Рыбный Мурман. 1988 г. Июль.

10 К 60-летию советских экспедиций по спасению экипажа дирижабля «Нобиле» Руководитель советской экспедиции Р. Л. Самойлович. полярный летчик М. С. Ба­ бушкин. После обращения 11 июня итальянского прави­ тельства к правительству СССР о выделении для спа­ сения мощного ледокола, бы­ ла организована вторая экс­ педиция на ледоколе «Кра­ син». Ее возглавил извест­ ный полярный исследователь Р. Л. Самойлович. Командо­ вал авиагруппой ледокола полярный, ас Б. Г. Чухнов- ский. В кратчайшие сроки оба судна были подготовлены, и 12 июня «Малыгин» из А р ­ хангельска, а 16 июня «Кра­ син > из Ленинграда, вышли в ответственные рейсы в Арктику. Немного раньше на разведку к кромке льда в направлении к Шпицбергену вышел флагман научно-ис- следовательского флота «Пер­ сей». Для поиска экипажа «Италии» был также задей­ ствован и ледокольный паро­ ход «Г. Седов». Между тем, имея коорди­ наты «Красной палатки», це­ ленаправленные поиски нача­ ли вести норвежские, швед­ ские авиаторы, а также итальянские летчики, при­ бывшие на Шпицберген 13 Т р а г е д в Д р н т и н е произошла в конце мая 1928 года. Дирижабль «Италия» на обратном пути после достижения географического Северного полюса потерпел катастрофу. Необходима была срочная по­ мощь потерпевшим бедствие членам экипажа. Э ТО СЛУЧИЛОСЬ 25 мая в 10 часов 33 ми­ нуты в 100 километрах от северных берегов Северо-Во­ сточной Земли архипелага Шпицберген. Внезапное отя- желение воздушного корабля вызвало касание и удар ко­ мандирской гондолы о торо­ сы, в результате чего она была оторвана от тела дири­ жабля и осталась на льду. Облегченный дирижабль взмыл вверх, унося в неиз­ вестность шестерых членов экспедиции. Десять осталь­ ных аэронавтов во главе с руководителем экспедиции У. Нобиле остались на льду, причем один из них — мото­ рист Помелле — был выбро­ шен из гондолы при ударе о лед и погиб сразу. Так трагически закончи­ лась итальянская полярная экспедиция Умберто Нобиле к Северному полюсу. К счастью, среди оставшихся в живых на льдине был радист Бьяджи, а среди предметов, имевшихся в оторванной руб­ ке управления, находилась аварийная рация, по которой вскоре был дан «SOS». Но увы, зов о помощи по­ терпевших катастрофу был услышан только 3 июня, да и то не на базовом судне экс­ педиции «Читта ди Милано», а молодым радиолюбителем Николаем Шмидтом из де­ ревни Вознесенье-Вохма Се­ веродвинской губернии. 4 июня это сообщение было уже передано в Рим. Как же случилось, что «SOS» Бьяджи был услышан в далеком и глухом уголке России, а не на «Читто ди Милано», находившемся зна­ чительно ближе от потерпев­ ших бедствие? Как было установлено позже, капита­ ном базового судна Д. Р о ­ манья после катастрофы и отсутствия связи было вы­ сказано предположение, что радист дирижабля, вероятно, погиб, поэтому ради­ стами базового судна не прослушивался эфир. В это же время радисты судна ра­ ботали на передачу бесчис­ ленной собственной коррес­ понденции, достигающей не­ скольких сотен телеграмм в сутки. Только 8 июня ради­ сты «Читты ди Милано» уста­ новили связь с Бьяджи. Но было потеряно полмесяца драгоценного времени, в течение которого три члена экипажа «Италии» — швед­ ский ученый Мальмгрен и итальянцы Мариано и Цап- пи — ушли к земле за по­ мощью, а два судна «Хобби» и «Браганца», зафрахтован­ ные Италией у Норвегии, вслепую осуществляли по­ иск бедствующих итальян­ цев, развернувших на льдине аварийную красную палатку. Несмотря на сдержан­ ность советской печати по освещению полета «Италии» к Северному полюсу в связи с появившимися в фашист­ ской прессе Италии сообще­ ниями о намерениях прави­ тельства Муссолини аннек­ сировать Землю Франца-Ио­ сифа на якобы правах госу­ дарства-первооткрывателя, ра­ зыгравшаяся трагедия в Арк­ тике нашла глубокое понима­ ние в сердцах трудящихся СССР , готовность оказать по­ мощь потерпевшим катастро­ фу. Буквально через несколь­ ко дней после катастрофы Осоавиахимом был создан Комитет по спасению экспе­ диции Нобиле под председа­ тельством И. С. Уншлихта, бывшего в то время замести­ телем председателя добро­ вольного общества. В свою очередь, Комитет организо­ вал спасательную экспеди­ цию на ледокольном парохо­ де «Малыгин» во главе с профессором В. Ю . Визе. Экспедиции был придан са­ молет «Юнкере», экипаж ко­ торого возглавил опытный июня. Этот день стал в исто­ рии спасательных операций траурной датой. Вылетевший в этот день Р. Амундсен на самолете «Латам-47» на по­ иски итальянцев не вернулся на базу. Связь с ним была потеряна спустя почти три часа после вылета. Интен­ сивные поиски «Латама» при­ вели лишь к констатации ги­ бели самолета у о. Медве­ жий в Баренцевом море: 31 августа судном «Бродд» был обнаружен один из поплав­ ков «Латама». Эта находка подтвердила версию о гибели выдающегося норвежского полярного исследователя. 20 июня итальянский лет­ чик Маддалена находит «Красную палатку», а 23 июня шведский летчик Лунд- борг осуществляет посадку на льдину и эвакуирует ра ­ ненного при падении дирижаб­ ля генерала Нобиле. Этот факт оставления начальни­ ком экспедиции, хотя и ране­ ного, своих товарищей в на­ дежде оказать большую по­ мощь в организации и коор­ динации спасательных опера­ ций, проводимых разными странами, в дальнейшем по­ ложил конец карьере Ноби­ ле, позволил выдвинуть итальянским правительством против него тяжелые обвине­ ния, с которыми он прожил долгие годы. Только в 1966 году генерал был полностью реабилитирован. 23 июня Лундборг опять совершает посадку на льди­ ну у «палатки», но из-за пе­ ребоев в работе двигателя са­ молет капотировал (перевер­ нулся и опрокинулся на ка­ бину — А. Г.). 6 июля с трудом приледнившись, шведский летчик Шиберг эва­ куирует Лундборга, но остальные пять человек по- прежнему с ужасом ожида­ ют своей участи. А желания на быстрое возвращение на льдину за остальными швед­ ские пилоты особенно не вы­ сказывали. Все взоры италь­ янцев теперь были обраще­ ны к «Красину», который медленно, в тяжелых льдах, шел к ним. Пароход «Малы­ гин >, идя к месту катастро­ фы, застрял во льдах и не мог оказать существенной по­ мощи, хотя М. С. Бабуш­ кин, совершив 15 полетов, предпринимал отчаянные по­ пытки долететь до итальян­ цев. С 10 июля летчик «Кра­ сина» Б. Г. Чухновский на­ чинает поиски группы Маль- мгрена и Вильери (офицер, назначенный старшим после своего оставления «Красной палатки» — А. Г.). 11 июля в начале суток Р. Самойло- вичу пошла знаменитая ра­ диограмма Чухновского, в которой прозвучали советский гуманизм, его рыцарское бла­ городство, готовность само­ пожертвования ради 'спасения других: «Мальмгрен обнару­ жен на широте 80° 42', дол­ готе 25° 45'... Группу Вилье­ ри обнаружить не могли... Выбора посадки не было. Се­ ли на торосистое поле в ми­ ле от берега. Туман мешает определиться... Снесло шас­ си... сломано два винта. СЧИТАЮ НЕОБХОДИМЫМ «КРАСИНУ» СРОЧНО ИДТИ СПАСА ТЬ МЛ Л ЬМГРЕНА » (курсив мой). ' щщж ■ ■■■■■■■■:;■ 12 июля рано утром «Кра­ син» обнаружил Мариано и Цаппи и принял их на борт. Мальмгрена среди них уже не было. Он уже месяц как погиб. По словам Цаппи, Мальмгрен, обморозив пра­ вую ногу, стал плохо себя чувствовать, ему стало труд­ но передвигаться. Он часто падал, мало ел. Позже состо­ яние обмороженной ноги ста­ ло еще хуже — началась ган­ грена. Мальмгрен отказался от продуктов, отдал своим спутникам свою одежду и предпочел добровольно уме­ реть, чем стеснять движение группы. Это объяснение Цап­ пи (Мариано вообще отказал­ ся что-либо рассказать об обстоятельствах гибели швед­ ского ученого, предоставляя давать все объяснения Цап­ пи) трудно назвать правди­ вым, особенно если учесть, что некоторые эпизоды тра­ гедии с Мальмгреном он ос­ вещал по-разному. А вечером того же дня ле­ докол нашел и принял на борт группу Вильери. После передачи ^пасенных на «Чит­ та ди Милано» «Красин» идет в норвежский порт Ста­ вангер для пополнения бунке­ ра, воды и выполнения не­ которого ремонта. На этом пути ледоколу опять при­ шлось принять участие в спасении, на этот раз немец­ кого пассажирского лайнера «Монте-Сервантес», получив­ шего пробоину от столкнове­ ния с льдиной. Благодаря умелым действиям спасатель­ ной партии ледокола во гла­ ве со старпомом П. Понома­ ревым, будущим капитаном первого атомного ледокола «Ленин», пробоина была за­ делана, откачана вода из но­ совых танков, и лайнер с 1500 человек был спасен. После пребывания в Ста­ вангере до 24 августа ледо­ кол продолжил поиски груп­ пы Александринн (оставшихся на улетевшем дирижабле) и пропавшего без вести Амунд­ сена. Ледокол утюжит воз­ можные районы падения «Италии» — Семи Островов, островов Карла X I I , Земли Александры, но следов дири­ жабля нет. Чуть позже Амундсена «Красин» уже не искал: стало известно сооб­ щение «Бродда» о находке поплавка «Латама». В это же время итальянцы, финны, а затем и шведы сворачивают свои спасательные работы. Мало того, итальянское пра­ вительство считает, что даль­ нейшие попытки ледокола продолжать поиски не дадут положительных результатов. Это обстоятельство, а также резкое ухудшение погоды, сопровождавшееся сильным шквалистым ветром, побуж­ дает Р. Самойловича прекра­ тить розыски. <Я с чистой совестью мог сказать, что мы с большим риском для корабля, с ри­ ском идти на зимовку, про- двигались на север, восток... ^ Лихорадочно, с надеждой сле­ дили за каждой льдиной. И все без результата. «Кра­ син» проходил там, где ни­ какое другое судно не могло пройти, и наша ли вина в том, что мы не смогли найти унесенных плавучим льдом? И все-таки тяжело было от­ дать приказ о возвращении», — вспоминал позже началь­ ник экспедиции. Уходя до­ мой, было сделано последнее усилие: на одном из примет­ ных мысов Земли Георга был сооружен продовольственный склад, выгружены лес для постройки хижины — может быть, к -этому месту смогут пробиться унесенные ветром итальянцы... Вечером 22 сентября «Кра­ син» получил приказ идти домой, и ледокол повернул на юг. Он покидал Арктику по­ следним... Т АК ЗАКОНЧИЛАСЬ со­ ветская экспедиция по j* спасению экипажа «Италии». ^6 В те дни в газетах и журна­ лах всего мира много гово­ рилось о гуманной миссии «Красина» и других совет­ ских судов. Шведская газета «Элесуданс» писала: «Рус­ ская экспедиция совершала сб ои подвиги без шума, спо­ койно и без жестов. В те дни мы смотрели на Россию, ши­ роко раскрыв от удивления глаза». «Красину» удалось разбить много льда, еще разъединяющего СССР и Ев­ ропу», — писала одна из английских газет. Поистине всенародной встречей,стали торжества в Ленинграде в первых числах октября, когда «Красин» входил в Неву. Корабли Бал­ тийского флота, разукрашен­ ные флагами, выстроились в почетный эскорт. Над ледо­ колом, покачивая крыльями, пролетали самолеты, на нев­ ских набережных красинцев ожидали двести тысяч во- “Л 1 сторженных ленинградцев. Наиболее отличившиеся в экспедиции получили высо­ кие правительственные на­ грады, сам ледокол, первым из судов советского торгового флота, был награжден только что утвержденным в стране орденом Трудового Красного Знамени. ...В обширном и далеко еще не изученном архиве Р. Самойловича хранится один документ — сто сорок одна пожелтевшая страница бортового журнала дирижаб­ ля «Италия» со следами мас­ ла, огня, следами несчастья. Наверное, сам факт то­ го, что У. Нобиле подарил эту бесценную реликвию свое­ му спасителю, надежнее все­ го говорит о сделаном наши­ ми советскими людьми. А . ГАВРИЛКЕВИЧ, действительный член Гео­ графического общества СССР. I июля 1988 года рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz