Рыбный Мурман. 1988 г. Февраль.
Заметки журналиста Ж ИТЬ и ходить в море — скверно», — с горь кой усмешкой подвел итог нашей беседы быв ший капитан, ушедший на административную рабо ту. А говорили мы с ним о человеческом факторе. О том, что и как влияет на здоровье, настроение моря ков. Мне он в этом не признался, но, видимо, и стал «бывшим», ибо «жить и ходить в море — скверно». Я же так не считал и не считаю. Хотя... Пробыв в море несколько месяцев, на себе почувствовал, насколько интересна, но еще более тяжела работа рыбаков. И если уж говорить откровенно, все чаще и чаще романтика у моряков остается за бортом. Потому что трудно. Потому *что разговоры о человеческом факторе пока еще остаются фонтаном пустых слов, а не дела. В этих заметках, вроде бы разнотемных, пойдет речь о том, что и кто создает стрессовые ситуации рыбакам, нередко отбивает у них желание посвятить всего себя морю, любимому делу. Какя был «рыжим» С о ткры тым ртом и кр у глы м и глазами моряк смотрел на меня. Пришлось разрядить ситуацию вопросом: «Что случилось?» Он выдавил: «Это с вами — что случилось? Вы же 15 м инут назад были каш тановым , а сейчас — полная голова седин». Глянул в зеркало: ка ким я был, та ким остался, — черные волосы, седые отметины . «Нет, — ур.ерял моряк, — были другим». И к а к прояснилось: здесь, на транспортном рефри жераторе, смыл с себя ту ржавую воду, которой умы вался, которая брызгала на меня из душа. Которую пил в море на БМРТ «Аскания» две недели. Наивный ... В первое же утро на траулере, нак всякии нормальный человек, захотел умыться , побриться, почи стить зубы . А из крана — ржавчина . Хочешь — ополос нись, не хочешь — не надо, не на танцы же ходить кажды й день, а на работу. И т а к полгода. Цивилизован ный и н с ти н кт все же побуждает и пить , и умываться , и менять белье, быстро становящееся рыжим . Дискомфорт? Бог бы с ним! Тут тебе и язвы на теле, в теле, зубные боли, а то и, к а к у моего знакомо го пос ле очередного рейса, — зубы выпали. «Стране нужна рыба!» — лозунг сверхиравиль- ный. Но достигался и (надо надеяться — пока) до стигается он методами, которые порой идут в ущерб здоровью людей. Таких судов, как «Аскания» (типа «Алтай»), в Северном бассейне немало. На них (не ошибаюсь!) работают тысячи людей. Вправе ли мы рисковать ими? Нет, и еще раз нет. Каков же тут выход? Не жалеть денег на рекон струкцию этих судов. Ведь не один раз почти за четверть века подвергали «Асканию» ремонту, но, видимо, для замены труб питьевой воды или руки не доходили, или средств не хватало. Или — моряк все вытерпит? «Рыжая» проблема волнует не только рыбаков. Недавно был на рыбоконсервной базе «Мария По ливанова» «Азчеррыбы», — рассказывал мне в море г л а в н ы й м е х а н и к плавбазы «Маточкин Шар» Борис Матвеевич Узинцев. — Там, оказывается,' автоклавы , транспортеры изготовлены из нержавеющей стали И без всякого ремонта работают вот уж е 20 лет. А у нас.., — т у т он махнул рукой . — Их механики попросились к нам в гости , пришлось отказать , не по казы ва ть же им свое захудалое, ржавое оборудование. ' Не думаю,* что фондов на ремонт «Азчеррыбе» спускается больше, про сто, наверное, там больше думаю т о моряках ... Кстати , — спросил он, — не обещают ли нам хотя бы до конца пятиле тки прислать ш прицы для смазки механизмов? Я пожал плечами — был не в нурсе. Зато в промы с ловом районе А н тар ктиче с кой части А тлан ти ки узнал о беде, приклю чивш ейся здесь на БМРТ «Герои Запо* лярья». Четверо моряков во время ремонта рыбомучной установки получили сильные ожо ги — не выдержали давления ржавые трубы . Между тем траулер всего год назад к а к сышел из ремонта. А если бы случилось непоправимое? Может быть, тогда бы по-настоящему обновляли суда, ставя во главу угла заботу о моряках, но не о придуманном где-то мистическом «плане». Или мало нам «Адми рала Нахимова», Чернобыля, дабы заставить, нако нец-то, вспомнить: большая трагедия начинается с маленького беспорядка. Авось пронесет... Ать-два • •• Берем Устав службы на судах флота рыбной про мышленности СССР . Читаем: «Служба на флоте рыбной промышленности Советского Союза являет ся почетной и ответственной обязанностью...» Именно так. Не просто — работа, а Служба. Зна чит, соответствующая дисциплина, единоначалие и прочие вытекающие отсюда порядки. Строгий доку мент, но справедливый и демократичный. Насколь ко это позволяют экстремальные условия. И все- таки... «Судовое время — 7 часов. Команде — подъем!.. Завт ракать ... Обедать... Ужинать...» Ни тебе приглаш ения , ни «приятного аппетита». Сухо. Официально. Казенно. В приказном тоне. Бездушно. Именно т а к объявлялось по судовой трансляции на ТР «Пролив Надежды». — Ш турманы — молоды, их еще надо учить и учить , •— прокомментировал этот ф акт капитан -дире ктор реф рижератора В. П. Кузнецов. Потом, вроде к а к бы встряхнувш ись , пошел в атаку : — Ну и что? В Уставе ничего не сказано о том, что надо желать «приятного аппетита». Прав Виктор Петрович: ка кие фразы надо произно сить , Устав не предусматривает. Но есть там такие слова: «Среди тр уж е ни ко в моря должно существовать взаимное уважение...» Не было его, уважения , ни днем, ни вечером, «ни при ка ко й погоде». Может быть, я предвзят? Может быть, на мно гих с у дах Северного бассейна, на ко торы х в течение несколь к и х лет пришлось побывать, ш турманы «порю т отсебя тину» и все они идут не в но гу , и надо им равняться на капи тана В. П. Кузнецова? Увы... Вот к а к ую обиду высказал матрос ТР «Пролив Надежды» С. В. Олтяну: ■ — Эти объявления — лиш ь маленькая часть того большого чванства, которое имеет место на судне. Ниче го подобного нигде не видел. Я 18 лет ходил на ТР «Пионер Мурмана», последнее время боцманом. У нас к а к было заведено: перед отходом на промысел коман диры советовались с людьми о том, к а к лучше срабо тать . А т у т нашим мнением ни кто не поинтересовался. Да, у матросов иногда слабая подготовка , нак, к п р и меру, показал этот рейс. Но нельзя же униж а ть их до стоинство, а надо находить с ними общий я зы к . Дела- ем-то одно общее дело... Короче, я сказал старпому: «Ухож у ют вас, пойду туда, где меня уважают». Уверен, большинство у нас на Севере т а ки х коллек тивов, где царствует традиционная для моряков взаим ная доброта. Вот факт из моего путевого дневника. Цент- рально-Восточная Атлантика . 12 часов дня. Плавбаза «Маточкин Шар». По трансляции первый помощ ник на питана Ю. М. А ры ков сообщает об ито гах социалисти ческо го соревнования за прошедшие с у т ки . В конце ин формации произнес: «Спасибо за внимание». Мелочь? Отнюдь. Именно такие кр у п и цы добра и создали на плавбазе рабочий климат, т а кую морально-психологиче с к ую обстановку , при которой кажды й человек чувству ет себя равным среди равных . Пишу это не понаслыш ке. И жил я среди них не одни сутни , и выступал перед экипажем , и беседовал по душам . Могу с уверенностью заявить: предынф арктны х состояний из-за стрессовых, ненормальных отношений не наблюдал. Да, собственно говоря, можно ли по-иному отно ситься к морякам, которые (как утверждают уче ные) постоянно находятся в ситуации хронического стресса. Отрицательно на них действуют длительный отрыв от Родины, семьи, жесткая психологическая зависимость от результатов работы судна, значи тельный объем однообразных производственных опе раций, повышенная готовность на случай аварийных ситуаций, смена климата, нарушение суточной био ритмики, тревога и озабоченность за свое здоровье, качка, вибрация и т. д. и т. п. И потому нельзя ни понять, ни простить откро венного хамства, как это случилось на предотходном собрании экипажа ТР «Пролив Дианы». Тогда за меститель начальника управления «Севрыбхолод- флот» А,- Ф. Леванов резанул: «Премию после рей са вы не получите, а с нового года, возможно, и зарплату». Вот так: люди еще и не поработали, а их ТРУДУ уже дана оценка. «Ну уж , нельзя т а к прямо его понимать , — пробова ли оправдать зама в парткоме управления. — Просто хара ктер у Альберта Филипповича — не сахар». Ни при чем Тут хара ктер . Тут и младенцу ясно: у зама замаш ки •— барские. А ноли зам может вы кин у ть такой «пассаж», почему бы и напитану не позволить себе нечто подобное? Рез ко , грубо одернул капитан -дире ктор «Пролива Дианы» В. Н. Озеров матроса на партийном собрании: «Подстеж ка (имелись в виду «железные рукавицы » для моряков г - А. В.) была и будет!» «Ты — начальник, я — дурак» . Не подобные ли си туации родили эту поговорку? Обидную по говорку , р ож денную в те годы, когда процветали бездумные коман ды, когда человек нередко был «фактором». Вспоминаю, как пересаживались мы со штабом промрайона с одного на другое судно. Любезнейший начальник промрайона Александр Федорович Цим- балкж, после того как корзина «шлелнулась» на палубу, всем матросам в знак приветствия подал ру ку. Всем! Думаю, что он-то и есть настоящий руко водитель. По крайней мере, все, кто его знают, счи тают именно так. Как «задержали» Высоцкого Народ волновался: «Чего ждем? Почему не ста вят к причалу?» Пошел уже третий час, как ТР «Пролив Надежды» пришел в порт, встал на рейд, уже и таможенники закончили все свои осмотры и досмотры, и буксирные катера подошли, но якорь еще не поднят. Я на этом судне возвращался из морской ко мандировки и, конечно, поинтересовался причиной задержки. ...Моряки приносили кассеты в целлофановых мешках под рыбу, десятками. Одну за одной:. Звуча* ли ансамбли, группы... «Снимайте, берите». Или: «Отложите», — ‘приказывал офицер-пограничник. Не выдержал, видимо, капитан судна, дал коман ду идти к причалу. Тогда пограничник решил уско рить процесс прослушивания. Только-только встав лена кассета, ударили две нотки, и тут же: «Снимай те». Потом, чувствуя, что физически просто не успе ет все проверить, попросту сказал: «Все забирайте, Высоцкого оставляйте». И добавил, мол, все кассе ты с записями Владимира Семеновича изымает, а после того как их, пленки, «у нас проверят», мож но будет прийти и взять, если только записи «соот ветствуют...». — Нет уж , вы их назад верните, — заметил один из моряков. — У лас та кой порядок, — ж е с т ко ответствовал офи цер. — Он соответствует. — Чему — соответствуют? — спросил я командира . — К а к — чему? — удивился тот. - - Нашим нормам, морали. — А разве вы не знаете, что у него вышла кн и га во Франции? — Ну и что? Много разны х нни г советских авторов выходит за рубежом. — В ней много не нашего, — назидательно заявил мой оппонент, — и потом, — добавил он, — у него мно го стихов х у л и га н с ки х и тех, которые пел в театре (?!). — Но он же — лауреат Государственной премии !”^ Общепризнан к а к поэт современности и народом, и г официально. — Ну и что? — не поддавался мой собеседник. — В общем, п понял, что помполит недостаточно проводил на судне воспитательную работу, ему надо было выве сить списки запрещенны х для ввоза и вывоза кассет, — заклю чил он. Были такие списки вывешены, неизвестно кем и когда составленные. Но Высоцкого в них не было! Зато (каким боком — не знаю ) красовался Александр Розенбаум, ар тис т Ленконцерта , о котором широко писали в послед нее время «Огонек», «Аргументы и факты». Почему, на ка ком оснозании мы ставим его на дру гую сторону идеологических баррикад? Возмущались моряки , недо умевал п. Недолгим был наш диалог, многое осталось непонят ным. Кое-что прояснили члены экипажа . — Почему задержали Высоцкого? — переспросили они . — Да потому, что кому -то не понравились слова одной из песен: «Вы меня возьмите в море, моряки , поднесите рю м ку водки на весле». Мол, это — пропа ган да (!) пьянства. Вот та к , не больше и не меньше. (Информация для непосвященных. В старину существовал обычай: если швартовка судов прошла без суч ка и задоринни , то мо ря ки швартуемого судна на весле подавали спиртное своим коллегам в зн а к благодарности за «чистую» р а боту.) Не все нам может нравится в прошлом , но это не значит, что на нем, давнем, надо ставить нрест бес памятства. Вспоминаю эпизод конца 50-х годов. Мы с братом за поем читаем Есенина. В ком на ту вошла учительница истории . К а к же иступленно она затопала ногами, услышав стихи великого российско го поэта, и понеслась брань: «Кого читаете? Хулигана , матерщ инни ка ! Запре щенного пьяницу ! Кота блудливого!». Ж изнь (верю в это!) все расставляет и расставит п ^ своим местам. Великие остаются , потому что они подвластны времени. Но горький осадок в памяти, душе остается. Все го лишь недавно, подчиняясь инструкции, моряков заставляли срывать с купленной за границей одеж ды «лейбы» — фирменные нашивки, мол, нечего рекламировать западный образ жизни. И срывали, и портили рубашки, брюки, приобретенные за тру довые копейки. А куда денешься! Иначе — прощай виза... Но сказать так: нравственный дискомфорт моря ков уничтожен — значит закрыть глаза на дейст вительность. Честь и достоинство моряков до сих пор еще находятся под сильным прессом инструк ций, приказов людей, проявляющих не в меру соб ственную «самодеятельность». Не без гордости говорил первый пом ощ ни к капитана ТР «Пролив Надежды» А. П. Павлы гин: — Я т а к борюсь с контрабандой . Возвращаясь с увольнения в инпорту , все до единого проходят под присмотром в грузовое помещение, что на палубе, п и ш у т расписки о п о к у п к а х и оставляют там свои вещи. И вот уж е с ко л ь ко лет, к а к на моих судах нет случаев контрабанды . Кстати , заметьте, мой опы т был в свое время одобрен. Поневоле пришлось «заметить». На этом транспорте мы заходили в Лас-Пальмас. Выдали нам валюту , сошли на берег, к положенному ср о ку вернулись из увольне ния. Под неусыпными взглядами командиров во главе с помполитом прошли в грузовое помещение. Написали ра списки , поставили число, фамилию . Правда, вещички взяли с собой в каю т у . Но б ум аж ки , к а к залог совести, остались у А. П. Павлыгина. Он был теперь спокоен : ежели что там ож е нни ки най дут у ко го -то недозволенное, прикрое тся индульгенцией- распиской , мол, я-то меры пр ин ял . Ну а если все ж у тся на 100 процентов честными? Значит, «принятая мера — эффективна», считает Анатолий Петрович. А не оскорбляет ли она чувство достоинства мо ряков? Да н неужели нет в арсенале первого помощ ника других, более демократических средств воспи тания? Видимо, нет. Не уверен, что такую «методу» надо внедрять везде и всюду. Скорее, следует из бавляться от подобного «опыта», сеющего подозри тельность среди экипажа, неверие в советского че ловека. Хотя, конечно, в чужую душу не заглянешь, но не так уж велик коллектив на ТР, чтобы помпо- литу вкупе с общественными организациями не по нять каждого моряка. И, честное слово, в следую щий рейс я бы не хотел идти на таком судне, где на мне уже заранее повис бы ярлык «контрабанди ста». Как не хотел бы заполнять и справку-характери стику, которая дает, оценку моряку после окончания рейса. В ней в четвертом разделе, пятом пункте есть такая фраза: «Отношение к бригадной форме организации труда, патриотическим починам, про длению рейса (подчеркнуто мною. — А. В.), стрем ление поделиться положительным опытом с товари щем». Ну а если рыбак против продления? Тогда что — его списывать или отправлять не дальше Баренцева моря? А как же тогда приказ Минрыбхоза, который четко определяет количество суток промысла, на^>- ждения в море, продиктованный заботой о м оряк ^? Или это для некоторых чиновников из флота — не более как бумажка? Наконец-то, думаю, надо открыть глаза всем, в том числе и радеющим за план и премии, что мо ряк до поры до времени силен физически, мораль но. Не перегнуть бы палку, не озлобить его и дать возможность вдохнуть полной грудью. Вот тогда по- настоящему, почувствовав себя не униженным и оскорбленным, а Человеком, он воздаст сторицею. Чем жестче, тем лучше. Принцип, с помощью ко торого когда-то нарушались нормы морали, закон ности. Те времена прошли, и нет к ним возврата. Но (и об этом надо сказать во весь голос) демо кратия не есть анархия. В наших условиях социа лизма она подразумевает прежде всего крепкую дисциплину, порядок, о чем напомнил М. С. Горба чев в Мурманске. О том надо помнить всегда. В океане у моряков проходят лучшие годы, деся тилетня. Но они воспринимаются многими, по сви детельству ученых, не как жизнь, а как ожидание жизни на берегу. Очень трудно быть моряком. По тому что накопилось много ржавой воды, ржавчи ны, которая требует очищения. А. ВИЛОВ. > (Наш корр .) Атлантика — Мурманск. * * 12февраля 1988 года рыбныймурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz