Рыбный Мурман. 1988 г. Июль.
10 К 60-летию советских экспедиций по спасению экипажа дирижабля «Нобиле» Руководитель советской экспедиции Р. Л. Самойлович. полярный летчик М. С. Ба бушкин. После обращения 11 июня итальянского прави тельства к правительству СССР о выделении для спа сения мощного ледокола, бы ла организована вторая экс педиция на ледоколе «Кра син». Ее возглавил извест ный полярный исследователь Р. Л. Самойлович. Командо вал авиагруппой ледокола полярный, ас Б. Г. Чухнов- ский. В кратчайшие сроки оба судна были подготовлены, и 12 июня «Малыгин» из А р хангельска, а 16 июня «Кра син > из Ленинграда, вышли в ответственные рейсы в Арктику. Немного раньше на разведку к кромке льда в направлении к Шпицбергену вышел флагман научно-ис- следовательского флота «Пер сей». Для поиска экипажа «Италии» был также задей ствован и ледокольный паро ход «Г. Седов». Между тем, имея коорди наты «Красной палатки», це ленаправленные поиски нача ли вести норвежские, швед ские авиаторы, а также итальянские летчики, при бывшие на Шпицберген 13 Т р а г е д в Д р н т и н е произошла в конце мая 1928 года. Дирижабль «Италия» на обратном пути после достижения географического Северного полюса потерпел катастрофу. Необходима была срочная по мощь потерпевшим бедствие членам экипажа. Э ТО СЛУЧИЛОСЬ 25 мая в 10 часов 33 ми нуты в 100 километрах от северных берегов Северо-Во сточной Земли архипелага Шпицберген. Внезапное отя- желение воздушного корабля вызвало касание и удар ко мандирской гондолы о торо сы, в результате чего она была оторвана от тела дири жабля и осталась на льду. Облегченный дирижабль взмыл вверх, унося в неиз вестность шестерых членов экспедиции. Десять осталь ных аэронавтов во главе с руководителем экспедиции У. Нобиле остались на льду, причем один из них — мото рист Помелле — был выбро шен из гондолы при ударе о лед и погиб сразу. Так трагически закончи лась итальянская полярная экспедиция Умберто Нобиле к Северному полюсу. К счастью, среди оставшихся в живых на льдине был радист Бьяджи, а среди предметов, имевшихся в оторванной руб ке управления, находилась аварийная рация, по которой вскоре был дан «SOS». Но увы, зов о помощи по терпевших катастрофу был услышан только 3 июня, да и то не на базовом судне экс педиции «Читта ди Милано», а молодым радиолюбителем Николаем Шмидтом из де ревни Вознесенье-Вохма Се веродвинской губернии. 4 июня это сообщение было уже передано в Рим. Как же случилось, что «SOS» Бьяджи был услышан в далеком и глухом уголке России, а не на «Читто ди Милано», находившемся зна чительно ближе от потерпев ших бедствие? Как было установлено позже, капита ном базового судна Д. Р о манья после катастрофы и отсутствия связи было вы сказано предположение, что радист дирижабля, вероятно, погиб, поэтому ради стами базового судна не прослушивался эфир. В это же время радисты судна ра ботали на передачу бесчис ленной собственной коррес понденции, достигающей не скольких сотен телеграмм в сутки. Только 8 июня ради сты «Читты ди Милано» уста новили связь с Бьяджи. Но было потеряно полмесяца драгоценного времени, в течение которого три члена экипажа «Италии» — швед ский ученый Мальмгрен и итальянцы Мариано и Цап- пи — ушли к земле за по мощью, а два судна «Хобби» и «Браганца», зафрахтован ные Италией у Норвегии, вслепую осуществляли по иск бедствующих итальян цев, развернувших на льдине аварийную красную палатку. Несмотря на сдержан ность советской печати по освещению полета «Италии» к Северному полюсу в связи с появившимися в фашист ской прессе Италии сообще ниями о намерениях прави тельства Муссолини аннек сировать Землю Франца-Ио сифа на якобы правах госу дарства-первооткрывателя, ра зыгравшаяся трагедия в Арк тике нашла глубокое понима ние в сердцах трудящихся СССР , готовность оказать по мощь потерпевшим катастро фу. Буквально через несколь ко дней после катастрофы Осоавиахимом был создан Комитет по спасению экспе диции Нобиле под председа тельством И. С. Уншлихта, бывшего в то время замести телем председателя добро вольного общества. В свою очередь, Комитет организо вал спасательную экспеди цию на ледокольном парохо де «Малыгин» во главе с профессором В. Ю . Визе. Экспедиции был придан са молет «Юнкере», экипаж ко торого возглавил опытный июня. Этот день стал в исто рии спасательных операций траурной датой. Вылетевший в этот день Р. Амундсен на самолете «Латам-47» на по иски итальянцев не вернулся на базу. Связь с ним была потеряна спустя почти три часа после вылета. Интен сивные поиски «Латама» при вели лишь к констатации ги бели самолета у о. Медве жий в Баренцевом море: 31 августа судном «Бродд» был обнаружен один из поплав ков «Латама». Эта находка подтвердила версию о гибели выдающегося норвежского полярного исследователя. 20 июня итальянский лет чик Маддалена находит «Красную палатку», а 23 июня шведский летчик Лунд- борг осуществляет посадку на льдину и эвакуирует ра ненного при падении дирижаб ля генерала Нобиле. Этот факт оставления начальни ком экспедиции, хотя и ране ного, своих товарищей в на дежде оказать большую по мощь в организации и коор динации спасательных опера ций, проводимых разными странами, в дальнейшем по ложил конец карьере Ноби ле, позволил выдвинуть итальянским правительством против него тяжелые обвине ния, с которыми он прожил долгие годы. Только в 1966 году генерал был полностью реабилитирован. 23 июня Лундборг опять совершает посадку на льди ну у «палатки», но из-за пе ребоев в работе двигателя са молет капотировал (перевер нулся и опрокинулся на ка бину — А. Г.). 6 июля с трудом приледнившись, шведский летчик Шиберг эва куирует Лундборга, но остальные пять человек по- прежнему с ужасом ожида ют своей участи. А желания на быстрое возвращение на льдину за остальными швед ские пилоты особенно не вы сказывали. Все взоры италь янцев теперь были обраще ны к «Красину», который медленно, в тяжелых льдах, шел к ним. Пароход «Малы гин >, идя к месту катастро фы, застрял во льдах и не мог оказать существенной по мощи, хотя М. С. Бабуш кин, совершив 15 полетов, предпринимал отчаянные по пытки долететь до итальян цев. С 10 июля летчик «Кра сина» Б. Г. Чухновский на чинает поиски группы Маль- мгрена и Вильери (офицер, назначенный старшим после своего оставления «Красной палатки» — А. Г.). 11 июля в начале суток Р. Самойло- вичу пошла знаменитая ра диограмма Чухновского, в которой прозвучали советский гуманизм, его рыцарское бла городство, готовность само пожертвования ради 'спасения других: «Мальмгрен обнару жен на широте 80° 42', дол готе 25° 45'... Группу Вилье ри обнаружить не могли... Выбора посадки не было. Се ли на торосистое поле в ми ле от берега. Туман мешает определиться... Снесло шас си... сломано два винта. СЧИТАЮ НЕОБХОДИМЫМ «КРАСИНУ» СРОЧНО ИДТИ СПАСА ТЬ МЛ Л ЬМГРЕНА » (курсив мой). ' щщж ■ ■■■■■■■■:;■ 12 июля рано утром «Кра син» обнаружил Мариано и Цаппи и принял их на борт. Мальмгрена среди них уже не было. Он уже месяц как погиб. По словам Цаппи, Мальмгрен, обморозив пра вую ногу, стал плохо себя чувствовать, ему стало труд но передвигаться. Он часто падал, мало ел. Позже состо яние обмороженной ноги ста ло еще хуже — началась ган грена. Мальмгрен отказался от продуктов, отдал своим спутникам свою одежду и предпочел добровольно уме реть, чем стеснять движение группы. Это объяснение Цап пи (Мариано вообще отказал ся что-либо рассказать об обстоятельствах гибели швед ского ученого, предоставляя давать все объяснения Цап пи) трудно назвать правди вым, особенно если учесть, что некоторые эпизоды тра гедии с Мальмгреном он ос вещал по-разному. А вечером того же дня ле докол нашел и принял на борт группу Вильери. После передачи ^пасенных на «Чит та ди Милано» «Красин» идет в норвежский порт Ста вангер для пополнения бунке ра, воды и выполнения не которого ремонта. На этом пути ледоколу опять при шлось принять участие в спасении, на этот раз немец кого пассажирского лайнера «Монте-Сервантес», получив шего пробоину от столкнове ния с льдиной. Благодаря умелым действиям спасатель ной партии ледокола во гла ве со старпомом П. Понома ревым, будущим капитаном первого атомного ледокола «Ленин», пробоина была за делана, откачана вода из но совых танков, и лайнер с 1500 человек был спасен. После пребывания в Ста вангере до 24 августа ледо кол продолжил поиски груп пы Александринн (оставшихся на улетевшем дирижабле) и пропавшего без вести Амунд сена. Ледокол утюжит воз можные районы падения «Италии» — Семи Островов, островов Карла X I I , Земли Александры, но следов дири жабля нет. Чуть позже Амундсена «Красин» уже не искал: стало известно сооб щение «Бродда» о находке поплавка «Латама». В это же время итальянцы, финны, а затем и шведы сворачивают свои спасательные работы. Мало того, итальянское пра вительство считает, что даль нейшие попытки ледокола продолжать поиски не дадут положительных результатов. Это обстоятельство, а также резкое ухудшение погоды, сопровождавшееся сильным шквалистым ветром, побуж дает Р. Самойловича прекра тить розыски. <Я с чистой совестью мог сказать, что мы с большим риском для корабля, с ри ском идти на зимовку, про- двигались на север, восток... ^ Лихорадочно, с надеждой сле дили за каждой льдиной. И все без результата. «Кра син» проходил там, где ни какое другое судно не могло пройти, и наша ли вина в том, что мы не смогли найти унесенных плавучим льдом? И все-таки тяжело было от дать приказ о возвращении», — вспоминал позже началь ник экспедиции. Уходя до мой, было сделано последнее усилие: на одном из примет ных мысов Земли Георга был сооружен продовольственный склад, выгружены лес для постройки хижины — может быть, к -этому месту смогут пробиться унесенные ветром итальянцы... Вечером 22 сентября «Кра син» получил приказ идти домой, и ледокол повернул на юг. Он покидал Арктику по следним... Т АК ЗАКОНЧИЛАСЬ со ветская экспедиция по j* спасению экипажа «Италии». ^6 В те дни в газетах и журна лах всего мира много гово рилось о гуманной миссии «Красина» и других совет ских судов. Шведская газета «Элесуданс» писала: «Рус ская экспедиция совершала сб ои подвиги без шума, спо койно и без жестов. В те дни мы смотрели на Россию, ши роко раскрыв от удивления глаза». «Красину» удалось разбить много льда, еще разъединяющего СССР и Ев ропу», — писала одна из английских газет. Поистине всенародной встречей,стали торжества в Ленинграде в первых числах октября, когда «Красин» входил в Неву. Корабли Бал тийского флота, разукрашен ные флагами, выстроились в почетный эскорт. Над ледо колом, покачивая крыльями, пролетали самолеты, на нев ских набережных красинцев ожидали двести тысяч во- “Л 1 сторженных ленинградцев. Наиболее отличившиеся в экспедиции получили высо кие правительственные на грады, сам ледокол, первым из судов советского торгового флота, был награжден только что утвержденным в стране орденом Трудового Красного Знамени. ...В обширном и далеко еще не изученном архиве Р. Самойловича хранится один документ — сто сорок одна пожелтевшая страница бортового журнала дирижаб ля «Италия» со следами мас ла, огня, следами несчастья. Наверное, сам факт то го, что У. Нобиле подарил эту бесценную реликвию свое му спасителю, надежнее все го говорит о сделаном наши ми советскими людьми. А . ГАВРИЛКЕВИЧ, действительный член Гео графического общества СССР. I июля 1988 года рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz