Рыбный Мурман. 1988 г. Февраль.

4 Хозяйственный механизм перестройки: ------------ Время и кадры -------------------------- --- Страховой фонд капитана Т РУ Д Н О оспорить факт: ■ на специалистах фло­ тов лежит громадный адми­ нистративный и уголовный пресс. Кто их только не про­ веряет: Регистр, ведомствен­ ные госинспекции, «этажер­ ки» инспекций судовладель­ цев; пугают прокурором, су­ дьей... В прессе не раз под­ нимался вопрос об упразд­ нении многих из контролиру­ ющих организаций, однако сдвигов пока нет. А что мы имеем в итоге? \ Возьмем, к примеру, капи­ тана. Он в настоящее время настолько зажат в рамках условностей, что практиче­ ски не имеет времени для самосовершенствования, вос­ питания личного состава, со­ здания устойчивой семьи. Нечего закрывать глаза и на то, что продолжительность жизни капитана самая низ­ кая на флоте. Возможно, в недалеком прошлом сущест­ вующие надстройки контро­ ля. над контролем и давали какой-то результат, но в на­ стоящее время они себя из­ жили. Из года в год усили­ вающееся давление на спе­ циалистов вызывает отток лучших людей с флота. Бы­ ли попытки как-то ослабить моральный, экономический, правовой пресс, но успехом не увенчались. Помнится, два года назад Министерство рыбного хо­ зяйства СССР издало новое «Наставление о швартовных операциях в море». Каким- то умным человеком в него были внесены следующие слова: «Швартовные опера­ ции в море относятся к ра­ ботам с повышенным рис­ ком». Какой ажиотаж сразу поднялся среди инспектиру­ ющих органов! И они доби­ лись, чтобы эту фразу вы­ черкнули. Таким образом, отвергли реальность, и весь груз ответственности перело­ жили на капитана и других специалистов. Известно, что швартовные операции в море допускают­ ся при волнении моря до 5 баллов. При этом волна мо­ жет быть в пределах от по­ лутора до трех метров. Да, если «нет риска», то капита­ ны выбирают минимальный предел, а зачастую его за­ нижают-. Но ведь океан во­ обще, тем более северные моря, особенно в осенне-зим­ ний период, редко бывают спокойны. II в результате промысловые суда с полны­ ми грузами лежат в дрейфе, а экипаж транспорта зани­ мается отработкой тревог или просмотром кинофильмов. Тишь да благодать. А ведь даже в штиль реальная опас­ ность навалов существует. Неужели это надо доказы­ вать? Неустойчивая среда, громоздкость судов, их инер­ ционность несут значительно больший риск, нежели езда на автомобиле или даже по­ лет на воздушном лайнере. Вот почему, я считаю, ре­ альный риск, который имеет место в море, настоятельно требует страхования судов рыболовного флота, исключая ремонтирующиеся за гра­ ницей. У нас в стране страхуется все: люди, дома, имущество и т. д. и т. п., а рыболовные суда — нет. Па­ радокс! Между тем это как раз и есть тот экономический рычаг, который позволит, с одной стороны, посмотреть правде в глаза, с другой — заставит судовладельцев от­ ветственнее отнестись к экс­ плуатации кораблей. Единое государственное морское страховое общество должно работать на полном хозрасчете, иметь техниче­ ских инспекторов. Эта орга­ низация не пожелает терять свои дивиденды и потому са­ мым серьезным образом бу­ дет относиться к контролю за постройкой судов, их со­ стоянием, за соответствием специалистов своим должно­ стям, выполнением междуна­ родных соглашений в облас­ ти мореплавания и рыболов­ ства. Если общество будет создано, то морской Регистр, ведомственные госинспек­ ции должны упраздниться. Мне могут возразить: в Министерстве морского фло­ та все суда загранплава- ния страхуются, а мёжду тем аварийность растет. По­ чему? Да потому, что стра­ ховые агенты — не специа­ листы флота, значит, они не могут профессионально вести контроль над всем и вся, во- первых, во-вторых, морской Регистр находится на балан­ се Минморфлота, ну а что такое ведомственный конт­ роль, объяснять долго не нужно: все вокруг • наше, значит, ничье. Несколько жесткими, а по­ просту жестокими, становят­ ся условия, в которых прихо­ дится работать капитанам. И порой цх вина за то или иное происшествие бывает не пря­ мая — косвенная, а то и во­ обще ее нет. Но так как они отвечают за все, то и нака­ зываются, наказываются... Думается, пока обсужда­ ется вопрос о страховании судов рыболовного флота, * ; есть смысл создать на Се-*; ; верном бассейне фонд капи­ тана, как составляющий часть страхового общества. Многие судовладельцы раз­ личных стран уже имеют подобные денежные фонды для оплаты возможных штра­ фов. Таким образом, со спе­ циалистов отчасти снимается пресс ответственности за не­ предвиденные случайности. В. СИ начальник отдела внешних сношений ВРПО «Севрыба». ------ Конфликтная ситуация ------ ОБВЕС Докладная записка. «Председателю колхоза «Северная звез­ да» М урманско го рыбакколхозсою за тов. Влазневу Б. Б. В течение рейса в Центрально-Восточной Атлантике с 11 сен­ тября 1987 года по 24 января 1988 года наше судно МИ-0037 «Верхнедвинск» имело план сдачи рыбы на технические цели. Во время сдачи ее на рыбомучных базах «Рига» и «Северо- д а и н с к » п о к а з а н и я с ч е т ч и к о в п р и е м н ы х у с т р о й с т в н е о д н о ­ кратно не соответствовали действительности. Об этом можно говорить с уверенностью, так как на нашем судне имеются таблицы в виде . графической зависимости, дающие во зм ож ­ ность с достаточной точностью определить количество рыбы в трюме. Так, 27 ноября 1987 года расхождение было слишком очевидным. В результате проверки выяснилось, что счетчик, определяющий вес сданной рыбы, показал ее количество в два раза меньше действительного. - На подобные нарушения поступали жалобы от многих су­ дов ка к М урманского , так и Архангельского рыбакколхозсою - зов. Эти обвесы стали системой на рыбомучных базах «Сев- рыбхолодфлота». Э кипаж судна просит вас довести до сведе­ ния соответствующих инстанций требование нашего экипажа — положить конец этому негативному явлению. • О. НАСТАКАЛОВ, капитан МИ-0037 «Верхнедвинск», В. ТАР- ТАКОВСКИЙ, первый помощ ник капитана, А. ЕРЯШЕВ, пред­ седатель проф кома , В. РОВБА, секретарь парторганизации». Акт. «Мы, нижеподписавшиеся члены комиссии в составе, с одной стороны — МИ-0037 «Верхнедвинск», председателя головной группы народного контроля В. Ф . Осипова, первого помощника капитана В. Д. Тартаковского, рыбмастера Н. И. Савченко, с другой стороны — РМБ «Рига», помощника капита­ на по производству А. И. Лукашоза, инженера-технолога С. Н. Цыварева, машиниста РМУ А. И. Рижиго, составили насто­ ящий акт □ том, что нами была произведена проверка взве­ шивающего транспортера по гружно го насоса кормовой . при­ емной станции. Проверну работы взвешивающего транспортера проводили про­ пусканием груза (учас т ки цепи): первый гр у з — 12 к г 990 г, второй — 8 к г 960 г, которые были взвешены на контрольны х весах. Контрольные весы проверены весом 200 г и 20 к г . При пропускании груза 12 к г 990 г 10 раз сче тчи к показывал 80 к г . При пропус кании груза 7 к г 960 г 10 раз счетчи к показал 30 к г. При вскры тии бортовины взвешивающих роликов оказалось, что центральный взвешивающий роли к не кр у ти тся , вероятно, в связи с выходом из строя подш ипни ков (в результате разбор­ ки ролика причина его невращения выяснится конкретно ). Также установлено, что последняя проверка взвешивающего транспортера п о гр уж н о го насоса кормовой приемной стан­ ции проводилась 27 сентября 1986 г. Счетчики рыбы не оплом­ бированы. На основании данных проверки принятой рыбы , ука занной счетчиком (26 т 350 кг), количество сданной МИ-0037 рыбы сле­ дует считать 53 тонны . Комментарий начальника отдела технологического обор у ­ дования управления «Севрыбхолодфлот» В. И. РОГАЧЕВА: — На РМБ установлены весовые устройства с интегральны­ ми схемами, и погрешности в показаниях быть не может. К тому же весы, их схемы регулярно проверяются специалиста­ ми Ленинградского пусконаладочного управления. Известно, что при сдаче улсоа вместе с рыбой идет много воды. И, естественно, имеется поправочный коэффициент на ее стекание. Ведь хотим мы этого или не хотим, но из водь» рыбмуку не сделаешь! Правда, бывает, что на борту рыбомучных баз оказываются излишки муки, тогда их делят между всеми промысловыми судами, которые сдавали сырье. Что же касается случая с «Верхнедзинском», то мы с ним разберемся.. Подготовил А. ВАСИЛЬЕВ. Навстречу X IX Всесоюзной партконференции Работаем на самоконтроле Экипаж СТМ «Одоевск» тралового флота 9 февраля досрочно справился с выпол­ нением принятых в честь 118-й годовщины со дня рож ­ дения В. И. Ленина социали­ стических обязательств по вылову и выпуску рыбопро­ дукций. В истекшем периоде кол­ лектив добился права рабо­ тать на самоконтроле. Достигнутая трудовая по­ беда стала возможной бла­ годаря сплоченности, моби­ лизации моряков, повыше­ ния роли командного соста­ ва. Наибольший вклад внесли коммунисты старший мастер лова В. А. Павлов, старший мастер обработки Ю . В. Вла­ сов, рефмеханик С. И. Воро­ на, старший механик Ю . В. Васильев, второй механик Паршин, второй электромеха­ ник Ю. Н. Шубин, третий ме­ ханик Казанцев, матросы Б. П. Панин, А, Н. Палиен- ко, повар Косинов. Экипаж уверен в выполне­ нии плана пятилетки к 120-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина. Призывае всех моряков тралового фл та развернуть социалистич ское соревнование в честь X I партийной конференции в повышению эффективное! работы в условиях хозр. счета, увеличению объеме производства, расширени: ассортимента улучшенно i качества пищевой рыбис продукции. К. КЕРСА! первый помощ ник капитан СТМ «Одоевск» траловог флота. Экипажи судов Северного бассейна стремятся •достойш встретить XIX партийную конференцию.'Так, моряки БМРЗ «Шереметьево» объединения «Мурманрыбпром» радировала в редакцию о том, что их рейс закончился успешно: значи тельно перекрыты показатели вылова, заморозки, реализа ции товарной продукции. Пришли сообщения также и с других судов ВРПО «Севрыба». Каждому — по труду М е н ь ш и м ч и с л о м . большим умением! Эти слова удачно раскры­ вают внутреннее содержание того трудового подвига, кото­ рый совершили экипажи крупных судов, перейдя на работу с меньшей числен­ ностью и более напряженны­ ми плановыми заданиями. Анализ более чем 50 рей­ сов показывает, что выросли заработки моряков, произво­ дительность труда. Безуслов­ но, не все оказались при­ быльными, не во всех до­ стигнут желанный как для объединения, так и для от­ дельных экипажей рубеж. Со­ ответственно, неодинаково и отношение моряков к новым условиям оплаты. Тем не менее можно смело конста­ тировать, что намеченные це­ ли и избранные средства вполне оправдали себя. По­ этому сейчас дело за тем, чтобы внести изменения, кор­ рективы в складывающуюся систему оплаты и стимулиро­ вания, а допущенные ошибки и просчеты исправить неза­ медлительно. Известно, постановление ЦК КПСС, Совета Минист­ ров СССР , ВЦСПС от 17 ав­ густа 1986 года «О совер­ шенствовании организации за­ работной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов в про- К старому изводственных отраслях» предлагает в качестве источ­ ников для получения допол­ нительного фонда заработной платы следующее: увеличе­ ние добычи рыбы и выпуска продукции без увеличения численности персонала, вы­ полнение плановых заданий с высвобождением численно­ сти экипажа, повышение норм выработки, снижение удельных затрат труда, уже­ сточение условий премиро­ вания. Ограниченная сырьевая база не позволяет резко уве­ личить объем производства, поэтому объединение было лишено возможности исполь­ зовать этот источник образо­ вания дополнительного фонда зарплаты. За счет высвобож­ дения численности планирова­ лось получить. 70 процентов, или около 7 миллионов руб­ лей, повышения норм и уже­ сточения условий премирова­ ния — 30 процентов, или около 3 миллионов. Выбор источников осуще­ ствляется после обсуждения возможных вариантов с плав­ составом и проведения необ­ ходимых расчетов. Экипаж! 41 судна, флагманские спе циалисты, а также береговьк работники подали более 30( предложений в комиссию пс организации перевода* объ единения на новые услови; оплаты. Корабли уходили i рейсы только после получе ния необходимых разъясне ний и с согласия коллектива Капитаны-директоры В. А Дубойский и В. Ю. Мятас докладывали о результатах на расширенных советах ди­ ректоров объединения. Их предложения учитывались при разработке и корректи­ ровке нормативных докумен­ тов по оплате труда. Отдельные экипажи, напри­ мер, капитанов В. А. Дубой- ского, В. Ф. Сомова, сделав по два, а В. Ю . Мятаса - три рейса подряд по новы! условиям, не выражая ни ма лейшего желания вернуться старой системе. Фактическая зарплата од ного члена экипажа капитан; В. Ю . Мятаса в сравнимы: районах промысла выросла 2054 рублей в старых уел* виях до 2406 рублей в н* * 19 февраля 1988 года РЫБНЫЙМУРМА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz