Рыбный Мурман. 1988 г. Февраль.
«Круглый стол» «Рыбного Мурмана» • I У ВЕРЕННО начали третий год двенадцатой пятилетки коллективы флотов и предприятий Северной? бассей на. Но вдруг произошел сбой. Только за 18 дней февраля задолженность по выпуску пищевой продукции составила у тралового флота — около 2 тысяч тонн, «Мурманрыб- прома» — 3 тысячи, «Севрыбхолодфлота» — 1,5 тысячи, минусует и промразведка. Что повлияло на отставание? Какие меры следует при нять для исправлетшя ситуации? Какие перемены произо шли в коллективах в новых условиях хозяйствования? На эти и другие вопросы попытались ответить участники «круг лого стола», организованного Октябрьским РК КПСС и ре дакцией газеты. Вел заседание первый секретарь райкома партии В. Ф. Никитин. Г. В. ТИШКОВ: - Нель зя доморощенными метода ми решать проблемы. Пла ны не сбалансированы , и здесь никакие призывы не помогут. Г. В. ТИШКОВ, началь ник управления Мурманско го тралового флота: — Внешне вроде бы по ложение наше благополучно: кредиты, взятые нами в Агропромбанке, помогают во время и полностью выдавать заработную плату морякам, вести расчеты с поставщика ми. Но с их помощью мо жем продержаться до мая. А что будет дальше — сказать трудно, скорее всего, мы мо жем остаться бел денег. Тут надо взглянуть правде в гла за. Почему мы стоим на гра ни краха?' Тут две причины. Первая. Планы по вылову, выпуску пищевой продукции, товарной — не сбалансирова ны, не связаны между собой. Казалось бы, все должен оп ределять вылов, однако на деле это не так. Сейчас до быча рыбы и морепродуктов у нас на высоком уровне, но парадоксально: по всем дру гим показателям мы... мину суем. Кое-кто из руководите лей нашей отрасли еще до конца не понял, что мы уже работаем не на треске, пал тусе, а на ставриде, сардине, — сырье, которое значитель но дешевле топ же трески. Вторая. Планово-финансо вые органы «Севрыбы», ког да защищали нашу програм му в министерстве, показа ли свою полную несостоя тельность. В частности, мы утверждаем, что задание по прибыли нереально, а ВРПО считает наоборот. Так* кому виднее: нам или им? Третья. При разработке плана на текущий год оказа лась несбалансированной про изводственная программа до бывающих флотов — с од ной стороны п «Севрыбхо лодфлота», рыбокомбината — с другой. И что пз этого получилось? Сейчас на про мысле у нас находится ме сячный запас пищевой. — Если предъявите штрафные санкции «Севрыб- холодфлоту», то покроют дн они ваши издержки? Г, В. Тишков: — Конечно, нет. Это не сравнимо! К примеру, сверх нормы два месяца простоял в ремонте БАТ. Мы, предъ явив иск, получили от судо верфи 20 тысяч рублей. Это нее мизерная сумма, которую февраля 1988 года А. М. КИРИЧЕНКО: — Если уж работаем по-ново му, то весь рыбацкий кон вейер доло/сен функциониро вать четко. БАТ заработает на промыс ле за 12 часов. — Может ли тралфлот по полнить свою «казну» за счет выпуска новой продук ции улучшенного ассортимен та? Г. В. Тишков.* — К сожалению, у нас всего два процента от обще го объема составляет произ водство новых видов рыбото варов. Мы превратились из поставщиков готовой продук ции в производителей сырья. Здесь очень много теряем. Зато наши сливки снимают «Севрыбхолодфлот» и рыба- комбинат. Сейчас меняем по литику: закупаем машины для разделки океанических видов рыб, думаем устанав ливать их на СТМы. Сокра тим ручной труд, и, главное, станем выпускать более цен ный продукт. — В тралфлоте всего два корабля работают на судо вом хозрасчете. Разве это не резерв для увеличения объ емов производства, сокраще ния затрат? Г. В. Тишков: — Я не сторонник' волюн таристских мер. Если сразу, скопом, перевести всех про мысловиков на судовой хоз расчет, то появится естест венная реакция его отталки вания. Каждый плод должен созреть. Так что должная работа в этом направлении ведется. Но для начала надо людей заинтересовать мате риально. Это — первый и очень важный шаг в хозяйст венной реформе. А. М. КИРИЧЕНКО , ка питан-директор БМРТ «Алек сандр Грязнов» объединения «Мурманрыбпром»: — У нас в объединении всего четыре судна -работа ют на хозрасчете. На одном из них мы идем в рейс. Прав Георгий Васильевич, моряков надо прежде всего заинтересовать, чего, к сожа лению, не делается в «Мур- манрыбпроме». Отдел труда и зарплаты рассчитал нам рейс так* хит.ро , что не по нять, получит ли моряк свое заработанное или нет. Что еще тревожит? Если уж ра ботаем по-новому, то весь рыбацкий конвейер должен функционировать четко. А то что получается: простоим, допустим (что вполне воз можно), 5 суток из-за отсут ствия ТР, рыбаки пострада ют, им заплатят 80 процен тов окладов, а кто вернет остальное? Транспортный флот? Едва ли, а надо бы им раскошелиться. А . Ф . ЛЕВАНОВ , замести тель начальника управления «Севрыбхолодфлот»: — Тут чуть ли не во всех бедах винят транспортный флот. А правда такова: на 1988 год мы имеем 140 тысяч тонн дефицита реф- емкостей, и от этого никуда не деться. Причина должна быть всем понятна: даль ность перевозок растет из года в год. Как тут быть? На наш взгляд, перво-на перво изменить отношение к ТРам. Разве это порядок, когда их используют, как на побегушках? Как считают на ши капитаны, транспорты ра ботают всего-навсего на 70 процентов своих возможно стей. Вина за это ложится и на начальников промрайонов, и на руководство промысло вых флотов, которые не хо- — Я только что вернулся с моря и могу ответственно заявить: транспортники на ших задач не понимают. Де лают все возможное, чтобы за наш счет погреть свои ру ки. Здесь Леванов заявил, что «плечо» перевозок уве личилось. Как же так? Ведь совсем недавно, когда рас формировали «Мортранс- флот» и «Севрыбхолодфлот» пополнился его судами, нас уверяли: положение улуч шится, а оно значительно ухудшилось. Не одно-два. а целые группы промысловых судов лежат сейчас в дрей фе с полным грузом, ожидая ТРы. — «Мурманрыбпром» — единственный из флотов, не выполнивший план января по прибыли. Ожидаются ли перемены к лучшему? А. В. АБАКУМОВ , Герой Социалистического Труда, председатель совета трудово го коллектива объединения «Мурманрыбпром»: — Пока существует вало вая оценка работы, измене ний не будет. Мы же, исхо да, хотя по нормативам обя заны на три. Много говорим о пакети ровании тары, но и получа ем, и отдаем ее почти врас сыпную. Неужели нет воз можности приобрести маши ну для пакетирования? Тог да раза в три сократи лось бы время на ее выгруз ку. А. Ф. Леванов: — Кстати, Мурманская судоверфь полтора года ни как не может изготовить ма шину для пакетирования та ры. В: И. ПЕТРАЩУК , ма трос ТР «Кольский залив»: — Моряки пока не почув ствовали перестройки. Р а ботаем напряженно, но... Да ли нам за ударную работу 1000 рублей из фонда мате риального поощрения. Это же — капля в море,- А . Ф . Леванов: — Этот экипаж идет очередной рейс на хозрасче те. Будем менять для них систему стимулирования. — А как оценивает банк сложившуюся финансовую ХОЗРАСЧЕТ: В. Ф. НИКИТИН: - В сегодняшней сложной си туации нельзя сидеть сложа руки, особенно это касается партийных организаций, спе циалистов... В. В. ГАЛИЧ: — 20 су ток о/сдали, пока рыбаки из готовят полный груз пресер вов. Вот тут-то и кроются резервы. В. С. ЯКУНИН: — ТР «Вильгельм Пик», «Карл Либкнехт» выйдут из ре монта, согласно графику, в конце февраля — начале марта. тят заниматься комплексной обработкой своих судов. В. В. ГАЛИЧ , капитан-ди ректор ТР «Иван Айвазов ский» управления «Севрыб холодфлот»: — В рейсе нам пришлось работать со многими судами. Но лишь одно — БМРТ «Мурмансельдь» «Мурман- рыбпрома» — обработали комплексно. Вот- они, потери. Наша ли в этом вина? Нет. II совсем иное отношение зап- рыбовцев. Все наши указа ния, начальника промрайона они выполняют пунктуально, не так, как суда «Севрыбы». К примеру, 20 суток мы жда ли, пока архангельские ры баки изготовят полный груз пресервов. Разве это нор мальное планирование? Да и сейчас ждем, когда рыбный порт зачистит трюмы. Вот вам и простои, и потери, и нехватка транспортов. A. Ф . Леванов: — У нас большая просьба к судоверфи — поскорее вы пустить из ремонта ТР «Вильгельм Пик» и «Карл Либкнехт». B. С. ЯКУНИН , секретарь парткома объединения «Мур манская судоверфь». — Почему-то на всех со вещаниях твердят одно и то же: «Поскорее отремонтируй те...» Но есть же план, гра фики. Сделаем вовремя: в конце февраля — начале марта оба будут готовы. А. И. КУХТИН, замести тель начальника объединения «Мурманрыбпром»: дя из того, что на народный стол надо давать добротный, качественный продукт, уве личили в море разделку ры бы на 40 процентов, но рез ко упала производитель ность, а вместе с нею и за работки, снизился фонд ма териального поощрения. По неволе приходится заготав ливать рыбу с головой. Ко нечно, при такой системе ТРов не хватит. Министерст во, повязав нам руки, пре следует свой узковедомствен ный, валовый, интерес, за бывая об интересах рыбаков и флота. Но ни пальцем не пошевелило родное МРХ, чтобы позаботиться о переда че наших СТР на другие бассейны, где бы они давали прибыль. Мы же имели от них 12 миллионов убытков в прошлом году, да и в этом несем от них одни затраты, отдачи же — ни копейки. Ю . П. ШЕВЧЕНКО , пер вый помощник капитана ТР «Хибинские горы»: — Нет комплексной обра ботки транспортов и в ЮВТО, откуда мы только что вернулись. Семь тысяч тонн могли бы загрузить 8— 9 судов, а не 19, как полу чилось у нас. II вместо 15 суток "работали бы на про мысле 12. Одним отдаем топливо, от других получаем рыбу... Ни рыбаки, ни мы материально не заинтересо ваны в комплексной обработ ке. Вот отсюда и потери. К примеру, почему-то БАТы работают с нами на два хо- ситуацню на флотах и, в частности, в «Мурманрыб- проме»? В. А. ГОРБУНЕНКО , на чальник Мурманского город ского операционного управ ления Агропромбанка: — Мы помогли кредитами всем флотам, но наша по мощь не беспредельна. К при меру, 25 апреля у тралфло- та заканчивается срок пога шения кредитов. Но, возмож но, он окажется неплатеже способен, соответственно, мо гут возникнуть трудности с выдачей заработной платы. , М. А. ВОЛКОВА, замести тель начальника Мурманско го городского операционного управления Агропромбанка: — Флоты оказались не подготовленными для перехо да на новые условия хозяй ствования, вот почему ори сейчас в тяжелом финансо вом положении. Возьмем «Мурманрыбпром». На пер вое января у него было пе рерасходовано 700 тысяч рублей из фонда материаль ного поощрения, 5 миллио нов 300 тысяч рублей банк зарезервировал из этого фон да. Им надо вернуть госу дарству эту сумму, плюс от числить (в случае выполне ния плана по прибыли) еще 3 миллиона. Но этих денег у них нет, и вполне возмож но, что даже в марте объеди нению нечем будет платить людям. Здесь им нужна сроч ная помощь ВРПО «Севры ба».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz