Рыбный Мурман. 1988 г. Февраль.
месяц работы в новых условиях 5 ------- «Севрыбхолодфлот » ------- 10 миллионов рублей Именно на такую сумму в январе дополнительно изготовили рыботоваров моряки «Севрыбхолодфлота». За счет чего? — Производственные суда выпускали только рентабельную продукцию , — комментирует начальник управления В. ф. Ко- рельский. — Отсюда и значительное перевыполнение плана по прибыли. Однако было бы неверным говорить: трудились на пределе сил, но здесь вины моряков не нахожу. Производственные мощности использовались не в полном объеме — в отдельные дни работу сдерживало отсутствие бочкотары. Запаса ее в мо ре не было и доставлялась она на суда из порта «с колес». Довольны мы январской работой транспортных рефрижера торов. Они перевезли грузов почти на 10 тысяч тонн больше запланированного. Тем не менее в январе в ЮВА добываю щие суда потеряли 19,4 судо-суток из-за отсутствия у нас рефтоннажа, а также непроизводительных простоев ТР в пор тах Африки с рыбопродукцией промысловиков. Почему же, несмотря на увеличение числа ТРов (а как изве стно, с первого июля, после ликвидации «Мортрансфлота», нам передали 9 транспортов) рыбаки не могли и пока не могут вывезти всю изготовленную ими продукцию? Я уже сказал, что имеются немалые потери в портах во время разгрузки и в море. Но основная беда в том, что не которые ТР в течение нескольких лет не ремонтировались. В прошлом году мы поставили на «лечение» ТР «Вильгельм Пик» и «Карл Либкнехт», но, откровенно скажем , слишком долго решали вопросы по выделению на их ремонт лимитов. Здесь отчасти вина флота. Напряженную обстановку на промысле должны снять ТР «Тамбов», который выходит из ремонта в Польше, а также «Ирбенский пролив» и «Карл Либкнехт», на которых сейчас заканчивает работы Мурманская судоверфь. Рыбный порт Коллектив М урманского морско го рыбного порта в январе сверх задания по общему грузообороту переработал 30,3 тысячи тонн1 сэкономив промысловикам немало стояноч ного времени. Не сдают своих позиций докеры и в феврале. Интервью у трапа П Г Х «КАРПИНСК» вышел в рейс 11 Vi I 8 января. На днях приходил в порт «по зеленой». Вчера он снова вышел на промысел. Перед отходом наш коррес пондент И. БЕРЕЗЮК встретилась с капи таном траулера Юрием Алексеевичем КА- ДЫГИНЫМ и попросила ответить на не сколько вопросов. ВРЕМЯ ВЫВОДОВ ВПЕРЕДИ — Как вам, Юрий Алек сеевич, работалось в янва ре? — Промысловая обстанов ка радовала, поэтому и ре зультаты высокие: перевы полнен план по всем показа телям. — И по главному для вас — стоимости товарной про дукции? — Тоже. Сверх задания выпустили товарной на 34,5 тысячи рублей. — Как вы считаете, ваши успехи — результат перехо да флота на хозрасчет? — Пока трудно что-либо говорить в этом плане. По большому счету, думается, если нет промысловой обста новки, никакой хозрасчет не поможет. Во всяком случае, в том виде, в каком он су ществует сегодня. — Примеры? — Надо менять систему планирования. Скажем, уда лось нам выполнить рей совое задание не за 40, а за 30 суток. Казалось бы, надо поощрять такое, на деле же мы теряем (и немало!) в заработке, так как суточный заработок умножается уже не на 40, а на 30. Или вот такой пример. Огромное влияние на сумму премирования оказывает выпуск консервов. Но в пла не «забито» использование 3,5 процента печени от мас сы трески. Может, много лет тому назад эта цифра была реальна. Сейчас же пе чень составляет максимум два процента. Это — точка зрения не только судовых специалистов, но и флагман ского технолога. Дело в том, что треска нынче тощая, пе чень далеко не всегда иде ального качества — в смыс ле соответствия ее ГОСТу. Мы план выпуска консервов перевыполнили, но только за счет больших уловов. Коро че говоря, надо менять тех нологию или планирование. — Хозрасчет подразуме вает повышение производи тельности труда. — Повсюду этот процесс происходит за счет сокраще ния численности экипажей. Я уверен: это — не метод, поскольку объемы производ ства падают. Нужна механи зация, и если до сего дня она воплощена в шкерочном ноже, то чем меньше рабо тает ножей, тем меньше мы выпускаем продукции. Кстати, о ножах и о снаб жении. В «Запрыбе» этой «механизацией» можно спо койно работать всю вахту. У нас же — что за сталь? — каждый час надо точить нож. То же самое о перчат ках: учитывая их «стой кость», надо впятеро увели чить количество. — Юрий Алексеевич, ви димо, переход на хозрасчет будет способствовать ста бильности экипажей? — Возможно, впоследст вии так и будет, когда капи тан не на бумаге, а в дейст вительности обретет право создавать экипаж. Пока же командует отдел кадров. И ПСТ служат какой-то пере валочной базой, ведь после каждого рейса на треть, а то и на все 80 процентов команда обновляется. При чем буквально: большинство моряков, присылаемых на ПСТ, новички. Или еще ху же: приходят с «хвостами» в виде отметок о посещении медвытрезвителя. А по окон чании рейса мне в управле нии говорят: «Сработали вы отлично, но у вас пять на рушений дисциплины, сни маем с экипажа четыре ты сячи рублей премии». По милуйте, говорю, люди при шли к нам с этими наруше ниями! Никого не интересу ет. — А каково ваше отноше- ние к выпуску соленой про дукции? — Сложное. В рейсовом задании есть этот вид про дукции, значит, обязаны вы пускать. И мы выпускаем, если нет поблизости баз, ес ли подняли большой улов, а следом — безрыбье, сдавать по 200— 300 килограммов свежья не побежишь, и, наконец, если штормы не дают ловить. Но, опять же, исходя из премирования в новых усло виях, хочу заметить, что этот вид продукции невыго ден ни экипажу, ни флоту. Для выпуска ее требуется больше сырья, чем на свежье, да и стоимость тон ны соленой на 200 рублей ниже цены тонны свежья (в оптовых ценах). К тому же процесс засолки трудоемок. И рыбокомбинат принимает соленую рыбу без восторга. — Подытоживая нашу бе седу, Юрий Алексеевич, хо чу, чтобы вы подчеркнули главное: чего ждете от хоз расчета, что уже имеете? — Повторюсь: одного ме сяца мало для серьезных выводов. Но уже сегодня можно отметить ростки но вого. Например, не берем лишнее снабжение, скажем, тралы. Бережней стали от носиться к сырью, чтобы ни одна рыбка не пропала, ведь чем больше рыбы в т.рюме, тем лучше. Главное для нас — сокращать затраты. И в этом роль береговых служб трудно переоценить, ведь от своевременной постановки к причалу и разгрузки, от удовлетворения заявок на снабжение зависит все. взгляд с моря мы стратеги рес капитанов угрожающие радиограммы. З а такие «ука зания» пора и наказывать. Ведь мало того, что они под рывают авторитет капитанов, ■«но еще и вносят нервозность в коллективы. К тому же между судами группы появ ляется нездоровое соревно вание: «нашел рыбу — мол чу, скорей бы ухватить, что бы «не долбали» с берега: не скажу, какую новинку внедрил по мехчасти, техно логическому, промысловому оборудованию». Кто бы мне показал капи тана, который заведомо хо чет сорвать план? Нет та ких! Так за что же им такие накачки, недоверие? По-мое му, кто-кто, а наши капита ны заслуживают большего к себе уважения. А лучше ра ботникам отделов управле ния не на словах, а на деле помогать им, экипажам. Вот, к примеру, поле деятельно сти: в ЦВА __ острый дефи цит наставников по добыче. Они нужны в каждом райо не, а в этом — особенно. А в каких условиях (тяжелых!) . они работают, как низко по РЫБНЫЙМУРМАН сравнению с судовыми спе циалистами оплачивается их труд... Вот над чем надо крепко задуматься. Свои проблемы у судов кошелькового флота. Здесь успех, как считают все капи таны, процентов на 50 зави сит от акустиков. Повезло на них СТР «Комарно» (капитан В. К. Кикоть), «Со- лигалич» (Г. М. Медведев). Однако на таких судах, как «Союз-9», «Сольвычегодск», «Сыктывкар», «Светло- водск», акустики слабо справ ляются со своими обязанно стями. Не находит должного кон такта с капитаном СТР «Климовка» В. Д. Дудкой акустик Марков, впрочем, это ему редко когда удава лось. Естественно, ожидать чего-либо хорошего от таких отношений не приходится. Промысловая обстановка для «малышей» крайне не стабильна. Вне экономиче ской зоны рыбы практиче ски нет, выходы ее крайне редки и непродолжительны. В основном районе добычи, на глубинах 60— 90 метров, контроль осуществлялся су дами у «красной линии». За меты, как правило, были на грани «фола», с боязнью быть «обнаруженными», хо тя лов вели на расстоянии одной-двух миль от «крас ной линии». По-моему, флот- инспекция незаслуженно ка рает капитанов. К примеру, капитан СТР «Солигорск» И. Г. Конюхов имел «нару шение» режимной зоны, он отстранен от должности. Счи таю, что «Мурманрыбпром» должен защищать таких ка питанов самым решительным образом, оказывать им вся ческую поддержку, вселять уверенность: работать в ЦВА надо без оглядки на вчерашние инструкции Мин- рыбхоза. Пока этого не бу дет, нечего и ждать эффек тивного промысла в Цент рально-Восточной Атлантике, даже на хорошо подготовлен ных судах. Психологический фактор здесь решает все. Не на полную мощь рабо тали кошельковисты еще и потому, что порой некуда сдавать улов. В промрайо- не — две рыбомучные базы, «Рига», «Северодвинск», мо розильно-консервная база «Маточкин Ш ар» управле ния «Севрыбхолодфлот». Лучше подготовлена экспе диция в «Запрыбе». Здесь на 22 промысловых судна — три морозильные плавбазы, шесть промыслово-производ ственных рефрижераторов. И если плавбаза «Восток» ра ботала только со своими ловцами, то плавбаза «Со ветская Украина» была са ма по себе: при нехватке сырья от «своих» принимала рыбу от «чужих». Если рай он не обеспечен морозильны ми плавбазами, то следовало бы и снизить плановые на грузки по пищевой продук ции, в конце концов, моряки не виноваты, что проблема сдачи рыбы до сих пор не решена. Система оплаты экипажей .СТР должна быть такой: 75 .процентов окладов на про мысле плюс 50 процентов за выловленную рыбу. Это позволит добиться макси мальной отдачи, причем до самого окончания рейса. Сей час же такой заинтересован ности у личного состава нет. Первый месяц работы объ единения, если взглянуть на нее «изнутри», показал, что мы еще не умеем, не научи лись считать каждую копей ку, извлекать выгоды, при быль. Заче.м, спрашивается, мы доставляем порой ‘снаб жение на ТРах, когда мож но использовать свои суда, снабдив их кранцами для пе редачи снабжения на про мысле? В то же время воз вратные контейнеры зача стую идут пустые, а между тем моряки в ЮВТО, АЧА , Ю ВА постоянно жалуются, что им не на чем отправить утиль в порт. А ведь за «воздух» мы платим транс портникам немалые деньги. • Конечно, многое, если не все, в условиях хозрасчета зависит от того, как мы уп равляем, как контролируем свои решения, приказы, ведь все, о чем я написал, не яв ляется каким-то открытием. Вот, допустим, есть в объе динении приказ о закрепле нии командного состава за судами, но выполняется он из рук вон плохо. Отсюда и появляются «временщики», которые добивают суда. Одним словом, команди ровка в море показала: если и требуется перестройка, то прежде всего перестройка методов управления. А. КУХТИНГ заместитель генерального директора объединения «Мурманрыбпром». Центрально-Восточная Атлантика — Мурманск. 12 февраля1988 года л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz