Рыбный Мурман. 1988 г. Февраль.
6 Фирма t Северк Какой ей быть? С ЕЙЧАС на страницах мурманской печати, а еще в большей степени среди моряков, мнения которых не так уж часто попадают на страницы га зет, идет обсуждение новой структуры управления рыбной промышленностью Северного бассейна. Я более десяти лет ходил ■ море инженером, помощ ником капитана по научной работе, сей* час работаю в одной ив лабораторий. СХ Е И Л СПУСТИЛИ СВЕРХУ Почему вы годно обьединить флоты? Вопрос -вроде бы достаточно ясен: вы* годно государству и невыгодно р у ко водителям существующих флотов, кото рые боятся потерять свое кресло. Ру ководителей мож но понять: выступи они против «Севрыбы» — попадут в разряд консерваторов, стоящих на пути про гресса. Поневоле приходится молчать. А по зиция ВРПО ‘выглядит неуязвимой. И сто ит ли напрягаться, думать над тем (чем, кстати, и обязана была заниматься «Сев- рыба», и сейчас никто этой обязанно сти со штаба рыбной промышленности бассейна не снимал), чтобы цены, та рифы, нормы и т. д. были обоснован ными. Все решается просто — свалили всех в кучу, потом разделили поровну при быль, а вернее всего — убытки, и нет проблем . Я не экономист, но, с точки зрения здравого смысла, кажется аб сурдным, что при механическом объ единении флотов отпадает необходи мость в совершенствовании норматив ной и ценообразующей базы. Иначе о каком хозрасчете может идти речь, да еще доведенном до каждо го рабочего места? Но об этом ниже. А пока о том, что «боком» выходит рыбакам «перестрой ка». Взять хотя бы повышение оклада? и с о к р а щ е н и е э к и п а ж е й . С к о л ь к о б у р н ы х дебатов вокруг этого! А в чем соль? Да, наверное, в том, что постановления партии и правительства говорят: м ож е те увеличить зарплату за счет внутрен них резервов, повышения эффективно сти общественно полезного труда. Вро де бы все ясно, если идти по цепочке судно — управление флота — ВРПО — МРХ. Но ведь сделали-то наоборот! Спустили сверху штатные расписания и, вне зависимости от того, куда идет суд но, какое имеет оборудование, какие у него конкретные задачи, — всех под стригли под одну гребенку. А если бы эти вопросы решались ос новной единицей нашего производства — экипажем , не было бы ажиотажа, по терь продукции и обид. АСУ, АСУП, АССБ... Согласно схеме новой структуры ГПО «Север», вроде бы ясно — появит ся НПО «Моринформатика», и все воп росы прогнозирования и экономическо го планирования будут решаться на ЭВМ автоматически. Но, ка к правильно заметил первый помощник капитана тра лового флота Д . Мельников («Рыбный Мурман», 8 января), «гладко было на б у маге...» Рыбная промышленность уже имеет довольно печальный опыт внедре ния сверху таких систем, как АСУ, АСУП, АССБ. Об этом несколько лет назад хорошо написала «Социалистиче ская индустрия»: затраты по отрасли составили десятки миллионов рублей, а в результате у управленцев появи лась... хорошая бумага для черновиков. Да и сейчас ничего не изменилось, до сих пор чертыхаются штурманы и радисты над сводкой «Океан», которая, кроме того, что обрабатывается на ЭВМ, занимает время и радиоканалы, ничего рыбакам не дает. Ни один здравый человек сегодня не бу^ет оспаривать необходимость внед рения ЭВМ, но она должна исходить из потребности производителя, управлен ца, исследователя, а не навязываться сверху и сбоку. Хозрасчет должен не кончаться, а начинаться на судне, постепенно захва тывая все более высокие уровни уп равления. А для этого и нужно научно По долгу службы и общественной рабо- ты постоянно встречаюсь с моряками, чувствую их интерес Й будущему рыб* ной отрасли нашего бассвйна. Думаю, что сложившееся у меня отношение к существующей и предлагаемой струк туре управлении в какой-то степени от ражает и общее мнение низового зве на, т. в. людей, которыми управлвют. расширяет возможности администриро вания. Видимо, в «Севрыбе» хорошо по нимают, что а обстановке широкой гласности, р е зко го усиления процессов демократизации нужно менять тактику и методы работы (а вдруг еще придет ся и материально, согласно новому за кону, отвечать перед нижестоящими!) и нашли «хороший» выход: давайте сде лаем такую структуру, которая и в но- ХОЗРАСЧЕТ обоснованное и достаточно гибкое эко номическое регулирование, которым так не хочется заниматься «Севрыбе». ПАРАДОКСЫ Мне трудно судить о положении дел на промысловых флотах, скажу несколь ко слов о своем управлении. Наше ру ководство, партийные и общественные активисты сейчас широко информиру ют моряков о ходе перестройки, но по ка далеко не все идет гладко. Вопрос сокращенных экипажей стоит еще бо лее остро, чем у промысловиков, так как и до этого штаты производственной команды на поисковых судах были ми нимальными. А ведь поисковое судно, найдя рыбу, должно какое-то время работать на скоплении, иначе не выяс нить биоэкологических параметров, не обходимых для краткосрочного прогно за. А куда девать выловленную рыбу, если некому ее обрабатывать? Мне ка жется, что если бы экипажу дано было право, конечно, в пределах фонда за работной платы, определять свой штат в зависимости от научно-поисковых за дач рейса, многих потерь м ож но было бы избежать. Второй парадокс: утвержденные «Сев- рыбой» штаты научно-технических групп предусматривают повышение окладов всем членам сокращенных экипажей на 20—30 процентов, в инженерам — на 5— 10, т. е. оклад у инженера прирав нивается к матросу, в лучшем случае — к боцману. Почему такая несправед ливость, объяснить толком никто не может. Руководство заверяет, что по стоянно пытается решить этот вопрос в «Севрыбе» и МРХ, а пока несколько специалистов с высшим образованием и активной жизненной позицией уволи лись... Это, так сказать, парадоксы сущест вующей структуры управления. Если «Севрыбпромразведка» попадает в объ единенный флот, то ясно, что задачи по научно-поисковому обеспечению сырь евой базой всех остальных рыбодобы вающих предприятий отойдут на вто рой план, замкнувшись на этот флот. Зряд ли нужно будет тогда и научное подразделение, по крайней мере, в существующем составе. Во всяком слу чае, ясности нет... ВОЛЕВЫЕ УКАЗАНИЯ Насколько мне известно, наше управ ление неплохо подготовилось к перехо д у на внешний хозрасчет. Будем рабо тать по-новому. Заключены хоздогово- ры с добывающими предприятиями на научно-поисковое обслуживание. Это ре зко повышает ответственность за ко нечные результаты, а кроме того, за ставляет по -другом у посмотреть на на ши расходы. Сейчас промразведка содержит це лые подразделения, которые напрямую подчиняются «Севрыбе» и никакого вклада в деятельность управления не вносят. Сотрудники этих подразделений редко у нас появляются, за исключени ем, конечно, дней зарплаты. Кто-нибудь может спросить: «Какое все это имеет отношение к новой струк туре управления?» По-моему, имеет, и самое непосредственное. Это только немногие примеры административно- командных методов, которыми пользу ется «Севрыба» в отношениях с п о д в е -" домственными предприятиями. Их м ож но было бы продолжать достаточно долго, включая «волевые» указания су дам через голову начальников флотов. М ожет быть, правы некоторые — сло мать старую структуру, и все тут! Но в том-то все и дело, чго даже несве дущий человек, рассматривая предла гаемую схему, поймет, чго новая струк тура не ограничивает, а значительно вых условиях позволит нам жить по- старому... ВСЕМ СЕСТРАМ ПО СЕРЬГАМ! Что там спорить — нужна ли конку ренция в таких важных вопросах, как распределение между флотами квот вылова, материальных ресурсов, рефри жераторных мощностей, лимитов судо ремонта? Некому будет спорить. Все решит руководство объединенного фло та. Никакой конкуренции — дали при каз, и выполняйте. Так, по-видимому, мыслится. Только в Законе о государст венном предприятии ясно сказано, что государство, используя экономические методы, создает условия для всемер ного развития соревнования между предприятиями, ограничивая их моно польное положение. А если приложить дух закона к нашей специфике, то это, вероятно, экономическое соревнование не только между предприятиями, но и экипажами судов. Но это, видимо, не по душе некоторым управлениям «Сев- рыбы». Куда проще — пронумеровать отряды судов и раздавать, как говорит ся, «всем сестрам по серьгам» в зави симости от настроения руководителей. НЕ ОТБИТЬ БЫ РУКИ Мы все — добытчики, обработчики, транспортники, поисковики — живем, как говорится, «от одного хвоста» — от рыбы, основополагающий «клад • рыбацкий конвейер вносят промысло вые суда. За счет чего улучшится их работа? Этот вопрос разработчики но вой системы скромно оставляют в сто роне. Планируется уменьшить расходы, сократив 150 руководящих работни ков (хотя, когда посмотришь на схему, опубликованную в «Рыбном Мурманеи, понимаешь, что такие надежды весьма эфемерны), сократятся потребности в кредитах, уменьшатся пени и запасы ценностей и т. д. Но ведь это все при знаки хорошего хозяйствования, кото рые предприятия в прежних условиях зачастую просто не могли решить, и где уверенность, что их решать будет лучше, объединившись? Кстати, насчет уверенности. Моряки тралфлота, «Мурманрыбпрома», «Сев- рыбхолодфлота», «Севрыбпромразвед- ки» начинают чувствовать себя хозяе вами своих предприятий. Не все идет гладко, но немало делается в этих, имеющих неплохие традиции, коллекти вах. Но тут сверху говорят: «Стоп! Вот сгоним «ас в один флот, тогда и по смотрим что к чему». Конечно, тут руки опускаются, и не только у р у ко водителей. Как не крути, но в любой отдельной организации или на предприятии, если оно является самостоятельным юридиче ским лицом, есть и личность, олицетво ряющая это лицо, — первый рукозоди - тель и, в какой-то мере, его замести тели, которые имеют право действи тельно решать. И, если сейчас моряки хоть иногда видят этих людей, то в объединенном флоте от рядового со трудника до первого руководителя своего предприятия, которое по идее должно стать родным , — дистанция о г ромно го размера. Не видно из предлагаемых схем, как будет решаться проблема, которую партия ставит во главу угла всей пере стройки, — усиление роли человеческо го фактора, демократического начала во всем, в том числе и в хозяйствен ной жизни. Я разговаривал об этом со многими моряками. У всех разное мнение, но глазная мысль одна: необходимо, хотя бы на ближайшие 2— 3 года, пока бур лят страсти, оставить в целом сложив шуюся структуру управления, с ко р р е к тировав ее, конечно, в соответствии с новым законодательством. Дать пред приятиям, а главное, людям, которые почувствовали вкус к самостоятельно сти, демократии, гласности, уверен ность, что, если сегодня мы идем на какие-то жертвы во имя перестройки, то завтра они сторицей окупятся и не в каком -то, пока еще мифическом объ единенном флоте, а на своем родном предприятии и на своем судне. ЧТО И КАК ОБЪЕДИНЯТЬ! Из всего сказанного выше, наверное, нетрудно догадаться, что я считаю — объединять добывающие предприятия необходимости нет. Но как тогда улуч шить всю схему работы бассейна и • нужно ли вообще ГПО? Ответ, по -мое му, однозначен: ГПО на базе нынешне го ВРПО действительно необходимо. Но заниматься оно должно координа цией и управлением на бассейне, ис пользуя — еще раз подчеркиваю — -+%■ экономические методы, а не перетасов ку административных сзязей, как это предлагают авторы новой схемы управ ления. Конечно, кто же будет возра жать, что такие крупные вопросы, как, например, жилищное строительство или материально-техническое снабжение, гораздо выгодней решать на бассейне объединенными усилиями. Но опять же это нужно делать, исходя из внутренней экономической и социальной потребно сти хозрасчетных единиц, а не в при казном порядке . А вот вопросы объединения ПИНРО и «Севрыбпромразведки», по-моёму, ставятся правильно. По подсчетам на ших специалистов, только морские ис следования и научно-поисковые работы мож но было бы сократить с соответст вующим снижением затрат как мини мум на 20— 25 процентов. Все это в р о де бы хорошо понимают как промыш ленность, так и наука. 3 чем же дело? Ответ простой — во внутриведомст венных барьерах. Если подчинить такое объединение бассейновому ГПО, мини стерство ре зко возразит: «Потеряем контроль над сырьевой базой, ученые в ы н у ж д е н ы будут д а в а т ь пр о гно зы , на которых строится план, преимуществен- но исходя из узких интересов бассей на». Если замкнуть объединение на ми нистерство, то возрастут трудности с финансированием, судоремонтом и в о обще с организационно-техническим обеспечением научных и поисковых су дов, во-первых и, во-вторых, с поиско вым обслуживанием самого добьгааю- щего флота. Какой же придуман выход? По-моему, не совсем верный. Если раньше научно- исследозательский флот, оперативно подчиняющийся ПИНРО, финансировал ся добывающими предприятиями через «Севрыбу», то сейчас принята иная схе ма: деньги на их содержание промысло вые флоты отчисляют на министерство, затем на ВНИРО, а оттуда они поступа ют уже в ПИНРО, который арендует на учно-исследовательские суда у пром разведки. Как много говорилось о том, что ученые ПИНРО должны быть заин тересованы материально в сокращении затрат и улучшении качества прогноза, но попробуйте найти эту заинтересован ность в вышеизложенной схеме! А что же промразведка? Флоты , если она будет ошибаться в своих ре ком ен дациях по сырьевой базе или некачест венно вести поисковые работы, могут крепко стукнуть материально, ведь у них прямые хоздоговорные отношения! Но ведь промразведка строит свою ра боту по обеспечению флота, исходя из прогнозов ПИНРО. Вот и получается, что хочешь-не хочешь, а нужно органи зовывать дубль-контроль прогноза, ино го выхода нет. И это при всем том, что затраты на содержание научно-ис- следозательских судов в этом году уве личиваются почти на 5 миллионов руб лей, а отряд поисковых судов сократил ся уже на 7 единиц. Логика подсказывает, что новые усло вия хозяйствования заставят все-таки промразведку и ПИНРО объединиться, i но и сейчас для этого есть все необхо димые предпосылки, а затягивание ре шения ведет к ненужным и для про мышленности, и для науки потерям. В. МОСКАЛЕНКО, секретарь партбюро аппарата управ ления «Севрыбпромразведка». 26февраля 1988 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz