Рыбный Мурман. 1988 г. Февраль.
4 Хозяйственный механизм перестройки: Отсчет от хозрасчета Обычный рейс? По возвращении с моря экипажа транспортного реф рижератора «Хибинские го ры» состоялся сбор команды, на котором анализировался минувший рейс. А он был экспериментальный: моряки работали в условиях непол ного хозрасчета. Что же показал этот рейс? На промысле в ЮВТО транспорт ждали с нетерпе нием. Трем судам предстоял ремонт в инпорту, сроки поджимали, поэтому они ц£ 1 - шли навстречу «Хибинским горам». Но море — не авто трасса, и транспорту для встречи с ними пришлось от клоняться от курса. В усло виях хозрасчета это немало важно, поскольку считаются каждая миля и каждый час — то ли в плюс экипажу, то ли в минус. Капитан-ди ректор транспорта В. И. Ли ла считает, что такая выгруз ка снижает доходы. Еще большие затраты у экипажа вызвала передача снабжения промысловикам. 'Привезли его более 600 тонн, не считая картонной тары, не выгрузив которую, невоз можно (некуда) принимать рыбопродукцию. Здесь я по зволю себе небольшое от-' ступление. Кто помнит пуб ликации прошлого года («РМ » , 1987, N° 19, 20), написанные мной во время •командировки в ЮВТО, тот согласится, что эта же проб лема и столь же остро сто яла перед экипажем' ТР «Кольский залив». Как хоте лось тогда верить, что она будет успешно решена! Тог да же поднимался вопрос о том, что немыслимо уло житься в плановую ско рость. Но и сегодня все повторя ется. Вячеслав Иванович Ли ла говорил, что, сэкономив шесть суток на промысле, двое суток 'потеряли из-за урагана и почти столько же из-за невыполнения плановой скорости, то есть 14,5 узла можно «держать» в баллас те да при хорошей погоде. К старым печалям добави лись новые. В связи с сокра щением штатов резко упала производительность труда промысловиков на выгрузке продукции. Если раньше ус певали, работая на две точ ки, выгружать по 80 тонн на каждой, то теперь лишь 60 тонн, и то не всегда. Это на судах типа «Иван Боч ков», а на БАТах и того хуже: в кормовом трюме моряки не складывают ры бопродукцию, поэтому в хо рошую погоду еще можно швартоваться «валетом», а в плохую? •. Возвращаясь к потерям судо-суток, капитан-директор напомнил, что, планируя скорость 14,5 узла, в управ лении словно забыли: судну необходимо докование, винту 23 года. А потеря скорости всего лишь в один узел для ЮВТО — это потеря трех судо-суток. Среди других, не менее важных проблем, моряки на звали такую: в порту снаб жение грузят кранами, и на погрузку 500 тонн тратится двое суток, а в море (по пла ну) надо за сутки выгрузить 360 тонн. Почему так? Не известно. II еще: на всех предприятиях, где заняты перевозкой грузов, особенно пищевой продукции, сущест вует определенный процент скидки на деформацию тары, повреждение груза. У нас рыбопродукция следует че рез океаны и ураганы. Одна ко моряки не имеют права сдать хотя бы на килограмм меньше. Недостача карается жестко: «горит» премия. Я не случайно пересказы ваю все те проблемы, кото рые очень тревожат моряков. Потому как сейчас, в усло виях хозрасчета, стали скру пулезно считать доходы и расходы. И морякам, конеч но же, очень обидно, что ле тят на ветер их деньги лишь из-за того, что не решены старые проблемы, а к ним добавились и новые, и реше ние их зависит только от уп равления флота. А что имеют моряки? По положению, 0,567 процента от плановой прибыли и два процента от сверхплановой поступает в судовой фонд материального поощрения. Много это или мало? Очень мало, считает экипаж ТР «Хибинские горы». Хотя бы . пять процентов от. сверхпла новой прибыли, говорит ка питан. И он, безусловно, прав. Хозрасчет построен на заинтересованности членов коллектива в конечном ре зультате. Хотя второй капитан, ко торый сейчас принимает де ла и пойдет, в рейс, Николай Петрович Дружков, заявил категорично: хозрасчетом здесь, на «Хибинских горах», и не пахнет. Сказал бы это кто-то другой, можно и за сомневаться. Но Дружков — пионер внедрения хозяй ственного расчета в «Севрыб- холодфлоте» почти шесть лет тому назад. И он-то зна ет, чем грамотный хозрасчет (пусть неполный, пусть внут- рисудовой) отличается от любой имитации, каким бы термином ее не назвали. Николай Петрович убеж ден, что надо не копейки считать, а решать весь комп лекс проблем, ставя во главу угла рентабельность судна.- Но заместитель начальника флота Н. И. Сергеев не счел нужным дослушать капитана. Его расклад таков: «Сибири» нерентабельны в работе в дальних районах промысла, а больших транспортов не хватает. А что касается 5— 10 процентов отчислений, до бавил Николай Иванович, — так это — утопия. Отрадно было услышать от главного капитана флота Ю. И. Виденеева, что в уп равлении теперь будут конт ролировать доставку снабже ния на отходящие из порта суда за двое суток. Тоже старая проблема. Но в целом от анализа экспериментального рейса впечатление безотрадное. Что, собственно, изменилось? Сокращенный экипаж. Лад но, загибаем пальчик. От числения в фонд материаль ного поощрения? Мизерные, конечно, к тому же полу чить их непросто — вдруг в тысячах тонн продукции не хватит нескольких килограм мов? Ладно, и на этот раз загибаем пальчик. А где, в чем проявились основные принципы хозрасчета? Нет ответа. И. ПЕТРОВА. ППР «Навигатор» Мурманского тралового флота только что вернулся из двухмесячного рейса в Баренцево море. В тот же день и состоялся этот разговор нашего коррес пондента с механиком-наладчиком Анатолием Андреевичем КУД РЯШ ОВЫМ и старшим помощником капитана Нико лаем Александровичем КОЗЛОВЫМ . тых мер, а вместе с нами до бивался у отдела снабжения нужных экипажу вещей. — А сами моряки ч ув с тв ую т изменившиеся условия? Кудряшов: _ Учимся счи- ПРИБЫЛЬ ВМЕСТО УБЫТКОВ — Чем необычен был этот рейс? Кудряшов: — Судну тре буется капитальный ремонт^ И оно должно было стоять в ожидании до будущего, 1989 года. Альтернативой стало решение поработать этот год в производственном вариан те. Создали ремонтный эки паж и принялись восстанав ливать корпус судна, энерге тическую систему, морозиль ную установку. ‘ — Нелегко пришлось? Козлов: — Разумеется. Достаточно сказать, * что только члены комсостава провели девять субботников. Работали все тщательно, споро, на совесть. Боцман Станислав Станиславович Ромулевич, старший механик Владимир Корнеевич Кух- нюк, третий механик Петр Иванович Дзюба, капитан- директор Владимир Виталье вич Соколов, мы с Анатоли ем Андреевичем, другие ко мандиры составляли неиз менный костяк. К сожале нию, отдел кадров очень ча сто менял рядовых моряков, это создавало дополнитель ные осложнения. В целом произвели огромный объем ремонтных работ и предъя вили Регистру необходимые механизмы, то есть все то, что надо для безопасного мореплавания, работы гру зовых устройств и рыбофаб- рики, создания нормальных бытовых условий для экипа жа. — А если бы все это дела лось в заводских условиях? Кудряшов: — Точные цифры назвать не могу, но примерно полгода простояли бы, а экипаж завершил все работы за 45 суток. Да и не последнее дело — качество, -Интервью у трапа делали все надежно, самим же работать. Жаль только, что оплата труда моряков в ремонте слишком мало в сравнении с зарплатой судо ремонтников. — И т а к , предъявив судно Ре гистру , вы вышли в рейс. Что было в рейсовом задании , что и на к удалось выполнить? Кудряшов: — Принимали у экипажей ПСТ полуфабри кат. Выпускали тушку трески и пикши, в том числе — на экспорт. В рейсовом задании не планировалась заморозка приголовков. Но мы подсчи тали, что куда выгодней не на муку пустить их, а сде лать пищевой продукцией. Изготовили 28,5 тонны. Срез ки пойдут на уху, другие кулинарные изделия на ры бокомбинате. А у нас, есте ственно, возрастают стоимо стные показатели. — То есть э ки п а ж пере страивается на работу в усло виях хозрасчета? Козлов: — Надо сказать, что за месяц с небольшим все заметили изменения к лучшему. Наполовину сокра тилось количество докумен тов — факт весьма отрад ный. И не менее радостно то, что меняется отноше ние инспектирующих служб к морякам. Раньше они толь ко выставляли замечания, а сейчас становятся помощ никами. Скажем, у нас на отходе не запускался ава рийный дизель-генератор. Инспектор, не торопя и не дергая нас, сам помог в за пуске. Представитель отдела охраны труда и техники без опасности, увидев отсутствие у нас средств индивидуаль ной защиты, не сказал при вычное: «Это — ваши труд ности», не предпринял кру- тать. Я уже приводил при мер с заморозкой: приголов ков. Главное, сам факт рабо ты судна, пусть без промыс лового, в производственном варианте. Потом экономисты подсчитают точные цифры прибыли флота, уверен, они будут немалыми. Ведь по смотрите на наши показате ли: общая заморозка — 124,3 процента, тушка 138,1, рыбмука — 22d?y, стоимость пищевой — 123,5, стоимость товарной продук ции — 123,7 процента. Козлов: — Мы работали с тралфлотовскими ПСТ, то есть они сдавали полуфабри кат не на суда «Севрыбхо- лодфлота», а на наш ППР. Значит, флот имел с каждой тонны продукции 400— 500 рублей экономии. Даже воду мы брали не с танкеров, а с ПСТ, даром. — С колько ж е ПСТ работа ло на вас? Козлов: — Около 30 . За 55 суток рейса произвели 250 швартовных операций. — Это, конечно , громадная н а гр у з ка на ка пи та на и всех судоводителей. Козлов: — Нам повезло на капитанов: сначала Вла димир Витальевич Соколов, потом его сменил Владимир Иванович Чернышев. Оба, несмотря на молодость, опыт ные судоводители, энергич ные, умелые руководители. — Ч т о т р е в о ж и т д н и п а ж сс- годня, о чем больше всегп го ворят моряки? Козлов: — Оплата труда.- Причем не только в ремонте, но и в рейсе. Надо сделать так, чтобы каждый моряк был заинтересован в увели чении прибыли судна и фло та. Беседовала И. ВОЛКОВА. Демократизация После выборов «...Открывая дзерь проходной , я вдр у г вспоминаю, что на один свой вопрос не получила ответа. Интересно, кого бы вы брал Зеленский?» На этом была поставлена последняя точка в статье «Мы выбираем — нас выбирают», опубликованной в еж е недельнике «Рыбный Мурман» этим летом (№ 24, 12.06.87 г.). Ну что ж . Вот мнение генерального директора комбината: "«Я не жалею, что именно Николай Александрович Павлов стал директором объединенных заводов рыбной муки и меджира. Все три претендента были достойными кандидатами на долж ность директора . Сейчас дела идут хорошо. Выборы директо ров, реорганизация в управленческом аппарате прошли и на других участках: мы объединили два холодильных и три коп тильных завода. Жалоб нет...» Это были первые шаги эксперимента. Давайте посмотрим , почему требовалась эта акция? Каких результатов добились на комбинате? Какая польза в изменениях для людей, которые десятилетиями работали по-старому? 1. ПОЛГОДА НАЗАД Созданная на рыбокомбина те экспертная комиссия вместе с коллективом заводов рыбму- ки и меджира с представите лями других участков выбира ли нового директора объеди ненных заводов. Как известно читателям, эти выборы были вызваны реорганизацией в уп равленческом аппарате и объ единением заводов рыбной муки и медицинского жира. Зачем это было нужно? Во-первых, участки комби ната имели одну и ту же функ цию — вырабатывали прод у к цию из отходов рыбы. Во-вторых, еще в 1982 году, в результате соединения не скольких отделов в управлении этих заводов, были сокраще ны штаты на шесть челозек. Но каждый завод имел своего директора. В-третьих, линейное управ ление, дублирование кадров и специалистов из года в год комбинату приносили немалые затраты. И рабочие стали выбирать директора объединенных за водов. В экспертную комиссию поступили три заявления. От Веры Георгиевны Ивановой, и. о. директора завода рыб- муки . От Николая Александро вича Павлоза, начальника тех отдела комбината, бывшего главного инженера завода рыбмуки . И третье заявление поступило от глазного инжене ра ВТОрОГО КОПТИЛЬНОГО 3JXSO- да Олега Михайловича Рыба кова. Победу одержал Н. А . Павлов. 2. СЕГОДНЯ После летних выборов мину ло шесть месяцев. Мы поин тересовались, как обстоят де ла сегодня в незом управлен ческом аппарате объединен ных заводов и в самом произ водстве? Познакомившись с молодым директором , я по просил его рассказать о по следствиях реорганизации. НАШ А СПРАВКА Николай Александрович Пав. лов родился в 1952 году в М урманске . О кончив среднюю ш колу , поступил в вы сш ую мо реходку . Получил диплом ин- женера -механика . ходил в мо ре. На рыбокомбинат пришел по переводу. Был старшим ме хани ком и главным инжене ром. Член КПСС. С февраля 1985 года по октябрь 1986-го работал сенретарем парткома рыбокомбината . Член партком а комбината и партбюро завода. 26 февраля 1988 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz