Рыбный Мурман. 1988 г. Июль.
Идеологическая работа: место и роль помполита 3 1 Ч ТО НАМ МЕШАЕТ наши же благие намерения, выта щив с газетных страниц, воплотить в реальные дела? Почему любое дело мы начинаем с оглядкой, как бы ожи дая указаний сверху? Именно с этих вопросов хотелось бы продолжить дискуссию с авторами предыдущих публикаций (см. «РМ » за 10.06.88 г.) по поводу целесообразности со держания на судне освобожденной должности первого по мощника капитана. Давайте думать я я я Например, у большинства авторов четко просматривает ся фактор подчеркнуто пер востепенной ответственности помполита за выполнение судном плана. Но... Неужели на весах самоокупаемости ча ша. наполненная трудом ка питана, механика пли элект ромеханика. да и вообще лю бого другого члена экипажа, окажется перетянутой всем комплексом трудовой дея- ^ тельности первого помощ ника капитана? Ведь не за должность же голосуют ка питаны. а против бумаго творчества, перекладываемого на их плечи из нежилой ка юты помполита. И на подвах- ты все ходят не реже, а воз можно, и чаще: на свою — по работе, и в рыбоцех — на уборку рыбы. Причем без лишних напоминаний. Если при этом учесть, что ни по годные условия, ни промыс ловая обстановка человече ской воле до сих пор непод властны, то вроде бы и вы делять деятельность первого помощника из прочих, мне кажется. наприлично. Что же касается его отчетной деятельности, действительно занимающей немало времени, то уже давно и повсеместно говорится о необходимости упразднения многих пунктов отчетности. Сокращение уже косну лось всех служб. Естествен- ►но, что при этом возросли фи зические и моральные на грузки на всех членов экипа жа. Соответственно возросли и оклады. И больше всего... у первого помощника капи тана. Так убавилось у него работы или прибавилось? Желание доказать свою незаменимость и особую зна чимость среди членов экипа жа нередко приводит, как мне кажется, помполитов к некоторому преувеличению своего авторитета в глазах общественности, я бы сказал, к саморекламе. При этом желаемое, как правило, выда ется за действительное. На- npn?v:ep, часто, и причем одно значно, утверждается, что все моряки идут делиться своими радостями и печалями именно к первому помощни ку. Что же, на судне не най дется человека, которому мо жно раскрыть свою тайну?! Так пусть же коммунисты сами себе и выберут приз нанного лидера — кого по желают. Или все-таки лиде ра можно назначить? Может, как раз самостоя тельности нам и не хва тает?! А может, и чего-то еще? Ведь, как говорил М. Горький: «Культура — это высокоразвитое чувство обос нованной меры...» Или культуру можно на саждать? По-моему, весь исторический путь развития нашего государства доказы вает обратное. Волюнтаризм, нетерпимость, даже к самой справедливой и очевидной критике, неизбежно приводи ли к выхолащиванию любой культуры, приводили к са мым негативным послед ствиям. за которые придется расплачиваться еще не одно му поколению. Не потому ли только сейчас у многих из нас стал проявляться искрен ний интерес к некоторым «произведениям», одно на звание которых буквально не сколько лет назад вызывало у нас отрицательные эмо ции? Ведь только в сравне нии познается истина, и мы должны сделать все необхо димое, чтобы так было всег да. Никто, кроме нас самих, не воплотит в реальность лю бое, пусть даже самое свя тое и благородное пожелание. Г. МАТИЙКО, электромеханик тралового флота. И ТРУД КАК БОЙ С АМУЮ ПЕРВУЮ МЕ- даль «За боевые заслу ги» Михаил Матвеевич Ни китин получил за прорыв блокады Ленинграда. Первый орден Красной Звезды Михаилу Матвеевичу вручили за разгром Кур ляндской группировки фаши стов на острове Эйзель, че рез который шла переброска вражеской техники и людей. Бой с гитлеровскими крейсе рами и земгпщами вели на ши торпедные катера и над водные корабли. Но самая дорогая для Ни китина награда — медаль Ушакова. Ее вручали рядо вым бойцам за успешную боевую операцию. Артиллерист, старшнна 1-й статьи Никитин воевал на канонерской лодке. Наши знали квадрат батареи, но где точка? И решили принять огонь фашистов на себя, что бы увидеть по залпам эту точку. Немцы подпустили советских бойцов совсем близко, хотели расстрелять в упор. Первый залп батареи — перелет. Второго не бы ло... Потом Михаил Матвеевич прикрепил на грудь орден Отечественной войны II сте пени, множество боевых ме далей. Мирная жизнь. Партия на правила коммуниста Никити на в «Главсевморпуть >. На ледорезе «Литке» Михаил Матвеевич в качестве перво го помощника отправился в Арктику. Рейс должен был продлиться до конца лета, а пришлось там зимовать. В летней одежде, без запаса продуктов. При семиваттной лампочке (пароход работал на угле) вели ремонт судна, а потом ложились спать] тес нее прижимаясь друг к дру гу, чтобы согреться'. В кон це концов возмущенные мо ряки написали в «Правду». После этого появились полу шубки, валенки, рукавицы, на обед — оленина. Это не было эксперимен том на выживание, просто щш руководству « Главсевморпу- ти» хотелось отрапортовать о сверхраннем открытии нави гации. Но экипаж работал слаженно, подчиняясь не громкому голосу Никитина. 27 лет назад Михаил Мат веевич поднялся по трапу плавбазы «Атлантика», и с тех пор суда «Севрыбхолод- флота» (тогда «Мурмансель- ди») стали его вторым до мом. Как сегодня работается первому помощнику капита на. трудней или легче? Труд ней, считает Михаил Матвее вич. Вырос общеобразова тельный, профессиональный уровень моряков. Но не нравственны!'!. А помполита сплошь и рядом делают по мощником по хозяйственной части. Недооценка важности политической работы не только снижает авторитет профессии партийного работ ника, но и не лучшим обра зом сказывается на различ ных аспектах жизни экипажа. Правда, авторитет Ми хаила Матвеевича на флоте высок. И дело здесь не толь ко в боевых и трудовых за слугах его, но и в характере Никитина. Пережив столько бед, он без труда понимает и принимает к сердцу беду другого, знает, что сказать, как помочь. И не откладыва ет это на завтра. В прошлом году ему при своено звание «Заслуженный работник Министерства рыб ного хозяйства СССР» . А недавно в числе первых М. М. Никитин награжден знаком «Ветеран „Севрыбхо- лодфлота” ». И. БЕРЕЗЮК. Фото В. КОРЕЦКОГО. ПОТЕРЯЕМ БОЛЬШ Е р ЕДАКЦИЯ «Рыбного Мурма- ■ на» познакомила меня с письмом элентромеханина Г. Ма- тийко и попросила высказать мнение о роли, месте первого помощника капитана промысло вого судна в современных усло виях. Хотел бы сразу огово риться, что не собираюсь гово- ^ рить за весь райком партии. ^ь-Хочу поделиться личными сооб ражениями по этим вопросам. 1ЛЕДАВНО на короткое вре- *■ мя я вышел на промысел на PC «Задонск» объединения «Мурманрыбиром». И до этого довольно часто доводилось встречаться с экипажами про мысловых судов на отходе. И вот что бросилось в глаза. В условиях перестройки, гласно сти и демократии как никогда отчетливо стало видно, кто есть кто. Кто и сам хорошо ра ботает и думает «за державу», кто вроде и работает неплохо, но думает лишь о себе, а кто перестройку превращает во вседозволенность и демагогию. Так вот, во время общения с моряками выяснилось, что главным остается для них го сударственный интерес: что мешает судну лучше работать — плохая организация про мысла, отхода судна, отсутст вие механизации, неудовлет ворительное материально-тех ническое обеспечение и так да лее. Хотя, конечно, лучшая о р ганизация обязательно связы вается и с ростом заработной платы. Кстати, такой подход к делу на судах заметно отлича ется от позиции очень многих работников берега. Считаю, что в этом немалая заслуга по литработников. Я всегда с большим удоволь ствием вспоминаю совместную работу с такими опытными по литработниками, ка к Н. В. Сы соев, А. И. Моисеев, В. Д. Та- гинцев, В. С. Костин, Ю. А. Бе резин и многими другими. Опыт общения с людьми Нино- лая Васильевича Сысоева был поучителен и для меня. В не навязчивой форме он находит подход к каждому, поинтересу ется положением дел в семье, добьется, чтобы каждый моряк нашел свое дело по душе. Без условно. этот первый помощ ник на своем месте. Конечно, нельзя судить одно значно, нужен ли первый по мощник на судне. Надо с уче том сложившихся условий от дать это дело на рассмотрение парткомов и советов трудовых коллективов. Ведь раньше бы ли всякие решения, допустим, направлять первых помощни ков на любое судно загранпла- вания. Вот и случалось, что и на сейнере шел в ЦВД первый помощник. Зачастую и сам му чился на каком-нибудь диван чике в каюте, с трудом пере саживаясь с судна на судно. Да и КПД его работы с разны ми экипажами был невысок. Думаю, что разумно на неболь ш и х судах на пр а в ля ть п а р то р га н и за то р о в из числа к о м м у н и стов данно го э к и п а ж а с опое- деленными полном о чи ям и . Д у маю , что и на р е м о н т и р ую щ и х ся судах п ервы й п ом ощ н и к должен входи ть в соо тве тс т в ую щ ую б ри гад у и наравне с п а р !И Й но -по ли ти че с ко й вы пол н я ть рем он тны е работы в со о тве тс твии со своей ф ло тской специ ал ьно с тью . В письме упоминается о ро сте окладов первых помощни ков, несоизмеримом с другими специалистами. Не знаю, о тку да это взято, но по моим све дениям, оклады помполито» возросли пропорционально ра нее установленным окладам всех судовых специалистов. Понимаю , что за т а к и м те зи сом пр о см а три вае тся вопрос : а к а к бы ть с этим « нахлебни ком» э к и п а ж у в у сл о в и я х са м оф инансирования? И хо тя не все м ож но в п р ям ую сои зм ер я ть рублем , хотел бы н а пом ни ть , что в течение рейса первые по м ощ н и ки до 90— 100 раз вы хо дят на п о д в а х ту и, дум ае тся , что даже с этой с торо ны нх п р и с у т с т в и е на б ор ту не я вл я ется бременем для э к и п а ж а . Но, рабо ту пом поли та нельзя изме р и ть рублем . В этой связи хотелось бы вы- сназать свое мнение о продол жении работы девятимесячных курсов помполитов при МВИМУ. Думается, что эти курсы дейст вительно должны быть кур са ми помполитов, а не проведе нием времени на берегу части комсостава. Это слишком на кладно. Хотел бы напомнить также о таких обязанностях помполита, как получение почты, обмен кинофильмами, организация художественной самодеятель ности и спортивной работы, по мощь общественным формиро ваниям и т. д. И, положа руку на сердце, скажем, будет ли кто-либо на общественных на чалах в условиях сокращенного экипажа и роста интенсивно сти работы заниматься этими вопросами7 Скорее всего, нет. Разве что где-нибудь ока жется энтузиаст этого дела, и тогда экипажу повезет. И, наконец, в условиях пе рестройки на судне должен быть человек, который не по грешит перед совестью, кото рый станет в первую очередь отстаивать государственный ин терес и будет вместе с пар тийной организацией обеспе чивать авангардную роль ком мунистов, воспитание моряков в нынешних условиях. Однако надо сказать, что и райкому партии, и парткомам еще приходится сталкиваться с фактами, когда с судов прихо дят коллективные жалобы и заявления на нездоровый мо- рально-психологический кли мат в экипаже. И, пожалуй, именно по таким случаям су дят моряки о нецелесообраз ности присутствия первого по мощника на борту. Чего греха таить, многие помполкты стараются копиро вать чей-то стиль работы, ранее виденное ими в рейсе: одни с тановя тся с р а з у ж е недо с туп ным и , д р у ги е « р уб а хой -пар - нем», тр е ть и с трем я тся к а ж д о го д ерж а ть «на к р ю ч к е » и т . д., а в итоге одна ош и б ка на слаи вается на д р у г ую и з а к а н ч и в а ется рейс разбором в па р т ком е . В т а к и х сл у ч а я х наиболее д о рога п о д с ка з ка со стороны с тарш е го то вар ищ а непосред с твенно в рейсе. Поэтому п р а вильно п о с т у п аю т п а р т ко м ы , ко гда определяю т в каж д ом районе промы сла ф л а гм а н с ки х п о ли тр а б о тн и ко в , н у ж н о то л ь ко четче определить и и х права и обязанности . И, наконец, последнее. Д у мается, что будет справедли во каждого человека оценивать по конкретным делам, а не брать за правило: встретил • каком -то рейсе выпивающего капитана или политработника или услышал о таких от ко го - либо, и сразу же делается вы вод обо всех. Узнал, что ка кой-то партийный работник за государственный счет решает личные дела, и сразу общее мнение — у каждого из них по миллиону набрано. Только отделяя правду от наносного, определяя заслуги и недостатки каждого , мы м о жем двигаться вперед. Сего дня надо на трезвую голову определить, что найдем, что потеряем. Думаю , что ■ дан ном случае больше потеряем, чем приобретем, если последу ем совету Г. Матийко. В. НИКИТИН, первый секретарь О ктябрь ско го райкоме КПСС. РЫБНЫЙМУРМАН 8 июля 1988 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz