Рыбный Мурман. 1988 г. Февраль.
4 Хозяйственный механизм перестройки: * Экономическое обозрение Траловый флот ДОБРОЕ НАЧАЛО Начало нового года тру женики Северного бассейна отметили высоким трудовым подъемом. В январе объеди нение выполнило план по большинству основных пока зателей. Сверх установлен ного задания выработано то варной продукции на 20 миллионов рублей, валовой — на 18,8 миллиона, пище вой рыбопродукции, включая консервы, — 10,6 тысячи тонн, рыбной муки — 1,4 тысячи тонн. Программа по добыче ры бы и морепродуктов также успешно завершена. Однако на промысле ежедневно не доставало 8,1 единицы су дов. Недолов по этой причи не в январе составил 8,5 ты сячи тонн. Перекрыт план (112,6 процента) по пищевой. Боль ше установленного изготов лено продукции улучшенно го ассортимента — консер вов, пресервов, рыбного фи ле, спецразделки, охлажден ной, живой. Тем не менее рыбокомбинат и мурманские рыбаки-колхозники не су мели в достаточном количе стве выработать консервов и пресервов. И все-таки показатель пи щевой мог быть выше, если бы но простои судов в Юго- Восточной Атлантике в ожи дании транспортных рефри жераторов, а также низкого уровня подготовки судов к промыслу. Так, в Баренце вом море экипаж траулера «Керчь» три недели не мог организовать выпуск консер вов из печени трески только потому, что на судне отсут ствовала консервная брига да. К тому же па судах и плавбазах, работающих на приемке сырья от инофирм, слабо загружаются мощно сти по выпуску пресервов. В январе перекрыты пла ны поставок пищевой на экспорт и внерыночным по требителям, а также по кор мовой рыбе. Однако задание по товар ной продукции с учетом обя зательств по поставкам вы полнено на 99,9 процента. Сорвали поставки «Архан- гельскрыбпром» н фабрика орудий лова. Усиление влияния хозрас четных принципов, режима экономии позволили боль шинству предприятий пере крыть план по прибыли, кро ме «Мурманрыбпрома». А в целом прибыли будет больше задания на 4,7 мил лиона рублей. Что же позволило так удачно стартовать? Прежде всего это неплохая промыс ловая ситуация во многих районах, а также общая стра тегия, направленная на до бычу пищевых объектов. Главное теперь — не сбавлять набранного темпа, четко организовать деятель ность всего рыбацкого кон вейера. Особенно это касает ся вывоза продукции из от даленных районов, где сей час сложилась крайне напря- • женная ситуация. В. МОЛЧАНОВ, начальник планово-эконо- мического отдела ВРПО «Севрыба». Т Р У Д Н О вспоминается то ■ время, когда ордена О к тябрьской Революции М ур манский траловый флот хо дил в передовиках. Но вро де бы час, точнее, месяц начала побед настал. — Перекрыты все показа тели, — рассказывает началь ник управления флота Г. В. Тишков. — Сверх задания вы работано почти полторы тыся чи тонн пищевой продукции, рыбмуки, жира. Примечатель но, что такой успех достигнут меньшим, чем предусматрива лось планом, количеством су дов. Больше того, почти 30 тысяч тонн мороженой прод ук ции остались невывезенными с промысла. Что показал январь? Что ра ботать хорошо в новых уело- Работать хорошо-невыгодно? виях... невыгодно для флота. Мы езяли кредит в банке, су мели расплатиться с долгами, даже вперед на два месяца, перечислили немалую сумму промразведке . Но теперь кре дит банк забирает, и с марта будем «жить» на свои собст венные, заработанные деньги, на которые пока существовать трудно. Не рановато ли отни мают у нас ту подпорку , без которой на первых порах удержаться трудно? Если банк изымает, то ми нистерство пока не думает отдавать нам нами самими же заработанную валюту. А она так нужна для покупки и уста новки на СТМах филейных ма шин. Старались (и это наша гене ральная линия) считать каж дую копейку и не бросаться ею. Во-первых, максимально использовали свои промсуда для вывозки рыбопродукции . Объемы производства таковы, что вместе с транспортниками можем доставить в пункты на значения лишь 80 процентов продукции. А как быть с остальными? Тут нам очень нужна помощь «Севрыбы». Во-вторых, тралфлот отка зался от услуг по междурей совому техническому обслужи ванию на 2 миллиона рублей. Пора сказать вслух: такой ре монт, какой ведет орденонос ная Мурманская судоверфь — затяжной, некачественный, — в условиях хозрасчета нам не выгоден. Это — тормоз на пу ти перестройки. Вот поэтому делаем акцент на саморемонт, и по возможности будем его расширять. Я не хочу сказать, что мы не застрахованы от ошибок. Они — возможны . Но коллек тив поверил: новый механизм хозяйствования набрал оборо ты, и никто и ничто уже не остановит поступательного движения вперед. Мурманская судоверфь Вчерашние нормативы Как и намечали, труженики верфи выпустили 16 судов из ремонта. Сейчас на «оздоровлении» стоят 60. — Больше и не надо, — утверждает главный инженер объеди нения «Мурманская судоверфь» Е. А. Корейский, — иначе начнутся задержки , простои, хотя, в частности, полная за груз ка СРЗ-1 стоит под вопросом , так как объемы МРТО сократи лись, и не по нашей вине. Этот январь, как и в прошлые годы, лихорадило из-за от сутствия металла. Прошлогодние фонды «съели», а нынешние еще не поступили. Вот так перестроила свою работу УМТС «Севрыбы». Особо хочу сказать о старых нормативах. Настало, видимо, время их пересмотреть. Речь веду, в частности, о госзаказе по металлолому. Мы проводим очень большую работу по вос становлению деталей, а заказ по сбору и сдаче лома остался на уровне прошлых лет. Ну, не странно ли? Мы обращались опять же в УМТС, но там разводят руками... Фабрика орудий лова Подвели поставщики Единственным предприятием рыбной промышленности Мур манской области, не выполнившим план по товарной продукции с учетом обязательств по поставкам, стала фабрика орудий ло ва. Коллектив в течение многих лет был в передовиках и вдруг — срыв. Чем он вызван? — Мы не выполнили план по товарной на 122 тысячи руб лей и, разумеется, январские поставки, — объясняет дирек тор фабрики Р. С. Кулахметов. — Потребителям должны были поставить стальной такелаж. Но не было ваерных и кабельных тросов. Здесь вина полностью ложится на транспортно-складскую контору (она задолжала 94 тонны). Мурманский и Архангельский рыбакколхозсоюзы. Они, соответственно, нам недопоставили 10 и 14 тонн. Принимаются все меры, чтобы подобное не повторилось. Мурманский рыбакколхозсоюз Кто «съедает» топливо? Не сдали взяты х в прошлом году позиций ры баки -нолхозни ки . Однако потянувшиеся с прошло го года проблемы создали им оп ределенные трудности . — Согласно фондовому извещению от 25 сентября 1987 года и разнарядке Упррыбснаба, на этот год нам было выделено 17500 тонн дизтоплива , равномерно по кварталам , — расс ка зы вает и. о. председателя правления М урманско го рыбакколхозео - юза В. Д. Головатенко. — Поставщик — ВРПО «Севрыба». Да, на ши фонды находятся в общем «котле» объединения. Замести тель министра рыбного хозяйства СССР А . Н. Гульченно обязывал ВРПО своей телеграммой сохранить порядок обеспечения топли вом колхозы . Однако «Севрыба» прои гнорировала это ука зание , и мы были вынуждены в январе за клю чи ть договор с «Госкомнефтепродун- том» М урманской области, ко торы й , учиты вая , что фонды МРКС в соотношении к фондам «Севрыбы» составляют примерно 2,5 процента , выделяет нам о т груженное топливо подекадно в мизер ны х количествах . Так, при плане поставок 1460 тонн к 26 января мы получили лишь 715 тонн . Рыбокомбинат Запас карман тянет «Запас карман не тянет» — так считали многие руководители до хозяйственной реформы. Вот что рассказал главный И н ж е нер рыбокомбината Н. И. Лукьянов. — Сейчас у нас лежат на складе 16 тонн крабовы х пало чек. Несмотря на телеграмму начальника ВРПО, «Севрыбсбыт» их не принимает и не о т гр уж а е т потребителям. Увеличились у нас сверхплановые запасы рыбжира , получае мого с Дальнего Востока. И, естественно (та к к а к нормативы остались старые), возросли отчисления в госбюджет. За год они составляют 500 ты сяч рублей. Мы просили «Дальрыбу» постаа- лять по 2 —3 цистерны ж ира , везут ж е по 16, отсюда и простои цистерн , и штрафы. Думаю , что «Севрыба», Минрыбхоз не долж ны смотреть на эти проблемы, к а к на чужие , не свои. Ведь они тоже ответственны за те или иные решения , которые принима лись в свое время. Вот пример . У нас сейчас имеется импортно го оборудования на 5 миллионов рублей, но запчастей к нему нет. Не сегодня, т а к завтра оно может стать. «М урманрыбпром » : Объединение «Мурманрыбпром» в январе не выполни ло план по прибыли. Почему? На этот вопрос отвечает публикуемая корреспонденция. К а к и е П О ЧТИ ДВА МЕСЯЦА я ** провел в промысловом районе Центрально-Восточ ной Атлантики, где работа ют немало судов нашего объ единения типа БМРТ, В-408, СТР, и воочию убедился, на сколько же самоотвержен но работали моряки в кон це прошлого и начале нынешнего годов. Честь и хвала им, труженикам моря, которые не щадя себя сде лали все возможное и невоз можное для успешного вы полнения объединением пла нов января. А условия работы в ЦВА нелегкие. Тактика промысла для тралового лова здесь та кова: с 18 часов местного времени до четырех утра добыча рыбы идет на глуби нах 25— 35 метров, а в остальное время суток суда смещаются на большие глу бины — 50— 80 метров. Очень смело, без оглядки на разные инструкции, рабо тают суда-лидеры: траулеры «Железногорск» (капитан-ди ректор В. И. Ворошилов), «Невьянск» (В. К. Федяев), «Бирюсинск» (Н. А. Карка- чев). В основном траления они вели по так называемой «красной линии» и за преде лами зоны в удалении од ной мили. У них — хорошо отлаженное промвооруже- ние, система «дубль», да и на большие глубины они не выходят, стремятся к мини муму свести перебежки. Именно на них равняются и другие. Да, высокий вылов здесь имеет место. Однако процент выхода пищевой продукции не может удовлетворить ры баков, к примеру, судно до было за сутки 15— 25 тонн, а пищевой выпущено всего 8 тонн. Почему? В частности, отсутствуют охлаждаемые бункеры на судах проекта 394-АМ, оставляет желать лучшего система подачи сырья из бункера на трауле рах типа В-408, зачастую в приловы попадается мало мерная рыба, естественно, немало времени уходит на ее сортировку. Возможности тралового лова далеко не исчерпаны. Здесь есть полный смысл применить технологию выпу ска фарша из ставриды, сар дины, сардинеллы, а ценный пищевой прилов — скумб рию, рыбу-меч, рыбу-капитан, морского карася, диаграм му — направлять только на выпуск пищевой традици онным путем. В этой связи не могу не заметить, что пора карди нально изменить стратегию развития флота, а именно: валюту надо использовать только на новейшее промыс ловое вооружение и на но вые технологические линии и технологии. Только тогда сможем взять необходимый улов меньшим количеством судов, а не как сейчас — чем больше, тем лучше. Иначе мы никогда не выле зем из «долговой ямы». Что здесь еще мешает крупнотоннажному флоту? Как это ни странно, «новше ство». Речь идет о так назы ваемых «приведенных коэф фициентах», введенных с 1 июля прошлого года. Они используются при пересче те разделанной продукции в неразделанную. Понятно стремление некоторых пла новиков идти в ногу со вре менем — отменить валовый показатель ради натурально го. Но это не тот случай, когда всех надо подгонять под одну колодку. Коэффи циенты для этого района нужно срочно отменить, сде лать ЦВА «валовым» и установить натуральные по казатели премирования. Не могу не сказать и о таком больном вопросе, как зарплата. СТМы трал флота, ББГЛ, справившись с планом, уходят отсюда с паем от 800 до 1200 руб лей. А мурманрыбпромовцы? За месяц отличной работы «Железногорск» имеет та кой мизерный пай, что и го ворить о нем стыдно. Так что следует срочно, по-мое му, повысить сдельные рас ценки по этому району. Казалось бы, в новых ус ловиях хозяйствования командно - административ ные методы управления должны быть заменены эко номическими. Но с берега, из объединения (по старин ке) продолжают идти E3S 12 февраля 1988 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz