Рыбный Мурман. 1988 г. Июль.

8 Из истории судоремонта на Мурмане Е СТЬ при входе в Коль­ ский залив Торос-ост­ ров. После изгнания интер­ вентов в 1920 году здесь жи­ ли всего две семьи. Были еще землянки — их занима­ ли польские рыбаки в весен­ не-летний период промысла. Летом 1924 года на Торос- острове застучали топоры, за­ визжали пилы — началось строительство сетевязальной мастерской <Севгосрыбтре- ста». Жили сетявязы па не­ большом парусном судне... Но мой рассказ — о судо­ ремонте. А он в те годы так­ же только организовывался на Мурмане. Правда, г. ста­ новищах Терпберке и Порт- Владимнре, а также в Алек- сандровске (ныне Полярный) были кустарные мастерские, но им явно не под силу был ремонт даже мелких деревян­ ных судов. С 1 декабря 1924 года начала функционировать Мурманская судоверфь — это были ее первые шаги. Вот в этой обстановке и ро­ дилась мысль создать на То­ рос-острове мастерские для ремонта мелкой промысловой «посуды» и ёл и карбасов. Сначала и для «цеха» ис­ пользовали парусное судно, отслужившее свой срок. На берегу поставили навес — это было рабочее место для ремонта мелких судов. А потом их и строить стали здесь. В связи с расширени­ ем производства, для рабо­ чих еще одно судно оборудо­ вали под жилье'. Но это мно­ гих, особенно семейных, не устраивало — в 1928 году был построен первый двух­ этажный дом. 17 ноября 1930 года на за­ седании Мурманской окруж­ ной плановой комиссии было принято решение о строи­ тельстве порта и судоремонт­ ных мастерских на Торос- острове. В архиве сохранил­ ся документ об этом. Потреб­ ность в такой базе назрела. Если в 1930 году в колхозах Полярного района насчиты­ валось 12 мотоботов, то к концу 1933-го их число вы­ росло в четыре раза. 17 ноября 1930 года — день рождения Торосоостров­ ских судоремонтных мастер­ ских, то есть нынешнего СРЗ-2 объединения «Мур­ манская судоверфь». Об этом и пойдет речь. Бухта Торос-острова пред­ ставляет надежную стоянку для судов. О первых шагах к созданию мастерских я уже сказал. Вскоре построили'два больших дома каркасного ти­ па (засыпные), а также руб­ леное деревянное здание ма­ стерских. Отопление было печное, освещение — кероси­ новыми лампами и фонаря­ ми. Даже патрон первого сверлильного станка приво­ дился в движение вручную — другой энергии не было... Но вот станочный участок оснастили четырьмя стары­ ми, иностранного происхож­ дения, токарными станками, сверлильным, поставили наж­ дачное точило — появилась трансмиссия, станки получи­ ли ременный привод от нее. Вся эта система работала от 12-сильного движка «В оз ­ рождением. Для освещения поставили небольшой генера­ тор постоянного тока, кото­ рый вращался от той же трансмиссии. Такими были первые шаги нового пред­ приятия. Но вот срубили деревян­ ное здание электростанции — в нем установили одно­ цилиндровый дизельный дви­ гатель мощностью 45 лоша­ диных сил, с генератором пе­ ременного тока 127 вольт. Агрегат поставила фирма «Отто-Дейтц», монтаж обо­ рудования и ввод его в эксп­ луатацию осуществлялись под надзором и по рекомен­ дациям представителей фир­ мы. В предновогоднюю ночь 1932 года в домах станови­ ща зажглись электролампоч­ ки. Это был праздник! Еще бы — на краю света, на по­ роге сурового моря Баренца, Требовался ремонт корпу­ са судна — жди отлива: ни­ каких судоподъемных при­ способлений не было. По­ грузка-выгрузка, транспор­ тировка деталей:, различных грузов вручную, в лучшем случае — " лошадка поможет. Сообщение с Полярным и Мурманском — водным путем. Для этого у мастер­ ских были катер «Торос > (10 пассажиров) и мотобот «Голубка» (мощность двига­ телей, соответственно. 6 и 45 лошадиных сил). Пассажирское сообщение осуществлялось старым па­ ровым буксиром «Уна», а с 1936 года — и пароходом «Ястреб». МАСТЕРСКИЕ РОСЛИ . Литейка появилась, а с нею и цветное литье, без ко­ торого судоремонт немыс­ лим. Затем — термическая обработка деталей, более со ­ вершенная заливка подшип­ ников. Быстро рос и мелкий ры­ боловный флот. Только в в том числе —- частные до­ лю. Но теснота была ужас­ ная — молодежь сегодня не поверит: в одной комнате жи­ ли по 2— 3 семьи. Появились клуб, школа, столовая, мага­ зин — поселок торосоостров­ ских судоремонтников обу­ страивался. Пекарня, мед­ пункт, баня, почта — все это давалось с немалым тру­ дом. Но дело требовало, а жить на берегу океана без хотя бы минимальных удобств невозможно... К 1937 году в становище Торос-остров проживало около 600 чело­ век*, в том числе — до 120 судоремонтников. Т РУДИЛИСЬ люди, как говорится, с полной от­ дачей — не считаясь со вре­ менем, особенно в период подготовки судов к весенне- летнему прибрежному лову. Но, кроме труда обществен­ ного. немало делалось и для своих семей. Строительство жилья, заготовка топлива на длинную зиму, ловля рыбы в заливе — добывали столько, что часть улова сдавали на в маленьком поселке вспых­ нуло зарево будущего! Но жизнь и работа на производстве (так говорили тогда) все еще были трудны­ ми. Строили, например, при­ чал. Сваи забивали «бабой» — пятипудовым чурбаном, который поднимали несколь­ ко рабочих атлетического сложения. Правда, для уста­ новки свай в вертикальное положение умельцы сооруди­ ли деревянный передвижной копер. Доски для пастила то­ же вручную пилили. Бревна крепились на высоких коз­ лах, один пильщик вставал вверху, другой — внизу. Большой продольной пилой — нелегкий труд! — пиль­ щики распластывали бревна. Об этом сегодня уже забыли — механические пилорамы разделывают лес на доски и брус любого размера... Кузницу соорудили, при­ способления для гнутья труб и заливки подшипников баб­ битом — все это предельно простое, лучше сказать — примитивное. Но надо рабо­ тать, ремонтировать суда — «шевели мозгами»! Шеве­ лили, правда, не всегда удач­ но. Например, надоело с пи­ лить доски, бревна вручную — циркульную пилу к 4,5- сильному движку приспо­ собили. До первой серьезной травмы. Потом <•агрегат» за­ претили. 1930 году рыбаки получили 108 деревянных мотоботов. Мощность двигателей «под­ скочила» от 6 до 75 лошади­ ных сил. Сами суда совер­ шенствовались — получила широкое распространение «Касатка» конструктора Ва­ сильева. Это многоцелевое рыболовное судно стало ос­ новным на прибрежном про­ мысле вплоть до начала пя­ тидесятых годов. Промысло­ вое оборудование на малых судах состояло из лебедки с цепным или ременным при­ водом — она использовалась для выборки яруса и сетей. А вот электрооборудования тогда еще не было. Сложностей в судоремон­ те хватало. Требовалось мно­ го слесарей. Сначала привле­ кались мотористы с судов, часть рабочих перевели из Териберки и Полярного. По­ том нашли выход — оргна- бор в северных областях и средней полосы, где были предприятия судоремонта и судостроения. Для семей, приезжавших по оргнабору (но вербовке, как тогда го­ ворили), предоставляли боль­ шие льготы: ссуды на по­ стройку жилья и приобрете­ ние скота, внеочередное по­ ступление детей в различ­ ные учебные заведения, осво­ бождение призывников от службы. Так была решена пробле­ ма кадров. Строилось жилье, приемные пункты — факто­ рии. Заготавливали грибы и ягоды. Некоторые жители держали домашних живот­ ных — для них требовалось запастись на зиму кормом. Забот у северян в те годы, было, конечно, значительно больше. Такой была жизнь — трудной, но интересной. Досуг был организован­ ный. В клубе «крутили» фильмы. Еще" немые. Текст читал кто-нибудь из зрите­ лей, у кого дикция, по мне­ нию зрителей, была подходя­ щей. Да и не все были гра­ мотными... Танцы под баян или патефон. Большой кол­ лектив художественной само­ деятельности ставил пьесы. Популярностью пользовались хор, танцоры. Коллектив с успехом выступал и в других становищах. Громкие читки газет при­ влекали немало слушателей:. В 1933 году заработал радио­ узел. Динамиков в жилых помещениях не было — их установили в одном из цехов, на почте, в конторе, крас­ ном уголке, 2 громкоговори­ теля — на улице... Слушать передачи из Москвы многие приходили в красный уголок. Велась активная идеологи­ ческая работа. Партийная и комсомольская ячейки были малочисленны, но отличались боевитостью. А время этого и требовало. Индустриализа­ ция, коллективизация — этим жили все. Сохранились имена многих активистов. Среди них были Александр Живодеров, Евгений Прилуц- кий, Иван Щепетов. На их счету немало добрых дел, вы­ пуск хорошей стенгазеты, на­ пример. В почете был спорт, осо­ бенно — лыжный, в котором запевалой выступал токарь А. П. Смирнов. Он же ока­ зался заядлым яхтсменом — и яхта была, и на гребных судах торосоостровцы сорев­ новались. В 1934 году был совершен даже шлюпочный переход до Мурманска и об­ ратно — много ли таких со­ ревнований сегодня? Активно действовал сель­ совет. Он во многом помогал мастерским и жителям посел­ ка. На заседание Совета вы­ носились такие вопросы, как* обеспечение судоремонтников д . материалами, распределение жилья, работа торговли, бла­ гоустройство становища и т. д. Делались запросы и в вышестоящие органы — по­ мочь в решении той или иной проблемы. С момента организации Торосоостровских мастерских коллектив их возглавил А. Я. Васильев, который вложил много сил в становление это­ го небольшого, но такого нужного рыбакам Мурмана предприятия. Затем «У руля» было еще несколько руково­ дителей, а в конце 1935 го­ да и до сентября 1937 года директором мастерских был С. М. Голубев. Много технических работ­ ников и рабочих проявили себя положительно в органи­ зации судоремонта. Среди активных производственни­ ков тогда нередко называл­ ся слесарь Александр Ки­ риллович Куколев. Ему 4 ц мая 1933 года была вруче­ на Почетная грамота. Ее вы­ полнил ...местный художник на обороте морской карты (вероятно, лучше бумаги не нашлось). Среди ударников можно назвать Н. М. Андро­ нова, А. Д. Живодерова, Ф . А. Коваленко, П. П. Ще- петова, В. И. Белякова, А. С. Лебедева, А. Ф . Москвина, П. И. Рыжова, М. В. и А. В. Игумновых, А. И. Смирнова, А. В. Сычева и многих дру­ гих тружеников мастерских. В любую погоду и время су­ ток (в период отливов и при­ ливов) судоремонтники То­ рос-острова готовили суда для работы на промысле. Трудились по-стахановски! В 1937 году Торосоостров­ ские судоремонтные мастер­ ские были перебазированы на Абраммыс. Началась но^ф вая страница в жизни кол­ лектива. В. СЫРОПОРШНЕВ, ветеран СРЗ-2 объединения «Мурманская судоверфь». :'.^v- у • •>' : I Нет, это не Торос -остров , но и за пе ­ ч а тл е н ны х на с н и м к а х причало в и це ­ хо в А б р а м м ы с с к и х с уд ор ем он тны х ма­ с т е р с к и х не со хра нил о сь . Сегодня на их месте ж еле зобе тонны е п р и ча л ь ны е с те н ки и кам е н ны е к о р п у с а СРЗ-2 объ ­ единения «М у рм а н с ка я судоверфь» . 8 июля 1908 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz