Рыбный Мурман. 1988 г. Февраль.

интересы моряка, коллектива, флота 5 На внутренних водоемах Служба снабжения Пришел ответ СБЫЛИСЬ МЕЧТЫ О ... СКЛАДЕ Тайбола—станция рыбная Тайбольский рыбоводный завод построен был в суровое вре­ мя войны — в 1943 году — близ одноименной железнодорожной станции , что в 70 километрах от М урманска . Здесь выращиваю т мальков лососевых рыб. 1987 год на заводе завершен успехом , ко торо го здесь ожида ­ ли: план вы п у с ка молоди в ре ки Кола, Белоусиха, Медвежка, Орловка, Кица , в Большое Лулозеро был перевыполнен. Из внеплановых 53 ты сяч мальков двухлетней семги тай- больцы толь ко Туломскому рыбоводному заводу передали 20 ты ­ сяч да плюс 100 тысяч молоди-сеголеток (то есть пр ож ивш и х одно лето). ^ • Очень важно то, что себестоимость разведения семги замет- ' ^ ' н о снижается : если в - 1986 год у на каж д ую ты сяч у мальков бы ­ ло затрачено 8,8 к о п е й к и , 'т о в минувшем — уж е 6,5. Значительно улучш илось и нормативное качество вы п ус ка п р о д у кц и и : вместо 11 граммов — 13,9. Выполнен т а кж е план незавершенно го производства: на зим о в к у посажено 140 ты сяч ш т у к д в ухле то к и 230' ты ся ч сеголеток семги, а 600 ты сяч за­ ложено на и н кубац ию и кры . — Работать последние годы стало легче, результаты поэто­ му выше, лолноценнее, — говорят старожилы Тайболы. — Но к т о согласится к нам приехать на работу, если ж и л ья для но­ вы х специалистов нет и не предвидится? В. НОВИКОВ. На сним ка х : рыбовод 2 класса Л. В. Лазарева; это — двухлет­ ка семги; в цехе рыбозавода. Фото С. Монахова. . * * Кольский район. — Пофантазируем немного, — предлагал нашим читателям в июле прошлого года глав­ ный конструктор проекта ЦПКТБ И. Г. Минц. — При­ шло судно з порт. В порту стоит ларек. Механик — туда. Протягивает список деталей. Механику выдают детали. И все! Еще полгода назад предло­ жение ряда специалистов ВРПО «Севрыба» и ЦПКТБ о создании склада неснижаемого запаса, приемный пункт кото ­ рого так сказочно изобразил Исаак Григорьевич, у многих вызывало улыбку недоверия. Как? Просто так? Без нерво­ трепки, без беготни? Не вери­ ли. Лишь ветеран рыбной про ­ мышленности Г. Бородулин одобрил эти мечты. Мы опуб ­ ликовали его письмо. «В три­ дцатые годы, — писал Г. Бо­ родулин, — было нечто похо­ жее : магазин технического снабжения судсз. А так как суда на хозрасчете, товары (то есть детали) отпускали пг> су- дозой чековой книжке . К со­ жалению , эта прогрессивная форма снабжения не получила дальнейшего совершенствова­ ния». Мы рады сообщить: склад неснижаемого запаса открыт и дейстзует. Зайдем? Второй этаж скла ­ дов транспортно -складской ко н ­ торы . В момент нашего посе­ щения здесь было пусто . На стеллажах а к кур а тн о покоились детали... — Почему т а к мало людей? — спрашиваю заведующую снладом Е. П. Бондаренко. — М н о г и е не з н а ю т о н аш ем существовании . — Чем эта форма снабжения отличается от обычной? — Вот лежат скобы та кел аж ­ ные. Раньше на них надо было выписывать наряд в УМТС ВРПО «Севрыба», потом согла­ совывать его здесь, в ТСК, по ­ сле — завизировать у себя во f moTCHOM отделе снабжения , еперь же достаточно одного списка требуемых деталей, списка , заверенного судовой пе­ чатью и подписью судовой ад­ министрации . — И все? — Все. Только в шести э к ­ земплярах. Заложи ко п и р к у в печатную м аш ин ку , отпечатай и — прямо сюда. Само название склада несни ­ жаемого запаса говорит за се­ бя. Неснижаемого — значит, детали со стеллажей не исчез­ нут никогда . Не должны, исчез­ нуть . По крайней мере, т а к считает главный инженер ТСК В. Я. Бейлинзон. — К а к только какие-либо де­ тали (мы видим) приближаю тся к номинальной норме запаса, сразу же даем спецзаявку на судоверфь. С верфью у нас до­ говоренность на обслуживание склада. Там знаю т, что не вы­ полнить или оттянуть сроки нашего заказа нельзя: начина ­ ние с треском провалится. А чтобы суда «не хватали» дефи­ циты , есть нормы о тпус ка . Взя­ ты они не с потолка. ЦПКТБ разработало нормы складского неснижаемого запаса исходя из годовой потребности. Пока намечено выдавать 55 видов деталей, в будущем но­ менклатура расш ирится , п р и ­ чем из наиболее дефицитных деталей и изделий. К а к выбира ­ ли эти 55? Конечно, смотрели, чтоб судоверфь могла изгото ­ вить. Впрочем, не только и зго ­ товить , но и восстановить. Ска­ ж у честно, в той статье И. Г. Минца не прозвучала еще од­ на идея. Мы не стали ее обна­ родовать, чтоб не прослыть окончательными фантазерами. Исаак Григорьевич , наряду с пун ктом выдачи деталей из склада неснижаемого запаса, предлагал и п у н к т приема отра ­ ботанных деталей. На восста­ новление. Сейчас и это уж е ор ганизова ­ но. На том же втором этаже работники склада принимаю т потрудившиеся нл своем веку детали. На восстановление «ста­ ричков» в первом цехе судо­ верфи выделен участок. — Мы уж е подумываем о межзаводской кооперации , — говорит главный инженер ТСК В. Я. Бейлинзон. — К примеру , ремонт клапанов дизелей не­ выгоден судоверфи: их мало. Но ремонтировать-то тем не м е н е е н а д о ! С е й ч а с д о г о в а р и ­ в а е м с я с К л а й п е д с к и м с у д о р е ­ м о н т н ы м з а п о д о м , будем туда отправлять клапаны . Рыбаки, конечно, не знают о всех перипетиях организации, казалось бы, не очень сложно­ го дела. Да им не нужно это знать. Им важно быстро и без волокиты получить нужную де­ таль. Просто сойти с судна, прийти сюда, на 43-й причал, отдать список деталей и полу­ чить их. С САВИНА. (Наш. корр.). «Не торопятся» Под таким заголовком («РМ» № 44, 1987 г.) была опубликова ­ на статья начальника АТС рыбного порта П. Николаева, в которой говорилось о пробле­ мах расширения телефонной станции и была высказана кр и т и ка в адрес тралового фло­ та, ко торый не спешит освобо­ ждать под АТС первый этаж здания управления , занятый в настоящее время машиносчет­ ной станцией. «На балансе флота имеется кустовой вычислительный центр (ВЦ), оказывающий услу­ ги по обработке учетной и экономической информации семи предприятиям ВРПО. Около трети общего объема оказываемых услуг выполняет­ ся для рыбного порта. «Сев- рыба» приняла решение раз­ местить оборудование АТС на перзом этаже здания управле­ ния без учета интересов ВЦ и проблем его размещения на втором этаже. Чтобы выполнить это реше­ ние, траловый флот должен иметь проектную документа­ цию по реконструкции поме­ щений, а также высвобожден­ ные рыбным портом помеще­ ния второго этажа, необходи­ мые для реконструкции мате­ риал и оборудование. Однако сейчас есть только проектная документация, представленная ПТО «Сезтехрыбпром» в кон­ це декабря 1987 года. Флот и порт совместно дол­ жны были найти на втором этаже 80 квадратных метров для размещения в них участ­ ка подготовки данных ВЦ. Воп­ рос решен только в сентябре 1987 года. Понимая трудности АТС, не р у к о в о д с т в у я с ь Т О Л Ь К О с в о и м и интересами (большие затраты на временную реконструкцию , разрыв технологического про ­ цесса ВЦ), флот тем не менее решил все проблемны© вопро­ сы, ведет работы по реконст­ рукции помещений и должен их закончить в марте текуще­ го года. ‘ Г. ТИШКОВ, начальник управления Мур­ манского тралового флота». нет возврата вых (продолжительность рейса — 86 суток, промы­ сел — 70), или на 17,1 про­ цента. Рост зарплаты по от- jr дельным должностям харак- теризуется такими цифрами: у капитана-директора — на 17,9 процента, второго меха­ ника — на 16,1 процента, слесаря — на 13,2 процента. Интересно сравнить про­ изводительность труда и за­ работки этого экипажа с ЬМ РТ «Высоковск» (капитан- директор Н. Н. Федоров), работавшим одновременно в том же районе, но полным штатом. Производительность труда у В. Ю. Мятаса ока­ залось на 7,1 процента вы­ ше, а зарплата еще больше. Превышение роста зарплаты над ростом производительно­ сти труда объясняется тем, что экипаж с меньшей чис­ ленностью перевыполнил на 30 процентов рейсовое за­ дание по выпуску продукции улучшенного ассортимента. Руководитель промысла И. Ё. Дегтярев высказывал на страницах «Рыбного Мур­ мана» мнение о потерях про­ дукции на миллионы рублей из-за сокращения численно­ сти на судах типа «Иван Бочков». Нельзя полностью согла­ ситься с И. Е. Дегтяревым, который исходит только из результатов работы БМРТ «Виктор Миронов» «Архан- гельскрыбпрома» в 1986 го­ ду. Ведь законченные рейсы экипажей «Константин Фом- ченко» и «Михаил Квасни­ ков» результативностью и заработками оказались еще выше, чем у траулера «Па­ вел Панин», на котором на­ ходился И. Е. Дегтярев, а суда объединения, работав­ шие в 1987 году на путассу, побили все рекорды по выпу­ ску трудоемкой продукции из этой рыбы. Значит, дело не только в численности экипажа. Имен­ но в этом районе оказались рекордными и заработки мо­ ряков. Назову среднемесяч­ ный заработок без учета по­ лярных надбавок. У капита­ на-директора БМРТ «Кон­ стантин Фомченко» — 1410 рублей, матроса — 739, на траулерах «Павел Панин», соответственно, — 1359, 680; «Бирюсинск» — 979, 588; «Михаил Квасников» — 1154, 623; «Высоковск» — 906, 572. Тем не менее мы пришли к выводу, что при выпуске разделанной рыбопродукции штатную численность рыбо­ обработчиков следует увели­ чить на 2— 4 человека. По мнению таких опытных капитанов, как Р. И. Монин, В. Ф. Сомов, В. А. Дубой- ский, при работе на океаниче­ ской рыбе апробированная численность (72 человека на судах проекта В-408 и 77 — на ' БМРТ прочих типов) вполне достаточна. Приведу два высказывания. Капитан- директор БМРТ «Нарочь» М. И. Иноземцев: «Сокра­ щение численности на работе судна нисколько не отрази­ лось». Первый помощник ка­ питана Г. И. Савин: «Эки­ пажи не только могут рабо­ тать в таком составе, но и при умелой организации про­ изводства добиваются высо­ ких результатов». При этом они дают интересные пред­ ложения по совершенствова­ нию организации труда и на­ числению зарплаты. Эти мне­ ния предстоит реализовать конструктивно. Но все ли шло и идет гладко? Нет. Например, пе­ редовой экипаж капитана-ди­ ректора Р. И. Монина остал­ ся не удовлетворен заработ­ ками в ЮВА . Еще большее недовольство выразила команда капитана-директора А. М. Кириченко. Обоснован­ но? Судите сами. Среднеме­ сячные заработки за рейс без надбавок за^работу на Крайнем Севере составили: у Р. И. Монина — 754 руб­ ля, у А. М. Кириченко — 784 рубля, у матроса перво­ го класса первого экипажа — 413 рублей, второго — 449 рублей. Моряки хотят иметь рост зарплаты про­ порционально росту долж­ ностных окладов. Пока дей­ ствует максимальный размер месячного заработка 300 руб­ лей, на который начисляются надбавки (полярные и по рай­ онному коэффициенту), это недостижимо. Для обеспечения высокого уровня технической эксплуа­ тации, качественного выпол­ нения работ по СНТО при­ нят ряд мер. Так, на БМРТ типа «Иван Бочков» усиле­ ны рембригады за счет вве­ дения в их состав еще двух человек. В настоящее время численность рембригады — 5 человек. В штат- машинной команды БМРТ прочих ти­ пов введена дополнительная должность моториста второго класса. В целях выполнения ремонтных и профилактиче­ рыбный мурман ских работ по графикам СНТО введена должность матроса-слесаря: на БМРТ типа «Иван Бочков» — 4 че­ ловека, на траулерах прочих типов — 2. Формируются и команди­ руются в море группы пере­ дового опыта из высококва­ лифицированных специали­ стов плавсостава в количе­ стве 5— 8 человек. В местах базирования судов на м р т О (РМРТО) они оказывают по­ мощь экипажам в выполне­ нии наиболее сложных работ. Большое внимание в объ­ единении обращается также на подбор и подготовку кад­ ров производственной коман­ ды со вторыми ремонтными специальностями на внедре­ ние современной рыбообра­ батывающей техники. Нужно учитывать также реальную обстановку и создавать орга­ низационно-технические ус­ ловия, психологический кли­ мат для достижения высоких производственных результа­ тов, чтобы на их основе обес­ печить рост заработной пла­ ты относительно 1986 года в среднем на 17 процентов. Г. ШАТАШВИЛИ, начальник отдела научной организации труда, зарпла­ ты и управления производ ­ ством объединения «Мур- манрыбпром». 1Sфевраля 1988 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz