Рыбный Мурман. 1988 г. Февраль.

Заметки журналиста Ж ИТЬ и ходить в море — скверно», — с горь­ кой усмешкой подвел итог нашей беседы быв­ ший капитан, ушедший на административную рабо­ ту. А говорили мы с ним о человеческом факторе. О том, что и как влияет на здоровье, настроение моря­ ков. Мне он в этом не признался, но, видимо, и стал «бывшим», ибо «жить и ходить в море — скверно». Я же так не считал и не считаю. Хотя... Пробыв в море несколько месяцев, на себе почувствовал, насколько интересна, но еще более тяжела работа рыбаков. И если уж говорить откровенно, все чаще и чаще романтика у моряков остается за бортом. Потому что трудно. Потому *что разговоры о человеческом факторе пока еще остаются фонтаном пустых слов, а не дела. В этих заметках, вроде бы разнотемных, пойдет речь о том, что и кто создает стрессовые ситуации рыбакам, нередко отбивает у них желание посвятить всего себя морю, любимому делу. Какя был «рыжим» С о ткры тым ртом и кр у глы м и глазами моряк смотрел на меня. Пришлось разрядить ситуацию вопросом: «Что случилось?» Он выдавил: «Это с вами — что случилось? Вы же 15 м инут назад были каш тановым , а сейчас — полная голова седин». Глянул в зеркало: ка ким я был, та ким остался, — черные волосы, седые отметины . «Нет, — ур.ерял моряк, — были другим». И к а к прояснилось: здесь, на транспортном рефри­ жераторе, смыл с себя ту ржавую воду, которой умы ­ вался, которая брызгала на меня из душа. Которую пил в море на БМРТ «Аскания» две недели. Наивный ... В первое же утро на траулере, нак всякии нормальный человек, захотел умыться , побриться, почи ­ стить зубы . А из крана — ржавчина . Хочешь — ополос­ нись, не хочешь — не надо, не на танцы же ходить кажды й день, а на работу. И т а к полгода. Цивилизован­ ный и н с ти н кт все же побуждает и пить , и умываться , и менять белье, быстро становящееся рыжим . Дискомфорт? Бог бы с ним! Тут тебе и язвы на теле, в теле, зубные боли, а то и, к а к у моего знакомо го пос­ ле очередного рейса, — зубы выпали. «Стране нужна рыба!» — лозунг сверхиравиль- ный. Но достигался и (надо надеяться — пока) до­ стигается он методами, которые порой идут в ущерб здоровью людей. Таких судов, как «Аскания» (типа «Алтай»), в Северном бассейне немало. На них (не ошибаюсь!) работают тысячи людей. Вправе ли мы рисковать ими? Нет, и еще раз нет. Каков же тут выход? Не жалеть денег на рекон­ струкцию этих судов. Ведь не один раз почти за четверть века подвергали «Асканию» ремонту, но, видимо, для замены труб питьевой воды или руки не доходили, или средств не хватало. Или — моряк все вытерпит? «Рыжая» проблема волнует не только рыбаков. Недавно был на рыбоконсервной базе «Мария По­ ливанова» «Азчеррыбы», — рассказывал мне в море г л а в н ы й м е х а н и к плавбазы «Маточкин Шар» Борис Матвеевич Узинцев. — Там, оказывается,' автоклавы , транспортеры изготовлены из нержавеющей стали И без всякого ремонта работают вот уж е 20 лет. А у нас.., — т у т он махнул рукой . — Их механики попросились к нам в гости , пришлось отказать , не по казы ва ть же им свое захудалое, ржавое оборудование. ' Не думаю,* что фондов на ремонт «Азчеррыбе» спускается больше, про ­ сто, наверное, там больше думаю т о моряках ... Кстати , — спросил он, — не обещают ли нам хотя бы до конца пятиле тки прислать ш прицы для смазки механизмов? Я пожал плечами — был не в нурсе. Зато в промы с ­ ловом районе А н тар ктиче с кой части А тлан ти ки узнал о беде, приклю чивш ейся здесь на БМРТ «Герои Запо* лярья». Четверо моряков во время ремонта рыбомучной установки получили сильные ожо ги — не выдержали давления ржавые трубы . Между тем траулер всего год назад к а к сышел из ремонта. А если бы случилось непоправимое? Может быть, тогда бы по-настоящему обновляли суда, ставя во главу угла заботу о моряках, но не о придуманном где-то мистическом «плане». Или мало нам «Адми­ рала Нахимова», Чернобыля, дабы заставить, нако­ нец-то, вспомнить: большая трагедия начинается с маленького беспорядка. Авось пронесет... Ать-два • •• Берем Устав службы на судах флота рыбной про­ мышленности СССР . Читаем: «Служба на флоте рыбной промышленности Советского Союза являет­ ся почетной и ответственной обязанностью...» Именно так. Не просто — работа, а Служба. Зна­ чит, соответствующая дисциплина, единоначалие и прочие вытекающие отсюда порядки. Строгий доку­ мент, но справедливый и демократичный. Насколь­ ко это позволяют экстремальные условия. И все- таки... «Судовое время — 7 часов. Команде — подъем!.. Завт­ ракать ... Обедать... Ужинать...» Ни тебе приглаш ения , ни «приятного аппетита». Сухо. Официально. Казенно. В приказном тоне. Бездушно. Именно т а к объявлялось по судовой трансляции на ТР «Пролив Надежды». — Ш турманы — молоды, их еще надо учить и учить , •— прокомментировал этот ф акт капитан -дире ктор реф­ рижератора В. П. Кузнецов. Потом, вроде к а к бы встряхнувш ись , пошел в атаку : — Ну и что? В Уставе ничего не сказано о том, что надо желать «приятного аппетита». Прав Виктор Петрович: ка кие фразы надо произно ­ сить , Устав не предусматривает. Но есть там такие слова: «Среди тр уж е ни ко в моря должно существовать взаимное уважение...» Не было его, уважения , ни днем, ни вечером, «ни при ка ко й погоде». Может быть, я предвзят? Может быть, на мно гих с у ­ дах Северного бассейна, на ко торы х в течение несколь ­ к и х лет пришлось побывать, ш турманы «порю т отсебя­ тину» и все они идут не в но гу , и надо им равняться на капи тана В. П. Кузнецова? Увы... Вот к а к ую обиду высказал матрос ТР «Пролив Надежды» С. В. Олтяну: ■ — Эти объявления — лиш ь маленькая часть того большого чванства, которое имеет место на судне. Ниче­ го подобного нигде не видел. Я 18 лет ходил на ТР «Пионер Мурмана», последнее время боцманом. У нас к а к было заведено: перед отходом на промысел коман ­ диры советовались с людьми о том, к а к лучше срабо­ тать . А т у т нашим мнением ни кто не поинтересовался. Да, у матросов иногда слабая подготовка , нак, к п р и ­ меру, показал этот рейс. Но нельзя же униж а ть их до­ стоинство, а надо находить с ними общий я зы к . Дела- ем-то одно общее дело... Короче, я сказал старпому: «Ухож у ют вас, пойду туда, где меня уважают». Уверен, большинство у нас на Севере т а ки х коллек­ тивов, где царствует традиционная для моряков взаим ­ ная доброта. Вот факт из моего путевого дневника. Цент- рально-Восточная Атлантика . 12 часов дня. Плавбаза «Маточкин Шар». По трансляции первый помощ ник на­ питана Ю. М. А ры ков сообщает об ито гах социалисти­ ческо го соревнования за прошедшие с у т ки . В конце ин ­ формации произнес: «Спасибо за внимание». Мелочь? Отнюдь. Именно такие кр у п и цы добра и создали на плавбазе рабочий климат, т а кую морально-психологиче­ с к ую обстановку , при которой кажды й человек чувству ­ ет себя равным среди равных . Пишу это не понаслыш ­ ке. И жил я среди них не одни сутни , и выступал перед экипажем , и беседовал по душам . Могу с уверенностью заявить: предынф арктны х состояний из-за стрессовых, ненормальных отношений не наблюдал. Да, собственно говоря, можно ли по-иному отно­ ситься к морякам, которые (как утверждают уче­ ные) постоянно находятся в ситуации хронического стресса. Отрицательно на них действуют длительный отрыв от Родины, семьи, жесткая психологическая зависимость от результатов работы судна, значи­ тельный объем однообразных производственных опе­ раций, повышенная готовность на случай аварийных ситуаций, смена климата, нарушение суточной био­ ритмики, тревога и озабоченность за свое здоровье, качка, вибрация и т. д. и т. п. И потому нельзя ни понять, ни простить откро­ венного хамства, как это случилось на предотходном собрании экипажа ТР «Пролив Дианы». Тогда за­ меститель начальника управления «Севрыбхолод- флот» А,- Ф. Леванов резанул: «Премию после рей­ са вы не получите, а с нового года, возможно, и зарплату». Вот так: люди еще и не поработали, а их ТРУДУ уже дана оценка. «Ну уж , нельзя т а к прямо его понимать , — пробова­ ли оправдать зама в парткоме управления. — Просто хара ктер у Альберта Филипповича — не сахар». Ни при чем Тут хара ктер . Тут и младенцу ясно: у зама замаш ки •— барские. А ноли зам может вы кин у ть такой «пассаж», почему бы и напитану не позволить себе нечто подобное? Рез­ ко , грубо одернул капитан -дире ктор «Пролива Дианы» В. Н. Озеров матроса на партийном собрании: «Подстеж­ ка (имелись в виду «железные рукавицы » для моряков г - А. В.) была и будет!» «Ты — начальник, я — дурак» . Не подобные ли си­ туации родили эту поговорку? Обидную по говорку , р ож ­ денную в те годы, когда процветали бездумные коман ­ ды, когда человек нередко был «фактором». Вспоминаю, как пересаживались мы со штабом промрайона с одного на другое судно. Любезнейший начальник промрайона Александр Федорович Цим- балкж, после того как корзина «шлелнулась» на палубу, всем матросам в знак приветствия подал ру­ ку. Всем! Думаю, что он-то и есть настоящий руко­ водитель. По крайней мере, все, кто его знают, счи­ тают именно так. Как «задержали» Высоцкого Народ волновался: «Чего ждем? Почему не ста­ вят к причалу?» Пошел уже третий час, как ТР «Пролив Надежды» пришел в порт, встал на рейд, уже и таможенники закончили все свои осмотры и досмотры, и буксирные катера подошли, но якорь еще не поднят. Я на этом судне возвращался из морской ко­ мандировки и, конечно, поинтересовался причиной задержки. ...Моряки приносили кассеты в целлофановых мешках под рыбу, десятками. Одну за одной:. Звуча* ли ансамбли, группы... «Снимайте, берите». Или: «Отложите», — ‘приказывал офицер-пограничник. Не выдержал, видимо, капитан судна, дал коман­ ду идти к причалу. Тогда пограничник решил уско­ рить процесс прослушивания. Только-только встав­ лена кассета, ударили две нотки, и тут же: «Снимай­ те». Потом, чувствуя, что физически просто не успе­ ет все проверить, попросту сказал: «Все забирайте, Высоцкого оставляйте». И добавил, мол, все кассе­ ты с записями Владимира Семеновича изымает, а после того как их, пленки, «у нас проверят», мож­ но будет прийти и взять, если только записи «соот­ ветствуют...». — Нет уж , вы их назад верните, — заметил один из моряков. — У лас та кой порядок, — ж е с т ко ответствовал офи­ цер. — Он соответствует. — Чему — соответствуют? — спросил я командира . — К а к — чему? — удивился тот. - - Нашим нормам, морали. — А разве вы не знаете, что у него вышла кн и га во Франции? — Ну и что? Много разны х нни г советских авторов выходит за рубежом. — В ней много не нашего, — назидательно заявил мой оппонент, — и потом, — добавил он, — у него мно ­ го стихов х у л и га н с ки х и тех, которые пел в театре (?!). — Но он же — лауреат Государственной премии !”^ Общепризнан к а к поэт современности и народом, и г официально. — Ну и что? — не поддавался мой собеседник. — В общем, п понял, что помполит недостаточно проводил на судне воспитательную работу, ему надо было выве­ сить списки запрещенны х для ввоза и вывоза кассет, — заклю чил он. Были такие списки вывешены, неизвестно кем и когда составленные. Но Высоцкого в них не было! Зато (каким боком — не знаю ) красовался Александр Розенбаум, ар ­ тис т Ленконцерта , о котором широко писали в послед­ нее время «Огонек», «Аргументы и факты». Почему, на ка ком оснозании мы ставим его на дру гую сторону идеологических баррикад? Возмущались моряки , недо­ умевал п. Недолгим был наш диалог, многое осталось непонят­ ным. Кое-что прояснили члены экипажа . — Почему задержали Высоцкого? — переспросили они . — Да потому, что кому -то не понравились слова одной из песен: «Вы меня возьмите в море, моряки , поднесите рю м ку водки на весле». Мол, это — пропа ган ­ да (!) пьянства. Вот та к , не больше и не меньше. (Информация для непосвященных. В старину существовал обычай: если швартовка судов прошла без суч ка и задоринни , то мо ­ ря ки швартуемого судна на весле подавали спиртное своим коллегам в зн а к благодарности за «чистую» р а ­ боту.) Не все нам может нравится в прошлом , но это не значит, что на нем, давнем, надо ставить нрест бес­ памятства. Вспоминаю эпизод конца 50-х годов. Мы с братом за ­ поем читаем Есенина. В ком на ту вошла учительница истории . К а к же иступленно она затопала ногами, услышав стихи великого российско го поэта, и понеслась брань: «Кого читаете? Хулигана , матерщ инни ка ! Запре­ щенного пьяницу ! Кота блудливого!». Ж изнь (верю в это!) все расставляет и расставит п ^ своим местам. Великие остаются , потому что они подвластны времени. Но горький осадок в памяти, душе остается. Все­ го лишь недавно, подчиняясь инструкции, моряков заставляли срывать с купленной за границей одеж­ ды «лейбы» — фирменные нашивки, мол, нечего рекламировать западный образ жизни. И срывали, и портили рубашки, брюки, приобретенные за тру­ довые копейки. А куда денешься! Иначе — прощай виза... Но сказать так: нравственный дискомфорт моря­ ков уничтожен — значит закрыть глаза на дейст­ вительность. Честь и достоинство моряков до сих пор еще находятся под сильным прессом инструк­ ций, приказов людей, проявляющих не в меру соб­ ственную «самодеятельность». Не без гордости говорил первый пом ощ ни к капитана ТР «Пролив Надежды» А. П. Павлы гин: — Я т а к борюсь с контрабандой . Возвращаясь с увольнения в инпорту , все до единого проходят под присмотром в грузовое помещение, что на палубе, п и ­ ш у т расписки о п о к у п к а х и оставляют там свои вещи. И вот уж е с ко л ь ко лет, к а к на моих судах нет случаев контрабанды . Кстати , заметьте, мой опы т был в свое время одобрен. Поневоле пришлось «заметить». На этом транспорте мы заходили в Лас-Пальмас. Выдали нам валюту , сошли на берег, к положенному ср о ку вернулись из увольне­ ния. Под неусыпными взглядами командиров во главе с помполитом прошли в грузовое помещение. Написали ра списки , поставили число, фамилию . Правда, вещички взяли с собой в каю т у . Но б ум аж ки , к а к залог совести, остались у А. П. Павлыгина. Он был теперь спокоен : ежели что там ож е нни ки най ­ дут у ко го -то недозволенное, прикрое тся индульгенцией- распиской , мол, я-то меры пр ин ял . Ну а если все ж у тся на 100 процентов честными? Значит, «принятая мера — эффективна», считает Анатолий Петрович. А не оскорбляет ли она чувство достоинства мо­ ряков? Да н неужели нет в арсенале первого помощ­ ника других, более демократических средств воспи­ тания? Видимо, нет. Не уверен, что такую «методу» надо внедрять везде и всюду. Скорее, следует из­ бавляться от подобного «опыта», сеющего подозри­ тельность среди экипажа, неверие в советского че­ ловека. Хотя, конечно, в чужую душу не заглянешь, но не так уж велик коллектив на ТР, чтобы помпо- литу вкупе с общественными организациями не по­ нять каждого моряка. И, честное слово, в следую­ щий рейс я бы не хотел идти на таком судне, где на мне уже заранее повис бы ярлык «контрабанди­ ста». Как не хотел бы заполнять и справку-характери­ стику, которая дает, оценку моряку после окончания рейса. В ней в четвертом разделе, пятом пункте есть такая фраза: «Отношение к бригадной форме организации труда, патриотическим починам, про­ длению рейса (подчеркнуто мною. — А. В.), стрем­ ление поделиться положительным опытом с товари­ щем». Ну а если рыбак против продления? Тогда что — его списывать или отправлять не дальше Баренцева моря? А как же тогда приказ Минрыбхоза, который четко определяет количество суток промысла, на^>- ждения в море, продиктованный заботой о м оряк ^? Или это для некоторых чиновников из флота — не более как бумажка? Наконец-то, думаю, надо открыть глаза всем, в том числе и радеющим за план и премии, что мо­ ряк до поры до времени силен физически, мораль­ но. Не перегнуть бы палку, не озлобить его и дать возможность вдохнуть полной грудью. Вот тогда по- настоящему, почувствовав себя не униженным и оскорбленным, а Человеком, он воздаст сторицею. Чем жестче, тем лучше. Принцип, с помощью ко­ торого когда-то нарушались нормы морали, закон­ ности. Те времена прошли, и нет к ним возврата. Но (и об этом надо сказать во весь голос) демо­ кратия не есть анархия. В наших условиях социа­ лизма она подразумевает прежде всего крепкую дисциплину, порядок, о чем напомнил М. С. Горба­ чев в Мурманске. О том надо помнить всегда. В океане у моряков проходят лучшие годы, деся­ тилетня. Но они воспринимаются многими, по сви­ детельству ученых, не как жизнь, а как ожидание жизни на берегу. Очень трудно быть моряком. По­ тому что накопилось много ржавой воды, ржавчи­ ны, которая требует очищения. А. ВИЛОВ. > (Наш корр .) Атлантика — Мурманск. * * 12февраля 1988 года рыбныймурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz