Рыбный Мурман. 1988 г. Февраль.

12 и Интересный собеседник ШИШ 9ТШ О нем гласили афиши: «Встреча с неоднократным призером чемпионатов мира и Европы, руководителем группы каскадеров киносту- дии «Ленфильм». Сегодня с «самым глав­ ным» каскадером одной г*з ведущих студий страны Ми­ хаилом Михайловичем БОБ ­ РОВЫМ беседует наш кор­ респондент. — Есть довольно-таки распространенное мнение, что жизнь каскадеров полна интересных моментов, увле­ кательных приключении... Так ли это? — Да полноте! Нет такой профессии — каскадер. Нет ни в одном тарифно-квалифи­ кационном справочнике. А значит, и людей таких на студии нет. Работают там один-два постановщика трю­ ков. С кем? С энтузиастами. Правда, спортсменами не ни­ же мастеров спорта. У них — ни трудового договора, ни оклада, ни социальной помо­ щи в случае травмы. Пока снимаешься — тебе платят за трюк, «поломался» — от ворот поворот. Сколько себя помню, всегда «трюкачи» пытались бороться за свои права. Скоро снова на пле­ нуме Союза кинематографи­ стов будем решать все наши беды: так дальше жить нель­ зя. А насчет- увлекательности, интересной жизни — не знаю. Наверное, интересно работать. В каскадеры при­ ходят те, кто иначе не мыс­ лит свое существование. В противном случае — зачем им брать на себя не только физические тяготы, но и мо­ ральные. — Как приходят в каска­ деры? Есть ли специальные учебные заведения? — При Американском ин­ ституте кино есть факуль­ тет каскадерского искусства. Там готовят не только «трю­ качей», но и конструкторов, готовящих трюки, и поста­ новщиков трюков, и опера­ торов (специально!). Далеко смотрят. Коммерческие филь­ мы приносят огромный кас­ совый сбор, там это понима­ ют и делают эти фильмы (и готовят для них индустрию) как надо. У нас же только начали поворачиваться лицом к ком­ мерческому кино. Пример — фестиваль в Одессе. На­ конец-то это стало не стыд­ но... ...Первый конкурс на от­ бор каскадеров у нас прове­ ли пять лет назад. Скажу, что отбор был тщательней­ ший. Первый тур включал в себя 32 упражнения. Просто на силу, выносливость, лов­ кость. Его прошли почти все 260 претендентов. Второй тур — проверка психологи­ ческой готовности по специ­ альным тестам. 800 вопро­ сов... С каждым работали индивидуально, применяли аппаратуру. Результаты * — ошеломляющие. Половину сразу же отсеяли. Причем среди них были и такие ре­ бята, которые уже снима­ лись, и не раз. Оставшихся проверяли чи­ сто на профессиональное ма­ стерство. Тут тебе и драки, и падения с разных высот, н упражнения в горении, и на поле, и в автомобиле. Ес­ ли ты летчик, парашютист, — проверяли в воздухе. Ес­ ли водник, — смотрели под водой. Отобрали действительно интересных, умелых ребят. С тех пор раз в три года этот конкурс и проводим. В Ленинграде и в Москве. Ле­ нинград берет на себя Севе­ ро-Западный район страны. Москва принимает желаю­ щих из Средней Азии, З а ­ кавказья и восточных райо­ нов. — Послушать вас — та­ кие конкурсы, отборы. А вы говорите, дело это не разви­ то. — Проверять — это мы можем. Вот пришел спорт­ смен на съемки. Что ему мо­ гут предложить? Ничего. Са­ ми придумываем оснащение, сами продумываем систему креплений и подготовки трю­ ка, сами рассчитываем все коэффициенты. А как У нас снимают? Большинство, причем подав­ ляющее, операторов не мо­ гут работать многокамерным способом. Они вам отлично отснимут сцену за столом, за станком, в постели. А то, как вы летите на маши­ не с горы, — нет... А там на­ до поставить несколько ка­ мер, четко знать, где их на­ до ставить, под каким ракур­ сом снимать, чтобы полу­ чился единый кусок... А аппаратура у нас? Сколько раз было. С такими трудностями подготовленный начинаешь трюк — камера встала! Или еще лучше: от­ сняли все, слава богу, поеха­ ли проявлять — на пленке ничего нет... Игровой транспорт — то­ же проблема. Киностудии должны иметь побитые, ста­ ренькие автомобили. Начи­ наются съемки — мы ищем транспорт. Не кто-то там, а мы, «трюкачи». Идешь в ГАИ, ищешь побитую раз­ валюшку, едешь к хозяину в больницу, договариваешься с ним. Не всякий согласится. Уламываешь. Предлагаем деньги — на ремонт сгодят­ ся... — Видимо, все это и бу­ дет обсуждаться на пленуме Союза кинематографистов? — Да, именно эти вопро­ сы мы и будем поднимать. И еще один _ социальной помощи каскадерам. Почему у них нет даже своей про­ фессии? Почему они не в профсоюзе «киношников»? Почему они не должны ухо­ дить на пенсию в 40 лет, как артисты балета или цир­ ка? Кое-чего мы уже доби­ лись, и я лично очень рад этому. У меня в группе 26 человек. Из них шестерых взяли на долгосрочный до­ говор, а это уже гарантия постоянной работы в студии, причем годы идут в рабочий стаж. Маленькая, по победа. — Как оплачивается труд каскадера? — Вы затронули еще од­ но больное место. Кстати, и об этом мы будем говорить на пленуме Союза. Разуме­ ется, у нас нет никаких штатных окладов. Платят, за трюк. Трюки делятся на ка­ тегории. З а самую сложную категорию — 50 рублей. Причем без разницы, с деся­ того этажа падать или с третьего. Народный артист СССР за выступление полу­ чает 50 рублей и каскадер, может быть, рискующий жизнью, — тоже. А так как трюк 1 категории — тяже­ лый, то его разрешается де­ лать один раз в день. Да у нас и фильмов, где полно таких трюков, мало. Вот и подсчитайте, сколько полу­ чит каскадер. Я всегда гово­ рю: у нас в стране каскад­ ное искусство держится на энтузиастах. — Вы сказали — «падать с десятого этажа». Как это делается, откройте секрет. — С десятого этажа па­ дать просто. Начнем с не­ больших высот. Для того чтобы упасть с трех метров, достаточно постелить мат. Ну и, конечно, надеть на се­ бя «жесткости». Примерно те же, что носят хоккеисты. Закрываем ключицы, пах, коленки. Подбинтовываемся с поролоном. И — давай! С восьми-десяти метров — стелим уже кубовые маты. Да! Обязательно призем­ ляться спиной, и не только, а всей плоскостью — пятки, ягодицы, спина, затылок. Ра­ зом! Должен быть один шле­ пок. На семнадцати метрах ку­ бовые маты закончились. Вообще, на этом лучше кон­ чать. После коэффициент опасности увеличивается в несколько раз. Ну а если на­ до выше? Помните, в филь­ ме «Каскадеры» надували пневмомат? Огромный такой. Он очень громоздкий и не­ удобный. Ни за что не дога­ даетесь, что придумано ему на замену. Каскадеры всего мира используют... коробки из-под стеклотары. Такие тоненькие картонные бока и гофрированные перегородки внутри. Насыпают площадку, покрывают ее сверху «фо­ ном» — тканыо, имитирую­ щую либо траву, либо ас­ фальт (что надо), — и давай. С коробками можно прыгать до восьмого этажа. Самое главное — попасть в этот квадрат. Один раз наш паренек (Юра Николаев) падал с шестнадцатого этажа. На Бакинской киностудии сни­ мали фильм про нефтяни­ ков. На вышке авария, к ней не подобраться. Ремонтники лезут к ней по зданию уп­ равления. Примерно такому же, как ваше управление «Арктикморнефтегазразв е д- ка». И один из них срывает­ ся. Мы думали, думали. Вы­ рыли бульдозером яму, за­ полнили ее поролоновыми обрезками. Ничего, «упал» благополучно. А было, как назло, ветрено. Долго жда­ ли штиля. Заузили Юре ко­ стюм так, что даже стало трудно шевелиться, карманы зашили, чтобы не парусило. — Существует ли у вас проблема — актер и каска­ дер? Ведь то, что делают ва­ ши ребята, зритель припи­ сывает актеру. Ему и слава, и восхищение. — Надумано все это. Ни­ чего такого в наших отноше­ ниях с актерами нет. Хотя мы, конечно, резко от них отличаемся. У нас строгий режим, не пьем, не курим. После съемок — ужин, от­ дых, сон. А артисты народ богемный — могут до трех часов ночи после съемок си­ деть, болтать. Меня всегда это удивляло. Что касается вашего вопроса, тут есть один интересный момент. Не­ которые актеры говорят: «Я снимаюсь без дублера». Не верьте этому. Взять Андрея Ростоцкого — хорошо фех­ тует, скачет на коне. Но это обычные сценические движе­ ния. Этому обучают, во ВГИКе. Это не трюки еще. Или Шура Яковлева. Во время съемок фильма «Бе­ лое безмолвие» она освоила парашют. 100 прыжков на ее счету. Молодец, девочка. На лошади скачет, прыгает хорошо. Но если б она так тренировалась по 5— 6 ча­ сов, то утратила бы свое сценическое обаяние. А кас­ кадером не стала. Каждый должен занимать­ ся своим делом. — Когда и какими путями вы пришли к каскадному ки­ но? — Я почти 30 лет в ар­ мии. Кадровый военный, пол­ ковник в отставке. Во время войны воевал на Кавказе. Ушел в запас — стал рабо­ тать заведующим кафедрой физвоспнтания в ЛГУ. По­ том более трех лет был в заграничной командировке в Рейкьявикском университе­ те. Готовил сборную коман­ ду Исландии по легкой атле­ тике к международным со­ ревнованиям.- У исландского университе­ та много' филиалов по всему миру. Часто был в Америке, Канаде. Как-то раз оказался в Америке во время каникул своих студентов. «Ребята, — говорю, — спорт и на кани­ кулах не бросайте». Они мне отвечают: «Поехали с нами в Голливуд». Они там подра­ батывали на трюках. Так я впервые увидел профессио­ нальных каскадеров. Работа­ ют, конечно, отменно... Потом мы познакомились, с некоторыми подружились... Когда вернулся в Союз, что-то расхотелось продол­ жать работу в университете. То ли порядка там меньше, чем в -Рейкьявикском, то ли отношение студентов другое (здесь им платить за учебу не надо — прогуливают, учатся спустя рукава. Там за свои кровные каждое сло­ во преподавателя слушают). В общем, пригласили меня на «Ленфильм», согласился. Так* с 1980 года здесь и ра­ ботаю. — Сейчас уже вы сами трюки не делаете. Обучаете молодых. Были неудачи? — Да, а как без них? Ча­ сто что-то не получается. Вернусь к последней работе. Фильм «Белое проклятие». Мне в войну пришлось быть горным стрелком. А потом и руководил отрядом. Если взять за 100 процентов по­ гибавших в отряде ребят, то 90 процентов гибли от снеж­ ных лавин. Самому приходи­ лось попадаться. Откапыва­ ли. Очень хотелось в этом фильме показать людей в лавине. Как я своим ни объ­ яснял, какие мы только креп­ ления и лавинные шнуры (специальные такие) ни ис­ пользовали, — не получи­ лось. Сильные, крепкие, от­ чаянные мужчины — а па­ совали. Шли только по кра­ ешку лавины. И то, конечно, их крутило... Но, ка н задумывал, не по­ лучилось. Не готовы он аза- i лись. Пока. — У вас в группе 26 че­ ловек. Кто эти люди? — Самые разные парни и девчонки. Да, и девушки есть: . аж три. Марина Овсяннико­ ва, мастер спорта по легкой атлетике. Закончила политех­ нический институт. Наташа. Младший научный сотрудник ветеринарного института, первый разряд по борьбе дзюдо. Недавно показывали ее прыжок по телевизору с «Ласточкина гнезда» в Кры­ му. Отчаянная. Лошадей любит. Марину и Наталью постоянно приглашают почти на все киностудии страны. Олег Карытнн закончил фи­ зический факультет ЛГУ. Кандидат технических наук. Голова! Его «придумки» нам здорово помогают. Коля Сы­ соев, двукратный мастер спорта по борьбе самбо и дзюдо. Он снимался в филь­ мах «Шестой», «Русь изна- ^ чальная», «И на камнях ра­ стут деревья». Володя Гу­ сев, в прошлом десантник, закончил Институт физиче­ ской культуры и спорта. Про Юру Николаева я уже рас­ сказывал... В общем, много. И все ре­ бята — как на подбор. Но я что хочу сказать. Только не сочтите за поклон хозяевам, это убеждение у меня давно вызрело. Еще когда я рабо­ тал в Исландии и наблюдал за тамошними рыбаками. Мне кажется, что профессия рыбака сродни нашей про­ фессии. Как они ухитряются работать, когда «болтанка»? Как они могут разделывать рыбу на палубе, когда их окатывает ледяной водой, и тент не спасает? Как они во­ обще в состоянии так долго находиться вне дома и зем­ ли? Это еще те «трюкачи» в самом лучшем смысле этого слова. Желаю вам удачи и хорошей рыбалки! 12 февраля <988 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz