Рыбный Мурман. 1988 г. Февраль.
23 января в Мур манске состоялся де вятый пленум област ного комитета КПСС. Пленум рассмотрел вопрос «Отчет бюро обкома КПСС по ру ководству перестрой кой». Сегодня наши чита тели продолжают на чатый на пленуме раз говор. Разговор после пленума обкома КПСС 7 На что идут наши «добровольные » взносы? Добровольно по необходимости Как-то недавно я решил вы* яснить , в к а к и х добровольных обществах состою . Именно «со стою», а не работаю. С по мощью марок и членских би летов удало сь ' установить , что я являюсь членом следующих обществ и, соответственно, пла чу в ни х взносы : ДОСААФ, ОСВОД. Красный Крест, охра ны природы , охраны памятни ков , борьбы за трезвость, ДНД, научно . техническо го , спортив ного, книголюбов , автомотолю бителей, географического . Не много ли для одного? При этом надо учесть, что добро вольно, в полном смысле сло ва, я вступал только в три по следних. В остальные же, ес ли можно тан вы разиться , — ^•добровольно по необходимо с т и » . Не подумайте, что я против этих общественных формирова ний. Понимаю, что они делают громадную и полезную работу, во всяком случае, средства, со бираемые в виде членсних взносов, идут на действительно важные и благородные цели. Только многие ли знаю т об этом? Сомневаюсь. Например, всем ли известно, что из средств общества охра ны памятников 5 тысяч руб лей пошло на благоустройство воин с ких захоронений на по луостровах Рыбачий и Сред ний . На эти же деньги отре ставрированы некоторые па м ятни ки в М урманске , домик- музей С. М. Кирова в Киров- ске, Успенский собор в Варзу- ге, церковь в Коле и т. д. Большой список благород ных дел можно составить по каждом у добровольному обще ству. Но беда в том. что этих дел люди не знают. Ж изнь показала, что хоро шая информация о целях, о том, куда будут направлены со бранные средства, приводят к росту добровольных народных пожертвований . Так было, на пример , в ноябре прошло го го да, когда проходила акция f «Волна мира». Районное отде- - ление Советского фонда мира с помощью ш кольни ков ор га низовало посты мира в ки н о театрах и универма гах М ур манска. Та к было собрано свы ше 3 тысяч рублей и десятки тысяч подписей под воззвани ем к разоружению . Два слова — о доброволь ном обществе борьбы за трез вость. Всем сегодня ясно, что пьянство — острая социальная проблема, и усилиями лишь одних активистов ее не ре шить. До сих пор мы по ка не наступаем — скорее обороняем ся. Движение трезвенников се годня по сути не оснащено ни чем, кроме общих призывов. Работа «первичен», не найдя своего направления, приоста новилась, а кое-где пошла на спад. Думаю , что настало вре мя пересмотреть с т р у к т у р у этого общества и, возможно, сделать его по ти п у ор ганиза ции ветеранов войны и труда. Уверен, что сегодня в усло виях перестройки наждое до бровольное формирование дол ж н о доказать право на свое существование. В. КИЛЕЖЕНКО. зав. лабораторией ПИНРО, член Октябрьского райко ма КПСС. Сберегли два миллиона В чем будущее судоремонта? Проблема организации судоремонта не нова, и сегодня я, не касаясь многих ее аспектов, остановлюсь на главном: сроки. За примерами длительных простоев судов в ремонте далеко ходить не надо, достаточно вспомнить хотя бы тот факт, что плавбаза «Даурия» простояла вместо нормативных 360 суток три года. Из-за этого управление «Севрыбхолодфлот» не м о г ло поставить в ремонт на Западный СРЗ ни одного судна. В службе главного инженера флота принимались различные меры для ликвидации дефицита судоремонта. К сожалению, от дача от них была очень малой. Ведь у флота нет собственной ремонтной базы. И все-таки кое-чего удалось добиться: некото рым судам продлили класс Регистра еще на год, другим — произвели классификационный ремонт по сокращенному вари анту (учитывая техническое состояние судна). Например, .танкер «Минусинск» простоял на 126 суток меньше, чем указывалось в нормативных документах. Наиболее интересным, на наш взгляд, было решение об организации ремонта плавбазы «Алексей Хло быстов». По нормативу ей требовался ремонт трудоемкостью 560 тысяч сметных часов, а Мурманская судоверфь могла вы полнить лишь 100 тысяч. Кто будет выполнять остальные? Решили создать на базе подменного экипажа № 1 ремонтно подменный экипаж, который возглавил капитан-директор А. А. Скирда. Этот коллектив имел хороший опыт эксплуатации и ре монта плавбазы. В управлении разработали положение, где отразили все фун кциональные обязанности экипажа и отделов флота, режим тру да и его оплаты, отдыха. Для того чтобы делом помочь ремонт- но-подменному экипажу, создали координационный совет во главе с заместителем начальника флота Н. И. Сергеевым и заме стителем главного инженера В. В. Балалайкиным. В него также вошли представители парткома, профкома, комитета ВЛКСМ. Капитану РПЭ разрешили самому вызывать инспектора Регист ра СССР ^'раньше это право было лишь у групповых специали стов). В результате удалось почти вдвое сократить срок дефек- тации частей корпуса судна и механизмов. А в целом итоги новшества таковы: экономия нормативного ремонтного времени составила 135 суток, экономия средств — 2,3 миллиона рублей. Однако анализируя ремонт плавбазы «Алексей Хлобыстов», мы- выявили и некоторые упущения. Отдел кадров несвоевре менно комплектовал экипаж, это вызывало текучесть кадров во время ремонта. Есть претензии к отделу материально-техниче ско го снабжения: не всегда вовремя выполнялись заявки эки пажа. Тем не менее, учитывая все плюсы и минусы, можно с уве ренностью сказать, что ремонт танкера «Минусинск» и плавба зы «Алексей Хлобыстов» прошел успешно. Он принес управле нию значительную экономическую выгоду. Причем другим су дам флота не пришлось томиться на отстое в ожидании поста новки о ремонт. Сейчас два транспортных рефрижератора, «Карл Либкнехт» и «Вильгельм Пик», ремонтируются на Мурманской судоверфи по методу коллективного бригадного подряда. Обобщение опыта такой работы впереди, как и выбор наиболее оптимального ме тода организации ремонта. Хотя уже сегодня видно, что буду щее судоремонта за методом коллективного подряда на основе хозрасчета. А. СЕМЕНОВ, начальник отдела судоремонта уп равления «Севрыбхолодфлот». Из мухи—слона Кто придумал кают-кабинеты? Просматривая старые журналы «Рыбное хозяйство», увидел статью О. П. Шамина и В. В. Шиганова в восьмом номере за 1986 г. «Роль кают-кабинетов в политико-воспитательной работе среди моряков загранплавания». Это же абсолютно пустая идея, возникшая после того, как было завалено дело с нашим се верным «Корчагинцем»! Мало того, вначале речь шла о кают-кабинетах как об экспе рименте ,' а сейчас уже пишется: «Руководством ВРПО усилен контроль за созданием новых кают-кабинетов». Кому нужно это мертворожденное дитя? Цель кают-кабинетов — работать с экипажами судов в пе риод нахождения транспорта на промысле. Но ведь все пре красно знают, что это нереально. Интенсивность грузовых ра бот 600—900 тонн в сутки, промысловики постоянно работают с подаахтами. Где здесь найти «окошко» для подобной инфор мационно - пропагандистской работы на борту ТР в кают-каби- нете?! Хватит раздувать из мухи слона. Предлагаю вместо надуман ных кают-кабинетов, создание которых, кстати, требует нема лых денег, увеличить число выходов в море лекторов, политра ботников, пропагандистов. (Посмотрите, те же выходы в море ваших корреспондентов какой дали обширный материал для обсуждений !) Возможно, надо бы вновь вернуться к мысли о «Корчагинце», такое пропагандистское судно могло бы рабо тать как с промысловиками, так и с жителями Терского берега, среди них немало и рыбакоз-колхозникоз . Кстати, прежде чем создавать кают-кабинеты, кто-нибудь по советовался с нами, моряками, первыми помощниками капита нов? Что-то я об этом не слышал. А. ЩЕРБАК, первый помощник капитана танкера «Нефтекамск». ЗАКОНЧИЛСЯ очередной ^ промысловый рейс у ком - сомольско - молодежного эки пажа БАТ «Маршал Еременко». Рейс необычный, связанный с многими трудностями, самоут верждением коллектива, про веркой его способности рабо тать в новых условиях хозяй ствования. Производственные задания рейса, рассчитанные на пол ный состав команды, перевы полнены по всем показателям. Сегодня на трудовом календа ре экипажа — апрель 1988 го да. А ведь состав команды сокращен на 16 человек. Прежде чем согласиться на такое сокращение, мы изучи ли опыт работы БАТ «Маршал Якубовский», получили необхо димые рекомендации во всех отделах и службах флота, при гласили инженера отдела тру- Как работать сокращенным экипажем : Один мой знакомый как-то обронил фразу: «Рыбаки в мо ре должны вкалывать, а не развлекаться». Не согласен. Люди не роботы. Если не все в порядке в духовном плане, — неизбежны срывы, конфлик ты, разногласия в коллективе. Наше судно не имеет таких удобств для организации от дыха моряков , как, например, пассажирские и транспортные суда. Как это ни парадоксаль но, но благодаря сокращению штатного расписания нашелся выход: использовать освобо- Этот вариант возможен да и зарплаты выступить с разъяснениями, накануне рей са провели общесудовое проф союзное собрание, чтобы ус лышать мнение каждого моря ка. Коллектив сам решал, ка ким штатом выходить в море. Все, что достигнуто экипажем на сегодняшний день, обдума но, обговорено на собраниях, совещаниях, в беседах. Из рейса в рейс убеждаешь ся: невозможно требовать от людей полной самоотдачи, ес ли не созданы хорошие усло вия, при которых человек м о жет проявить свои способно сти и чтобы при этом его лич ные интересы совпадали с об щими. Не надо ждать, ч т о к т о - то деятельный придет, изме нит ситуацию в благоприятную сторону. Коллектив сам хозя ин положения, ему многое по силам... К примеру, с интересом об суждали в экипаже вопрос о переходе флота на полный хозрасчет. Пришли к такому выводу: е сокращенном вари анте заложена потенциальная сила саморазвития коллектива, именно экипажи судов станут первичным звеном образова ния денежных средств. Но предстоит многое сде лать для улучшения условий труда и уменьшения затрат на выпуск продукции. Надо учить ся вытеснять долю ручного труда не числом, а уменьем. Это реально. По самым с кром ным подсчетам наших во зм ож ностей, мы сможем механизи ровать выборку трала и тем самым высвободить 4 челове ка на палубе. Перестановка же позволит улучшить техническое состояние судна. Далее: меха низация грузовых операций и внутритрюмных работ вдвое облегчит труд моряков . Все эти предложения обсуж дались с большой заинтересо ванностью. Они включены в план мероприятий по улучше нию условий труда и быта ры баков. Создана специальная инициативная группа, во главе которой специалист высокой квалификации, рационализатор, механик - наладчик Н. С. Бух тояров — кавалер ордена «Знак Почета». Давно мы отказались от идеи, будто все внутренние потребности и запросы моря ков могут быть реализованы лишь в сфере производства. Постигать тайны рыбацкого де ла — одно, быть духовно бо гатым — нечто иное, и, на мой взгляд, не менее важное. Если первый помощник не ду мает об этом, он перестает быть комиссаром. дившиеся каюты. Силами эки пажа мы оборудовали комна ту вахтенной службы, музей А. И. Еременко, приступили к оборудованию уютной гости ной, на очереди — специаль ные помощения для занятий спортом, проведения интерна циональной работы. Здесь ини циатором выступила комсо мольская организация (ком сорг третий механик Я. В. Ко нюхов). Молодежь горячо взя лась за новое дело, без вся ких подталкизаний и давлений «сверху». Частенько приходится слы шать, дескать, у вас, еремен- цее, все идет успешно пото му, ч т о э к и п а ж с т а б и л ь н ы й , н а дежный, да и капитан Н. И. Гуцкалов — на высоте... Да, это так. Наш капитан возглавил судно с новостроя. И партийная организация на чала свою работу с перзых же дней приемки корабля. Не все приходит сразу, здруг. Из го да в год, из рейса в рейс и лично капитан, и все комм у нисты учились прислушивать ся к мнению рядовых моряков, критическому отношению пре жде всего к себе, создавать хороший психологический кли мат в экипаже, который бы побуждал людей к поиску эф фективных решений, предель но открытому обмену мнений — при любых сложных ситуа циях. Не верю в искренность тех помполитоа, которые при ма лейшем конфликте лишь о гор ченно разводят руками: «Пло хой экипаж подобрался.., не могу найти общего языка...» Видно, так уж показал себя в деле первый помощник, что с его мнением в экипаже не считаются. Не потому ли мо ряки на некоторых судах в штыки приняли сокращение штатов. Готовность работать в новых условиях хозяйствования', на мой взгляд, ослабляется пло хой информированностью о том, каким будет порядок де ятельности судна после наме ченных преобразований, сла бой идеологической работой комсостава и в первую оче редь помполита. Р. САЛЮКОВ, первый помощник капита на БАТ «Маршал Еремен ко». рыбныймурман 5 февраля 1888 года о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz