Рыбный Мурман. 1988 г. Февраль.
К 70-летию Вооруженных Сил СССР И Читатели «Рыбного Мурмана» знают уже биографии мно гих траулеров, призванных в годы Великой Отечественной воины в состав Северного флота. Одни, сменив рыболовное вооружение на минные тралы, орудия и пулеметы, стали военными тральщиками (ТЩ), другие — сторожевыми кораблями (СКР). Широко известны подвиги моря ков сторожевых кораблей «Туман» («на гражданке» — РТ-10 «Лебедка»), «Пассат» (РТ-102 «Чкалов), «Бриз» (РТ-64 «Северный полюс»). Но были, и их большинство, корабли, чьи экипажи день за днем, месяц за месяцем несли нелегкую службу в прифронтовом море: сопровождали тран спортные суда, уничтожали плавающие мины н делали фар ватеры в минных полях, отбивали налеты вражеской авиации и сами бомбили обнаруженные подлодки фашистов глубин ными бомбами... И погоду, конечно, для боевой работы не выбирали, а северные моря, известно, щедры вовсе не на штили... Короче: были эти ТЩ и СКР тружениками войны — рядовыми солдатами, готовыми на подвиг. Нередко молодые судят о заслугах участников войны по рядам орденских планок. Есть в этом смысл, но ведь было и такое: к концу войны на груди североморца сверкала единст венная медаль — «З а оборону Советского Заполярья». А рядом — знак «Отличник ВМ Ф » . Да и далеко не каждый такого знака удостаивался. Не умаляло чести и достоинст ва воина это — он честно выполнил свой долг перед Роди ной! Так н корабли-труженики: не все были краснозна менными, орденоносными. И не все вернулись в базу... Об их повседневной и нелегкой военной работе должны знать потомки. Вот таким вступлением мы начинаем новую серию мате риалов об экипажах СКР и ТЩ — бывших рыболовных траулеров. Первый рассказ — о боевом пути СКР-71 (РТ-77 «Челюскинец* Павлов»). прибоя . И тогда североморцы тащили и х волоком через кам ни. Первыми пры гали в ледяную воду комм унис ты Михаил пин и Ви ктор А киндинов , ком* сомолец Михаил Епарин, кото* рые увлекали за собой остал&* ны х моряков . Т а к они проделй» ли десять рейсов. Поднялись на Сорт СКР промо кш ие , продро г шие, уставшие , но довольные тем, что задание выполнено. Груз доставлен точно по вре мени. К концу подходил сорок первый год. Командир сто рожевого корабля № 71 под вел итоги боевой деятельно сти экипажа. В первом во енном году сторожевик про шел без аварий и поврежде ний 10278 миль. За это вре мя выросли и возмужали мо ряки. Среди них появились отличники боевой и полити ческой подготовки. Это — сигнальщик Николай Крьь лов, старший машинист Па вел Царев, командир отделе ния радистов Анатолий Оку лов, радист Валериан Коз лов, • трюмный машинист Александр Пономарев, ко мандир отделения минеров .Михаил'Лапин. рев были отмечены денежны ми премиями. БОЕВОЕ МАСТЕРСТВО РАСТЕТ Все лето сорок второго го да корабль находился в мо ре. «5 июля 1942 года СКР-71 конвоировал госпи тальные суда из Архангель ска в . Кандалакшу, — сооб- РЫ БАК МЕНЯЕТ ФО РМ У В первый месяц Великой Отечественной войны в со став Северного флота вошел и рыболовный траулер № 77 «Чёлюскинец Павлов», став ший к этому времени сторо жевым кораблем № 71. В и с т о р и и « Ч е л ю с к и н ц а П а в л о в а » , к о т о р а я н а ч а л а с ь в 1933 г о д у , к о г д а о н с о з д а в а л с я л е н и н г р а д с к и м и с у д о с т р о и т е л я м и , б ы л и у ж е с л а в н ы е с т р а н и ц ы — о б ' у ч а с т и и в с т а х а н о в с к о м д в и ж е н и и т р у ж е н и к о в М у р м а н с к о г о т р а л о в о г о ф л о т а . И з а в о е в ы в а л и с ь б ы в с е н о в ы е и н о в ы е р у б е ж и н а п р о м ы с л е , е с л и б ы н е в о й н а . Июль сорок первого года. СКР-71 находится на судо верфи — рабочие устанавли- n w r военную технику на па лубу сторожевика. Им помо гает его команда, большая часть которой — промысло вики-тралфлотовцы. Командиром корабля был назначен вчерашний капитан старший лейтенант Анато лий Степанович Окулов, а во енным комиссаром — стар ший политрук Николай Пет рович Винокуров. Штурман Федор Сергеевич Хабаров стал командиром БЧ-1, 4, помощником командира -Ми хаил Михайлович Епарин,. командиром электромехани ческой части Алексей Андре евич Осадчий. Личный состав был раз ным не только по возрасту, но и по уровню военной под готовки. Некоторые вообще впервые ступили на борт ко рабля. 18 июля сорок первого го да на СКР-71 произошло важное событие: был поднят военно-морской флаг. Че- з шестнадцать дней экипаж ' торжественно построился на палубе для принятия прися ги, после чего состоялся ми тинг. моряки' заверили ко мандование Северного флота •в том, что будут бороться с “противником, не жалея своих жизней, что они приумножат •традиции советского флота. В течение двух недель личный состав СКР-71 трени ровался на учениях в стрель бе, правильном несении ко рабельной службы. ПЕ РВЫ Е БОЕВЫ Е ЗАДАНИЯ 19 августа было получено первое боевое задание: обес печить конвой транспортов, шедших из Архангельска к Югорскому Шару, а на об ратном пути — "из Нарьян- Мара в Архангельск. Воз главлял эту операцию коман дир дивизиона капитан-лей тенант П. М. Гончар. _ Поход проходил в слож- $>ix погодных условиях! на Труженик войны море шторм, дождь впере мешку со снежными заряда ми. В том первом боевом по ходе моряки многому научи лись. Прежде всего они по няли, что надо упорно осваи вать технику, приобретать морскую выучку. Накануне 24-й годовщины Великой Октябрьской социа листической революции СКР- 71 предстояло выполнить очередное задание командо вания Беломорской флоти лии: отконвоировать тран спорты с военным грузом к мысу Канин Нос. Путь не близкий. Темные ночи, штормовые ветры, дей ствия на пути следования конвоя немецких подводных лодок и вражеских самолетов — все это предстояло -испы тать экипажу СКР-71. Его командиры, секретарь партий ной организации корабля старший краснофлотец Ке- мов, поставили задачи перед, каждым моряком. Прежде всего — бдительно. ’ нести вахту, в . бою действовать, смело и решительно. Комму нисты старшины 2-й статьи Михаил Лапин, краснофлотец Михаил Сазонов и военком старший политрук Николай Винокуров в кубриках и бое вых частях разъясняли лич ному составу задачи в похо д е / ‘ • В Баренцевом море по -преж нему бушевал шторм . Стороже ви к врезался форштевнем в ‘ черные волны. Свистел ветер в снастях , били в лица си гналь щиков соленые бры з ги . Но бди тельно несли вахту на 'Мости- ке Николай Крылов , секретарь комсомольской ор ганизации , а у пулемета с тарш ий кра сно флотец Иван Попов. Неровен час, м о гут по казаться перископ подводной лод ки или силуэты кораблей про тивни ка . Через четверо с у то к основная часть задания была выполнена: транспорты отконвоированы без потерь к месту назначения. Теперь предстояло Их р а з гр у зить , а гр у з доставить на бе рег. Но разбушевавшаяся с ти хия не унималась . Из-за нее суда не могли подойти н бе ре гу . И тогда командир СКР-71 Анатолий Окулов решил пере везти гр у з на ш лю п ка х . Он на значил командирами шлюпон опы тны х м оряков : • лейтенанта Михаила Епарина и старш ину 2-й статьи Михаила Лапина. Они действовали напористо, ловко и умело. Перед самым берегом . движение ш лю по к останавливалось из-за мелей и В РЕМОНТЕ 11 декабря 1941 года ко рабль подошел к стенке А р хангельского судоремонтно го завода «Красная кузница» и встал в ремонт. Машинная команда под руководством командира электромеханиче ской боевой части лейтенан та Алексея Осадчего присту пила к разборке главной ма шины и вспомогательных ме ханизмов, так как корабль за последние пять лет не ремон тировался. Неудивительно, что лишь ремонт механизмов составил 20 тысяч часов. В период стоян ки на заводе партор ганизация проводила больш ую работу с личным со ставом. На одном и з па р ти й ны х собраний был заслушан доклад командира корабля «Об ито гах летней кампании и за дачах на зим ний период 1941 — 1942 г г . Коммунисты призва ли своих товарищей быть пе редовиками в ремонте СКР, в боевой подготовке и укр епле нии ВОИНСКОЙ'ЛИСЦИПЛИНЫ. При подведении ито гов за месяц оказалось , что граф и к работ по ремонту не вы полня ется. И этому вопросу было посвящено партийное собрание. На нем решили кр а т ко : личный состав электромеханической боевой части будет работать с 7.00 до 22.00 часов. Весь эни- п аж стал перевыполнять но р мы. А старший маш инист Па вел Царев выполнял план на 250, трю м ны й маш инист А л е к сандр Пономарев. — до 200 процентов . И все же , когда подвели ито ги за ' январь , ма шинная команда узнала, . что граф и к еще «хромает». Тогда специалисты решили удлинить рабочий день на час: с 7.00 до 23.00.' И в марте положение нормализовалось. Но т у т слу чилась беда: 15 марта на судо ремонтном заводе в спы хнул пожар . Краснофлотцы и стар ш ины под руководством т е хн и ка-лейтенанта. А. Осадчего и младшего командира А. Каме нева самоотверженно боролись с огнем . И победили его! За это командир ОВРа объявил благодарность всему личному составу СКР-71, принимавшему участие в туш ение пожара. За успешно выполненный ремонт сторожевика коман дир электромеханической ча сти техник-лейтенант Алек сей Андреевич Осадчий был награжден Почетной грамо той, машинистам Павлу Ца реву и Николаю Глебову вру чили знаки «Отличник ВМФ » , командир отделения котельных машинистов Ру вим Лившиц и трюмный ма шинист Александр Понома щается в истории корабля. — На обратном пути вахтен ный на полубаке комсомолец химист Виктор Акиндинов доложил, что обнаружил по курсу плавающую мину. Лей тенант Епарин приказал ко мандиру отделения минеров Лапину подорвать ее. Дул ветер силой в четыре балла. Но шлюпка благополучно приближалась к мине...» Вот что пишет в своих воспоминаниях М. А. Лапин: «Чем ближе мы подходили к мине, тем осторожнее гребли. И вот грозны й шар совсем ря дом. К а к он пры гае т на вол нах ! Я свесился, насколько воз можно, за кранец — кормовой срез ш лю п ки —■ и коснулся ладонями холодного металла. Действовать н уж н о было с пре дельной осторожностью , чтобы не задеть «рогов». Ребята по дали мне заранее приготовлен ный подрывной заряд. Привя зал его к рыму — нольцу на ко рпусе мины . Зажег бикф ор дов ш н ур . Гребцы Алексей Чур- нин , Павел Царев, Николай Глебов навалились на весла. Когда мы отошли- метров на сто,, прогремел взрыв и взмет нулся столб воды. Корабли мог ли спо койно проходить по это му квадрату» . Росло боевое мастерство моряков СКР-71. Они помо гали добиваться успеха в этом и командам других ко раблей. А в сложной ситуа ции — выручали, пренебре гая смертельной опасностью. Так, осенью сорок второго года 71-й обеспечивал учения подводных лодок — был Тор педоловом. Сторожевик нес дозор, это уж е после учений , наблюдате ли обнар ужили самолет пр о тив ни ка . Заградительный огонь комендоров сорвал а та ку воз душ но го пирата . Погода по р ти лась, сила шторма достигала десяти баллов. И т у т — при- наз: ра зы ска ть барж у , унесен н ую в море, доставить ее • базу. Несколько часов поиска (а локаторов тогда не было — это снова для молодых) — бар ж а 8 штормовом море найде на. Немало помучились моря ки СКР-71, заводя б у ксир , ^д о ставляя это беспомощное суд но в у кры тие . Но баржа , гр у з и люди, находившиеся на ее борту, были спасены . Коман- дир охраны водного района вынес э ки п а ж у сторожеви ка еще одну благодарность. А спустя месяц и на 71-м случилась беда: обнаружи лась течь в котле. Обычно это — заводской ремонт. А техник-лейтенант Алексей Андреевич Осадчий, соответ НА СНИМКЕ: 1-й ряд: первый справа — номандир отделения артилле ристов А . А. КАМЕНЕВ» второй справа — командир отделения минеров М. А . ЛАПИН. 2-й ряд: первый справа — минер А. ЧУРКИН , первый сле ва — артиллерист НИКОНОВ. Фото 1942 года. Из личного архива М. А. Лапина, передан ного им в фонд музея КСФ. ственно экипированный, при 65-градусной жаре ликвиди ровал повреждение. НЕЛЕГКИЕ ВОЕННЫЕ БУДНИ За навигацию (какое мир ное слово) 1942 года СКР- 71 прошел 15527 миль, вы полнил 13 боевых заданий, отконвоировав 42 транспор та. В следующем году «на грузка» была примерно та кой же: пройдено 18986 миль, в море СКР находился 210 суток (в 42-м — 118), успешно провел в пункты назначения 38 транспортов. Но какие были эти мили и сутки в прифронтовом море: это помнят только ветераны. Нелегкие будни войны со стояли не толь ко из бое вой р а б о т ы . Бы л и и ч а с ы о т д ы х а , у ч е б ы и с у г у б о « м и р н о й р а б о ты» — это ко гда ремонтом за нимались . Ведь траулер , его механизмы оставались та ким и ж е , к а к и были «до войны». Следили, конечно , - моряни СКР-71 за событиями в мире, вн у три страны . Так, на второй военный заем они подписались на 15500 рублей. Среди инициа торов подпис ки были секре тарь пар тор гани зации Кемов, .комм унисты Лапин , А киндинов , Дмитриев, ком сор г Крылов , комсомольцы Хатунцев, Нлемен- ко . Командир отделения руле вы х комсомолец Николай К рю ков внес на по с тр о й ку боевых кораблей 1200 рублей »своих сбережений и получил благо дарность Верховного Главноко мандующего И. В, Сталина. Комсомольцы собрали т а кж е 4750 рублей в помощь детям, пострадавшим от немецко-фа- .ш и с тс ки х захватчи ков . ...В одиночных плаваниях и в составе конвоев экипаж СКР-71 умело справлялся с заданиями командования, за нимал по итогам боевой ра боты призовые места, не раз удостаивался благодарностей. А наиболее отличившиеся мо ряки отмечены государствен ными наградами: орденами Красной Звезды — командир корабля М. М. Епарин, командир электромеханиче ской части А. А. Осадчий, командир штурманской части Ф. С. Хабаров, медалью «За отвагу» — старшина 1-й статьи М. А. Лапин, медалью «За боевые заслуги» — старшина 2-й статьи Н. Крю ков, старшина 1-й статьи Р. Лившиц, старший красно флотец П. Царев. Знак «От личник ВМФ» получили: П. Царев, И, Попов, Н. Гле бов, В. Филимонов, М. Кро- потов, знак «Отличный свя зист» — А. Окулов. Сплоченным, с хорошими традициями (высокая дисцип лина и организованность, взаимовыручка в бою) закон чил свой боевой путь СКР-71. Приказом от 15 мая 1945 года он был возвращен Мур манскому траловому флоту. А. КРИВЕНКО, старший научный сотрудник музея Краснознаменного Северного флота. РЫБНЫЙМУРМАН 19 февраля 1988 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz