Рыбный Мурман. 1988 г. Февраль.

Е ЩЛ УТРОМ, 3 февраля, родители, приведя своих малышей в детский сад № 8 М урманского тралового фло­ та, не подозревали о надви­ гающейся опасности. А вече ­ ром их буквально огорошили сообщением, что с 4 февраля детсад закрывается. — Надолго ли? — заволно­ вались мамы и папы. — Пока точно сказать не могу, — отвечала заведующая Г. В. Сисина. Что ж е такое случилось, по­ чему пришлось закрыть дет­ ское учреждение? А случилось вот что. 19 ян­ варя заведующей позвонили из РСУ-2 и сказали: «Завтра отключаем воду, будет произ ­ водиться замена труб в доме № 78 по проспекту Ленина». В том, где расположен дет­ ский сад. Галина Васильевна попросила: «Дайте график включения. Ведь у нас дети». монтажу систем в пегний пе­ риод текущего года». Нужный докуллент! Только появиться на свет ему следова­ ло лет шесть назад Ведь с 1982 года требует СЭС прове­ сти такие работы. Шесть лет идут разтозоры, и столько же дело на мертвой точке. А страдают дети — нынешнее отключение не первое. О сложившейся ситуации в тралфлоте знали. Г. В. Сисина сразу сообщила И. И. Ф р уц - кому и в проф ком . Напомни­ ла: детсад могут закрыть в любой день. Но гарантийное письмо появилось в СЭС лишь 8 февраля. Надеялись, авось пронесет. В результате такой беспеч­ ности 145 ребятишек оказа ­ лись без крыши над головой. 35-ти из них дали направле­ ние в ясли-сад № 101. Но раз­ ве это выход? — Наши ясли-сад рассчита- В ожидании «взрыва»? Рассказ о том, что случилось в яслях-саде № 8, здание которого за 4 5 лет ни разу капитально не ремонтировали Работники санэпидстанции, узнав о ситуации, потребова­ ли, чтобы вода обязательно была днем во время обеда. Одни требовали, а другие отключали воду тогда, когда им было нужно . В результате ни 20, 21, 22, ни в последую­ щие январские дни воды не было. — Первое время мы выхо­ дили из положения, — гово­ рит Г. В. Сисина. Заполняли водой все имеющиеся ем ко ­ сти. Часто ходили в соседнее ателье. Но сколько так можно продержаться, ведь вода тре­ буется постоянно. Работники СЭС держ али ^ детсад под ко н тролем . Видя, что положение не меняется к лучшему, 3 февраля опечата­ ли кухню . В предписании они потребовали от руководства тралового флота, чтобы были выполнены работы по отделе­ нию детского сада от жилого дома при подаче воды. Восьмого февраля (заметим, детсад не работал с четверто­ го) заместитель начальника флота по соцкультбыту и кап- строительству И. И. Ф р уц ки й и начальник отдела капитального строительства Е. М. Азаров пи­ шут письмо в СЭС следующе­ го содержания: «Управление Мурманского тралового флота сообщает, что в настоящее время в ЖПЭТ О ктябрьского райисполкома запрошены тех­ нические условия на подклю ­ чение детсада № 8 к источни­ кам водоснабжения от авто­ номной (не зависимой от дома) сети. При получении техусло- вий управление приступит к & ны на 280 человек, посещают 320, — говорит заведующая Р. И. Хряшкова. — И вдруг нам дают еще 35. И когда? В самый разгар эпидемии грип­ па. ' После долгих переговоров, гарантийного письма детский сад 15 февраля все-таки от­ крыли. Но накануне в доме была очередная авария, и в помещении температура ока­ залась ниже нормы. — Открыть-то открыли, — говорит Г. В. Сисина. — Но нет у нас уверенности, что снова не закрою т. Мы сидим на бочке пороха, готовой в лю бую минуту взорваться. У Галины Васильевны есть веский повод сомневаться. Оказывается, работники СЭС до отключения воды предуп ­ реждали о том, что летом те­ кущего года детсад закроют, если не будет произведена за­ мена сантехнического обору ­ дования и не выполнены дру ­ гие работы. Здесь постоянно гаснет свет — не выдержива­ ет щиток. Зданию нужен, просто не­ обходим, капитальный ремонт. 45 лет существует детсад, и за это время ни разу его ка­ питально не ремонтировали. В очередной раз Г. В. Сиси­ на просила, доказывала эту истину, но все осталось по- прежнему. ОКС тралового флота в план на 1988 год включил ясли-сад № 121. А восьмой, решили, подождет. Наверное’ в тралфлоте ждут очередного «взрыва», когда сад опять внезапно закроют. Б. ПОНОМАРЕВА. (Наш корр.). Конфликтная ситуация 7 Нет, не синекура Один из коллективных откликов на письмо, вызвавшее большой читательский резонанс С большим интересом про ­ читали и обсудили мы, стоя­ щие в резерве технологи, ма­ стера обработки рыбы, маши­ нисты РМУ, письмо А. Варан- кина «Синекура» («РМ», 1988, № 3). Публикация вызвала споры, хотя во мно гом все были согласны с автором. Например, не вызвало раз­ ногласий то, что на судах, где не было произведено какой - либо работы для облегчения труда исполнителей, тем бо­ лее судах, достаточно «доби­ тых», сокращать численность экипажа при напряженных планах и, как правило, неста­ бильной промыслогой обста­ новке, а также часто меняю ­ щейся дислокации — это зна­ чит удлинять и без того 12-ча­ совой рабочий день большин­ ства членов экипажа. Ведь даже при плохой пром - обстановке моряки, выпуская продукцию улучшенного ассор­ тимента, более трудоемкую , сохраняют примерно ту же продолжительность рабочего времени. А вот при «вспыш­ ках», когда рыба не успевает обрабатываться сокращенными экипажами, возникает дилем­ ма: либо увеличить рабочее время за счет всякого рода задерже к вахт и удлинения подвахт, либо прекращать ло­ вить рыбу, тем самым не вы­ давая того количества прод ук ­ ции, которое могло быть вы­ работанным при полном шта­ те. Естественно, ни тот, ни другой вариант особой радо­ сти у моряков не вызывает. Ну а если труд не дает радо­ сти, тут и начинается... По правилам эксплуатации, на судах типа «Алтай» рыбо­ мучную установку должны об­ служивать два человека б сме­ ну. Один следит за работой установки, второй занимается упаковкой и укладкой рыбму- ки в трюме (а трюм-то, м еж ­ ду прочим, двухэтажный, с твиндеком). В итоге машинист РМУ, если он на вахте один, исполняет арию Фи гаро из бессмертной оперы, но толь­ ко... «ногами». А это, в свою очередь, приводит к тому, что выработка снижается, зато по­ вышается вероятность аварии установки, работающей под давлением. К тому же труд та­ кой интенсивности при 12-ча­ совом рабочем дне и вред ­ ных условиях не может не сказаться на здоровье, а уста­ лость рано или поздно повле­ чет за собой нарушение пра­ вил техники безопасности. Кстати, по статистике, РМУ — объект, на котором происхо­ дит большое количество травм. А уж о хорошем мо ­ ральном климате, о д о б р ож е ­ лательности в коллективе в такой обстановке и говорить не приходится, особенно если с планом неважно... Мы считаем, что сокраще­ ние численности экипажей без научного обоснования, без учета норм выработки каждо ­ го члена производственной службы — это практика допе­ рестроечного периода. Сокра­ щение должно проводиться только с согласия трудовых коллективов и, в первую оче­ редь, тех, на чьи непосредст­ венно плечи ляжет дополни­ тельный груз, и соответствен­ но нагрузке оплачивать труд. Ясно, что в связи с сокраще­ нием общего количества паев весомость пая увеличивается, но ведь коэффициенты паев в том виде, как они сейчас, вы­ глядят, не отражают вклада тех же самых машинистов РМУ в дело всего коллектива. Теперь по поводу «синеку­ ры». А. Варанкин, написав о том, что технолог «Бело- морья», взяв «расписку» с чле­ нов экипажа (правильно эта расписка называется «Договор о коллективной материальной ответственности членов экипа­ жа за качество выпускаемой продукции»), ясно дал понять, что он считает технолога «мальчиком для битья». То есть человеком, которо го дер ­ жат на судне для того, чтобы он, капитан-директор и рыб- мастера отвечали материаль­ но за брак. Но ведь технолог и рыбмастера не в состоянии уследить за всеми членами экипажа, занятыми обработкой рыбы. Кто-то может прогнать и «шару» в надежде, что не заметят. А в итоге расплачивается флот, так как капитан-дирек­ тор, технолог и два мастере обработки, выплачивая до среднего заработка, возмеща­ ют убытки только частично, а остальные члены экипажа по­ лучают деньги полностью да­ ж е за выпуск брака. При за­ ключении «Договора» весь экипаж отвечает за качество, и это наиболее полно обеспе­ чивает соблюдение технологи­ ческой дисциплины. Тем бо ­ лее что «Договор» не снимает с технолога ответственности за выпуск некачественной про ­ дукции , изготовленной по его вине. И обязанности технолога за­ ключаются не в «разминке» на рыбофабрике. а в организации службы, технологического про ­ цесса и управлении качеством продукции . Дру гой вопрос, отношение каждого , отдельно взятого тех­ нолога к своим обязанностям. Но ведь по письму одного мо ­ ряка, по тем данным, которые содержатся в письме А. Ва- раккина, судить об отношении к делу технолога «Беломорья» нельзя. Ведь пезодом к напи­ санию могли послужить любые субъективные мотивы, в клю ­ чая личную неприязнь. Вместе с тем необходимо сказать, что с переводом эки­ пажей на новые условия опла­ ты труда месячные должност­ ные оклады машинистов РМУ остались на уровне оклада старших матросов, а труд тя­ желей и вредней. Ведь кроме выпуска рыбмуки машинисты РМУ обслужизают и жировые сепараторы (на многих судах приступили к выпуску готового технического жира), ремонти­ руют механизмы и так далее. Все вышесказанное не стиму­ лирует производительный и качественный труд машинистов РМУ. Эти специалисты с не­ охотой идут в рейс. Хотя о важности их работы, наверное, •говорить излишне. В. ОРЛОВСКИЙ, помощ ник капитана по про ­ изводству и еще 27 подпи­ сей моряков производст­ венных сл ужб судов М ур ­ манского тралового флота. От редакции. Письмо А. Веранкина вызвало мно го откликов, мы публикуем только один. Большинство писавших и звонивших в редакцию упрекают газету за преждевременную публикацию : надо было дождаться прихода судна. В этом они правы. Однако по возвращении экипажа БМРТ «Беломорье» я при­ сутствовала на разборе публикации моряками. Не буду пере­ сказывать все выступления экипажа. Скажу лишь, что были упреки в адрес автора письма за то, что не вынес он все эти вопросы на общее судовое собрание. Разбор доказал, что трудные условия работы на старом суд­ не могут стать благодатной почвой для конфликтов. В этих ус­ ловиях командирам очень важно помнить, что они отвечают не только за выпуск качественной продукции , но и за воспитание коллектива, за добрый микроклимат на судне. И. БЕРЕЗЮК. (Наш корр .). D НАЧАЛЕ ФЕВРАЛЯ я получил u в управлении флота четы рех ­ рублевый сетевой радиорепродук­ тор, кн о п к и и с кр е п ки для обще­ ственного п ун к та охраны поряд ­ на, что находится на улице Поляр­ ные Зори. На двенадцатой проход ­ ной рыбного порта предъявил со­ ответствующ ий п р о п у с к на вынос. — Идите на первую проходную . Там вам все оформят, — сказали со трудни ки отделения милиции порта . Что ж , порядок есть порядок. Раньше мне не приходилось о ка ­ зываться в та кой ситуации , вос­ принял к а к должное. Но ка ково ж е было мое удивление, ко гда все оформление ограничилось обыч­ ной регистрацией пр оп ус ка в ж у р ­ нале. Причем ни к то даже не за ­ интересовался, не проверил, что именно я вы нош у ! И ради этой за ко рю ч ки пришлось идти добрых два километра ! Признаюсь, недобрым словом по. мянул установленный порядок. Ес­ ли слово «порядок» т у т вообще уместно . Кстати , и сотрудница п р о п у с кн о го бюро, занимавшаяся моим «делом», сказала, что у мно ­ ги х бессмысленные хождения вы ­ зы ваю т возмущение. Ну неужели '"ч РЫБНЫЙ мурман М уж ики , вы там н уж н е е ! трудно держать ж урнал ре гистра ­ ции на каждой проходной?! Или гонять людей через весь порт — проще? Самая настоящая это во­ локита , иначе не назовешь. Но состоявшаяся через несколь ­ ко дней встреча э ки п аж а плавба­ зы «Профессор Баранов» с р у к о ­ водством ВРПО заставила меня, да и всех присутствовавш их рыбаков, еще глубже задуматься о взаимо­ отнош ениях . сложивш ихся с отде­ лением милиции по охране рыбно­ го порта . Разговор шел о перехо­ де ф лотских коллективов на само­ окупаемость . Вопрос непростой, даже болезненный. Новые условия хозяйствования — ры ча г пере­ строй ки э ко ном и ки Подавляюще­ му большинству уж е понятно : по­ ка трудовые коллективы не станут настоящими хозяевами , с места ничего не сдвинется. Закон о го ­ сударственном предприятии уже вступил в силу. Значит, пора! По­ ра считать каж д ую трудовую к о ­ пей ку . В этом русле и шел диа ­ ло г э ки п аж а с руководством . И вот старш ий электромеханин С. В. Ш евчун поднял вопрос о ве­ домственной охране рыбного по р ­ та, которая п р а кти че с ки находит­ ся на содержании тр уж е н и ко в мо­ ря. . Стоит она миллионы рублей. Та к не лучше ли перейти на вне­ ведомственную охрану? Так поста ­ влено дело в торговом порту , где ценностей гораздо больше. Так по­ ставлено дело в Прибалтике, где вы не встретите в портах на про ­ ходны х посты по два, по четыре добрых молодца, занимающихся тем, с чем успешно справляются и женщ ины . Считаю, н предложению С. В. Ш евчука необходимо отнестись со всей возможной серьезностью , по- хо зяй с ки . Позже я узнал, что ве­ домственная охрана стоит рыба­ кам миллионы рублей. Вневедом­ ственная обойдется государству в пять раз меньше. Есть разница? Разумеется, есть вещи, на ко то ­ ры х экономить глупо . Себе доро­ же окажется . Но, полагаю , ведом­ ственная охрана н их числу не относится . Вдумаемся: что такое хозрасчет? Нет, не толь ко э ко но ­ мический ры ча г. Он неизбежно влечет за собой и перемену мо­ рального климата в трудовы х кол ­ лективах . Когда люди почувству . ют силу хозрасчета , тогда до к а ­ ждо го со всей отчетливостью дой ­ дет: вор, к а к ую бы мелочь он не тащил, — тащ и т не просто с пред­ приятия , а из его, честного т р у ­ ж ени ка , лично го нармана. Будет ли он равнодушно смотреть на по ­ добные «шалости»? Нет, не будет. Хозрасчет подстегнет и тех хо ­ зяйственны х руководителей , к то до сих пор не наладил грамотного хранения и учета материальных ценностей, кто п р а кти че с ки про ­ воцирует воровство. Хозрасчет — самый мо гучий враг бесхозяйст­ венности, разгильдяйства, равно ­ душия . Та к что уверен: меньше станет любителей поживи ться за чуж ой счет. Дайте срок, дайте возмож ­ ность почувствовать людям, нак сказывается самоокупаемость на их заработке, — и перекрою т они ворью «кислород»! Поэтому и за ­ бот у людей, деж урящ и х на про ­ ходны х , ощ утимо убавится . Сейчас мы обсуждаем новую с т р у к т у р у ВРПО «Севрыба», оце­ ниваем результаты первых недель работы в новых условиях .. Самое время вспомнить о названны х миллионах и принципиально ре­ шить : н уж ны они нам — на строительство жилья , з а к у п к у обо­ рудования, производство рыбораз­ делочной те хн и ки , да мало ли на что еще, — или пус кай пропа ­ дают? И последнее. Может, это субъ ­ ективное впечатление, только по ­ рой каже тся , что ребята в мили­ цейской форме у проходной не­ сколь ко стесняются своих не слиш ком обременительных обя­ занностей. Крепыш и ведь, здоро­ вя ки !.. Работая с общественном пуннте по охране порядка , я вплотную соприноснулся с теми большими трудностями , которые ежедневно приходится преодоле­ вать в городе инспекторам и пос­ товым милиционерам . Работы у них, к а к говорится , воз и малень­ кая тележка ... Честное слово, му- ж и н и , — вы там нужнее! А. ДЕМЯНЧУК, первый помощник напитана плавбазы «Профессор Ба­ ранов» управления «Сев­ рыбхолодфлот». 28февраля 1988 года л

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz