Рыбный Мурман. 1988 г. Февраль.

6 Фирма t Северк Какой ей быть? С ЕЙЧАС на страницах мурманской печати, а еще в большей степени среди моряков, мнения которых не так уж часто попадают на страницы га­ зет, идет обсуждение новой структуры управления рыбной промышленностью Северного бассейна. Я более десяти лет ходил ■ море инженером, помощ­ ником капитана по научной работе, сей* час работаю в одной ив лабораторий. СХ Е И Л СПУСТИЛИ СВЕРХУ Почему вы годно обьединить флоты? Вопрос -вроде бы достаточно ясен: вы* годно государству и невыгодно р у ко ­ водителям существующих флотов, кото ­ рые боятся потерять свое кресло. Ру­ ководителей мож но понять: выступи они против «Севрыбы» — попадут в разряд консерваторов, стоящих на пути про ­ гресса. Поневоле приходится молчать. А по­ зиция ВРПО ‘выглядит неуязвимой. И сто­ ит ли напрягаться, думать над тем (чем, кстати, и обязана была заниматься «Сев- рыба», и сейчас никто этой обязанно­ сти со штаба рыбной промышленности бассейна не снимал), чтобы цены, та­ рифы, нормы и т. д. были обоснован­ ными. Все решается просто — свалили всех в кучу, потом разделили поровну при­ быль, а вернее всего — убытки, и нет проблем . Я не экономист, но, с точки зрения здравого смысла, кажется аб­ сурдным, что при механическом объ ­ единении флотов отпадает необходи­ мость в совершенствовании норматив­ ной и ценообразующей базы. Иначе о каком хозрасчете может идти речь, да еще доведенном до каждо го рабочего места? Но об этом ниже. А пока о том, что «боком» выходит рыбакам «перестрой­ ка». Взять хотя бы повышение оклада? и с о к р а щ е н и е э к и п а ж е й . С к о л ь к о б у р н ы х дебатов вокруг этого! А в чем соль? Да, наверное, в том, что постановления партии и правительства говорят: м ож е ­ те увеличить зарплату за счет внутрен­ них резервов, повышения эффективно­ сти общественно полезного труда. Вро­ де бы все ясно, если идти по цепочке судно — управление флота — ВРПО — МРХ. Но ведь сделали-то наоборот! Спустили сверху штатные расписания и, вне зависимости от того, куда идет суд­ но, какое имеет оборудование, какие у него конкретные задачи, — всех под ­ стригли под одну гребенку. А если бы эти вопросы решались ос­ новной единицей нашего производства — экипажем , не было бы ажиотажа, по­ терь продукции и обид. АСУ, АСУП, АССБ... Согласно схеме новой структуры ГПО «Север», вроде бы ясно — появит­ ся НПО «Моринформатика», и все воп ­ росы прогнозирования и экономическо ­ го планирования будут решаться на ЭВМ автоматически. Но, ка к правильно заметил первый помощник капитана тра­ лового флота Д . Мельников («Рыбный Мурман», 8 января), «гладко было на б у ­ маге...» Рыбная промышленность уже имеет довольно печальный опыт внедре ­ ния сверху таких систем, как АСУ, АСУП, АССБ. Об этом несколько лет назад хорошо написала «Социалистиче­ ская индустрия»: затраты по отрасли составили десятки миллионов рублей, а в результате у управленцев появи­ лась... хорошая бумага для черновиков. Да и сейчас ничего не изменилось, до сих пор чертыхаются штурманы и радисты над сводкой «Океан», которая, кроме того, что обрабатывается на ЭВМ, занимает время и радиоканалы, ничего рыбакам не дает. Ни один здравый человек сегодня не бу^ет оспаривать необходимость внед­ рения ЭВМ, но она должна исходить из потребности производителя, управлен­ ца, исследователя, а не навязываться сверху и сбоку. Хозрасчет должен не кончаться, а начинаться на судне, постепенно захва­ тывая все более высокие уровни уп ­ равления. А для этого и нужно научно По долгу службы и общественной рабо- ты постоянно встречаюсь с моряками, чувствую их интерес Й будущему рыб* ной отрасли нашего бассвйна. Думаю, что сложившееся у меня отношение к существующей и предлагаемой струк­ туре управлении в какой-то степени от­ ражает и общее мнение низового зве­ на, т. в. людей, которыми управлвют. расширяет возможности администриро­ вания. Видимо, в «Севрыбе» хорошо по­ нимают, что а обстановке широкой гласности, р е зко го усиления процессов демократизации нужно менять тактику и методы работы (а вдруг еще придет­ ся и материально, согласно новому за­ кону, отвечать перед нижестоящими!) и нашли «хороший» выход: давайте сде­ лаем такую структуру, которая и в но- ХОЗРАСЧЕТ обоснованное и достаточно гибкое эко ­ номическое регулирование, которым так не хочется заниматься «Севрыбе». ПАРАДОКСЫ Мне трудно судить о положении дел на промысловых флотах, скажу несколь­ ко слов о своем управлении. Наше ру­ ководство, партийные и общественные активисты сейчас широко информиру­ ют моряков о ходе перестройки, но по­ ка далеко не все идет гладко. Вопрос сокращенных экипажей стоит еще бо­ лее остро, чем у промысловиков, так как и до этого штаты производственной команды на поисковых судах были ми­ нимальными. А ведь поисковое судно, найдя рыбу, должно какое-то время работать на скоплении, иначе не выяс­ нить биоэкологических параметров, не­ обходимых для краткосрочного прогно ­ за. А куда девать выловленную рыбу, если некому ее обрабатывать? Мне ка­ жется, что если бы экипажу дано было право, конечно, в пределах фонда за­ работной платы, определять свой штат в зависимости от научно-поисковых за­ дач рейса, многих потерь м ож но было бы избежать. Второй парадокс: утвержденные «Сев- рыбой» штаты научно-технических групп предусматривают повышение окладов всем членам сокращенных экипажей на 20—30 процентов, в инженерам — на 5— 10, т. е. оклад у инженера прирав­ нивается к матросу, в лучшем случае — к боцману. Почему такая несправед­ ливость, объяснить толком никто не может. Руководство заверяет, что по­ стоянно пытается решить этот вопрос в «Севрыбе» и МРХ, а пока несколько специалистов с высшим образованием и активной жизненной позицией уволи­ лись... Это, так сказать, парадоксы сущест­ вующей структуры управления. Если «Севрыбпромразведка» попадает в объ­ единенный флот, то ясно, что задачи по научно-поисковому обеспечению сырь­ евой базой всех остальных рыбодобы ­ вающих предприятий отойдут на вто ­ рой план, замкнувшись на этот флот. Зряд ли нужно будет тогда и научное подразделение, по крайней мере, в существующем составе. Во всяком слу­ чае, ясности нет... ВОЛЕВЫЕ УКАЗАНИЯ Насколько мне известно, наше управ­ ление неплохо подготовилось к перехо­ д у на внешний хозрасчет. Будем рабо­ тать по-новому. Заключены хоздогово- ры с добывающими предприятиями на научно-поисковое обслуживание. Это ре зко повышает ответственность за ко ­ нечные результаты, а кроме того, за ­ ставляет по -другом у посмотреть на на­ ши расходы. Сейчас промразведка содержит це­ лые подразделения, которые напрямую подчиняются «Севрыбе» и никакого вклада в деятельность управления не вносят. Сотрудники этих подразделений редко у нас появляются, за исключени­ ем, конечно, дней зарплаты. Кто-нибудь может спросить: «Какое все это имеет отношение к новой струк­ туре управления?» По-моему, имеет, и самое непосредственное. Это только немногие примеры административно- командных методов, которыми пользу­ ется «Севрыба» в отношениях с п о д в е -" домственными предприятиями. Их м ож ­ но было бы продолжать достаточно долго, включая «волевые» указания су­ дам через голову начальников флотов. М ожет быть, правы некоторые — сло­ мать старую структуру, и все тут! Но в том-то все и дело, чго даже несве­ дущий человек, рассматривая предла­ гаемую схему, поймет, чго новая струк­ тура не ограничивает, а значительно вых условиях позволит нам жить по- старому... ВСЕМ СЕСТРАМ ПО СЕРЬГАМ! Что там спорить — нужна ли конку ­ ренция в таких важных вопросах, как распределение между флотами квот вылова, материальных ресурсов, рефри­ жераторных мощностей, лимитов судо­ ремонта? Некому будет спорить. Все решит руководство объединенного фло­ та. Никакой конкуренции — дали при­ каз, и выполняйте. Так, по-видимому, мыслится. Только в Законе о государст­ венном предприятии ясно сказано, что государство, используя экономические методы, создает условия для всемер ­ ного развития соревнования между предприятиями, ограничивая их моно ­ польное положение. А если приложить дух закона к нашей специфике, то это, вероятно, экономическое соревнование не только между предприятиями, но и экипажами судов. Но это, видимо, не по душе некоторым управлениям «Сев- рыбы». Куда проще — пронумеровать отряды судов и раздавать, как говорит­ ся, «всем сестрам по серьгам» в зави­ симости от настроения руководителей. НЕ ОТБИТЬ БЫ РУКИ Мы все — добытчики, обработчики, транспортники, поисковики — живем, как говорится, «от одного хвоста» — от рыбы, основополагающий «клад • рыбацкий конвейер вносят промысло­ вые суда. За счет чего улучшится их работа? Этот вопрос разработчики но­ вой системы скромно оставляют в сто­ роне. Планируется уменьшить расходы, сократив 150 руководящих работни­ ков (хотя, когда посмотришь на схему, опубликованную в «Рыбном Мурманеи, понимаешь, что такие надежды весьма эфемерны), сократятся потребности в кредитах, уменьшатся пени и запасы ценностей и т. д. Но ведь это все при ­ знаки хорошего хозяйствования, кото ­ рые предприятия в прежних условиях зачастую просто не могли решить, и где уверенность, что их решать будет лучше, объединившись? Кстати, насчет уверенности. Моряки тралфлота, «Мурманрыбпрома», «Сев- рыбхолодфлота», «Севрыбпромразвед- ки» начинают чувствовать себя хозяе­ вами своих предприятий. Не все идет гладко, но немало делается в этих, имеющих неплохие традиции, коллекти­ вах. Но тут сверху говорят: «Стоп! Вот сгоним «ас в один флот, тогда и по­ смотрим что к чему». Конечно, тут руки опускаются, и не только у р у ко ­ водителей. Как не крути, но в любой отдельной организации или на предприятии, если оно является самостоятельным юридиче ­ ским лицом, есть и личность, олицетво­ ряющая это лицо, — первый рукозоди - тель и, в какой-то мере, его замести­ тели, которые имеют право действи­ тельно решать. И, если сейчас моряки хоть иногда видят этих людей, то в объединенном флоте от рядового со­ трудника до первого руководителя своего предприятия, которое по идее должно стать родным , — дистанция о г ­ ромно го размера. Не видно из предлагаемых схем, как будет решаться проблема, которую партия ставит во главу угла всей пере­ стройки, — усиление роли человеческо­ го фактора, демократического начала во всем, в том числе и в хозяйствен­ ной жизни. Я разговаривал об этом со многими моряками. У всех разное мнение, но глазная мысль одна: необходимо, хотя бы на ближайшие 2— 3 года, пока бур ­ лят страсти, оставить в целом сложив­ шуюся структуру управления, с ко р р е к ­ тировав ее, конечно, в соответствии с новым законодательством. Дать пред­ приятиям, а главное, людям, которые почувствовали вкус к самостоятельно­ сти, демократии, гласности, уверен­ ность, что, если сегодня мы идем на какие-то жертвы во имя перестройки, то завтра они сторицей окупятся и не в каком -то, пока еще мифическом объ­ единенном флоте, а на своем родном предприятии и на своем судне. ЧТО И КАК ОБЪЕДИНЯТЬ! Из всего сказанного выше, наверное, нетрудно догадаться, что я считаю — объединять добывающие предприятия необходимости нет. Но как тогда улуч­ шить всю схему работы бассейна и • нужно ли вообще ГПО? Ответ, по -мое ­ му, однозначен: ГПО на базе нынешне­ го ВРПО действительно необходимо. Но заниматься оно должно координа ­ цией и управлением на бассейне, ис­ пользуя — еще раз подчеркиваю — -+%■ экономические методы, а не перетасов­ ку административных сзязей, как это предлагают авторы новой схемы управ­ ления. Конечно, кто же будет возра­ жать, что такие крупные вопросы, как, например, жилищное строительство или материально-техническое снабжение, гораздо выгодней решать на бассейне объединенными усилиями. Но опять же это нужно делать, исходя из внутренней экономической и социальной потребно­ сти хозрасчетных единиц, а не в при­ казном порядке . А вот вопросы объединения ПИНРО и «Севрыбпромразведки», по-моёму, ставятся правильно. По подсчетам на­ ших специалистов, только морские ис­ следования и научно-поисковые работы мож но было бы сократить с соответст­ вующим снижением затрат как мини­ мум на 20— 25 процентов. Все это в р о ­ де бы хорошо понимают как промыш ­ ленность, так и наука. 3 чем же дело? Ответ простой — во внутриведомст­ венных барьерах. Если подчинить такое объединение бассейновому ГПО, мини­ стерство ре зко возразит: «Потеряем контроль над сырьевой базой, ученые в ы н у ж д е н ы будут д а в а т ь пр о гно зы , на которых строится план, преимуществен- но исходя из узких интересов бассей­ на». Если замкнуть объединение на ми­ нистерство, то возрастут трудности с финансированием, судоремонтом и в о ­ обще с организационно-техническим обеспечением научных и поисковых су­ дов, во-первых и, во-вторых, с поиско­ вым обслуживанием самого добьгааю- щего флота. Какой же придуман выход? По-моему, не совсем верный. Если раньше научно- исследозательский флот, оперативно подчиняющийся ПИНРО, финансировал­ ся добывающими предприятиями через «Севрыбу», то сейчас принята иная схе­ ма: деньги на их содержание промысло ­ вые флоты отчисляют на министерство, затем на ВНИРО, а оттуда они поступа­ ют уже в ПИНРО, который арендует на­ учно-исследовательские суда у пром ­ разведки. Как много говорилось о том, что ученые ПИНРО должны быть заин­ тересованы материально в сокращении затрат и улучшении качества прогноза, но попробуйте найти эту заинтересован­ ность в вышеизложенной схеме! А что же промразведка? Флоты , если она будет ошибаться в своих ре ком ен ­ дациях по сырьевой базе или некачест­ венно вести поисковые работы, могут крепко стукнуть материально, ведь у них прямые хоздоговорные отношения! Но ведь промразведка строит свою ра­ боту по обеспечению флота, исходя из прогнозов ПИНРО. Вот и получается, что хочешь-не хочешь, а нужно органи­ зовывать дубль-контроль прогноза, ино­ го выхода нет. И это при всем том, что затраты на содержание научно-ис- следозательских судов в этом году уве­ личиваются почти на 5 миллионов руб ­ лей, а отряд поисковых судов сократил­ ся уже на 7 единиц. Логика подсказывает, что новые усло­ вия хозяйствования заставят все-таки промразведку и ПИНРО объединиться, i но и сейчас для этого есть все необхо­ димые предпосылки, а затягивание ре ­ шения ведет к ненужным и для про ­ мышленности, и для науки потерям. В. МОСКАЛЕНКО, секретарь партбюро аппарата управ­ ления «Севрыбпромразведка». 26февраля 1988 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz