Рыбный Мурман. 1988 г. Февраль.

23 января в Мур­ манске состоялся де­ вятый пленум област­ ного комитета КПСС. Пленум рассмотрел вопрос «Отчет бюро обкома КПСС по ру­ ководству перестрой­ кой». Сегодня наши чита­ тели продолжают на­ чатый на пленуме раз­ говор. Разговор после пленума обкома КПСС 7 На что идут наши «добровольные » взносы? Добровольно по необходимости Как-то недавно я решил вы* яснить , в к а к и х добровольных обществах состою . Именно «со­ стою», а не работаю. С по ­ мощью марок и членских би­ летов удало сь ' установить , что я являюсь членом следующих обществ и, соответственно, пла­ чу в ни х взносы : ДОСААФ, ОСВОД. Красный Крест, охра ­ ны природы , охраны памятни ­ ков , борьбы за трезвость, ДНД, научно . техническо го , спортив ­ ного, книголюбов , автомотолю ­ бителей, географического . Не много ли для одного? При этом надо учесть, что добро­ вольно, в полном смысле сло­ ва, я вступал только в три по ­ следних. В остальные же, ес­ ли можно тан вы разиться , — ^•добровольно по необходимо­ с т и » . Не подумайте, что я против этих общественных формирова­ ний. Понимаю, что они делают громадную и полезную работу, во всяком случае, средства, со­ бираемые в виде членсних взносов, идут на действительно важные и благородные цели. Только многие ли знаю т об этом? Сомневаюсь. Например, всем ли известно, что из средств общества охра ­ ны памятников 5 тысяч руб ­ лей пошло на благоустройство воин с ких захоронений на по­ луостровах Рыбачий и Сред­ ний . На эти же деньги отре­ ставрированы некоторые па­ м ятни ки в М урманске , домик- музей С. М. Кирова в Киров- ске, Успенский собор в Варзу- ге, церковь в Коле и т. д. Большой список благород­ ных дел можно составить по каждом у добровольному обще­ ству. Но беда в том. что этих дел люди не знают. Ж изнь показала, что хоро ­ шая информация о целях, о том, куда будут направлены со­ бранные средства, приводят к росту добровольных народных пожертвований . Так было, на­ пример , в ноябре прошло го го ­ да, когда проходила акция f «Волна мира». Районное отде- - ление Советского фонда мира с помощью ш кольни ков ор га ­ низовало посты мира в ки н о ­ театрах и универма гах М ур­ манска. Та к было собрано свы­ ше 3 тысяч рублей и десятки тысяч подписей под воззвани­ ем к разоружению . Два слова — о доброволь­ ном обществе борьбы за трез­ вость. Всем сегодня ясно, что пьянство — острая социальная проблема, и усилиями лишь одних активистов ее не ре­ шить. До сих пор мы по ка не наступаем — скорее обороняем­ ся. Движение трезвенников се­ годня по сути не оснащено ни ­ чем, кроме общих призывов. Работа «первичен», не найдя своего направления, приоста ­ новилась, а кое-где пошла на спад. Думаю , что настало вре­ мя пересмотреть с т р у к т у р у этого общества и, возможно, сделать его по ти п у ор ганиза ­ ции ветеранов войны и труда. Уверен, что сегодня в усло­ виях перестройки наждое до­ бровольное формирование дол­ ж н о доказать право на свое существование. В. КИЛЕЖЕНКО. зав. лабораторией ПИНРО, член Октябрьского райко­ ма КПСС. Сберегли два миллиона В чем будущее судоремонта? Проблема организации судоремонта не нова, и сегодня я, не касаясь многих ее аспектов, остановлюсь на главном: сроки. За примерами длительных простоев судов в ремонте далеко ходить не надо, достаточно вспомнить хотя бы тот факт, что плавбаза «Даурия» простояла вместо нормативных 360 суток три года. Из-за этого управление «Севрыбхолодфлот» не м о г­ ло поставить в ремонт на Западный СРЗ ни одного судна. В службе главного инженера флота принимались различные меры для ликвидации дефицита судоремонта. К сожалению, от­ дача от них была очень малой. Ведь у флота нет собственной ремонтной базы. И все-таки кое-чего удалось добиться: некото­ рым судам продлили класс Регистра еще на год, другим — произвели классификационный ремонт по сокращенному вари­ анту (учитывая техническое состояние судна). Например, .танкер «Минусинск» простоял на 126 суток меньше, чем указывалось в нормативных документах. Наиболее интересным, на наш взгляд, было решение об организации ремонта плавбазы «Алексей Хло­ быстов». По нормативу ей требовался ремонт трудоемкостью 560 тысяч сметных часов, а Мурманская судоверфь могла вы­ полнить лишь 100 тысяч. Кто будет выполнять остальные? Решили создать на базе подменного экипажа № 1 ремонтно­ подменный экипаж, который возглавил капитан-директор А. А. Скирда. Этот коллектив имел хороший опыт эксплуатации и ре­ монта плавбазы. В управлении разработали положение, где отразили все фун­ кциональные обязанности экипажа и отделов флота, режим тру­ да и его оплаты, отдыха. Для того чтобы делом помочь ремонт- но-подменному экипажу, создали координационный совет во главе с заместителем начальника флота Н. И. Сергеевым и заме­ стителем главного инженера В. В. Балалайкиным. В него также вошли представители парткома, профкома, комитета ВЛКСМ. Капитану РПЭ разрешили самому вызывать инспектора Регист­ ра СССР ^'раньше это право было лишь у групповых специали­ стов). В результате удалось почти вдвое сократить срок дефек- тации частей корпуса судна и механизмов. А в целом итоги новшества таковы: экономия нормативного ремонтного времени составила 135 суток, экономия средств — 2,3 миллиона рублей. Однако анализируя ремонт плавбазы «Алексей Хлобыстов», мы- выявили и некоторые упущения. Отдел кадров несвоевре­ менно комплектовал экипаж, это вызывало текучесть кадров во время ремонта. Есть претензии к отделу материально-техниче­ ско го снабжения: не всегда вовремя выполнялись заявки эки ­ пажа. Тем не менее, учитывая все плюсы и минусы, можно с уве­ ренностью сказать, что ремонт танкера «Минусинск» и плавба­ зы «Алексей Хлобыстов» прошел успешно. Он принес управле­ нию значительную экономическую выгоду. Причем другим су­ дам флота не пришлось томиться на отстое в ожидании поста­ новки о ремонт. Сейчас два транспортных рефрижератора, «Карл Либкнехт» и «Вильгельм Пик», ремонтируются на Мурманской судоверфи по методу коллективного бригадного подряда. Обобщение опыта такой работы впереди, как и выбор наиболее оптимального ме­ тода организации ремонта. Хотя уже сегодня видно, что буду­ щее судоремонта за методом коллективного подряда на основе хозрасчета. А. СЕМЕНОВ, начальник отдела судоремонта уп­ равления «Севрыбхолодфлот». Из мухи—слона Кто придумал кают-кабинеты? Просматривая старые журналы «Рыбное хозяйство», увидел статью О. П. Шамина и В. В. Шиганова в восьмом номере за 1986 г. «Роль кают-кабинетов в политико-воспитательной работе среди моряков загранплавания». Это же абсолютно пустая идея, возникшая после того, как было завалено дело с нашим се­ верным «Корчагинцем»! Мало того, вначале речь шла о кают-кабинетах как об экспе­ рименте ,' а сейчас уже пишется: «Руководством ВРПО усилен контроль за созданием новых кают-кабинетов». Кому нужно это мертворожденное дитя? Цель кают-кабинетов — работать с экипажами судов в пе­ риод нахождения транспорта на промысле. Но ведь все пре ­ красно знают, что это нереально. Интенсивность грузовых ра­ бот 600—900 тонн в сутки, промысловики постоянно работают с подаахтами. Где здесь найти «окошко» для подобной инфор­ мационно - пропагандистской работы на борту ТР в кают-каби- нете?! Хватит раздувать из мухи слона. Предлагаю вместо надуман­ ных кают-кабинетов, создание которых, кстати, требует нема­ лых денег, увеличить число выходов в море лекторов, политра­ ботников, пропагандистов. (Посмотрите, те же выходы в море ваших корреспондентов какой дали обширный материал для обсуждений !) Возможно, надо бы вновь вернуться к мысли о «Корчагинце», такое пропагандистское судно могло бы рабо­ тать как с промысловиками, так и с жителями Терского берега, среди них немало и рыбакоз-колхозникоз . Кстати, прежде чем создавать кают-кабинеты, кто-нибудь по­ советовался с нами, моряками, первыми помощниками капита­ нов? Что-то я об этом не слышал. А. ЩЕРБАК, первый помощник капитана танкера «Нефтекамск». ЗАКОНЧИЛСЯ очередной ^ промысловый рейс у ком - сомольско - молодежного эки­ пажа БАТ «Маршал Еременко». Рейс необычный, связанный с многими трудностями, самоут­ верждением коллектива, про­ веркой его способности рабо­ тать в новых условиях хозяй­ ствования. Производственные задания рейса, рассчитанные на пол­ ный состав команды, перевы­ полнены по всем показателям. Сегодня на трудовом календа­ ре экипажа — апрель 1988 го ­ да. А ведь состав команды сокращен на 16 человек. Прежде чем согласиться на такое сокращение, мы изучи­ ли опыт работы БАТ «Маршал Якубовский», получили необхо­ димые рекомендации во всех отделах и службах флота, при­ гласили инженера отдела тру- Как работать сокращенным экипажем : Один мой знакомый как-то обронил фразу: «Рыбаки в мо ­ ре должны вкалывать, а не развлекаться». Не согласен. Люди не роботы. Если не все в порядке в духовном плане, — неизбежны срывы, конфлик­ ты, разногласия в коллективе. Наше судно не имеет таких удобств для организации от­ дыха моряков , как, например, пассажирские и транспортные суда. Как это ни парадоксаль­ но, но благодаря сокращению штатного расписания нашелся выход: использовать освобо- Этот вариант возможен да и зарплаты выступить с разъяснениями, накануне рей­ са провели общесудовое проф ­ союзное собрание, чтобы ус­ лышать мнение каждого моря ­ ка. Коллектив сам решал, ка­ ким штатом выходить в море. Все, что достигнуто экипажем на сегодняшний день, обдума­ но, обговорено на собраниях, совещаниях, в беседах. Из рейса в рейс убеждаешь­ ся: невозможно требовать от людей полной самоотдачи, ес­ ли не созданы хорошие усло­ вия, при которых человек м о ­ жет проявить свои способно­ сти и чтобы при этом его лич­ ные интересы совпадали с об­ щими. Не надо ждать, ч т о к т о - то деятельный придет, изме­ нит ситуацию в благоприятную сторону. Коллектив сам хозя­ ин положения, ему многое по силам... К примеру, с интересом об ­ суждали в экипаже вопрос о переходе флота на полный хозрасчет. Пришли к такому выводу: е сокращенном вари­ анте заложена потенциальная сила саморазвития коллектива, именно экипажи судов станут первичным звеном образова­ ния денежных средств. Но предстоит многое сде­ лать для улучшения условий труда и уменьшения затрат на выпуск продукции. Надо учить­ ся вытеснять долю ручного труда не числом, а уменьем. Это реально. По самым с кром ­ ным подсчетам наших во зм ож ­ ностей, мы сможем механизи­ ровать выборку трала и тем самым высвободить 4 челове­ ка на палубе. Перестановка же позволит улучшить техническое состояние судна. Далее: меха­ низация грузовых операций и внутритрюмных работ вдвое облегчит труд моряков . Все эти предложения обсуж ­ дались с большой заинтересо­ ванностью. Они включены в план мероприятий по улучше­ нию условий труда и быта ры­ баков. Создана специальная инициативная группа, во главе которой специалист высокой квалификации, рационализатор, механик - наладчик Н. С. Бух­ тояров — кавалер ордена «Знак Почета». Давно мы отказались от идеи, будто все внутренние потребности и запросы моря ­ ков могут быть реализованы лишь в сфере производства. Постигать тайны рыбацкого де­ ла — одно, быть духовно бо­ гатым — нечто иное, и, на мой взгляд, не менее важное. Если первый помощник не ду­ мает об этом, он перестает быть комиссаром. дившиеся каюты. Силами эки­ пажа мы оборудовали комна­ ту вахтенной службы, музей А. И. Еременко, приступили к оборудованию уютной гости­ ной, на очереди — специаль­ ные помощения для занятий спортом, проведения интерна­ циональной работы. Здесь ини­ циатором выступила комсо ­ мольская организация (ком ­ сорг третий механик Я. В. Ко­ нюхов). Молодежь горячо взя­ лась за новое дело, без вся­ ких подталкизаний и давлений «сверху». Частенько приходится слы­ шать, дескать, у вас, еремен- цее, все идет успешно пото­ му, ч т о э к и п а ж с т а б и л ь н ы й , н а ­ дежный, да и капитан Н. И. Гуцкалов — на высоте... Да, это так. Наш капитан возглавил судно с новостроя. И партийная организация на­ чала свою работу с перзых же дней приемки корабля. Не все приходит сразу, здруг. Из го ­ да в год, из рейса в рейс и лично капитан, и все комм у ­ нисты учились прислушивать­ ся к мнению рядовых моряков, критическому отношению пре­ жде всего к себе, создавать хороший психологический кли­ мат в экипаже, который бы побуждал людей к поиску эф­ фективных решений, предель­ но открытому обмену мнений — при любых сложных ситуа­ циях. Не верю в искренность тех помполитоа, которые при ма­ лейшем конфликте лишь о гор ­ ченно разводят руками: «Пло­ хой экипаж подобрался.., не могу найти общего языка...» Видно, так уж показал себя в деле первый помощник, что с его мнением в экипаже не считаются. Не потому ли мо­ ряки на некоторых судах в штыки приняли сокращение штатов. Готовность работать в новых условиях хозяйствования', на мой взгляд, ослабляется пло­ хой информированностью о том, каким будет порядок де­ ятельности судна после наме­ ченных преобразований, сла­ бой идеологической работой комсостава и в первую оче­ редь помполита. Р. САЛЮКОВ, первый помощник капита­ на БАТ «Маршал Еремен­ ко». рыбныймурман 5 февраля 1888 года о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz