Рыбный Мурман. 1988 г. Февраль.

4 Хозяйственный механизм перестройки: * Экономическое обозрение Траловый флот ДОБРОЕ НАЧАЛО Начало нового года тру­ женики Северного бассейна отметили высоким трудовым подъемом. В январе объеди­ нение выполнило план по большинству основных пока­ зателей. Сверх установлен­ ного задания выработано то­ варной продукции на 20 миллионов рублей, валовой — на 18,8 миллиона, пище­ вой рыбопродукции, включая консервы, — 10,6 тысячи тонн, рыбной муки — 1,4 тысячи тонн. Программа по добыче ры­ бы и морепродуктов также успешно завершена. Однако на промысле ежедневно не­ доставало 8,1 единицы су­ дов. Недолов по этой причи­ не в январе составил 8,5 ты­ сячи тонн. Перекрыт план (112,6 процента) по пищевой. Боль­ ше установленного изготов­ лено продукции улучшенно­ го ассортимента — консер­ вов, пресервов, рыбного фи­ ле, спецразделки, охлажден­ ной, живой. Тем не менее рыбокомбинат и мурманские рыбаки-колхозники не су­ мели в достаточном количе­ стве выработать консервов и пресервов. И все-таки показатель пи­ щевой мог быть выше, если бы но простои судов в Юго- Восточной Атлантике в ожи­ дании транспортных рефри­ жераторов, а также низкого уровня подготовки судов к промыслу. Так, в Баренце­ вом море экипаж траулера «Керчь» три недели не мог организовать выпуск консер­ вов из печени трески только потому, что на судне отсут­ ствовала консервная брига­ да. К тому же па судах и плавбазах, работающих на приемке сырья от инофирм, слабо загружаются мощно­ сти по выпуску пресервов. В январе перекрыты пла­ ны поставок пищевой на экспорт и внерыночным по­ требителям, а также по кор­ мовой рыбе. Однако задание по товар­ ной продукции с учетом обя­ зательств по поставкам вы­ полнено на 99,9 процента. Сорвали поставки «Архан- гельскрыбпром» н фабрика орудий лова. Усиление влияния хозрас­ четных принципов, режима экономии позволили боль­ шинству предприятий пере­ крыть план по прибыли, кро­ ме «Мурманрыбпрома». А в целом прибыли будет больше задания на 4,7 мил­ лиона рублей. Что же позволило так удачно стартовать? Прежде всего это неплохая промыс­ ловая ситуация во многих районах, а также общая стра­ тегия, направленная на до­ бычу пищевых объектов. Главное теперь — не сбавлять набранного темпа, четко организовать деятель­ ность всего рыбацкого кон­ вейера. Особенно это касает­ ся вывоза продукции из от­ даленных районов, где сей­ час сложилась крайне напря- • женная ситуация. В. МОЛЧАНОВ, начальник планово-эконо- мического отдела ВРПО «Севрыба». Т Р У Д Н О вспоминается то ■ время, когда ордена О к­ тябрьской Революции М ур ­ манский траловый флот хо­ дил в передовиках. Но вро­ де бы час, точнее, месяц начала побед настал. — Перекрыты все показа­ тели, — рассказывает началь­ ник управления флота Г. В. Тишков. — Сверх задания вы­ работано почти полторы тыся­ чи тонн пищевой продукции, рыбмуки, жира. Примечатель­ но, что такой успех достигнут меньшим, чем предусматрива­ лось планом, количеством су­ дов. Больше того, почти 30 тысяч тонн мороженой прод ук ­ ции остались невывезенными с промысла. Что показал январь? Что ра­ ботать хорошо в новых уело- Работать хорошо-невыгодно? виях... невыгодно для флота. Мы езяли кредит в банке, су­ мели расплатиться с долгами, даже вперед на два месяца, перечислили немалую сумму промразведке . Но теперь кре ­ дит банк забирает, и с марта будем «жить» на свои собст­ венные, заработанные деньги, на которые пока существовать трудно. Не рановато ли отни­ мают у нас ту подпорку , без которой на первых порах удержаться трудно? Если банк изымает, то ми­ нистерство пока не думает отдавать нам нами самими же заработанную валюту. А она так нужна для покупки и уста­ новки на СТМах филейных ма­ шин. Старались (и это наша гене­ ральная линия) считать каж ­ дую копейку и не бросаться ею. Во-первых, максимально использовали свои промсуда для вывозки рыбопродукции . Объемы производства таковы, что вместе с транспортниками можем доставить в пункты на­ значения лишь 80 процентов продукции. А как быть с остальными? Тут нам очень нужна помощь «Севрыбы». Во-вторых, тралфлот отка­ зался от услуг по междурей ­ совому техническому обслужи­ ванию на 2 миллиона рублей. Пора сказать вслух: такой ре ­ монт, какой ведет орденонос­ ная Мурманская судоверфь — затяжной, некачественный, — в условиях хозрасчета нам не­ выгоден. Это — тормоз на пу­ ти перестройки. Вот поэтому делаем акцент на саморемонт, и по возможности будем его расширять. Я не хочу сказать, что мы не застрахованы от ошибок. Они — возможны . Но коллек­ тив поверил: новый механизм хозяйствования набрал оборо ­ ты, и никто и ничто уже не остановит поступательного движения вперед. Мурманская судоверфь Вчерашние нормативы Как и намечали, труженики верфи выпустили 16 судов из ремонта. Сейчас на «оздоровлении» стоят 60. — Больше и не надо, — утверждает главный инженер объеди­ нения «Мурманская судоверфь» Е. А. Корейский, — иначе начнутся задержки , простои, хотя, в частности, полная за груз ­ ка СРЗ-1 стоит под вопросом , так как объемы МРТО сократи­ лись, и не по нашей вине. Этот январь, как и в прошлые годы, лихорадило из-за от­ сутствия металла. Прошлогодние фонды «съели», а нынешние еще не поступили. Вот так перестроила свою работу УМТС «Севрыбы». Особо хочу сказать о старых нормативах. Настало, видимо, время их пересмотреть. Речь веду, в частности, о госзаказе по металлолому. Мы проводим очень большую работу по вос­ становлению деталей, а заказ по сбору и сдаче лома остался на уровне прошлых лет. Ну, не странно ли? Мы обращались опять же в УМТС, но там разводят руками... Фабрика орудий лова Подвели поставщики Единственным предприятием рыбной промышленности Мур­ манской области, не выполнившим план по товарной продукции с учетом обязательств по поставкам, стала фабрика орудий ло­ ва. Коллектив в течение многих лет был в передовиках и вдруг — срыв. Чем он вызван? — Мы не выполнили план по товарной на 122 тысячи руб­ лей и, разумеется, январские поставки, — объясняет дирек­ тор фабрики Р. С. Кулахметов. — Потребителям должны были поставить стальной такелаж. Но не было ваерных и кабельных тросов. Здесь вина полностью ложится на транспортно-складскую контору (она задолжала 94 тонны). Мурманский и Архангельский рыбакколхозсоюзы. Они, соответственно, нам недопоставили 10 и 14 тонн. Принимаются все меры, чтобы подобное не повторилось. Мурманский рыбакколхозсоюз Кто «съедает» топливо? Не сдали взяты х в прошлом году позиций ры баки -нолхозни ки . Однако потянувшиеся с прошло го года проблемы создали им оп­ ределенные трудности . — Согласно фондовому извещению от 25 сентября 1987 года и разнарядке Упррыбснаба, на этот год нам было выделено 17500 тонн дизтоплива , равномерно по кварталам , — расс ка зы ­ вает и. о. председателя правления М урманско го рыбакколхозео - юза В. Д. Головатенко. — Поставщик — ВРПО «Севрыба». Да, на­ ши фонды находятся в общем «котле» объединения. Замести­ тель министра рыбного хозяйства СССР А . Н. Гульченно обязывал ВРПО своей телеграммой сохранить порядок обеспечения топли ­ вом колхозы . Однако «Севрыба» прои гнорировала это ука зание , и мы были вынуждены в январе за клю чи ть договор с «Госкомнефтепродун- том» М урманской области, ко торы й , учиты вая , что фонды МРКС в соотношении к фондам «Севрыбы» составляют примерно 2,5 процента , выделяет нам о т груженное топливо подекадно в мизер ­ ны х количествах . Так, при плане поставок 1460 тонн к 26 января мы получили лишь 715 тонн . Рыбокомбинат Запас карман тянет «Запас карман не тянет» — так считали многие руководители до хозяйственной реформы. Вот что рассказал главный И н ж е ­ нер рыбокомбината Н. И. Лукьянов. — Сейчас у нас лежат на складе 16 тонн крабовы х пало­ чек. Несмотря на телеграмму начальника ВРПО, «Севрыбсбыт» их не принимает и не о т гр уж а е т потребителям. Увеличились у нас сверхплановые запасы рыбжира , получае­ мого с Дальнего Востока. И, естественно (та к к а к нормативы остались старые), возросли отчисления в госбюджет. За год они составляют 500 ты сяч рублей. Мы просили «Дальрыбу» постаа- лять по 2 —3 цистерны ж ира , везут ж е по 16, отсюда и простои цистерн , и штрафы. Думаю , что «Севрыба», Минрыбхоз не долж ­ ны смотреть на эти проблемы, к а к на чужие , не свои. Ведь они тоже ответственны за те или иные решения , которые принима­ лись в свое время. Вот пример . У нас сейчас имеется импортно­ го оборудования на 5 миллионов рублей, но запчастей к нему нет. Не сегодня, т а к завтра оно может стать. «М урманрыбпром » : Объединение «Мурманрыбпром» в январе не выполни­ ло план по прибыли. Почему? На этот вопрос отвечает публикуемая корреспонденция. К а к и е П О ЧТИ ДВА МЕСЯЦА я ** провел в промысловом районе Центрально-Восточ­ ной Атлантики, где работа­ ют немало судов нашего объ­ единения типа БМРТ, В-408, СТР, и воочию убедился, на­ сколько же самоотвержен­ но работали моряки в кон­ це прошлого и начале нынешнего годов. Честь и хвала им, труженикам моря, которые не щадя себя сде­ лали все возможное и невоз­ можное для успешного вы­ полнения объединением пла­ нов января. А условия работы в ЦВА нелегкие. Тактика промысла для тралового лова здесь та­ кова: с 18 часов местного времени до четырех утра добыча рыбы идет на глуби­ нах 25— 35 метров, а в остальное время суток суда смещаются на большие глу­ бины — 50— 80 метров. Очень смело, без оглядки на разные инструкции, рабо­ тают суда-лидеры: траулеры «Железногорск» (капитан-ди­ ректор В. И. Ворошилов), «Невьянск» (В. К. Федяев), «Бирюсинск» (Н. А. Карка- чев). В основном траления они вели по так называемой «красной линии» и за преде­ лами зоны в удалении од­ ной мили. У них — хорошо отлаженное промвооруже- ние, система «дубль», да и на большие глубины они не выходят, стремятся к мини­ муму свести перебежки. Именно на них равняются и другие. Да, высокий вылов здесь имеет место. Однако процент выхода пищевой продукции не может удовлетворить ры­ баков, к примеру, судно до­ было за сутки 15— 25 тонн, а пищевой выпущено всего 8 тонн. Почему? В частности, отсутствуют охлаждаемые бункеры на судах проекта 394-АМ, оставляет желать лучшего система подачи сырья из бункера на трауле­ рах типа В-408, зачастую в приловы попадается мало­ мерная рыба, естественно, немало времени уходит на ее сортировку. Возможности тралового лова далеко не исчерпаны. Здесь есть полный смысл применить технологию выпу­ ска фарша из ставриды, сар­ дины, сардинеллы, а ценный пищевой прилов — скумб­ рию, рыбу-меч, рыбу-капитан, морского карася, диаграм­ му — направлять только на выпуск пищевой традици­ онным путем. В этой связи не могу не заметить, что пора карди­ нально изменить стратегию развития флота, а именно: валюту надо использовать только на новейшее промыс­ ловое вооружение и на но­ вые технологические линии и технологии. Только тогда сможем взять необходимый улов меньшим количеством судов, а не как сейчас — чем больше, тем лучше. Иначе мы никогда не выле­ зем из «долговой ямы». Что здесь еще мешает крупнотоннажному флоту? Как это ни странно, «новше­ ство». Речь идет о так назы­ ваемых «приведенных коэф­ фициентах», введенных с 1 июля прошлого года. Они используются при пересче­ те разделанной продукции в неразделанную. Понятно стремление некоторых пла­ новиков идти в ногу со вре­ менем — отменить валовый показатель ради натурально­ го. Но это не тот случай, когда всех надо подгонять под одну колодку. Коэффи­ циенты для этого района нужно срочно отменить, сде­ лать ЦВА «валовым» и установить натуральные по­ казатели премирования. Не могу не сказать и о таком больном вопросе, как зарплата. СТМы трал­ флота, ББГЛ, справившись с планом, уходят отсюда с паем от 800 до 1200 руб­ лей. А мурманрыбпромовцы? За месяц отличной работы «Железногорск» имеет та­ кой мизерный пай, что и го­ ворить о нем стыдно. Так что следует срочно, по-мое­ му, повысить сдельные рас­ ценки по этому району. Казалось бы, в новых ус­ ловиях хозяйствования командно - административ­ ные методы управления должны быть заменены эко­ номическими. Но с берега, из объединения (по старин­ ке) продолжают идти E3S 12 февраля 1988 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz