Рыбный Мурман. 1988 г. Февраль.
,r Встреча на борту Дни культуры Эстонской ССР 13 JJE ДУМАЮ , что для ко- ** го-нибудь из них, под нявшихся в то утро на борт ПСТ «Калачинек», встреча с рыбаками моря Баренца расценивалась как экскурси онная. Дни культуры Эстон ской ССР шли своим чере дом, а эстонских писателей принимал ордена Ленина рыбный порт — первая и последняя черта Мурманска, откуда город виднее, где- легче познать его настоящих людей. В тесной капитанской каю те траулера, только что вер нувшегося в порт «по зеле ной», собирались не любо пытствующие зрители — собирались моряки в про шлом и настоящем: секре тарь правления Союза пи сателей Эстонии Юло Туу лик, человек острова Сааре- маа, где всякий был морехо дом, прозаик Ростислав Ти тов, всю жизнь писавший о морс не только романы, но ремаа, островитянина по ду ху •— всякая большая земля начиналась именно за морем. Но горек был для всей его семьи первый переезд за мо ре, закончившийся лагерем и колючей проволокой Герма нии. Об этом роман написан — «Можжевельник выстоит и в сушь». Для Ростислава Титова мурманский цорт сорок седь мого года стал первым пор том захода. И он удивлялся, не узнавая ни города, ни са мой кромки суши, где растя нулись причалы, не узнавая Мурманск своей-юности — так изменился тот, окреп. — Ну что лее, неплохо у вас, — согласился капитан Шрам, узнав о том, что в Таллине рыбаку не нужно лдать квартиру лет два дцать. Туулик ситуацию с жильем в городе знал. Да и то, что, говоря о море, нуж- КРИТЕРИЙ ОБЩИЙ-ГЛУБИНА и учебники по мореходной астрономии, ответственный секретарь Мурманской пи сательской . организации, штурман Виктор Тимофеев, начальник отдела кадров тра- лового флота Владимир Ду ка, капитан «Калачинска» Алексей Шрам. Траулер стоял в порту сут ки. На следующий день он уходил на промысел, оттого в суматохе выгрузки раз говор получился короткий, но хватило и часа, чтобы быстро выяснить, как там «у них», да и посетовать па то, что «у них» проблем не меньше... В парткоме тралового фло та решили правильно: пока зать эстонским писателям нужно промысловик, только что пришедший в порт, еще пахнущий морем и рыбой. Да и сам капитан «Калачин ска» Алексей Гаврилович Шрам, проведший в море двадцать шесть лет, был тем человеком, который говорит о промысле, о рыбацкой жизни вдумчиво, без молодо го, легкомысленного азарта. Но вот — о треске... Горь ко улыбнулся Юло Туулик, вспомнив, быть может, ста рую эстонскую поговорку о том, что много трески быва ет только перед войной. Ры бацкая присказка острова Сааремаа. Для Юло, родив шегося на острове Абрук, учившегося в школе на Саа- ио начинать разговор с проб лем береговых, — знал твер до: сам ходил на промысел в Атлантику. В Таллине квартиры моря кам дают, иной раз быстрее, чем «земным» таллинцам, через год-полтора. Обиды есть, но социальная справед ливость таким образом со блюдается: человеку, ото рванному от семьи, живуще му по нескольку месяцев в каюте, нужен свой угол. Да и спокойнее моряку, если не мыкается семья, пока он вал дает и качество. иной раз рискуя собственной жизнью. Когда говорят профессио налы, разговор, как правило, бывает легок: друг друга понимают- с полуслова. Поис ковая техника и на эстонских судах плоха, и в Эстонии иной раз гонятся за копей кой, теряя рубли, а шкероч ный нож и лопата до сих пор главный рабочий инструмент на судах мурманских и при балтийских. Посмеялись все вместе над теми, кто «спускает» планы. Человек не морской, но ин формированный, Олаф- Кнут Утть, редактор журна ла «Таллин», вспомнил, как в начале восьмидесятых был у побережья Эстонии взрыв трески. Потом ее выловили, но планирование идет по-ста рому, не считаясь с реаль ной обстановкой. Такова проза промысла... Но как бы ни хороша была техника, предметом художе ственной литературы всегда была все-таки не она, а че ловек. Одному капитану Шраму, знающему Баренце во море, ведомо, где взять эту рыбу. Иной раз идет он туда, где ловится полтонны, ио твердо верит, что там есть перспектива. Интуиция капитанская, .мореходная... II Туулику известен этот закон, и Титову, и Уттю. О таких людях и пишутся книги, где каждая психологическая де таль должна следовать чело веческой логике. В конце концов, у писате лей и моряков есть один об щий критерий — глубина. II она должна быть настоящей. А. ЗДОКОВ, директор бю ро пропаган ды художественной лите ратуры. НА СНИМКЕ: в капитанской каюте «Калачинска». Юло Туу лик (крайний слева), Олаф- Кнут Утть и Ростислав Титов (второй и крайний справа). Фото В. КОНОНОВА. I I Беседа после премьеры С ДВА НАЧАЛСЯ СЛЕДУЮЩИЙ СЕАНС, на к в кабинете директора кинотеатра «Северное сияние»» раздался звонок. К телефону попросили режиссера... Положив т р у б к у , режиссер поднял глаза. В них были радость, удивление и даже некоторое смущение. — Вот беседовал со зрителем... Он только что посмотрел фильм. Говорит, кар тина очень понравилась, сильно задела. И если бы я поставил его любимый рассказ , «Пират» писателя Ш а гиняна , он был бы просто счастлив . Надо будет почитать. Таким вот необычным , но красноречивым образом выразил свою признательность автору ленты «Наблюдатель» Арво Ихо един из мурманчан . Было это вечером в м ин увш ую субботу, когда режиссер впервые встретился со зрителями своего нового фильма. Имя Арво Ихо стало ш иро ко известно лишь в прошлом году, х о тя за плечами у него солидный опы т операторской работы в д о ку ментальном и игровом кино . Звездный его час (точнее, полтора ча са э кранно го времени) носит название «Игры для детей ш кольного возраста». В этом фильме он впервые вы ступил на к постановщ и к — совместно с опы тным мастером Лейдой Лайус — и оператор. Да ж е на фоне д р у ги х значительны х произведений, сня ты х (в павиль онах , на натуре или со ставшей знаменитой «полки») в последние два года, лента оказалась я р ким явлением. Тревожный , гор ь ки й рас- сназ о детях, рас тущ и х в детском доме. Подавляющей частью — при ж и вы х родителях... «И гры» по-настоящему, больно задели серд ца людей, заставили задуматься о своей доле вины в изломанных судьбах оказавш ихся под неродным кровом ребятишек. Результат реж иссер ско го дебюта Арво Ихо в художественном кинематографе — Государственная премия СССР прошло го года. С вопроса об этом фильме и началась наша беседа. ма был бы во многом утра чен. К счастью, это поняли. — Думаю , вам все-таки не избежать упреков за чрезмер ную откровенность эпизода. От определенной части зрителей. — Волкоз бояться — в лес не ходить. Во всяком случае, я надеюсь, большинство пой мет глазное, ради чего сни мался фильм. Вот встретились на уединенном клочке земли два очень непохожих челове ка. Эстонец и русская. Два дцатичетырехлетний парень и сорокалетняя женщина... — Особенно остро у вас по казана их душевная рознь — в отношении к природе. Жен щина смотрит на природу взглядом добытчика, даже браконьера. Для студента же , приехавшего в заповедник ле- — Арво Эйнович, приступая к работе над «Играми», дума ли ли вы, что они, в конце концов , будут отмечены высо кой наградой! — Нет, конечно! Наоборот, побаизались, что картина ля жет на полку. Или же ее изу родую т до неузназаемости. А о лаврах даже не помышляли. — И ка к с редакторскими ножницами — обошлось! — В Эстонии фильм вышел в восемьдесят пятом году. Тогда без потерь обойтись практически не могло. Вмеша тельство з художественное произведение считалось впол не нормальным делом . Праз- да, потери были сравнительно небольшими. — Например? — Помните коротко стри женую дезуш ку с гитарой? Она по сценарию в самом на чале украла у глазной герои ни часики. А в детских домах «ПОНРАВИЛИСЬ ГЛАЗА ЗРИТЕЛЕН» отношения обычно весьма ж е сткие... Словом, за это ее са ми ребята и остригли. В фильме этого эпизода уже нет. Как и двух-трех других... Мы, впрочем, примерно пред полагали, что именно будет вырезано. Знаете, у кинемато графистов в борьбе с облада телями ножниц выработались свои приемы. Мы говорим : надо вставить «голубого зай ца». То есть то, что непремен но привлечет внимание бди тельного чиновника, но чем в принципе мож но и пожертво вать. Хуже вышло с русским вариантом. Во-первых, карти ну переименовали. В Эстонии она идет под наззанием «Улы байся, детка!». Чузстзуете раз ницу? А Ео-зторых , при пере воде в диалогах поязилась лишняя сентиментальность, ко торой не было в оригинале. Несколько изменилась тональ ность фильма: стала менее правдивой. Впрочем, Лейда Лайус, которая принимала д уб ляж, с изменениями согласи лась. — Скажите, а в новом филь ме у вас был «голубой заяц»! — От старых привычек так скоро не откажешься. При шлось выкинуть минуты полто ры, з том числе кусок из сце ны в бане. Но о целом ее удалось отстоять. 3 эпизоде пластически выражена тема очищения, избазленил от ж и тейской грязи, превратившей женщину з мужеподобное су щество. Без него смысл филь- том поработать наблюдателем, — это неприкосновенный храм... — Ему тоже многого не хватает. Он человек, пожалуй, чересчур книжный. Словом, в каждом из них есть то, чего не хватает другому . И вот что же между ними происходит? Любсвь? Наверное, да. Но без высокого духовного подъема, бескрылая... Почему? Это од на из глазных тем фильма. — Наверное, еще рано да вать оценки, ведь картина да ж е не вышла в прокат. Но мне показалось, большинство при сутствовавших в зале мурман чан оценили глубину и серь езность ваших намерений. Ат мосфера ео время разгоЕСра со зрителями была очень хо рошая. Задумчивая. — Я тоже рад этому. Мне понравились вопросы зрите лей, а глазное — их глаза. — Вы снимали фильм в на ших краях. Почему! — Съемки велись три меся ца на острове Великом в Бе лом море и на острозе Хар- лов в Баренцевом. Привлекла, глазным образом, природа. Она помогла через современ ную ситуацию высветить что- то вневременное, общечелове ческое. Холодные скалы, се рые волны, чаячьи базары... Чтобы не увидеть красоту все го этого, надо быть слепым. — Арво Эйнович, представь те, пожалуйста, вкратце съе мочную группу. — Студента играет Эрик Ру- ус, это его перзая роль. А кт риса Светлана Тормахова бо лее опытна, но тоже практиче ски впервые снялась в глав ной роли. Сценарий написала Марина Шептунсзэ, автор сце нария и фильма «Улыбайся, детка!» Снимала картину из вестный оператор Татьяна Ло- гиноза. — Традиционный вопрос: ваши творческие планы! — 'В перед и работа над ко роткометражным художествен ным фильмом, а потом соби раюсь снять документальную ленту. Я ведь пришел из до кументального кино и не со бираюсь с ним прощаться, чтобы не потерять ощущение жизни . Когда снимаешь реаль ные факты и реальных людей, — словно стоишь босиком на голой земле и чузствуешь ко жей почву. В. БЕЛЯЕВ. НА СНИМКЕ — Арво Ихо НСЗЯЗЖЭ J 21 ) февраля Ш8 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz