Рыбный Мурман. 1988 г. Июль.
4 Люди рыбацкого Севера ЭЯ «Почему я работаю о море» ж н [АВЕРНОЕ, каждый из нас на блюдал такую картину: соберут ся в кружок ветераны, «старые мор ские волки» и, вспомнив свои первые рейсы, обязательно посетуют, что «молодежь не та, что раньше, пошла» — и работают с прохладцей, и моря не любят, в рейсы ходят только за «длинным рублем», потому-то и на флоте надолго не задерживаются. Спорить тут бесполезно — вряд ли переубедишь. Поэтому лучше позна комьтесь с Владимиром Нечаевым, самым обыкновенным, среднестатисти ческим рыбаком, работает он в трало вом флоте вторым штурманом. — Сам я из Херсона, но уже счи таю себя мурманчанином. В 1980 го ду окончил Херсонское мореходное училище и попал сюда, в тралфлот, по распределению. Вот приняли меня бойцом МЖК, значит, буду строить в Мурманске квартиру, перевезу сюда жену и сына, поступлю в МВИМУ на заочное — короче, пущу корни. Как объяснить, почему я хожу в море? Мне просто нравится. В детст ве все мечтали о белоснежных пару сах, ясное дело. Я после школы рабо тал токарем самого низкого разряда на заводе карданных валов в Херсо не. Пойми правильно: в судоводители пошел не потому, что работа чистая, с бумажками. Работу рыбака особо-то чистой не назовешь/Я не могу объяс нить, за что ее люблю, знаю, но объ яснить не могу. Мне нравится быть с людьми, узнавать их. Работа рыбака — ловить рыбу. И, если я делаю это хорошо, у меня от личное настроение. Мне нравится это дело: искать, ловить — я приношу пользу. И, конечно, хоть чуть-чуть, но должна быть и романтика. Ведь море — это не просто много воды: здесь такие закаты, ночи, рассветы — передать очень трудно. Работать очень тяжело, иногда не хватает сил подняться наверх. Знаю ребят, кото рые почти не выходят на палубу по смотреть на то, что вокруг. А море очень красивое, особенно в южных широтах, небо на экваторе — просто невозможной голубизны. Или, наобо рот — айсберги. Тому, кто их не ви дел, трудно объяснить. Есть очень красивые: подсвеченная солнцем ледя ная глыба ярко-синего цвета. Но насколько «хватает» айсбергов и пингвинов? Все зависит от человека, есть такие, кто ставит себе цель — заработать 5 или 10 тысяч. «Сколо тил» их — для него больше ничего не существует, такие люди списыва ются с флота сразу. Конечно, мы хо дим в море зараоатызать, а не смот реть на небо и пингвинов. Но и без этого, мне кажется, нельзя. Если по теряешь и это, — в море тогда очень тяжело. Не стоит с придыханием ворковать: «Море — это прекрасно». Если бы довелось агитировать школьников, я бы им такие слова побоялся говорить — они уже не такие, как мы. намно го практичнее. Трудно их убедить в том, что море — это не просто вода и то, что под ней, это что-то большее. Для этого, наверное, нужно быть не множко Александром Грином. А я бы рассказал им об одном рейсе. Мы тог да четыре месяца не получали писем из дома. Работали в Южной Атланти ке, а транспорт с почтой пошел в Тихий океан не через пролив Дрейка. а Па намским каналом. Письма вернулись в Мурманск, потом мы убежали в другой район, «к черту на кулички». И когда наконец получили письма, надо было посмотреть на людей, сто явших за ними в очереди... Конечно, это плохо, но это был большой эмо циональный стресс. Да, я рассказал бы школьникам о том, как стоишь на вахте с только что полученным письмом и просто до не возможности хочется его прочитать, й Г достанешь, пробежишь начало и пря чешь в карман. А после вахты в каю те внимательно прочтешь — и как будто встретился с домом. Ну что, теперь понятно, почему я хожу в море? Записал П. БОЛЫЧЕВ. НА СНИМКЕ: штурман В. НЕЧАЕВ. Фото В. КОРЕЦКОГО. Его главная специальность •V . .........-................. <" ' у ГАВРИЛЫ ДМИТРИЕВИЧА Лозюка морской стаж девятнад- J цать лет. Из них девять лет подряд он работает на ППР «Магнит». Своей главной специальностью считает матросскую. Но однажды вышли в море без механика-наладчика, и Гаврила Дмитриевич успешно справился с обязанностью этого специали ста. Случалось ему поработать и машинистом рыбомучной уста новки. Опытный матрос имеет немало поощрений как по судну, так и по флоту. Его портрет на судовой Д оске почета, а вот этот мне было поручено сделать на общефлстскую накануне Дня ры бака. В. КОНОНОВ. Р Ы Б А Ц К А Я С М Е Н А П ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК мы вспоминаем не только рыбаков, но и тех, кто помогает им на берегу. В железнодорожном хозяйстве порта более 20 лет трудится В. г. Галкин — машинист тепловоза. Наш корреспондент Е. Се- ничееа несколько часов «поработала» вместе с ним. « 76-й ЕЖЕГОДНО 300—320 третье- курсников профессио нально-технического училища № 6 проходят практику на су дах «Севрыбхолодфлота», «Мурманрыбпрома», Беломор ской базы гослова, «Севрыб- промразведки», базового тра лового флота, «Союзморгео», на спасателях рыбного порта. Молодые повары-пекари, матросы-мотористы, судовые электрики ходят в визирован ные рейсы и многие из них настолько надежно и доброт но выполняют свои обязанно сти, что после полугодовой практики получают отличные оценки. Хорош ие , сердечные о тно ш ения с кла ды ваю тся у у ч и л и , ща с се ктором п о д го то в ки ка д ров «Севрыбхолодфлота» . Здесь и собрания с родителями п р о водятся, и беседы, и работа с ка п и т а н а м и . И не сл учай но ны нче 127 у ч ащ и х с я бороздят моря и о кеа ны на т р а н с п о р т н ы х р еф риж ер а тор а х э то го флота. Надо с ка за ть , что и э к и п а ж и судов о к р у ж а ю т в ы п у с к н и к о в у чи л ищ а теплом и заботой . Та ки е о тнош ения с клады вались не ср а зу . Бывало р ан ьш е не понимание , сл учал и сь недора з ум ени я ... Сейчас полож ение зна чи те л ь но изменилось к л у ч . ш ему. И это не замедлило с к а за ться — где ребят х о рош о вс тречаю т , там они с радостью и тр уд я тся . В праздничный день мы благодарим всех, кто приложил немало усилий для организа ции и качественного проведе ния производственной практи ки наших курсантов, нашей рыбацкой смены. По поручению третьего курса А. СТРЕКАЧЕВА, ЧЕНКО. мастеров СПТУ-6 Р. ЛЮБ- — Эх, сегодня ты настоя щей работы и не увидишь... Мало работы-то. Рыбаки гово рят: не сезон. Тебе по весне или осенью приходить надо. Вот тогда дел хоть отбавляй, перекурить некогда. Ну да ладно, садись. Вон мой «само- катик» стоит, тот, что помень ше. Здесь, значит, и работаем. К Д ню рыбака, говоришь, статья будет? А чего ж про нас? Мы ж не рыбаки вроде, но и не железнодорожники уже. Впрочем, рыбакам без нас не обойтись, в порту мы тоже люди не последние. Так. Сей час едем за пустыми вагонами. Это возле рыбокомбината. Сей час, конечно, там не то рыб ное царство. Обычно едешь мимо — огромные палту сы, зубатки. А знаешь, метро вых в магазинах и не брали: куда их, все выбирали по меньше. Теперь — наоборот, выбирают побольше. Тпру-у... Сейчас не отвлекать: вагоны цепляем... Мы с «самокатом» своим, можно сказать, ровесники. Нет, не по возрасту. Работаем в порту один срок. Я 20 лет назад сюда с «железки» при шел, и тепловоз этот, новень кий, тогда прислали. Вот с тех пор и катаемся вместе. «Само кат» почему? Да я и не знаю. Как увидел его, так сразу и назвал «самокатом». Может, по тому, что маленький? С ж еле з ной дороги я ушел вовсе не потому, что мере потянуло. Моря-то я с детства насмотрел ся, вырос как-никак здесь. Д ру гое меня потянуло — семья. Это, сама понимаешь, дело серьезное. Зачем м о таться, дома бывать урывка ми? Сынозья (у меня их двое) без тебя растут. Им ж е без отцовского глаза никак нельзя. Вот поэтому и решил. В зар плате потерял немного, но д у маю, что стоит того. А вооб ще часто вспоминаю «боль шую» дорогу . Все же с ней связано. Молодость, учеба. Я ж учился в железнодорожно - технической школе во Ржеве. Ну, ничего не поделаешь, жизнь. — 76-й слушает... Так, теперь слушает...» этот порожняк на холодильник покатим, загружать его будут. Что ж , поехали! Колесо? То, что посередине? Нет, это не руль, тормоз ручной. А глав ное управление по бокам . М е ханика не особо хитрая, да и привык уже. Так, стрелка. Ну- ка, дай гляну... Красный! Опе ратора запросить надо. У нас стрелка механизирована... Вот теперь белый. Поехали! Ну вот и вся работа... Пока ничего нет. Не сезон. А быва ет, что по 12 часов с теплово за не сходишь. Нравится порт? Он мне как родной. Двадцать лет езжу. Дали звание «Почетный порто вик». Работаю, как все. На верное, за двадцать лет. Из менений, конечно много. Су да другие. Понастроили тут всякого. Краны вон какие. Раньше едешь мимо рыбоком бината, видишь — бежит тетеч ка с тачечкой полной. Бежит — ничего. Теперь — транспор теры, подъемники. У нас? У нас в принципе все то же . I ^ одного конца порта в другой мотаемся. Поставил вагоны. Убрал. Снова поставил... Когда рыба идет — в порту одно удовольствие работать. Все то ропят, азарт, давай, давай! Ну я и даю... И «самокатик» мой старается. Вот когда надо при ходить, а летом — не сезон... Записала Е. СЕНИЧЕВА. 1 /ОНЕЧНО , в этом моноло- * * ге мно гого нет. Как, на пример , с техникой — ремон том, эксплуатацией ее — не все просто. Особенно в зим нее время. Но не зря ж е тру жени ку не основного — вспо могательного цеха присвоили звание «Почетный портовик». Значит, Вячеслав Григорьевич — верный помощник докеров . Всех их вместе — весь колле к тив предприятия — поздрав ляем с Днем рыбака! НА СНИМКЕ: машинист теп ловоза железнодорожно го хо зяйства М урманского рыбного порта В. Г. ГАЛКИН. 8 июля 1088 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz