Рыбный Мурман. 1988 г. Февраль.

,r Встреча на борту Дни культуры Эстонской ССР 13 JJE ДУМАЮ , что для ко- ** го-нибудь из них, под­ нявшихся в то утро на борт ПСТ «Калачинек», встреча с рыбаками моря Баренца расценивалась как экскурси­ онная. Дни культуры Эстон­ ской ССР шли своим чере­ дом, а эстонских писателей принимал ордена Ленина рыбный порт — первая и последняя черта Мурманска, откуда город виднее, где- легче познать его настоящих людей. В тесной капитанской каю­ те траулера, только что вер­ нувшегося в порт «по зеле­ ной», собирались не любо­ пытствующие зрители — собирались моряки в про­ шлом и настоящем: секре­ тарь правления Союза пи­ сателей Эстонии Юло Туу­ лик, человек острова Сааре- маа, где всякий был морехо­ дом, прозаик Ростислав Ти­ тов, всю жизнь писавший о морс не только романы, но ремаа, островитянина по ду­ ху •— всякая большая земля начиналась именно за морем. Но горек был для всей его семьи первый переезд за мо­ ре, закончившийся лагерем и колючей проволокой Герма­ нии. Об этом роман написан — «Можжевельник выстоит и в сушь». Для Ростислава Титова мурманский цорт сорок седь­ мого года стал первым пор­ том захода. И он удивлялся, не узнавая ни города, ни са­ мой кромки суши, где растя­ нулись причалы, не узнавая Мурманск своей-юности — так изменился тот, окреп. — Ну что лее, неплохо у вас, — согласился капитан Шрам, узнав о том, что в Таллине рыбаку не нужно лдать квартиру лет два­ дцать. Туулик ситуацию с жильем в городе знал. Да и то, что, говоря о море, нуж- КРИТЕРИЙ ОБЩИЙ-ГЛУБИНА и учебники по мореходной астрономии, ответственный секретарь Мурманской пи­ сательской . организации, штурман Виктор Тимофеев, начальник отдела кадров тра- лового флота Владимир Ду­ ка, капитан «Калачинска» Алексей Шрам. Траулер стоял в порту сут­ ки. На следующий день он уходил на промысел, оттого в суматохе выгрузки раз­ говор получился короткий, но хватило и часа, чтобы быстро выяснить, как там «у них», да и посетовать па то, что «у них» проблем не меньше... В парткоме тралового фло­ та решили правильно: пока­ зать эстонским писателям нужно промысловик, только что пришедший в порт, еще пахнущий морем и рыбой. Да и сам капитан «Калачин­ ска» Алексей Гаврилович Шрам, проведший в море двадцать шесть лет, был тем человеком, который говорит о промысле, о рыбацкой жизни вдумчиво, без молодо­ го, легкомысленного азарта. Но вот — о треске... Горь­ ко улыбнулся Юло Туулик, вспомнив, быть может, ста­ рую эстонскую поговорку о том, что много трески быва­ ет только перед войной. Ры­ бацкая присказка острова Сааремаа. Для Юло, родив­ шегося на острове Абрук, учившегося в школе на Саа- ио начинать разговор с проб­ лем береговых, — знал твер­ до: сам ходил на промысел в Атлантику. В Таллине квартиры моря­ кам дают, иной раз быстрее, чем «земным» таллинцам, через год-полтора. Обиды есть, но социальная справед­ ливость таким образом со­ блюдается: человеку, ото­ рванному от семьи, живуще­ му по нескольку месяцев в каюте, нужен свой угол. Да и спокойнее моряку, если не мыкается семья, пока он вал дает и качество. иной раз рискуя собственной жизнью. Когда говорят профессио­ налы, разговор, как правило, бывает легок: друг друга понимают- с полуслова. Поис­ ковая техника и на эстонских судах плоха, и в Эстонии иной раз гонятся за копей­ кой, теряя рубли, а шкероч­ ный нож и лопата до сих пор главный рабочий инструмент на судах мурманских и при­ балтийских. Посмеялись все вместе над теми, кто «спускает» планы. Человек не морской, но ин­ формированный, Олаф- Кнут Утть, редактор журна­ ла «Таллин», вспомнил, как в начале восьмидесятых был у побережья Эстонии взрыв трески. Потом ее выловили, но планирование идет по-ста­ рому, не считаясь с реаль­ ной обстановкой. Такова проза промысла... Но как бы ни хороша была техника, предметом художе­ ственной литературы всегда была все-таки не она, а че­ ловек. Одному капитану Шраму, знающему Баренце­ во море, ведомо, где взять эту рыбу. Иной раз идет он туда, где ловится полтонны, ио твердо верит, что там есть перспектива. Интуиция капитанская, .мореходная... II Туулику известен этот закон, и Титову, и Уттю. О таких людях и пишутся книги, где каждая психологическая де­ таль должна следовать чело­ веческой логике. В конце концов, у писате­ лей и моряков есть один об­ щий критерий — глубина. II она должна быть настоящей. А. ЗДОКОВ, директор бю ро пропаган­ ды художественной лите­ ратуры. НА СНИМКЕ: в капитанской каюте «Калачинска». Юло Туу­ лик (крайний слева), Олаф- Кнут Утть и Ростислав Титов (второй и крайний справа). Фото В. КОНОНОВА. I I Беседа после премьеры С ДВА НАЧАЛСЯ СЛЕДУЮЩИЙ СЕАНС, на к в кабинете директора кинотеатра «Северное сияние»» раздался звонок. К телефону попросили режиссера... Положив т р у б к у , режиссер поднял глаза. В них были радость, удивление и даже некоторое смущение. — Вот беседовал со зрителем... Он только что посмотрел фильм. Говорит, кар тина очень понравилась, сильно задела. И если бы я поставил его любимый рассказ , «Пират» писателя Ш а гиняна , он был бы просто счастлив . Надо будет почитать. Таким вот необычным , но красноречивым образом выразил свою признательность автору ленты «Наблюдатель» Арво Ихо един из мурманчан . Было это вечером в м ин увш ую субботу, когда режиссер впервые встретился со зрителями своего нового фильма. Имя Арво Ихо стало ш иро ко известно лишь в прошлом году, х о ­ тя за плечами у него солидный опы т операторской работы в д о ку ­ ментальном и игровом кино . Звездный его час (точнее, полтора ча­ са э кранно го времени) носит название «Игры для детей ш кольного возраста». В этом фильме он впервые вы ступил на к постановщ и к — совместно с опы тным мастером Лейдой Лайус — и оператор. Да­ ж е на фоне д р у ги х значительны х произведений, сня ты х (в павиль ­ онах , на натуре или со ставшей знаменитой «полки») в последние два года, лента оказалась я р ким явлением. Тревожный , гор ь ки й рас- сназ о детях, рас тущ и х в детском доме. Подавляющей частью — при ж и вы х родителях... «И гры» по-настоящему, больно задели серд­ ца людей, заставили задуматься о своей доле вины в изломанных судьбах оказавш ихся под неродным кровом ребятишек. Результат реж иссер ско го дебюта Арво Ихо в художественном кинематографе — Государственная премия СССР прошло го года. С вопроса об этом фильме и началась наша беседа. ма был бы во многом утра­ чен. К счастью, это поняли. — Думаю , вам все-таки не избежать упреков за чрезмер ­ ную откровенность эпизода. От определенной части зрителей. — Волкоз бояться — в лес не ходить. Во всяком случае, я надеюсь, большинство пой­ мет глазное, ради чего сни­ мался фильм. Вот встретились на уединенном клочке земли два очень непохожих челове­ ка. Эстонец и русская. Два­ дцатичетырехлетний парень и сорокалетняя женщина... — Особенно остро у вас по ­ казана их душевная рознь — в отношении к природе. Жен­ щина смотрит на природу взглядом добытчика, даже браконьера. Для студента же , приехавшего в заповедник ле- — Арво Эйнович, приступая к работе над «Играми», дума­ ли ли вы, что они, в конце концов , будут отмечены высо­ кой наградой! — Нет, конечно! Наоборот, побаизались, что картина ля­ жет на полку. Или же ее изу­ родую т до неузназаемости. А о лаврах даже не помышляли. — И ка к с редакторскими ножницами — обошлось! — В Эстонии фильм вышел в восемьдесят пятом году. Тогда без потерь обойтись практически не могло. Вмеша­ тельство з художественное произведение считалось впол­ не нормальным делом . Праз- да, потери были сравнительно небольшими. — Например? — Помните коротко стри­ женую дезуш ку с гитарой? Она по сценарию в самом на­ чале украла у глазной герои­ ни часики. А в детских домах «ПОНРАВИЛИСЬ ГЛАЗА ЗРИТЕЛЕН» отношения обычно весьма ж е ­ сткие... Словом, за это ее са­ ми ребята и остригли. В фильме этого эпизода уже нет. Как и двух-трех других... Мы, впрочем, примерно пред­ полагали, что именно будет вырезано. Знаете, у кинемато­ графистов в борьбе с облада­ телями ножниц выработались свои приемы. Мы говорим : надо вставить «голубого зай­ ца». То есть то, что непремен­ но привлечет внимание бди­ тельного чиновника, но чем в принципе мож но и пожертво ­ вать. Хуже вышло с русским вариантом. Во-первых, карти­ ну переименовали. В Эстонии она идет под наззанием «Улы­ байся, детка!». Чузстзуете раз­ ницу? А Ео-зторых , при пере­ воде в диалогах поязилась лишняя сентиментальность, ко ­ торой не было в оригинале. Несколько изменилась тональ­ ность фильма: стала менее правдивой. Впрочем, Лейда Лайус, которая принимала д уб ­ ляж, с изменениями согласи­ лась. — Скажите, а в новом филь­ ме у вас был «голубой заяц»! — От старых привычек так скоро не откажешься. При­ шлось выкинуть минуты полто­ ры, з том числе кусок из сце­ ны в бане. Но о целом ее удалось отстоять. 3 эпизоде пластически выражена тема очищения, избазленил от ж и ­ тейской грязи, превратившей женщину з мужеподобное су­ щество. Без него смысл филь- том поработать наблюдателем, — это неприкосновенный храм... — Ему тоже многого не хватает. Он человек, пожалуй, чересчур книжный. Словом, в каждом из них есть то, чего не хватает другому . И вот что же между ними происходит? Любсвь? Наверное, да. Но без высокого духовного подъема, бескрылая... Почему? Это од ­ на из глазных тем фильма. — Наверное, еще рано да­ вать оценки, ведь картина да­ ж е не вышла в прокат. Но мне показалось, большинство при­ сутствовавших в зале мурман ­ чан оценили глубину и серь­ езность ваших намерений. Ат­ мосфера ео время разгоЕСра со зрителями была очень хо­ рошая. Задумчивая. — Я тоже рад этому. Мне понравились вопросы зрите­ лей, а глазное — их глаза. — Вы снимали фильм в на­ ших краях. Почему! — Съемки велись три меся­ ца на острове Великом в Бе­ лом море и на острозе Хар- лов в Баренцевом. Привлекла, глазным образом, природа. Она помогла через современ­ ную ситуацию высветить что- то вневременное, общечелове­ ческое. Холодные скалы, се­ рые волны, чаячьи базары... Чтобы не увидеть красоту все­ го этого, надо быть слепым. — Арво Эйнович, представь­ те, пожалуйста, вкратце съе­ мочную группу. — Студента играет Эрик Ру- ус, это его перзая роль. А кт ­ риса Светлана Тормахова бо­ лее опытна, но тоже практиче­ ски впервые снялась в глав­ ной роли. Сценарий написала Марина Шептунсзэ, автор сце­ нария и фильма «Улыбайся, детка!» Снимала картину из­ вестный оператор Татьяна Ло- гиноза. — Традиционный вопрос: ваши творческие планы! — 'В перед и работа над ко ­ роткометражным художествен­ ным фильмом, а потом соби­ раюсь снять документальную ленту. Я ведь пришел из до ­ кументального кино и не со­ бираюсь с ним прощаться, чтобы не потерять ощущение жизни . Когда снимаешь реаль­ ные факты и реальных людей, — словно стоишь босиком на голой земле и чузствуешь ко ­ жей почву. В. БЕЛЯЕВ. НА СНИМКЕ — Арво Ихо НСЗЯЗЖЭ J 21 ) февраля Ш8 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz