Рыбный Мурман. 1988 г. Февраль.

6 За безопасность мореплавания Б а с с е й н о в ы е с о в е щ а н и я по безопасности мореплавания у нас традиционны. Как все­ гда, на них собираются серьезные люди с шев­ ронами — капитаны, старшие механики, сотруд­ ники отделов мореплавания флотов и ВРПО, ЦПКТБ. Всегда готовят к выступлению на сове­ щаниях серьезные, обширные доклады . Но, по ­ жалуй, столь .критично и остро, откровенно еще не говорили на подобных заседаниях. Дельные предложения моряков Вопросы безаварийной рабо­ ты флотов — важнейшие в усло­ виях хозрасчета. И это понятно: любая, даже не авария — неис­ правность механизма, сбивает ритм, снижает показатели. А уж авария, за которой неизбежно следуют простои судов, убытки, конечно же, не лучшим образом отразится на конечном результа­ те работы экипажа — прибыли. Примером может служить про ­ шлый год, когда восемь аварий, 39 аварийных происшествий и 312 случаев неазарийного характера вместе с простоями поврежден­ ных судов унесли из бюджета бассейна 2,7 миллиона рублей. А как бы пригодились эти деньги на другие цели! Хотя в целом число азарий со­ кратилось по сравнению с 1986 годом в 2,5 раза, а аварийных происшестзий в полтора раза. Соответственно, снизились и убыт­ ки: технические — в 4,7, общие — • 2,8 раза. Втрое меньше был простой судов. И что парадоксально: осенне- зимние периоды и 1986—87 годов, и текущий прошли на бассейне безаварийно. А вот летом, ко г­ да, казалось бы, легче и проще работать грамотно и красиво, произошли серьезные навигацион­ ные случаи. Причина в том, что в благоприятных условиях судо­ водители снижают бдительность, совершают рискозанные, ничем не обоснованные действия. В ус­ ловиях большой скученности су­ дов на промысле или при плава­ нии вблизи назигационных опас­ ностей такие поступки кончаются плзчезнэ. Заметки с совещания на исправление брака ремонта потребовались лишние три меся­ ца, но и потом, когда судно вы­ шло в море, пришлось возвра­ щаться в порт, поскольку из-за некачественной сборки оказался поврежденным газотурбонагне- татель. Первый заместитель начальника ВРПО «Севрыба» Э. К. Наумов, анализируя состояние уровня ава­ рийности на бассейне, приводил примеры нарушения судоводите­ лями требований нормативных документов и последствий этого. Столкновения судов, намотки на гребное устройство, посадки на грунт — беды те же , что и а предыдущие годы, хотя и видна тенденция к снижению их коли­ чества. Это — в общем. А в М ур ­ манском рыбакколхозсоюзе чис­ ло аварийных происшествий, свя­ занных с деятельностью судово­ дителей, увеличилось в 2,5 раза, в «Архангельскрыбпроме» и «Сев- рыбпромразведке» — удвоилось. И здесь небезынтересно отметить следующее: абсолютное большин­ ство капитанов бассейна работали в прошлом году безаварийно, а довели суда до беды как раз те, кто уже состоял а списках ава­ рийщиков в предыдущие годы. Например, в «Севрыбхолодфлоте» из четырех винсзниксз аварий трое — по второму и даже по третьему разу. Значит, служба мореплавания не сделала еозре- мя необходимые выводы о том, надо ли доверять таким капита­ нам суда и людей. Го.зсря об азарийности техниче­ ских средств, Э. К. Нзумоз наз­ вал флоты, «лидирующие» в этом печальном деле: шесть слу­ чаев а М урманском траловом флоте, пять — в «Мурманрыбпро- ме». В оснсзе азарийности этого вида — опять же нарушения тре­ бований нормативных до кум ен ­ тов по технической эксплуатации флота и судоремонту. В частно­ сти, на ВАТ «Маршал Еременко» 12 февраля 1988 года Вроде бы все знают свои дол­ жностные инструкции, но порой словно как затмение в памяти наступает. Вот, скажем, проверя­ ют работники пожарно - техниче­ ской инспекции состояние дел на судах. И что же? 102 судам за­ держан выход в море из-за на­ рушений противопожарных пра­ вил. В целом в прошлом году за­ регистрировано 1092 таких нару­ шения. В их числе: неисправность систем и средств тушения пожа­ ра на 383 судах, нарушение пра­ вил технической эксплуатации электрооборудования — на 191, хранение посторонних сгораемых материалов в запрещенных местах — на 135 судах. Стоит ли удив­ ляться тому, что произошло на БМРТ «Невьянск»: от замыкания электрокабелей там возник по ­ жар. Рейс был сорван, судно до ­ ставлено в порт для ремонта. Но через три дня оно горит во вто­ рой раз: от зароненного огня а РМУ вспыхивают хранившиеся там джутовые мешки. Но эти беды — от личной ха­ латности. Куда опасней ухудше­ ние технического состояния су­ дов. Об этом с болью говорил на­ чальник механико - судовой служ­ бы «Мурманрыбпрома» С. И. Пу- стсвой. Причин ухудшения не­ сколько : интенсификация флота, напряженный государственный план, недостаточное материально- техническое снабжение. А для то­ го, чтобы удержать эксплуатаци­ онные показатели в нормативе МРХ, приходится суда по 4—5 лет держать без захода в родной порт. Где уж тут быть хорошему техническому состоянию! Особый интерес у участников совещания вызвало выступление капитана-директора «Севрыбхо- лодфлота» П. С. Ф есенко своей конкретностью и остротой про ­ блем, близких каждому из сидя­ щих в зале, бот отрывок из это­ го выступления. Если со всей глубиной про ­ анализировать аварийность, то становится ясно, что почти лю ­ бой аварийный случай — конеч­ ный результат комплекса упу­ щений в работе не только коман­ диров экипажа, но и работников отделов флотов и руководите­ лей промыслом. Одна из причин азарийности — политика экстен­ сивных методов хозяйствования, основное содержание которой —• минимум расходов на обеспече­ ние безопасности мореплавания, главное *— производственная дея­ тельность.., Надо, чтобы не эки ­ паж шел на поклон а отдел снаб* жения, а представители отделов приходили на судно и оператив­ но решали все вопросы. Самое главное, надо поставить в прямую зависимость оплату труда снаб­ женцев и судоремонтников от ре­ зультатов работы экипажа. За безаварийную эксплуатацию фло­ та должны отвечать все звенья аппарата управления и контроля, И еще: настало время освобо­ дить капитана от мелочной опеки, дать возможность тзорчески ра­ ботать, не грозить наказанием за малейшее упущение. А это помо ­ жет избавиться от безынициатив­ ности, серости, станет способст­ вовать повышению престижа про­ фессии капитана. Многие из выступавших на со­ вещании предлагали отменить, как показала практика, никому не нужные бумаги и другие бю ро ­ кратические рогатки. В частно­ сти, капитан-директор «Мурман­ рыбпрома» И. В. Гриднез гозо- рил о том, что не надо вести на судне документацию по всем в^дам учебы. Более того, основ­ ную подготовку к рейсу моряк должен проходить на берегу. И. В. Гриднев еще раз подчерк­ нул сказанное и другими высту­ павшими: судоремонтники долж ­ ны сдавать экипажу судно «под ключ». И еще один наболевший вопрос: необходимо прекратить порочную практику по грузки снаб­ жения и продуктов в последний перед отходом день. Прозвучало в выступлении капитана и такое предложение: подготовку коман­ ды к рейсу проводить не в одно­ дневной спешке, а спокойно и последовательно с тем, чтобы мо­ ряки прошли курс экономиче­ ских знаний применительно к ус­ ловиям работы при хозрасчете и курс по законодательству. При­ чем лекторы должны быть ква­ лифицированными, а не дом оро ­ щенными. И наконец, И. В. Грид­ нев убеждал присутствующих ру­ ководителей в необходимости вер­ нуться к прежнему штагу судо­ водителей, особенно при работе в АЧА. А безаварийное плавание зависит от капитанов, и только от них, насколько они грамотны и требовательны. Поэтому службам мореплавания надо очень внима­ тельно приглядываться к людям, знать их не только как производ­ ственников, но и хорошо пред­ ставлять их жизненную позицию, слабые и сильные стороны ха­ рактеров. Деловыми, с конкретными предложениями были и другие выступления участников совеща­ ния. Насколько внимательно от­ несутся к ним руководители фло­ тов и ВРПО, покажет время. Яс­ но одно : каждый рейс каждого судна должен быть безаварий­ ным. И если моряки вносят кон­ кретные предложения, как этого добиться, надо незамедлительно воплощать их в жизнь. И. ВОЛКОВА. ------Контроль------ ради контрола Никто из нас, конечно же, не сомневается в необходимо­ сти контроля. Ясное дело : контроль — это порядок. Только вряд ли он, контроль, сегодня столь действен, как хотелось бы. Взять хотя бы «Положение о бассейновой государственной инспекции безопасности мореплазания и портового надзора флота рыбной промышленности». Что мы читаем здесь о правах и обязанностях уважаемой организа­ ции? «Осуществлять контроль», «требовать неуклонного вы­ полнения», «отстранять от должности», «запрещать» — и ни­ чего другого . Иными словами, инспекция лишь констатирует факты, слу­ жит карающим мечом для людей, занятых в материальной сфере деятельности. Но, известно, не ошибается тот, кто ни­ чего не делает. У нас же не допускают ошибок лишь кон ­ тролирующие органы. Мы отправляем суда в море с массой нерешенных проблем — снабжения , ремонта, подготовки и комплентации энипажей , — чтобы потом контролировать их деятельность, выискивая недостатки, «заложенные» на берегу, создавая видимость ра ­ боты, суть которой — переливание из пусто го в порожнее . Неприступный аппарат управления , стерегущий кажды й шаг производственников , не нашел ничего лучшего, кан на ка зы ­ вать их за малейший просчет или упущение , кои чаще все­ го являются следствием причин более вы сокого порядка. С колько капитанов и технологов, к примеру , мы нараем за вы п ус к некачественной продукции? Словно бы не знаем ни об отсталой технологии , ни об уровне механизации и их не­ соответствии все возрастающим объемам производства! Нам бы создать отдел гарантии качества, входящий в под­ разделение, которое занимается разработками новой п р о д у к ­ ции , технологии , новых, приемлемых для потребителя и про ­ изводственников стандартов и ГОСТов на продукцию . А мы создали Северную инспенцию по качеству , которой , грубо го ­ воря, наплевать, в ка ком состоянии те хни ка и в ка ки х у с ­ ловиях работают моряки . Мы все в ответе за это. Но общая ответственность, как до ­ казано, предполагает и общую безответственность. И при­ крывается она наличием «козлов отпущения», а мы научи­ лись отыскивать их на все случаи жизни. Или возьмем пример из друго го «ведомства». У «Севгосрыбфлотинспекции»> существует мнение, что она должна быть блюстителем порядка, требовать выполнения установленных правил, не вникая в производственные дела. А правильно ли это? Ведь еще Петр I говорил, что «не надо следовать Уставу, я ко слепой стены ; ибо Уставы писаны , а времен и случаев нет*>. И если правила и и н с тр у кц и и созда­ ны без сочетания с нашими производственными задачами, то зачем очи нам? Но беда не только в том, что контроль несовершенен. К у ­ да хуж е то, что в управленческой деятельности на всех уров ­ нях большинство из нас очень любят контролировать работу д р у ги х , в результате чего контроль стал самоцелью, тем кам ­ нем преткновения , за которым не видно главного — пр а ктиче ­ ско го решения проблем. Мы любим создавать комиссии по контролю за деятель­ ностью наших подчиненных подразделений по каждому мел­ кому поводу, по каждому случаю. Эти комиссии работают по графику или без графика, по результатам проверок со­ ставляются обширные акты, пишутся планы бесчисленных ме­ роприятий, издаются приказы. Комиссий множество, но толку чуть. И, если допустить, что / ■ один прекрасный день все они прекратят свое существо- вание, то вряд ли кто заметит их отсутствие, разве только те, кто проверяет, в свою очередь, деятельность этих комиссий. По количеству комиссий и контрольных проверок создает­ ся впечатление, что проверяющих в нашем Всесоюзном объединении больше, чем работающих. Может быть, и в этом причина наших отставаний в производственных делах? Думаю , что нам не нужен контроль, .который из года в год вскрывает одни и те же по сути недостатки, но не ре­ шает насущных проблем . Нам нужен контроль, который вы­ ступает прежде всего как средство оказания помощи про ­ изводственникам, предупреждающий и исправляющий ошиб­ ки, распространяющий положительный опыт в практических делах, не только карающий нерадивых, но и поощряющий добросовестных, высокорезультативных работников. Контроль не должен быть односторонним , когда Он про­ водится (якобы для пользы производственников) неприступ­ ным аппаратом управления, только и думающим , как бы этих производственников побольше контролировать. Сейчас сложились благоприятные условия для вытеснения бюрократии на основе совершенствования хозяйственного механизма, расширения самостоятельности предприятий, по­ ощрения инициативы низовых звеньев управления. Благода­ ря этому мы получили редчайшую возможность с помощью контроля снизу «парализовать всякую тень извращения Со­ ветской власти.., вырывать повторно и неустанно сорную тра­ ву бюрократизма» (В- И. Ленин). МьГ~не имеем права этим не воспользоваться. В. САМСОН заместитель начальника отдела м о ­ реплавания, связи и электрорадиона­ вигации ВРПО «Севрыба». 1 В короткие минуты отдыха Фото В. КОРЕЦКОГО. РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz