Рыбный Мурман. 1988 г. Февраль.
« Р ы б н а я « в о и н а » С начала нынешнего года Марокко закрыло свои тер риториальные воды для захо да рыболовецких судов стран Европейского эконо мического сообщества. Эта мера предпринята в связи г. тем, что переговоры, кото рые в течение пяти месяцев велись между «Общим рын ком» и Марокко о заключе нии соглашения, регулирую щего их отношения в обла сти рыболовства, закончи лись провалом. Страны «Общего рынка» явно не ожидали такого по ворота событий. «Холодный душ» однако подействовал. В Брюсселе попытались как- то сгладить конфликт, заго ворили о том, что прекраще ние переговоров отнюдь не служит подтверждением их провала, а лишь свидетельст в у е т о различных подходах сторон к вопросу о рыболов стве в территориальных во дах Марокко, марокканцы требуют заключения согла шения, отвечающего интере сам экономического развития страны, рационального ис пользования природных ре сурсов. Стремясь развивать собственный рыболовецкий флот, они ставят вопрос о существенном сокращении вылова рыбы испанскими и португальскими судами, при нятии мер, гарантирующих их контроль за иностранным флотом, защиту некоторых видов рыбы. Страны «Общего рынка», первоначально согласившись на обсуждение всего комп лекса вопросов, в дальней шем заняли жесткую пози цию, отвергнув все требова ния' марокканцев. Пять меся цев переговоров были явной попыткой сохранить все на своих местах. Более того, сказались п прежние нмпер- £M ie подходы: вместо обсуж дения предложений Марокко участники переговоров со стороны ЕЭС затеяли внут реннюю тяжбу о том, как бы те преимущества, которыми обладает сегодня Испания в рыбном промысле у берегов королевства (а они закреп лены в двустороннем марок- кано-испанском соглашении, подписанном до вступления Испании в «Общий рынок»), распространить на Ирлан дию, Францию, Данию и Ита лию. По сути, как и в дале кие колониальные времена, шел дележ национальных богатств страны за спиной ее правительства. Такова суть различий в подходах к проблеме со сто роны участников перегово ров. Сегодня кризис в отно шениях Марокко и «Общего рынка» вступил в период «испытания нервами». 4 ян варя марокканский министр иностранных дел ответил ка тегорическим отказом сесть за стол переговоров до тех пор, пока сообщество не вы работает четких контрпред ложений на проект, соглаше ния, выдвинутый правитель ством Марокко. Этот резкий тон не понравился западно европейцам. Все чаще стали раздаваться призывы к при нятию экономических санк ций против Марокко, дабы заставить несговорчивых со беседников изменить свою позицию. Безусловно, приня тие карательных мер может иметь тяжелые последствия для Марокко, более полови ны экспорта которого прихо дится на страны «Общего рынка». Но приемлем ли се годня такой метод решения спорных вопросов? Не сви детельствует ли он о рециди вах неоколониалистской по литики? Б. БУКАРЕВ. |Себ. корр . АПН). Рабат. О Д ЯНВАРЯ я вышел в море на посольно-свежьезом траулере «Моздок», чтобы на писать о работе мурманских рыбаков в Баренцевом мо ре. До недавних пор в этих местах властвовала поляр ная ночь, поэтому продолжи тельность дня на широте Коль ского полуострова все еще из меряется не часами, а минута ми. Ближе к полудню на ко роткое время проясняется. Зыбкими очертаниями просту пают скалистые берега Коль ского залива, который ведет «Моздок» к широким просто рам Баренцева моря. Уверенный в себе, хорошо знающий акваторию порта лоц ман Григорий Леонидович Зай цев виртуозно вывел траулер на рейд. Пожелал морякам счастливого плавания и пере брался на борт небольшого буксира, который помогал «Моздоку» выбраться из глу хих переулков перегруженного причала. — Дальше пойдем сами, — говорит капитан Петр Брони славович Чарнецкий, явно ад ресуя эту информацию един ственному новичку — мне. Пока капитан выводит судно из залива, спускаюсь вниз, чтобы познакомиться со своим напарником по каюте. Им оказался повар Иван Иванович Бигари, заросший густой ры жеватой бородкой. -— Здравствуйте, — поднял ся навстречу парень. — Если у вас не пропадет аппетит, то плавание пройдет хорошо... — А почему у меня должен пропасть аппетит? — удивился я. Но повар только загадочно улыбнулся. Посмотрел на часы и удивленно вскинул брсви. — Ого, второй час ночи. По ра готовиться ко сну. У рус ских говорят, что утро вечера мудренее, — дружелюбно вы говаривает мой напарник, раз бирая постель. Я немного удивлен тем, что у Ивана Ивановича (с таким-то именем) очень сильный ак цент. Только вот не могу разо брать — какой. А спросить вроде неловко. Но Бигари сам начал разговор на эту тему. По национальности он венгр. Родители живут в Закарпат ской области. А вообще-то зо вут его Янош. Уже девять лет плавает на судах тралового флота. Работа ему нразится. Да и моряки им довольны, по тому что ни на одном судне не кормят такими острыми и вкусными блюдами, которыми их потчует Иван Изанозич. ...Проснулся я часов в шесть утра от неясного чувства тя жести и тревоги. Выглянул в круглый глазок иллюминатора, но ничего не увидел — тьма египетская. Зато понял пре красно, что имел в виду по вар, когда накануне завел раз говор об аппетите. К горлу подкатила тошнота, а ноги ста ли ватными. Еле-еле успел вы скочить на палубу и подбежать к борту. Это довольно скучная исто рия, поэтому не буду расска зывать о том, как я двое су ток лежал пластом, содрогаясь от одного воспоминания о пи ще. — Если хотите выздороветь, то надо больше ходить и ку шать соленые огурцы , — на ставлял меня Иван Иванович, который несколько раз на дню забегал в каюту прове дать больного напарника. — Такое случается с каждым. Вон у нас практикант на суд не Сергей Павлов. Так он то же лежит уже двое суток... А потом понизил голос и сказал тоном заговорщика: — Даже старых морских волков начинает мутить порой при сильном волнении. А тем временем наш «Моз док» полным ходом идет в район промысла. Волнение утихло, и самочувствие немно го улучшилось. Я яышел на палубу. Сквозь рваные облака В районе промысла 7 А Л К Д Репортаж с борта траулера, ведущего зим ний лов рыбы в Баренцевом море проглядывают звезды. На ми нуту в образовавшееся «окно» выскочила луна и к нашему кораблю побежала узенькая лунная дорож ка . Кругом рас стилается бесконечная гладь моря, взрыхленная пенными верхушками волн. И кажется, что во всем о громном мире одни мы плывем по бурному, холодному морю . Но вот у самого горизонта мелькнула слабая искорка. «Показалось, наверное», — по думал я. Но огонек блеснул вновь. 'И уже не один. Через час-полтора весь горизонт осветился сплошной цепочкой. Это расположились а море рыболовецкие суда. Кого толь ко здесь нет: представители Архангельского флота, юркие суденышки, принадлежащие Мурманскому рыбакколхозсою - зу, солидные траулеры трало вого флота, громадные плав базы «Севрыбхолодфлота». И все эти многочисленные суда каруселью вертятся на огра ниченном пятачке. Во всяком случае, когда смотришь с хо дового мостика «Моздока», весь горизонт высвечен огня ми рыболовецких судов. Плав базы солидно качаются в сто ронке, а траулеры «пашут» море тралами. И когда на су дах накапливается достаточно рыбы, они подваливают к вы сокому борту плавбазы «По лярная звезда» и выгружают ся. А потом снова включаются в «карусель» с выпущенными в море тралами. Наконец, включились в дело и мы. Опытные мастера свое го дела (их так и назызают: мастер добычи рыбы) Влади мир Сергеевич Кузнецов и Владимир Михайлович Галкин руководят матросами, которые готовят трал. Сеть, оторочен ная бусинками бобинцев (каж дый с футбольный мяч), беско нечным ручейком уходит за борт. Все. Трал лег на дно . Бобин- цы выполняют роль «колес». Сейчас там, в далекой и холод ной глубине, зев трала загла тывает все, что попадается на его пути. Я с нетерпением жду, когда выберут трал. Ин тересно, что принесет он? Внизу в трюме уже готовы к работе люди. Когда рыбы много, весь экипаж, кроме ка питана и радиста, еыходит на подвахты, потому что нужны рабочие руки. Ведь на трауле рах (стыдно сказать) до сих пор работают дедовским ме тодом. Основное орудие тру да — шкерочный нож. М оряк берет рыбу и быстрым движе нием отсекает ей голову. За тем разрезает тушку вдоль брюха и выбрасывает внутрен ности, предварительно отде лив печень трески, которую тут же, на небольшой консерв ной фабрике, закатывают в банки. За прошедший рейс «Моздок» изготовил 30 тысяч банок печени... И вот наступил момент подъема трала. Этой минуты с напряжением ждет весь эки паж. Ведь от наличия здесь рыбы зазисит дальнейшая ра бота траулера. Если улов ма ленький, придется искать но вые места для рыбалки. А это — новые мили в штормо вом море, тонны горючего . Немаловажное значение имеет и настроение команды. Когда рыба «идет», все работают с энтузиазмом. А когда трал приходит пустым, у всех по давленное настроение. Но вот подняли трал. Лица у всех повеселели — есть рыба. Иду вниз к лоткам, в которые с верхней палубы подается рыба. Чего только здесь нет. Вот золотистый окунь с выпу ченными глазами (как пери скопы) и с подступившим к горлу пузырем. Это так его раздуло, оттого что рыбу подняли с большой глубины. Пожалуй, только на окуне так отражается перепад давления. А вот и два ближайших род ственника: камбала и палтус. У обоих у них два глаза на одной стороне головы. Другой они ложатся на грунт. Все, что нужно палтусу и камбале, — это наблюдать за теми, кто подходит к ним сверху. Ого, это еще что за чудище? Обы к новенный шар с глазами и ма леньким хвостиком. Это пина гор, весь покрытый шершавым панцирем. Пинагор на траулер попал по недоразумению — попутно с другими рыбами. Промысловой ценности он не имеет, поэтому моряки по спешно освобождают из сетей это симпатичное чудище и от пускают в море. Но вот появились громадные и жирные зубатки. Их несколь ко разновидностей: синие и пятнистые. Вес их зачастую превышает три десятка кило граммов. Поэтому не зря зу батку и палтус моряки назыза ют морской свининой. Однако нет-нет да и попадаются уди вительные обитатели глубин. Много в трале блинообразных скатов. С этими шутки плохи. Тут же изящные красно-бе лые морские звезды, тыквооб разные морские губки. А это что за обрубок? Ага, это же морской огурец, похожий на половинку баклажана. В слу чае опасности «огурец» выбра сывает наружу содержимое своих внутренностей. Но это не беда. Через несколько дней хитрец вновь наберет первоначальный вес... Но вот содержимое трала рассортировано, и закипела работа. Время идет, незамет но, и когда я случайно кинул взгляд на часы, они показыва ли 3 часа утра. Когда рыба идет хорошо, то работа вооб ще не прерывается. Вахты сменяют одна другую . Переку сили, поспали немного и сно ва шкерочный нож в руки. Снова бесконечным потоком течет в трюмы рыба. Прошло несколько дней, как мы пришли на «Моздоке» в район промысла. Уже несколь ко раз подходили к плавба зам, чтобы сдать в «авоськах» (каждая «авоська» весом в 800 килограммов) обработанную рыбу. Мне уже нужно возвра щаться в Мурманск. Но, как назло, попутного судна все нет и нет. — А знаете что, — оживил ся наш капитан. — Тут через несколько дней идет в порт «по зеленой» «Макеевка», с экипажем которого мы сорев нуемся. М ожно с ними уйти в Мурманск. Так и решили сделать. Тем более что другой оказии ш ближейшее время не ожида ется. 31 января к нам подошла «Макеевка». Пока меня в «кор зине» по воздуху переносили на подошедший траулер, ка питаны ведут оживленный разговор. — Ну что, — спрашивает Петр Брониславович, — гово рят, вам здорово досталось у Шпицбергена? — Да не то чтобы доста лось, — улыбается капитан «Макеевки» Владимир Ивано вич Степыгин. — Просто нас вытеснили оттуда сплошные ледяные поля. Но рыбу все же успели взять... — И много взяли? — насто рожился Петр Бронислазович. — С кол ь ко взяли — все на ше, — отшутился Степыгин. — Я вижу, ты уже заволновался! «Макеевка» возвращалась в порт «по зеленой». Это зна чит, что ей открыта дорога, что ее в первую очередь раз грузят в порту л без задерж ки отправят назад в район промысла. Поэтому заход суд на в порт «по зеленой» даже не квалифицируется как пе рерыв е промысле. Перед тем как «Макеевка» вошла в Кольский залив, эки паж провел профсоюзное со брание. В своем отчете капи тан судна Владимир Иванович Степыгин назвал всего не сколько цифр: за 69 суток вы ловлено 856 тонн рыбы при задании 678 тонн! Эти цифры очень интересо вали капитана «Моздока». Ему хотелось узнать, не обошли ли их соперники. Уже на бере гу я узнал, что и экипаж «Моздока» закончил рейс со значительным перевыполнени ем плана. Значит, оба капита на могут быть довольны ре зультатами большой рыбалки. Р ЫБАЛКУ В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ м ож но разбить на две ча сти: первая (декабрь и половина января) — продуктив ная. Тралы приходили полными, во всю силу работали плав базы и транспорты. Руководитель промысла Валерий Павлович Шумилов во время совета капитанов не имел к рыбакам особых претензий. А потом пошла вторая половина (конец января и начало февраля) — малопродуктивная. Полсотни су- дов- бороздили небольшой участок моря чуть севернее полу острова Рыбачий. И вдруг совершенно неожиданно, в один день, все изменилось. Тралы приходили пустыми. Порой и сотни килограммов рыбы не набиралось. И вот после очередного совета было принято решение поменять места промысла. Суда перебрались чуть севернее. Здесь было немного лучше. Но все разно ничего похожего на декабрьские и январские уловы. Поэтому трудностей у моря ков много. Но люди их успешно преодолевают. Очень верно подметил капитан ПСТ «Моздок» Петр Бро ниславович Чарнецкий: t — Проблемы появляются тогда, когда появляется рыба. А без нее какие у моряка проблемы? Таскай себе трал, пока не найдешь хороший косяк. И. ШАТОВ. Баренцево море. РЫБНЫЙМУРМАН 12 февраля 1908 года ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz