Рыбный Мурман. 1988 г. Февраль.
Фирма «Север». Какой ей быть? 7 Сколько нужно «кресел»? Дайте задание группе управ ленце® создать новую струк туру флота или ГПО, структу ру, которая была бы направ лена на работу в условиях хоз расчета. Уверен, создавая таковую, каждый в первую очередь найдет и обоснует существование своего кресла. Во многих случаях это будет сделано не преднамеренно, просто человек, годами рабо тая на определенной д о лж ности, не в состоянии до кон ца критически проанализиро вать свою деятельность и ее необходимость для предприя тия. Я предлагаю несколько уп рощенный подход, который, однако, заставил бы сущест вующие сейчас отделы, служ бы и отдельных специалистов доказывать право На свое су ществование. Флот — это прежде всего суда, экипажи, так вот и представим е го в виде одного судна-паука, - лапы которого тянутся к отделам, осуществ ляющим его жизнедеятель ность. Это — добыча, обра ботка рыбы, снабжение, без опасность мореплавания, ре монт, эксплуатация, кадры и т. д. В дальнейшем, разбирая по отдельности деятельность вспомогательных ^подчерки- ваю это) отделов, необходи мых для работы главной еди ницы — судна, мы установим их внутреннюю структуру , ко личественный состав, опреде лим задачи. Хочу остановиться на без опасности мореплавания, пред ложив структуру службы глав ного капитана объединенно го флота, а если объединение не состоится, — тралфлота. И вот почему. » Если раскрыть инструкцию по службе главного капитана тралового флота и должност ные обязанности работников, то в них вы не найдете ни од ной щели, в ко торую могла бы «проникнуть» авария. Пре дусмотрено все, чем занима ются государственные орга ны надзора за мореплавани ем, а также отделы ВРПО, ЦПКТБ. С одной стороны, принима ются вроде бы все в о зм ож ные меры, чтобы предотвра тить аварийность, а с другой , — служба не в состоянии это сделать. И ее работа ставится под сомнение вышестоящими и контролирующими органа ми, требующими немедлен ных действенных мер и жертв. Устанавливаются сроки выпол нения подготовленных службой или спущенных сверху м еро приятий. И опять — очередная кампания и бумажна * паути на. И только в море , если н« считать контролирующих и ин спектирующих лиц различных организаций, некому вести профилактическую работу по безопасности мореплавания. Структура службы не преду сматривает этого. Многие ее работники по состоянию здо ровья не могут выйти в море, да и, чего греха таить, давно забыли работу капитана, ут ратив судоводительские навы ки, но приобретя опыт пла вания в бумажном море . Основной контингент служ бы — морской инспектор. Ну жен ли он судну? Считаю, что нужен. Но у нас достаточно государственных инспекций, а инспектирование службой, на мой взгляд, долж но прово диться лишь в экстремальных случаях и при расследовании аварийных дел. Надо ли проводить в службе навигационный анализ? Счи таю, что нет: во-первых, эта работа бассейновой «Госрыб- флотинспекции», где инспекти рование не должно быть са моцелью . Во-вторых, пора по нять, что академическая про кладка в условиях промысла — вещь нереальная, а введе ние на флоте ноаой навига ционной техники, спутниковых навигационных систем позво ляет вести счисление не толь ко по картам и компасу. В-третьих, это дело прежде всего капитане, Возглавлять службу должен один человек, многоступен чатость —• первый шаг к бю ро кратизму , Сейчас * трал- флоте две должности (главно го капитана и вам. начальника по мореплаванию) с одинако выми практически обязан ностями. Отличие лишь в том, что заму приносят на подпись бумаги отдела связи, который, думаете*, должен быть пере дан, как технический, в подчи нение главному инженеру. Что касается работы капи- танов-наставников, то здесь ничего не нужно изобретать. Есть очень хороший документ, введенный в «Севрыбе» в сен тябре 1986 года, — «Положе ние о капитанах-наставникех флота рыбной промышлен ности и рыболовецких колхо зов». В траловом флоте всего одна такая должность, и там ждут указаний сверху, как дальше работать, «Мурман рыбпром» решил этот вопрос очень просто, переименовав шестерых флагманских капи танов, занимающихся промыс лом , в капитаны-наставники, оставив им те ж е обязанности, но понизив оплату! Хотелось бы добавить к «Положению», тем более что в условиях хозрасчета в этом есть необходимость: капита- ны-наставники ответственны за ведение промысла, добычу рыбы так же , ка к и за без опасность мореплавания в своей группе, и оплата их тру да должна зависеть от «хвоста» и безаварийности. И именно о т них в немал рй степени зависит безаварийная и стабильная работа экипа жей. А. ГРИГОРЬЕВ, капитан-директор М урман ского тралового флота. Ниже публикуется схема стр ун туры службы главного на питана , предложенная автором. КАПИТАН-НАСТАВНИК ПО КОМСОСТАВУ, ГРУППА КААРОВ КАПИТАНЫ-НАСТАВ НИКИ ПО АНАЛИЗУ И ПРОФИЛАКТИКЕ АВАРИЙНОСТИ ШТУРМАНСКИЙ КЛАСС, УГПС I КАПИТАНЫ - НАСТАВНИКИ /ПО ГРУППАМ, ТИПАМ СУДОВ, РАЙОНАМ ПРОМЫСЛА/ Обсуждаем вопросы управления производством С кем связать судьбу флота? Во всех трудовых коллективах управления «Севрыбхолод- флот» проходит обсуждение проекта новой структуры ГПО. М оряки и работники береговых подразделений в отчетах, до кладах, беседах утверждают, что структура рыбной промыш ленности Северного бассейна не только устарела, но ста новится тормозом на пути развития. Накопившиеся в течение десятилетий противоречия между предприятиями мешают всем, поэтому нужна перестройка управления, а не объединение всех подразделений бассейна. Предлагаемая схема, на мой взгляд, не снимает всех этих противоречий. Исходя из своего длительного опыта работы в рыбной промышлен ности, хотел бы предложить, чтобы «Севрыбхолодфлот» входил в ГПО . как самостоя тельное структурное подраз деление. Дело в том, что предпри ятия рыбной промышленности уникальные: они располагают ся вдали от Родины. И тот, кто не работал в море , с трудом представляет эгу разницу. • На предприятиях, находя щихся на берегу, мож но быст ро ‘ изменить допущ енную негативную ситуацию. А как быть, если судно — сложное инженерное сооружение с экипажем более 200 человек— находится на расстоянии 10— 15 тысяч километров, тогда как? Что сделать, чтобы устра нить недостатки, обеспечить производство, сохранить чело веческие жизни? В связи с этим возникают проблемы создания объеди ненного флота. Он будет со стоять из о громно го количе ства судов — 400—500 единиц, где трудятся около 50 тысяч человек. Спрашивается: как мож но осуществлять конт роль за каждым из них, какой нужен управленческий аппа рат? Ведь для эффективной работы подобного флота не обходимо дойти до каждого капитана-директора, главного (старшего) механика, техноло га, матроса, а это — колос сальный и трудновыполнимый объем работы. Вряд ли можно создать такие ЭВМ, которые решили бы эти вопросы. Ж и вое общение с экипажем в порту, неофициальные бесе ды о победах и неудачах мо ряков — вот ключ к успеху. В предлагаемой схеме пока видны одни намеки и туман ные рассуждения. И столь же туманными были высказыва ния начальника М урманского тралового флота Г. В. Тишко- ва на партийно-хозяйственном активе о существовавшем в 30-е годы М урманском тра ловом тресте. Конечно, из прошлого надо взять все луч шее. Но 30-е годы и трал- трест — это вчерашний день. И непонятно в связи с объ единением флотов, кто бу дет носить орден Октябрьской Революции, куда уйдут тради ции тралового флота, дина стии, которые возродили по сле войны и прославили флот? Аналогичные вопросы возни кают и у моряков «Мурман- рыбпрома» и других флотов. Наводит на размышление и роль в ГПО «Севрыбсбыта». Он во все периоды выде ляется как самостоятельное предприятие. Правильно ли? Ведь этот уважаемый кол лектив должен не только удовлетворять покупательские запросы, но и работать на конечный результат бассей на. Но о каком конечном ре зультате может идти речь, если «Сеарыбсбыт» дейст вует лишь с помощью беспо щадных штрафных санкций. Управление «Севрыбхолод флот» только в 1987 году выплатило по штрафам 485 тысяч рублей за недопостав ку продукции . Хотя рыба, как говорят, дело водяное и не всегда привезешь с моря ту, которая в плане «Севрыб сбыта». Мне думается, что «Севрыб- сбыт» не надо выделять в самостоятельное подразделе ние, а подчинить его флотам, чтобы совместно работать на конечный результат. . Дру гим немаловажным во просом остается в схеме ГПО положение объединения «Мур манская судоверфь». Сейчас это предприятие выступает как «монополист», борется он за выполнение единственного показателя — объем произ водства. Возвращаясь к проблемам флота, хочу сказать следую щее. В Законе о государствен ном предприятии (объедине нии) сказано, что «главной задачей предприятия яв ляется всемерное удовле творение общественных по требностей народного хозяйст ва и граждан в его прод ук ции». Мы понимаем это так: если предприятие выпускает нужную продукцию , то его нужно укреплять всеми д о ступными мерами. Создатели новой структуры ГПО пошли по другом у пути: объедине ния всех предприятий бассей на с тем, чтобы, как нам ка жется, сохранить аппарат уп равления. И уж совсем непо нятен термин «обособлен ный аппарат управления ГПО». Новая вывеска ВРПО «Сезры- ба»? Если уж объединять «Сев рыбхолодфлот», то с рыбо комбинатом или рыбным пор том. Пользы было бы больше. Конечно, я не претендую на полный обьем моих д о водов. На флоте существуют слож ные проблемы, от решения которых зависят, и перестрой ка, и вера а нее людей. На ши суда обеспечены средст вами малой механизации лишь на 60 процентов, очень много сырья _ обрабатывается Вручную» А .это •: становится причиной увеличения теку чести кадров. Не определены и перспективы работы про изводственных судов флота в связи с изменениями объектов промысла, не решены задачи углубленной переработки сырья. Отдано на откуп ВРПО «Севрыба» решение вопросов хозяйственной и финансовой самостоятельности предприя тий в условиях хозрасчета и самоокупаемости. Руководст во ВРПО волевым решением, вопреки Закону о,- государст венном предприятии (объеди нении), определяет суммы отчислений от прибыли на социальные нужды коллекти ва. Согласно установленным нормативам, флот будет оставлять у себя лишь 8,5 про цента получаемой прибыли. Это лишает коллектив вся ких перспектив дальнейшего социального развития. А. ЗИМОВЕЙСКОВ, начальник лаборатории НОТ и управления производст вом , ветеран войны и труда. Предлагают моряки «Севрыбхолодфлота» Считать предлагаемую схему объединения флотов с предоставлением коллекти ву «Севрыбхолодфлота» ро ли вспомогательной произ водственной единицы необо-' снованной'; Лишение «Сев рыбхолодфлота» экономиче ской и финансовой самостоя тельности является наруше нием Закона о 'государст венном предприятии * (объ единении). Трудовой коллектив ТР «Бо рис Сафонов». * ' * Предлагаемая схема ГПО_ «Севрыба» не способствует улучшению работы флота. Существующий аппарат уп-. равления по количеству и качеству не изменился. «Мурманская судоверфь» не зависит от конечного резуль тата работы флотов. Коллектив мехзнико-суАо- вой службы флота. * * * «Севрыбхолодфлот» надо выделить в самостоятельную хозрасчетную организацию в структуре ГПО. До миниму ма сократить административ но-управленческий аппарат. Предложение экипажа ТР «Пролив Дианы». В схеме новой структуры объединенного флога все агентирующие службы надо соединить в одну хозрасчет ную службу. Диспетчерские службы флотов аннулиро вать, их функции передать в рыбный порт, как это ре шается в «Запрыбе». Предложение экипажа ТР «Михайло Ломоносов». <. i РЫБНЫЙ мурман 19 февраля 1988 года о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz