Рыбный Мурман. 1988 г. Декабрь.
ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! * 23 ДЕКАБРЯ 1988 ГОДА N9 40 (4272} + ВЫХОДИТ ПО ПЯТНИЦАМ Я Р И т ш ш ш т т Ш ® '' . * * « ШШЯЯШт Ш Ш М л’.'Ч.’Л'Л• щр? ш р 1?Ш шШ Ш тт ПОНЯВИН Дмитрий Иванович, ка питан-директор объединения «Мур- ланрыбпром»: — Прежде политика Минрыбхоза была тайной за семью печатями. Но жизнь не зашторишь . Рано или позд но придется «окошки» открывать и решать накопившиеся проблемы. Ра зве секрет , сколько живут моря ки? Каждый р а з прихожу из рейса — читаю некрологи: какие спецы уходят, один в пятьдесят , а другой и того раньше.: Условия труда в море слиш ком тяжелые , да и психологические нагрузки велики. А цена за это ка кая? Возьмите семейные отношения. Я член родительского комитета в шко ле № 17, кое-что знаю не понаслыш ке. Среди неблагополучных очень боль шой процент семей моряков. Из-за этих длительных рейсов мы ведь де тей своих теряем — и это, согласи тесь, проблема уж е не просто флот ская, а общегосударственная. Когда об этом всерьез задумаемся? Не так давно ехал в автобусе до Кировска, разговорились с водителем. Спрашивает , сколько матрос получа ет. Удивился он. Да я, говорит, в ме с я ц рублей 8 0 0— 9 0 0 имею. Ну, не обидно ли такое слышать? Моряк полгода оторван от семьи, по 12 часов от шкерочного стола не отходит — и заработок ниже, чем у шофера или доярки. Тут дело вовсе не в меркантильном интересе, а в отношении к рыбакам. Бюрократы оказались слишком живу чи. Первый натиск перестройки они выдержали и приспособились к новым условиям, по по сути остались преж ними. Вот и приходится моряку все время что-то преодолевать, за что-то бороться. Прежде всего на берегу.. А к ак ая техника у нас на судах? Я вот был на норвежском траулере . Со рок девятого года постройки. Но от старого судна только киль один ос тался: быстро перевооружили, пере оснастили — ходит новехонький. А у нас, случается , два-три года в ремон те простаивают.. Словом, проблем очень много. В конечном итоге рыбаки разочаровы ваются в своей: профессии. Потому и текучесть кадров на флоте огромна. СТЕФАНЕНКО Валентин Андре евич, боцман тралового флота: — То, о чем говорят моряки в рейсе, с высоких трибун не звучит, — не доходит, видно, голос народной глубинки. Зато, если сверху что ска жут , мы всегда услышим. Да еще по- своему истолкуем. Вспомним не такое уж далекое прошлое. Указ по борьбе с пьянством. Сверху заклеймили , приказали — мы под козырек: выпол ним. а как же. И недели не прошло со дня публикации документа, а уж чуть ли не от всех экипажей полете ли телеграммы: одобряем и поддер живаем. а дл я пущей убедительности зоны трезвости объявляем на судах. Абсурд ведь: по три-четыре дня п ер вый помощник ходил за матросом, уговаривал — ну. вступи в общество трезвости. Лишь бы отрапортовать. А как совсем недавно насаждали парткомы так называемую «коллек тивную ответственность» на судах? Угрозами, вплоть до закрытия визы, заставляли моряков подписывать до говор. И... воспитывали этим полней шую безответственность за свои дела и поступки. Как вели при этом себя мы. ком мунисты? Да потворствовали очковти рательству и бездумным решениям. Но, может быть, довольно уже? Да вайте все-таки сначала думать. БЕРЕЖНОЙ Анатолий Михайло вич, матрос плавбазы «Пионер Мур- мана» БПО «Севрыба»: — Я бы хотел выступить в защи ту капитанов. " В ходе перестройки повышается роль в производственных и общест венных делах рядовых моряков, спе циалистов судовых технологических линий. Теперь они сами принимают многие ответственные решения. А ка питанов никакие свежие ветры не кос нулись. .Капитан промыслового и транспор тного судна не может назначить от ход. Он практически не влияет на подбор экипажа , с которым ему пред стоит много месяцев работать в экст ремальных условиях. Он зависим от берега не только в выборе промысло вого района, но и во многих других вопросах.. . А какой у него рабочий день! Д а же в порту капитан обязан быть Щ судне во многих случаях , когда впол1 не справились бы его помощники, к тому же это повышало бы их ответст венность. А при отходе, который так часто переносится с часу на час, кф- питан опять сутками на ногах —» на судне или в береговых конторах. Если у штурманов рабочий день составляет в среднем 12 часов, то у капитанов еще больше. А в ЦК проф союза и других центральных ведомст вах все еще решают — сократить пенсионный возраст для капитанов или оставить прежним. Волнует меня и моих товарищей моряков скользящий график работы экипажа в порту. З а 9 — 12 дней он оставляет каждому из нас 2 —3 дня для дома, для семьи. Остальное — вахты, подготовка к ним, отдых после вахт. Нужно искать решение этой проблемы. Сегодня нельзя не заметить, что партийная работа в экипажах про мысловых и транспортных судов ста ла энергичнее, интереснее. Роль ком мунистов повышается , растет их ав торитет. А это уже многое, это залог того, что серьезные проблемы будут решаться быстрее и лучше , чем пре жде. ПЛ СНИМКЕ: (c.ieca направо) Д. //. ПОИЯВИ II, В. Л. СТЕФАНЕНКО, Л. М. БЕРЕЖНОЙ. Фото в. КОРЕЦКОГО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz