Рыбный Мурман. 1988 г. Февраль.

4 Хозяйственный механизм перестройки: Отсчет от хозрасчета Обычный рейс? По возвращении с моря экипажа транспортного реф ­ рижератора «Хибинские го­ ры» состоялся сбор команды, на котором анализировался минувший рейс. А он был экспериментальный: моряки работали в условиях непол­ ного хозрасчета. Что же показал этот рейс? На промысле в ЮВТО транспорт ждали с нетерпе­ нием. Трем судам предстоял ремонт в инпорту, сроки поджимали, поэтому они ц£ 1 - шли навстречу «Хибинским горам». Но море — не авто­ трасса, и транспорту для встречи с ними пришлось от­ клоняться от курса. В усло­ виях хозрасчета это немало­ важно, поскольку считаются каждая миля и каждый час — то ли в плюс экипажу, то ли в минус. Капитан-ди­ ректор транспорта В. И. Ли­ ла считает, что такая выгруз­ ка снижает доходы. Еще большие затраты у экипажа вызвала передача снабжения промысловикам. 'Привезли его более 600 тонн, не считая картонной тары, не выгрузив которую, невоз­ можно (некуда) принимать рыбопродукцию. Здесь я по­ зволю себе небольшое от-' ступление. Кто помнит пуб­ ликации прошлого года («РМ » , 1987, N° 19, 20), написанные мной во время •командировки в ЮВТО, тот согласится, что эта же проб­ лема и столь же остро сто­ яла перед экипажем' ТР «Кольский залив». Как хоте­ лось тогда верить, что она будет успешно решена! Тог­ да же поднимался вопрос о том, что немыслимо уло­ житься в плановую ско­ рость. Но и сегодня все повторя­ ется. Вячеслав Иванович Ли­ ла говорил, что, сэкономив шесть суток на промысле, двое суток 'потеряли из-за урагана и почти столько же из-за невыполнения плановой скорости, то есть 14,5 узла можно «держать» в баллас­ те да при хорошей погоде. К старым печалям добави­ лись новые. В связи с сокра­ щением штатов резко упала производительность труда промысловиков на выгрузке продукции. Если раньше ус­ певали, работая на две точ­ ки, выгружать по 80 тонн на каждой, то теперь лишь 60 тонн, и то не всегда. Это на судах типа «Иван Боч­ ков», а на БАТах и того хуже: в кормовом трюме моряки не складывают ры­ бопродукцию, поэтому в хо­ рошую погоду еще можно швартоваться «валетом», а в плохую? •. Возвращаясь к потерям судо-суток, капитан-директор напомнил, что, планируя скорость 14,5 узла, в управ­ лении словно забыли: судну необходимо докование, винту 23 года. А потеря скорости всего лишь в один узел для ЮВТО — это потеря трех судо-суток. Среди других, не менее важных проблем, моряки на­ звали такую: в порту снаб­ жение грузят кранами, и на погрузку 500 тонн тратится двое суток, а в море (по пла­ ну) надо за сутки выгрузить 360 тонн. Почему так? Не­ известно. II еще: на всех предприятиях, где заняты перевозкой грузов, особенно пищевой продукции, сущест­ вует определенный процент скидки на деформацию тары, повреждение груза. У нас рыбопродукция следует че­ рез океаны и ураганы. Одна­ ко моряки не имеют права сдать хотя бы на килограмм меньше. Недостача карается жестко: «горит» премия. Я не случайно пересказы­ ваю все те проблемы, кото­ рые очень тревожат моряков. Потому как сейчас, в усло­ виях хозрасчета, стали скру­ пулезно считать доходы и расходы. И морякам, конеч­ но же, очень обидно, что ле­ тят на ветер их деньги лишь из-за того, что не решены старые проблемы, а к ним добавились и новые, и реше­ ние их зависит только от уп­ равления флота. А что имеют моряки? По положению, 0,567 процента от плановой прибыли и два процента от сверхплановой поступает в судовой фонд материального поощрения. Много это или мало? Очень мало, считает экипаж ТР «Хибинские горы». Хотя бы . пять процентов от. сверхпла­ новой прибыли, говорит ка­ питан. И он, безусловно, прав. Хозрасчет построен на заинтересованности членов коллектива в конечном ре­ зультате. Хотя второй капитан, ко­ торый сейчас принимает де­ ла и пойдет, в рейс, Николай Петрович Дружков, заявил категорично: хозрасчетом здесь, на «Хибинских горах», и не пахнет. Сказал бы это кто-то другой, можно и за ­ сомневаться. Но Дружков — пионер внедрения хозяй­ ственного расчета в «Севрыб- холодфлоте» почти шесть лет тому назад. И он-то зна­ ет, чем грамотный хозрасчет (пусть неполный, пусть внут- рисудовой) отличается от любой имитации, каким бы термином ее не назвали. Николай Петрович убеж­ ден, что надо не копейки считать, а решать весь комп­ лекс проблем, ставя во главу угла рентабельность судна.- Но заместитель начальника флота Н. И. Сергеев не счел нужным дослушать капитана. Его расклад таков: «Сибири» нерентабельны в работе в дальних районах промысла, а больших транспортов не хватает. А что касается 5— 10 процентов отчислений, до­ бавил Николай Иванович, — так это — утопия. Отрадно было услышать от главного капитана флота Ю. И. Виденеева, что в уп­ равлении теперь будут конт­ ролировать доставку снабже­ ния на отходящие из порта суда за двое суток. Тоже старая проблема. Но в целом от анализа экспериментального рейса впечатление безотрадное. Что, собственно, изменилось? Сокращенный экипаж. Лад­ но, загибаем пальчик. От­ числения в фонд материаль­ ного поощрения? Мизерные, конечно, к тому же полу­ чить их непросто — вдруг в тысячах тонн продукции не хватит нескольких килограм­ мов? Ладно, и на этот раз загибаем пальчик. А где, в чем проявились основные принципы хозрасчета? Нет ответа. И. ПЕТРОВА. ППР «Навигатор» Мурманского тралового флота только что вернулся из двухмесячного рейса в Баренцево море. В тот же день и состоялся этот разговор нашего коррес­ пондента с механиком-наладчиком Анатолием Андреевичем КУД РЯШ ОВЫМ и старшим помощником капитана Нико­ лаем Александровичем КОЗЛОВЫМ . тых мер, а вместе с нами до­ бивался у отдела снабжения нужных экипажу вещей. — А сами моряки ч ув с тв ую т изменившиеся условия? Кудряшов: _ Учимся счи- ПРИБЫЛЬ ВМЕСТО УБЫТКОВ — Чем необычен был этот рейс? Кудряшов: — Судну тре­ буется капитальный ремонт^ И оно должно было стоять в ожидании до будущего, 1989 года. Альтернативой стало решение поработать этот год в производственном вариан­ те. Создали ремонтный эки­ паж и принялись восстанав­ ливать корпус судна, энерге­ тическую систему, морозиль­ ную установку. ‘ — Нелегко пришлось? Козлов: — Разумеется. Достаточно сказать, * что только члены комсостава провели девять субботников. Работали все тщательно, споро, на совесть. Боцман Станислав Станиславович Ромулевич, старший механик Владимир Корнеевич Кух- нюк, третий механик Петр Иванович Дзюба, капитан- директор Владимир Виталье­ вич Соколов, мы с Анатоли­ ем Андреевичем, другие ко­ мандиры составляли неиз­ менный костяк. К сожале­ нию, отдел кадров очень ча­ сто менял рядовых моряков, это создавало дополнитель­ ные осложнения. В целом произвели огромный объем ремонтных работ и предъя­ вили Регистру необходимые механизмы, то есть все то, что надо для безопасного мореплавания, работы гру­ зовых устройств и рыбофаб- рики, создания нормальных бытовых условий для экипа­ жа. — А если бы все это дела­ лось в заводских условиях? Кудряшов: — Точные цифры назвать не могу, но примерно полгода простояли бы, а экипаж завершил все работы за 45 суток. Да и не последнее дело — качество, -Интервью у трапа делали все надежно, самим же работать. Жаль только, что оплата труда моряков в ремонте слишком мало в сравнении с зарплатой судо­ ремонтников. — И т а к , предъявив судно Ре гистру , вы вышли в рейс. Что было в рейсовом задании , что и на к удалось выполнить? Кудряшов: — Принимали у экипажей ПСТ полуфабри­ кат. Выпускали тушку трески и пикши, в том числе — на экспорт. В рейсовом задании не планировалась заморозка приголовков. Но мы подсчи­ тали, что куда выгодней не на муку пустить их, а сде­ лать пищевой продукцией. Изготовили 28,5 тонны. Срез­ ки пойдут на уху, другие кулинарные изделия на ры­ бокомбинате. А у нас, есте­ ственно, возрастают стоимо­ стные показатели. — То есть э ки п а ж пере­ страивается на работу в усло­ виях хозрасчета? Козлов: — Надо сказать, что за месяц с небольшим все заметили изменения к лучшему. Наполовину сокра­ тилось количество докумен­ тов — факт весьма отрад­ ный. И не менее радостно то, что меняется отноше­ ние инспектирующих служб к морякам. Раньше они толь­ ко выставляли замечания, а сейчас становятся помощ­ никами. Скажем, у нас на отходе не запускался ава­ рийный дизель-генератор. Инспектор, не торопя и не дергая нас, сам помог в за­ пуске. Представитель отдела охраны труда и техники без­ опасности, увидев отсутствие у нас средств индивидуаль­ ной защиты, не сказал при­ вычное: «Это — ваши труд­ ности», не предпринял кру- тать. Я уже приводил при­ мер с заморозкой: приголов­ ков. Главное, сам факт рабо­ ты судна, пусть без промыс­ лового, в производственном варианте. Потом экономисты подсчитают точные цифры прибыли флота, уверен, они будут немалыми. Ведь по­ смотрите на наши показате­ ли: общая заморозка — 124,3 процента, тушка 138,1, рыбмука — 22d?y, стоимость пищевой — 123,5, стоимость товарной продук­ ции — 123,7 процента. Козлов: — Мы работали с тралфлотовскими ПСТ, то есть они сдавали полуфабри­ кат не на суда «Севрыбхо- лодфлота», а на наш ППР. Значит, флот имел с каждой тонны продукции 400— 500 рублей экономии. Даже воду мы брали не с танкеров, а с ПСТ, даром. — С колько ж е ПСТ работа­ ло на вас? Козлов: — Около 30 . За 55 суток рейса произвели 250 швартовных операций. — Это, конечно , громадная н а гр у з ка на ка пи та на и всех судоводителей. Козлов: — Нам повезло на капитанов: сначала Вла­ димир Витальевич Соколов, потом его сменил Владимир Иванович Чернышев. Оба, несмотря на молодость, опыт­ ные судоводители, энергич­ ные, умелые руководители. — Ч т о т р е в о ж и т д н и п а ж сс- годня, о чем больше всегп го ­ ворят моряки? Козлов: — Оплата труда.- Причем не только в ремонте, но и в рейсе. Надо сделать так, чтобы каждый моряк был заинтересован в увели­ чении прибыли судна и фло­ та. Беседовала И. ВОЛКОВА. Демократизация После выборов «...Открывая дзерь проходной , я вдр у г вспоминаю, что на один свой вопрос не получила ответа. Интересно, кого бы вы­ брал Зеленский?» На этом была поставлена последняя точка в статье «Мы выбираем — нас выбирают», опубликованной в еж е ­ недельнике «Рыбный Мурман» этим летом (№ 24, 12.06.87 г.). Ну что ж . Вот мнение генерального директора комбината: "«Я не жалею, что именно Николай Александрович Павлов стал директором объединенных заводов рыбной муки и меджира. Все три претендента были достойными кандидатами на долж ­ ность директора . Сейчас дела идут хорошо. Выборы директо ­ ров, реорганизация в управленческом аппарате прошли и на других участках: мы объединили два холодильных и три коп ­ тильных завода. Жалоб нет...» Это были первые шаги эксперимента. Давайте посмотрим , почему требовалась эта акция? Каких результатов добились на комбинате? Какая польза в изменениях для людей, которые десятилетиями работали по-старому? 1. ПОЛГОДА НАЗАД Созданная на рыбокомбина ­ те экспертная комиссия вместе с коллективом заводов рыбму- ки и меджира с представите­ лями других участков выбира­ ли нового директора объеди­ ненных заводов. Как известно читателям, эти выборы были вызваны реорганизацией в уп­ равленческом аппарате и объ­ единением заводов рыбной муки и медицинского жира. Зачем это было нужно? Во-первых, участки комби ­ ната имели одну и ту же функ­ цию — вырабатывали прод у к ­ цию из отходов рыбы. Во-вторых, еще в 1982 году, в результате соединения не­ скольких отделов в управлении этих заводов, были сокраще­ ны штаты на шесть челозек. Но каждый завод имел своего директора. В-третьих, линейное управ­ ление, дублирование кадров и специалистов из года в год комбинату приносили немалые затраты. И рабочие стали выбирать директора объединенных за­ водов. В экспертную комиссию поступили три заявления. От Веры Георгиевны Ивановой, и. о. директора завода рыб- муки . От Николая Александро ­ вича Павлоза, начальника тех­ отдела комбината, бывшего главного инженера завода рыбмуки . И третье заявление поступило от глазного инжене­ ра ВТОрОГО КОПТИЛЬНОГО 3JXSO- да Олега Михайловича Рыба­ кова. Победу одержал Н. А . Павлов. 2. СЕГОДНЯ После летних выборов мину­ ло шесть месяцев. Мы поин­ тересовались, как обстоят де ­ ла сегодня в незом управлен­ ческом аппарате объединен­ ных заводов и в самом произ ­ водстве? Познакомившись с молодым директором , я по­ просил его рассказать о по­ следствиях реорганизации. НАШ А СПРАВКА Николай Александрович Пав. лов родился в 1952 году в М урманске . О кончив среднюю ш колу , поступил в вы сш ую мо­ реходку . Получил диплом ин- женера -механика . ходил в мо­ ре. На рыбокомбинат пришел по переводу. Был старшим ме­ хани ком и главным инжене ­ ром. Член КПСС. С февраля 1985 года по октябрь 1986-го работал сенретарем парткома рыбокомбината . Член партком а комбината и партбюро завода. 26 февраля 1988 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz