Рыбный Мурман. 1988 г. Февраль.

К 70-летию Вооруженных Сил СССР И Читатели «Рыбного Мурмана» знают уже биографии мно­ гих траулеров, призванных в годы Великой Отечественной воины в состав Северного флота. Одни, сменив рыболовное вооружение на минные тралы, орудия и пулеметы, стали военными тральщиками (ТЩ), другие — сторожевыми кораблями (СКР). Широко известны подвиги моря­ ков сторожевых кораблей «Туман» («на гражданке» — РТ-10 «Лебедка»), «Пассат» (РТ-102 «Чкалов), «Бриз» (РТ-64 «Северный полюс»). Но были, и их большинство, корабли, чьи экипажи день за днем, месяц за месяцем несли нелегкую службу в прифронтовом море: сопровождали тран­ спортные суда, уничтожали плавающие мины н делали фар­ ватеры в минных полях, отбивали налеты вражеской авиации и сами бомбили обнаруженные подлодки фашистов глубин­ ными бомбами... И погоду, конечно, для боевой работы не выбирали, а северные моря, известно, щедры вовсе не на штили... Короче: были эти ТЩ и СКР тружениками войны — рядовыми солдатами, готовыми на подвиг. Нередко молодые судят о заслугах участников войны по рядам орденских планок. Есть в этом смысл, но ведь было и такое: к концу войны на груди североморца сверкала единст­ венная медаль — «З а оборону Советского Заполярья». А рядом — знак «Отличник ВМ Ф » . Да и далеко не каждый такого знака удостаивался. Не умаляло чести и достоинст­ ва воина это — он честно выполнил свой долг перед Роди­ ной! Так н корабли-труженики: не все были краснозна­ менными, орденоносными. И не все вернулись в базу... Об их повседневной и нелегкой военной работе должны знать потомки. Вот таким вступлением мы начинаем новую серию мате­ риалов об экипажах СКР и ТЩ — бывших рыболовных траулеров. Первый рассказ — о боевом пути СКР-71 (РТ-77 «Челюскинец* Павлов»). прибоя . И тогда североморцы тащили и х волоком через кам ­ ни. Первыми пры гали в ледяную воду комм унис ты Михаил пин и Ви ктор А киндинов , ком* сомолец Михаил Епарин, кото* рые увлекали за собой остал&* ны х моряков . Т а к они проделй» ли десять рейсов. Поднялись на Сорт СКР промо кш ие , продро г­ шие, уставшие , но довольные тем, что задание выполнено. Груз доставлен точно по вре­ мени. К концу подходил сорок первый год. Командир сто­ рожевого корабля № 71 под­ вел итоги боевой деятельно­ сти экипажа. В первом во­ енном году сторожевик про­ шел без аварий и поврежде­ ний 10278 миль. За это вре­ мя выросли и возмужали мо­ ряки. Среди них появились отличники боевой и полити­ ческой подготовки. Это — сигнальщик Николай Крьь лов, старший машинист Па­ вел Царев, командир отделе­ ния радистов Анатолий Оку­ лов, радист Валериан Коз­ лов, • трюмный машинист Александр Пономарев, ко­ мандир отделения минеров .Михаил'Лапин. рев были отмечены денежны­ ми премиями. БОЕВОЕ МАСТЕРСТВО РАСТЕТ Все лето сорок второго го­ да корабль находился в мо­ ре. «5 июля 1942 года СКР-71 конвоировал госпи­ тальные суда из Архангель­ ска в . Кандалакшу, — сооб- РЫ БАК МЕНЯЕТ ФО РМ У В первый месяц Великой Отечественной войны в со ­ став Северного флота вошел и рыболовный траулер № 77 «Чёлюскинец Павлов», став­ ший к этому времени сторо­ жевым кораблем № 71. В и с т о р и и « Ч е л ю с к и н ц а П а в ­ л о в а » , к о т о р а я н а ч а л а с ь в 1933 г о д у , к о г д а о н с о з д а в а л с я л е ­ н и н г р а д с к и м и с у д о с т р о и т е л я м и , б ы л и у ж е с л а в н ы е с т р а н и ц ы — о б ' у ч а с т и и в с т а х а н о в с к о м д в и ж е н и и т р у ж е н и к о в М у р м а н ­ с к о г о т р а л о в о г о ф л о т а . И з а ­ в о е в ы в а л и с ь б ы в с е н о в ы е и н о в ы е р у б е ж и н а п р о м ы с л е , е с л и б ы н е в о й н а . Июль сорок первого года. СКР-71 находится на судо­ верфи — рабочие устанавли- n w r военную технику на па­ лубу сторожевика. Им помо­ гает его команда, большая часть которой — промысло­ вики-тралфлотовцы. Командиром корабля был назначен вчерашний капитан старший лейтенант Анато­ лий Степанович Окулов, а во­ енным комиссаром — стар­ ший политрук Николай Пет­ рович Винокуров. Штурман Федор Сергеевич Хабаров стал командиром БЧ-1, 4, помощником командира -Ми­ хаил Михайлович Епарин,. командиром электромехани­ ческой части Алексей Андре­ евич Осадчий. Личный состав был раз­ ным не только по возрасту, но и по уровню военной под­ готовки. Некоторые вообще впервые ступили на борт ко­ рабля. 18 июля сорок первого го­ да на СКР-71 произошло важное событие: был поднят военно-морской флаг. Че- з шестнадцать дней экипаж ' торжественно построился на палубе для принятия прися­ ги, после чего состоялся ми­ тинг. моряки' заверили ко­ мандование Северного флота •в том, что будут бороться с “противником, не жалея своих жизней, что они приумножат •традиции советского флота. В течение двух недель личный состав СКР-71 трени­ ровался на учениях в стрель­ бе, правильном несении ко­ рабельной службы. ПЕ РВЫ Е БОЕВЫ Е ЗАДАНИЯ 19 августа было получено первое боевое задание: обес­ печить конвой транспортов, шедших из Архангельска к Югорскому Шару, а на об­ ратном пути — "из Нарьян- Мара в Архангельск. Воз­ главлял эту операцию коман­ дир дивизиона капитан-лей­ тенант П. М. Гончар. _ Поход проходил в слож- $>ix погодных условиях! на Труженик войны море шторм, дождь впере­ мешку со снежными заряда­ ми. В том первом боевом по­ ходе моряки многому научи­ лись. Прежде всего они по­ няли, что надо упорно осваи­ вать технику, приобретать морскую выучку. Накануне 24-й годовщины Великой Октябрьской социа­ листической революции СКР- 71 предстояло выполнить очередное задание командо­ вания Беломорской флоти­ лии: отконвоировать тран­ спорты с военным грузом к мысу Канин Нос. Путь не близкий. Темные ночи, штормовые ветры, дей­ ствия на пути следования конвоя немецких подводных лодок и вражеских самолетов — все это предстояло -испы­ тать экипажу СКР-71. Его командиры, секретарь партий­ ной организации корабля старший краснофлотец Ке- мов, поставили задачи перед, каждым моряком. Прежде всего — бдительно. ’ нести вахту, в . бою действовать, смело и решительно. Комму­ нисты старшины 2-й статьи Михаил Лапин, краснофлотец Михаил Сазонов и военком старший политрук Николай Винокуров в кубриках и бое­ вых частях разъясняли лич­ ному составу задачи в похо­ д е / ‘ • В Баренцевом море по -преж ­ нему бушевал шторм . Стороже­ ви к врезался форштевнем в ‘ черные волны. Свистел ветер в снастях , били в лица си гналь ­ щиков соленые бры з ги . Но бди­ тельно несли вахту на 'Мости- ке Николай Крылов , секретарь комсомольской ор ганизации , а у пулемета с тарш ий кра сно ­ флотец Иван Попов. Неровен час, м о гут по казаться перископ подводной лод ки или силуэты кораблей про тивни ка . Через четверо с у то к основная часть задания была выполнена: транспорты отконвоированы без потерь к месту назначения. Теперь предстояло Их р а з гр у ­ зить , а гр у з доставить на бе­ рег. Но разбушевавшаяся с ти ­ хия не унималась . Из-за нее суда не могли подойти н бе­ ре гу . И тогда командир СКР-71 Анатолий Окулов решил пере­ везти гр у з на ш лю п ка х . Он на­ значил командирами шлюпон опы тны х м оряков : • лейтенанта Михаила Епарина и старш ину 2-й статьи Михаила Лапина. Они действовали напористо, ловко и умело. Перед самым берегом . движение ш лю по к останавливалось из-за мелей и В РЕМОНТЕ 11 декабря 1941 года ко­ рабль подошел к стенке А р ­ хангельского судоремонтно­ го завода «Красная кузница» и встал в ремонт. Машинная команда под руководством командира электромеханиче­ ской боевой части лейтенан­ та Алексея Осадчего присту­ пила к разборке главной ма­ шины и вспомогательных ме­ ханизмов, так как корабль за последние пять лет не ремон­ тировался. Неудивительно, что лишь ремонт механизмов составил 20 тысяч часов. В период стоян ки на заводе партор ганизация проводила больш ую работу с личным со­ ставом. На одном и з па р ти й ­ ны х собраний был заслушан доклад командира корабля «Об ито гах летней кампании и за ­ дачах на зим ний период 1941 — 1942 г г . Коммунисты призва ­ ли своих товарищей быть пе­ редовиками в ремонте СКР, в боевой подготовке и укр епле ­ нии ВОИНСКОЙ'ЛИСЦИПЛИНЫ. При подведении ито гов за месяц оказалось , что граф и к работ по ремонту не вы полня ­ ется. И этому вопросу было посвящено партийное собрание. На нем решили кр а т ко : личный состав электромеханической боевой части будет работать с 7.00 до 22.00 часов. Весь эни- п аж стал перевыполнять но р ­ мы. А старший маш инист Па­ вел Царев выполнял план на 250, трю м ны й маш инист А л е к ­ сандр Пономарев. — до 200 процентов . И все же , когда подвели ито ги за ' январь , ма­ шинная команда узнала, . что граф и к еще «хромает». Тогда специалисты решили удлинить рабочий день на час: с 7.00 до 23.00.' И в марте положение нормализовалось. Но т у т слу ­ чилась беда: 15 марта на судо­ ремонтном заводе в спы хнул пожар . Краснофлотцы и стар ­ ш ины под руководством т е хн и ­ ка-лейтенанта. А. Осадчего и младшего командира А. Каме­ нева самоотверженно боролись с огнем . И победили его! За это командир ОВРа объявил благодарность всему личному составу СКР-71, принимавшему участие в туш ение пожара. За успешно выполненный ремонт сторожевика коман­ дир электромеханической ча­ сти техник-лейтенант Алек­ сей Андреевич Осадчий был награжден Почетной грамо­ той, машинистам Павлу Ца­ реву и Николаю Глебову вру­ чили знаки «Отличник ВМФ » , командир отделения котельных машинистов Ру­ вим Лившиц и трюмный ма­ шинист Александр Понома­ щается в истории корабля. — На обратном пути вахтен­ ный на полубаке комсомолец химист Виктор Акиндинов доложил, что обнаружил по курсу плавающую мину. Лей­ тенант Епарин приказал ко­ мандиру отделения минеров Лапину подорвать ее. Дул ветер силой в четыре балла. Но шлюпка благополучно приближалась к мине...» Вот что пишет в своих воспоминаниях М. А. Лапин: «Чем ближе мы подходили к мине, тем осторожнее гребли. И вот грозны й шар совсем ря ­ дом. К а к он пры гае т на вол­ нах ! Я свесился, насколько воз­ можно, за кранец — кормовой срез ш лю п ки —■ и коснулся ладонями холодного металла. Действовать н уж н о было с пре­ дельной осторожностью , чтобы не задеть «рогов». Ребята по ­ дали мне заранее приготовлен ­ ный подрывной заряд. Привя­ зал его к рыму — нольцу на ко рпусе мины . Зажег бикф ор ­ дов ш н ур . Гребцы Алексей Чур- нин , Павел Царев, Николай Глебов навалились на весла. Когда мы отошли- метров на сто,, прогремел взрыв и взмет­ нулся столб воды. Корабли мог­ ли спо койно проходить по это ­ му квадрату» . Росло боевое мастерство моряков СКР-71. Они помо­ гали добиваться успеха в этом и командам других ко­ раблей. А в сложной ситуа­ ции — выручали, пренебре­ гая смертельной опасностью. Так, осенью сорок второго года 71-й обеспечивал учения подводных лодок — был Тор­ педоловом. Сторожевик нес дозор, это уж е после учений , наблюдате­ ли обнар ужили самолет пр о тив ­ ни ка . Заградительный огонь комендоров сорвал а та ку воз­ душ но го пирата . Погода по р ти ­ лась, сила шторма достигала десяти баллов. И т у т — при- наз: ра зы ска ть барж у , унесен­ н ую в море, доставить ее • базу. Несколько часов поиска (а локаторов тогда не было — это снова для молодых) — бар­ ж а 8 штормовом море найде­ на. Немало помучились моря­ ки СКР-71, заводя б у ксир , ^д о ­ ставляя это беспомощное суд­ но в у кры тие . Но баржа , гр у з и люди, находившиеся на ее борту, были спасены . Коман- дир охраны водного района вынес э ки п а ж у сторожеви ка еще одну благодарность. А спустя месяц и на 71-м случилась беда: обнаружи­ лась течь в котле. Обычно это — заводской ремонт. А техник-лейтенант Алексей Андреевич Осадчий, соответ­ НА СНИМКЕ: 1-й ряд: первый справа — номандир отделения артилле­ ристов А . А. КАМЕНЕВ» второй справа — командир отделения минеров М. А . ЛАПИН. 2-й ряд: первый справа — минер А. ЧУРКИН , первый сле­ ва — артиллерист НИКОНОВ. Фото 1942 года. Из личного архива М. А. Лапина, передан­ ного им в фонд музея КСФ. ственно экипированный, при 65-градусной жаре ликвиди­ ровал повреждение. НЕЛЕГКИЕ ВОЕННЫЕ БУДНИ За навигацию (какое мир­ ное слово) 1942 года СКР- 71 прошел 15527 миль, вы­ полнил 13 боевых заданий, отконвоировав 42 транспор­ та. В следующем году «на­ грузка» была примерно та­ кой же: пройдено 18986 миль, в море СКР находился 210 суток (в 42-м — 118), успешно провел в пункты назначения 38 транспортов. Но какие были эти мили и сутки в прифронтовом море: это помнят только ветераны. Нелегкие будни войны со­ стояли не толь ко из бое вой р а ­ б о т ы . Бы л и и ч а с ы о т д ы х а , у ч е б ы и с у г у б о « м и р н о й р а б о ­ ты» — это ко гда ремонтом за ­ нимались . Ведь траулер , его механизмы оставались та ким и ж е , к а к и были «до войны». Следили, конечно , - моряни СКР-71 за событиями в мире, вн у три страны . Так, на второй военный заем они подписались на 15500 рублей. Среди инициа ­ торов подпис ки были секре ­ тарь пар тор гани зации Кемов, .комм унисты Лапин , А киндинов , Дмитриев, ком сор г Крылов , комсомольцы Хатунцев, Нлемен- ко . Командир отделения руле ­ вы х комсомолец Николай К рю ­ ков внес на по с тр о й ку боевых кораблей 1200 рублей »своих сбережений и получил благо­ дарность Верховного Главноко ­ мандующего И. В, Сталина. Комсомольцы собрали т а кж е 4750 рублей в помощь детям, пострадавшим от немецко-фа- .ш и с тс ки х захватчи ков . ...В одиночных плаваниях и в составе конвоев экипаж СКР-71 умело справлялся с заданиями командования, за­ нимал по итогам боевой ра­ боты призовые места, не раз удостаивался благодарностей. А наиболее отличившиеся мо­ ряки отмечены государствен­ ными наградами: орденами Красной Звезды — командир корабля М. М. Епарин, командир электромеханиче­ ской части А. А. Осадчий, командир штурманской части Ф. С. Хабаров, медалью «За отвагу» — старшина 1-й статьи М. А. Лапин, медалью «За боевые заслуги» — старшина 2-й статьи Н. Крю­ ков, старшина 1-й статьи Р. Лившиц, старший красно­ флотец П. Царев. Знак «От­ личник ВМФ» получили: П. Царев, И, Попов, Н. Гле­ бов, В. Филимонов, М. Кро- потов, знак «Отличный свя­ зист» — А. Окулов. Сплоченным, с хорошими традициями (высокая дисцип­ лина и организованность, взаимовыручка в бою) закон­ чил свой боевой путь СКР-71. Приказом от 15 мая 1945 года он был возвращен Мур­ манскому траловому флоту. А. КРИВЕНКО, старший научный сотрудник музея Краснознаменного Северного флота. РЫБНЫЙМУРМАН 19 февраля 1988 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz