Рыбный Мурман. 1988 г. Февраль.
12 и Интересный собеседник ШИШ 9ТШ О нем гласили афиши: «Встреча с неоднократным призером чемпионатов мира и Европы, руководителем группы каскадеров киносту- дии «Ленфильм». Сегодня с «самым глав ным» каскадером одной г*з ведущих студий страны Ми хаилом Михайловичем БОБ РОВЫМ беседует наш кор респондент. — Есть довольно-таки распространенное мнение, что жизнь каскадеров полна интересных моментов, увле кательных приключении... Так ли это? — Да полноте! Нет такой профессии — каскадер. Нет ни в одном тарифно-квалифи кационном справочнике. А значит, и людей таких на студии нет. Работают там один-два постановщика трю ков. С кем? С энтузиастами. Правда, спортсменами не ни же мастеров спорта. У них — ни трудового договора, ни оклада, ни социальной помо щи в случае травмы. Пока снимаешься — тебе платят за трюк, «поломался» — от ворот поворот. Сколько себя помню, всегда «трюкачи» пытались бороться за свои права. Скоро снова на пле нуме Союза кинематографи стов будем решать все наши беды: так дальше жить нель зя. А насчет- увлекательности, интересной жизни — не знаю. Наверное, интересно работать. В каскадеры при ходят те, кто иначе не мыс лит свое существование. В противном случае — зачем им брать на себя не только физические тяготы, но и мо ральные. — Как приходят в каска деры? Есть ли специальные учебные заведения? — При Американском ин ституте кино есть факуль тет каскадерского искусства. Там готовят не только «трю качей», но и конструкторов, готовящих трюки, и поста новщиков трюков, и опера торов (специально!). Далеко смотрят. Коммерческие филь мы приносят огромный кас совый сбор, там это понима ют и делают эти фильмы (и готовят для них индустрию) как надо. У нас же только начали поворачиваться лицом к ком мерческому кино. Пример — фестиваль в Одессе. На конец-то это стало не стыд но... ...Первый конкурс на от бор каскадеров у нас прове ли пять лет назад. Скажу, что отбор был тщательней ший. Первый тур включал в себя 32 упражнения. Просто на силу, выносливость, лов кость. Его прошли почти все 260 претендентов. Второй тур — проверка психологи ческой готовности по специ альным тестам. 800 вопро сов... С каждым работали индивидуально, применяли аппаратуру. Результаты * — ошеломляющие. Половину сразу же отсеяли. Причем среди них были и такие ре бята, которые уже снима лись, и не раз. Оставшихся проверяли чи сто на профессиональное ма стерство. Тут тебе и драки, и падения с разных высот, н упражнения в горении, и на поле, и в автомобиле. Ес ли ты летчик, парашютист, — проверяли в воздухе. Ес ли водник, — смотрели под водой. Отобрали действительно интересных, умелых ребят. С тех пор раз в три года этот конкурс и проводим. В Ленинграде и в Москве. Ле нинград берет на себя Севе ро-Западный район страны. Москва принимает желаю щих из Средней Азии, З а кавказья и восточных райо нов. — Послушать вас — та кие конкурсы, отборы. А вы говорите, дело это не разви то. — Проверять — это мы можем. Вот пришел спорт смен на съемки. Что ему мо гут предложить? Ничего. Са ми придумываем оснащение, сами продумываем систему креплений и подготовки трю ка, сами рассчитываем все коэффициенты. А как У нас снимают? Большинство, причем подав ляющее, операторов не мо гут работать многокамерным способом. Они вам отлично отснимут сцену за столом, за станком, в постели. А то, как вы летите на маши не с горы, — нет... А там на до поставить несколько ка мер, четко знать, где их на до ставить, под каким ракур сом снимать, чтобы полу чился единый кусок... А аппаратура у нас? Сколько раз было. С такими трудностями подготовленный начинаешь трюк — камера встала! Или еще лучше: от сняли все, слава богу, поеха ли проявлять — на пленке ничего нет... Игровой транспорт — то же проблема. Киностудии должны иметь побитые, ста ренькие автомобили. Начи наются съемки — мы ищем транспорт. Не кто-то там, а мы, «трюкачи». Идешь в ГАИ, ищешь побитую раз валюшку, едешь к хозяину в больницу, договариваешься с ним. Не всякий согласится. Уламываешь. Предлагаем деньги — на ремонт сгодят ся... — Видимо, все это и бу дет обсуждаться на пленуме Союза кинематографистов? — Да, именно эти вопро сы мы и будем поднимать. И еще один _ социальной помощи каскадерам. Почему у них нет даже своей про фессии? Почему они не в профсоюзе «киношников»? Почему они не должны ухо дить на пенсию в 40 лет, как артисты балета или цир ка? Кое-чего мы уже доби лись, и я лично очень рад этому. У меня в группе 26 человек. Из них шестерых взяли на долгосрочный до говор, а это уже гарантия постоянной работы в студии, причем годы идут в рабочий стаж. Маленькая, по победа. — Как оплачивается труд каскадера? — Вы затронули еще од но больное место. Кстати, и об этом мы будем говорить на пленуме Союза. Разуме ется, у нас нет никаких штатных окладов. Платят, за трюк. Трюки делятся на ка тегории. З а самую сложную категорию — 50 рублей. Причем без разницы, с деся того этажа падать или с третьего. Народный артист СССР за выступление полу чает 50 рублей и каскадер, может быть, рискующий жизнью, — тоже. А так как трюк 1 категории — тяже лый, то его разрешается де лать один раз в день. Да у нас и фильмов, где полно таких трюков, мало. Вот и подсчитайте, сколько полу чит каскадер. Я всегда гово рю: у нас в стране каскад ное искусство держится на энтузиастах. — Вы сказали — «падать с десятого этажа». Как это делается, откройте секрет. — С десятого этажа па дать просто. Начнем с не больших высот. Для того чтобы упасть с трех метров, достаточно постелить мат. Ну и, конечно, надеть на се бя «жесткости». Примерно те же, что носят хоккеисты. Закрываем ключицы, пах, коленки. Подбинтовываемся с поролоном. И — давай! С восьми-десяти метров — стелим уже кубовые маты. Да! Обязательно призем ляться спиной, и не только, а всей плоскостью — пятки, ягодицы, спина, затылок. Ра зом! Должен быть один шле пок. На семнадцати метрах ку бовые маты закончились. Вообще, на этом лучше кон чать. После коэффициент опасности увеличивается в несколько раз. Ну а если на до выше? Помните, в филь ме «Каскадеры» надували пневмомат? Огромный такой. Он очень громоздкий и не удобный. Ни за что не дога даетесь, что придумано ему на замену. Каскадеры всего мира используют... коробки из-под стеклотары. Такие тоненькие картонные бока и гофрированные перегородки внутри. Насыпают площадку, покрывают ее сверху «фо ном» — тканыо, имитирую щую либо траву, либо ас фальт (что надо), — и давай. С коробками можно прыгать до восьмого этажа. Самое главное — попасть в этот квадрат. Один раз наш паренек (Юра Николаев) падал с шестнадцатого этажа. На Бакинской киностудии сни мали фильм про нефтяни ков. На вышке авария, к ней не подобраться. Ремонтники лезут к ней по зданию уп равления. Примерно такому же, как ваше управление «Арктикморнефтегазразв е д- ка». И один из них срывает ся. Мы думали, думали. Вы рыли бульдозером яму, за полнили ее поролоновыми обрезками. Ничего, «упал» благополучно. А было, как назло, ветрено. Долго жда ли штиля. Заузили Юре ко стюм так, что даже стало трудно шевелиться, карманы зашили, чтобы не парусило. — Существует ли у вас проблема — актер и каска дер? Ведь то, что делают ва ши ребята, зритель припи сывает актеру. Ему и слава, и восхищение. — Надумано все это. Ни чего такого в наших отноше ниях с актерами нет. Хотя мы, конечно, резко от них отличаемся. У нас строгий режим, не пьем, не курим. После съемок — ужин, от дых, сон. А артисты народ богемный — могут до трех часов ночи после съемок си деть, болтать. Меня всегда это удивляло. Что касается вашего вопроса, тут есть один интересный момент. Не которые актеры говорят: «Я снимаюсь без дублера». Не верьте этому. Взять Андрея Ростоцкого — хорошо фех тует, скачет на коне. Но это обычные сценические движе ния. Этому обучают, во ВГИКе. Это не трюки еще. Или Шура Яковлева. Во время съемок фильма «Бе лое безмолвие» она освоила парашют. 100 прыжков на ее счету. Молодец, девочка. На лошади скачет, прыгает хорошо. Но если б она так тренировалась по 5— 6 ча сов, то утратила бы свое сценическое обаяние. А кас кадером не стала. Каждый должен занимать ся своим делом. — Когда и какими путями вы пришли к каскадному ки но? — Я почти 30 лет в ар мии. Кадровый военный, пол ковник в отставке. Во время войны воевал на Кавказе. Ушел в запас — стал рабо тать заведующим кафедрой физвоспнтания в ЛГУ. По том более трех лет был в заграничной командировке в Рейкьявикском университе те. Готовил сборную коман ду Исландии по легкой атле тике к международным со ревнованиям.- У исландского университе та много' филиалов по всему миру. Часто был в Америке, Канаде. Как-то раз оказался в Америке во время каникул своих студентов. «Ребята, — говорю, — спорт и на кани кулах не бросайте». Они мне отвечают: «Поехали с нами в Голливуд». Они там подра батывали на трюках. Так я впервые увидел профессио нальных каскадеров. Работа ют, конечно, отменно... Потом мы познакомились, с некоторыми подружились... Когда вернулся в Союз, что-то расхотелось продол жать работу в университете. То ли порядка там меньше, чем в -Рейкьявикском, то ли отношение студентов другое (здесь им платить за учебу не надо — прогуливают, учатся спустя рукава. Там за свои кровные каждое сло во преподавателя слушают). В общем, пригласили меня на «Ленфильм», согласился. Так* с 1980 года здесь и ра ботаю. — Сейчас уже вы сами трюки не делаете. Обучаете молодых. Были неудачи? — Да, а как без них? Ча сто что-то не получается. Вернусь к последней работе. Фильм «Белое проклятие». Мне в войну пришлось быть горным стрелком. А потом и руководил отрядом. Если взять за 100 процентов по гибавших в отряде ребят, то 90 процентов гибли от снеж ных лавин. Самому приходи лось попадаться. Откапыва ли. Очень хотелось в этом фильме показать людей в лавине. Как я своим ни объ яснял, какие мы только креп ления и лавинные шнуры (специальные такие) ни ис пользовали, — не получи лось. Сильные, крепкие, от чаянные мужчины — а па совали. Шли только по кра ешку лавины. И то, конечно, их крутило... Но, ка н задумывал, не по лучилось. Не готовы он аза- i лись. Пока. — У вас в группе 26 че ловек. Кто эти люди? — Самые разные парни и девчонки. Да, и девушки есть: . аж три. Марина Овсяннико ва, мастер спорта по легкой атлетике. Закончила политех нический институт. Наташа. Младший научный сотрудник ветеринарного института, первый разряд по борьбе дзюдо. Недавно показывали ее прыжок по телевизору с «Ласточкина гнезда» в Кры му. Отчаянная. Лошадей любит. Марину и Наталью постоянно приглашают почти на все киностудии страны. Олег Карытнн закончил фи зический факультет ЛГУ. Кандидат технических наук. Голова! Его «придумки» нам здорово помогают. Коля Сы соев, двукратный мастер спорта по борьбе самбо и дзюдо. Он снимался в филь мах «Шестой», «Русь изна- ^ чальная», «И на камнях ра стут деревья». Володя Гу сев, в прошлом десантник, закончил Институт физиче ской культуры и спорта. Про Юру Николаева я уже рас сказывал... В общем, много. И все ре бята — как на подбор. Но я что хочу сказать. Только не сочтите за поклон хозяевам, это убеждение у меня давно вызрело. Еще когда я рабо тал в Исландии и наблюдал за тамошними рыбаками. Мне кажется, что профессия рыбака сродни нашей про фессии. Как они ухитряются работать, когда «болтанка»? Как они могут разделывать рыбу на палубе, когда их окатывает ледяной водой, и тент не спасает? Как они во обще в состоянии так долго находиться вне дома и зем ли? Это еще те «трюкачи» в самом лучшем смысле этого слова. Желаю вам удачи и хорошей рыбалки! 12 февраля <988 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz