Рыбный Мурман. 1988 г. Февраль.

«Круглый стол» «Рыбного Мурмана» • I У ВЕРЕННО начали третий год двенадцатой пятилетки коллективы флотов и предприятий Северной? бассей­ на. Но вдруг произошел сбой. Только за 18 дней февраля задолженность по выпуску пищевой продукции составила у тралового флота — около 2 тысяч тонн, «Мурманрыб- прома» — 3 тысячи, «Севрыбхолодфлота» — 1,5 тысячи, минусует и промразведка. Что повлияло на отставание? Какие меры следует при­ нять для исправлетшя ситуации? Какие перемены произо­ шли в коллективах в новых условиях хозяйствования? На эти и другие вопросы попытались ответить участники «круг­ лого стола», организованного Октябрьским РК КПСС и ре­ дакцией газеты. Вел заседание первый секретарь райкома партии В. Ф. Никитин. Г. В. ТИШКОВ: - Нель­ зя доморощенными метода­ ми решать проблемы. Пла­ ны не сбалансированы , и здесь никакие призывы не помогут. Г. В. ТИШКОВ, началь­ ник управления Мурманско­ го тралового флота: — Внешне вроде бы по­ ложение наше благополучно: кредиты, взятые нами в Агропромбанке, помогают во­ время и полностью выдавать заработную плату морякам, вести расчеты с поставщика­ ми. Но с их помощью мо­ жем продержаться до мая. А что будет дальше — сказать трудно, скорее всего, мы мо­ жем остаться бел денег. Тут надо взглянуть правде в гла­ за. Почему мы стоим на гра­ ни краха?' Тут две причины. Первая. Планы по вылову, выпуску пищевой продукции, товарной — не сбалансирова­ ны, не связаны между собой. Казалось бы, все должен оп­ ределять вылов, однако на деле это не так. Сейчас до­ быча рыбы и морепродуктов у нас на высоком уровне, но парадоксально: по всем дру­ гим показателям мы... мину­ суем. Кое-кто из руководите­ лей нашей отрасли еще до конца не понял, что мы уже работаем не на треске, пал­ тусе, а на ставриде, сардине, — сырье, которое значитель­ но дешевле топ же трески. Вторая. Планово-финансо­ вые органы «Севрыбы», ког­ да защищали нашу програм­ му в министерстве, показа­ ли свою полную несостоя­ тельность. В частности, мы утверждаем, что задание по прибыли нереально, а ВРПО считает наоборот. Так* кому виднее: нам или им? Третья. При разработке плана на текущий год оказа­ лась несбалансированной про­ изводственная программа до­ бывающих флотов — с од­ ной стороны п «Севрыбхо­ лодфлота», рыбокомбината — с другой. И что пз этого получилось? Сейчас на про­ мысле у нас находится ме­ сячный запас пищевой. — Если предъявите штрафные санкции «Севрыб- холодфлоту», то покроют дн они ваши издержки? Г, В. Тишков: — Конечно, нет. Это не­ сравнимо! К примеру, сверх нормы два месяца простоял в ремонте БАТ. Мы, предъ­ явив иск, получили от судо­ верфи 20 тысяч рублей. Это нее мизерная сумма, которую февраля 1988 года А. М. КИРИЧЕНКО: — Если уж работаем по-ново­ му, то весь рыбацкий кон­ вейер доло/сен функциониро­ вать четко. БАТ заработает на промыс­ ле за 12 часов. — Может ли тралфлот по­ полнить свою «казну» за счет выпуска новой продук­ ции улучшенного ассортимен­ та? Г. В. Тишков.* — К сожалению, у нас всего два процента от обще­ го объема составляет произ­ водство новых видов рыбото­ варов. Мы превратились из поставщиков готовой продук­ ции в производителей сырья. Здесь очень много теряем. Зато наши сливки снимают «Севрыбхолодфлот» и рыба- комбинат. Сейчас меняем по­ литику: закупаем машины для разделки океанических видов рыб, думаем устанав­ ливать их на СТМы. Сокра­ тим ручной труд, и, главное, станем выпускать более цен­ ный продукт. — В тралфлоте всего два корабля работают на судо­ вом хозрасчете. Разве это не резерв для увеличения объ­ емов производства, сокраще­ ния затрат? Г. В. Тишков: — Я не сторонник' волюн­ таристских мер. Если сразу, скопом, перевести всех про­ мысловиков на судовой хоз­ расчет, то появится естест­ венная реакция его отталки­ вания. Каждый плод должен созреть. Так что должная работа в этом направлении ведется. Но для начала надо людей заинтересовать мате­ риально. Это — первый и очень важный шаг в хозяйст­ венной реформе. А. М. КИРИЧЕНКО , ка­ питан-директор БМРТ «Алек­ сандр Грязнов» объединения «Мурманрыбпром»: — У нас в объединении всего четыре судна -работа­ ют на хозрасчете. На одном из них мы идем в рейс. Прав Георгий Васильевич, моряков надо прежде всего заинтересовать, чего, к сожа­ лению, не делается в «Мур- манрыбпроме». Отдел труда и зарплаты рассчитал нам рейс так* хит.ро , что не по­ нять, получит ли моряк свое заработанное или нет. Что еще тревожит? Если уж ра­ ботаем по-новому, то весь рыбацкий конвейер должен функционировать четко. А то что получается: простоим, допустим (что вполне воз­ можно), 5 суток из-за отсут­ ствия ТР, рыбаки пострада­ ют, им заплатят 80 процен­ тов окладов, а кто вернет остальное? Транспортный флот? Едва ли, а надо бы им раскошелиться. А . Ф . ЛЕВАНОВ , замести­ тель начальника управления «Севрыбхолодфлот»: — Тут чуть ли не во всех бедах винят транспортный флот. А правда такова: на 1988 год мы имеем 140 тысяч тонн дефицита реф- емкостей, и от этого никуда не деться. Причина должна быть всем понятна: даль­ ность перевозок растет из года в год. Как тут быть? На наш взгляд, перво-на­ перво изменить отношение к ТРам. Разве это порядок, когда их используют, как на побегушках? Как считают на­ ши капитаны, транспорты ра­ ботают всего-навсего на 70 процентов своих возможно­ стей. Вина за это ложится и на начальников промрайонов, и на руководство промысло­ вых флотов, которые не хо- — Я только что вернулся с моря и могу ответственно заявить: транспортники на­ ших задач не понимают. Де­ лают все возможное, чтобы за наш счет погреть свои ру­ ки. Здесь Леванов заявил, что «плечо» перевозок уве­ личилось. Как же так? Ведь совсем недавно, когда рас­ формировали «Мортранс- флот» и «Севрыбхолодфлот» пополнился его судами, нас уверяли: положение улуч­ шится, а оно значительно ухудшилось. Не одно-два. а целые группы промысловых судов лежат сейчас в дрей­ фе с полным грузом, ожидая ТРы. — «Мурманрыбпром» — единственный из флотов, не выполнивший план января по прибыли. Ожидаются ли перемены к лучшему? А. В. АБАКУМОВ , Герой Социалистического Труда, председатель совета трудово­ го коллектива объединения «Мурманрыбпром»: — Пока существует вало­ вая оценка работы, измене­ ний не будет. Мы же, исхо­ да, хотя по нормативам обя­ заны на три. Много говорим о пакети­ ровании тары, но и получа­ ем, и отдаем ее почти врас­ сыпную. Неужели нет воз­ можности приобрести маши­ ну для пакетирования? Тог­ да раза в три сократи­ лось бы время на ее выгруз­ ку. А. Ф. Леванов: — Кстати, Мурманская судоверфь полтора года ни­ как не может изготовить ма­ шину для пакетирования та­ ры. В: И. ПЕТРАЩУК , ма­ трос ТР «Кольский залив»: — Моряки пока не почув­ ствовали перестройки. Р а ­ ботаем напряженно, но... Да­ ли нам за ударную работу 1000 рублей из фонда мате­ риального поощрения. Это же — капля в море,- А . Ф . Леванов: — Этот экипаж идет очередной рейс на хозрасче­ те. Будем менять для них систему стимулирования. — А как оценивает банк сложившуюся финансовую ХОЗРАСЧЕТ: В. Ф. НИКИТИН: - В сегодняшней сложной си­ туации нельзя сидеть сложа руки, особенно это касается партийных организаций, спе­ циалистов... В. В. ГАЛИЧ: — 20 су­ ток о/сдали, пока рыбаки из­ готовят полный груз пресер­ вов. Вот тут-то и кроются резервы. В. С. ЯКУНИН: — ТР «Вильгельм Пик», «Карл Либкнехт» выйдут из ре­ монта, согласно графику, в конце февраля — начале марта. тят заниматься комплексной обработкой своих судов. В. В. ГАЛИЧ , капитан-ди­ ректор ТР «Иван Айвазов­ ский» управления «Севрыб­ холодфлот»: — В рейсе нам пришлось работать со многими судами. Но лишь одно — БМРТ «Мурмансельдь» «Мурман- рыбпрома» — обработали комплексно. Вот- они, потери. Наша ли в этом вина? Нет. II совсем иное отношение зап- рыбовцев. Все наши указа­ ния, начальника промрайона они выполняют пунктуально, не так, как суда «Севрыбы». К примеру, 20 суток мы жда­ ли, пока архангельские ры­ баки изготовят полный груз пресервов. Разве это нор­ мальное планирование? Да и сейчас ждем, когда рыбный порт зачистит трюмы. Вот вам и простои, и потери, и нехватка транспортов. A. Ф . Леванов: — У нас большая просьба к судоверфи — поскорее вы­ пустить из ремонта ТР «Вильгельм Пик» и «Карл Либкнехт». B. С. ЯКУНИН , секретарь парткома объединения «Мур­ манская судоверфь». — Почему-то на всех со­ вещаниях твердят одно и то же: «Поскорее отремонтируй­ те...» Но есть же план, гра­ фики. Сделаем вовремя: в конце февраля — начале марта оба будут готовы. А. И. КУХТИН, замести­ тель начальника объединения «Мурманрыбпром»: дя из того, что на народный стол надо давать добротный, качественный продукт, уве­ личили в море разделку ры­ бы на 40 процентов, но рез­ ко упала производитель­ ность, а вместе с нею и за­ работки, снизился фонд ма­ териального поощрения. По­ неволе приходится заготав­ ливать рыбу с головой. Ко­ нечно, при такой системе ТРов не хватит. Министерст­ во, повязав нам руки, пре­ следует свой узковедомствен­ ный, валовый, интерес, за­ бывая об интересах рыбаков и флота. Но ни пальцем не пошевелило родное МРХ, чтобы позаботиться о переда­ че наших СТР на другие бассейны, где бы они давали прибыль. Мы же имели от них 12 миллионов убытков в прошлом году, да и в этом несем от них одни затраты, отдачи же — ни копейки. Ю . П. ШЕВЧЕНКО , пер­ вый помощник капитана ТР «Хибинские горы»: — Нет комплексной обра­ ботки транспортов и в ЮВТО, откуда мы только что вернулись. Семь тысяч тонн могли бы загрузить 8— 9 судов, а не 19, как полу­ чилось у нас. II вместо 15 суток "работали бы на про­ мысле 12. Одним отдаем топливо, от других получаем рыбу... Ни рыбаки, ни мы материально не заинтересо­ ваны в комплексной обработ­ ке. Вот отсюда и потери. К примеру, почему-то БАТы работают с нами на два хо- ситуацню на флотах и, в частности, в «Мурманрыб- проме»? В. А. ГОРБУНЕНКО , на­ чальник Мурманского город­ ского операционного управ­ ления Агропромбанка: — Мы помогли кредитами всем флотам, но наша по­ мощь не беспредельна. К при­ меру, 25 апреля у тралфло- та заканчивается срок пога­ шения кредитов. Но, возмож­ но, он окажется неплатеже­ способен, соответственно, мо­ гут возникнуть трудности с выдачей заработной платы. , М. А. ВОЛКОВА, замести­ тель начальника Мурманско­ го городского операционного управления Агропромбанка: — Флоты оказались не подготовленными для перехо­ да на новые условия хозяй­ ствования, вот почему ори сейчас в тяжелом финансо­ вом положении. Возьмем «Мурманрыбпром». На пер­ вое января у него было пе­ рерасходовано 700 тысяч рублей из фонда материаль­ ного поощрения, 5 миллио­ нов 300 тысяч рублей банк зарезервировал из этого фон­ да. Им надо вернуть госу­ дарству эту сумму, плюс от­ числить (в случае выполне­ ния плана по прибыли) еще 3 миллиона. Но этих денег у них нет, и вполне возмож­ но, что даже в марте объеди­ нению нечем будет платить людям. Здесь им нужна сроч­ ная помощь ВРПО «Севры­ ба».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz