Рыбный Мурман. 1988 г. Февраль.

П Е РВА Я i эстонская пе­ вица, удостоенная зва­ ния народной артистки СССР . Первая — приглашенная вы­ ступить в спектакле москов­ ского Большого, театра. Оба эти «титула», конечно, нео­ фициальны или, как принято нынче говорить, — нефор­ мальны. Но они говорят о том, насколько прочно свя­ зан рост авторитета эстон­ ского женского вокала с име- держательнее, — за тем победа, за тем и публика и за рубежом. Он ак- пропагандирует твор РЫБНЫЙМУРМАН Дни культуры Эстонской ССР 13 Неисчерпаемое богатство- классика Один из самых авторитетных творческих коллективов рес­ публики — Государственный симфонический оркестр — родился более чем шестьдесят лет назад, з один день с Эстонским радио. Тогда, 18 декабря 1926 года, никто, конечно, не мог предположить, что камерное трио, выступившее з первой пе­ редаче, вскоре превратится з ансамбль, а затем и з большой оркестр, который зсе го через три месяца на концерте з дни столетия со дня смерти Бетховена исполнит дзе симфонии зе- ликого композитора . • С самого начала коллектив активно сотрудничал с радио, которое было его своеобразной колыбелью. Эта традиция не прервалась и до сих пор, хотя вот уже двенадцать лет, как Симфонический оркестр Эстонского радио и телезидения ушел из-под «отчего кроза» и получил нынешнее название. Среди слушателей республики очень популярен цикл концертов «Студийный час ЭГСО», идущий уже десятый сезон. В годы войны в Ярославле были созданы художественные ансамбли Эстонской ССР, позволившие объединить и сохранить лучшие музыкальные силы молодой советской республики. При них действовала и часть симфонического оркестра, ко ­ торым руководил Роман Матсов. Он долгое время был глав­ ным дирижером и до сих пор сотрудничает с коллективом. На протяжении шестнадцати лет оркестром руководил извест­ ный дирижер Нээме Ярви, а последние восемь лет — народ­ ный артист ЭССР Пеэтер Лилье. Государственный симфонический оркестр Эстонской ССР трижды завоевывал первые премии на Всесоюзных смотрах, ему присвоено почетное звание заслуженного коллектива республики. Однако, быть может, еще красноречивее о его вы­ сокой творческой репутации говорит то, что с ор кестром вы­ ступали такие выдающиеся советские дирижеры и солисты, как Александр Гаук, Арзидс Янсонс, Игорь и Давид Ойстрахи, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Святослав Рих­ тер, Эмиль Гилельс, а также многие известные зарубежные музыканты. Обширен репертуар оркестра. В него входят все симфо­ нии Гайдна, Бетховена, Моцарта, Чайковского, Шостаковича, Прокофьева, произведения многих других композиторов, яв­ ляющиеся вершинами мировой классики. — Классика была и остается неисчерпаемым духовным богатством для каждого нового поколения исполнителей, — считает руководитель коллектива П. Лилье. — Она призвана эстетически воспитывать постоянно обновляющуюся аудито- рию. Но и все лучшее, что рождается в эстонской симфонической музыке , находит путь к слушателю при помощи Государствен­ ного симфонического оркестра республики. Ш иро ка карта его гастрольных маршрутов: от Ленинграда до Владивостока, от Финляндии до Кувейта. И вот теперь на этой карте появится еще один «красный флажок». Сегодня вечером во Д ворце культуры и техники имени С. М . Кирова жители областного центра смогут встретиться с известным, ярким коллективом . ________ ______ • • нем Маргариты Войтес. Дочь советского офицера, она уже в детстве немало поездила по стране, словно примериваясь к будущим га­ строльным маршрутам. Од­ нако о карьере певицы тог­ да и мысли не было. Разу­ меется, пела в школьном хо- П ИАНИСТ Калле Ранда- лу молод, ему едва за тридцать. Однако имя этого талантливого исполнителя уже давно знакомо любите­ лям серьезной музыки. Еще будучи школьником, в пятнадцать лет он полу­ чил право представлять на­ шу страну на Международ­ ном конкурсе юных пиани­ стов в Чехословакии. Калле вернулся на родину, что на­ зывается, «на белом коне», — завоевав первую премию. И эта победа была лишь предвестником будущих ус­ пехов музыканта на между­ народном уровне. В начале восьмидесятых выступления на конкурсе имени П. И,- Чайковского в Москве и кон­ курсе имени Шумана в Цви- кау принесли ему премии, а состоявшийся в 1985 году Международный конкурс в Мюнхене — первую пре­ мию. Как завоевать слушателя Знаменитый эстонский ис­ полнитель и педагог Бруно Лукк, профессор Таллин­ ской консерватории, около десяти лет назад говорил о нем, тогда студенте пятого курса: «Дарование Рандалу поражает прежде всего своей гармоничностью. Быть мо­ жет, поэтому ему так близок Моцарт... Онако Калле в равной степени удаются и Бах, и Бетховен. Я счаст­ лив, общаясь с такими уче­ никами». «Все, что подвластно голосу» ре... Но в Эстонии каждый двадцатый житель — участ­ ник какого-нибудь хора, это поистине певческая республи­ ка. Словом, готовясь к са­ мостоятельной жизни, Марга­ рита выбрала весьма дале­ кую от искусства профес­ сию: поступила на юридиче­ ский факультет. Однако судь­ ба решила по-своему. Судьба — это успех студенческого' самодеятельного спектакля «Фиалка Монмартра», это аплодисменты участников VI Всемирного фестиваля молодежи в Москве" А в кон­ це концов — ступени Тал­ линской государственной консерватории. С конца шестидесятых Маргарита Войтес — соли­ стка Государственного ака­ демического театра «Эсто­ ния». Она неоднократно с благодарностью вспоминала творческую помощь знамени­ того и многоопытного Геор­ га Отса, с которым ей дове­ лось выступить в трех поста­ новках.- Богат и разнообра­ зен оперный репертуар певи­ цы. Ею создано множество самых непохожих образов — в «Травиате» и «Риголетто» Верди, «Лючии ди Ламмер- мур» и «Дочери полка» До­ ницетти, «Сирано де Берже­ раке» Тамберга, «Турке в Италии» Россини... «Красивый, легкий голос, на редкость свободная коло­ ратура, — пишут об артист­ ке критики. — Но она не делает искусство средством демонстрации голоса. И ко­ лоратурный блеск у нее вну­ тренне оправдан: тут и на­ дежда, и боль, и лукавство, и радость — все,-что под­ властно голосу». В эти дни мы увидим Мар­ гариту Войтес в большой концертной программе «Во­ кальный вечер». Снискав, за­ служенную славу, певи­ ца однажды призналась: — Очень люблю сольные вечера, когда ничто не по­ могает моему диалогу с публикой, — все зависит только от меня самой, от моего сердца. С тех пор мастерство мо­ лодого пианиста постоянно росло, репертуар расширял­ ся. Образование он продол­ жил в аспирантуре Москов­ ской консерватории. А те­ перь в Таллине уже. появи­ лись юные музыканты, кото­ рые считают его своим учи­ телем. Народный артист Эстон­ ской ССР Калле Рандалу много концертирует — л ? п стране, тивно чество современных компо­ зиторов республики.* Однако в Мурманске музыкант вы­ ступит с классической про­ граммой, состоящей из про­ изведений Шуберта и Бетхо­ вена. • — Слушатель сегодня весьма опытен, подготовлен, информирован. Его непросто завоевать, — считает Ранда­ лу. — Кто лучше, ярче, со- и ;v wC’av I ' .-1 . • л 1 й: 20 лет на эстраде «Первый из эстонских певцов после Георга Отса сумел стать любимцем публики во всесоюзном масштабе», — так аттесто­ вали Яака Йоалу в вышедшей не так дазно книжке, посвящен­ ной эстраде прибалтийской республики. Параллель эта прове­ дена, видимо, не случайно. В одном интервью Йоала вспоминал: — Из эстонских певцов для меня всегда был вне всякой кон­ куренции Георг Отс. Было много очень популярных исполни­ телей, но с самого детства я пел только его песни. А что я тогда понимал? Видимо, что-то чувствовал. И это «что-то» — огромная культура. Воспитанность души, воспитанность мышле­ ния. Пожалуй, теми же самыми качествами привлек внимание телезрителей страны и он сам, появившись в один прекрасный вечер на миллионах голубых экранов. Конечно, красивый ли­ рический голос... Но, пожалуй, этого одного недостаточно, что­ бы столько лет подряд приковывать неизменное знимание публики. Отдаем мы, зрители, себе в этом отчет или нет, но артист привлекает нас (или отталкивает) прежде всего тем образом, который создает на сцене. Начгз в шестнадцать, в ансамбле, где пел и играл на не­ скольких инструментах, певец выступает на эстраде уже два­ дцать с небольшим лет. За этот весьма солидный срок мур ­ манчане вперзые получили возможность вплотную, подробно познакомиться с его творчеством. Заслуженный артист ЭССР Яак Йоала предполагает дать в области двадцать семь кон­ цертов в сопровождении ансамбля «Лайнер». В подготовке страницы приняли участие эстонские фотожурналисты Дмитрий ПРАНЦ и Ни­ колай ШАРУБИН. &

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz