раз в то лето в свободное от работы время шил себе карбас. Помню, что капитана крайне заинтересовали мно гие мелкие подробности строительст ва лодки, однако особого внимания к технологии работ он не проявил. Де ло в том, что карбас, как я уже сей час понимаю, шился гладью, то есть доски клались ребром к ребру, а у коча обшивка идет внакрой — кромка на кромку. Благодаря это му на Белом море и возник совершенно новый, нигде не извест ный ранее тип корабля — ледовое судно с прочным яйцевидным корпу сом и срезанными в виде салазок но сом и кормой. Следует заметить, что шить гладью было в несколько раз проще и бы стрее. Именно поэтому Петр I в свое время издал указ, в котором запре тил строительство кочей — все новые суда сжигались, а ослушники выпла чивали в казну штрафы. Царю нуж но было за несколько лет обзавестись значительным количеством боеспособ ных фрегатов и галиотов... Так за два с половиной столетия были утеряны секреты древних мастеров. Почти на всегда — если бы не энтузиасты из Карелии. Хотя до XV III века на кочах «бежали под парусом» и «ходили гребью» по неласковым северным во дам карелы и русские — отважные мореходы, искусно строившие надеж ные и прочные суда. Повсеместно на Руси знали об изумительном потомст венном искусстве "поморов. Например, англичанин Стивен Бэрроу, посетив ший Русский Север в середине XV I века, написал: «Русские — смелые и хорошие мореходы, и у них были су да, которые шли скорее английских». Кстати сказать, в отличие от тех нологии работ оснастка коча чрезвы чайно проста. Даже мне, в общем-то /далекому от практического мореплава ния и не увлекающемуся парусным спортом человеку, удавалось вполне сносно выполнять команды кормщика. О ДНАКО вернемся на борт се годняшнего коча «Помор», пересекающего Онежское озеро, что бы войти в шлюзы Беломорканала. K j концу нашей первой ночной «-капитан ской» вахты, к четырем часам утра, над горизонтом вновь показался яр кий, наливающийся краснотой диск солнца — теперь уже над северо-во сточным побережьем. К этому време ни мы успели заполнить холодной онежской водой питьевой бак — во дой свежей и вкусной, в чем не раз пришлось убедиться за недели плава ния. И «завести» единственный на борту «паровой двигатель» — судо вой самовар. Можно было будить сле дующую вахту, а самим спускаться в кубрик-кухарню, названную так по морами за устроенную в ней печь, ис пользуемую как для приготовления пи щи, так и для обогрева команды. В уютную, пахнущую смолой и свежим деревом кухарню с подвешенным по середине на железных цепях общим столом. Нам всем еще предстоит убе диться в разумности даже таких ме лочей —- при качке кружка с горячим чаем стояла на столе как приклеен ная... НА СНИМКАХ: коч «Помор» (про ходит в узкости между остро вами); кормщик Виктор Дмитриев. (П род олж е ние следует). 8 мюля 1988 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz