Рыбный Мурман. 1988 г. Февраль.

Л '' 6 лламем Проект Ж о режиме рабочего времени и времени отдыха плавсостава судов флота рыбной промышленности Центральный Комитет профсоюза рыбаков на одном из своих пленумов утвердит Положение, проект которого мы публикуем сегодня. Просим моряков, рыбаков, тружеников береговых предприятий высказать свои замечания по проекту. Присылай­ те их в редакцию, .а мы перешлем их в ЦК профсоюза. Наибо­ лее существенные будут опубликованы в «Рыбном Мурмане»: I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящее Положение распространяется на плаваю­ щий состав судов, отнесенных по условиям оплаты труда к судам производственного фло­ та, а также на флагманских специалистов и плавающий * экспедиционный состав флота рыбной промышленности. Данным Положением р е ко ­ мендуется руководствоваться рыболовецким колхозам, име­ ющим аналогичные суда. На плавающий состав м ор ­ ских и речных транспортных, буксирных, аварийно-спаса­ тельных, учебных, ледоколь­ ных, портовых, служебно-вспо­ могательных, технических, специальных и других судов предприятий и организаций рыбной промышленности, включая суда рыбоохраны, плавучие до ки и др., распро­ страняются согласно Положе­ нию о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов м орско го * и речного флотов. 2. Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные настоя­ щим Положением, регулиру­ ются общими нормами трудо ­ вого законодательства СССР. II. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ 3. Для плавающего состава судов производственного фло­ та рыбной промышленности установлены: шестидневная 41-часовая рабочая неделя с еженедельным днем отдыха по календарю (воскресенье), 7-часовой рабочий день, а в предпраздничные и предвы­ ходные дни — 6-часовой ра­ бочий день. Продолжительность вахт и смен в ночное время не со­ кращается. 4. За часы переработки сверх нормального рабоче­ го времени плавающему со­ ставу судов производствен­ но го флота производятся до ­ платы в порядке и размерах, установленных пунктом 15 приложения № 14 к постанов­ лению ЦК КПСС, Совета М и ­ нистров СССР и ВЦСПС от 17 «ентября 1986 г. № 1115. 5. Режим рабочего време­ ни, а также время начала и окончания вахт и работы чле­ нов экипажа определяется графиками и расписаниями, устанавливаемыми "• капитаном судна по согласованию с су­ довым комитетом профсоюза. Максимальная продолжи ­ тельность рабочего времени для каждого члена экипажа ' судна во всех случаях не должна превышать 12 часов в сутки. 6. Максимальные сроки не­ прерывного пребывания эки ­ пажей судов производствен­ ного флота в море устанав­ ливаются Министерством рыбного хозяйства СССР по согласованию с Центральным Комитетом профсоюза работ­ ников рыбного хозяйства. 7. Во всех случаях вывода судна из эксплуатации на ре ­ монт для членов экипажа устанавливается режим рабо­ ты, действующий на данном судоремонтном предприятии, т. е. за указанный период ре­ монта судна членам экипажа предоставляются дни еже - 19 февраля 1988 года недельного отдыхе и празд­ ничные дни, а также уста­ навливается продолжитель­ ность рабочего дня не общих основаниях с работниками за­ вода. 8. При групповой стоянке судоь в порту допускается не­ сение вахты только на одном (дежурном ) судне. • На судах, где имеется во з ­ можность передачи их под охрану порта, судоремонтного завода или другой организа­ ции, судовая вахта не уста*- назливается. 9. При стоянке судов на рейде, а также в других слу­ чаях производственной необ­ ходимости капитану предо­ ставляется право устанавли­ вать по согласованию с судо­ вым комитетом профсоюза для лиц командного плавсо­ става суточное дежурство (сутки через двое) с предо ­ ставлением после суточного дежурства двух суток отдыха. 10. Во время стоянки суд­ на в порту или на рейде в зависимости от условий стоян­ ки капитан может оставлять на судне во внеурочное время из числа лиц командного и рядового плавсостава отдель­ ных членов экипажа для обе ­ с п е ч е н и я б е з о п а с н о с т и с у д н а , но не более 1/3 экипажа, а при стоянке на незащищенном рейде — 2/3 экипажа вместе с судовой вахтой. За каждый час такого д е ­ журства указанным членам экипажа, за исключением лиц с ненормированным рабочим днем, производится дополни­ тельная оплата из расчета 50% должностного оклада. 11. В случав, когда рабочее время членов экипажа во в р е ­ мя несения вахты при стоянке судов в порту не заполнено выполнением обязанностей по занимаемой должности (работе), то капитан судна по согласованию с судовым ко ­ митетом профсоюза м ож е т , помимо основных обязан­ ностей возложить на него до­ полнительно др у гую работу (без дополнительной оплаты). Выполнение дополнитель­ ной работы не должно вызы* вать удлинение рабочего вре­ мени данного работника. 12. В целях недопущения, порчи рыбы и рыбопродукции капитан вправе привлекать в море всех без исключения членов судового экипажа к работам по обработке и убор ке рыбы сверх нормаль­ ного рабочего времени без их согласия. Эти работы ком ­ пенсируются сдельной опла­ той за дополнительно выра­ ботанную прод укцию (с начис­ лением на нее премий и рай­ онных коэффициентов) и д о ­ платой за часы переработки сверх нормального рабочего времени (п. 4). 13. Привлечение к работам сверх нормального рабочего времени членов судового эки­ пажа при стоянке судна в порту или на ремонте не д о ­ пускается, кроме случаев, предусмотренных КЗОТ РСФСР или других республик. Доплата за работу сверх нормального рабочего вре­ мени в данном случае произ ­ водится согласно КЗОТ РСФСР или других республик. 14. В рейдовых пунктах, портах, портопунктах, порто- ковшах и на рыбных предпри­ ятиях, где нет грузчиков , к работе по по грузке и вы груз ­ ке судов могут привлекаться члены экипажей с оплатой их труда по нормам и расценкам, установленным на эти работы. 15. Погрузка на суда ж и д ­ ко го топлива, -смазочных ма­ териалов, тары, соли, инвента­ ря, ‘ орудий лова, необходи­ мых для работы данного суд­ на, и продовольствия для снабжения судового экипажа входит в обязанность плаваю­ щего состава и дополнитель­ ной оплате не подлежит. III. ВРЕМЯ .ОТДЫХ А 16. Плавающий состав судов флота ры бной пр омыш ле н ­ ности в соответствии с дейст­ в ующ им законодательством о труде пользуется правом на: а) ежедневный отдых; б) еженедельный день отды - ха' в) отдых в праздничный день; г) со кращ енный рабочий день в предвы ходные и пр ед ­ праздничные дни ; д) очередной (основной ) и дополнительный отпуска . К р ом е этого, всем членам экипажа за кажды й месяц ра ­ боты на промы сле предостав ­ ляется дополнительно два дня отпуска , но не более 12 рабочих дней в год . У ка зан ­ ный о тпус к предоставляется сверх всех предоставляемых а соответствии с действующ им законодательством отпусков . 17. Работникам плавсостава предоставляется ежедневный отдых, продолж ительно сть к о ­ то р о го определяется характе ­ р ом вы полняемы х ими работ и реж им ам и рабоче го в р е м е ­ ни, установленными судовы ­ ми граф иками несения вахт и судовых работ. Время ежедневного отдыха членов экипажа, независимо от характера выполняемой ими работы, кроме аварийных и авральных работ, не должно быть менее 12 часов. 18. За работу (несение вах­ ты) в еженедельный день от­ дыха (воскресенье) или празд­ ничный день предоставляется другой день отдыха в любом отечественном или зарубеж ­ ном порту, как правило, в период эксплуатации судна, • порядке , устанавливаемом капитаном судна по согласова­ нию с судовым комитетом профсоюза. При согласии . членов эки­ пажа дни отдыха м о гут* им предоставляться во время на­ хождения судна в море. 19. Когда по условиям рабо­ ты в период нахождения суд­ на в эксплуатации невозможно регулярное предоставление еженедельных дней отдыха и праздничных дней или отгула за работу в эти дни, разре­ шается суммировать такие дни и предоставлять их отгулом по возвращении судна из рей­ са в период стоянки в порту под по грузочно -разгрузочны ­ ми операциями, нахождения в ремонте, отстое и т. д. Сум­ мировать неиспользованные дни отдыха больше, чем за два рейса, а также направлять работников плавсостава, не отгулявших неиспользованные дни отдыха, в резерв, отпуск, на дру гую работу (на другие суда) запрещается. . 20. По заявлению членов экипажа и согласованию с ко ­ митетом профсоюза разре­ шается выплачивать де н еж ­ ную. компенсацию за неис­ пользованные еженедельные дни отдыха и праздничные: — находящимся на сдель­ ной оплате труда — из расче­ та должностного оклада с надбавками, установленными действующим законодатель­ ством и с применением рай­ онного коэффициента, полу­ чаемого по месту фактической работы; — находящимся на повре­ менной оплате труда — в двойном раз/ларе. Работник, получивший де ­ нежную компенсацию за не­ использованные дни отдыха, теряет право на получение их натурой. 21. Несение вахты (выпол­ нение судовой работы) в еженедельные дни отдыха и праздничные дни в период стоянки судов в порту и на ремонте компенсируется в порядке , установленном КЗОТ РСФСР или других республик. IV . АВРАЛЬНЫЕ И АВАРИЙНЫЕ РАБОТЫ 22. Авральными и аварийны ­ ми- работами считаются те работы на судне, выполнение ко торы х требует вызова все­ го экипажа или части экипа­ жа данно го судна в помощ ь вахтенным . Авральные и ава­ рийные работы производятся по ра сп о р яж е нию капитана судна в течение установлен­ но го и озерхустанозленно го рабоче го дня и являются о б я ­ зательными для всех. 23. К работам аварийного и аврального характера о тно ­ сятся: а) работы по устранению аварийного состояния судна и исправлению повреждений и поломок как корпуса, так и машины- во время плавания, препятствующих дальнейшему следованию судна до первого порта, работы по спасанию людей и судна, судового иму­ щества и грузов, а также ра­ боты по оказанию помощи судам, терпящим бедствие; б) работы, вызванные штор- мозой погодой: дополнитель­ ное крепление судового иму­ щества и грузов, постановка и уборка парусов и тентов, дополнительная ' подача швар­ товных концов, перешвартовка в портах и перестановка судна в безопасное место; в ) работы по снятию своего судна с мели и по отгрузке топлива и грузов для облег­ чения судне, когда оно терпит бедствие; г) работы по ликвидации пожара на судне, а также на буксируемых и рядом стоя­ щих судах; д) работы, вызванные объ­ явлением пожарной или водя­ ной тревоги; е) работы, связанные с вхо­ дом судна в порт и выходом из него, открытие и закрытие грузовых люков, постановка и уборка трапов, сходен, швар­ товка и отшвартовка судна, подъем якорей; ж ) работы, связанные с вы ­ полнением таможенных и д р у ­ гих формальностей; з) работы по переводу суд­ на в пределах рейда или пор ­ та, за исключением судов, специально работающих на рейде или в порту. Авральные и аварийные ра­ боты, производимые членами экипажа как в рабочее, так и вне рабочее время, особо не оплачиваются. 24. Правила настоящего По­ ложения не могут изменяться коллективными договорами или другими соглашениями. -------------------------- НОВОЕ В КОЛЛЕКТИВНОМ ДОГОВОРЕ Рекомендации отменяются... Прежде всего надо отметить, что Президиум ВЦСПС и Госкомтруд СССР еще в ноябре 1987 года приняли новое «Общее положение о порядке заключения коллектив­ ных договоров». Введение его в действие и начало разработки про­ ектов колдоговоров в этом году совпало по времени с вступлением в силу Закона СССР «О государ­ ственном предприятии (объедине­ нии)», переводом флотов и бере­ говых предприятии бассейна на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. Главная особенность нынешних нововведений заключается в том, что они направлены на демократи­ зацию. Отменены директивные письма Министерства рыбного хо­ зяйства СССР и отраслевого ЦК профсоюза, регистрация коллектив­ ных договоров Всесоюзным рыбо­ промышленным объединением «Севрыба» и обкомом профсоюза. Весьма важно и то, что положе­ нием предоставлено право трудо­ вым коллективам самостоятельно определять структуру и содержа­ ние колдоговора. Если ранее действующим поло­ жением рекомендовалось 13 раз­ делов, то сейчас жесткая их рег­ ламентация снята. Взаимные обя­ зательства администрации и трудо­ вого коллектива, обязательства ад­ министрации и профсоюзного коми­ тета формируются в разделы и на­ правляются прежде всего на раз­ витие и повышение эффективности производства, увеличение хозрас­ четного дохода, прибыли предприя­ тия, решение неотложных задач со ­ циального развития трудового кол­ лектива, удовлетворение интересов и нужд трудящихся, культурно- воспитательную и спортивно-мас­ совую работу. Это существенно расширяет са­ мостоятельность трудовых коллек-, тивов и дает возможность решать им самим, какие вопросы вносить в договор с учетом конкретных ус­ ловий предприятий. Изменился сам порядок заклю­ чения колдоговоров в объединени-* ях. Они заключаются во всех- структурных единицах и на само­ стоятельных предприятиях в пре­ делах прав, предоставленных им законодательством и объединени­ ем. В таком случае договор в це­ лом по объединению может не за­ ключаться. Новым положением разрешено с согласия всех трудо­ вых коллективов заключать толь­ ко один колдоговор в целом по объединению, когда структурные единицы и самостоятельные пред­ приятия находятся в одном районе, городе. Весьма важно в числе мероприя­ тий, защищающих интересы работ­ ников, высвобожденных в резуль­ тате совершенствования структуры управления, передовых форм, орга­ низации труда и других мер, пред­ усмотреть обязательства админи­ страции, гарантирующие право на труд, по их переобучению и трудо­ устройству, . перераспределению внутри, предприятия, сохранению средней заработной платы по по­ следнему месту работы при пере­ подготовке и повышении квалифи­ кации на период обучения в соот­ ветствии с трудовым законодатель­ ством и Законом о. государственном предприятии. Кроме мероприятий производст­ венного характера, в колдоговоры должны включаться обязательства по улучшению условий и охране труда, снижению заболеваемости, строительству жилья и объектов культурно-бытового назначения ‘ и другие. В целях сокращения объемов содержания коллективного договб- ра ряд нормативных положений длительного срока действия может быть выделен в отдельные при­ ложения к нему. А. КОЧКУРКИН, старший . инженер отдела ор га ­ низации труда и зарплаты ВРПО «Севрыба». № РЫБНЫЙ мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz