Рыбный Мурман. 1988 г. Февраль.

Фирма «Север». Какой ей быть? 7 Сколько нужно «кресел»? Дайте задание группе управ­ ленце® создать новую струк­ туру флота или ГПО, структу­ ру, которая была бы направ­ лена на работу в условиях хоз­ расчета. Уверен, создавая таковую, каждый в первую очередь найдет и обоснует существование своего кресла. Во многих случаях это будет сделано не преднамеренно, просто человек, годами рабо­ тая на определенной д о лж ­ ности, не в состоянии до кон ­ ца критически проанализиро­ вать свою деятельность и ее необходимость для предприя ­ тия. Я предлагаю несколько уп­ рощенный подход, который, однако, заставил бы сущест­ вующие сейчас отделы, служ ­ бы и отдельных специалистов доказывать право На свое су­ ществование. Флот — это прежде всего суда, экипажи, так вот и представим е го в виде одного судна-паука, - лапы которого тянутся к отделам, осуществ­ ляющим его жизнедеятель­ ность. Это — добыча, обра ­ ботка рыбы, снабжение, без­ опасность мореплавания, ре­ монт, эксплуатация, кадры и т. д. В дальнейшем, разбирая по отдельности деятельность вспомогательных ^подчерки- ваю это) отделов, необходи­ мых для работы главной еди­ ницы — судна, мы установим их внутреннюю структуру , ко ­ личественный состав, опреде­ лим задачи. Хочу остановиться на без­ опасности мореплавания, пред­ ложив структуру службы глав­ ного капитана объединенно­ го флота, а если объединение не состоится, — тралфлота. И вот почему. » Если раскрыть инструкцию по службе главного капитана тралового флота и должност­ ные обязанности работников, то в них вы не найдете ни од­ ной щели, в ко торую могла бы «проникнуть» авария. Пре­ дусмотрено все, чем занима­ ются государственные орга­ ны надзора за мореплавани­ ем, а также отделы ВРПО, ЦПКТБ. С одной стороны, принима­ ются вроде бы все в о зм ож ­ ные меры, чтобы предотвра­ тить аварийность, а с другой , — служба не в состоянии это сделать. И ее работа ставится под сомнение вышестоящими и контролирующими органа­ ми, требующими немедлен­ ных действенных мер и жертв. Устанавливаются сроки выпол­ нения подготовленных службой или спущенных сверху м еро ­ приятий. И опять — очередная кампания и бумажна * паути­ на. И только в море , если н« считать контролирующих и ин­ спектирующих лиц различных организаций, некому вести профилактическую работу по безопасности мореплавания. Структура службы не преду ­ сматривает этого. Многие ее работники по состоянию здо­ ровья не могут выйти в море, да и, чего греха таить, давно забыли работу капитана, ут­ ратив судоводительские навы­ ки, но приобретя опыт пла­ вания в бумажном море . Основной контингент служ ­ бы — морской инспектор. Ну­ жен ли он судну? Считаю, что нужен. Но у нас достаточно государственных инспекций, а инспектирование службой, на мой взгляд, долж но прово­ диться лишь в экстремальных случаях и при расследовании аварийных дел. Надо ли проводить в службе навигационный анализ? Счи­ таю, что нет: во-первых, эта работа бассейновой «Госрыб- флотинспекции», где инспекти­ рование не должно быть са­ моцелью . Во-вторых, пора по­ нять, что академическая про ­ кладка в условиях промысла — вещь нереальная, а введе­ ние на флоте ноаой навига­ ционной техники, спутниковых навигационных систем позво­ ляет вести счисление не толь­ ко по картам и компасу. В-третьих, это дело прежде всего капитане, Возглавлять службу должен один человек, многоступен­ чатость —• первый шаг к бю ­ ро кратизму , Сейчас * трал- флоте две должности (главно­ го капитана и вам. начальника по мореплаванию) с одинако­ выми практически обязан­ ностями. Отличие лишь в том, что заму приносят на подпись бумаги отдела связи, который, думаете*, должен быть пере­ дан, как технический, в подчи­ нение главному инженеру. Что касается работы капи- танов-наставников, то здесь ничего не нужно изобретать. Есть очень хороший документ, введенный в «Севрыбе» в сен­ тябре 1986 года, — «Положе­ ние о капитанах-наставникех флота рыбной промышлен­ ности и рыболовецких колхо ­ зов». В траловом флоте всего одна такая должность, и там ждут указаний сверху, как дальше работать, «Мурман­ рыбпром» решил этот вопрос очень просто, переименовав шестерых флагманских капи­ танов, занимающихся промыс­ лом , в капитаны-наставники, оставив им те ж е обязанности, но понизив оплату! Хотелось бы добавить к «Положению», тем более что в условиях хозрасчета в этом есть необходимость: капита- ны-наставники ответственны за ведение промысла, добычу рыбы так же , ка к и за без­ опасность мореплавания в своей группе, и оплата их тру­ да должна зависеть от «хвоста» и безаварийности. И именно о т них в немал рй степени зависит безаварийная и стабильная работа экипа­ жей. А. ГРИГОРЬЕВ, капитан-директор М урман ­ ского тралового флота. Ниже публикуется схема стр ун туры службы главного на­ питана , предложенная автором. КАПИТАН-НАСТАВНИК ПО КОМСОСТАВУ, ГРУППА КААРОВ КАПИТАНЫ-НАСТАВ­ НИКИ ПО АНАЛИЗУ И ПРОФИЛАКТИКЕ АВАРИЙНОСТИ ШТУРМАНСКИЙ КЛАСС, УГПС I КАПИТАНЫ - НАСТАВНИКИ /ПО ГРУППАМ, ТИПАМ СУДОВ, РАЙОНАМ ПРОМЫСЛА/ Обсуждаем вопросы управления производством С кем связать судьбу флота? Во всех трудовых коллективах управления «Севрыбхолод- флот» проходит обсуждение проекта новой структуры ГПО. М оряки и работники береговых подразделений в отчетах, до ­ кладах, беседах утверждают, что структура рыбной промыш ­ ленности Северного бассейна не только устарела, но ста­ новится тормозом на пути развития. Накопившиеся в течение десятилетий противоречия между предприятиями мешают всем, поэтому нужна перестройка управления, а не объединение всех подразделений бассейна. Предлагаемая схема, на мой взгляд, не снимает всех этих противоречий. Исходя из своего длительного опыта работы в рыбной промышлен­ ности, хотел бы предложить, чтобы «Севрыбхолодфлот» входил в ГПО . как самостоя­ тельное структурное подраз­ деление. Дело в том, что предпри­ ятия рыбной промышленности уникальные: они располагают­ ся вдали от Родины. И тот, кто не работал в море , с трудом представляет эгу разницу. • На предприятиях, находя­ щихся на берегу, мож но быст­ ро ‘ изменить допущ енную негативную ситуацию. А как быть, если судно — сложное инженерное сооружение с экипажем более 200 человек— находится на расстоянии 10— 15 тысяч километров, тогда как? Что сделать, чтобы устра­ нить недостатки, обеспечить производство, сохранить чело­ веческие жизни? В связи с этим возникают проблемы создания объеди­ ненного флота. Он будет со­ стоять из о громно го количе­ ства судов — 400—500 единиц, где трудятся около 50 тысяч человек. Спрашивается: как мож но осуществлять конт­ роль за каждым из них, какой нужен управленческий аппа­ рат? Ведь для эффективной работы подобного флота не­ обходимо дойти до каждого капитана-директора, главного (старшего) механика, техноло­ га, матроса, а это — колос­ сальный и трудновыполнимый объем работы. Вряд ли можно создать такие ЭВМ, которые решили бы эти вопросы. Ж и ­ вое общение с экипажем в порту, неофициальные бесе­ ды о победах и неудачах мо ­ ряков — вот ключ к успеху. В предлагаемой схеме пока видны одни намеки и туман­ ные рассуждения. И столь же туманными были высказыва­ ния начальника М урманского тралового флота Г. В. Тишко- ва на партийно-хозяйственном активе о существовавшем в 30-е годы М урманском тра­ ловом тресте. Конечно, из прошлого надо взять все луч­ шее. Но 30-е годы и трал- трест — это вчерашний день. И непонятно в связи с объ­ единением флотов, кто бу­ дет носить орден Октябрьской Революции, куда уйдут тради­ ции тралового флота, дина­ стии, которые возродили по­ сле войны и прославили флот? Аналогичные вопросы возни­ кают и у моряков «Мурман- рыбпрома» и других флотов. Наводит на размышление и роль в ГПО «Севрыбсбыта». Он во все периоды выде­ ляется как самостоятельное предприятие. Правильно ли? Ведь этот уважаемый кол­ лектив должен не только удовлетворять покупательские запросы, но и работать на конечный результат бассей­ на. Но о каком конечном ре­ зультате может идти речь, если «Сеарыбсбыт» дейст­ вует лишь с помощью беспо­ щадных штрафных санкций. Управление «Севрыбхолод­ флот» только в 1987 году выплатило по штрафам 485 тысяч рублей за недопостав­ ку продукции . Хотя рыба, как говорят, дело водяное и не всегда привезешь с моря ту, которая в плане «Севрыб­ сбыта». Мне думается, что «Севрыб- сбыт» не надо выделять в самостоятельное подразделе­ ние, а подчинить его флотам, чтобы совместно работать на конечный результат. . Дру гим немаловажным во ­ просом остается в схеме ГПО положение объединения «Мур­ манская судоверфь». Сейчас это предприятие выступает как «монополист», борется он за выполнение единственного показателя — объем произ­ водства. Возвращаясь к проблемам флота, хочу сказать следую­ щее. В Законе о государствен­ ном предприятии (объедине­ нии) сказано, что «главной задачей предприятия яв­ ляется всемерное удовле­ творение общественных по­ требностей народного хозяйст­ ва и граждан в его прод ук ­ ции». Мы понимаем это так: если предприятие выпускает нужную продукцию , то его нужно укреплять всеми д о ­ ступными мерами. Создатели новой структуры ГПО пошли по другом у пути: объедине­ ния всех предприятий бассей­ на с тем, чтобы, как нам ка­ жется, сохранить аппарат уп­ равления. И уж совсем непо­ нятен термин «обособлен­ ный аппарат управления ГПО». Новая вывеска ВРПО «Сезры- ба»? Если уж объединять «Сев­ рыбхолодфлот», то с рыбо­ комбинатом или рыбным пор ­ том. Пользы было бы больше. Конечно, я не претендую на полный обьем моих д о ­ водов. На флоте существуют слож ­ ные проблемы, от решения которых зависят, и перестрой­ ка, и вера а нее людей. На­ ши суда обеспечены средст­ вами малой механизации лишь на 60 процентов, очень много сырья _ обрабатывается Вручную» А .это •: становится причиной увеличения теку­ чести кадров. Не определены и перспективы работы про­ изводственных судов флота в связи с изменениями объектов промысла, не решены задачи углубленной переработки сырья. Отдано на откуп ВРПО «Севрыба» решение вопросов хозяйственной и финансовой самостоятельности предприя­ тий в условиях хозрасчета и самоокупаемости. Руководст­ во ВРПО волевым решением, вопреки Закону о,- государст­ венном предприятии (объеди­ нении), определяет суммы отчислений от прибыли на социальные нужды коллекти­ ва. Согласно установленным нормативам, флот будет оставлять у себя лишь 8,5 про ­ цента получаемой прибыли. Это лишает коллектив вся­ ких перспектив дальнейшего социального развития. А. ЗИМОВЕЙСКОВ, начальник лаборатории НОТ и управления производст­ вом , ветеран войны и труда. Предлагают моряки «Севрыбхолодфлота» Считать предлагаемую схему объединения флотов с предоставлением коллекти­ ву «Севрыбхолодфлота» ро­ ли вспомогательной произ­ водственной единицы необо-' снованной'; Лишение «Сев­ рыбхолодфлота» экономиче­ ской и финансовой самостоя­ тельности является наруше­ нием Закона о 'государст­ венном предприятии * (объ­ единении). Трудовой коллектив ТР «Бо­ рис Сафонов». * ' * Предлагаемая схема ГПО_ «Севрыба» не способствует улучшению работы флота. Существующий аппарат уп-. равления по количеству и качеству не изменился. «Мурманская судоверфь» не зависит от конечного резуль­ тата работы флотов. Коллектив мехзнико-суАо- вой службы флота. * * * «Севрыбхолодфлот» надо выделить в самостоятельную хозрасчетную организацию в структуре ГПО. До миниму­ ма сократить административ­ но-управленческий аппарат. Предложение экипажа ТР «Пролив Дианы». В схеме новой структуры объединенного флога все агентирующие службы надо соединить в одну хозрасчет­ ную службу. Диспетчерские службы флотов аннулиро­ вать, их функции передать в рыбный порт, как это ре­ шается в «Запрыбе». Предложение экипажа ТР «Михайло Ломоносов». <. i РЫБНЫЙ мурман 19 февраля 1988 года о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz