Рыбный Мурман. 1988 г. Июль.
8 Из истории судоремонта на Мурмане Е СТЬ при входе в Коль ский залив Торос-ост ров. После изгнания интер вентов в 1920 году здесь жи ли всего две семьи. Были еще землянки — их занима ли польские рыбаки в весен не-летний период промысла. Летом 1924 года на Торос- острове застучали топоры, за визжали пилы — началось строительство сетевязальной мастерской <Севгосрыбтре- ста». Жили сетявязы па не большом парусном судне... Но мой рассказ — о судо ремонте. А он в те годы так же только организовывался на Мурмане. Правда, г. ста новищах Терпберке и Порт- Владимнре, а также в Алек- сандровске (ныне Полярный) были кустарные мастерские, но им явно не под силу был ремонт даже мелких деревян ных судов. С 1 декабря 1924 года начала функционировать Мурманская судоверфь — это были ее первые шаги. Вот в этой обстановке и ро дилась мысль создать на То рос-острове мастерские для ремонта мелкой промысловой «посуды» и ёл и карбасов. Сначала и для «цеха» ис пользовали парусное судно, отслужившее свой срок. На берегу поставили навес — это было рабочее место для ремонта мелких судов. А потом их и строить стали здесь. В связи с расширени ем производства, для рабо чих еще одно судно оборудо вали под жилье'. Но это мно гих, особенно семейных, не устраивало — в 1928 году был построен первый двух этажный дом. 17 ноября 1930 года на за седании Мурманской окруж ной плановой комиссии было принято решение о строи тельстве порта и судоремонт ных мастерских на Торос- острове. В архиве сохранил ся документ об этом. Потреб ность в такой базе назрела. Если в 1930 году в колхозах Полярного района насчиты валось 12 мотоботов, то к концу 1933-го их число вы росло в четыре раза. 17 ноября 1930 года — день рождения Торосоостров ских судоремонтных мастер ских, то есть нынешнего СРЗ-2 объединения «Мур манская судоверфь». Об этом и пойдет речь. Бухта Торос-острова пред ставляет надежную стоянку для судов. О первых шагах к созданию мастерских я уже сказал. Вскоре построили'два больших дома каркасного ти па (засыпные), а также руб леное деревянное здание ма стерских. Отопление было печное, освещение — кероси новыми лампами и фонаря ми. Даже патрон первого сверлильного станка приво дился в движение вручную — другой энергии не было... Но вот станочный участок оснастили четырьмя стары ми, иностранного происхож дения, токарными станками, сверлильным, поставили наж дачное точило — появилась трансмиссия, станки получи ли ременный привод от нее. Вся эта система работала от 12-сильного движка «В оз рождением. Для освещения поставили небольшой генера тор постоянного тока, кото рый вращался от той же трансмиссии. Такими были первые шаги нового пред приятия. Но вот срубили деревян ное здание электростанции — в нем установили одно цилиндровый дизельный дви гатель мощностью 45 лоша диных сил, с генератором пе ременного тока 127 вольт. Агрегат поставила фирма «Отто-Дейтц», монтаж обо рудования и ввод его в эксп луатацию осуществлялись под надзором и по рекомен дациям представителей фир мы. В предновогоднюю ночь 1932 года в домах станови ща зажглись электролампоч ки. Это был праздник! Еще бы — на краю света, на по роге сурового моря Баренца, Требовался ремонт корпу са судна — жди отлива: ни каких судоподъемных при способлений не было. По грузка-выгрузка, транспор тировка деталей:, различных грузов вручную, в лучшем случае — " лошадка поможет. Сообщение с Полярным и Мурманском — водным путем. Для этого у мастер ских были катер «Торос > (10 пассажиров) и мотобот «Голубка» (мощность двига телей, соответственно. 6 и 45 лошадиных сил). Пассажирское сообщение осуществлялось старым па ровым буксиром «Уна», а с 1936 года — и пароходом «Ястреб». МАСТЕРСКИЕ РОСЛИ . Литейка появилась, а с нею и цветное литье, без ко торого судоремонт немыс лим. Затем — термическая обработка деталей, более со вершенная заливка подшип ников. Быстро рос и мелкий ры боловный флот. Только в в том числе —- частные до лю. Но теснота была ужас ная — молодежь сегодня не поверит: в одной комнате жи ли по 2— 3 семьи. Появились клуб, школа, столовая, мага зин — поселок торосоостров ских судоремонтников обу страивался. Пекарня, мед пункт, баня, почта — все это давалось с немалым тру дом. Но дело требовало, а жить на берегу океана без хотя бы минимальных удобств невозможно... К 1937 году в становище Торос-остров проживало около 600 чело век*, в том числе — до 120 судоремонтников. Т РУДИЛИСЬ люди, как говорится, с полной от дачей — не считаясь со вре менем, особенно в период подготовки судов к весенне- летнему прибрежному лову. Но, кроме труда обществен ного. немало делалось и для своих семей. Строительство жилья, заготовка топлива на длинную зиму, ловля рыбы в заливе — добывали столько, что часть улова сдавали на в маленьком поселке вспых нуло зарево будущего! Но жизнь и работа на производстве (так говорили тогда) все еще были трудны ми. Строили, например, при чал. Сваи забивали «бабой» — пятипудовым чурбаном, который поднимали несколь ко рабочих атлетического сложения. Правда, для уста новки свай в вертикальное положение умельцы сооруди ли деревянный передвижной копер. Доски для пастила то же вручную пилили. Бревна крепились на высоких коз лах, один пильщик вставал вверху, другой — внизу. Большой продольной пилой — нелегкий труд! — пиль щики распластывали бревна. Об этом сегодня уже забыли — механические пилорамы разделывают лес на доски и брус любого размера... Кузницу соорудили, при способления для гнутья труб и заливки подшипников баб битом — все это предельно простое, лучше сказать — примитивное. Но надо рабо тать, ремонтировать суда — «шевели мозгами»! Шеве лили, правда, не всегда удач но. Например, надоело с пи лить доски, бревна вручную — циркульную пилу к 4,5- сильному движку приспо собили. До первой серьезной травмы. Потом <•агрегат» за претили. 1930 году рыбаки получили 108 деревянных мотоботов. Мощность двигателей «под скочила» от 6 до 75 лошади ных сил. Сами суда совер шенствовались — получила широкое распространение «Касатка» конструктора Ва сильева. Это многоцелевое рыболовное судно стало ос новным на прибрежном про мысле вплоть до начала пя тидесятых годов. Промысло вое оборудование на малых судах состояло из лебедки с цепным или ременным при водом — она использовалась для выборки яруса и сетей. А вот электрооборудования тогда еще не было. Сложностей в судоремон те хватало. Требовалось мно го слесарей. Сначала привле кались мотористы с судов, часть рабочих перевели из Териберки и Полярного. По том нашли выход — оргна- бор в северных областях и средней полосы, где были предприятия судоремонта и судостроения. Для семей, приезжавших по оргнабору (но вербовке, как тогда го ворили), предоставляли боль шие льготы: ссуды на по стройку жилья и приобрете ние скота, внеочередное по ступление детей в различ ные учебные заведения, осво бождение призывников от службы. Так была решена пробле ма кадров. Строилось жилье, приемные пункты — факто рии. Заготавливали грибы и ягоды. Некоторые жители держали домашних живот ных — для них требовалось запастись на зиму кормом. Забот у северян в те годы, было, конечно, значительно больше. Такой была жизнь — трудной, но интересной. Досуг был организован ный. В клубе «крутили» фильмы. Еще" немые. Текст читал кто-нибудь из зрите лей, у кого дикция, по мне нию зрителей, была подходя щей. Да и не все были гра мотными... Танцы под баян или патефон. Большой кол лектив художественной само деятельности ставил пьесы. Популярностью пользовались хор, танцоры. Коллектив с успехом выступал и в других становищах. Громкие читки газет при влекали немало слушателей:. В 1933 году заработал радио узел. Динамиков в жилых помещениях не было — их установили в одном из цехов, на почте, в конторе, крас ном уголке, 2 громкоговори теля — на улице... Слушать передачи из Москвы многие приходили в красный уголок. Велась активная идеологи ческая работа. Партийная и комсомольская ячейки были малочисленны, но отличались боевитостью. А время этого и требовало. Индустриализа ция, коллективизация — этим жили все. Сохранились имена многих активистов. Среди них были Александр Живодеров, Евгений Прилуц- кий, Иван Щепетов. На их счету немало добрых дел, вы пуск хорошей стенгазеты, на пример. В почете был спорт, осо бенно — лыжный, в котором запевалой выступал токарь А. П. Смирнов. Он же ока зался заядлым яхтсменом — и яхта была, и на гребных судах торосоостровцы сорев новались. В 1934 году был совершен даже шлюпочный переход до Мурманска и об ратно — много ли таких со ревнований сегодня? Активно действовал сель совет. Он во многом помогал мастерским и жителям посел ка. На заседание Совета вы носились такие вопросы, как* обеспечение судоремонтников д . материалами, распределение жилья, работа торговли, бла гоустройство становища и т. д. Делались запросы и в вышестоящие органы — по мочь в решении той или иной проблемы. С момента организации Торосоостровских мастерских коллектив их возглавил А. Я. Васильев, который вложил много сил в становление это го небольшого, но такого нужного рыбакам Мурмана предприятия. Затем «У руля» было еще несколько руково дителей, а в конце 1935 го да и до сентября 1937 года директором мастерских был С. М. Голубев. Много технических работ ников и рабочих проявили себя положительно в органи зации судоремонта. Среди активных производственни ков тогда нередко называл ся слесарь Александр Ки риллович Куколев. Ему 4 ц мая 1933 года была вруче на Почетная грамота. Ее вы полнил ...местный художник на обороте морской карты (вероятно, лучше бумаги не нашлось). Среди ударников можно назвать Н. М. Андро нова, А. Д. Живодерова, Ф . А. Коваленко, П. П. Ще- петова, В. И. Белякова, А. С. Лебедева, А. Ф . Москвина, П. И. Рыжова, М. В. и А. В. Игумновых, А. И. Смирнова, А. В. Сычева и многих дру гих тружеников мастерских. В любую погоду и время су ток (в период отливов и при ливов) судоремонтники То рос-острова готовили суда для работы на промысле. Трудились по-стахановски! В 1937 году Торосоостров ские судоремонтные мастер ские были перебазированы на Абраммыс. Началась но^ф вая страница в жизни кол лектива. В. СЫРОПОРШНЕВ, ветеран СРЗ-2 объединения «Мурманская судоверфь». :'.^v- у • •>' : I Нет, это не Торос -остров , но и за пе ч а тл е н ны х на с н и м к а х причало в и це хо в А б р а м м ы с с к и х с уд ор ем он тны х ма с т е р с к и х не со хра нил о сь . Сегодня на их месте ж еле зобе тонны е п р и ча л ь ны е с те н ки и кам е н ны е к о р п у с а СРЗ-2 объ единения «М у рм а н с ка я судоверфь» . 8 июля 1908 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz