Рыбный Мурман. 1988 г. Февраль.
Е ЩЛ УТРОМ, 3 февраля, родители, приведя своих малышей в детский сад № 8 М урманского тралового фло та, не подозревали о надви гающейся опасности. А вече ром их буквально огорошили сообщением, что с 4 февраля детсад закрывается. — Надолго ли? — заволно вались мамы и папы. — Пока точно сказать не могу, — отвечала заведующая Г. В. Сисина. Что ж е такое случилось, по чему пришлось закрыть дет ское учреждение? А случилось вот что. 19 ян варя заведующей позвонили из РСУ-2 и сказали: «Завтра отключаем воду, будет произ водиться замена труб в доме № 78 по проспекту Ленина». В том, где расположен дет ский сад. Галина Васильевна попросила: «Дайте график включения. Ведь у нас дети». монтажу систем в пегний пе риод текущего года». Нужный докуллент! Только появиться на свет ему следова ло лет шесть назад Ведь с 1982 года требует СЭС прове сти такие работы. Шесть лет идут разтозоры, и столько же дело на мертвой точке. А страдают дети — нынешнее отключение не первое. О сложившейся ситуации в тралфлоте знали. Г. В. Сисина сразу сообщила И. И. Ф р уц - кому и в проф ком . Напомни ла: детсад могут закрыть в любой день. Но гарантийное письмо появилось в СЭС лишь 8 февраля. Надеялись, авось пронесет. В результате такой беспеч ности 145 ребятишек оказа лись без крыши над головой. 35-ти из них дали направле ние в ясли-сад № 101. Но раз ве это выход? — Наши ясли-сад рассчита- В ожидании «взрыва»? Рассказ о том, что случилось в яслях-саде № 8, здание которого за 4 5 лет ни разу капитально не ремонтировали Работники санэпидстанции, узнав о ситуации, потребова ли, чтобы вода обязательно была днем во время обеда. Одни требовали, а другие отключали воду тогда, когда им было нужно . В результате ни 20, 21, 22, ни в последую щие январские дни воды не было. — Первое время мы выхо дили из положения, — гово рит Г. В. Сисина. Заполняли водой все имеющиеся ем ко сти. Часто ходили в соседнее ателье. Но сколько так можно продержаться, ведь вода тре буется постоянно. Работники СЭС держ али ^ детсад под ко н тролем . Видя, что положение не меняется к лучшему, 3 февраля опечата ли кухню . В предписании они потребовали от руководства тралового флота, чтобы были выполнены работы по отделе нию детского сада от жилого дома при подаче воды. Восьмого февраля (заметим, детсад не работал с четверто го) заместитель начальника флота по соцкультбыту и кап- строительству И. И. Ф р уц ки й и начальник отдела капитального строительства Е. М. Азаров пи шут письмо в СЭС следующе го содержания: «Управление Мурманского тралового флота сообщает, что в настоящее время в ЖПЭТ О ктябрьского райисполкома запрошены тех нические условия на подклю чение детсада № 8 к источни кам водоснабжения от авто номной (не зависимой от дома) сети. При получении техусло- вий управление приступит к & ны на 280 человек, посещают 320, — говорит заведующая Р. И. Хряшкова. — И вдруг нам дают еще 35. И когда? В самый разгар эпидемии грип па. ' После долгих переговоров, гарантийного письма детский сад 15 февраля все-таки от крыли. Но накануне в доме была очередная авария, и в помещении температура ока залась ниже нормы. — Открыть-то открыли, — говорит Г. В. Сисина. — Но нет у нас уверенности, что снова не закрою т. Мы сидим на бочке пороха, готовой в лю бую минуту взорваться. У Галины Васильевны есть веский повод сомневаться. Оказывается, работники СЭС до отключения воды предуп реждали о том, что летом те кущего года детсад закроют, если не будет произведена за мена сантехнического обору дования и не выполнены дру гие работы. Здесь постоянно гаснет свет — не выдержива ет щиток. Зданию нужен, просто не обходим, капитальный ремонт. 45 лет существует детсад, и за это время ни разу его ка питально не ремонтировали. В очередной раз Г. В. Сиси на просила, доказывала эту истину, но все осталось по- прежнему. ОКС тралового флота в план на 1988 год включил ясли-сад № 121. А восьмой, решили, подождет. Наверное’ в тралфлоте ждут очередного «взрыва», когда сад опять внезапно закроют. Б. ПОНОМАРЕВА. (Наш корр.). Конфликтная ситуация 7 Нет, не синекура Один из коллективных откликов на письмо, вызвавшее большой читательский резонанс С большим интересом про читали и обсудили мы, стоя щие в резерве технологи, ма стера обработки рыбы, маши нисты РМУ, письмо А. Варан- кина «Синекура» («РМ», 1988, № 3). Публикация вызвала споры, хотя во мно гом все были согласны с автором. Например, не вызвало раз ногласий то, что на судах, где не было произведено какой - либо работы для облегчения труда исполнителей, тем бо лее судах, достаточно «доби тых», сокращать численность экипажа при напряженных планах и, как правило, неста бильной промыслогой обста новке, а также часто меняю щейся дислокации — это зна чит удлинять и без того 12-ча совой рабочий день большин ства членов экипажа. Ведь даже при плохой пром - обстановке моряки, выпуская продукцию улучшенного ассор тимента, более трудоемкую , сохраняют примерно ту же продолжительность рабочего времени. А вот при «вспыш ках», когда рыба не успевает обрабатываться сокращенными экипажами, возникает дилем ма: либо увеличить рабочее время за счет всякого рода задерже к вахт и удлинения подвахт, либо прекращать ло вить рыбу, тем самым не вы давая того количества прод ук ции, которое могло быть вы работанным при полном шта те. Естественно, ни тот, ни другой вариант особой радо сти у моряков не вызывает. Ну а если труд не дает радо сти, тут и начинается... По правилам эксплуатации, на судах типа «Алтай» рыбо мучную установку должны об служивать два человека б сме ну. Один следит за работой установки, второй занимается упаковкой и укладкой рыбму- ки в трюме (а трюм-то, м еж ду прочим, двухэтажный, с твиндеком). В итоге машинист РМУ, если он на вахте один, исполняет арию Фи гаро из бессмертной оперы, но толь ко... «ногами». А это, в свою очередь, приводит к тому, что выработка снижается, зато по вышается вероятность аварии установки, работающей под давлением. К тому же труд та кой интенсивности при 12-ча совом рабочем дне и вред ных условиях не может не сказаться на здоровье, а уста лость рано или поздно повле чет за собой нарушение пра вил техники безопасности. Кстати, по статистике, РМУ — объект, на котором происхо дит большое количество травм. А уж о хорошем мо ральном климате, о д о б р ож е лательности в коллективе в такой обстановке и говорить не приходится, особенно если с планом неважно... Мы считаем, что сокраще ние численности экипажей без научного обоснования, без учета норм выработки каждо го члена производственной службы — это практика допе рестроечного периода. Сокра щение должно проводиться только с согласия трудовых коллективов и, в первую оче редь, тех, на чьи непосредст венно плечи ляжет дополни тельный груз, и соответствен но нагрузке оплачивать труд. Ясно, что в связи с сокраще нием общего количества паев весомость пая увеличивается, но ведь коэффициенты паев в том виде, как они сейчас, вы глядят, не отражают вклада тех же самых машинистов РМУ в дело всего коллектива. Теперь по поводу «синеку ры». А. Варанкин, написав о том, что технолог «Бело- морья», взяв «расписку» с чле нов экипажа (правильно эта расписка называется «Договор о коллективной материальной ответственности членов экипа жа за качество выпускаемой продукции»), ясно дал понять, что он считает технолога «мальчиком для битья». То есть человеком, которо го дер жат на судне для того, чтобы он, капитан-директор и рыб- мастера отвечали материаль но за брак. Но ведь технолог и рыбмастера не в состоянии уследить за всеми членами экипажа, занятыми обработкой рыбы. Кто-то может прогнать и «шару» в надежде, что не заметят. А в итоге расплачивается флот, так как капитан-дирек тор, технолог и два мастере обработки, выплачивая до среднего заработка, возмеща ют убытки только частично, а остальные члены экипажа по лучают деньги полностью да ж е за выпуск брака. При за ключении «Договора» весь экипаж отвечает за качество, и это наиболее полно обеспе чивает соблюдение технологи ческой дисциплины. Тем бо лее что «Договор» не снимает с технолога ответственности за выпуск некачественной про дукции , изготовленной по его вине. И обязанности технолога за ключаются не в «разминке» на рыбофабрике. а в организации службы, технологического про цесса и управлении качеством продукции . Дру гой вопрос, отношение каждого , отдельно взятого тех нолога к своим обязанностям. Но ведь по письму одного мо ряка, по тем данным, которые содержатся в письме А. Ва- раккина, судить об отношении к делу технолога «Беломорья» нельзя. Ведь пезодом к напи санию могли послужить любые субъективные мотивы, в клю чая личную неприязнь. Вместе с тем необходимо сказать, что с переводом эки пажей на новые условия опла ты труда месячные должност ные оклады машинистов РМУ остались на уровне оклада старших матросов, а труд тя желей и вредней. Ведь кроме выпуска рыбмуки машинисты РМУ обслужизают и жировые сепараторы (на многих судах приступили к выпуску готового технического жира), ремонти руют механизмы и так далее. Все вышесказанное не стиму лирует производительный и качественный труд машинистов РМУ. Эти специалисты с не охотой идут в рейс. Хотя о важности их работы, наверное, •говорить излишне. В. ОРЛОВСКИЙ, помощ ник капитана по про изводству и еще 27 подпи сей моряков производст венных сл ужб судов М ур манского тралового флота. От редакции. Письмо А. Веранкина вызвало мно го откликов, мы публикуем только один. Большинство писавших и звонивших в редакцию упрекают газету за преждевременную публикацию : надо было дождаться прихода судна. В этом они правы. Однако по возвращении экипажа БМРТ «Беломорье» я при сутствовала на разборе публикации моряками. Не буду пере сказывать все выступления экипажа. Скажу лишь, что были упреки в адрес автора письма за то, что не вынес он все эти вопросы на общее судовое собрание. Разбор доказал, что трудные условия работы на старом суд не могут стать благодатной почвой для конфликтов. В этих ус ловиях командирам очень важно помнить, что они отвечают не только за выпуск качественной продукции , но и за воспитание коллектива, за добрый микроклимат на судне. И. БЕРЕЗЮК. (Наш корр .). D НАЧАЛЕ ФЕВРАЛЯ я получил u в управлении флота четы рех рублевый сетевой радиорепродук тор, кн о п к и и с кр е п ки для обще ственного п ун к та охраны поряд на, что находится на улице Поляр ные Зори. На двенадцатой проход ной рыбного порта предъявил со ответствующ ий п р о п у с к на вынос. — Идите на первую проходную . Там вам все оформят, — сказали со трудни ки отделения милиции порта . Что ж , порядок есть порядок. Раньше мне не приходилось о ка зываться в та кой ситуации , вос принял к а к должное. Но ка ково ж е было мое удивление, ко гда все оформление ограничилось обыч ной регистрацией пр оп ус ка в ж у р нале. Причем ни к то даже не за интересовался, не проверил, что именно я вы нош у ! И ради этой за ко рю ч ки пришлось идти добрых два километра ! Признаюсь, недобрым словом по. мянул установленный порядок. Ес ли слово «порядок» т у т вообще уместно . Кстати , и сотрудница п р о п у с кн о го бюро, занимавшаяся моим «делом», сказала, что у мно ги х бессмысленные хождения вы зы ваю т возмущение. Ну неужели '"ч РЫБНЫЙ мурман М уж ики , вы там н уж н е е ! трудно держать ж урнал ре гистра ции на каждой проходной?! Или гонять людей через весь порт — проще? Самая настоящая это во локита , иначе не назовешь. Но состоявшаяся через несколь ко дней встреча э ки п аж а плавба зы «Профессор Баранов» с р у к о водством ВРПО заставила меня, да и всех присутствовавш их рыбаков, еще глубже задуматься о взаимо отнош ениях . сложивш ихся с отде лением милиции по охране рыбно го порта . Разговор шел о перехо де ф лотских коллективов на само окупаемость . Вопрос непростой, даже болезненный. Новые условия хозяйствования — ры ча г пере строй ки э ко ном и ки Подавляюще му большинству уж е понятно : по ка трудовые коллективы не станут настоящими хозяевами , с места ничего не сдвинется. Закон о го сударственном предприятии уже вступил в силу. Значит, пора! По ра считать каж д ую трудовую к о пей ку . В этом русле и шел диа ло г э ки п аж а с руководством . И вот старш ий электромеханин С. В. Ш евчун поднял вопрос о ве домственной охране рыбного по р та, которая п р а кти че с ки находит ся на содержании тр уж е н и ко в мо ря. . Стоит она миллионы рублей. Та к не лучше ли перейти на вне ведомственную охрану? Так поста влено дело в торговом порту , где ценностей гораздо больше. Так по ставлено дело в Прибалтике, где вы не встретите в портах на про ходны х посты по два, по четыре добрых молодца, занимающихся тем, с чем успешно справляются и женщ ины . Считаю, н предложению С. В. Ш евчука необходимо отнестись со всей возможной серьезностью , по- хо зяй с ки . Позже я узнал, что ве домственная охрана стоит рыба кам миллионы рублей. Вневедом ственная обойдется государству в пять раз меньше. Есть разница? Разумеется, есть вещи, на ко то ры х экономить глупо . Себе доро же окажется . Но, полагаю , ведом ственная охрана н их числу не относится . Вдумаемся: что такое хозрасчет? Нет, не толь ко э ко но мический ры ча г. Он неизбежно влечет за собой и перемену мо рального климата в трудовы х кол лективах . Когда люди почувству . ют силу хозрасчета , тогда до к а ждо го со всей отчетливостью дой дет: вор, к а к ую бы мелочь он не тащил, — тащ и т не просто с пред приятия , а из его, честного т р у ж ени ка , лично го нармана. Будет ли он равнодушно смотреть на по добные «шалости»? Нет, не будет. Хозрасчет подстегнет и тех хо зяйственны х руководителей , к то до сих пор не наладил грамотного хранения и учета материальных ценностей, кто п р а кти че с ки про воцирует воровство. Хозрасчет — самый мо гучий враг бесхозяйст венности, разгильдяйства, равно душия . Та к что уверен: меньше станет любителей поживи ться за чуж ой счет. Дайте срок, дайте возмож ность почувствовать людям, нак сказывается самоокупаемость на их заработке, — и перекрою т они ворью «кислород»! Поэтому и за бот у людей, деж урящ и х на про ходны х , ощ утимо убавится . Сейчас мы обсуждаем новую с т р у к т у р у ВРПО «Севрыба», оце ниваем результаты первых недель работы в новых условиях .. Самое время вспомнить о названны х миллионах и принципиально ре шить : н уж ны они нам — на строительство жилья , з а к у п к у обо рудования, производство рыбораз делочной те хн и ки , да мало ли на что еще, — или пус кай пропа дают? И последнее. Может, это субъ ективное впечатление, только по рой каже тся , что ребята в мили цейской форме у проходной не сколь ко стесняются своих не слиш ком обременительных обя занностей. Крепыш и ведь, здоро вя ки !.. Работая с общественном пуннте по охране порядка , я вплотную соприноснулся с теми большими трудностями , которые ежедневно приходится преодоле вать в городе инспекторам и пос товым милиционерам . Работы у них, к а к говорится , воз и малень кая тележка ... Честное слово, му- ж и н и , — вы там нужнее! А. ДЕМЯНЧУК, первый помощник напитана плавбазы «Профессор Ба ранов» управления «Сев рыбхолодфлот». 28февраля 1988 года л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz