Рыбный Мурман. 1988 г. Декабрь.

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! * 23 ДЕКАБРЯ 1988 ГОДА N9 40 (4272} + ВЫХОДИТ ПО ПЯТНИЦАМ Я Р И т ш ш ш т т Ш ® '' . * * « ШШЯЯШт Ш Ш М л’.'Ч.’Л'Л• щр? ш р 1?Ш шШ Ш тт ПОНЯВИН Дмитрий Иванович, ка­ питан-директор объединения «Мур- ланрыбпром»: — Прежде политика Минрыбхоза была тайной за семью печатями. Но жизнь не зашторишь . Рано или позд­ но придется «окошки» открывать и решать накопившиеся проблемы. Ра зве секрет , сколько живут моря ­ ки? Каждый р а з прихожу из рейса — читаю некрологи: какие спецы уходят, один в пятьдесят , а другой и того раньше.: Условия труда в море слиш­ ком тяжелые , да и психологические нагрузки велики. А цена за это ка­ кая? Возьмите семейные отношения. Я член родительского комитета в шко­ ле № 17, кое-что знаю не понаслыш­ ке. Среди неблагополучных очень боль ­ шой процент семей моряков. Из-за этих длительных рейсов мы ведь де­ тей своих теряем — и это, согласи­ тесь, проблема уж е не просто флот ­ ская, а общегосударственная. Когда об этом всерьез задумаемся? Не так давно ехал в автобусе до Кировска, разговорились с водителем. Спрашивает , сколько матрос получа­ ет. Удивился он. Да я, говорит, в ме ­ с я ц рублей 8 0 0— 9 0 0 имею. Ну, не обидно ли такое слышать? Моряк полгода оторван от семьи, по 12 часов от шкерочного стола не отходит — и заработок ниже, чем у шофера или доярки. Тут дело вовсе не в меркантильном интересе, а в отношении к рыбакам. Бюрократы оказались слишком живу­ чи. Первый натиск перестройки они выдержали и приспособились к новым условиям, по по сути остались преж­ ними. Вот и приходится моряку все время что-то преодолевать, за что-то бороться. Прежде всего на берегу.. А к ак ая техника у нас на судах? Я вот был на норвежском траулере . Со­ рок девятого года постройки. Но от старого судна только киль один ос ­ тался: быстро перевооружили, пере­ оснастили — ходит новехонький. А у нас, случается , два-три года в ремон­ те простаивают.. Словом, проблем очень много. В конечном итоге рыбаки разочаровы­ ваются в своей: профессии. Потому и текучесть кадров на флоте огромна. СТЕФАНЕНКО Валентин Андре­ евич, боцман тралового флота: — То, о чем говорят моряки в рейсе, с высоких трибун не звучит, — не доходит, видно, голос народной глубинки. Зато, если сверху что ска ­ жут , мы всегда услышим. Да еще по- своему истолкуем. Вспомним не такое уж далекое прошлое. Указ по борьбе с пьянством. Сверху заклеймили , приказали — мы под козырек: выпол­ ним. а как же. И недели не прошло со дня публикации документа, а уж чуть ли не от всех экипажей полете­ ли телеграммы: одобряем и поддер­ живаем. а дл я пущей убедительности зоны трезвости объявляем на судах. Абсурд ведь: по три-четыре дня п ер ­ вый помощник ходил за матросом, уговаривал — ну. вступи в общество трезвости. Лишь бы отрапортовать. А как совсем недавно насаждали парткомы так называемую «коллек­ тивную ответственность» на судах? Угрозами, вплоть до закрытия визы, заставляли моряков подписывать до ­ говор. И... воспитывали этим полней­ шую безответственность за свои дела и поступки. Как вели при этом себя мы. ком­ мунисты? Да потворствовали очковти­ рательству и бездумным решениям. Но, может быть, довольно уже? Да ­ вайте все-таки сначала думать. БЕРЕЖНОЙ Анатолий Михайло­ вич, матрос плавбазы «Пионер Мур- мана» БПО «Севрыба»: — Я бы хотел выступить в защи ­ ту капитанов. " В ходе перестройки повышается роль в производственных и общест­ венных делах рядовых моряков, спе­ циалистов судовых технологических линий. Теперь они сами принимают многие ответственные решения. А ка ­ питанов никакие свежие ветры не кос­ нулись. .Капитан промыслового и транспор­ тного судна не может назначить от­ ход. Он практически не влияет на подбор экипажа , с которым ему пред­ стоит много месяцев работать в экст­ ремальных условиях. Он зависим от берега не только в выборе промысло­ вого района, но и во многих других вопросах.. . А какой у него рабочий день! Д а ­ же в порту капитан обязан быть Щ судне во многих случаях , когда впол1 не справились бы его помощники, к тому же это повышало бы их ответст­ венность. А при отходе, который так часто переносится с часу на час, кф- питан опять сутками на ногах —» на судне или в береговых конторах. Если у штурманов рабочий день составляет в среднем 12 часов, то у капитанов еще больше. А в ЦК проф­ союза и других центральных ведомст­ вах все еще решают — сократить пенсионный возраст для капитанов или оставить прежним. Волнует меня и моих товарищей моряков скользящий график работы экипажа в порту. З а 9 — 12 дней он оставляет каждому из нас 2 —3 дня для дома, для семьи. Остальное — вахты, подготовка к ним, отдых после вахт. Нужно искать решение этой проблемы. Сегодня нельзя не заметить, что партийная работа в экипажах про­ мысловых и транспортных судов ста ­ ла энергичнее, интереснее. Роль ком­ мунистов повышается , растет их ав ­ торитет. А это уже многое, это залог того, что серьезные проблемы будут решаться быстрее и лучше , чем пре­ жде. ПЛ СНИМКЕ: (c.ieca направо) Д. //. ПОИЯВИ II, В. Л. СТЕФАНЕНКО, Л. М. БЕРЕЖНОЙ. Фото в. КОРЕЦКОГО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz