Рыбный Мурман. 1988 г. Июль.

(Г) Судно-памятник э кс п е д и ц и о н н о го судна 1 н и т о го исследователя северны х — и не т о л ь ко северны х — мо­ рей , поче тно го а кад ем и ка Н. М. К н и п о в и ч а , тр и д ц а ть лет несло н а у ч н ую сл уж б у в Заполярье , на чиная с двадца ты х годов . На е го б ор ту вы полнены со тни исследований , и н е ко торы е из н и х 8 о си х пор пом о гаю т м ор я кам всего мира . В био граф ии «Н и колая ниповича» — зна чи те л ь ны е гео граф и че с ки е о т к ры т и я , ре корды ЩШ- Щ Wc 1р1§ ы m ••л Х ; :4\ Я . ш - Й Щ плавания в в ы с о к и х ш и ро та х , ус та новле нны е в тр и д ц а ты х года х , о гонь Вели кой О течественной . в будущее рщрр В к а ком со с тоя ни и сейчас работа по во сстановлению судна и £ -л ; со зданию пам я тн и ка? Этот вопрос , судя по письмам и телефон- $*■/_ ф ным з в о н ка м , ин тере с уе т н аш и х чи тателей . Сегодня об этом рас- $ с ка зы в а е т о тв е тс тв е н ны й с е кре та р ь общ ественно го о р гком и те та п р и го р и с п о л ком е по во сстановлению «Н иколая К ни по в и ча » , нан - ЩQ fi. дидат ге о гр аф и ч е с ки х н а у к В. Т. Ж евнова ты й . Необходимо доба- вить : Вячеслав Троф имович не то л ь ко ко о р д и н и р у е т ведущ ую ся / рабо ту , но и соб с твенным и р у к а м и пр и н им а е т уча стие во всех щ ее э та п а х . В свое время он был с та рш им пом ощ ни ком к а п и т а н а на славном судне. — В прошлом году мы бы­ ли заняты разборкой корпуса судна «Николай Книпович», маркировкой деталей и под­ готовкой его к новой жизни — уже в качестве корабля-му­ зея. Работали регулярно и практически полностью разо­ брали судно. Основная нагруз­ ка тут легла на плечи комсо ­ мольского отряда МВИМУ из десяти курсантов. Работали до первых снегопадов и м оро ­ з о в . Зимой оргкомитет провел совещания специалистов-ко- рабелов и пришел, думается, к единственно верному реше­ нию — восстанавливать «Ни­ колая Книповича» в Архан­ гельске, на Соломбальской верфи, которая специализиру­ ется на деревянном судострое­ нии. Надо сказать, этот вари- ант был принят вынужденно. Технология сборки деревянно­ го судна оказалась слишком сложной и, главное, специфич­ ной, чтобы браться за работу, здесь, в М урманске. Знаком­ ство с технологической лини­ ей в Архангельске сразу ж е поставило все на свои места. Судоверфь в Соломбале яв­ ляется современным предприя­ тием, выпускающим крупными партиями деревянные промыс­ ловые и спортивные суда, часть из которых строится на экс­ порт. Оборудование верфи, а особенно ее люди, произвели хорошее впечатление. Сочета- ^JSie опытных старших мастеров и талантливой, энергичной мо ­ лодежи дают основание ду­ мать, что прекрасное, древнее искусство строительства парус­ ных кораблей (ведь еще при Иване Грозном здесь строи­ лись парусники!) не уйдет в прошлое. «Николай Книпович» доста­ точно долго работал, базиру­ ясь на Архангельский порт, и в этом ж е городе доведется ему обрести вторую жизнь. Впрочем, не останется без де­ ла и Мурманская судоверфь (да и Соломбала ведь являет­ ся подразделением этого объ­ единения). Здесь будут по­ строены палуба, надстройки, мачты, то есть мурманчане завершат восстановление «Ни­ колая Книповича» и нанесут, так сказать, последние мазки. Проектные работы выполняют специалисты института «Гип- рорыбфлот». В конце мая мы привели ■ порядок площадку, где нахо­ дится судно, практически раз­ обранное на части, рассортиро­ вали материал и подготовили к перевозке. Вновь хорошо по­ трудилась наша, так сказать, старая гвардия — курсанты судомеханического отделения Альберт Жданов, Александр Курков , Андрей Барыкин, Сер­ гей Гордеев, Андрей Вихрен- ко, Павел Кононов и Роман Зубко , а также комсомольцы судоверфи. В ближайшее время основ­ ные части корпуса (киль, кильсон, шпангоуты, обшивка, штевни и пр.), пригодные к реставрации, будут отправлены в Архангельск. На Соломбаль- ской судоверфи планируется сборка корпуса до ватерлинии или даже до главной палубы. Основное требование к сбор­ ке — обеспечение возможно ­ сти по грузки на палубу круп ­ нотоннажного теплохода и транспортировка корпуса в Мурманск. Пока идет восстановление, будет принято окончательное решение о месте установки судна-музея, начнутся проек ­ тирование и строительство фундамента-постамента. В 1988 году планируется завер­ шить перечисленные работы, а в следующем — приступить к монтажу судна на подготов­ ленном месте в городе. По предварительной оценке, на­ иболее вероятным местом для памятника предполагается рай­ он кинотеатра «Северное сия­ ние». Работа движется не так бы­ стро, как бы хотелось, слиш­ ком много встречается различ­ ных трудностей, но, главное, за два года сложился очень дружный коллектив мурман­ чан, который важным делом своей жизни считает создание судна-музея. И здесь я хотел бы особо сказать об отряде курсантов - комсомольцев МВИМУ, которые регулярно выходят на работу в свое сво­ бодное время. С самого начала трудились они на субботниках. Им выпа­ ло проделать самую трудную физически, черную и неблаго­ дарную часть общего дела. Хо­ чется сказать ребятам спаси­ бо за труд, за преданность благородной цели. В. ЖЕВНОВАТЫЙ, главный инженер проекта ЦПКТБ ВРПО «Севрыба», кандидат географических наук. Кроссворд «Море и река» ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1. Со­ оружение для навигационного ориентирования. 3. Англий­ ский мореплаватель. 5. Ко­ рабельная мачта. 7. Судно спе­ циального назначения. 9. Со­ вокупность электрических ли­ ний на судне. 11. Судоподъем- юе сооружение . 13. Судовой движитель. 15. Порт на Саха­ лине. 16. Швартовное устрой­ ство. 18. Водоплавающая пти­ ца. 19. Ветер. 20. Небольшое парусное судно. 22. Вид грузо ­ вой упаковки. 23. Манильская пенька. 24. Парусный корабль. 26. Разновидность льда на по­ верхности моря. 28. Совокуп­ ность надпалубных частей су­ дового оборудования. 31. Го­ род и порт во Франции . 32. Единица длины. 33. Остров в Средиземном море. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Площадка на мачте. 2. Порт в ФРГ. 3. Совокупность знаков для пере­ дачи информации. 4. Кора­ бельный повар. 5. Курс судна. 6. Судовая лестница. 8. Крас­ ка. 10. Рыболовное судно. 12. Мыс на ю ге Камчатки. 13. Морская рыба. 14. Соедини­ тельная деталь. 15. Город на ре ке Риоки. 17. Корабельный лаз. 21. Категория - в кора­ бельной классификации. 24. Единица состояния моря. 25. Наклонение судна. 26. Место соединения листов бортовой обшивки корабля. 27. Морской рак. 29. Вытянутое помещение на судне. 30. Один из главных румбов. Составил Г. ЮДЕНКО. Человек и природа 15 По лицензии Б о г а т с т в а нашнх се­ верных рек и озер дав­ но известны. Есть среди рыб яркие, неотразимые. Одной из них по праву считается семга. Бока и брюшко этой рыбы серебристого цвета, спина же темно-голубая,. а выше боковой линии на ф о­ не серебра, как черные брил­ лианты, разбросаны вдоль всего тела небольшие пятна и крестики. Красавица? Не­ сомненно. Недаром в старину ее называли «царицей север­ ных рек». Семга, или благородный лосось, — одна из самых ценных рыб страны. По сво­ ей калорийности занимает одно из первых мест. Но сла­ вится она не только красотой и превосходными вкусовыми качествами. Пойманная на спиннинг семга сопротивляет­ ся до последней секунды, поднимая вокруг себя снопы брызг и выделывая, как ак­ робат, замысловатые пируэ­ ты в воздухе. Не каждому рыболову удается справиться с отчаянно сопротивляющей­ ся рыбой. В период лова на лицен­ зионных участках рек с 15 июня по 15 сентября со всей страны приезжают к нам в Заполярье рыболовы-любите­ ли, чтобы испытать свое ры­ бацкое счастье в единоборст­ ве с красавпцей-семгой. С удовольствием проводят свой отдых, занимаясь ловом сем­ ги по лицензиям, и наши земляки. Лицензию может приобре­ сти любой желающий. Выда­ ют ее за плату бассейновое управление «Мурманрыб- вод->, оперативная группа и районные инспекции рыбоох­ раны, а также областное об­ щество охотников и рыболо­ вов и охотобщество Северно­ го флота. Одна лицензия да­ ет право в течение 24 часов с момента регистрации в специальном журнале на кон­ трольно-лицензионном пунк­ те выловить 1 экземпляр сем­ ги или 2 экземпляра горбу­ ши. Лов по лицензиям разре­ шен в любой день недели, кроме понедельника, являю­ щегося санитарным днем. Стоимость одной лицензии 6 рублей. При- вылове первой семги лов прекращается, а при вылове горбуши лов раз­ решается до полной реализа­ ции лицензии. Ловить можно спиннингом или нахлыстом. К сожале­ нию, некоторые рыболовы пренебрегают этим правилом и в период затишья клева бе­ рут в руки обыкновенную по­ плавочную удочку или пере­ оборудуют под нее спиннинг с целью половить «форель- ку», не зная о том, что на­ ходящаяся в реке молодь семги похожа на ручьевую форель. «Форелька» хорошо клюет на удочку, поэтому выловить ее можно в боль­ шом количестве. Это, каза­ лось бы. безобидное занятие, может нанести серьезный ущерб запасам. Не говоря уж О ТОМ. ЧТО ВИНОВНЫ!! бу- дет привлечен к ответствен­ ности органами рыбоохраны. На пути к нерестилищу семга преодолевает множест­ во препятствий. Это и отме­ ли, но которым она не плы­ вет. а ползет так, что вода еле покрывает спину. Это и водопады, которые она пре­ одолевает прыжком. Как пра­ вило, перед водопадом она останавливается для того, чтобы передохнуть и на­ браться сил прежде чем пре­ одолеть препятствие и про­ должить путь. В таких ме­ стах она скапливается, по­ этому лов запрещен на рас­ стоянии 250 метров от водо­ пада вниз по течению. "Bcfc средства передвижения (ав­ тотранспорт и т. д.) рыбаки- любители оставляют на спе- Ц 1 дльно отведенном участке у контрольно-лицензионного пункта. Проезд автотранспор­ та и других средств передви­ жения на участке лова, руб­ ка леса, разведение костров, установка палаток и засоре­ ние берегов в зоне лицензи­ онного лова запрещаются. Закончив лов, не забудьте предъявить инспектору-конт- ролеру улов для осмотра и учета, а лицензию для отмет­ ки — во всех случаях. О. ПЕЛИКСАНОВ, гос. инспектор Мурманской инспекции рыбоохраны. ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ В № 21 ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 9. Глас­ ность . 10. Сенретарь* 11. У н и ­ версал. 12. С троитель . 16. Нор ­ ма. 17. П ерес трой ка . 18. «Зна ­ мя». 21. И стина . 25. Вето. 26. Ф е с тиваль . 27. Ком и те т . 28. Мо­ ло ко в . 30. Д и к т о р . 31. «Пазори» . 36. Февраль . 38. Стеллаж . 39. М а гнетизм . 40. Газа. 41. А зия . 45. К а п р и . 46. Коопер ация . 47. Устав . 49. К о н . 50. Тезис. 51. Г аш е к . 53. «Обь». 54. С таро ­ с ти н . 55. Д и к т а т у р а . ПО ВЕРТИКАЛИ : 1. Пленум . 2. Усов . 3. Моор. 4. С тра те г. 5. Н ей трон . 6. Трио . 7. Ш та т . 8. К ры л е н ко . 13. Толстой . 14. С ти ­ х и я . 15. Смирнов . 19. М а териа ­ лизм . 20. Д ем о кр а ти я . 22. Илим . 23. Петроград . 24. Плю рализм . 29. Ош. 32. Делегат. 33. А р . 34. Ялта . 35. «Капи тал» . 37. Д е кре т . 40. Гордость . 42. П о зиция . 43. Г а гари н . 44. Тире . 48. «Сибирь». 50. «Трое». 52. К р ай . Р 87 Г К * Г 5 1 — Мимоходом -- РЕКОРДНАЯ НАВИГАЦИЯ С опережением всех сроков завершил навигацию капитан буксира Ф . Утюгов. Уже через день после выхода из порта он посадил свое судно на мель. ПО ТРАДИЦИИ к о р а б е л о в Хорошая традиция есть у грузчиков портового склада го­ рода Осопатьевска. Когда со стапелей Гавра, Манчестера, Гданьска и других городов ми­ ра сходит новый корабль, они выпивают, а затем разбивают бутылку из-под шампанского о борт Осопатьевского дебар­ кадера. Новшеством заинтере­ совался местный участковый. ПРАКТИКА СОРВАНА По вине научных сотрудни­ ков Брюхановского краевед­ ческого музея нарушен график учебного процесса в местном мореходном училище. Ученые, готовившие экспозицию «Ран­ нее средневековье», изъяли для музея имевшийся в рас­ поряжении училища... катер. НОМЕР ДЛЯ ГОСТЕЙ В портовой гостинице горо ­ да Верхненижинске всем моря ­ кам сразу дают номер. С этим номером они становятся в очередь и ждут, когда освобо­ дится одна из раскладушек в вестибюле. Е. ОБУХОВ. РЫБНЫЙМУРМАН 1 июля 1988 года Л

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz