Рыбный Мурман. 1988 г. Декабрь.
о i лицом к людям Уроки прошлого ВОЗРОДИТЬ ЯРУСНЫЙ ЛОВ Э А ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ в ^ печати поязилось не сколько публикаций о ярус ном лове. Совершенно верно, он имеет ряд преимуществ и его необходимо возродить. Резкое сокращение строитель ства деревянных судов и во левые решения о выселении людей с побережья Кольского полуострова привели к полно му прекращению ярусного ло ва на Севере в середине 50-х годов. Сейчас планируется пере оборудовать несколько тра- улероз под ярусный лов, как вдали от наших берегов, так и для работы в Баренцевом море. Учитывая это, необходи мо разработать правила со вместного плавания ярусных су дов и судов с другими орудия ми лова. Кстати, до середины 50-х годов вдоль зсего Коль ского побережья была установ лена трехмильная колхозная зона, куда тральщикам заход был запрещен, если там стоя ли ярусы или работали малые рыболовные траулеры. Видимо, стоит рассмотреть вопрос о проектировании и строительстве специальных су дов для ярусного лова — не больших для прибрежного и покрупнее для промысла от даленного. Первые должны быть только ловцами, иметь главный дзигатель мощностью 100— 150 л. с., длиною около 15 метров, экипаж 6 человек, осадку не более полутора мет ров. В. КУЗНЕЦОВ, ветеран труда, работник рыбной промышленности Севера с 1944 по 1988 год. Письмо из Поти «Спасибо, доктор!» 3 сентября нынешнего года , находясь в перуанском порту Кальяо на ремонте рыболов ных судов «Грузрыбпрома>), я по л учил травму д в у х пальцев правой руки . Травма была серьезной, но мне своевремен но оказал помощь судовой врач большого автономного траулера «Маршал Ереме/псо» Владимир Михайлович Карцев. Благодаря его добрым рукам мои пальцы остались в нор мальном рабочем состоянии . Спасибо доктору В. М. Кар цеву и. всем морякам этого судна Мурманского тралового флота — за ту доброту, кото рую я ощущал в течение 16 суток. С уважением — Борис Гелозия. г. Поти. Письмо моряка-грузина северянам — одно из многочисленных свидетельств интернациональной дружбы рыбаков, приходящих на помощь друг другу на любых широтах Мирового океана. АНКЕТА ЧИТАТЕЛЯ Воспитание на традициях Продолжаем публиковать от веты читателей на нашу анке ту. Напомним ее вопросы: 1. Когда стали читателем «РМ»? 2. Ваша профессия, воз раст, место жительства. 3. Что вам нравится в «РМ»? 4. Что не нравится? 5. Ваши предло жения по улучшению содержа ния материалов, оформлению еженедельника. 6. Какие новые рубрики (темы) хотели бы ви деть в «РМ» в 1989 году? 7. Ваши замечания по поводу подписки и распространения «РМ». 8. Фамилия, имя, отче ство, ваш адрес (по желанию). Строки из писем-ответов. 1. Около трех лет. 2. Ш о фер, 56 лет, Мурманск. 3. Раскованность, обстоятель ность. 4. Очень мало о буду щем города, его развитии. Нет схем и планов — что, где, когда возведут. 5. Не забы вать о моряках и рыбаках, оторванных от дома и семьи. 6. Нужны страницы прозы, приключений. Возьмите при мер с «Водного транспорта». 7. Все нормально. 8. Лабутин Ю. И., Мурманск, Щербакова, 30. * * ★ 1. Регулярно (каждый но мер, за небольшим исключе нием) с 1985 года, отдельные номера читаю более 10 лет. 2. Юрист (сейчас на пенсии), 60 лет, живу в г. Мурманске. 3. Читаю «от корки до ко р ки» каждый номер (особенно после того, как еженедельник стал выходить на 16 страни цах). Нравятся корреспонден ции о море и моряках (то, что пишется в море, с нату ры) и заметки из-за рубежа, а также на исторические те мы. 4. Слишком пространные рассуждения на производст венные темы (мое мнение — нужно покороче). 5. Как читатель, я считаю, что все нормально. 6. Предложил бы расширить рубрику «Наш край» печатани ем подробных материалов (с историческими справками) о наших городах и поселках. На чать можно с Гремихи или Териберки, а может, с Линаха- марм. Еще — печатать на страни цах «РМ» постановления пле нумов ОК КПСС и решения облисполкома, касающиеся рыбаков и рыбообработчиков, полностью (без каких-либо со кращений). 7. Замечаний нет. Подписать ся на «РМ» можно запросто. Вот если бы и в почтовый ящик его опускали не в 11 часов, а раньше, было бы сов сем хорошо. 8. Красовский Алексей Алек сеевич, г. Мурманск, ул. Ком сомольская, д. 6. Р ОВНО ПЯТЬ ЛЕТ НА ЗАД партком и адми нистрация СРЗ -2 объедине ния «Мурманская судо верфь» приняли хорошее ре шение: создать музей пред приятия. с этой целью был образован штаб. Мне, как участнику Великой Отечест венной воины и ветерану з а вода с 1936 года, предложи ли оказать содействие в столь нужном деле по воспи танию подрастающего поко ления. Я охотно согласился. Начал, 'можно сказать , с нуля. Был подготовлен плап работы. Его утвердил парт ком. В 1 984— 85 годах уда лось собрать богатый .мате риал по истории завода. Опы та не было. Много дали по сещения музеев — област ного краеведческого и мор ского пароходства, постоян но действующей выставки ВРПО «Севрыба». В это же время шло переоборудование одного из помещений, сбор экспонатов. З а три года мне удалось подготовить руко пись по истории предприя тия (бывшие мастерские на Торос-острове, затем на Аб- раммысе, нынешний завод). Рукопись частично опубли кована в еженедельнике «Рыбный Мурман», возмож но, увидит свет в сборнике, готовящемся областным из дательством. Директор Зав о музей СРЗ -2 10. Г. Дунин, секре тарь парткома Ю. В. Моро зов всячески поддерживали любую инициативу в деле создания музея. Кроме того, предполагалось установить на одном из корпусов заво да мемориальную доску с именами восемнадцати судо ремонтников, не вернувших ся с войны. Список их я, на основе документов, подгото вил. В 1986 году руководство завода сменилось, и все р а боты по созданию музея практически прекратились. Экспонаты, временно выстав ленные в детском секторе клуба «.Маяк», перенесли в красный уголок механическо го цеха, закрытого почти по стоянно, кроме двух-трех раз в месяц, когда проводят ся какие-то мероприятия. В это время, конечно, и на стенды посмотреть нет вре мени. Д а и тесновато там. Bor и получилось так, что некоторые из бывших судо- д е к о й нужен ремонтников, члены их се мей, сдавшие в музей доку менты. другие дорогие р е ликвии, просят их вернуть... Была в этом году попытка депутатской группы 8-го •микрорайона - рассмотреть этот вопрос, но представи тель Первомайского райис полкома В. А. Филимонов по не известным мне причинам не прибыл на заседание группы, и вопрос остался «от крытым»... На мой взгляд, дело мож но поправить, если будет вы делен освобожденный работ ник, ответственный за созда ние музея. Он смог бы про должить встречи с ве терана ми завода, их семьями, пр а к тически завершить создание экспозиции. В воспитании молодых судоремонтников на богатых ^традициях этого коллектива заводской музей может сыграть значительную роль. В. СЫРОПОРШНЕВ, ветеран войны и труда. по труд у ---------------------------------------------------- - -------—----- П О Л , П О Т О Л О К . . . ленческим службам. Но кто ответит за наш недолов, за создание невозможных усло вий для выполнения рейсо вого задания? З а такое «пла нирование» и «организацию» работы промысловых судов? К кому будут применены «крайние меры» за срыв ре ально возможного значитель ного погашения задолженно сти по пищевой? Все ясно. З а все недора ботки и упущения , имеющие конкретных виновников, по платятся моряки. Их же об винят в несознательности, ес ли посетуют на свои беды и мизерную оценку труда. Вопрос оплаты труда рыба- ков — далеко не новый, все гда для них болезненный и очень наД°евший и досадный для руководящих и профсо юзных деятелей всех много численных ступеней управ ления . Поспешил ли наш профсоюз после XIX Всесо юзной партконференции устранить вопиющую неспра ведливость, сотворенную крючкотворами - организато рами зарплаты рыбаков? На пример, в КЗоТе есть ясная и единственная формулиров ка «сверхурочные часы р а боты». Закон ясно определя ет и их оплату. Для моряков же изобретено «сверхнорма-- лыюе рабочее время», и ус танавливается ничем не обо снованный процент перера ботки. А трудятся в море 84 часа в неделю, без выходных и праздников. Чтобы утверж дать, мол, переработка в этом случае равна 45 про центам, нужно рассуждения , видимо, основывать на прин ципах откровенного цинизма. Кто и как определяет меру оплаты труда, когда за со вершенно одинаковый объем работ зарплата может ока заться в два ра за меньшей, если длина рыб на 2 — 3 сан тиметра короче ГОСТа? Возьмем обычную ситуацию. Сорок тонн рыбы обработчи ки могут заморозить без вся кой помощи, а для выработ ки 12 тонн тушки из л ед я ной требуется напряженная работа всего экипажа с вах тами и подвахтами. Какова же в том и другом случае оп лата? 40 тони заморозки нераз- деланной ледяной дают на пай 11 рублей 50 копеек, но если она будет «мелкой» (на 2 —3 сантиметра короче стан дарта), то морякам идет уже 6 рублей 30 копеек. (Доволь но странно, ведь затраты труда одинаковы.) Далее. Чтобы изготовить 12 тонн тушки из крупной ледяной рыбы, необходима круглосуточная помощь об работчикам всех членов эки пажа. Но 'пай составит 9 рублей. Тот, кто так нормирует труд и определяет зарплату моряку , исходит, наверное, из принципа трех «и»: па лец. иол, потолок. Как прсле всего этого втолковать моряку, что су точная нагрузка по замороз ке — 36 тонн. Что именно столько надо вырабатывать каждый день, несмотря на выгрузки, бункеровки, хоз- работы, переходы, неизбеж ные ремонты, штормы и т. д. и т. п. Естественно, он по нимает, что заведомо плани руется брак, ибо мощность морозильных установок — 36 тонн в сутки. И (куда де нешься!) гонит некачествен ную продукцию по 40 и боль ше тонн. Гонит, несмотря на то, что давал расписку о коллективной ответственно сти за качество. Но в то же время отлично осознает, что тог, кто на берегу толкает его на беззаконие, никаких рас писок не давая, и никогда не понесет никакой ответствен ности. Что помполиту ответить моряку на вопрос: «Когда прекратят манипулировать начислением зарплаты?» , ес ли ежегодно издаются новые положения об организации зарплаты плавсостава, подле жащие обязательному изу чению в экипажах. В них каждый раз новые методы, эксперименты, расценки, ко эффициенты... Преследуется, вероятно, одна цель — пол ностью запутать моряка в этих дебрях, лишить возмож ности хоть приблизительно знать, нто ему будет начис лено за рейс, и таким обра зом заполучить полный про стор для бесконтрольности? Действительно, иногда появ ляется желание согласиться с предложением рыбаков, что все эти положения надо изу чать в народных судах. Может ли не волновать во прос о сокращении управлен ческого аппарата, если в ре зультате административных «починов» численность эки пажа уменьшается до крити ческого предела, а многосту пенчатая пирамида непомер но раздутого управленческо го аппарата остается непри косновенной. Естественно огорчение .моряков, когда они на этот вопрос получили от администрации ответ, что штат управленческих служб... еще неполный. Что может ответить им первый помощник, если все эти дни он каждый рабочий день отчитывается в девяти службах и организациях, да ет объяснения в кабинетах, сдает фильмы и библиотеку, получает корешки подписных абонементов и лотерейные билеты, затем разыскивает тех, ко.му их надо вручать, пытается ускорить выдачу зарплаты, а вечерами исправ ляет или дорабатывает отчет ные бумаги, требования по оформлению которых за пол года обязательно в чем-то и з менены. Вопросов, к сожалению, слишком много. Но суть их сводится к одному: что пред принимается администрацией, общественными организация ми для восстановления -пра вовых норм, решения соци ально-бытовых вопросов? Наш рейс только что закон ' чился. и, может бы г ь . з а и о л - гОда эти проблемы уже реше ны? Тогда хочу спросить партком: «Почему от него нет информации о том, как в нашем объединении идет пе рестройка?» А. ШЕПЕЛИН, первый помощник капитана БМРТ «Быковом объедине ния сМурманрыбпро м».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz