Рыбный Мурман. 1988 г. Июль.

4 Люди рыбацкого Севера ЭЯ «Почему я работаю о море» ж н [АВЕРНОЕ, каждый из нас на­ блюдал такую картину: соберут­ ся в кружок ветераны, «старые мор­ ские волки» и, вспомнив свои первые рейсы, обязательно посетуют, что «молодежь не та, что раньше, пошла» — и работают с прохладцей, и моря не любят, в рейсы ходят только за «длинным рублем», потому-то и на флоте надолго не задерживаются. Спорить тут бесполезно — вряд ли переубедишь. Поэтому лучше позна­ комьтесь с Владимиром Нечаевым, самым обыкновенным, среднестатисти­ ческим рыбаком, работает он в трало­ вом флоте вторым штурманом. — Сам я из Херсона, но уже счи­ таю себя мурманчанином. В 1980 го­ ду окончил Херсонское мореходное училище и попал сюда, в тралфлот, по распределению. Вот приняли меня бойцом МЖК, значит, буду строить в Мурманске квартиру, перевезу сюда жену и сына, поступлю в МВИМУ на заочное — короче, пущу корни. Как объяснить, почему я хожу в море? Мне просто нравится. В детст­ ве все мечтали о белоснежных пару­ сах, ясное дело. Я после школы рабо­ тал токарем самого низкого разряда на заводе карданных валов в Херсо­ не. Пойми правильно: в судоводители пошел не потому, что работа чистая, с бумажками. Работу рыбака особо-то чистой не назовешь/Я не могу объяс­ нить, за что ее люблю, знаю, но объ­ яснить не могу. Мне нравится быть с людьми, узнавать их. Работа рыбака — ловить рыбу. И, если я делаю это хорошо, у меня от­ личное настроение. Мне нравится это дело: искать, ловить — я приношу пользу. И, конечно, хоть чуть-чуть, но должна быть и романтика. Ведь море — это не просто много воды: здесь такие закаты, ночи, рассветы — передать очень трудно. Работать очень тяжело, иногда не хватает сил подняться наверх. Знаю ребят, кото­ рые почти не выходят на палубу по­ смотреть на то, что вокруг. А море очень красивое, особенно в южных широтах, небо на экваторе — просто невозможной голубизны. Или, наобо­ рот — айсберги. Тому, кто их не ви­ дел, трудно объяснить. Есть очень красивые: подсвеченная солнцем ледя­ ная глыба ярко-синего цвета. Но насколько «хватает» айсбергов и пингвинов? Все зависит от человека, есть такие, кто ставит себе цель — заработать 5 или 10 тысяч. «Сколо­ тил» их — для него больше ничего не существует, такие люди списыва­ ются с флота сразу. Конечно, мы хо­ дим в море зараоатызать, а не смот­ реть на небо и пингвинов. Но и без этого, мне кажется, нельзя. Если по­ теряешь и это, — в море тогда очень тяжело. Не стоит с придыханием ворковать: «Море — это прекрасно». Если бы довелось агитировать школьников, я бы им такие слова побоялся говорить — они уже не такие, как мы. намно­ го практичнее. Трудно их убедить в том, что море — это не просто вода и то, что под ней, это что-то большее. Для этого, наверное, нужно быть не­ множко Александром Грином. А я бы рассказал им об одном рейсе. Мы тог­ да четыре месяца не получали писем из дома. Работали в Южной Атланти­ ке, а транспорт с почтой пошел в Тихий океан не через пролив Дрейка. а Па­ намским каналом. Письма вернулись в Мурманск, потом мы убежали в другой район, «к черту на кулички». И когда наконец получили письма, надо было посмотреть на людей, сто­ явших за ними в очереди... Конечно, это плохо, но это был большой эмо­ циональный стресс. Да, я рассказал бы школьникам о том, как стоишь на вахте с только что полученным письмом и просто до не­ возможности хочется его прочитать, й Г достанешь, пробежишь начало и пря­ чешь в карман. А после вахты в каю­ те внимательно прочтешь — и как будто встретился с домом. Ну что, теперь понятно, почему я хожу в море? Записал П. БОЛЫЧЕВ. НА СНИМКЕ: штурман В. НЕЧАЕВ. Фото В. КОРЕЦКОГО. Его главная специальность •V . .........-................. <" ' у ГАВРИЛЫ ДМИТРИЕВИЧА Лозюка морской стаж девятнад- J цать лет. Из них девять лет подряд он работает на ППР «Магнит». Своей главной специальностью считает матросскую. Но однажды вышли в море без механика-наладчика, и Гаврила Дмитриевич успешно справился с обязанностью этого специали­ ста. Случалось ему поработать и машинистом рыбомучной уста­ новки. Опытный матрос имеет немало поощрений как по судну, так и по флоту. Его портрет на судовой Д оске почета, а вот этот мне было поручено сделать на общефлстскую накануне Дня ры­ бака. В. КОНОНОВ. Р Ы Б А Ц К А Я С М Е Н А П ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК мы вспоминаем не только рыбаков, но и тех, кто помогает им на берегу. В железнодорожном хозяйстве порта более 20 лет трудится В. г. Галкин — машинист тепловоза. Наш корреспондент Е. Се- ничееа несколько часов «поработала» вместе с ним. « 76-й ЕЖЕГОДНО 300—320 третье- курсников профессио­ нально-технического училища № 6 проходят практику на су­ дах «Севрыбхолодфлота», «Мурманрыбпрома», Беломор­ ской базы гослова, «Севрыб- промразведки», базового тра­ лового флота, «Союзморгео», на спасателях рыбного порта. Молодые повары-пекари, матросы-мотористы, судовые электрики ходят в визирован­ ные рейсы и многие из них настолько надежно и доброт­ но выполняют свои обязанно­ сти, что после полугодовой практики получают отличные оценки. Хорош ие , сердечные о тно ­ ш ения с кла ды ваю тся у у ч и л и , ща с се ктором п о д го то в ки ка д ­ ров «Севрыбхолодфлота» . Здесь и собрания с родителями п р о ­ водятся, и беседы, и работа с ка п и т а н а м и . И не сл учай но ны нче 127 у ч ащ и х с я бороздят моря и о кеа ны на т р а н с п о р т ­ н ы х р еф риж ер а тор а х э то го флота. Надо с ка за ть , что и э к и п а ж и судов о к р у ж а ю т в ы п у с к н и к о в у чи л ищ а теплом и заботой . Та ­ ки е о тнош ения с клады вались не ср а зу . Бывало р ан ьш е не ­ понимание , сл учал и сь недора ­ з ум ени я ... Сейчас полож ение зна чи те л ь но изменилось к л у ч . ш ему. И это не замедлило с к а ­ за ться — где ребят х о рош о вс тречаю т , там они с радостью и тр уд я тся . В праздничный день мы благодарим всех, кто приложил немало усилий для организа­ ции и качественного проведе­ ния производственной практи­ ки наших курсантов, нашей рыбацкой смены. По поручению третьего курса А. СТРЕКАЧЕВА, ЧЕНКО. мастеров СПТУ-6 Р. ЛЮБ- — Эх, сегодня ты настоя­ щей работы и не увидишь... Мало работы-то. Рыбаки гово­ рят: не сезон. Тебе по весне или осенью приходить надо. Вот тогда дел хоть отбавляй, перекурить некогда. Ну да ладно, садись. Вон мой «само- катик» стоит, тот, что помень­ ше. Здесь, значит, и работаем. К Д ню рыбака, говоришь, статья будет? А чего ж про нас? Мы ж не рыбаки вроде, но и не железнодорожники уже. Впрочем, рыбакам без нас не обойтись, в порту мы тоже люди не последние. Так. Сей­ час едем за пустыми вагонами. Это возле рыбокомбината. Сей­ час, конечно, там не то рыб­ ное царство. Обычно едешь мимо — огромные палту­ сы, зубатки. А знаешь, метро­ вых в магазинах и не брали: куда их, все выбирали по­ меньше. Теперь — наоборот, выбирают побольше. Тпру-у... Сейчас не отвлекать: вагоны цепляем... Мы с «самокатом» своим, можно сказать, ровесники. Нет, не по возрасту. Работаем в порту один срок. Я 20 лет назад сюда с «железки» при­ шел, и тепловоз этот, новень­ кий, тогда прислали. Вот с тех пор и катаемся вместе. «Само­ кат» почему? Да я и не знаю. Как увидел его, так сразу и назвал «самокатом». Может, по­ тому, что маленький? С ж еле з ­ ной дороги я ушел вовсе не потому, что мере потянуло. Моря-то я с детства насмотрел­ ся, вырос как-никак здесь. Д ру гое меня потянуло — семья. Это, сама понимаешь, дело серьезное. Зачем м о ­ таться, дома бывать урывка­ ми? Сынозья (у меня их двое) без тебя растут. Им ж е без отцовского глаза никак нельзя. Вот поэтому и решил. В зар­ плате потерял немного, но д у ­ маю, что стоит того. А вооб ­ ще часто вспоминаю «боль­ шую» дорогу . Все же с ней связано. Молодость, учеба. Я ж учился в железнодорожно - технической школе во Ржеве. Ну, ничего не поделаешь, жизнь. — 76-й слушает... Так, теперь слушает...» этот порожняк на холодильник покатим, загружать его будут. Что ж , поехали! Колесо? То, что посередине? Нет, это не руль, тормоз ручной. А глав­ ное управление по бокам . М е ­ ханика не особо хитрая, да и привык уже. Так, стрелка. Ну- ка, дай гляну... Красный! Опе­ ратора запросить надо. У нас стрелка механизирована... Вот теперь белый. Поехали! Ну вот и вся работа... Пока ничего нет. Не сезон. А быва­ ет, что по 12 часов с теплово­ за не сходишь. Нравится порт? Он мне как родной. Двадцать лет езжу. Дали звание «Почетный порто­ вик». Работаю, как все. На­ верное, за двадцать лет. Из­ менений, конечно много. Су­ да другие. Понастроили тут всякого. Краны вон какие. Раньше едешь мимо рыбоком ­ бината, видишь — бежит тетеч­ ка с тачечкой полной. Бежит — ничего. Теперь — транспор­ теры, подъемники. У нас? У нас в принципе все то же . I ^ одного конца порта в другой мотаемся. Поставил вагоны. Убрал. Снова поставил... Когда рыба идет — в порту одно удовольствие работать. Все то­ ропят, азарт, давай, давай! Ну я и даю... И «самокатик» мой старается. Вот когда надо при ­ ходить, а летом — не сезон... Записала Е. СЕНИЧЕВА. 1 /ОНЕЧНО , в этом моноло- * * ге мно гого нет. Как, на­ пример , с техникой — ремон ­ том, эксплуатацией ее — не все просто. Особенно в зим ­ нее время. Но не зря ж е тру­ жени ку не основного — вспо­ могательного цеха присвоили звание «Почетный портовик». Значит, Вячеслав Григорьевич — верный помощник докеров . Всех их вместе — весь колле к ­ тив предприятия — поздрав­ ляем с Днем рыбака! НА СНИМКЕ: машинист теп­ ловоза железнодорожно го хо ­ зяйства М урманского рыбного порта В. Г. ГАЛКИН. 8 июля 1088 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz