Рыбный Мурман. 1988 г. Февраль.

месяц работы в новых условиях 5 ------- «Севрыбхолодфлот » ------- 10 миллионов рублей Именно на такую сумму в январе дополнительно изготовили рыботоваров моряки «Севрыбхолодфлота». За счет чего? — Производственные суда выпускали только рентабельную продукцию , — комментирует начальник управления В. ф. Ко- рельский. — Отсюда и значительное перевыполнение плана по прибыли. Однако было бы неверным говорить: трудились на пределе сил, но здесь вины моряков не нахожу. Производственные мощности использовались не в полном объеме — в отдельные дни работу сдерживало отсутствие бочкотары. Запаса ее в мо ­ ре не было и доставлялась она на суда из порта «с колес». Довольны мы январской работой транспортных рефрижера­ торов. Они перевезли грузов почти на 10 тысяч тонн больше запланированного. Тем не менее в январе в ЮВА добываю­ щие суда потеряли 19,4 судо-суток из-за отсутствия у нас рефтоннажа, а также непроизводительных простоев ТР в пор­ тах Африки с рыбопродукцией промысловиков. Почему же, несмотря на увеличение числа ТРов (а как изве­ стно, с первого июля, после ликвидации «Мортрансфлота», нам передали 9 транспортов) рыбаки не могли и пока не могут вывезти всю изготовленную ими продукцию? Я уже сказал, что имеются немалые потери в портах во время разгрузки и в море. Но основная беда в том, что не­ которые ТР в течение нескольких лет не ремонтировались. В прошлом году мы поставили на «лечение» ТР «Вильгельм Пик» и «Карл Либкнехт», но, откровенно скажем , слишком долго решали вопросы по выделению на их ремонт лимитов. Здесь отчасти вина флота. Напряженную обстановку на промысле должны снять ТР «Тамбов», который выходит из ремонта в Польше, а также «Ирбенский пролив» и «Карл Либкнехт», на которых сейчас заканчивает работы Мурманская судоверфь. Рыбный порт Коллектив М урманского морско го рыбного порта в январе сверх задания по общему грузообороту переработал 30,3 тысячи тонн1 сэкономив промысловикам немало стояноч­ ного времени. Не сдают своих позиций докеры и в феврале. Интервью у трапа П Г Х «КАРПИНСК» вышел в рейс 11 Vi I 8 января. На днях приходил в порт «по зеленой». Вчера он снова вышел на промысел. Перед отходом наш коррес­ пондент И. БЕРЕЗЮК встретилась с капи­ таном траулера Юрием Алексеевичем КА- ДЫГИНЫМ и попросила ответить на не­ сколько вопросов. ВРЕМЯ ВЫВОДОВ ВПЕРЕДИ — Как вам, Юрий Алек­ сеевич, работалось в янва­ ре? — Промысловая обстанов­ ка радовала, поэтому и ре­ зультаты высокие: перевы­ полнен план по всем показа­ телям. — И по главному для вас — стоимости товарной про­ дукции? — Тоже. Сверх задания выпустили товарной на 34,5 тысячи рублей. — Как вы считаете, ваши успехи — результат перехо­ да флота на хозрасчет? — Пока трудно что-либо говорить в этом плане. По большому счету, думается, если нет промысловой обста­ новки, никакой хозрасчет не поможет. Во всяком случае, в том виде, в каком он су­ ществует сегодня. — Примеры? — Надо менять систему планирования. Скажем, уда­ лось нам выполнить рей­ совое задание не за 40, а за 30 суток. Казалось бы, надо поощрять такое, на деле же мы теряем (и немало!) в заработке, так как суточный заработок умножается уже не на 40, а на 30. Или вот такой пример. Огромное влияние на сумму премирования оказывает выпуск консервов. Но в пла­ не «забито» использование 3,5 процента печени от мас­ сы трески. Может, много лет тому назад эта цифра была реальна. Сейчас же пе­ чень составляет максимум два процента. Это — точка зрения не только судовых специалистов, но и флагман­ ского технолога. Дело в том, что треска нынче тощая, пе­ чень далеко не всегда иде­ ального качества — в смыс­ ле соответствия ее ГОСТу. Мы план выпуска консервов перевыполнили, но только за счет больших уловов. Коро­ че говоря, надо менять тех­ нологию или планирование. — Хозрасчет подразуме­ вает повышение производи­ тельности труда. — Повсюду этот процесс происходит за счет сокраще­ ния численности экипажей. Я уверен: это — не метод, поскольку объемы производ­ ства падают. Нужна механи­ зация, и если до сего дня она воплощена в шкерочном ноже, то чем меньше рабо­ тает ножей, тем меньше мы выпускаем продукции. Кстати, о ножах и о снаб­ жении. В «Запрыбе» этой «механизацией» можно спо­ койно работать всю вахту. У нас же — что за сталь? — каждый час надо точить нож. То же самое о перчат­ ках: учитывая их «стой­ кость», надо впятеро увели­ чить количество. — Юрий Алексеевич, ви­ димо, переход на хозрасчет будет способствовать ста­ бильности экипажей? — Возможно, впоследст­ вии так и будет, когда капи­ тан не на бумаге, а в дейст­ вительности обретет право создавать экипаж. Пока же командует отдел кадров. И ПСТ служат какой-то пере­ валочной базой, ведь после каждого рейса на треть, а то и на все 80 процентов команда обновляется. При­ чем буквально: большинство моряков, присылаемых на ПСТ, новички. Или еще ху­ же: приходят с «хвостами» в виде отметок о посещении медвытрезвителя. А по окон­ чании рейса мне в управле­ нии говорят: «Сработали вы отлично, но у вас пять на­ рушений дисциплины, сни­ маем с экипажа четыре ты­ сячи рублей премии». По­ милуйте, говорю, люди при­ шли к нам с этими наруше­ ниями! Никого не интересу­ ет. — А каково ваше отноше- ние к выпуску соленой про­ дукции? — Сложное. В рейсовом задании есть этот вид про­ дукции, значит, обязаны вы­ пускать. И мы выпускаем, если нет поблизости баз, ес­ ли подняли большой улов, а следом — безрыбье, сдавать по 200— 300 килограммов свежья не побежишь, и, наконец, если штормы не дают ловить. Но, опять же, исходя из премирования в новых усло­ виях, хочу заметить, что этот вид продукции невыго­ ден ни экипажу, ни флоту. Для выпуска ее требуется больше сырья, чем на свежье, да и стоимость тон­ ны соленой на 200 рублей ниже цены тонны свежья (в оптовых ценах). К тому же процесс засолки трудоемок. И рыбокомбинат принимает соленую рыбу без восторга. — Подытоживая нашу бе­ седу, Юрий Алексеевич, хо­ чу, чтобы вы подчеркнули главное: чего ждете от хоз­ расчета, что уже имеете? — Повторюсь: одного ме­ сяца мало для серьезных выводов. Но уже сегодня можно отметить ростки но­ вого. Например, не берем лишнее снабжение, скажем, тралы. Бережней стали от­ носиться к сырью, чтобы ни одна рыбка не пропала, ведь чем больше рыбы в т.рюме, тем лучше. Главное для нас — сокращать затраты. И в этом роль береговых служб трудно переоценить, ведь от своевременной постановки к причалу и разгрузки, от удовлетворения заявок на снабжение зависит все. взгляд с моря мы стратеги рес капитанов угрожающие радиограммы. З а такие «ука­ зания» пора и наказывать. Ведь мало того, что они под­ рывают авторитет капитанов, ■«но еще и вносят нервозность в коллективы. К тому же между судами группы появ­ ляется нездоровое соревно­ вание: «нашел рыбу — мол­ чу, скорей бы ухватить, что­ бы «не долбали» с берега: не скажу, какую новинку внедрил по мехчасти, техно­ логическому, промысловому оборудованию». Кто бы мне показал капи­ тана, который заведомо хо­ чет сорвать план? Нет та­ ких! Так за что же им такие накачки, недоверие? По-мое­ му, кто-кто, а наши капита­ ны заслуживают большего к себе уважения. А лучше ра­ ботникам отделов управле­ ния не на словах, а на деле помогать им, экипажам. Вот, к примеру, поле деятельно­ сти: в ЦВА __ острый дефи­ цит наставников по добыче. Они нужны в каждом райо­ не, а в этом — особенно. А в каких условиях (тяжелых!) . они работают, как низко по РЫБНЫЙМУРМАН сравнению с судовыми спе­ циалистами оплачивается их труд... Вот над чем надо крепко задуматься. Свои проблемы у судов кошелькового флота. Здесь успех, как считают все капи­ таны, процентов на 50 зави­ сит от акустиков. Повезло на них СТР «Комарно» (капитан В. К. Кикоть), «Со- лигалич» (Г. М. Медведев). Однако на таких судах, как «Союз-9», «Сольвычегодск», «Сыктывкар», «Светло- водск», акустики слабо справ­ ляются со своими обязанно­ стями. Не находит должного кон­ такта с капитаном СТР «Климовка» В. Д. Дудкой акустик Марков, впрочем, это ему редко когда удава­ лось. Естественно, ожидать чего-либо хорошего от таких отношений не приходится. Промысловая обстановка для «малышей» крайне не­ стабильна. Вне экономиче­ ской зоны рыбы практиче­ ски нет, выходы ее крайне редки и непродолжительны. В основном районе добычи, на глубинах 60— 90 метров, контроль осуществлялся су­ дами у «красной линии». За ­ меты, как правило, были на грани «фола», с боязнью быть «обнаруженными», хо­ тя лов вели на расстоянии одной-двух миль от «крас­ ной линии». По-моему, флот- инспекция незаслуженно ка­ рает капитанов. К примеру, капитан СТР «Солигорск» И. Г. Конюхов имел «нару­ шение» режимной зоны, он отстранен от должности. Счи­ таю, что «Мурманрыбпром» должен защищать таких ка­ питанов самым решительным образом, оказывать им вся­ ческую поддержку, вселять уверенность: работать в ЦВА надо без оглядки на вчерашние инструкции Мин- рыбхоза. Пока этого не бу­ дет, нечего и ждать эффек­ тивного промысла в Цент­ рально-Восточной Атлантике, даже на хорошо подготовлен­ ных судах. Психологический фактор здесь решает все. Не на полную мощь рабо­ тали кошельковисты еще и потому, что порой некуда сдавать улов. В промрайо- не — две рыбомучные базы, «Рига», «Северодвинск», мо­ розильно-консервная база «Маточкин Ш ар» управле­ ния «Севрыбхолодфлот». Лучше подготовлена экспе­ диция в «Запрыбе». Здесь на 22 промысловых судна — три морозильные плавбазы, шесть промыслово-производ­ ственных рефрижераторов. И если плавбаза «Восток» ра­ ботала только со своими ловцами, то плавбаза «Со­ ветская Украина» была са­ ма по себе: при нехватке сырья от «своих» принимала рыбу от «чужих». Если рай­ он не обеспечен морозильны­ ми плавбазами, то следовало бы и снизить плановые на­ грузки по пищевой продук­ ции, в конце концов, моряки не виноваты, что проблема сдачи рыбы до сих пор не решена. Система оплаты экипажей .СТР должна быть такой: 75 .процентов окладов на про­ мысле плюс 50 процентов за выловленную рыбу. Это позволит добиться макси­ мальной отдачи, причем до самого окончания рейса. Сей­ час же такой заинтересован­ ности у личного состава нет. Первый месяц работы объ­ единения, если взглянуть на нее «изнутри», показал, что мы еще не умеем, не научи­ лись считать каждую копей­ ку, извлекать выгоды, при­ быль. Заче.м, спрашивается, мы доставляем порой ‘снаб­ жение на ТРах, когда мож­ но использовать свои суда, снабдив их кранцами для пе­ редачи снабжения на про­ мысле? В то же время воз­ вратные контейнеры зача­ стую идут пустые, а между тем моряки в ЮВТО, АЧА , Ю ВА постоянно жалуются, что им не на чем отправить утиль в порт. А ведь за «воздух» мы платим транс­ портникам немалые деньги. • Конечно, многое, если не все, в условиях хозрасчета зависит от того, как мы уп­ равляем, как контролируем свои решения, приказы, ведь все, о чем я написал, не яв­ ляется каким-то открытием. Вот, допустим, есть в объе­ динении приказ о закрепле­ нии командного состава за судами, но выполняется он из рук вон плохо. Отсюда и появляются «временщики», которые добивают суда. Одним словом, команди­ ровка в море показала: если и требуется перестройка, то прежде всего перестройка методов управления. А. КУХТИНГ заместитель генерального директора объединения «Мурманрыбпром». Центрально-Восточная Атлантика — Мурманск. 12 февраля1988 года л

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz